УДК 37.037.1
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
О. В. Ярлыкова,
Филиал ГБОУ ВО Ставропольского государственного педагогического института, в горЖелезноводске, г. Железноводск, Россия
Аннотация: В статье рассматривается концепция формирования профессионального роста будущих педагогов педагогических вузов средствами физической культуры. В процессе обучения закладывается основа для самоопределения будущего специалиста, готового конкурировать в современном обществе. Физическая культура -совокупность ценностей, которые способствуют профессиональному мастерству и карьерному росту.
Abstract: The article discusses the concept of formation of professional development of future teachers of pedagogical institutes by means of physical education. The years of training form the basis for the determination of the future specialist, ready to competence in modern society. Physical education -includes values which promote professional skills and career growth.
Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, профессиональная компетентность, мотивация, педагогические технологии, профессиональный рост, карьера.
Keywods: physical activity, professional competence, motivation,
educational technology, professional development, career.
Главная цель высшего педагогического образования -профессиональная подготовка будущего специалиста.
Традиционно профессиональное становление личности будущего педагога в вузе рассматривается с позиции целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, а также воспитания таких черт личности как ответственность, толерантность, эмпатия.
Сегодня профессия педагога предполагает не только успешное усвоение студентами требуемого объема знаний, приобретение необходимых умений и навыков педагогической деятельности. Специфика педагогической деятельности состоит в том, чтобы ввести человека в мир педагогических ценностей, научить творческим способностям решения научных и жизненных ситуаций, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научить управлять им.
В вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов, средство создания гармонично развитой личности.
Культура в глубокой сути своей есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, имманентный механизм, способ её осуществления. Культура - это своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысление своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности. Под культурой понимается сложный общественный феномен, включающий материальные и духовные ценности, которые являются продуктом деятельности общества, отчуждаемые от человека и присваиваемые человеком в непрерывном единстве с самой деятельностью. Культура выступает как социальный опыт и культурный процесс [4, с. 23].
Физическая культура самое широкое собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественноисторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные ценности.
Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики [3, 5].
Происходящие социально-экономические, демографические, оздоровительные и другие изменения в обществе отражаются и на сфере профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Профессия учителя, как и другие, начали подчиняться законам рынка -свободной конкуренции.
Конкурентноспособная личность - это личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности.
Ориентация на формирование профессиональных компетенций, в период профессиональной подготовки требует сбалансированного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач; упорядоченной системы воздействия на интеллектуально-волевую и практическую деятельность.
Актуальность проблемы формирования здорового стиля жизни определяется новой стратегией современных педагогических исследований по проблеме здоровья человека, требующей интеграции наук о человеке, а также эффективных технологий, обеспечивающих укрепление здоровья студенческой молодежи и повышение качества подготовки специалистов.
В основе формирования физической культуры студентов лежит динамика показателей физической и функциональной подготовленности, уровень потенциала соматического здоровья, отношения к ценностям физической культуры, степени овладения системой теоретических знаний, умений, навыков.
Формирование физической культуры студентов наиболее эффективно осуществляется преподавателями вуза на основе качественного совершенст-
вования образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» и широкого использования современных педагогических технологий.
Оптимальная сбалансированность реализуемых направлений учебной программы позволяет целенаправленно решать поставленные задачи в области физической культуры в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Для определения уровня сформированности физической культуры студентов, поиска путей повышения эффективности образовательного процесса, необходимо анализировать показатели, определяющие уровень физической культуры студентов, динамику уровня физической подготовленности, отношение студентов к ценностям физической культуры.
Физкультурно-спортивная деятельность предстает не только как процесс формирования физических кондиций студентов. Её потенциал может актуализировать процессы структурирования в сознании таких общечеловеческих ценностей, как здоровье; признание уникальности и неповторимости человеческой личности.
Успехи в области физического воспитания, во многом зависят от того, насколько активно и сознательно студенты включены в учебный процесс, от их отношения к физкультурно-спортивной деятельности [3,5].
Продуктивность физкультурно-спортивной деятельности обуславливается мотивацией. В основном студенты вуза рассматривают занятия физкультурно-спортивной деятельностью как способ оздоровления и средство формирования своего физического облика.
Потенциал активной двигательной деятельности предполагает гораздо более широкие возможности для личностного развития и профессионального становления.
Одним из показателей сформированности ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности является степень удовлетворенности занятиями. Причинами снижения степени удовлетворенности студентов физкультурно-спортивной деятельностью могут являться: материально-
техническое обеспечение - отсутствие бассейна, стандартной спортивной площадки; улучшенное обеспечение спортивных залов.
Большой вес приобретает роль личности педагога высшей школы, его ценностные ориентации, духовный и нравственный облик, его профессиональная компетентность, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами, педагогическое мастерство. Педагоги физической культуры становятся помощниками студенту в осознании себя как личности, в выявлении, раскрытии своих возможностей, становлении самосознания в занятиях спортом.
Физическая культура служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. У студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, вырабатывается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных»
установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, у них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих вести за собой коллектив. Студентам, активно занимающихся физической культурой, присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль [1, 2].
Эти данные подчеркивают основное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
Следует отметить, что для успешной подготовки специалиста требуется, чтобы студент не был пассивным потребителем преподносимых ему знаний, а сам активно включался в поиск профессиональных умений и навыков.
Становление педагога-профессионала происходит на протяжении всего периода обучения в вузе.
Именно в студенческом возрасте, в период высокой социальной активности, не только происходит становление интеллектуального и социального интегрирования в систему общественных отношений, но и определяется индивидуальный стиль жизни. Иными словами, закладываются компетенции будущего специалиста, с которой он вступает как в атмосферу профессиональной деятельности, так и в сферу своего стиля жизни [6, с. 78-79].
Библиографический список
1. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. - М., Ф и С., 2005.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
3. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. - Ставрополь, 2001.
4. Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов во внеклассной работе: монография. - Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - 172 с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
6. Ярлыкова О.В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» - г. Варна, Болгария, 2015.
7. Фурсов А.Л. Интерактивные методы в преподавании информационно-правовых дисциплин / А. Л. Фурсов // Методика и практика преподавания в XXI веке: сборник статей I Международной научно-практической конференции 1 марта 2015 года. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 86-89. ISBN 978-619-7142-02-0
8. Фурсов, А.Л. Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики / А. Л. Фурсов // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 102-105.