УДК 37.04 Б01 10.17238^^998-5320.2019.38.122
Л. М. Мануйлова,
Омский государственный педагогический университет
А. С. Максимов,
Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Проблема и цель. Исследование посвящено проблеме повышения эффективности профилактики подростковой преступности в общеобразовательной школе. Цель статьи - выявить ресурсы социально-педагогической проектной деятельности в разработке и реализации программ превентивной направленности.
Методология. Исследование основывается на системном и средовом подходах, методе педагогического моделирования.
Результаты. Авторами проанализирован опыт социального партнёрства учреждений профессионального образования при профилактике подростковой преступности.
Выводы. Определены педагогические средства, которые могут использоваться студентами -субъектами проектной превентивной деятельности в условиях общеобразовательной школы. Ключевые слова: социально-педагогическое проектирование в общеобразовательной школе, преступность несовершеннолетних.
Проблема и цель. Происходящие в современном обществе изменения приводят к практически беспрепятственному распространению в подростковой среде различных форм антиобщественного группового поведения, стереотипов поведения, связанных с агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям, особенно к своим сверстникам. По данным Министерства внутренних дел РФ, в период с декабря по август 2019 г. в Российской Федерации число несовершеннолетних, совершивших преступления, составило 24132 человека (4,0 % от общего числа зарегистрированных преступлений) [1]. Однако даже при отмечающемся снижении на 7,6 % численности несовершеннолетних правонарушителей по сравнению с показателями за 2018 г. своей остроты эта проблема не теряет. Так, изучение динамики правонарушений по Омской области (по данным Прокуратуры Омской области) показывает более скромный результат: в 2018 г. совершили преступления 278 несовершеннолетних т. е. уровень снизился 3 % по сравнению с 2017 г. [2]. Осознание остроты существующей проблемы на уровне государства явилось причиной разработки Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р [3]. Среди мер профилактики в Концепции предусмотрены развитие единой образовательной (воспитывающей) среды, создание благоприятных условий для социального развития несовершеннолетних и др.
Большинство несовершеннолетних правонарушителей на момент совершения преступления обучались в образовательных организациях. В Российской Федерации на 2019 г. из 26 990 учащихся и студентов, совершивших преступления, 18 075 (или 74,9 %) были несовершеннолетними [1]. Аналогичную картину представляет и анализ информации, содержащейся в Докладе о соблюдении прав и интересов ребёнка на территории Омской области в 2017 г.: из 522 подростков-правонарушителей 404 (77,4 %) обучались в образовательных организациях [4]). Фактором криминализации подростковой среды являются особенности несовершеннолетних как социальной группы, а именно острая психологическая и поведенческая реакция на негативные последствия переживаемой обществом социально-экономической и духовной нестабильности, воспринимаемые ими как проявления социальной несправедливости. Устойчивое влияние этого фактора подкрепляется продолжающимся ослаблением социализирующей и воспитательной функций семьи, деформацией этих функций в социально неблагополучных семьях, в которых проживают подростки. В этих условиях общеобразовательная школа остаётся главным социальным институтом, который должен осуществлять профилактику подростковой преступности.
Методология. Важным, ещё не исчерпавшим свои ресурсы потенциалом в профилактике преступности несовершеннолетних обладает социально-проектная деятельность. Социально-
педагогическое проектирование направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами [5]. Необходимым атрибутом социально-педагогического проектирования является активная деятельность субъектов различных образовательных организаций и систем, в число которых входят учреждения общего и профессионального образования, детские и молодёжные общественные организации. Изменение в ходе реализации социально-педагогических проектов условий формирования и социализации личности способствует повышению эффективности функционирования образовательных организаций.
