Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ'

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
функция школы / профилактика деструктивного поведения / научно-методическое обеспечение / семья / социальные партнеры / сетевое взаимодействие / function of the school / prevention of destructive behavior / academic and methodological support / family / social partners / network interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Жанна Витальевна

В статье раскрывается система профилактических функций школы, по сути, системно раскрыта ее миссия и возможности в профилактике деструктивного поведения школьников. Автор раскрывает содержание, приемы и условия эффективной реализации каждой из указанных функций, представляющей определенное направление профилактической деятельности школы. В качестве таковых направлений в статье рассмотрены диагностическая и мониторинговая деятельность педагогического коллектива, планирование и научно-методическое обеспечение проводимых профилактических мероприятий, сотрудничество с социальными партнерами школы, с семьей, противодействие влиянию на школьников деструктивных информационных «вбросов» из социальных сетей. Автор показывает передовой опыт руководимой им школы в данной области, раскрывает стратегии работы педагогического коллектива по предотвращению деструктивных отклонений в развитии школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL SYSTEM FOR PREVENTING DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS

The article reveals the system of preventive functions of the school; in fact, its mission and capabilities in the prevention of destructive behavior in schoolchildren as a system are revealed. The author reveals the content, techniques and conditions for the effective implementation of each of these functions, representing a certain direction of the school’s preventive activities. As such areas, the article considers the diagnostic and monitoring activities of the teaching staff, planning and academic and methodological support for ongoing preventive measures, cooperation with the school’s social partners and the family, and countering the influence of destructive information fakes from social networks on schoolchildren. The author shows the best practices of the school she leads in this area, reveals the strategies of the teaching staff to prevent destructive deviations in the development of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

УДК 371 ББК 74.2

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-89-100

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ж. В. Садовникова

Аннотация. В статье раскрывается система профилактических функций школы, по сути, системно раскрыта ее миссия и возможности в профилактике деструктивного поведения школьников. Автор раскрывает содержание, приемы и условия эффективной реализации каждой из указанных функций, представляющей определенное направление профилактической деятельности школы. В качестве таковых направлений в статье рассмотрены диагностическая и мониторинговая деятельность педагогического коллектива, планирование и научно-методическое обеспечение проводимых профилактических мероприятий, сотрудничество с социальными партнерами школы, с семьей, противодействие влиянию на школьников деструктивных информационных «вбросов» из социальных сетей. Автор показывает передовой опыт руководимой им школы в данной области, раскрывает стратегии работы педагогического коллектива по предотвращению деструктивных отклонений в развитии школьников.

Ключевые слова: функция школы, профилактика деструктивного поведения, научно-методическое обеспечение, семья, социальные партнеры, сетевое взаимодействие.

Для цитирования: Садовникова Ж. В. Система работы школы по профилактике деструктивного поведения учащихся // Наука и школа. 2024. № 3. С. 89-100. Б01: 10.31862/1819-463Х-2024-3-89-100.

© Садовникова Ж. В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

SCHOOL SYSTEM FOR PREVENTING DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS

Zh. V. Sadovnikova

Abstract. The article reveals the system of preventive functions of the school; in fact, its mission and capabilities in the prevention of destructive behavior in schoolchildren as a system are revealed. The author reveals the content, techniques and conditions for the effective implementation of each of these functions, representing a certain direction of the school's preventive activities. As such areas, the article considers the diagnostic and monitoring activities of the teaching staff, planning and academic and methodological support for ongoing preventive measures, cooperation with the school's social partners and the family, and countering the influence of destructive information fakes from social networks on schoolchildren. The author shows the best practices of the school she leads in this area, reveals the strategies of the teaching staff to prevent destructive deviations in the development of schoolchildren.

Keywords: function of the school, prevention of destructive behavior, academic and methodological support, family, social partners, network interaction.

Cite as: Sadovnikova Zh. V. School system for preventing destructive behavior of students. Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 89-100. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-89-100.

Постановка проблемы

Проблема деструктивного поведения подростков достаточно подробно рассматривается в отечественных и зарубежных исследованиях по вопросам социализации молодежи, возрастной и педагогической психологии, социальной педагогики (А. П. Андруник, З. М. Гаджимурадова, Т. В. Драгунова, И. Ю. Залысин, Л. А. Липская, М. О. Омарова, М. В. Разин, А. А. Реан, Л. В. Скворцов, А. Бандура, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон). В числе ведущих факторов профилактики отклонений в социализации подростков, как правило, называют семью. С этим трудно спорить: в семье формируется «тонкая инфраструктура» личности, глубинные жизненные смыслы и ценности. Однако школа, в которой представлено сообщество профессионалов, организует основные развивающие виды деятельности ребенка. И как ни была хороша семья, она сама по себе не может сформировать у детей систему научных знаний, опыт мышления и исследовательской деятельности, опыт общения со взрослыми и сверстниками, и применить научно обоснованные подходы к решению этих проблем. Собственно говоря, здесь не о чем спорить: общество не создавало бы школы, если бы все, что в них делалось, можно было бы сделать в семье. Здесь вспоминается известная мысль А. С. Макаренко: «правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к отдельному учителю, и по отношению к отдельному ученику, и по отношению к семье должна быть школа как нечто целое, как единый школьный коллектив» [1] (курсив наш - Ж. С.).

