УДК 37.013.42, 376.58
ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-258-11-53-61
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА ФАДЕЕВА
главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9814-5755
Москва
Система профилактики асоциального поведения обучающихся в основной школе: регламенты, модели, результаты
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы и проблемы системной организации профилактической деятельности с обучающимися на уровне основного общего образования; указываются существующие нормативные требования к реализации направления профилактики асоциальных проявлений поведения школьников, анализируются реализуемые подходы и модели профилактики в основной школе, приводятся имеющийся опыт работы и результаты данной деятельности.
Предметом статьи выступили существующие модели организации профилактики асоциального поведения школьников, а также действующие нормативные акты, регулирующие профилактическую деятельность.
Целью исследования является анализ реализуемых профилактических моделей в основной школе и динамики правонарушений несовершеннолетних, обучающихся в системе общего образования, как результата профилактики асоциальных проявлений поведения школьников. Методологическую основу исследования составили анализ нормативных источников и методических разработок; сравнение, обобщение и системно-структурный метод при анализе материалов, размещенных на сайтах школ.
Практическое значение представленного материала заключается в актуализации направления профилактики асоциального поведения обучающихся в общеобразовательной организации. Автор акцентирует внимание на выявленных проблемах организации профилактики в школьной среде, которые требуют комплексных решений профессионального сообщества.
Сделаны выводы о необходимости усиления внимания педагогических и управленческих кадров общего образования к построению системной профилактики асоциального поведения обучающихся, которая является обязательным условием снижения правонарушений среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: профилактическая деятельность, обучающиеся, модель профилактики, основная школа, асоциальное поведение, деструкция, девиантологическая подготовка
Для цитирования
Фадеева С. А. Система профилактики асоциального поведения обучающихся в основной школе: регламенты, модели, результаты // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 11. С. 53-61. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-258-11-53-61.
5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования
© Фадеева С. А., 2023
SVETLANA A. FADEEVA
Chief Research Officer of the Federal Governmental Institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia", Doctor of Pedagogy, Associate Professor [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9814-5755
Moscow
System for the prevention of antisocial behavior of students in primary schools: regulations, models, results
Abstract. The article discusses the issues and problems of the systematic organization of preventive activities with students at the level of basic general education; the existing regulatory requirements for the implementation of the prevention of antisocial behavior in schoolchildren are indicated, the approaches and models of prevention being implemented in primary schools are analyzed, the existing work experience and the results of this activity are presented.
The subject of the article is the existing models for organizing the prevention of antisocial behavior in schoolchildren, as well as current regulations governing preventive activities.
The purpose of the study is to analyze the implemented preventive models in primary schools and the dynamics of delinquency among minors studying in the general education system as a result of the prevention of antisocial behavior in schoolchildren. The methodological basis of the study included an analysis of regulatory sources and methodological developments; comparison, generalization and system-structural method when analyzing materials posted on school websites.
The practical significance of the presented material lies in updating the direction of preventing antisocial behavior of students in general education organizations. The author focuses on the identified problems of organizing prevention in the school environment, which require complex solutions from the professional community.
Conclusions are drawn about the need to increase the attention of teaching and management personnel in general education to building a systemic prevention of antisocial behavior in students, which is a prerequisite for reducing delinquency among minors.
Keywords: preventive activities, students, prevention model, primary school, antisocial behavior, destruction, deviantological training
For citation
Фадеева С. А. System for the prevention of antisocial behavior of students in primary schools: regulations, models, results // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 11. P. 53-61. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-258-11-53-61.
5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education
Социальные риски и проблемы неизбежно усиливают негативное влияние на становление детей и молодежи, вызывая все новые девиации - травлю, издевательство (буллинг), применение вооруженного насилия в учебном заведении (скулшутинг), игроманию (гемблинг), проезд снаружи поездов (трейнсерфинг), химические и нехимические аддикции, вандализм и прочие. При этом к социально-средовым факторам асоциального поведения несовершеннолетних относят целую линейку негативных факторов, связанных с дисфункциями институтов культуры, институтов морали и нравственности, медийно-инфор-мационных институтов, института семьи и других [1].
