Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Портнягина Асия Юрьевна

В статье раскрывается эффективность комплексного подхода к профилактике преступности несовершеннолетних, включающее использование социальных, правовых и образовательных средств. Определена актуальность проблемы исследования. Статья содержит анализ научной литературы с учетом реалий современной системы профилактики подростковой преступности, системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Представлен опыт работы г. Якутска по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Также представлен проект организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях на муниципальном уровне. Даны практические советы, позволяющие организовать работу по профилактике правонарушений на муниципальном уровне. Материал, представленный в статье предназначен для совершенствования деятельности образовательных организаций в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Представленный в статье опыт работы позволит организовать деятельность по профилактике правонарушений в условиях образовательных организаций социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Портнягина Асия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF EDUCATION FOR THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY

The article reveals the effectiveness of an integrated approach to the prevention of juvenile delinquency, including the use of social, legal and educational means. The relevance of the research problem is determined. The article contains an analysis of scientific literature, taking into account the realities of the modern system of prevention of juvenile delinquency, the system of rehabilitation of children in difficult life situations. The experience of the work of the city of Yakutsk on the prevention of juvenile delinquency is presented. A project for organizing the prevention of neglect and juvenile delinquency in educational institutions at the municipal level is also presented. Practical advice is given to organize work on the prevention of offenses at the municipal level. The material presented in the article is intended to improve the activities of educational organizations in the field of prevention of delinquency among minors. The work experience presented in the article will allow organizing activities for the prevention of offenses in the conditions of educational organizations for social teachers, class teachers, deputy directors for educational work.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

(«Секретарь», «Секретарь-машинистка», «Секретарь-стенографистка», «Делопроизводитель» и др.). Есть административный запрет, но нет аргументирования, нет педагогической экспертизы, нет публичного обсуждения, поэтому данный вопрос требует изучения и доработки.

В последнее время активно дискутируют о «барьерах» в применении электронного образования и использования дистанционных образовательных технологий. Не только вышеизложенное, но и такие ограничения, как: малое число преподавателей, способных внедрять электронные и дистанционные образовательные технологии, отсутствие компетенций для проведения занятий в новых условиях; отсутствие мотивации студентов; небольшая финансовая помощь; невысокое качество и дорогая цена онлайн-курсов; невозможность мониторинга обратной связи студентов и т.д. Некоторые специалисты ожидают низкой стандартизации образовательных программ, что не позволит в итоге создать «типовой» электронный продукт [3]. На наш взгляд, причиной этого является отсутствие гибкости нормативной базы в образовательном процессе Министерства образования и науки, отсутствие строгого управления и прямого вмешательства в образовательную деятельность.

Особое значение имеют вопросы, связанные с темой «проведение» и «объём подготовки занятий по физической культуре». Однако занятия по физическому воспитанию должны проводиться в «полном объёме» и «независимо от местоположения» обучающегося. Вуз должен физически и юридически иметь актовый зал, спортивные площадки, буфет и стрелковый тир с оформленными заключениями государственного пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической службы и др.

При анализе нормативной базы электронного обучения в России, можно заметить, что сохраняется строгое администрирование. Вне контроля находятся нормативные правовые акты законодательной власти, а их содержание передается только Министерству образования и науки и формулируется вне всякого контроля со стороны профессионального сообщества и общества, в целом.

Выводы. Развитие информационных технологий и «цифровой скачок» происходят в результате глобализации всего информационного общества. Безусловно, в сегодняшней реальности важно внедрение цифровых технологий как средств образования с огромными возможностями получения, хранения, переработки и передачи информации. Но, вместе с тем, необходимо сформировать научно обоснованный подход к реализации этой задачи. Разработка адекватной педагогической теории цифровизации образования необходима на всех уровнях системы образования. Педагог является ключевой фигурой этого процесса, поэтому проблема повышения цифровой грамотности педагогических кадров стоит как нельзя остро. Необходимо реформировать работу центров повышения квалификации, создать совместную онлайн-поддержку деятельности специалистов психолого-педагогического направления, центров и служб помощи людям.