Руководящая миссия школы в профилактике деструктивного поведения обусловлена, в первую очередь, тем, что она является проводником государственной политики в области воспитания, что она обеспечивает общее интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, проектирует развитие его личности в целом. Школьное образование системно, планомерно и регулярно, оно осуществляется специально

подготовленными людьми, оно подотчетно и контролируемо специальными государственными органами. Семья и учреждения неформального образования по известным причинам такими возможностями не располагают.

Обращаясь к проблеме профилактики деструктивного поведения школьников и предотвращения влияния на них деструктивных сообществ, отметим, что эта задача носит комплексный системный характер, и к ее решению целесообразно применить программно-целевой подход. «Программно-целевой подход является конкретизацией системного подхода при принятии решений в сложных системах и важным направлением прогнозирования» [2, с. 32].

Достижению цели - воспитанию морально-психологической устойчивости воспитанников - содействуют все процессы, инициируемые школой: обучение, воспитательная деятельность, внеурочная работа, сплочение педагогического коллектива и методическое (внутрикорпоративное) обучение учителей, взаимодействие школы с ее «внешним контуром», в первую очередь с семьями обучающихся, с организациями дополнительного образования, научными, производственными и культурными центрами. Вопрос состоит в том, как оптимально распределить функции между этими направлениями деятельности и обеспечить управление их взаимодействием, наладить контроль их эффективности. Возможным решениям этих вопросов посвящена данная статья.

Миссия и возможности школы в профилактике деструктивного поведения учащихся

«Социально-экономические трансформации в российском обществе, которые фиксируются последние десятилетия, негативно сказались на ценностях, возможностях и содержании моральных выборов многих людей. Постоянно увеличивается число детей, чьи индивидуальные траектории развития не соответствуют традиционным представлениям о "нормативном" развитии, обучение и воспитание которых требует разработки и применения новых форм и методов работы» [3, с. 1]. Эти тревожные «звонки», о которых говорят ученые и практики, требуют от руководителей школ поставить работу по профилактике различных девиаций в развитии детей, в том числе деструктивного поведения, в статус приоритетных задач образовательных организаций.

Спектр причин появления деструктивного поведения подростков достаточно хорошо изучен в мировой науке. Среди таковых называют: семейные кризисы; низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей; различные стрессы, которые ребенок пережил в детстве; дефицит «понимающих» взрослых в окружении ребенка; низкий материальный уровень жизни семьи, который вызывает чувство ущербности у подростка; недостаток родительского внимания; включенность в объединения с асоциальной направленностью.

Этот список можно продолжить, однако, проектируя систему работы школы по профилактике деструктивного поведения, мы попытались выделить те факторы, благодаря которым могут быть блокированы негативные воздействия на подростков благодаря обеспечению системности работы школы в данном направлении. Первое, что обеспечивает школа, это интеллектуальное общекультурное развитие школьников, что является непременных условием моральной устойчивости личности; второе и тоже очень важное новообразование - развитие произвольности, умения управлять собой, регулировать свое поведение. Третье - школа, ее коммуникативно-образовательная среда формируют ценностные ориентации, обеспечивают решение различных воспитательных задач. Четвертое - школа развивает предметные и профессиональные интересы, формирует у ребенка устремленность в будущее,

потребность в социально признаваемых достижениях. Пятое - в школе есть возможность проявить себя в различных видах творчества - научном, техническом, художественном. Шестое - в школе развиваются такие важные личностные качества, как самостоятельность, ответственность, способность к совместной деятельности, к выражению и защите собственной позиции, стимулируется развитие врожденных задатков и способностей ребенка к различным видам деятельности и др.

Однако в школьной практике нередко возникают ситуации, которые, напротив, могут способствовать отклонениям в сторону деструктивности поведения - учебная неуспеваемость, которая, нередко, ставит ученика в позицию «изгоя» в школе; буллинг, угнетающий ребенка и побуждающий его подчас прибегать к асоциальным формам самозащиты; отсутствие контакта с учителями, что обусловливает в конечном счете неприятие школы вообще; дефицит индивидуально-творческих видов работ, ориентированных на запросы обучающихся, что делает школьную жизнь неинтересной, непривлекательной для воспитанников.

