Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 195 http://jourmls.tsutmb.ru/series-humanities-about.html
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnve nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 195 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm
ISSN 1810-0201
ПереченьВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ISSUES OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK
Научная статья
УДК 364+343.85
DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-195-180-191
Программный подход в профилактике правонарушений несовершеннолетних
Марина Александровна БОЛДИНА*, Елена Викторовна ДЕЕВА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: ma ri nab о 1 d i па a mail, ш
Аннотация. Представлены статистические данные по проблеме подростковой преступности, которые показывают, что по городу Тамбову в 2020 г. подростковая преступность выросла более чем на 5 %. Рассмотрено проблемное поле несовершеннолетних правонарушителей, которое достаточно обширно и охватывает круг эмоционально-психологических, материальных, интеллектуальных и других областей проблем данной категории населения. Выделено ключевое направление в системе предупреждения правонарушений как комплексная разработка программы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, при помощи которой выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, порождающие противозаконное поведение подростков. Рассмотрены программы социальной профилактики подростковых правонарушений, реализуемые в общеобразовательных учреждениях. Проанализировано содержание деятельности специалиста по реализации программ социальной профилактики в общеобразовательном учреждении, который осуществляет ее через изучение психологических и возрастных особенностей подростков-правонарушителей, организует разнообразные виды социально-полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку подростку-правонарушителю и его семье, направляет действия педагогов на предупреждение правонарушений среди учащихся. Спроектирована модель организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения, включающая следующие блоки: целевой; концептуальный; содержательно-методологический; процессуальный; критериально-результативный, позволяющая на ранних стадиях препятствовать возникновению противозаконного поведения несовершеннолетних.
Ключевые слова: подростковые правонарушения, социальная профилактика, организация программ, модель
Для цитирования: Болдила М.Л., Деева Е.В. Программный подход в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 195. С. 180-191. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-180-191
Original article
DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-195-180-191
A program approach to the prevention of juvenile delinquency
Marina A. BOLDINA*, Elena V. DEEVA
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation * Corresponding author: [email protected]
Материалы статьи доступны по лицензии CreativeCommonsAttribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Болдина M.A.. Деева E.B.. 2021
(ее)]
Abstract. Statistical data on the problem of juvenile delinquency are presented, which show that in the city of Tambov in 2020, juvenile delinquency increased by more than 5 %. The problematic field of juvenile offenders is considered, which is quite extensive and covers the range of emotional-psychological, material, intellectual and other areas of problems of this category of the population. The key direction in the system of crime prevention is highlighted as a comprehensive development of a program for early prevention of juvenile delinquency, with the help of which the circumstances and conditions that give rise to illegal behavior of adolescents are identified and eliminated. The programs of social prevention of juvenile delinquency, implemented in educational institutions, are considered. The content of the activities of a specialist in the implementation of social prevention programs in a general educational institution is analyzed, which carries out it through the study of the psychological and age characteristics of adolescent offenders, organizes various types of socially useful activities, helps to implement legal protection and social support for a juvenile offender and his family, and directs actions teachers on the prevention of offenses among students. A model is designed for organizing programs for the social prevention of juvenile delinquency in a general educational institution, which includes the following blocks: target; conceptual; content-methodological; procedural; criterion-effective, allowing in the early stages to prevent the emergence of illegal behavior of minors.
Keywords: juvenile delinquency, social prevention, program organization, model For citation: Boldina M.A., Deeva E.V. Programmnyy podkhod v profilaktike pravonarusheniy nesovershennoletnikh [A program approach to the prevention of juvenile delinquency]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 195, pp. 180-191.' https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-180-191 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Подростковая преступность является одной из самых актуальных проблем современного общества.
