Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 3. С. 58-63 North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(3):58-63
Проблемы административного права
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.22394/2074-7306-2023-1-3-58-63
EDN CMUJTE
Профилактика правонарушений,
совершаемых несовершеннолетними на объектах транспорта
Виталий Леонидович Шапошников1, Владимир Васильевич Ткаченко2, Анатолий Борисович Дудаев3
1 2 3Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, Белгород, Россия
1у.8Иаро8Иткоу@таП.ги
^касИе пкоу^@уа^ех. ги
Аннотация. В статье рассматривается значимость проводимой органами внутренних дел профилактической работы с несовершеннолетними, совершающими правонарушения на объектах транспортной инфраструктуры. В статье уделяется внимание особенностям и причинам совершения правонарушений несовершеннолетних. Авторами предложены методы профилактики правонарушений несовершеннолетних на объектах транспорта и меры профилактики антиобщественного, опасного, преступного поведения несовершеннолетних. В статье авторами сделаны выводы, направленные преимущественно на непосредственную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в крайне опасном социальном положении.
Ключевые слова: объекты транспортной инфраструктуры, органы внутренних дел, полиция, правонарушение, профилактика правонарушений несовершеннолетних, предупреждение безнадзорности и беспризорности, профилактические мероприятия Для цитирования: Шапошников В. Л., Ткаченко В. В., Дудаев А. Б. Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспорта // Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 3. С. 58-63. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2023-1-3-58-63. EDN СМЩТЕ
Original article
Prevention of offenses committed by minors at transport facilities Vitaly L. Shaposhnikov1, Vladimir V. Tkachenko2, Anatoly B. Dudaev3
i, 2, 3Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin,
Belgorod, Russia
2tkache nkovlad@yandex. ru
Abstract. The article examines the importance of preventive work carried out by the internal affairs bodies with minors who commit offenses at transport infrastructure facilities. The article draws attention to the peculiarities and causes of juvenile delinquency. The authors propose methods for the prevention of juvenile delinquency at transport facilities and measures
Problems of Administrative Law
© Шапошников В. Л., Ткаченко В. В., Дудаев А. Б., 2023 58
for the prevention of antisocial, dangerous, criminal behavior of minors. In the article, the authors draw conclusions aimed primarily at the direct prevention of neglect and delinquency of minors in an extremely dangerous social situation.
Keywords: delinquency, prevention of juvenile delinquency, internal affairs agencies, police, prevention of neglect and homelessness, transport infrastructure facilities, preventive measures For citation: Shaposhnikov V. L., Tkachenko V. V., Dudaev A. B. Prevention of offenses committed by minors at transport facilities. North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(3):58-63 (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-58-63. EDN CMUJTE
Профилактика правонарушений несовершеннолетних является важнейшим видом деятельности органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению правонарушений. Значимость этого вопроса обозначалась Президентом России в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Для решения поставленных задач учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Профилактикой правонарушений несовершеннолетних занимаются многие государственные органы и общественные организации, коллективы по месту работы и учебы, отдельные граждане и должностные лица [1].
Состояние законности в сфере борьбы с правонарушениями несовершеннолетних не полностью контролируется и регулируется.
Следует учитывать особенности общественности, с которой приходится работать полиции - дети.
Обеспечение защиты детей и подростков, их прав и законных интересов, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, предупреждение безнадзорности и беспризорности, вовлечение как можно большего числа несовершеннолетних в общественно-полезную деятельность, является главной задачей общества и государства [2].
Назревшая необходимость проведения профилактических мероприятий субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних, вызвана следующими причинами:
- вагоны и тамбуры поездов, вокзальные помещения и перроны, рельсовые пути, объекты электроснабжения путей сообщения ж/д транспорта являясь объектами транспортной инфраструктуры благоприятны для осуществления правонарушений, которые зачастую используют несовершеннолетние граждане;
- сложившаяся система профилактики правонарушений совершаемых несовершеннолетними, требует модернизации, так как не способна в полной мере качественно регулировать девиантное поведение подростков;
- в данный момент прослеживается дефицит бесплатных творческих, спортивных и культурных объектов идеологического обеспечения, где подрастающее поколение могло бы развиваться и выражать свою индивидуальность;
- девиантное поведение подростков в общественных местах проявляется высокой социальной активностью молодежи, стремлении к лидерству и первенству, путем не соблюдения несовершеннолетними российского законодательства;
- со стороны государства должна оказываться комплексная социальная, психологическая помощь подросткам, которые росли в неблагополучной семье и систематически нарушают закон.
Эффективность профилактических мероприятий обеспечивается также мерами по оздоровлению среды, в которой проживает и воспитывается несовершеннолетний.
Для того чтобы разобраться в необходимости и особенностях профилактики правонарушений несовершеннолетних на объектах транспорта, следует разобраться в самих причинах правонарушений на объектах транспортной инфраструктуры [3].
У правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на транспорте, есть свои особенности.
Во-первых, на вокзалах, привокзальных площадях, в морских портах и на набережных, около аэропортов формируется своя «микросреда», которая имеет особое неблагоприятное влияние на несовершеннолетних. В этой «микросреде» девиантное поведение считается обыденным, и несовершеннолетний, по тем или иным причинам попадая в такую обстановку, быстро усваивает и перенимает все особенности противоправного поведения.