Динамика количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними в субъектах Российской Федерации, и тенденция «омолаживания» преступности не позволяют надеяться в скором времени на позитивные прогнозы и требуют повышения эффективности превентивных мер. Подростки, обладающие асоциальным типом отклоняющегося поведения (алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, аутоагрес-сия и прочее), имеют значительные риски перехода к криминогенному типу поведения, как уже нарушающего административное или уголовное законодательство. Весомую роль в предупреждении отклоняющегося поведения несовершеннолетних играет система образования.
Поэтому считаем актуальным вновь обратить внимание на образовательную среду, в которой детям школьного возраста не только целенаправленно прививаются базовые ценности общества посредством многообразия методов и форм воспитания, формируется законопослушное поведение и правосознание, но и осуществляется профилактика проявлений асоциального поведения обучающихся, сглаживаются, в той или иной степени, риски совершения правонарушений и преступлений. Попробуем
выстроить традиционную логику профилактической стратегии в общеобразовательной организации от действующих регламентов и существующих моделей и подходов до реальных результатов для того, чтобы выявить в линейке мер и мероприятий проблемные зоны и наметить пути совершенствования профилактической деятельности в школьной среде.
Первостепенным нормативным правовым актом, направленным на формирование правовой основы и усовершенствование единой государственной системы профилактики правонарушений, является Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2]. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет базу правового регулирования отношений в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений для категории детей и молодежи до 18 лет [3]. На основании данного федерального закона органам управления в сфере образования вменяется в обязанность разработка и внедрение в образовательные организации программ, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года описывает направления, формы и методы развития системной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних [4]. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р, предусматривает комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, и меры противодействия криминализации подростковой среды [5].
Ряд документов инструктирует о порядке организации частных вопросов профилактической деятельности (межведомственного взаимодействия между субъектами профилактической работы, учета несовершеннолетних с асоциальным поведением, индивидуальной профилактической работы и прочего). Кроме того, в школе существуют свои локальные нормативные акты, регулирующие организацию профилактической работы с учетом конкретных условий и специфики (устав образовательной организации, положение о школьном совете профилактики и другие).
Стоит отдельно акцентировать внимание на реализуемой в каждой образовательной организации рабочей программе воспитания. Она была введена как обязательная с 01.09.2021, а к сентябрю 2023 года ее следовало привести в соответствие с требованиями федеральной образовательной программы основного общего образования [6]. Отдельный инвариантный модуль рабочей программы воспитания посвящен осуществлению воспитательного потенциала профилактической деятельности, то есть профилактике асоциального поведения в школьной среде. Линейка мероприятий, предлагаемых данным модулем, включает всю систему профилактических действий, выполнимых в каждой школе. Это - создание эффективной профилактической среды, разработка профилактических программ, психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся, мониторинг рисков безопасности, организация превентивной работы и деятельности, альтернативной девиантному поведению, реализация действий в случаях появления в школе маргинальных групп обучающихся.
Таким образом, нормы и регламенты организации профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, обучающихся в основной школе, представлены на каждом уровне в полной мере и позволяют надеяться на достойную отдачу и эффективность в деле формирования правовой культуры и развития правосознания растущих граждан.