За последние несколько лет в Российской Федерации увеличилось количество несовершеннолетних, для которых смысл жизни сводится к достижению финансового благополучия любой ценой. Среди несовершеннолетних потеряли ценность и значимость
такие понятия, как труд и учеба. Такая позиция подростков набирает все более агрессивные и воинствующие формы. Нарушение стабилизации экономики, уменьшение жизненного уровня в государстве, распад старой системы ценностей и стереотипов - все это оказывает влияние на формирование деви-антного поведения у подростка и сказывается на его социальном самочувствии.
Каждый год несовершеннолетние совершают большое количество правонаруше-
ний. Действительно, если оценить статистические данные преступности среди несовершеннолетних, то за последнее пятилетие наблюдается снижение преступности, однако, численность преступлений среди данной категории населения все равно остается огромных масштабов.
По информации УМВД России по городу Тамбову, в 2020 г. подростковая преступность в городе выросла более чем на 5 %. Самым распространенным правонарушением являются имущественные кражи. Восемьдесят четыре из девяносто трех преступлений связаны с воровством. На сегодняшний день в Тамбове на учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоит двести двадцать два человека и еще сто восемнадцать числятся в базе данных полиции1.
Количество несовершеннолетних, ведущих девиантный образ жизни, остается острым вопросом для многих государств. Причин подобного образа жизни в настоящее время невероятно много. Начиная с глобальных проблем экономики, заканчивая отсутствием моральных и нравственных устоев. Порой родители так увлечены материальным обеспечением своего ребенка, что забывают о типичных человеческих, семейных отношениях.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проблемное поле несовершеннолетних правонарушителей достаточно обширно и охватывает круг эмоционально-психологических, материальных, интеллектуальных и других областей проблем данной категории населения. Среди основных проблем можно выделить следующие.
Конфликтные ситуации на уровне школы. Современные подростки не самые доброжелательные люди. Жестокость по отношению к окружающим не вызывает уже такого удивления, но тем не менее это оста-
1 В Тамбове выросла подростковая преступность более чем на 5 %. URL: https://news.rambler.ru/crime/ 459012 56/?utm_content=news_media&utm_medium=read _more&utm_source=copyliiik (дата обращения: 20.05.2021).
ется проблемой и отклонением от норм моральных ценностей. Как общается несовершеннолетний со своими сверстниками и как он может общаться с преподавателем в школе - заслуживает отдельного внимания. Так, конфликты в школе могут быть вызваны неограниченным рядом причин, все зависит от несовершеннолетнего. Но попадание в конфликтную ситуацию чревато последствиями для него. В зависимости от масштаба конфликта, несовершеннолетнему могут как сделать выговор, так и могут поставить на учет в школе.
Конфликтные ситуации. Когда подростки выходят за пределы школы, конфликты не перестают возникать. Подросток может посещать дополнительные секции либо просто гулять на улице. Там конфликтных ситуаций не меньше. Опираясь все на то же нестабильное эмоционально-психическое состояние, «вспылить» несовершеннолетний может от элементарного противоречия ему со стороны мамы и папы, бабушек и дедушек, братьев, сестер и др. Даже прохожий может стать для него потенциальным объектом агрессии.
На примере завышенной самооценки стоит разобрать конкретную конфликтную ситуацию, чтобы понять, какие могут быть последствия. Чрезмерно завышенная самооценка подталкивает несовершеннолетнего к действиям, которые демонстрируют его возвышение над другими. Так, он может считать, что закон для него ничего не значит и в случае необходимости ему за его нарушение никакого наказания со стороны органов внутренних дел не последует. Бывает, именно из-за подобного несовершеннолетний и становится правонарушителем, потому как его ожидания не оправдались и наказание все же последовало.
Административные правонарушения и общественно-опасные деяния среди несовершеннолетних.
К ним относятся:
- употребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо упот-
ребление наркотических средств или психотропных веществ;
- появление в общественных местах в нетрезвом виде;
- мелкое хулиганство;
- мелкая кража;
- уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д.
Пытаясь выразить себя, не зная, куда потратить свое свободное время либо из-за нужды, несовершеннолетний попадается за совершением того либо иного правонарушения и становится на учет по программе реабилитации в учреждения СОН.