В идеале совершенствование образования на основе культурологического подхода сформирует цифровую smart-дидактику, позволит внедрить технологии виртуальной реальности, блокчейн-технологию, а это станет основой стратегии развития современных образовательных организаций.

Литература:

1. Буланова, Л.Н. Антикоррупционное образование студентов средствами профессионально-ориентированного иностранного языка (на примере имитационного моделирования в рамках темы «Контракт») / Л.Н. Буланова. - Казань: Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 4. - С. 20-25.

2. Основы открытого образования. Т.1.: Учебное пособие / [В.И. Солдаткин]; под ред. В.И. Солдаткина. - Москва: НИИЦ РАО. - 2002. - Т. 1. - 676 с.

3. Профессионалы дистанционного обучения: сайт. - 2022. - URL: https:// vk.com/profido_org (дата обращения: 18.09.2022).

4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной Думой 21 декаб. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - Москва: Проспект. - 158 с.

5. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ № 1147 [Принят Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 14 октября 2015 г.].

6. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ № 816: [Принят Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 23августа 2017 г.].

7. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры: Приказ № 636: [Принят Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 29 июня 2015 г.].

8. ТАСС.: сайт. - 2017. - URL: https://tass.ru/ekonomika/4389411 (дата обращения: 18.09.2022).

Педагогика

УДК 379.835

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка кафедры социальной педагогики Портнягина Асия Юрьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. В статье раскрывается эффективность комплексного подхода к профилактике преступности несовершеннолетних, включающее использование социальных, правовых и образовательных средств. Определена актуальность проблемы исследования. Статья содержит анализ научной литературы с учетом реалий современной системы профилактики подростковой преступности, системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Представлен опыт работы г. Якутска по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Также представлен проект организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях на муниципальном уровне. Даны практические советы, позволяющие организовать работу по профилактике правонарушений

на муниципальном уровне. Материал, представленный в статье предназначен для совершенствования деятельности образовательных организаций в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Представленный в статье опыт работы позволит организовать деятельность по профилактике правонарушений в условиях образовательных организаций социальным педагогам, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе.

Ключевые слова: профилактика, несовершеннолетние, поведение, подростковая преступность, противоправное поведение.

Annotation. The article reveals the effectiveness of an integrated approach to the prevention of juvenile delinquency, including the use of social, legal and educational means. The relevance of the research problem is determined. The article contains an analysis of scientific literature, taking into account the realities of the modern system of prevention of juvenile delinquency, the system of rehabilitation of children in difficult life situations. The experience of the work of the city of Yakutsk on the prevention of juvenile delinquency is presented. A project for organizing the prevention of neglect and juvenile delinquency in educational institutions at the municipal level is also presented. Practical advice is given to organize work on the prevention of offenses at the municipal level. The material presented in the article is intended to improve the activities of educational organizations in the field of prevention of delinquency among minors. The work experience presented in the article will allow organizing activities for the prevention of offenses in the conditions of educational organizations for social teachers, class teachers, deputy directors for educational work.

Key words: prevention, minors, behavior, juvenile delinquency, unlawful behavior.

Введение. На данный момент одной из актуальных проблем, требующих незамедлительного решения в рамках социального и финансового оздоровления общества, становится проблема предупреждения отклоняющегося поведения в подростковой среде, а именно создание единой системы профилактики. Исследователь Н.А. Коломытцев отмечает, что «свыше 30% лиц, осужденных при особо опасном рецидиве, совершили первое преступление в несовершеннолетнем возрасте» [6]. Данное обстоятельство подтверждает актуальность ранней профилактики отклоняющегося поведения подрастающего поколения, так как в ближайшем будущем представители именно этого поколения будут претворять в жизнь основные направления жизнедеятельности нашего общества. Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 января 2020 г. в России зарегистрировано 30370 тысяч детей и подростков до 18 лет, для сравнения: 01.01.2016 г. - 29104 тысяч.

Ситуация, сложившаяся сейчас, обуславливает необходимость усиленного развития единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства.

