Научная статья на тему 'Развитие педагогического мастерства будущих учителей на основе профессионально-ориентированной технологии'

Развитие педагогического мастерства будущих учителей на основе профессионально-ориентированной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / DEVELOPMENT / FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL-FOCUSED TECHNOLOGY / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова З. А., Кенжебекова Р. И.

Одной из ключевых проблем становится разработка педагогических оснований становления современного учителя и как профессионала и как творческой личности, обладающей педагогическим мастерством. С точки зрения развития педагогического мастерства у будущих учителей одним из важных этапов является эффективность разработки и проведения занятий на примере курса «Педагогика». Данные занятия обеспечивают формирование у будущих учителей значимых для их профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих педагогическое мастерство.Development of the pedagogical bases of formation of the modern teacher both as professional and as the creative person possessing pedagogical skill becomes one of key problems. From the point of view of development future teachers' pedagogical skill one of the important stages is the effi ciency of the development and holding classes on the example of the course “Pedagogics”. These classes provide formation of future teachers' personal qualities which are signify can't for their future professional activity, and also knowledge, the abilities providing pedagogical skill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогического мастерства будущих учителей на основе профессионально-ориентированной технологии»

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Юнусова З.А.

Международный университет Silkway докторант 1 курса

Кенжебекова Р.И.

Международный университет Silkway к.п.н. Профессор

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL SKILLS THE FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF PROFESSIONAL-ORIENTED TECHNOLOGY

Yunussova Z.

Silkway International University 1st year doctoral student

Kenzhebekova R.

Silkway International University Ph.D., Professor

Аннотация

Одной из ключевых проблем становится разработка педагогических оснований становления современного учителя и как профессионала и как творческой личности, обладающей педагогическим мастерством. С точки зрения развития педагогического мастерства у будущих учителей одним из важных этапов является эффективность разработки и проведения занятий на примере курса «Педагогика». Данные занятия обеспечивают формирование у будущих учителей значимых для их профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих педагогическое мастерство.

Abstract

Development of the pedagogical bases of formation of the modern teacher both as professional and as the creative person possessing pedagogical skill becomes one of key problems. From the point of view of development future teachers' pedagogical skill one of the important stages is the effi ciency of the development and holding classes on the example of the course "Pedagogics". These classes provide formation of future teachers' personal qualities which are signify can't for their future professional activity, and also knowledge, the abilities providing pedagogical skill.

Ключевые слова: развитие, будущий учитель, профессионально-ориентированная технология, профессиональная деятельность, педагогическое мастерство.

Keywords: development, future teacher, professional-focused technology, professional activity, pedagogical

skill.

Одной из особенно актуальных задач для деятельности вузов становится разработка теоретико-методологических и технологических проблем развития педагогического мастерства будущего учителя в условиях интеграции в мировое общеобразовательное пространство.

Практика показала, что по-прежнему в деятельности вузов превалирует традиционная система обучения: основными формами организации учебно-познавательной деятельности будущих учителей остаются лекционные и семинарские занятия. Очень важно осуществлять постоянную связь теории и практики для своевременного учета реалий массового общественного педагогического сознания, уточнения теоретических позиций, непосредственного реагирования на объективные потребности педагогов. С точки зрения развития педагогического мастерства у будущих учителей одним из важных этапов является эффективность разработки и проведения инновационных занятий. Данные занятия обеспечивают формирование у будущих учителей значимых для их будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих педагогическое мастерство. С учетом указанных обстоятельств мы разработали занятия, характерные для организации учебного процесса по некоторым важным темам курса «Педагогика» (2 курсы,

педагогические специальности). Мы их назвали занятиями инновационного типа (педагогическая реклама, педагогическое конструкторское бюро, педагогический диалог, педагогический ринг, педагогический арбитраж и другие). Эти занятия в течение не скольких лет проводились нами для студентов Международного университета Silkway в качестве ведущих тем курса «Педагогика». Приведем примеры некоторых проектов инновационных занятий.