Профилактика асоциального поведения обучающихся понимается обычно как сис-
тема мер, направленных на предотвращение возможных поведенческих отклонений от принятых в обществе социальных норм и правил, а асоциальное поведение - как поведение, противоречащее социальным нормам. Проблемы воспитания и исправления подростков с асоциальным поведением изучались еще А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, В. Н. Сорокой-Росинским и другими. В отечественной науке обоснование социального поведения подростков предлагалось А. А. Бодалевым, М. А. Галагузовой, Е. В. Змановской, Л. В. Мардахаевым, а также С. В. Дармодехиным, Д. И. Фельдштейном, Г. М. Миньковским и многими другими исследователями. Л. С. Выготский утверждал, что патология подросткового периода обусловлена не столько перестройкой физических и психических составляющих, сколько неполноценными условиями воспитания и развития [7]. То есть личностные особенности обучающихся, которые складываются под влиянием воспитания, признаются определяющими, что подчеркивает значение профилактической деятельности в системе образования.
В школах реализуются многообразные профилактические и воспитательные программы для обучающихся. Для предупреждения асоциального поведения детей школьного возраста используются различные технологии (ролевые игры, дебаты, информационно-компьютерные технологии, форум-театр, арт-технологии и другие), направленные на воспитание законопослушного поведения и ценностно-отношенческой позиции к своему здоровью. Однако сложность профилактической деятельности в школе заключается в совокупности самых разных, порой внешне незначимых факторов. Так, уже совершенные обучающимися правонарушения вызывают более динамичные и активные последействия, чем протекание собственно превентивной деятельности в школе (не совсем понятны смыслы заранее предпринимаемых значительных усилий, если, возможно, ничего плохого и не произойдет). Поэтому многие исследователи убеждены, что профилактика среди обучающихся должна начинаться с планомерной работы с педагогическим
коллективом, наличие мотивации и необходимых компетенций в котором будет во многом определять результативность всех профилактических мероприятий [8]. Еще А. С. Макаренко писал о «трудных» детях как педагогически запущенных, отличающихся низким уровнем образованности и воспитанности [9]. Кроме того, если внешние поведенческие проявления (деятельность, отношение) школьников позволяют педагогам вовремя заметить выраженные отклонения, то во внутреннем состоянии личности несовершеннолетнего (склонности, мотивы и прочее) сложнее выявить нарушения, и лишь скрупулезная диагностическая работа подготовленных специалистов может найти истоки будущих девиаций. Среди главных психологических особенностей личности несовершеннолетнего с асоциальным поведением специалисты называют прежде всего низкий уровень правовой культуры, нарушения ценностно-смысловой регуляции, неразвитость социально-культурных потребностей и волевых качеств, эмоциональную неустойчивость, неадекватную самооценку и акцентуации характера [10].
Конкретная модель профилактики в школе, ее структура и содержание определяется спецификой и укладом образовательной организации, ее условиями и ресурсами. В обобщенном виде данные модели можно охарактеризовать как информационно-просветительскую, социально-педагогическую, коррекционно-психологическую и организационно-управленческую.
Так, информационно-просветительская модель профилактики основывается, прежде всего, на линейке воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни, родительских и ученических собраний с информационной повесткой профилактической направленности. Данные мероприятия организуют преимущественно классные руководители, которые и осуществляют корректное, безопасное и доступное информирование о явлениях деструктивного поведения с жизнеутверждающих позиций (без запугивания и устрашения). Именно для данной модели характерно проведение единых информационных дней для всей
основной школы с привлечением кураторов от МВД России, инспекторов по делам несовершеннолетних и иных специалистов, которые способны профессионально разъяснить нормы действующего законодательства в сфере правовой ответственности несовершеннолетних. Информационно-просветительская модель имеет право на существование в образовательных организациях гимназического и лицейского типа, где реализуется общая первичная профилактика среди дисциплинированных учеников, ориентированных на успешное обучение и развитие.