На смену разработанной и внедренной, в своем время, карательно-административной политике должна прийти защитно-охранная политика профилактической работы, включающая комплексную систему медицинской, психологической, социальной, социально-правовой и педагогической помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей и подростков, а также и самим несоврешеннолетним. Актуальность и необходимость данной замены обуславливается проявляющимися, в последнее время, неблагоприятными тенденциями асоциальных проявлений в подростково-юношеской среде.

Изложение основного материала статьи. Мы солидарны с мнением С.В. Дармодехина, П.Д. Павленок, Е.И. Холостовой о факторах, влияющих на девиации в поведении несовершеннолетних, к которым не относятся нервно-психические заболевания [7]. Также в работах В.В. Ковалева мы можем найти определение «непатологической девиации» и описание причин ее проявления [4, C. 96].

Недостаточная сформированность способности обучающихся к оценке своих действий, некритичность, неадекватная оценка и самооценка являются основными причинами трудностей воспитания. Так же нельзя не отметить, что выше перечисленные причины также могут быть результатом педагогической ошибки, отсутствия или недостаточности опыта педагогической деятельности в работе с данной категорией подростков.

Тенденция к увеличению количества безнадзорных детей и подростков также стала еще одной причиной роста числа правонарушений среди несовершеннолетних, причем 80% преступлений совершают несовершеннолетние из неблагополучных семей. Также, в последнее время, социологи отмечают рост суицидальных попыток среди подростков, снижение состояния здоровья детей и подростков. Данные проблемы взаимосвязаны и проистекают одна из другой.

По мнению Э. Берджесса, одного из основателей социологии города, «процессы городской индустриализации (в том числе и быта) и сопровождающие их дробление, обезличивание жизни усиливают потребность в устойчивых личностных отношениях, в первую очередь в семье. То есть, с одной стороны, характерные для городского сообщества широкая и диффузная социальная структура, наличие множества разнообразных социальных объектов, поверхностных коммуникаций, более формализованная система социальных взаимодействий приводят к ослаблению внутрисемейных связей, выражающемуся в высоком проценте неблагополучных, распавшихся семей, семей с формальными отношениями, слабыми эмоциональными связями, а с другой стороны, именно в условиях большого промышленного города возрастает роль родительской семьи как основной базы для развития ребенка»[10, С. 14].

«Социальная анонимность» - такой показатель свойственен городскому социуму. Проживание в городской среде накладывает свой отпечаток на взаимоотношения людей: большинство заняты своими проблемами, практически не заводятся дружеские отношения с соседями по подъезду, перестает поддерживаться связь с родными и близкими людьми и др. Все этиобстоятельства так или иначе влияют на социализацию личности подростка. Социальная анонимность позволяет подросткам чувствовать свою безнаказанность за проступки, совершенные вне дома или школы, что во многом объясняет прогрессирование подростковой групповой преступности. Данная тенденция характерна и для г. Якутска. В таблице 1 представлена информация Следственного управления Следственного комитета Республики Саха (Якутия) по городу Якутску за первое полугодие 2020 года.

Таблица 1

Преступления, совершенных несовершеннолетними (01.01.2020 г. - 01.07.2020 г.)

Виды преступлений 2019 2020

уголовные дела 43 43

завершено уголовных дел 23 36

уголовные дела по факту изнасилования 1 1

преступления против собственности 18 25

преступления против здоровья и общественной нравственности 0 4

преступлениям против жизни и здоровья 0 5

Иные 3 1

По расследованным уголовным делам:

- в возрасте от 14 до 15 лет преступления совершили 14 подростков (2019 г. - 7);

- в возрасте от 16 до 17 лет - 26 (2019 г. - 20).

Из них 28 подростков являются обучающимися общеобразовательных учреждений (2019 г. - 17), нигде не учатся и не работают - 12 (2019 г. - 12). Несовершеннолетние, состоящие на профилактических учетах - 15 (2019 г. - 5), находились в состоянии алкогольного опьянения - 2 (2019 г. - 12).

