Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ_'

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ_ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ / СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ / ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева С.А., Ямбаева М.Г.

В статье раскрываются отдельные параметры результатов проведенного исследования динамики асоциальных проявлений обучающихся в школьной среде. Представлены аспекты влияния воспитательной системы на негативное поведение школьников. Затрагивается проблема воздействия факторов социальной среды на количество правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ASOCIAL MANIFESTATIONS OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF DESIGNING THE EDUCATIONAL SYSTEM OF SCHOOL: RESEARCH RESULTS

The article is reflected several parameters of the results of researching asocial manifestations of students in the educational environment. Aspects of the educational system effects to the negative students' behavior are presented. The problem of factors of the social environment influence to the quantity of delinquencies is raised.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ_»

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С. А. ФАДЕЕВА, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России (Москва), профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО fadeeva1607@gmail.ru

М. Г. ЯМБАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО barinova marina@mail.ru

В статье раскрываются отдельные параметры результатов проведенного исследования динамики асоциальных проявлений обучающихся в школьной среде. Представлены аспекты влияния воспитательной системы на негативное поведение школьников. Затрагивается проблема воздействия факторов социальной среды на количество правонарушений несовершеннолетних.

The article is reflected several parameters of the results of researching asocial manifestations of students in the educational environment. Aspects of the educational system effects to the negative students' behavior are presented. The problem of factors of the social environment influence to the quantity of delinquencies is raised.

Ключевые слова: асоциальные проявления в школьной среде, сетевой проект, профилактика негативного поведения, воспитательная система школыь

Key words: asocial manifestations in the educational environment, network project, prevention of negative behavior, educational system of a school

Проявления асоциального поведения современных детей и подростков, с которыми сталкиваются многие педагоги и родители, свидетель-

ствуют о неблагополучии социального здоровья подрастающего поколения. Решение данной проблемы мы видим в интеграции воспитательного потенциала

всех заинтересованных субъектов. Такая интеграция должна быть основана как на традициях отечественного воспитания, так и на инновационном педагогическом опыте. Кроме этого, считаем необходимым поиск моделей обеспечения профилактики правонарушений обучающихся непосредственно в образовательных организациях.

В Федеральном законе № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяется как «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [10]. Решение комплекса проблем воспитания и социализации обучающихся, которые демонстрируют асоциальное поведение в образовательной организации и за ее пределами, а также поиск оптимальных механизмов своевременной профилактической работы с проявлениями девиантности, делинквентности, агрессии и других негативных качеств личности детей и подростков возможны при условии активного включения и науки, и педагогической практики.

На основании письма министерства образования Нижегородской области от 06.05.2016 № 316-01-100-1695/16-0-0 «О состоянии подростковой преступности за 1-й квартал 2016 года» можно констатировать, что на территории области количество зарегистрированных преступлений, совершаемых несовершеннолетними или при их участии, увеличивается. В связи с этим считаем, что необходимы пересмотр содержания воспитательной составляющей в школе и перенос акцентов с

общих воспитательных мероприятий на обновление системного подхода к организации воспитания в контексте задач профилактики асоциальных явлений в подростковой среде.

В рамках реализации сетевого инновационного проекта «Проектирование воспитательной системы общеобразовательной организации как условия профилактики асоциальных проявлений в школьной среде», участниками которого стали 12 образовательных организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области (информацию о проекте можно посмотреть на сайте НИРО http:// www.niro.nnov.ru/?id=50732), было проведено исследование по проблематике факторов негативного поведения школьников, осуществлен поиск путей для снижения количества правонарушений среди детей и подростков.

Как известно, качество воспитания обучающихся во многом зависит от условий, созданных в образовательной организации. На начальном этапе проекта мы предположили, что разработка воспитательной системы, интегрирующей все воспитательные возможности образовательной организации, может быть ключевым условием, определяющим качество первичной профилактики асоциальных проявлений в школьной среде.

После входного обследования качества профилактической работы в контексте имеющейся школьной модели организации воспитания были получены следующие данные.

В каждой из 12 школ есть дети, стоящие на тех или иных видах учета (внутришкольном, в органах полиции, КДН). Из них пять школ отметили увеличение количества поставленных на учет детей, в четырех ситуация по сравнению с предыдущим годом осталась без изменений, в трех отмечено снижение

Необходимы пересмотр содержания воспитательной составляющей в школе и перенос акцентов с общих воспитательных мероприятий на обновление системного подхода к организации воспитания в контексте задач профилактики асоциальных явлений в подростковой среде.