Процедура целеполагания при проектировании опирается на анализ социального явления, ситуаций, требующих педагогического воздействия, а также на изучение причин, вызывающих или поддерживающих существование данного социального явления или ситуации. Причины преступности несовершеннолетних являются предметом пристального изучения специалистов в области юридических наук. Исследователи дополняют традиционно диагностируемые причины этого социально опасного явления (социальное неблагополучие семьи, сочетающееся с разрушением традиционных семейных ценностей, высокий уровень безнадзорности и беспризорности, уклонение от обучения, вовлечение в криминальные группировки, отсутствие жизненных и профессиональных перспектив, целесообразно организованного досуга и др.) реалиями наших дней. Ю. М. Антонян и М. В. Гончарова обращают внимание на широко распространяющийся в мире глобальной информатизации риск вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность посредством сети Интернет, виртуализацию жизнедеятельности личности, с такими негативными последствиями, как киберпреступность и кибердевиантность (например, в форме кибербуллинга) [6].
Разноплановость и разноуровневость причин преступности несовершеннолетних обусловливают подходы к определению формата проекта и ресурсов, необходимых для изменения и обогащения воспитательного пространства образовательного учреждения. В общеобразовательных организациях решение основных задач профилактики подростковой преступности возложено на социальных педагогов, которые в силу других своих обязанностей не успевают справиться с необходимым объёмом работы. Придать профилактике большую целостность и результативность позволяет привлечение к социально-педагогической проектной деятельности студентов учреждений профессионального образования.
Результаты. Для организации такой деятельности и обеспечения взаимодействия в рамках проектов специалистов и студентов различных учреждений профессионального образования, а также для повышения уровня их социальной активности как субъектов проектной деятельности на факультете психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета создано Бюро студенческих проектов. Базовым для создания Бюро стал накопленный на факультете более чем за 10 лет опыт подготовки студентов, обучающихся по профилю «Психология и социальная педагогика», к осуществлению социально-проектной деятельности. В рамках изучения таких учебных дисциплин, как «Технология социально-педагогического проектирования (с практикумом)» и «Практикум по волонтерской деятельности», студентами разрабатываются и реализуются на базе образовательных и социальных учреждений социально-педагогические проекты, способствующие решению актуальных проблем социализации различных категорий обучающихся. Предлагая свои проектные идеи и варианты решения поставленной задачи, реализуя в течение продолжительного времени комплекс намеченных мероприятий, студенты не только овладевают проектной культурой, но и достигают реальных социально значимых результатов. Основным направлением в работе Бюро является превентивная работа с несовершеннолетними. Социальное партнёрство ОмГПУ с другими учреждениями профессионального образования (Омской академией Министерства внутренних дел Российской Федерации, Омским институтом водного транспорта, Омским автобронетанковым инженерным институтом) расширяет образовательное пространство для социально-педагогической проектной деятельности студентов в учреждениях социальной и образовательной сферы, где потребность в этом виде деятельности остаётся очень высокой.
Такое социальное партнёрство было реализовано в рамках проекта по профилактике правонарушений подростков, который осуществляется в гимназии № 159 г. Омска. Гимназия расположена на окраине города, в частном секторе, где проживает значительное количество семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных семей. Социально опасным положение семьи считается, если в ней есть дети, находящиеся в социально опасном положении или родители / законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и / или содержанию и / или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обраща-
ются с ними [7]. У детей подросткового возраста, воспитывающихся в таких семьях, часто формируется девиантное поведение социально пассивного типа, они входят в группу риска относительно формирования и делинквентного поведения. Подтверждение этого факта мы получили, проанализировав результаты проведённого нами анкетирования 5-классников, показавшие склонность к совершению правонарушений у 78 % опрошенных обучающихся. Они, не задумываясь о последствиях, готовы совершать противоправные действия, чувствуя собственную безнаказанность.
Главным педагогическим средством, используемым в целях снижения этого риска, стало сначала привлечение обучающихся в ряды действующего на базе гимназии юнармейского отряда «Сокол», а впоследствии разработка и реализация проекта «Сетевая программа дополнительного образования «Юнармия».
Программа рассчитана на три года и предназначена для обучающихся 5-7 классов, её реализация была начата в 2017-2018 учебном году. Непосредственную организацию и проведение занятий осуществляют студенты-волонтеры ОмГПУ. Содержание программы, разработанной специалистами и студентами ОмГПУ, позволяет решать задачи общей (создание условий для благоприятной социализации обучающихся через включение их в просоциальную деятельность) и специальной (формирование правовой грамотности, поведения, альтернативного криминальному, способности противостоять криминализирующему влиянию окружающих) профилактики подростковой преступности.