Представленные выше данные позволяют сделать следующие выводы:

- рост числа групповой преступности;

- рост доли женской подростковой преступности;

- корыстная мотивация преступлений;

- рост числа умышленных преступлений;

- цинизм, нигилизм современных подростков правонарушителей и преступников;

- рост числа несовершеннолетних, которые нигде не учатся, нигде не работают.

В городском округе «город Якутск» были поставлены следующие задачи по предупреждению безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних: 1) определение причин и факторов, влияющих на появление данного социального явления и незамедлительное их устранение; 2) своевременная работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних; 3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении; 4) обнаружение и предотвращение фактов привлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также фактов принуждения их к суицидальным и иным действиям противоправного характера.

Для более эффективного решения проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне Управлением образования Окружной администрации города Якутска был разработан и реализован проект «Оптимизация информационных потоков в работе по сопровождению обучающегося, совершившего правонарушение», цель которого повышение эффективности межведомственного взаимодействия субъектов профилактики по сопровождению обучающихся, состоящих на профилактическом учете. Данный проект разрабатывался для снижения трудозатрат, упрощения процесса информационных потоков в работе с детьми, состоящими на учете в КДНиЗП, ПДН и ВШУ образовательных учреждений, повышения скорости получения и передачи фактических данных для субъектов профилактики. Для апробации проекта была определены следующие образовательных организации городского округа «город Якутск»:

- МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Д.Г. Новопашина»;

- МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №23 имени В.И. Малышкина» (с углубленным изучением отдельных предметов);

- МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №31» (с углубленным изучением отдельных предметов).

С целью усиления межведомственного взаимодействия субъектов профилактики по сопровождению обучающихся, состоящих на профилактическом учете на платформе АИС «Сетевой город. Образование» была разработана и внедрена электронная база данных по сопровождению обучающихся, совершивших правонарушение. На основе данной платформы формируется отчетный срез «Девиантное поведение», который «дает возможность субъектам профилактики уточнить состав обучающихся, период, сформировать отчет в системе, с возможностью экспортирования документа в формате Excel с последующей возможностью устанавливать фильтр и делать выборку (по наименованию образовательной организации, ФИО обучающегося, классу, по дате рождения, по виду учета), а также просматривать дату и причину постановки на учет, проведенную работу и рекомендации. Техническое сопровождение электронной базы данных обеспечивает представитель отдела информационного обеспечения Управления образования Окружной администрации города Якутска» [9].

Выполнение основных индикаторов Проекта «Оптимизация информационных потоков в работе по сопровождению обучающегося, совершившего правонарушение» представлены в таблице 2:

Таблица 2

Индикатор, ед. изм. Текущий показатель Целевой показатель Фактический показатель

Время, необходимое для обработки номенклатуры дел по направлению «Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних». 7-30 раб/дн 3-10 раб/дн 6-7 раб/дн

Номенклатура дел по направлению «Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних». 17 видов документов 8-10 видов документов 8 видов документов

Реализация проекта на базе трех образовательных организаций пока не дает полного представления профилактической деятельности в масштабах муниципального уровня в городском округе «город Якутск» в целом. В том числе и потому, что пока не все субъекты системы профилактики имеют доступ к данной базе.

Правительство Республики Саха (Якутия) на данный момент проводит работу по внедрению Автоматизированной информационной системы «Профилактика», предназначенной для организации автоматизированного информационного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в едином информационном пространстве, так 29 ноября 2021 г. было заключено соглашение №ВС-41/2021 с Автономной некоммерческой организацией «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды».

Выводы. Разработка и внедрение единой комплексной структуры профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками девиантного поведения стала первоочередной задачей федерального уровня. Решение данной задачи возможно только при участии всех структур и ведомств, задействованных в работе с несовершеннолетними с момента постановки их на учет до полного и всестороннего восстановления, обеспечивая при этом непрерывность проводимой работы. Организация систематической психолого-педагогической работы с ребенком, с ближайшим окружением будет содействовать его скорейшему возвращению в общество и предотвращению совершения повторного правонарушения.