количества обучающихся, состоящих на учете.

Основные виды асоциального поведения учащихся:

3 бродяжничество (в двух школах);

3 злостное уклонение от посещения занятий (в пяти школах);

3 употребление спиртных напитков (в семи школах);

3 употребление наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача (в одной школе);

3 совершение правонарушений, повлекших применение мер административного взыскания (в десяти школах);

3 совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность (в десяти школах);

3 совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобождение судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (в двух школах);

3 совершение общественно опасного деяния, не подлежащего уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность (в одной школе).

Среди главных проблем в организации профилактической деятельности, согласно данным предписаний органов прокуратуры, назывались:

3 отсутствие занятости детей группы риска во внеурочной деятельности;

3 формальное ведение документации ответственными за профилактическую работу;

3 отсутствие информации по профилактике на стендах, а также мероприятий по формированию правосознания несовершеннолетних и пр.

При этом все школы были укомплектованы штатом специалистов, обязанностью которых являлось проведение профилактической и коррекционно-реабили-

Каждый участник сетевого проекта отметил, что нуждается в научно-методической, либо консультационной, либо просветительской помощи при проектировании воспитательной системы своей школы.

тационной работы с обучающимися. Все школы имели социальных партнеров, сотрудничество с которыми осуществляется преимущественно через реализацию внеурочной деятельности и организацию совместных мероприятий. В шести школах разработана система мотивации педагогов, активно участвующих в организации профилактической деятельности.

Отдельный вопрос при обследовании ставился о факте наличия воспитательной системы в школе. По словам руководителей школ, воспитательная система либо отсутствовала (или была представлена только на бумаге), либо находилась на этапе реорганизации и не могла быть продемонстрирована, из чего можно было сделать вывод об отсутствии действующих воспитательных систем во всех 12 школах — участницах исследования. Большинство респондентов (девять участников) выразили согласие с тем, что воспитательная система может выступать условием реальной профилактики асоциального поведения обучающихся в школе (остальные назвали данное условие как возможный фактор успешной профилактики). Каждый участник сетевого проекта отметил, что нуждается в научно-методической, либо консультационной, либо просветительской помощи при проектировании воспитательной системы своей школы.

После анализа и учета данных входного обследования был разработан план реализации сетевого проекта, учитывающий взаимообусловленность двух векторов научно-методической поддержки для школ-участниц:

3 осуществление системного подхода в воспитании и социализации обучающихся;

3 организация эффективной профилактики асоциальных проявлений школьников.

Целью сетевого проекта стала разработка вариативных моделей воспитательных систем, направленных на достижение устойчивых качественных результа-

тов профилактической работы образовательных организаций. Основами методологии исследования стали системный подход в воспитании (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова), социально-педагогический подход (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, В. И. Загвязин-ский, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик и др.), а также концепция формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя (Л. И. Божович, Г. Г. Бочкаре-ва, Л. С. Славина и др.), концепция де-виантного поведения подростков (Ю. А. Клейберг), современные положения теории и практики превентивного образования (В. Г. Бочарова, К. А. Воробьев, М. А. Галагузова, А. И. Долгова, Е. В. Зма-новская и др.)

Сетевой проект длился в течение трех лет (с 2016 по 2019 год) и реализовывал-ся в несколько этапов. На первом, теоретико-проектировочном, этапе разрабатывалось нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации проекта, обновлялись и систематизировались теоретические и методические основы построения воспитательных систем и определялись характеристики воспитательной системы, необходимые для профилактики асоциальных проявлений в школьной среде. Были разработаны критерии и создан диагностический инструментарий оценки состояния профилактики асоциального поведения в школах.

На втором, практическом, этапе осуществлялось научно-методическое сопровождение разработки моделей воспитательных систем; педагоги осваивали новые технологии профилактической работы, дети группы риска включались в современные формы внеурочной деятельности; активизировалась работа школ с родительской общественностью; организовывались межпрофессиональное и межведомственное взаимодействие для решения проблем детей группы риска. Календарный план осуществления проекта в каждой школе включал создание педагогическим коллективом вос-

питательной системы (формирование системообразующей деятельности, годового цикла общешкольных (ключевых) дел, коллективообразование классов, оформление концептуальных идей модели и пр.), так и активизацию профилактических мероприятий со школьниками (дискуссий, фокус-групп, деловых игр, круглых столов, моделирования кейсов, тренингов и пр.).