Если к этому добавить еще и негативную информацию из Интернета, влияние деструктивных сообществ через различные каналы информации, а также негативные контакты за пределами школы, то становится понятно, что шансы приобщиться к деструктивным формам жизнедеятельности, у школьника достаточно велики.

Функции и состав системы профилактической работы школы

В качестве функций данной системы мы выделяем:

• диагностическую и мониторинговую - выявление и отслеживание показателей проявления, а также динамики изменений предрасположенности и реального наличия в школе носителей деструктивного поведения;

• программно-целевую - целеполагание, планирование, распределение задач и направлений профилактической работы различных подразделений школы;

• научно-методическую, реализующую специальную подготовку педагогов, воспитателей и других работников школы к профилактике деструктивного поведения;

• организационно-педагогическую - проведение различных по масштабу и уровню воспитательных мероприятий, обеспечивающих воспитание морально-психологических качеств школьников различных возрастных групп в аспекте их противостояния деструктивными влияниям;

• дидактико-методическая - развитие опыта включения профилактических компонентов в учебный процесс;

• внеурочно-просветительская - реализация профилактического потенциала внеурочной работы;

• партнерско-сетевая - работа с семьей, с социальными партнерами в области профилактики;

• медиаресурсная - предотвращение негативного влияния медиаресурсов, Интернета.

Как правило, определяются персонально ответственные за каждое из указанных направлений работы, хотя в самой реализации этих функций участвует каждый педагог и работник школы. Для каждого из этих направлений в школе разрабатываются ориентирующие документы - программы, планы, внутришкольные распоряжения и нормативы.

Так, для успешного проведения диагностики и мониторинга деструктивного поведения классные руководители и учителя были ознакомлены с такими проявлениями зарождающегося и развивающегося деструктивного поведения, как: 1) факты

проявления агрессивной «оппозиции» подростков по отношению к коллективу, распорядку жизни школы, педагогам и учащимся, что выражается в конфликтности, грубости, вандализме в отношении к школьному имуществу и др.; 2) утрата контакта с ребенком, информированности родителей и учителей о его жизни вне школы, о причинах его негативного настроения и психологических расстройств; 3) проведение значительного времени детьми в социальных сетях, на сайтах сомнительного содержания; 4) случаи участия детей в рискованных акциях, посещение опасных для здоровья и жизни мест; 5) пребывание ребенка в состояниях, свидетельствующих о неблагополучии его внутренней жизни (тревога, уход от общения, возбудимость и т. п.); 6) появление нездоровых увлечений низко моральной и даже противоправной асоциальной направленности; 7) признаки пребывания ребенка в негативном сообществе, проявляющиеся в речи, манерах поведения, оскорбительных формах общения; 8) резкое снижение мотивации и включенности в учебную деятельность и внеурочную деятельность и др.

Эти критерии использовались классными руководителями как своего рода программа изучения воспитанников. Ориентируясь на эти критерии, они знакомились с отношениями, сложившимися у детей в семье и со сверстниками (друзья, секции, компании, социальные сети), с интересами детей вне школы; поводили целенаправленное наблюдение, обращая внимание на такие проявления, как замкнутость, агрессивность, аутодеструктивные действия. Подозрения на деструктивное поведение подростка обсуждались с заместителем директора по ВР.

Программно-целевая функция связана с разработкой программы коллективно-распределенной деятельности школы по проектированию и реализации педагогическим коллективом комплекса действий, направленных на постановку целей, разработку программ, задач различных подразделений школы по обеспечению системы профилактической деятельности. С чем сталкивается управленческая команда школы при создании такого рода программы? Это - неопределенность и трудная предсказуемость ситуации в связи с усиливающимися информационными атаками на детей и подростков; согласование целевой программы профилактической деятельности с другими направлениями деятельности школы; дефицит специально подготовленных педагогических кадров, способных вовлекать подростков в мероприятия, дающие опыт противостояния влияниям деструктивных сообществ; организация взаимодействия педагогического коллектива с внешними органами управления, например, с Управляющим советом, который по уставу утверждает данную программу.

Научно-методическая функция направлена на обеспечение непрерывного внутрикорпоративного обучения педагогов теоретическим и методическим основам диагностики деструктивного поведения, установления контактов с этими детьми, создания условий для торможения деструктивного развития подростков, обнаруживших признаки такого поведения, вовлечения их в сферы деятельности и общения с социально-творческой направленностью [4]. В ходе таких занятий работники школы узнают о происхождении деструктивной «идеологии» в детских сообществах, овладевают умениями использовать цифровые ресурсы в противодействии негативным влияниями на детей [5]. Педагогический коллектив ориентировался при этом на создание в школе поддерживающей привлекательной среды, пресечение травли в школьных коллективах, предотвращение болезненных конфликтов.