Важным направлением работы педагогов основной школы считается социализация несовершеннолетних, создание условий для развития личностной, социальной и правовой культуры обучающихся. Социально-педагогическая модель профилактики предполагает организацию мероприятий профилактической направленности в массовой школе, где находится неоднородный по ценностным ориентациям контингент обучающихся, не очень мотивированный к познанию и не всегда законопослушный. Значительную роль в данной модели играет социальный педагог, его способность организовать межпрофессиональное и межведомственное взаимодействие для решения проблем обучающихся группы риска конкретной школы. Курирование и учет несовершеннолетних с первыми признаками асоциального поведения, вовлечение их в социально одобряемые формы активностей, альтернативных деструктивному поведению, а также социально-педагогическая реабилитация обучающихся, уже совершивших правонарушение, - все это требует комплексных и взаимосвязанных усилий всех специалистов сферы воспитания основной школы.
Коррекционно-психологическая модель профилактики как приоритетная реализуется обычно в специальных школах, куда принимаются дети, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних (с устойчивым противоправным поведением, подвергшиеся любым формам насилия, отказывающиеся посещать занятия в массовой школе, с различной
степенью педагогической запущенности и другие). При данной модели производится целенаправленная работа всего педагогического коллектива по перевоспитанию и коррекции сформировавшихся деструкций подростков. Педагогами-психологами применяются технологии активации личностных ресурсов несовершеннолетних (формирование стрессоустойчивости, конструктивного разрешения конфликтов и так далее), проводится медицинско-коррекционная и психогигиеническая работа с обучающимися группы высокого риска самых разных поведенческих отклонений. Учителями оказывается психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, в развитии и социальной адаптации. Здесь же могут создаваться специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими отклонения в психологическом развитии.
Следует также сказать о модели профилактики асоциального поведения в кадетских школах при существующем военном укладе образовательной организации: основой содержания образования здесь является допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам деятельности. Такую модель можно именовать как организационно-управленческую, когда учебно-воспитательная деятельность обучающихся носит жестко регламентированный характер (у несовершеннолетних крайне мало свободного времени для негативных поведенческих проявлений). Программно-целевое управление профилактической работой в образовательной организации данного типа систематизирует действия всех воспитательных блоков (в том числе через создание таких звеньев управления как дисциплинарная комиссия, совет профилактики и прочего).
Отдельно стоит выделить модели, в основе которых лежит реализация той или иной технологии профилактики, которая доказала свою целостность и эффективность в условиях образовательных организаций: модель психолого-педагогической профилактики суицидального поведения обучающихся,
модель профилактики буллинга в школьной среде, модель профилактики зависимости от психоактивных веществ и многие другие. Среди них хотелось бы акцентировать внимание на модели поэтапной образовательной поддержки, в основе которой - технология с одноименным названием. Уникальность данной модели заключается в ее нацеленности на допервичную профилактику отклонений в поведении несовершеннолетних и разрешение незначительных поведенческих проблем, а также в возможности применения в образовательных организациях любого типа. Главенствующая роль при этом отводится непосредственно учителю: он сам определяет, что является проблемой и незамедлительно приступает к разрешению. Модель поэтапной образовательной поддержки как модель профилактики асоциального поведения в основной школе успешно прошла апробацию и была внедрена в систему образования Нижегородской и Свердловской областей.
Каковы же результаты разноуровневой системы профилактики асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях?
По статистике Судебного департамента детская преступность идет на снижение в последние годы, однако в 2022 году было осуждено 14 214 несовершеннолетних (что немало), среди которых учащихся - 9 222 [11]. Подробная статистика данных динамики правонарушений и преступлений несовершеннолетних за последние пять лет приводится аналитическим центром по мониторингу и профилактике деструктивного поведения подростков и молодежи Федерального института оценки качества образования [10]. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, сократилось на 15,6 %, как и общее число преступлений. Вместе с тем в структуре всех преступлений несовершеннолетних возрос удельный вес особо тяжких (+ 5,67 %) и тяжких (+ 10,65 %) преступлений. По сравнению с 2020 годом в 2022 году фиксировалась тенденция увеличения числа несовершеннолетних, совершивших убийство, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, кражу [12].