Уголовные преступления среди несовершеннолетних.
Среди них:
1. Преступления против собственности (80 %):
- кража;
- грабежи;
- грабежи и вымогательство.
2. Преступления против общественной безопасности (8 %):
- хулиганство.
3. Преступления против общественного здоровья (7 %).
4. Преступления против личности (5 %).
Причины подобных уголовных преступлений требуют особого анализа, но, если обратить внимание на процентные составляющие, взятые с сайта «Растим детей.рф», видно, что в большинстве своем несовершеннолетние совершают преступления против собственности, связано это с экономическим состоянием в стране и семье2.
Отбывание наказаний в учреждениях закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей. На базе таких учреждений несовершеннолетние правонарушители проходят реабилитационные процедуры. При попадании в изоляторы временного содержания для несовершеннолетних сотрудники
2Самые распространенные правонарушения несовершеннолетних // Растим детей: официальный сайт. URL: https://xn—80aidamjr3akke.xn—plai/articles/samye-rasprostranennye-pravonarusheniya-nesovershennoletnili (дата обращения: 12.05.2021).
не пытаются запугать или каким-либо образом посягать на пребывание там подростков; напротив, они пытаются продемонстрировать к ним лояльное и позитивное отношение.
Зачастую несовершеннолетние, попадающие в подобные центры, не знают таких человеческих проявлений, как любовь и забота, часто они лишены подобного в своем окружении. Также, дабы поправить эмоциональное состояние несовершеннолетнего, с ним работает психолог и социальный педагог. Задача подобных учреждений закрытого типа - не столько наказать, сколько научить подростка базовым человеческим морально-нравственным ценностям.
Постадаптация несовершеннолетнего правонарушителя средствами учреждений СОН. После отбывания наказания в учреждениях закрытого типа несовершеннолетнему требуется вернуться в социум и заново привыкать к общению, неизвестно, как будут реагировать на него сверстники, и как будет реагировать он на сверстников, для этого ряд мероприятий проводится с ним как на базе учреждений закрытого типа, так и после выхода из него средствами учреждений СОН.
Обусловлено это рядом причин, среди них нестабильная экономика в стране, ухудшение уровня жизни, развал моральных ценностей и социальных норм, которые регулируют межличностные отношения, отношения индивида с группой, семьей и обществом в целом. Возраст преступников становится моложе и отличается рецидивным характером. Статистические данные Государственного комитета за прошлые годы по противоправному и преступному поведению подрастающего поколения послужили источником серьезной обеспокоенности населения. Подобная криминализация молодежи способствует утрате обществом перспектив установления социального равновесия и благополучия в настоящем и будущем.
Необходимо на ранних этапах предотвратить распространение преступности среди подростков, так как они являются одной из незащищенных групп общества. Зачастую воздействие названных выше причин приводит к определенным отрицательным резуль-
татам: нарушается психическое развитие подростка, появляются различные формы патологий и мн. др. И все может привести к непоправимым последствиям, ведь преступность несовершеннолетних очень часто перерастает в рецидивную (повторяющуюся) преступность.
Социальная работа с подростками, склонными к правонарушениям,- одно из действенных средств решения этой проблемы. Социальная профилактика противоправного поведения подростков является одной из приоритетных задач социальной политики нашей страны. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия. Ключевым направлением в системе предупреждения правонарушений значится комплексная разработка программы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, при помощи которой выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, порождающие противоправное поведение подростков [1, с. 273].
Государственная политика в области социальной профилактики среди несовершеннолетних граждан страны основывается на Конституции Российской Федерации. Меры социальной профилактики строятся на основании Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ (редакция от 24.04.2020 г.), закрепляющего основные правовые стандарты обеспечения социальной профилактики и безнадзорности несовершеннолетних. В том числе социальная профилактика распространяется непосредственно и на несовершеннолетних правонарушителей. Координация вопросов системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних жителей страны находится в совместном ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации и субъектов РФ.
