Научная статья на тему 'Своеобразие педагогической профессии'

Своеобразие педагогической профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / СУЩНОСТЬ / СВОЕОБРАЗИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / TEACHER / MEANING OF SPECIALTY / ORIGINALITY / PEDAGOGICAL PROFESSION / LEVEL OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сманова Б. И., Молдабек К., Кенжебекова Р. И.

В статье раскрываются виды и структура педагогической деятельности, показываются сущность и особенности педагогической профессии, раскрываются значение профессиональных качеств педагога и требования к нему, выявляются особенности профессиональной направленности и пригодности к педагогической деятельности, доказывается, что эффективность педагогической деятельности зависит от самообразования и самовоспитания учителя.The article describes the types and structure of teaching activities, showing the nature and characteristics of the teaching profession, opens the value of the professional qualities of the teacher and the requirements for it, the distinctive features of a professional orientation and suitability for teaching activities, it proves that the effectiveness of pedagogical activity depends on self-education and self-upbringing of the teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сманова Б. И., Молдабек К., Кенжебекова Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своеобразие педагогической профессии»

32 The scientific heritage No 46 (2020)

СВОЕОБРАЗИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Сманова Б.И.

Международный университет Silkway к.ф.н.

Молдабек К.

Международный университет Silkway д.п.н.,профессор

Кенжебекова Р.И.

Международный университет Silkway к.п.н. Профессор ORIGINALITY OF THE TEACHING PROFESSION

Smanova B.

Silkway International University Ph.D Moldabek K.

Silkway International University Ph.D., Professor

Kenzhebekova R.

Silkway International University Ph.D., Professor

Аннотация

В статье раскрываются виды и структура педагогической деятельности, показываются сущность и особенности педагогической профессии, раскрываются значение профессиональных качеств педагога и требования к нему, выявляются особенности профессиональной направленности и пригодности к педагогической деятельности, доказывается, что эффективность педагогической деятельности зависит от самообразования и самовоспитания учителя.

Abstract

The article describes the types and structure of teaching activities, showing the nature and characteristics of the teaching profession, opens the value of the professional qualities of the teacher and the requirements for it, the distinctive features of a professional orientation and suitability for teaching activities, it proves that the effectiveness of pedagogical activity depends on self-education and self-upbringing of the teacher.

Ключевые слова: учитель, сущность, своеобразие, педагогическая профессия, качества учителя.

Keywords: teacher, meaning of specialty, originality, pedagogical profession, level of the teacher.

Учитель не только профессия, суть которой трансформировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. В этой связи можно рассмотреть свойства личности учителя -воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально - педагогическую и познавательную направленность. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, основы которых он преподаёт. Он должен так же быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, выделять ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. В исследовании профессиональной направленности учителя приняли участие учителя начальной школы в количестве 8 человек. Были использованы следующие методики: методика оценки профессиональной направленности личности учителя и методика изучения самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности.

Учитель .№1 наделен свойствами направленности на преподаваемый предмет и интеллигентности в большей степени.10 и 11 баллов: как предметник учитель наделен такими качествами, как наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Как учитель - интеллигент отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм. Он несет ученикам нравствен-

ность, духовность. Хорошо у учителя выражены качества общительности, организованности, мотивация одобрения. Все эти качества равны по 10 баллов, но и здесь учитель наделен: коллективной заинтересованностью, проведение различных внеклассных мероприятий. Учитель №1 наделен свойствами направленности на преподаваемый предмет и интеллигентности в большей степени. 10 и 11 баллов: как предметник учитель наделен такими качествами, как наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Как учитель - интеллигент отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм. Он несет ученикам нравственность, духовность. Хорошо у учителя выражены качества общительности, организованности, мотивация одобрения. Все эти качества равны по 10 баллов, но и здесь учитель наделен: коллективной заинтересованностью, проведение различных внеклассных мероприятий. Большее количество баллов приходится на направленность на предмет - 10 баллов. Такая учительница характеризуется такими качествами: наблюдательность, стремление к творчеству, умение правильно обогатить учащихся знаниями, интеллигентность и общительность характеризуются: склонностью к философскому рассуждению, мудрствованию, соблюдению моральных норм. Качества организованности и мотивация одобрения находится у учителя в равных мерах; учителя отличаются требовать таким образом, учитель наделен всеми качествами необходимыми для работы с