Третий этап, обобщающий, позволил выйти на формирование информационно-методического банка данных и обобщение педагогического опыта по эффективной организации профилактической работы в образовательной организации.

Главные результаты сетевого проекта были представлены на региональной научно-практической конференции «Школа для всех: как воспитать 'трудного" ребенка», на которой демонстрировались эффективные воспитательные практики по профилактике асоциальных проявлений в школьной среде, состоялись презентация различных подходов в решении задач воспитания детей группы риска в условиях современной школы, обмен опытом в организации воспитательной деятельности. Участники конференции познакомились с идеями в области организации профилактики в школе (социальными проектами по озеленению территории села и строительству детских городков, форумами добротворчества, созданием ресурсного центра профилактики, школьных пресс-центра и телевидения и многими другими проектами), через прямые интернет-включения смогли наблюдать за деятельностью школ — участниц сетевого инновационного проекта.

Идеи и результаты проекта были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безо-

Главные результаты сетевого проекта были представлены на региональной научно-практической конференции «Школа для всех: как воспитать "трудного" ребенка».

пасного образа жизни обучающихся», проходившей 21 ноября 2018 года в Москве.

По завершении проекта был проведен опрос среди его участников на предмет изменений в системе профилактической работы в образовательных организациях. Респонденты отметили, что:

3 повысилась компетентность педагогического коллектива по вопросам профилактической деятельности;

3 увеличилось количество участников конкурсов различного уровня (учащихся и педагогов);

3 была систематизирована документация в сфере организации профилактики;

3 была создана методическая копилка социального педагога и педагога-психолога;

3 сформировалась система проведения тематических правовых недель и др.

Причинами удовлетворенности участием в сетевом проекте назывались:

3 создание модели воспитательной системы и начало ее реализации;

3 систематизация профилактической работы в образовательной организации, изучение и овладение новыми методиками и подходами в профилактике;

3 обмен педагогическим опытом, изменение формата взаимодействия с социальными партнерами, снижение количества стоящих на учете детей, качественный организационно-деятельностный компонент проекта;

3 высокая степень эмпатии специалистов, курирующих проект, а также качественная консультативная помощь и поддержка (создан ин-формационно-методиче-ский банк данных по организации эффективной профилактической работы в школе) и пр.

В целом констатировалось снижение количества правонарушений несовершен-

В организации профилактической деятельности в образовательных организациях существуют определенные проблемы: некорректное оформление документации Совета профилактики, неэффективная индивидуальная работа с «трудными» школьниками, недостаточный контроль за детьми группы риска в летний период.

нолетних в образовательных организациях — участниках сетевого проекта (так, в 2016 году было зафиксировано 27 правонарушений и два преступления; в 2019 году — 19 правонарушений без преступлений), среди которых нарушения Устава школы, дисциплины, пропуски уроков, административные правонарушения.

Все это свидетельствует о том, что в организации профилактической деятельности в школах существуют определенные проблемы. Согласно внешней оценке, это: некорректное оформление документации Совета профилактики (в одной школе), неэффективная индивидуальная работа с «трудными» школьниками (в одной школе), отсутствие реального взаимодействия между различными службами системы профилактики (в одной школе), недостаточный контроль за детьми группы риска в летний период (в одной школе), недостаточная диагностика «трудных» детей (в одной школе). В пяти школах проверяющими органами за период реализации проекта нарушений в организации профилактики не выявлено.

К реализации разработанной модели воспитательной системы школы приступили более половины участников (были определены характеристики воспитательной системы, необходимые для профилактики асоциальных проявлений в школьной среде).

Остальные, актуализировав системный подход в воспитании, создали пока лишь систему воспитательной работы, в основе которой — проведение взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели воспитания в конкретной образовательной организации. Наконец при исследовании мотивации к продолжению более глубокой и серьезной работы с «трудными» обучающимися было выявлено, что 66 % школ — участниц проекта хотели бы продолжить работу в качестве региональной инновационной площадки НИРО; 33% — в качестве стажерской площадки; 27% — в качестве приглашенных лекторов (дубле-

ров преподавателей) на кафедре; 100 % школ — в качестве участников областных семинаров и конференций, а также образовательных партнеров.