Стоит рассмотреть более подробно, какие основания для проведения социальной профилактики применяются для несовершеннолетних правонарушителей в Федеральном законе «Об основах системы профи-
лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ (редакция от 24.04.2020 г.).
Основанием в соответствии со статьей 6 ФЗ-1203 является заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Так, если в семье с несовершеннолетним возникают какие-либо обстоятельства, не являющиеся нормой, и члены этой семьи дорожат семейными узами и не желают в дальнейшем сталкиваться с подобными проблемами, то они имеют возможность получить социальную помощь. Любой представитель этой семьи может лично проявить инициативу и заполнить заявление, чтобы в дальнейшем им была оказана помощь специалистов, и семья избежала дальнейшей девиации.
Приговор, определение или постановление суда. После совершения того или иного преступного деяния несовершеннолетним последует наказание. Это может быть приговор к помещению его в изолятор временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей или специализированное учреждение закрытого типа. Также это могут быть исправительные работы и т. д. Приговором или постановлением суда к несовершеннолетнему будет применен ряд превентивных мер с целью дальнейшего уменьшения или устранения его дальнейшего деви-антного поведения.
Постановление выносят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или начальник органа внутренних дел, а также постановления иных органов и учреждений социальной профилактики являются основаниями для проведения с несовершеннолетним пра-
3 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из СПС «Гарант».
вонарушителем профилактических мероприятий, вне зависимости масштаба совершенного преступного деяния (с изменениями от 23 ноября 2015 г. № 313-ф3 в подпункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона).
При помещении несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на базе подобных учреждений предусмотрен определенный ряд профилактических мероприятий. Задача учреждений закрытого типа - не просто отбыть наказание за закрытыми дверями, но и показать несовершеннолетнему правонарушителю иные его возможности. На базе учреждений, помимо профилактических мер, также предусмотрены и психологические. В комплексе профилактика, совмещенная с деятельностью психолога, положительно сказывается на эффективности профилактических мер. По результатам проведенной профилактической работы с несовершеннолетним выдается заключение руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Любое преступное деяние, утвержденное печатью и подписью руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, может являться основанием для проведения социальной профилактики.
В настоящее время в России сложилась достаточно полная законодательная база социальной профилактики подростковых правонарушений. Однако это не отменяет необходимости ее дальнейшей актуализации в связи с наличием нерешенных проблем подростковой преступности [1, с. 277].
Ключевым направлением в системе предупреждения правонарушений значится комплексная разработка программы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, при помощи которой выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, порождающие противозаконное поведение подростков. Но основным и самым важным моментом на сегодняшний день для проведения результативной социальной профилакти-
ки остается правильная организация данного процесса.
По определению исследователя Б.З. Миль-нера, «организация - это сознательно координируемое, социальное образование с определенными границами, которые функционируют на относительно постоянной основе для достижения общей цели» [2, с. 14]. Термин «организация» можно рассматривать в трех значениях: социум, система, процесс.
Организация как социум - это совокупность двух или более людей, деятельность которых основана на достижении сознательно согласованных целей. Организация предполагает формирование социальных связей, то есть взаимодействие индивидов внутри организации.
Организация как система - это совокупность отношений, видов деятельности, обязанностей, прав, ролей, которые формируются в процессе совместной работы. В этом случае смысл организации состоит в том, что организация представляет собой систему с объективированной структурой.
Организация как процесс - это процесс, посредством которого создается и поддерживается структура системы. Состояние системы, характеризуемое как упорядоченное, организованное, не может возникнуть само по себе. Оно является достижением, результатом деятельности [3, с. 5].
При организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в общеобразовательных учреждениях понятие «организация» следует рассматривать как процесс. Процесс - это последовательная смена состояний и развития объекта. Организация определяется как процесс или деятельность организатора, менеджера, то есть организация рассматривается как одна из функций управления, направленная на приобретение объектом новых свойств и характеристик.
