Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей'

Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VALUE ORIENTATION / FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL WORK / TRAINING SESSIONS / THE FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимкулов Ш. С., Молдабек К.

Современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к личности учителя, необходимости его социально-нравственного развития. Ценностные отношения педагога определяют его эмоционально психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно потребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в профессиональной деятельности.The current stage of education is characterized by an increase in the priority of the human factor, increased attention to the teacher's personality, the need for its social and moral development. Value of educators determine its emotional and psychological state, satisfaction and fullness of life, its meaning, and value system regulates the behavior and activities, defines motivation need sphere, personal orientation, willingness to be guided by these values in their professional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахимкулов Ш. С., Молдабек К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей»

должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации.

8. Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода. В этой работе можно использовать разнообразные формы и методы: - шефство преподавателей профессиональных заведений, специалистов предприятий и организаций над образовательными учреждениями; - организация экскурсий учащихся в профессиональные учебные заведения и на предприятия; - помощь профессиональных учреждений и предприятий образовательным учреждениям в

организации учебно-методических кабинетов, в пополнении материальной базы профориентации в школах; - проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях.

Список литературы

1. Флорова С.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников. - М., 2009 г.

2. Мицкевич А.А. Технология обучения как средство успешного самоопределения старшеклассников. - Санкт-Петербург, 2010.

3. Петрусевич А.А. Педагогический смысл профессиональной ориентации в современной школе. - М., 2009.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Рахимкулов Ш.С.

Международный университет Silkway докторант 1 курса

Молдабек К.

Международный университет Silkway д.п.н.,профессор FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS

Rakhimkulov Sh.

Silkway International University 1st year doctoral student

Moldabek K.

Silkway International University Ph.D., Professor

Аннотация

Современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к личности учителя, необходимости его социально-нравственного развития. Ценностные отношения педагога определяют его эмоционально психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно - потребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в профессиональной деятельности.

Abstract

The current stage of education is characterized by an increase in the priority of the human factor, increased attention to the teacher's personality, the need for its social and moral development. Value of educators determine its emotional and psychological state, satisfaction and fullness of life, its meaning, and value system regulates the behavior and activities, defines motivation - need sphere, personal orientation, willingness to be guided by these values in their professional activities.

Ключевые слова: ценностное отношение, будущий учитель, профессиональная деятельность, тре-нинговые занятия, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Keywords: value orientation, future teacher, professional work, training sessions, the formation of the valuable relation to professional activities.

Ценности, ценностные отношения представляют собой совокупный культурно-исторический опыт, накопленный обществом, и индивидуальный опыт, складывающийся в процессе жизнедеятельности личности. Высшим уровнем развития ценностного отношения является собственно - духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регуляторами поведения личности.

Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания будущим учителем определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической

деятельности. Ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего учителя проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. Специфика и особенность ценностного отношения к педагогической деятельности определяется не субъект - объектными связями, а меж субъектными отношениями, в которых оно и реализуется. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов вуза, будущих учителей, должно осуществляться с учетом возможного влияния на данный процесс факторов и условия, относящихся как к категории внешних, так и внутренних. Среди позитивно влияющих и

оказывающих воздействие внешних факторов, нами в качестве средства достижения цели был выбран тот, который связан с необходимостью использования в образовательном процессе вуза активных методов и технологии обучения. К подобным методам и технологиям следует отнести проведение тренинговых занятий, направленных, прежде всего на коррекцию и развитие существующие системы отношений личности. В целях оптимизации процесса формирования у будущих учителей, ценностного отношения к профессиональной деятельности и опираясь на теоретические положения по исследуемой проблеме, нами была разработана и прошла апробацию программа тренинга личностного и профессионального саморазвития. Основанием для разработки программы явилось следующее программно-методическое обеспечение: «Тренинг профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования учителя» (авторы Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская), «Тренинг развития эмоционального интеллекта педагога: от планирования к действию» (автор М. Ми-найлова), «Тренинг личностного роста для педагогов» (авторы Н.А. Аврамова, Н.В. Павлова).

Данная программа включала цикл взаимосвязанных, логически выстроенных тренинговых занятий, цель которых - создание условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущих учителей как основы их профессионально - личностного саморазвития.

Разработанная нами программа состояла из 4 разделов: Ориентировочный: «Я» в системе профессиональной деятельности. «Я» в системе межличностных отношений. «Я» в системе личностного развития. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов экспериментальной группы осуществлялось посредством реализации психологических механизмов: интериоризации, идентификации, интер-нализации (А.В. Серый) и с учетом этапности процесса формирования ценностных ориентаций, включающего предъявление и осознание ценностей, последующее их принятие будущими учителями и др. (А.Г. Асмолов).

Цикл занятий, в рамках реализации программы тренинга, предполагал использование следующих методов: ролевые методы (психодрама, разыгрывание ролевых ситуаций); психогимнастические игры; дискуссионные игры; эмоционально-символические методы (направленное рисование); релаксационные методы, а также разнообразные приемов, включающие: - само исследование, предполагающее развитие рефлексивных умений, осмысление своих качеств и способностей в соответствии с профессионально-педагогической деятельностью;- ценностно-смысловой анализ отношений, поступков, действий других людей в определенных профессиональных ситуациях, позволяющих оценить себя как будущего специалиста на основе сопоставления с другими;- динамическое моделирование и прогнозирование лично-

стью своих действий в определенных профессиональных (педагогических) ситуациях на основе ценностных ориентаций;- творческое моделирование конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, способствующее свободной и полной реализации своих возможностей, обобщение данных ситуаций в целостную стратегию профессионального саморазвития и др. Занятия проводились по следующей общей схеме: организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения, так называемая творческая разминка); основная часть (настрой как подготовка к восприятию нового материала, введение нового содержания с использованием представленных выше методов работы в группе); подведение итогов (эмоциональное отреа-гирование, осмысление через обсуждение вопросов); домашнее задание (рефлексивные задания для самопознания); ритуал прощания. Представленная программа тренинга личностного и профессионального саморазвития, была направлена на интенсификацию процесса формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей как основы их профессионально личностного саморазвития.