Предположение о том, что проектирование воспитательной системы является одним из условий, определяющих качество и результаты профилактики асоциальных проявлений в школьной среде, подтвердилось, и результаты исследовательской деятельности, безусловно, могут способствовать совершенствованию профилактической работы в образователь-

ных организациях Нижегородской области.

Однако, несмотря на снижение количества детских правонарушений среди учащихся школ, принимающих участие в сетевом проекте (см. таблицу), следует обратить внимание на тот факт, что осуществление системного подхода в организации воспитания в конкретной образовательной организации не может «снять» все негативные факторы социальной реальности, влияющие на детей и подростков.

Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними в Нижегородской области (с 2000 по 2019 год)

(данные взяты из открытых источников)

Годы 2000 2004 2008 2012 2016 2018 2019 (январь — апрель)

Количество правонарушений 4719 3709 2683 1354 1013 712 187

Школа может создавать необходимые условия для воспитания обучающихся, однако кроме нее существуют другие социальные институты, и прежде всего — семья. Именно там закладываются основы нравственного поведения: дети и подростки учатся быть вежливыми и организованными, честными и трудолюбивыми. Школа лишь закрепляет родительское

воспитание, но не заменяет его; защитная и корректирующая функции школьной воспитательной системы не могут решить все проблемы негативного поведения ребенка, «ибо ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний» (В. А. Ка-раковский) [3].

ЛИТЕРАТУРА _

1. Беженцев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие / А. А. Беженцев — М. : Флинта : МПСИ, 2013. — 295 с.

2. Болелова, А. Г. Современные методы и технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних: электронный справочник специалиста системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / под ред. Е. Г. Артамоновой // Общество. Культура. Наука. Образование. — 2016. — Вып. 1. — URL: http://xn--7sbabkslebfandbl1auodu8adkn5a.xn p1ai/images/arx_5_16/metody.pdf.

3. Караковский, В. А. Школа воспитания: 825-й маршрут / В. А. Караковский, Г. П. Азарова, Д. В. Григорьев. — М. : Педагогическое общество России, 2004. — 416 с.

4. Неверова, Л. В. Антинаркотическая профилактика: вызовы и возможности современной школы / Л. В. Неверова // Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 21 ноября 2018 г.). — М. : ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. — С. 23—27.

5. Плотникова, Е. С. Система подготовки специалистов сферы воспитания по вопросам профилактики асоциального поведения детей и молодежи / Е. С. Плотникова // Актуальные проблемы профилактики

девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 21 ноября 2018 г.). — М. : ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. — С. 67—70.

6. Работа с подростками и молодежью в трудной жизненной ситуации : учебное пособие / под ред. Т. Э. Петровой. — М. : РУСАЙНС, 2016. — 146 с.

7. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М. И. Рожков. — М. : Книга по Требованию, 2014. — 240 с.

8. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фаль-чевкая. — М. : Феникс, 2016. — 160 с.

9. Фадеева, С. А. Оценка качества воспитания школьников: традиции, возможности, этика / С. А. Фадеева // Нижегородское образование. — 2017. — № 3. — С. 12—19

10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

11. http://www.takzdorovo.ru/.

12. http://www.fcprc.ru/.

13. http://www.niro.nnov.ru/?id=50732.

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК РЕСУРС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЕЕ СУБЪЕКТОВ

И. Н. ЛЕСКИНА, кандидат педагогических наук, руководитель центра социально-педагогических измерений в образовании, доцент кафедры информационных технологий НИРО inleskina@yandex.ru

А. Ю. САЖИН,

генеральный директор

АНО «Национальная открытая школа»

(Москва)

a.sazhin@coreapp.ai

В статье раскрыто содержание понятий «цифровая образовательная среда» и «цифровое обучение» в контексте вопросов охраны и укрепления здоровья школьников в современном высокотехнологичном обществе. Представлены функциональные возможности образовательных платформенных решений, способствующих эффективному сотрудничеству семьи и школы в вопросах формирования культуры здорового питания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.