Во-вторых, на обозначенных участках либо не осуществляется, либо осуществляется посредственный, формальный контроль над преступностью и правонарушениями. Известный в России проект ChebuRussiaTV Интернет-ресурса YouTube провел социальный эксперимент под названием «Причина терактов в России», в котором четко обозначили и наглядно показали важнейшую деталь - некачественную работу органов, осуществляющих безопасность на объектах транспорта.
В-третьих, система водных, воздушных, железнодорожных путей сообщения чрезвычайно мобильна и динамична. Высокая интенсивность движения как транспортных объектов, так и людей помогает совершать правонарушения, такие, например, как хищения, незаметно, не оставляя следов [4].
Исходя из вышеупомянутого, предложим следующие методы профилактики правонарушений несовершеннолетних на объектах транспорта:
1. Необходимо внедрение систем видеонаблюдения в местах массового скопления людей на объектах транспортной инфраструктуры. Практическое использование систем виброизображения на объектах транспортной инфраструктуры и других охраняемых объектах должно существенно повысить безопасность и способствовать улучшению антитеррористической деятельности.
2. Необходимо скоординировать совместную деятельность полиции, следственного комитета, прокуратуры, РЖД, общественности и средств массовой информации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта.
3. Следует усилить работу органов внутренних дел в данной сфере, наладить совместную деятельность и взаимодействие, обмен информацией между компетентными ведомствами органов внутренних дел. Этого можно достигнуть путем более качественной подготовки кадров в образовательной системе МВД России; путем формирования межведомственных органов однородной компетенции; путем образования общественных организаций, помогающих полиции; путем усовершенствования правовой основы деятельности органов внутренних дел; путем качественной анализаторской работы [5].
В последние годы на территории Белгородской области и г. Белгорода систематически проводится межведомственная комплексная профилактическая операция «Подросток», направленная на общую профилактику правонарушений, совершаемых несовершеннолетними [6].
Данный вид профилактических мероприятий со стороны субъектов профилактики, направлен на организацию отдыха и занятости детей, входящих в «группу риска».
Необходимо отметить положительную тенденцию проведения данных профилактических мероприятий на территории Белгородской области:
- наблюдается снижение уровня показателей подростковой преступности;
- для «трудных» подростков, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних организуются досуговые мероприятия [7].
По итогам проведенной межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток», можно предложить следующие меры, направленные на совершенствование профилактических мероприятий:
- внести изменения в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», наделив полномочиями субъекта профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции, закрепив за инспекторами по делам несовершеннолетних ежеквартальный отчет о результатах проделанной работы на закрепленной территории перед населением;
- внедрить информационный компьютерный учет лиц, которые состоят под надзором подразделений по делам несовершеннолетних, осуществляя постоянный контроль и профилактическую работу с ними посредством проведения профилактических бесед, тренингов и работы в коллективе.
Основной причиной правонарушений среди несовершеннолетних является реализация желания самоутверждения в различных сферах[8].
Учеба, являясь одним из главнейших источников формирования личности, оказывает значительное влияние на подростков, на их сознание, на их поведение и поступки. В процессе обучения происходит взаимодействие с коллективом, выделяются сильные стороны личности и отражаются слабые. По интенсивности, старательности, прилежности в учении индивид негласно показывает свои способности, собственную предрасположенность к тому или иному типу поведения, будь то агрессия или миролюбие, злоба или доброта, ненависть или умиротворенность. Отметим, что характеристика личности, формирующаяся до 16 лет, является характеристикой личности всей дальнейшей жизни. Очень важно, чтобы детская психическая характеристика не нарушалась в ходе своего формирования примерами неправомерного поведения [9].
Помимо внешних (наблюдательных, объективных) факторов, перенимаемых подростками на своё поведение, существуют также внутренние (субъективные) факторы.
В процессе социализации обязательным этапом развития индивида является желание казаться взрослым, способным самостоятельно принимать серьезные решения, но при этом в достаточной степени не осознавая всю ответственность, которая возлагается за неправомерное поведение [10].
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволяет сделать вывод, что нормы данного нормативно-правового акта направлены преимущественно на непосредственную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в крайне опасном социальном положении. Однако же норм, предусматривающих предотвращение социально-опасного положения, в законе не имеется. Предлагаем следующие меры профилактики антиобщественного, опасного, преступного поведения несовершеннолетних:
- развитие бесплатных культурно-досуговых и спортивных комплексов на территории всей страны;
- проведение обширных социальных акций, направленных на правовое воспитание, на правосознание и правовую культуру подрастающего поколения;
- проведение образовательных мероприятий государственного масштаба, таких как «Всероссийский год театра», «Лето искусства»;
- проводить организационную и воспитательную работу с подростками, имеющими низкую успеваемость в школах, конфликтные ситуации с родными и близкими;
- проводить профилактические беседы на родительских собраниях с родителями, с учителями и директорами школ;
- стремительно развивать сеть музеев, кинотеатров, выставочных залов и выставочных аллей, организуя демонстрацию произведений искусства различных эпох и направлений;
- проводить рейды по наиболее популярным местам на объектах транспорта, среди несовершеннолетних;
- проводить координационные совещания в территориальных органах полиции с предоставлением как анализов проделанной работы за определенный срок, так и планов на определенный промежуток (месяц, сезон, квартал, год и т.д.);
- отслеживать создание новых и блокирование уже существующих интернет сайтов, пропагандирующих зацепинг и т.п.;
- налаживать связь между полицией, следственным комитетом, прокуратурой, общественностью и средствами массовой информации для общей борьбы с проблемами в данной сфере;
- учитывать особенность каждого несовершеннолетнего правонарушителя, применять к нему разумные меры воспитательного характера.