Опросы учителей относительно их затруднений в профилактической деятельности указывают на такие «дефициты» в их готовности к противодействию деструктивным отклонениям подростков, как установление контактов с родителями для совместного

решения профилактических задач, включение антидеструктивного контента в содержание учебных и внеурочных занятий, установление и поддержание отношений доверия с учащимися, развитие жизнестойкости подростков и др.

К организационно-педагогической функции школьной системы профилактики деструктивного поведения мы отнесли традиции школы в проведении масштабных воспитательных акций, обладающих значительным профилактическим потенциалом. Так, в ГБОУ школа № 56 имени академика В. А. Легасова (г. Москва), где проводилась наша опытная работа, к таким стратегическим формам ранней профилактики мы относили участие обучающихся в детских общественных объединениях «Движение первых», «Орлята России», волонтерском отряде «Доброполис», Школьном спортивном клубе «Триумф», Школьном театре, участие в ключевых общешкольных делах, в работе школьного самоуправления - Совета Лидеров, объединениях дополнительного образования и других разнообразных формах воспитательной деятельности.

Важную роль в реализации этой функции играли советники директора по воспитанию и детским общественным объединениям. Их роль как «навигаторов детства» состояла в том, чтобы помочь детям реализовать себя, выстроить свою траекторию успешности. Для этого советниками использовался широкий инструментарий федеральных и городских проектов, а также детских школьных объединений и ключевых общешкольных дел.

Опросы родителей помогали выявлять с помощью «взгляда со стороны» некоторые дефициты и проблемы в выполнении воспитательно-профилактической деятельности. Большинство из таких проблем родители связывают с дефицитом времени учителей на проведение воспитательной работы, с чрезмерной ролью гаджетов в жизни ребенка, с избыточной погруженностью школьников в социальные сети. Родительская общественность рекомендует нам шире использовать дифференцированный подход к детям, так как, не справляясь с учебными заданиями, они утрачивают интерес к предмету и затем и к школе вообще и начинают искать другие «приложения» своих сил. Беда современной школы, по мнению родителей, - «бесконечная отчетность», которой заняты и администрация, и учителя.

Что касается собственных затруднений, то родителя указывали на такую проблему, как сложность установления эмоционально-доверительного контакта с собственными детьми, в чем бы они, наоборот, хотели получить совет и поддержку от школьных специалистов.

Отметим далее, что в реализацию рассматриваемой организационно-педагогической функции школьной системы профилактики входила и профилактическая работа с отдельными категориями учащихся группы риска отклоняющегося поведения. К этой группе мы относили школьников со сложностями в обучении и развитии, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), в социально опасном положении (СОП). Выявление и сопровождение таких обучающихся является основной задачей сотрудников психолого-педагогической службы школы в лице социальных педагогов и педагогов-психологов. Советники по воспитанию осуществляют работу с обучающимися, состоящими на внутришкольном профилактическом учете в формате вовлечения этих обучающихся в работу детских общественных объединений, таких как волонтерский отряд, медиапроекты, в рамках трудового воспитания - участие в субботниках, акции «Чистая школа» и т. п.

Для работы с категориями обучающихся ТЖС и СОП в школе активно используется инструмент межведомственного взаимодействия - система АИС «Классный помощник». В рамках системы обучающиеся и семьи получают профессиональную помощь специалистов Городского психолого-педагогического центра, Центров

работы с семьей (соцзащита), правоохранительных органов, специализированных медицинских учреждений.

В целях профилактики по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в школе ежегодно проводятся социально-психологическое тестирование (СПТ). Результаты СПТ в дальнейшем используются для выстраивания профилактической работы в классах с наибольшим процентом учащихся с высоким и высочайшим уровнем рискового поведения.

Одним из механизмов реализации организационно-педагогической функции является школьный Совет профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних - коллегиальный орган, целью которого является планирование, организация и осуществление контроля за проведением профилактики социально опасных явлений (безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий) и социально опасных заболеваний среди учащихся.

При проявлении девиантного поведения, например совершении правонарушений, обучающиеся могут быть поставлены на учет в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также на внутришкольный учет. В этом случае уже задействован уровень третичной профилактики, когда ведется индивидуальная работа по устранению неблагоприятных факторов и условий, коррекции и реабилитации личности правонарушителя.