Обратимся теперь к мониторинговому срезу эффективности профилактической работы в школах Нижегородской области. По данным, представленным в докладе заместителя директора государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Нижегородской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» И. С. Останиной, количество преступлений различной степени тяжести, совершенных несовершеннолетними, с 2021 по 2022 год выросло на 9,5 %, а количество тяжких преступлений - на 24 % [13]. Среди самых резонансных случаев - попытки нападения обучающихся на образовательные организации области, жестокие драки между подростками, убийство подростками инвалида, убийство своего сверстника, автомобильные гонки от полиции, нарушение общественного порядка.
Осуществление разноуровневых проверок по фактам правонарушений и преступлений обучающихся в образовательных организациях выявило ряд нарушений в системе школьной профилактики:
- отсутствие мониторинга и анализа выполнения планов и программ по профилактике, низкая эффективность профилактических мероприятий;
- отсутствие данных об обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета, занятости их во внеурочное и каникулярное время;
- низкий уровень совместной работы с семьями несовершеннолетних;
- отсутствие вопросов профилактики асоциального поведения обучающихся в тематике методических объединений педагогических работников;
- формальный подход к результатам социально-психологического тестирования среди несовершеннолетних, обучающихся в школе;
Как можно констатировать, отсутствие системного подхода к осуществлению профилактики в системе образования приводит к фактам перехода подростков к криминогенному типу поведения, что усложняет процессы психолого-педагогической и социальной коррекции несовершеннолетних.
По мнению специалистов и исследователей еще целый ряд проблем профилактики асоциального поведения обучающихся остается нерешенным:
- отсутствует общая картина распространения девиантных групп и течений в подростковой и молодежной среде;
- нет системы оперативного определения и анализа новых форм деструктивного поведения несовершеннолетних;
- не налажен целостный обмен информацией между субъектами профилактики;
- отсутствует система «бесшовного» межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики;
- не хватает методических разработок, представляющих лучшие профилактические практики в школе; малорезультативным признается повышение квалификации координаторов профилактики асоциального поведения обучающихся в системе образования (девиантологическую подготовку педагогов исследователи характеризуют как недостаточную) [1];
- не уделяется должного внимания первичной профилактике среди школьников, не признается значимость ее методов и технологий; не всегда корректно разрабатывается содержание превентивных мероприятий (излишне детализируется тематика деструктивного поведения, происходит информационное «запугивание» при отсутствии альтернативных жизнеутверждений, романтизируются факты асоциального поведения и прочее);
- отсутствует понимание о профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних как о содержательно и структурно сложном социально-психолого-педагогическом явлении, нуждающемся в научном обосновании и постоянном изучении, комплексной и системной реализации в течение всего периода становления детей и подростков.
При наличии разработанных нормативно-методических оснований, апробированных моделей и технологий профилактической работы в школе, разнообразии воспитательных программ и мероприятий результаты профилактики асоциального поведения среди обучающихся могут быть более устой-
чивыми, а образовательная деятельность -девиантологически направленной.
Профилактические стратегии, направленные на эффективное предупреждение асоциальных явлений в детской среде, бу-
дут успешны лишь при скоординированных усилиях и планомерном решении существующих проблем всеми субъектами профилактики и, прежде всего, специалистами системы образования.
1. Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений // Федеральный институт оценки качества образования : [сайт]. URL: https://fioco.ru/about_ac (дата обращения: 10.10.2023).
2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федер. закон от 23.06.2016. № 182-ФЗ. Доступ из СПС «Гарант».
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ. Доступ из СПС «Гарант».
4. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021-2025 годы по ее реализации : расп. Правительства Рос. Федер. от 22.03.2017 № 520-р. Доступ из СПС Гарант.
5. Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года : расп. Правительства Рос. Федерации от 23.01.2021 № 122-р. Доступ из СПС «Гарант».
6. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования : приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993. Доступ из СПС «Гарант».
7. Выготский Л. С. Педология подростка // М., 1994. С. 154-180.