Таким образом, в Российской Федерации вопрос об административных правонарушениях несовершеннолетних на транспорте стоит очень остро и регулируется многими ведомствами. Государство стремится искоренить данные негативные явления разными способами. Очень эффективна и совместная деятельность общественных формирований и органов государства в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Восстановление и развитие связей правоохранительных и других государственных органов с населением - это решающее условие эффективности работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Список источников
1. Федорова И. В., Калинина С. В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 192-196.
2. Спицин И. С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в рамках межведомственного взаимодействия в реализации государственной молодежной политики // Студенческий вестник. 2022. № 4-5 (196). С. 13-22.
3. Протасов В. Л. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних граждан: нормативно-правовые основы // Современный педагогический взгляд. 2020. № 6 (43). С. 30-44.
4. Багреева Е. Г. Социокультурные и правовые основы профилактики безнадзорности и правонарушений на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2018. № 1 (25). С. 224-232.
5. Кротова В. А. Межведомственное взаимодействие как метод профилактики правонарушений обучающихся // Источник. 2020. № 1. С. 23-26.
6. Анисимова Н. А. Некоторые особенности деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции, осуществляющих предупреждение травматизма и правонарушений несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2022. № 4. С. 5-8.
7. Паршаков А. С. К вопросу о виктимологической профилактике преступлений на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2017. № 8 (20). С. 20-27.
8. Ильина О. Г. К вопросу об участии ОВД на транспорте в обеспечении безопасности несовершеннолетних на железной дороге / В сб.: Детство - территория безопасности. Московский городской педагогический университет. Саратов, 2022. С. 151-156.
9. Возмилкина Е. Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: правовой аспект // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. Т. 2. № 3. С. 108-111.
10. Степанова Л. А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник научных конференций. 2017. № 3-6 (19). С. 162-163.
References
1. Fedorova I. V., Kalinina S. V. Prevention of neglect and juvenile delinquency. Bulletin of Economic Security. 2022;(1):192-196. (In Russ.)
2. Spitsin I. S. Prevention of juvenile delinquency within the framework of interdepartmental interaction in the implementation of state youth policy. Student Bulletin. 2022;4-5(196):13-22. (In Russ.)
3. Protasov V. L. Prevention of offenses among minors: regulatory framework. Modern pedagogical view. 2020;6(43):30-44. (In Russ.)
4. Bagreeva E. G. Socio-cultural and legal foundations of prevention of neglect and offenses in transport. Transport law and security. 2018;1(25):224-232. (In Russ.)
5. Krotova V. A. Interdepartmental interaction as a method of preventing students' offenses. Source. 2020;(1):23-26. (In Russ.)
6. Anisimova N. A. Some features of the activities of the patrol and patrol service of the police, carrying out the prevention of injuries and offenses of minors at railway transport facilities. Police and society: problems and prospects of interaction. 2022;(4):5-8. (In Russ.)
7. Parshakov A. S. On the issue of victimological prevention of crimes in transport. Transport law and security. 2017;8(20):20-27. (In Russ.)
8. Ilyina O. G. On the question of the participation of the Department of Internal Affairs in transport in ensuring the safety of minors on the railway. In: Childhood is a territory of security. Moscow City Pedagogical University. Saratov; 2022:151-156. (In Russ.)
9. Vozmilkina E. N. Prevention of neglect and juvenile delinquency in Russia: legal aspect. New Science: Problems and Prospects. 2017;2(3):108-111. (In Russ.)
10. Stepanova L. A. Prevention of offenses among minors. Bulletin of scientific conferences. 2017;3-6(19):162-163. (In Russ.)
Информация об авторах
В. Л. Шапошников - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина;
В. В. Ткаченко - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина;
А. Б. Дудаев - кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина.
Information about the authors
V. L. Shaposhnikov - Cand. Sci. (Jurid.), Associate Professor, Deputy Head of the Management and Administrative Activities Department, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin.
V. V. Tkachenko - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor at the Management and Administrative Activities Department, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after
I. D. Putilin.
A. B. Dudaev - Cand. Sci. (Jurid.), Associate Professor at the Department of Administrative and Legal Disciplines, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 14.06.2023; одобрена после рецензирования 10.08.2023; принята к публикации
II.08.2023.
The article was submitted 14.06.2023; approved after reviewing 10.08.2023; accepted for publication 11.08.2023.