Большую роль в профилактической деятельности на всех уровнях играет Школьная служба примирения, цель которой - урегулирование конфликтов с помощью медиативно-восстановительных технологий. К работе в Школьной службе примирения активно привлекаются волонтеры из числа обучающихся 8-11-х классов и педагоги, прошедшие обучение техниками восстановительных технологий в Городском психолого-педагогическом центре.

В школе выстроено сетевое взаимодействие с учреждениями, занимающимися профилактикой деструктивного поведения - Городским психолого-педагогическим центром, КДН и ЗП района Дорогомилово, ОМВД района Дорогомилово, ГИБДД района Дорогомилово, Московским научно-практическим центром наркологии Департамента здравоохранения города Москвы и другими. Формами профилактической работы со стороны коллег являются: беседы для обучающихся и родителей, консультации для обучающихся, родителей и педагогов, встречи с родителями, тренинги, тестирование и др.

Дидактико-методическая функция, как мы показали выше, направлена создание в школе опыта включения профилактических компонентов в учебный процесс. Учебный процесс является важнейшим фактором социализации. Эксперты отмечают: «Каждый компонент целостного процесса образования детерминирует остальные, они друг без друга не существуют»1. В процессе обучения школьники обретают системные знания о мире, осознанно вырабатывают ценностные установки, узнают об образцах человеческого творчества и шедеврах культуры. А это и есть тот незаменимый фундамент мировоззрения личности, который делает ее устойчивой к различным внешним попыткам деформировать процесс ее социализации [6].

Как показывают сотрудники лаборатории развития личности в системе образования Института стратегии развития образования, «важно, чтобы на уроке учитель ориентировал школьников на: приоритетность человеческой жизни как абсолютной ценности, неприкосновенность личности человека и его частной жизни, неприемлемость унижения и оскорбления человека, доброжелательное отношение к людям, сопереживание, сострадание и милосердие к людям, уважение к людям иной расы,

1 Образование и социализация личности. 15 января 2023. URL: https://dzen.ru/a/Y7UczpvRNhnixJQs (дата обращения: 04.04.2024).

национальности, вероисповедания, необходимость защиты слабых и заботы о малышах или пожилых людях, умение прощать других и самим просить прощения, умение отстаивать свое мнение и уважать мнения других, уверенность в себе, инициативность и самостоятельность...» [7, с. 5]. Здесь очень корректно показан тот «список» ценностей, которые способны уберечь формирующуюся личность от деструктивного поведения и которые являются предметом обсуждения на уроке. Однако «обсуждение» в данном случае - это не просто разговоры и морализирование. «Серьезный профилактический потенциал представляют системные естественнонаучные и социально-гуманитарные знания прикладного характера - они позволяют ребенку надежнее ориентироваться в различных ловушках и соблазнах современного мира, в том числе прицельно направленных на физическое и духовно-нравственное растление несовершеннолетних» [8, с. 47]. Главная миссия учителя в контексте профилактики деструктивного поведения - добиться того, чтобы школа стала интересной для детей, чтобы самореализация в школе выступала как «противовес» различным деструктивным влияниям на подростка. К примеру, естественнонаучная образованность и мировоззренческие убеждения делают подростка невосприимчивым к проповедям «чудес», «пророчеств» и «спасений», с которыми выступают представители различных сект, культов и т. п.

Особое внимание сегодня уделяет школа «негативу», идущему из социальных сетей, который сегодня обретет все более опасную, по сути террористическую направленность. Педагоги развивают собственную переговороспособность, «умения противодействия явлениям буллинга и кибербуллинга, реагирования на проявления экстремизма, деструктивные формы поведения» [9, с. 23].

Внеурочно-просветительская функция - весьма важная в деятельности школы. Внеурочная деятельность - важнейшая составная часть учебного процесса в школе, «осуществляемая в формах, отличных от урочной». Ее нормативная база представлена в «Законе об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и в приказах Министерства Российской Федерации от 18.05.2023 №№ 370, 371, 372 об утверждении Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Согласно этому решению, внеурочная деятельность становится обязательным и вместе с тем многообразным, разносторонним ресурсом достижения образовательных целей, в том числе и профилактики деструктивного поведения. Вместе с тем такой ресурс, как внеурочная деятельность, в решении воспитательно-профилактических задаче в массовой практике школ используется недостаточно. Миссия внеурочной деятельности - не просто «дополнять» учебный процесс, а выступать средством всестороннего развития детей. Исследование, проведенное лабораторией дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования, показывает, что 68,3% педагогов используют внеурочную деятельность как традиционное дополнение к предметному обучению. Воспитательным же целям и целям развития ученических сообществ внеурочную деятельность посвящают только 19,7% учителей. Правда, 73,7% опрошенных учителей ориентируются на то, что внеурочная деятельность должна быть не похожа на работу на уроке и в большей мере опираться на творчество и инициативы детей. Анализ содержания внеурочной деятельности показал, что развивающие программы коммуникативной направленности реализуют примерно 52% учителей сельских и 38% городских школ, программы с проектной направленностью встречаются примерно в 30% сельских и 20% городских школ. Эксперты указывают на то, что внеурочная деятельность недостаточно используется для формирования у школьников опыта организации своего свободного времени, а ведь все деструктивные действия, как правило, совершаются

