найти уязвимые точки в предлагаемой форме. Хорошо, если в море ответов будут продемонстрированы реальные результаты, полученные при использовании данной формы в процессе обучения, прозвучат мнения детей об ее эффективности. Суждение каждого участника и «болельщика» о возможности применения тех или иных форм работы в своей практике может быть продемонстрировано поднятием цветной карточки (зеленая - охотно буду использовать, красная - считаю неэффективной для себя, желтая - пока не сумею), что дает своеобразную возможность блиц диагностики готовности студентов к использованию многообразия современных форм обучения.
Содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы в вузе должны отличаться направленностью на развитие у будущих учителей педагогического мастерства. Опыт показывает, что это
могут быть занятия инновационного типа, создание поисковой ситуации, организация дискуссии, деловых игр, в курсовых и дипломных работах - исследовательский уровень и др. Разработанные и спроектированные нами профессионально-ориентированные учебные занятия по курсу «Педагогика» на основе интерактивных форм и методов, направленных на активизацию познавательной деятельности будущих учителей позволяют более эффективно решить проблему развития педагогического мастерства будущих учителей в непрерывном образовании.
Список литературы
1. Айтмамбетова Б. Идеи и опыт педагогов новаторов. - Алматы, 2000.
2. Волков И.П. Учим творчеству. - М., 1988.
СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ
Юнусова Р.Б.
Международный университет Silkway докторант 1 курса
Кенжебекова Р.И.
Международный университет Silkway к.п.н. Профессор THE SYSTEM OF WORK OF A SOCIAL TEACHER FOR PROFESSIONAL ORIENTATION
Yunussova R.
Silkway International University 1st year doctoral student
Kenzhebekova R.
Silkway International University Ph.D., Professor
Аннотация
Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального государства связано с повышением роли человеческого фактора. Поэтому разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики. В статье путем эксперимента выявлен уровень профессиональной ориентации старшеклассников и разработана методическая система реализации данной работы.
Abstract
Meeting the challenges of building is a democratic, civil society and the welfare state due to the increased role of the human factor. Therefore, the development of the problem of choosing a profession and professional growth has important theoretical and methodological importance for solving problems of social practice. The article by experiment revealed the level of high school and vocational guidance developed methodical system for the implementation of this work.
Ключевые слова: социальный педагог, профессия, профессиональная ориентация, социально-педагогические условия, формы и методы работы, профессиональная ориентация.
Keywords: social worker, profession, professional orientation, socio-pedagogical conditions, forms.
Научная актуальность темы состоит в том, что существующая теоретическая база профессиональной ориентации недостаточна для ее эффективности. Существенным тормозом развития профессиональной ориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.
Практическая актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях профессиональной ориентации уделяется очень мало внимания. Эксперимент включал
в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап. На этом этапе целью эксперимента являлось выявление уровня профессиональной ориентации старшеклассников. Для сбора данных использовались анкеты, составленные авторами. Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения по следующим группам критериев: наличие выбора профессии, уровень знаний о профессии, причины выбора профессии. Учащимся были предложены анкеты «Твое профессиональное будущее», составленные авторами. Каждая анкета содержала 10 во-
просов: 2 вопроса - открытые, 8 вопросов - с 3 вариантами ответов. Детям необходимо было написать ответ или выбрать один из вариантов. Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения.
Сначала данные были интерпретированы в соответствии с I группой критериев, а по II и III группам критериев были обработаны анкеты только тех детей, которые выбрали одну профессию или выбирают между 2-3 профессиями. По результатам анкетирования были сформированы 2 группы респондентов: 1) экспериментальная - 20 детей в возрасте 15-17 лет; 2) контрольная - 20 детей в возрасте 1517 лет. Группы формировались таким образом, чтобы процентные соотношения по критериям в обеих группах были примерно одинаковые.
Результаты диагностики в экспериментальной группе, следующие: Выбор профессии: 1) 30% школьников уже сделали выбор конкретной профессии; 2) 30% школьников выбирают между 2-3 профессиями; 3) 40% школьников еще не выбрали себе профессию.
II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): 1) высокий уровень знаний у 20% детей; 2) средний уровень знаний у 45% детей; 3), низкий уровень знаний у 35% детей.
III. Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): 1) для 30% детей интересна выбранная деятельность; 2) для 30% детей главное в выбранной профессии -престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен; 3) 40% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей. В контрольной группе результаты несколько отличаются: I. Выбор профессии: 1)30% школьников уже сделали выбор конкретной профессии; 2) 25% школьников выбирают между 2-3 профессиями; 3) 45% школьников еще не выбрали себе профессию.