Профилактику правонарушений среди несовершеннолетних мы рассматриваем как систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Социальные программы - это один из видов программ, направленных на решение социальных проблем общества. Можно сказать, что социальная программа - это инициатива, направленная на улучшение условий жизни населения. Понятно, что программа такого типа ориентирована на все общество или, по крайней мере, на важный сектор, который имеет определенные потребности, которые еще не удовлетворены.Также социальную программу можно рассматривать как некую активность, направленную на совершенствование условий жизни населения.
Организация программ социальной профилактики подростковых правонарушений -это процесс реализации комплекса задач, направленного на удовлетворение материальных и нематериальных потребностей подростков, которые в силу своих возрастных особенностей оказались в ситуации, требующей помощи специалистов. В современном обществе процесс организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений имеет важное значение, он позволяет на ранних стадиях препятствовать возникновению противозаконного поведения среди несовершеннолетних, что позволяет обществу стабильно развиваться [4].
Для эффективной организации программ социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних необходимо проводить мероприятия по четырем направлениям: в семье, в медицинских учреждениях, образовательных и общественных организациях. Также важно, чтобы эти четыре области тесно взаимодействовали друг с другом. И, как мы уже говорили ранее в исследовании, семья имеет большое значение, потому что именно в семье у подростков формируются основные принципы, формы восприятия своего окружения, выработка норм и правил поведения.
Программы социальной профилактики подростковых правонарушений в зависимости от времени воздействия делятся на три категории: постоянно, систематически и периодически действующие программы.
Программы социальной профилактики подростковых правонарушений в большинстве случаев реализуются в общеобразовательных учреждениях. Существует своя особенность и определенный алгоритм с этапами организации программ по социальной профилактике подростковых правонарушений.
Специалист по социальной работе в общеобразовательном учреждении осуществляет свою деятельность через изучение психологических и возрастных особенностей подростков-правонарушителей, организует разнообразные для них виды социально-полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку подростку-правонарушителю и его семье, направляет действия педагогов на предупреждение правонарушений среди учащихся.
Помощниками в общеобразовательном учреждении для специалиста по социальной работе являются учителя-предметники, социальные педагоги, классные руководители, которые имеют возможность влиять на воспитание подростка-правонарушителя не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса.
Деятельность специалиста по социальной работе в общеобразовательном учреждении и его коллег в работе с подростками, склонными к правонарушениям, делится на три аспекта: социальный, педагогический и психологический, а его главной задачей является то, что он не должен стараться изменить ни подростков, ни учреждение, а только изменить способы их взаимоотношений. Специалист по социальной работе как раз создан для роли «третьей стороны» [5, с. 98].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанная программа представляет собой комплекс созданных и реализуемых
задач и мероприятий, имеет определенный контент и нацеленный на достижение конечной цели.
В основу организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения ложится моделирование.
Как показывает анализ научной литературы (В.И. Загвязинский, К.К. Колодяжный, A.A. Матюшкин), моделирование - это исследование любых явлений, процессов или объектов путем построения изучаемых моделей, которые используются для определения или уточнения характеристик и рациональных методов построения вновь построенных объектов [6, с. 42].
В основе модели организации программ по профилактике правонарушений лежит социальный заказ.
Анализируя научную литературу, можно сделать вывод, что социальный заказ - это один из способов решения государственных проблем.
Изучая социальный заказ со стороны общества, мы полагаем, что он является потребностью, актуальной для всего общества в целом. Проблемы общества отрицательно отражаются на семье и детях, их здоровье, развитии и жизнедеятельности.
Подростковый возраст является особым периодом в жизни человека. Процесс развития личности подростка зависит от социального окружения, субъектом которого являются семья, школа, сверстники. Поэтому возрастает потребность в принятии мер, направленных на решение проблем подростков, семей. Необходима организация социальных проектов, программ.