тогда, когда подростку «нечем заняться». Если подростки не заняты, то все свободное время они проводят «впустую». Отсюда вытекают негативные последствия незанятости, поскольку появляется больше возможности для совершения деструктивных поступков. В связи с этим сегодня как никогда актуальна организация досуга школьников: «чем больше подросток будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений» [10].

Просветительская миссия школы связана с пропагандой образа жизни, противостоящего всякой деструктивности, утрате ребенком своего Я, попаданию подростков под чуждое и вредоносное влияние. «Основная цель просветительства - развитие самосознания общества, обеспечение доступа к знаниям и передача их от поколения к поколению. Просветительство помогает людям получать информацию о мире, осознавать свое место в обществе и развивать свои интеллектуальные способности. Оно помогает формировать гражданское сознание, способствует развитию критического мышления и способности анализировать информацию»2. Вместе с тем просветительская функция школы, как показывает наш опыт, не должна выступать дополнительной нагрузкой на учителей, а органически включается в их предусмотренные функциональные обязанности.

Партнерско-сетевая функция школы, как отмечено выше, включает работу с семьей, с социальными партнерами в области профилактики деструктивного поведения. Говоря об этой функции школы, хочется вспомнить слова А. С. Макаренко: «Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу» [11, с. 37]. Оптимист А. С. Макаренко верил в силу правильно организованного воспитания, одним из признаков которого является грамотно организованное сотрудничество семьи и школы, что имеет особое значение для профилактики деструктивного поведения.

Содержание и формы взаимодействия семьи и школы зависят от возраста ребенка. Младший школьник, пока еще «податливый» воспитательным воздействиям, обычно адекватно реагирует на согласованные требования учителей и родителей. Чаще всего негативные проявления младшего школьника связаны с конфликтными отношениями с каким-то другим ребенком. Важно выявить этот «источник» деструктивных влияний. Не менее важно учесть его характерологические особенности. Так, если младший школьник демонстративно стремится привлечь внимания к самому себе посредством выкриков с места, хулиганских поступков в отношении соседей, демонстрацией вредных для собственного здоровья действий, нежелательно резко реагировать на подобное. Лучше найти момент, когда он делает что-то полезное и при всех похвалить его. Такой прием нужно порекомендовать и родителям. С подростками все обстоит сложнее. Источником их деструктивного поведения может являться и улица, и сама семья, в которой уже длительное время царит ненормальная с точки зрения воспитания атмосфера. В работе с подростковым контингентом усилия школы направляются на формирование у них системы качеств, которые можно обозначить как социальную компетентность. Она включает в себя понимание и принятие норм общественной жизни, коммуникативные навыки, умения разрешать конфликты и др. Непременное условие эффективной профилактической работы с подростком - привлечение к этой работе одноклассников, детского коллектива. И еще один важный ресурс - это побуждение подростков к проявлению собственной субъектной позиции в преодолении своих деструктивных устремлений, усилий, направленных на противостояние «соблазнам» негативных сообществ.

2 Что значит просветительская функция. URL: https://obzorposudy.ru/polezno/cto-znacit-prosvetitelskaya-funkciya (дата обращения: 04.04.2024).

Семья - главный, но не единственный партнер школы в профилактике деструктивного поведения [12]. Сетевые ресурсы профилактики деструктивного поведения эффективно функционируют, когда между школой и организацией-партнером имеется устойчивая деловая связь; происходит своеобразный обмен компетенциями, опытом, идеями; коллектив школы и партнерская организация имеют общий взгляд на решаемую проблему, доверяют профессионализму друг друга [13].

Важнейшая функция современной школы - медиаресурсная - предотвращение негативного влияния Интернета, медиасредств. Интернет, безусловно, произвел революцию во всех областях жизни человека и общества. Однако эксперты предупреждают о недопустимости его идеализации, о том, что Глобальная сеть создает условия для распространения асоциальной информации, кибербуллинга, антивитальных призывов, порнографии, а в последнее время и террористических призывов и другого деструктивного противоправного контента.