The scientific heritage No 46 (2020)

33

детьми в школе. Учитель имеет большой уровень общительности (всего 10 баллов), что помогает в работе с учащимися. Несмотря на то, что учитель обладает высшим уровнем общительности, он еще обладает неплохими качествами организованности. Направленность на предмет и интеллигентность имеют равные уровни качества, что отмечает ее профессиональной компетентностью, организованностью, силой воли (по 8 баллов).

Учитель наделен хорошими качествами уровня общительности, которая отличается добротой, эмоциональностью. Высокие качества учитель имеет в направленности на предмет, интеллигентность общения; отличается высоким интеллектом, общей культурой. Но следует отметить, что страдает учитель не сформированными качествами организованности, а отсюда иногда неудачно проходят мероприятия. Учитель добрый по натуре, но не выражена требовательность к учащимся в выполнении заданий. Но учитель этот молодой, так что, работая над этим качеством, будет сформирован этот недостаток. Результаты изучения самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности. Учитель № 1 имеет средний, нормальный уровень самооценки профессиональной пригодности и способностей к педагогической деятельности. Это положительные качества. Отрицательные качества, которыми обладает учитель также равен среднему нормальному уровню самооценке. Учитель № 2 имеет ко эффи-циент среднего уровня самооценки положительных и отрицательных качеств. Коэффициент по положительному множеству не переоценивает и не недооценивает себя. Учитель пригоден к педагогической деятельности. Учитель № 3 обладает средним уровнем положительных качеств и способностей. Учитель имеет и некоторые отрицательные качества личности, которые не мешают в работе с учащимися, так как занимается самовоспитание. Отсюда следует, что компетентность и профессионализм учителя позволяют своевременно оказывать помощь детям в самых различных ситуациях. Таким образом, учитель пригоден к педагогической деятельности. При изучении самооценки профессиональной пригодности учителя № 4 можно сделать вывод, что по отрицательному множеству качеств личности учитель обладает средним уровнем самооценки. Что не мешает ему работать с учащимися.

По положительному множеству коэффициент (0,5) также равен среднему, нормальному уровню самооценки. Учитель пригоден к педагогической деятельности. Такие учителя характеризуются и такими качествами как положительная внутренняя эмоционально окрашенная, мотивационная позиция по отношению к детям: их интересы направлены на личность учащихся, они стремятся быть полезными им. В процессе воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю-профессионалу, учителю. Педагог влияет на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, авторитетности и многих других параметров. Для школьников, учитель является наиболее значимым, референтным лицом. Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависит от стиля общения учителя. Изучая влияние личности учителя на школьников, психологи пришли к выводу, что авторитетные педагоги характеризуются такими качествами, как положительная внутренняя, личностная эмоционально окрашенная, мотивированная позиция по отношению к детям: их интересы направлены на личность учащихся, они стремятся быть полезными им. Высокая компетентность и профессионализм позволяют своевременно оказывать помощь детям в самых различных ситуациях. Даже при разном темпераменте таких педагогов отличают внутреннее и внешнее спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, сбалансированность индивидуальных личных качеств, уважительное отношение к детям, понимание их неповторимости, своеобразия и чистоты, признание и уважение чувства их собственного достоинства независимо от показателей их игровой или учебной деятельности, поведения и личных проявлений. Отсюда следует, что учителю необходимо знать свои личностные качества как положительные, так и отрицательные.

Список литературы

1. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение - М., 2000. - 187с.

2. Сластенин В.А. Профессиональная культура учителя. -М., 1995. - 212с.

3. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество - М.,1990. - 207с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.