При разработке модели были выявлены и последовательно структурированы блоки, что позволило показать исходные теоретические положения изучаемого явления, вертикальные и горизонтальные связи между его элементами, взаимосвязи и взаимозависимость компонентов.
Спроектированная модель организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях обще-
образовательного учреждения содержит следующие блоки:
- целевой;
- концептуальный;
- содержательно-методологический;
- процессуальный;
- критериально-результативный.
Целевой блок включает в себя цель модели: организация эффективных программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения.
Вырабатывание цели является важным аспектом построения модели, поскольку цель определяет решение целого ряда проблем.
Важное значение в модели организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения имеет концептуальный блок. В нем представлены: принципы, подходы и функции организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения.
Принципы служат основой модели социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения. В концептуальном подходе выделяют следующие принципы: гуманизма, профилактической направленности, межведомственного взаимодействия, принцип эффективности.
Следующим компонентом концептуального блока являются базовые подходы: системный, личностно-деятельностный, социально-педагогический.
Также можно выделить основные функции: воспитательная, профилактическая.
Основным блоком является содержательно-методологический блок, который содержит в себе:
- субъект;
- объект-субъект;
- направления, формы и методы профилактики подростковых правонарушений.
Объектом исследования является организация социальной профилактики подростковых правонарушений.
Субъект в данной модели - общеобразовательное учреждение.
Содержание такого вида связи, как объект-субъект, подразумевает собой то, что такие отношения подвижны, и что выступало в роли объекта, в другом может стать субъектом, и наоборот. Именно объектно-субъектные отношения характеризуют социальную работу как вид практической деятельности.
Следующим составляющим содержательно-методологического блока являются направления социальной профилактики подростковых правонарушений: гражданско-правовое; социальное взаимодействие.
Все вышеперечисленные направления социальной профилактики подростковых правонарушений осуществляются с помощью правовых, социально-педагогических, организационных методов.
Правовые методы - методы, которые основываются на Конституции РФ и законодательных актах [7, с. 79].
Социально-педагогические методы - это методы, направленные на оказание социальной помощи человеку как отдельной личности, так и как члену общества, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентации [8, с. 36].
Организационные методы - это приемы и методы деятельности, используемые в сфере социальной работы для решения организационных задач [9, с. 18].
Социальная профилактика подростковых правонарушений осуществляется с помощью таких форм, как игры, профилактические беседы, тренинги, индивидуальные беседы с учащимися, родителями и др.
Процессуальный блок содержит этапы организации социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних: подготовительный, организационно-практический, аналитический этапы.
На подготовительном этапе проводится входная диагностика, выявление проблем подростков, выяснение совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. Осуществляется выбор методов решения проблем.
Формулируется цель для решения проблем и установки деятельности специалистов.
На организационно-практическом этапе осуществляются меры социальной профилактики подростковых правонарушений в общеобразовательном учреждении, которые разработаны специалистами.
Аналитический, оценочный этап является завершающим этапом организационного цикла, на котором подводят итоги работы специалистов, выявляют факторы, способствующие как положительному разрешению социальных проблем, так и факторы, которые препятствовали успешному решению задач социальной работы.
Критериально-результативный блок, который завершает нашу модель, включает критерии (когнитивные, поведенческие), показатели (знание прав, сокращение правонарушений) и уровни (высокий, средний, низкий), обеспечивает повышение уровня осведомленности подростков об их правах, последствиях правонарушений, сокращение количества правонарушений несовершеннолетними, улучшение поведения.
В процессе описания модели организации программ социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении появляется возможность предопределить поведение социальной системы, выявить факторы ее развития. Построение модели, с одной стороны, отражает состояние системы в настоящее время, с другой - помогает спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Этот метод используется в том числе для анализа социальных процессов и проблем, а также ввиду того, что социальная работа - это деятельность по оказанию помощи в проблемных жизненных ситуациях.