Опубликовано немало рекомендаций для родителей по организации пользовательской функции детей, но координирующая роль в этом вопросе по-прежнему остается за школой. Именно учитель на уроках и во внеурочной деятельности может сформировать у школьников понятия об информационной безопасности, познакомить их с рисками Интернета и привить желание и умение распознавать их. Учитель должен помнить, что основу информационной культуры школьника составляет критическое отношение к информации как важнейший элемент социальной компетенции личности. В свою очередь на школьном цифровом оборудовании устанавливаются программы, осуществляющие фильтрацию такого рода контента, блокирование информации, не совместимой с воспитательными целями школы.

Выводы

Подводя итоги, можно сделать выводы: системность работы школы в направлении профилактики деструктивного поведения обеспечивается тем, что в процессе функционирования и развития системы профилактики реализуется «дерево целей»: воспитательных - формирование морально-ценностной избирательности личности учащихся разных возрастов; методических - развитие у педагогов системы компетенций, обеспечивающих диагностику склонностей учащихся к деструктивному поведению и готовность к созданию среды, противодействующей его развитию; информационно-просветительских, предполагающих использование ресурсов цифровой образовательной среды школы, ориентированных на стимулирование у школьников процессов смыслообразования, направленных на принятие российских социокультурных ценностей; координационно-сетевых, задающих способы сотрудничества с сетевыми социальными партнерами (семьями школьников, организациями дополнительного образования, социально-педагогическими центрами) в процессе совместного решения профилактических задач.

Миссия общеобразовательной школы - обеспечить психолого-педагогическое, правовое, интернет-пользовательское просвещение школьников, учителей и родителей относительно проявлений десоциализирующего потенциала детско-юношеских деструктивных сообществ, их типологии, возможностей противодействия их влиянию. Эффективность работы школы по профилактике деструктивного поведения школьников основывается на создании целевой структурно-функциональной модели, в соответствии с которой выстраивается система работы школы и ее социальных партнеров по противодействию включению школьников в деструктивные сообщества. В соответствии с моделью разрабатываются технологии прогностической оценки рисков деструктивных отклонений детей, выявляются дети, потенциально

способные к деструктивным действиям; рассматриваются варианты дифференцированного подхода в профилактической деятельности, содержание и методики внутрикорпоративного обучения учителей по рассматриваемой проблеме.

Таким образом, в проведенном исследовании разработана концепция деятельности школы по предупреждению деструктивного поведения школьников, вовлечению их в деструктивные сообщества, которая описывает: (1) программно-целевые установки деятельности школы в указанном направлении; (2) основные приоритеты и направления работы по поставленной проблеме; (3) содержание и функции ее деятельности при решении различных организационно-образовательных задач; (4) условия и опыт формирования готовности школьников разных возрастов противостоять влиянию деструктивных сообществ; (5) приемы достижения воспитательно-профилактических целей и приемы создания указанных условий; (6) принципы и механизмы взаимодействия педагогического коллектива школы с социальными партнерами, образующими в своей совокупности пространство педагогического противодействия деструктивным формам социализации подростков; (7) критерии эффективности системы работы школы по профилактике влияния на подростков деструктивных сообществ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. URL: http://az.lib. ru/m/makarenko_a_s/text_1939_vospitanie_v_semye.shtml (дата обращения: 04.04.2024).

2. Репин С. А. Программно-целевой принцип и управление образованием // Человек. Спорт. Медицина. 2006. № 16 (71). С. 29-35.

3. Колясникова Н. В. Девиантное поведение на уроке: возможности и ограничения управления учебной ситуацией педагогом образовательной организации // StudNet. 2021. Т. 4, № 4.

4. Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет. М., 2020. URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/ pub/pub_2510063.pdf (дата обращения: 04.04.2024).

5. Романова Т. В. Подготовка будущих педагогов к работе по профилактике распространения в образовательный организациях деструктивной идеологии // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2021. № 3 (112). С. 180-188.

6. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: от теории к практике / А. Г. Бермус, О. В. Гукаленко, В. Н. Пустовойтов, В. В. Сериков // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 8. С. 31-42.

7. Воспитание на уроке: методика работы учителя: метод. пособие / [П. В. Степанов, В. В. Кру-глов, И. В. Степанова и др.]; под ред. П. В. Степанова. М.: ФГБНУ «Ин-т стратегии развития образования РАО», 2021.

8. Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков как направление социально-психологического сопровождения участников образовательный отношений: учеб.-метод. пособие / Д. С. Федяй, Е. П. Федотова, Я. К. Нелюбова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020.

9. Школьная модель профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся на основе реализации медиативного подхода, организации деятельности служб школьной медиации: методические рекомендации / авт.-сост. В. С. Шульга, Е. Г. Пригодич, И. С. Будкина [и др.]. Красноярск: АНО ДПО «Красноярский ин-т развития духовно-нравственной культуры», 2019.