II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): 1) высокий уровень знаний у 20% детей; 2) средний уровень знаний у 40% детей; 3) низкий уровень знаний у 40% детей. III. Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): 1) для 30% детей причина выбора - интерес к выбранной деятельности; 2) для 35% детей главное в выбранной профессии - престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен; 3) 35% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей. Анализ полученных данных показал, что многие школьники еще не определились с выбором профессии, а из тех, кто определился, многие мало знают о выбранной профессии и о том, где ее можно получить. Большого внимания заслуживает и критерий причины выбора профессии - большинство опрошенных предпочитает интересу к профессии ее престижность и высокая оплачиваемость. Однако, как было сказано выше, это не всегда оказывается лучше. Формирующий этап. На формирующем этапе для участвующих в эксперименте детей были разработаны групповые и индивидуальные занятия, целью которых была
профессиональная ориентация учеников. В формирующем эксперименте участвовала только экспериментальная группа. Основу данного этапа составляли групповые занятия по профессиональной диагностике, профессиональному просвещению, групповые тренинговые занятия и индивидуальные профессиональные консультации.
Целью занятий по профессиональной диагностике являлось выявление интересов, склонностей старшеклассников, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики, определение социальных установок старшеклассников, определение мотивации выбора и ее структуры, определение выраженности и структуры способностей каждого. В рамках данных занятий детям были предложены следующие методики и тесты: тест Д. Голланда по определению типа личности; дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова; методика «Матрица выбора профессии»; тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду»; методика «КОС»; методика «Карта интересов»; определение склонностей по методике Л.А. Йовайши; методика «Профориентационная анкета»; тест «Есть ли у вас деловая хватка», тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».
Целями профессионального просвещения являлись расширение круга известных участникам эксперимента профессий, а также повышение уровня знаний старшеклассников об этих профессиях и о выбранной профессии, в частности. Как было сказано выше, профессиональное просвещение включает в себя следующие направления: профессиональная информация и профессиональная агитация. Первое направление реализовывалось посредством организации занятий, на которых детям была предложена информация о различных профессиях, требованиях, которые они предъявляют к человеку; информация о состоянии рынка труда и потребности в кадрах; информация о средних специальных и высших учебных заведениях, обучающих специалистов той или иной области профессиональной деятельности - какие есть, какой уровень образования необходимо иметь и какие экзамены необходимо сдавать для поступления в то или иное учреждение. Материалы для занятий собирались автором на выставках образования, кроме того, использовались материалы «Энциклопедии профессий Кирилла и Мефодия», журналов «Куда пойти учиться». Другой метод, использовавшийся в процессе профессионального просвещения - это организация встреч учащихся с представителями различных профессий: педагог, психолог, сотрудник милиции, директор образовательного учреждения, программист, медицинский работник и т.д. Профессиональная агитация проводилась в форме групповых бесед, диспутов, различных профориен-тационных игр: игра «Пришельцы»; игра «Остров»; игра «Три судьбы»; активизирующий опросник «Сейчас и потом». Целями тренинговых занятий являлись более четкое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, информационная и психологическая
подготовка их к вступительным экзаменами прохождению собеседования при приеме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, обучение учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), активизация планирования профессиональной и жизненной перспективы.
На тренингах использовались следующие методы: групповая беседа, диспут и игровой метод. Были использованы следующие профориентацион-ные игры и методики: активизирующий опросник «Перекресток»; игра «Профессия на букву»; игра «Цепочка профессий»; игра «День из жизни...»; игра «Ловушки капканчики»; игра «Про консультация»; игра «Защита профессии перед родителями»; игра «Приемная комиссия» (или «Отдел кадров»); игра «Самая-самая»; бланковая игра «Торг»; бланковая игра «Я - компаньон»; активизирующий опросник «Будь готов!»; активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»; активизирующий опросник «Престижная профессия»; активизирующий опросник «Сейчас и потом»; игровое упражнение «Подарок»; игра «Эпитафия»; карточная бланковая игра «Комплимент». Целями организации индивидуального профессионального консультирования являлись: помощь тем участникам эксперимента, у кого после просвещения и тренингов остались невыясненные вопросы, кто сомневался в правильности сделанного ими выбора профессии; предоставление дополнительной информации об образовательных учреждениях, обучающих той или иной профессии. Содержание консультаций зависело от потребностей каждого конкретного ученика. В ходе консультирования детям была оказана помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, была предоставлена информация о показаниях и противопоказаниях к работе по той или иной профессии и способах, и методах диагностики этих показаний. Кроме того, учащимся была предоставлена информация о способах развития умений и навыков, необходимых для работы по выбранной специальности. С несколькими учащимися были проведены беседы по вопросу причины выбора профессии. В ходе консультации использовались следующие методики: карточная игра «Человек-судьба-черт»; игра «Профессьянс «Формула-5»; методика «Про консультационные перечни». Проведенные занятия и консультации дали ответ на множество вопросов, возникающих у старшеклассников при выборе профессии, подготовили их к трудностям, которые могут возникнуть на пути к профессиональным достижениям, научили отстаивать свой выбор, подготовили их к прохождению собеседования для поступления в образовательное учреждение и на работу. Необходимо отметить, что некоторые участники сначала не проявляли практически никакой активности на тренингах, диспутах и во время бесед. В основном это были те учащиеся, которые еще не выбрали себе профессию. Однако постепенно они стали более активны, начали участвовать
в играх, дискуссиях и беседах, задавали вопросы и изъявляли желание проконсультироваться индивидуально по вопросам профессионального определения. Все это уже свидетельствует об эффективности предложенной модели работы педагога по профориентации.