Занятие 1. Тема: Педагогические возможности деятельности и общения. Занятие проводится в форме педагогической рекламы различных видов деятельности как средства воспитания, поэтому предварительно создаются творческие группы приверженцев игры, познания, труда, общения, художественной (спортивной) деятельности. Перед каждой группой ставятся задачи: доказать, что выбранный вид деятельности несет огромный педагогический потенциал и является универсальным воспитательным средством для самых различных возрастных групп; привести примеры оригинального использования данного средства в опыте педагогов-новаторов или конкретных учителей, показать многообразие форм его применения; сформулировать условия эффективности применения деятельности в процессе воспитания; придумать яркую

форму подачи материала, способную заинтересовать будущих учителей и привлечь их внимание к рекламируемому средству воспитания. Несмотря на кажущуюся легкость предполагаемой формы семинара, основой для подготовки должна послужить серьезная философская, психологическая, педагогическая литература по проблеме деятельности и общения, книги педагогов-новаторов. Ход занятия.

1. Каждая из групп «рекламирует» свое воспитательное средство, показывая его преимущество. Предварительно со студентами обсуждаются логика и порядок рассмотрения видов деятельности. Основания для последовательности рекламирования могут быть различными: генетически более ранние виды деятельности, способность быть компонентом других видов деятельности, взаимодействие учителей и учащихся, социокультурная значимость и др. Важно, чтобы студенты учились обоснованию всех своих действий, определению позиции. Рекламные выступления сопровождаются иллюстрациями (рисунками, логическими схемами, выдержками из работ, таблицами и др.), позволяющими компактно представить необходимую информацию; возможна выставка работ по проблеме, представление библиографического списка.

2. По каждому из выступлений назначается оппонент. Он должен задать контрвопросы о трудностях, которые может испытывать учитель, применяя рекламируемое средство, о вреде, который может причинить неумелое его использование. Творческая группа отвечает на возникшие вопросы либо отсылает к соответствующей литературе.

В сложных случаях преподаватель выступает в качестве комментатора и эксперта. Занятие 2. Тема: Педагогическое прогнозирование и планирование учебно-воспитательного процесса. Предварительная подготовка. Индивидуальные задания студентам: познакомиться с опытом работы педагогов-новаторов (по выбору студентов) и выстроить последовательность, логику профессиональной деятельности кого-либо из них. Например, с опытом М.П. Щетинина, К. Нургалиева, А. Ыскакова, при создании своей школы-комплекса гармонического развития школьников или Т.И. Гончаровой в работе с классом на уроке и вне урока, или Ш.А. Амонашвили во взаимодействии со своими воспитанниками с 1-го по 3-й класс, И.П. Волкова в обучении творчеству; проанализировать планы воспитательной работы и тематические планы классного руководителя, учителя своего предмета, вожатого, организатора внеклассной работы с позиции педагогической логики предлагаемых действий, форм работы; на основании характеристики одного из учащихся, классного коллектива, группы актива (по выбору) предложить стратегию профессиональных действий учителя, классного руководителя, вожатого и т. д. по отношению к данному объекту педагогического влияния. Ход занятия. Занятие проводится в форме «педагогического конструкторского бюро», задачей которого является сконструировать целостный учебно-воспитательный процесс относительно конкретного объекта влияния. Студенты составляют прогноз своей

деятельности на основе знания особенностей объекта, своих педагогических возможностей, специфики среды и условий. На семинаре формируется понятие о целесообразности действий учителя, отражающихся в планировании. Последовательность проведения занятия, следующая:

1. Возвращение к концептуальной модели процесса с фиксированием внимания на взаимосвязи цели, содержания, «средств, методов, форм работы по линии педагога.

2. Ретроспектива логики педагогической деятельности педагогов-новаторов; установление связей между целями, которые они выдвигали, и средствами, формами, методами, которые впоследствии были использованы; анализ оценки эффективности использованных средств самими новаторами (на основании изученной литературы).

3. Анализ школьных планов с позиции логики деятельности педагога. Нахождение точек разрыва этой логики, представление своих вариантов педагогических действий.

4. Совместное построение «дерева целей» по отношению к какому-либо реальному объекту, характеристику которого представили студенты (личность, класс, группа актива и др.).

5. Составление программы действий (плана учебно-воспитательной работы) каждым студентом на базе построенного дерева целей с учетом своих индивидуальных особенностей.

6. Защита предложенных планов.

7. Их экспертная оценка аудиторией.

Занятие 3. Тема: Совершенствование организационных форм обучения. Предварительная подготовка.