Таким образом, личность несовершеннолетнего правонарушителя - это комплекс негативных общественно-важных, персонально-типологических свойств индивидуума, которые обусловливают его криминальное поведение. Проблемное поле подростков включает себя множество разнообразных причин, побуждающих несовершеннолетних
совершать противозаконные действия, например, такие как: неблагоприятное влияние в семье; отрицательное влияние группы неформальных сверстников; низкий уровень жизни большой части населения; недостатки в формировании досуговой системы; недостатки учебно-воспитательной деятельности в учебных заведениях; недостатки учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях; недостатки в организации трудоустройства подростков; агитация взрослых преступников; проникновение в молодежную среду форм поведения, несовместимых с социальными ценностями.
Организация программ по профилактике правонарушений подростков является важным процессом современного общества. Особенности организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения: организация данных программ благоприятствует нужным результатам в социальной работе, преодолению социальных проблем; она способствует на ранних этапах сдерживанию возникновения противозаконного поведения среди несовершеннолетних, что позволяет обществу стабильно развиваться; организация программ социальной профилактики подростковых правонарушений в общеобразовательных учреждениях имеет новаторский характер; организация программ происходит с учетом всех особенностей подросткового возраста.
Организация программ по профилактике правонарушений подростков - это процесс реализации комплекса задач, направленного на удовлетворение материальных и нематериальных потребностей подростков, которые в силу своих возрастных особенностей оказались в ситуации, требующей помощи специалистов. При разработке программ по профилактике правонарушений подростков важным является учет проблемного поля подростков, учет зарубежных и отечественных методик, принципов и приемов построения профилактических программ.
Моделирование - это специфическое многофункциональное исследование. С помощью метода моделирования осуществля-
ется изучение структуры и механизмов процесса обучения и воспитания, логических структур учебного материала и т. д. Социальное моделирование является одним из методов исследования социального объекта и воздействия на него, а модель - это схема или изображение социального процесса, или явления.
Спроектированная нами модель организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения является структурной, представляющей собой систему единства структурных составляющих, включающих следующие блоки:
- целевой;
- концептуальный;
- содержательно-методологический;
- процессуальный;
- критериально-результативный.
В первом блоке определена цель модели: организация социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения. Цель определяет решение социально-педагогических проблем в профилактической работе с несовершеннолетними .
В концептуальном блоке отражены принципы и подходы.
Содержательно-методологический блок содержит в себе объект, субъект, направления, формы и методы организации программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения.
Процессуальный блок раскрывает этапы организационного процесса: подготовительный, организационно-практический, аналитический.
Критериально-результативный блок определяет критерии (когнитивный и поведенческий), показатели (знание прав, снижение правонарушений), уровни (высокий, средний, низкий) и результат, который предполагает эффективную организацию программ социальной профилактики подростковых правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения: формирование знаний
о правах, обязанностях, ответственности несовершеннолетних у учащихся общеобразовательного учреждения путем использования методики «равный-равному», снижение правонарушений, улучшение поведения.
Важно видеть перспективу и тенденции развития событий, чтобы социальная профи-
лактика противозаконных действий подростков была своевременной и давала положительные результаты, а моделирование должно опираться на надежные данные, либо оно будет малоэффективным.
Список литературы
1. Болдина М.А. Анализ нормативно-правовой базы социальной профилактики подростковых правонарушений // Тамбовские правовые чтения им. Ф.Н. Плевако: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2020. С. 273-277.
2. Милънер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2004. 558 с.
3. Черных А.В., Прудникова О.А. Теория организации. Ульяновск: УлГПУ, 2013. 200 с.
4. Ланцберг В. Центр становления, развития и социальной реабилитации личности // Частная школа. 1997. №2. С. 22-31.
5. Болдина М.А., Васильева II.В. Методы социальной работы в общеобразовательном учреждении с подростками, склонными к правонарушениям // Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы: тез. докл. и сообщ. Девятнадцатых Всерос. науч. чтений науч.-теор. конф. Новочеркасск: Лик, 2018. С. 98-101.
6. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. М.: Изд. центр «Академия», 2011. 240 с.
7. Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 206 с.
8. Гербарт II.Ф. Педагогика. Избранные труды. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 213 с.
9. Сопубекова Н.Т. Система предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних: административно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Бишкек, 2016. 25 с.
References
1. Boldina М.А. Analiz normativno-pravovoy bazy sotsial'noy profilaktiki podrostkovykh pravonarusheniy [Analysis of the legal framework for social prevention of juvenile delinquency]. Materialv 4 Mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Tambovskive prm'ovyve chteniva im. F.N. Plevako» [Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference "Tambov Legal Readings named after F.N. Plevako"]. Tambov, Publishing house "Derzhavinsky", 2020, pp. 273-277. (In Russian).
2. Milner B.Z. Teoriya organizatsii [Organization Theory], Moscow, INFRA-M Publ., 2004, 558 p. (In Russian).
3. Chernykh A.V., Prudnikova O.A. Teoriya organizatsii [Organization Theory], Ulyanovsk, Ulyanovsk State University of Education Publ., 2013, 200 p. (In Russian).
4. Lantsberg V. Tsentr stanovleniya, razvitiya i sotsial'noy reabilitatsii lichnosti [Center for the formation, development and social rehabilitation of the personality]. Chastnava shkola [Private School], 1997, no. 2, pp. 22-31. (In Russian).
5. Boldina M.A., Vasilyeva I.V. Metody sotsial'noy raboty v obshcheobrazovatel'nom uchrezhdenii s podrost-kami, sklonnymi k pravonarasheniyam [Methods of social work in a general educational institution with adolescents prone to delinquency]. Tezisv dokladov i soobshcheniv Devyatnadtsatykh Vserossivskikh nauch-nykh chteniy nauchno-teoreticheskoy konferentsii «Aktual 'nyye problem sotsial 'nov istorii, filosofii i sotsial'noy rabotv» [Proceedings of the 19th All-Russian Scientific Readings, Scientific and Practical Confe-rence"Current Problems of Social History, Philosophy and Social Work"]. Novocherkassk, Lik Publ., 2018, pp. 98-101. (In Russian).
6. Safronova V.M. Prognozirovaniye, proyektirovaniye i modelirovaniye v sotsial'noy rabote [Prediction, Design and Modeling in Social Work], Moscow, Publishing Center "Akademiya", 2011, 240 p. (In Russian).
7. Solodyankina O. V. Prognozirovanive, proyektirovanive i modelirovanive v sotsial 'nov rabote [Prediction, Design and Modeling in Social Work], Moscow, "Urait" Publ., 2019, 206 p. (In Russian).
8. Gerbart I.F. Pedagogika. Izbraimyve trudy [Pedagogy. Selected Works]. Moscow, "Urait" Publ., 2019, 213 p. (In Russian).
9. Sopubekova N.T. Sistema preduprezhdeniya i presecheniva pravonarusheniy nesovershennoletnikh: admi-nistrativno-pravovov aspekt: avtoref. dis. ... kand. viirid. nauk [The System of Prevention and Suppression of Juvenile Delinquency: Administrative and Legal Aspect. Cand. jurid. sci. diss, abstr.]. Bishkek, 2016, 25 p. (In Russian).
Информация об авторах
Марина Александровна Болдина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0003-4135-8386, тагта_ЬоИта(й)таП.ги
Деева Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0001-9968-1341, deeval707íS>rambler.ru
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 28.06.2021
Одобрена после рецензирования 26.07.2021
Принята к публикации 03.09.2021
Information about the authors
Marina A. Boldina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Social Work Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-4135-8386, mari-na_boldina(S!mail.ru
Elena V. Deeva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Social Work Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-9968-1341,
deeval707(S!rambler.ru
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
The article was submitted 28.06.2021
Approved after reviewing 26.07.2021
Accepted for publication 03.09.2021