Эффективность программы мы определили по итогам формирующего и контрольного этапов эксперимента. Для оценки эффективности программы тренинга применялись те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. По итогам формирующего и контрольного этапов эксперимента были получены следующие результаты: Анализ результатов вторичной диагностики позволил установить изменения, которые произошли в показателях ценностных иерархий, выраженных в преобладающих у студентов экспериментальной группы терминальных и инструментальных ценностях. К наиболее значимым терминальным ценностям студенты отнесли следующие: здоровье (1- ранг), развитие, работа над собой (2-ранг), познание, возможность расширения своего кругозора (3- ранг), уверенность в себе (4- ранг), активная, деятельная жизнь (5- ранг). Среди наименее значимых терминальных ценностей студентами были отмечены такие как: счастье других (14-ранг), свобода, самостоятельность в суждениях и поступках (15- ранг), развлечения (16- ранг), творчество (17- ранг), красота природы и искусства (18-ранг). Среди значимых ценностей-целей в экспериментальной группе студентов индивидуальные ценности преобладают наряду с ценностями профессиональной самореализации. К наиболее значимым инструментальным ценностям студенты относят следующие: воспитанность (1- ранг), аккуратность, чистоплотность (2- ранг), образованность (3-ранг), ответственность (4- ранг), терпимость к взглядам и мнениям других (5- ранг). К наименее значимым инструментальным ценностям были отнесены: рационализм (14- ранг), чуткость, заботливость (15- ранг), честность (16- ранг), непримиримость к недостаткам в себе и других (17- ранг), высокие запросы (18- ранг). Таким образом, среди наиболее значимых ценностей - средств, в данной

группе преобладают те, которые относятся к категории ценностей принятия других и ценностей межличностного общения.

В показателях общности целевых ориентиров у студентов экспериментальной группы, также возможно, проследить позитивную динамику, так как минимальный показатель по параметру «терминальные ценности» снизился с 5,1 балла до 4,7 балла. В целом, полученные результаты указывают на то, что у студентов экспериментальной группы, принимавших участие в тренинговых занятиях, произошли изменения в ценностной иерархии, связанные с принятием и осмыслением ценностей профессиональной деятельности. Таким образом, сопоставительный анализ результатов первичного и вторичного замеров свидетельствует о том, что ценностные иерархии студентов достоверно отличаются, что означает позитивную динамику в уровне сформированности аффективного компонента ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей.

Анализ результатов вторичной диагностики позволил установить характер преобладающих у студентов контрольной группы, ценностных иерархий. К наиболее значимым терминальным ценностям студентами данной группы были отнесены: здоровье (1- ранг), наличие хороших и верных друзей (2- ранг), любовь (3- ранг), уверенность в себе (4- ранг), счастливая семейная жизнь (5- ранг). Среди наименее значимых терминальных ценностей студентами были отмечены такие как: развлечения (14-ый ранг), познание (15- ранг), счастье других (16- ранг), творчество (17- ранг), красота природы и искусства (18- ранг). Среди значимых ценностей-целей в контрольной группе по-прежнему преобладают те, которые относятся к ценностям личной жизни. К наиболее значимым инструментальным ценностям студенты данной группы относят: ответственность (1- ранг), воспитанность (2- ранг), аккуратность и образованность (3,5-ранг), честность (5- ранг). К наименее значимым инструментальным ценностям студентами были отнесены: непримиримость к недостаткам в себе и других (14- ранг), широта взглядов (15- ранг), высокие запросы (16- ранг), чуткость (17- ранг). Итак, среди наиболее значимых ценностей - средств, у

студентов преобладают те, которые относятся к достаточно разнородным группам, включая конформистские, этические и другие виды инструментальных ценностей. В целом, полученные результаты указывают на то, что у студентов контрольной группы, не принимавших участие в тренинговых занятиях, также произошли некоторые изменения в ценностной иерархии. При этом, в качестве приоритетных целей студентами, по-прежнему рассматриваются те, которые относят к категории индивидуально-личностных. Сопоставительный анализ результатов первичного и вторичного замеров свидетельствуют о том, что ценностные иерархии студентов достоверно отличаются.

Качественный анализ результатов диагностики позволил установить наличие позитивной динамики в уровне сформированности когнитивного и аффективного компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов, входящих в состав экспериментальной группы.

В целом, полученные результаты с использованием методов статистической обработки данных позволили констатировать, что у студентов экспериментальной группы, участвовавших в реализации программы тренинга, уровень сформированно-сти отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности значительно выше, чем в контрольной группе. Следовательно, проводимая экспериментальная работа в целом подтвердила выдвинутую гипотезу о том, реализованная нами программа тренинга оказывает положительное влияние на уровень сформированности ценностного отношения к профессиональной деятельности студентов вуза, будущих учителей.

Список литературы

1. Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Педагогика. 2002. - № 4. -С. 43-56.

2. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя. - Петрозаводск, 2006.

3. Рокич Милтон. Опросник «Ценностные ориентации». - М., 2004.

4. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. 2002. - № 3. - С.50-54. УДК: 373.016:51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.