10. Вишнякова М. А. Внеурочная деятельность в системе профилактики деструктивного поведения молодежи. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/11/13/ statyavneurochnaya-deyatelnost-v-sisteme (дата обращения: 04.04.2024).

11. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: ИТРК, 2014.

12. Садовникова Ж. В. Роль школы в предупреждении деструктивныгх отклонений в развитии личности подростков // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 102-119.

13. Шишарина Н. В. Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 2. С. 216-220.

REFERENCES

1. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochineniya. In 8 vols. Vol. 4. Moscow: Pedagogika, 1984. Available at: http://az.lib.rU/m/makarenko_a_s/text_1939_vospitanie_v_semye.shtml (accessed: 04.04.2024).

2. Repin S. A. Programmno-tselevoy printsip i upravlenie obrazovaniem. Chelovek. Sport. Meditsina. 2006, No. 16 (71), pp. 29-35.

3. Kolyasnikova N. V. Deviantnoe povedenie na uroke: vozmozhnosti i ogranicheniya upravleniya uchebnoy situatsiey pedagogom obrazovatelnoy organizatsii. StudNet. 2021, Vol. 4, No. 4.

4. Algoritm deystviy dlya pedagogov po rannemu vyyavleniyu i reagirovaniyu na destruktivnoe povedenie nesovershennoletnikh, proyavlyayushcheesya pod vozdeystviem informatsii negativnogo kharaktera, rasprostranyaemoy v seti Internet. Moscow, 2020. Available at: https://mon.tatarstan.ru/ rus/file/pub/pub_2510063.pdf (accessed: 04.04.2024).

5. Romanova T. V. Podgotovka budushchikh pedagogov k rabote po profilaktike rasprostraneniya v obrazovatelnykh organizatsiyakh destruktivnoy ideologii. Vestn. ChGPU im. I. Ya. Yakovleva. 2021, No. 3 (112), pp. 180-188.

6. Bermus A. G., Gukalenko O. V., Pustovoytov V. N., Serikov V. V. Priobshchenie uchashchikhsya k traditsionnym rossiyskim tsennostyam vo vneurochnoy deyatelnosti: ot teorii k praktike. Mir universitetskoy nauki: kultura, obrazovanie. 2022, No. 8, pp. 31-42.

7. Stepanov P. V., Kruglov V. V., Stepanova I. V. et al. Vospitanie na uroke: metodika raboty uchitelya: metod. posobie. Ed. by P. V. Stepanov. Moscow: FGBNU "In-t strategii razvitiya obrazovaniya RAO", 2021.

8. Fedyay D. S., Fedotova E. P., Nelyubova Ya. K. Profilaktika destruktivnogo povedeniya u detey i podrostkov kak napravlenie sotsialno-psikhologicheskogo soprovozhdeniya uchastnikov obrazovatelnykh otnosheniy: ucheb.-metod. posobie. Saratov: GAU DPO "SOIRO", 2020.

9. Shulga V. S., Prigodich E. G., Budkina I. S. et al. Shkolnaya model profilaktiki delinkventnogo (otklonyayushchegosya) povedeniya obuchayushchikhsya na osnove realizatsii mediativnogo podkhoda, organizatsii deyatelnosti sluzhb shkolnoy mediatsii: metodicheskie rekomendatsii. Krasnoyarsk: ANO DPO "Krasnoyarskiy in-t razvitiya dukhovno-nravstvennoy kultury", 2019.

10. Vishnyakova M. A. Vneurochnaya deyatelnost v sisteme profilaktiki destruktivnogo povedeniya molodezhi. Available at: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/11/13/ statyavneurochnaya-deyatelnost-v-sisteme (accessed: 04.04.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Makarenko A. S. Kniga dlya roditeley. Moscow: ITRK, 2014.

12. Sadovnikova Zh. V. Rol shkoly v preduprezhdenii destruktivnykh otkloneniy v razvitii lichnosti podrostkov. Tsennosti i smysly. 2023, No. 6 (88), pp. 102-119.

13. Shisharina N. V. Tekhnologiya effektivnogo setevogo vospitatelnogo vzaimodeystviya kak innovatsiya. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2015, No. 2, pp. 216-220.

Садовникова Жанна Витальевна, кандидат педагогических наук, директор ГБОУ школа № 56 имени академика В. А. Легасова e-mail: SadovnikovaZV1@edu.mos.ru

Sadovnikova Zhanna V., PhD in Education, Headteacher, State Budgetary Educational Institution School No. 56 named after Academician V. A. Legasov e-mail: SadovnikovaZV1@edu.mos.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2024 The article was received on 08.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.