Таким образом, данное исследование в целом подтвердило выдвинутое нами предположение, и доказало эффективность разработанного нами проекта, позволило выработать практические рекомендации по организации и управлению системой профилактики правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне.

Проведенная нами работа в силу ряда обстоятельств таких как: многоаспектность механизмов и факторов организации профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые находятся в постоянной модификации с учетом современных реалий времени, не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы. Необходимы дальнейшие наработки по повышению эффективности системы взаимодействия субъектов профилактики с действенной нормативно-правовой базой, совершенствованию форм работы по повышению педагогической культуры родителей и др.

Литература:

1. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография / Б.Н. Алмазов. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2022. - 180 с. - (Актуальные монографии). - ISBN 9785-534-09759-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/494850 (дата обращения: 08.04.2022).

2. Беженцев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.А.Беженцев. - М.: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 247 с.

3. Гинцяк, Л.Ф. Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / Л.Ф. Гинцяк, В.Н. Ильченко; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т обществ. наук, Каф. права и методики его преподавания. -Екатеринбург: [б. и.], 2018. - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11653.

4. Гусева, Е.В. Безнадзорность в среде несовершеннолетних: историко-теоретический аспект // Современные вопросы государства, права, юридического образования / Е.В. Гусева. - Тамбов: Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - С. 199-204.

5. Дидык, А.Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника / А.Н. Дидык // Вестник науки и образования. - 2019. - Т. 2. - № 12 (36). - С.76-77.

6. Коломытцев, Н.А. Борьба с особо опасным рецидивом преступлений: Теория и практика: диссертация ... д-ра. юр.наук: 12.00.08 / Коломытцев Николай Алексеевич. - Москва, 2000. - 433 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/borba-s-osobo-opasnym-retsidivom-prestuplenii-teoriya-i-praktika (дата обращения: 01.09.2022).

7. Мельникова, О.В. Индивидуальная профилактическая и реабилитационная работа с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, на основе взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений / О.В. Мельникова // Работник социальной службы. - 2013. - № 5. -С. 65-71.

8. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. Пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева / М.: ИНФРА-М, 2007. - 185 с.

9. Приказ «О своевременном оповещении о происшествиях с участием обучающихся (воспитанников) муниципальных образовательных учреждений» УО ОА г. Якутска №01-10/154 от 20.02.2020 г. - URL: http://yaguo.ru/files/prikaz uo ob opoveshchenii - 0001 0.pdf

10. Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка [Текст] / Н.Е. Харламенкова // 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 384 с.

Педагогика

УДК 37.378.1

старший преподаватель Васюхневич Ирина Александровна

Тюменский государственный медицинский университет (г. Тюмень); доктор педагогических наук, профессор Моложавенко Вера Леонидовна

Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Статья посвящена описанию современных методик дистанционного обучения профессиональной латинской медицинской терминологии. Проанализированы методы изучения профессиональной терминологии на занятиях по латинскому языку у студентов медицинского вуза. В работе проанализированы программы для создания терминологических карточек, позволяющих быстро запомнить необходимый лексический минимум. Дана классификация удобных для применения мобильных приложений. Раскрываются приёмы овладения латинским языком среди русскоязычных и иностранных студентов. Представлены примеры карточек некоторых программ, помогающих интенсивному запоминанию лексики латинского языка. Также приведены примеры методов освоения латинской терминологии, адаптированных под дистанционную форму обучения. Делается акцент на создание нового формата ведения занятия дистанционно. Обозначена перспектива развития темы исследования, на основе принципов создания учебного контента для студентов-медиков. Описан процесс внедрения в учебный процесс студентов 1 курса специальности «Лечебное дело» комплекса дистанционных программ и приложений по дисциплине «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии».

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация образования, дистанционное обучение, речевые навыки, коммуникативная компетенция, медицинский вуз, латинский язык.

Annotation. The article is devoted to the description of modern methods of distance learning of professional Latin médical terminology. The methods of studying professional terminology in the Latin language classes for medical students are analyzed. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.