Контрольный этап. Целью данного этапа являлось определение уровня эффективности проведенной профессиональной ориентационной работы. Для этого было проведено повторное анкетирование, в ходе которого использовались те же анкеты, что и на констатирующем этапе. На данном этапе в эксперименте участвовали обе группы респондентов. Получены следующие результаты.
В экспериментальной группе:
I. Выбор профессии: 1) 45% школьников сделали выбор конкретной профессии; 2) 40% школьников выбирают между 2-3 профессиями; 3) 15% школьников еще не выбрали себе профессию.
II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): 1) высокий уровень знаний у 60% детей; 2) средний уровень знаний у 20% детей; 3) низкий уровень знаний у 20% детей.
III. Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): 1) для 40% детей причина выбора профессии, прежде всего интерес к выбранной деятельности; 2) для 35% детей главное в выбранной профессии остался престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен; 3) 25% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей.
Таким образом, для эффективности работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников необходимы определенные социально-педагогические условия:
1. Ориентация на формирование личностных качеств учащихся (способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, коммуникабельности и т.д.).
2. Системность, комплексность, целостность и непрерывность профориентационной деятельности социального педагога.
3. Взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования.
4. Взаимодействие социального педагога и образовательного учреждения со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также различными предприятиями и организациями, в целях обучения (экскурсии) и трудоустройства учащихся.
5. Совместная деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся.
6. Включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе.
7. Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации
должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации.
8. Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода. В этой работе можно использовать разнообразные формы и методы: - шефство преподавателей профессиональных заведений, специалистов предприятий и организаций над образовательными учреждениями; - организация экскурсий учащихся в профессиональные учебные заведения и на предприятия; - помощь профессиональных учреждений и предприятий образовательным учреждениям в
организации учебно-методических кабинетов, в пополнении материальной базы профориентации в школах; - проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях.
Список литературы
1. Флорова С.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников. - М., 2009 г.
2. Мицкевич А.А. Технология обучения как средство успешного самоопределения старшеклассников. - Санкт-Петербург, 2010.
3. Петрусевич А.А. Педагогический смысл профессиональной ориентации в современной школе. - М., 2009.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Рахимкулов Ш.С.
Международный университет Silkway докторант 1 курса
Молдабек К.
Международный университет Silkway д.п.н.,профессор FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS
Rakhimkulov Sh.
Silkway International University 1st year doctoral student
Moldabek K.
Silkway International University Ph.D., Professor
Аннотация
Современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к личности учителя, необходимости его социально-нравственного развития. Ценностные отношения педагога определяют его эмоционально психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно - потребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в профессиональной деятельности.
Abstract
The current stage of education is characterized by an increase in the priority of the human factor, increased attention to the teacher's personality, the need for its social and moral development. Value of educators determine its emotional and psychological state, satisfaction and fullness of life, its meaning, and value system regulates the behavior and activities, defines motivation - need sphere, personal orientation, willingness to be guided by these values in their professional activities.
Ключевые слова: ценностное отношение, будущий учитель, профессиональная деятельность, тре-нинговые занятия, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Keywords: value orientation, future teacher, professional work, training sessions, the formation of the valuable relation to professional activities.
Ценности, ценностные отношения представляют собой совокупный культурно-исторический опыт, накопленный обществом, и индивидуальный опыт, складывающийся в процессе жизнедеятельности личности. Высшим уровнем развития ценностного отношения является собственно - духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регуляторами поведения личности.
Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания будущим учителем определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической
деятельности. Ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего учителя проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. Специфика и особенность ценностного отношения к педагогической деятельности определяется не субъект - объектными связями, а меж субъектными отношениями, в которых оно и реализуется. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов вуза, будущих учителей, должно осуществляться с учетом возможного влияния на данный процесс факторов и условия, относящихся как к категории внешних, так и внутренних. Среди позитивно влияющих и