8. Кузнецов В. В. Профилактическая деятельность: содержание и структура // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2 (177). С. 87.
9. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя / М.: Просвещение, 1987. С. 141.
10. Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения подростков и молодежи в образовательных организациях России // Федеральный институт оценки качества образования : [сайт]. URL: https://fioco.ru/about_ac (дата обращения: 10.10.2023).
11. Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте № 12. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2022 год // Судебный департамент Верховного суда Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7649 (дата обращения: 23.10.2023).
12. Анализ статистических данных динамики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации за последние 5 лет (Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений (Приложения) // Федеральный институт оценки качества образования : [сайт]. URL: https://fioco.ru/about_ac (дата обращения: 10.10.2023).
13. Основные вопросы в формировании системной профилактической работы с обучающимися и студентами. Материалы зонального семинара для руководящих и педагогических работников по вопросам организации профилактики негативных проявлений в детско-юношеской среде // ГБУДО НО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» : [сайт]. URL: https://cppmsp52.ru/assets/mgr/files/ doc/2023/02/zonalnyj-seminar-16.02.23/1-ostanina.pdf (дата обращения: 25.10.2023).
1. Methodological recommendations for organizing work on the prevention and prevention of socially dangerous behavior of participants in educational relations // Federal Institute of the Assessment of the Quality of Education [website]. URL: https://fioco.ru/about_ac (date of access: 10.10.2023).
2. On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation: Federal Law of June 23, 2016. No. 182-FL. Access from LRS «Garant".
3. On the basics of the system for preventing neglect and juvenile delinquency : Federal Law of June 24, 1999 No. 120-FL. Access from LRS «Garant".
4. On approval ofthe Concept for the development of a system for the prevention ofneglect and juvenile delinquency for the period until 2025 and the action plan for 2021-2025 for its implementation : decree of Government of Russian Federation dated March 22, 2017 No. 520-r. Access from LRS Garant.
5. On approval of the plan of main events carried out within the framework of the Decade of Childhood for the period until 2027 : decree of Government of Russian Federation dated January 23, 2021 No. 122-r. Access from LRS «Garant».
6. On approval of the federal educational program of basic general education : order of the Ministry of Education of Russia dated November 16, 2022 No. 993. Access from LRS «Garant».
7. Vygotsky L. S. Pedology of a teenager // M., 1994. P. 154-180.
8. Kuznetsov V. V. Preventive activities: content and structure // Bulletin of the Orenburg State University. 2015. No. 2 (177). P. 87.
9. Kozlov I. F. Pedagogical experience of A. S. Makarenko: Book for the teacher / M.: Prosveshchenie, 1987. P. 141.
10. Methodological recommendations for the prevention of destructive behavior of adolescents and youth in educational organizations of Russia // Federal Institute of the Assessment of the Quality of Education [website]. URL: https://fioco.ru/about_ac (date of access: 10.10.2023).
11. Report on convicts who committed crimes as minors No. 12. Summary statistical information on the state of criminal records in Russia for 2022 // Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation [website]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7649 (access date: 10/23/2023).
12. Analysis of statistical data on the dynamics of juvenile delinquency in the Russian Federation over the past 5 years (Methodological recommendations for organizing work on the prevention and prevention of socially dangerous behavior of participants in educational relations (Appendices) // Federal Institute of the Assessment of the Quality of Education [website]: URL: https:/ /fioco.ru/about_ac (date of access: 10.10.2023).
13. Main issues in the formation of systemic preventive work with students. Materials of a zonal seminar for management and teaching staff on organizing the prevention of negative manifestations in children and youth // State budgetary institution of additional education of the Nizhny Novgorod region «Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance»: [website]. URL: https://cppmsp52.ru/assets/mgr/files/doc/2023/02/ zonalnyj-seminar-16.02.23/1-ostanina.pdf (access date: 10/25/2023).