Знакомство студентов с литературой по вопросу совершенствования организационных форм обучения, с книгами педагогов-новаторов; посещение уроков учителей-мастеров, а также кружковых, факультативных занятий; составление картотеки современных форм обучения.

Ход занятия. Его можно провести в форме «педагогического ринга», где встречаются мини-коллективы - сторонники той или иной формы обучения как универсальной. Это могут быть пропагандисты коллективного способа обучения, активных форм (методов) типа деловых или организационно-деятельностных игр, модульного обучения и др.

Каждая из команд кратко представляет преимущество и универсальность пропагандируемой формы, при этом возможны ссылки на авторитеты (известные ученые, педагоги-новаторы, зарубежный опыт и т. д.). В задачу выступающих входит демонстрация с привлечением аудитории фрагмента процесса обучения, который осуществляется в рекламируемой форме. Допустим, показывается работа в парах сменного состава, предполагающая задание, на выполнение которого потребуется не больше 3-5 минут, или читается мини-модульная лекция, после чего идет разделение на группы для последующей работы. Важно, чтобы стал понятен принцип, лежащий в основе использования именно такой формы. Как это и полагается на ринге, «противники» задают каверзные вопросы, пытаясь

найти уязвимые точки в предлагаемой форме. Хорошо, если в море ответов будут продемонстрированы реальные результаты, полученные при использовании данной формы в процессе обучения, прозвучат мнения детей об ее эффективности. Суждение каждого участника и «болельщика» о возможности применения тех или иных форм работы в своей практике может быть продемонстрировано поднятием цветной карточки (зеленая - охотно буду использовать, красная - считаю неэффективной для себя, желтая - пока не сумею), что дает своеобразную возможность блиц диагностики готовности студентов к использованию многообразия современных форм обучения.

Содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы в вузе должны отличаться направленностью на развитие у будущих учителей педагогического мастерства. Опыт показывает, что это

могут быть занятия инновационного типа, создание поисковой ситуации, организация дискуссии, деловых игр, в курсовых и дипломных работах - исследовательский уровень и др. Разработанные и спроектированные нами профессионально-ориентированные учебные занятия по курсу «Педагогика» на основе интерактивных форм и методов, направленных на активизацию познавательной деятельности будущих учителей позволяют более эффективно решить проблему развития педагогического мастерства будущих учителей в непрерывном образовании.

Список литературы

1. Айтмамбетова Б. Идеи и опыт педагогов новаторов. - Алматы, 2000.

2. Волков И.П. Учим творчеству. - М., 1988.

СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ

Юнусова Р.Б.

Международный университет Silkway докторант 1 курса

Кенжебекова Р.И.

Международный университет Silkway к.п.н. Профессор THE SYSTEM OF WORK OF A SOCIAL TEACHER FOR PROFESSIONAL ORIENTATION

Yunussova R.

Silkway International University 1st year doctoral student

Kenzhebekova R.

Silkway International University Ph.D., Professor

Аннотация

Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального государства связано с повышением роли человеческого фактора. Поэтому разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики. В статье путем эксперимента выявлен уровень профессиональной ориентации старшеклассников и разработана методическая система реализации данной работы.

Abstract

Meeting the challenges of building is a democratic, civil society and the welfare state due to the increased role of the human factor. Therefore, the development of the problem of choosing a profession and professional growth has important theoretical and methodological importance for solving problems of social practice. The article by experiment revealed the level of high school and vocational guidance developed methodical system for the implementation of this work.

Ключевые слова: социальный педагог, профессия, профессиональная ориентация, социально-педагогические условия, формы и методы работы, профессиональная ориентация.

Keywords: social worker, profession, professional orientation, socio-pedagogical conditions, forms.

Научная актуальность темы состоит в том, что существующая теоретическая база профессиональной ориентации недостаточна для ее эффективности. Существенным тормозом развития профессиональной ориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.

Практическая актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях профессиональной ориентации уделяется очень мало внимания. Эксперимент включал

в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап. На этом этапе целью эксперимента являлось выявление уровня профессиональной ориентации старшеклассников. Для сбора данных использовались анкеты, составленные авторами. Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения по следующим группам критериев: наличие выбора профессии, уровень знаний о профессии, причины выбора профессии. Учащимся были предложены анкеты «Твое профессиональное будущее», составленные авторами. Каждая анкета содержала 10 во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.