В содержание программы включены блоки занятий по трём направлениям.
1. Изучение основ государственного устройства и права способствует развитию у обучающихся гражданской позиции, социальной активности и устойчивого собственного позитивного отношения к государству. Занятия включают и цикл встреч с курсантами Омской академии МВД, на которых обсуждаются вопросы правовой ответственности несовершеннолетних, риска, который несёт в себе употребление психоактивных веществ, виктимности личности, безопасного пользования Интернетом. Проявленный обучающимися большой интерес к вопросу о том, как не стать жертвой преступления, показал её актуальность для современной подростковой аудитории, стал доказательством того, что наши дети часто встречаются с насилием в своей жизни и незнакомы со способами противостоять ему. Разговор с курсантами, среди которых есть и девушки, придаёт ему большую убедительность, ведь курсанты сами могли пережить подобный опыт; по своему возрасту курсанты относятся к референтной группе для подростков. Занятия, на которых обучающиеся могут обсудить суть и последствия кибербуллинга для жертвы, преследователей и наблюдателей, проходят в интерактивной форме, где в ролевой игре со сменой позиций участников и в ходе последующего анализа её результатов формируются оценочные суждения подростков об этом деструктивном социально-психологическом явлении.
2. Занятия по направлению «Военная история и военное искусство в России», обеспечивающие развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей личности, формируют образы служения своей Родине и народу. Важным аспектом превентивной деятельности здесь является развитие у обучающихся представлений об участии каждого человека в жизни и истории своей страны.
3. Целью направления «Военно-профессиональное ориентирование и подготовка к обучению в вузах государственной службы» является развитие профессиональной позиции обучающихся, удовлетворение потребности личности в обоснованном профессиональном выборе. Участие в проведении занятий офицеров Омского гарнизона и курсантов Омского автобронетанкового института способствует не только привлекательности воинской службы в глазах подростков, но и их профессиональному самоопределению - выбору в пользу военной профессии, предъявляющей к человеку серьёзные требования. Даже занятия спортом получили в контексте проекта новый смысл. Широко известно, что молодые люди с хорошей физической подготовкой пополняют ряды криминальных групп. В нашем случае мотивация к занятиям спортом определяется пониманием того, что хорошая физическая подготовка является одним из показателей пригодности к военно-профессиональной деятельности. Отметим интерес, который к этой профессии проявили не только мальчики, но и девочки - члены юнармейской группы.
По окончании проекта можно будет оценить его положительное влияние на индивидуальном уровне (через совокупность сформированных социальных знаний и умений, социальных привычек и ценностей, альтернативных криминальным).
Выводы. Таким образом, проектная деятельность в реализации программ превентивной направленности имеет системный и личностно-ориентированный характер, призвана способствовать
формированию социально адаптированной личности, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей, организации их занятости личностно значимой просоциальной деятельностью в свободное время.
Являющиеся неотъемлемым атрибутом современного общества мероприятия по профилактике подростковой преступности должны войти в профессиональную подготовку тех специалистов, которые непосредственно в своей деятельности будут сталкиваться с этим опасным явлением. Социальное партнёрство в проектной деятельности наполняет новым смыслом и содержанием жизнь студентов за счёт общения со всеми участниками социально значимой деятельности, позволяя полнее и чётче видеть проблемы общества и отдельной личности. Диалектика процесса личностно-профессионального саморазвития проявляется в том, что достигаемый уровень социальной зрелости студента, его развивающаяся гражданская позиция, принимаемые идеалы и система ценностей определяют степень его вовлечённости в добровольческую деятельность. Активное личностно-профессиональное саморазвитие студентов является в этом случае критерием соответствия цели и содержания проектной деятельности профессиональным потребностям и планам будущих специалистов.
Библиографический список
1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации в январе-августе 2019 года [Электронный ресурс]. URL: https://мвдрф/reports/item/18401476/
2. Основные сведения о состоянии преступности по Омской области [Электронный ресурс]. URL: http://prokuratura.omsk.ru/statistic/st-prestupnosti/2019.php
3. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214734/ 85b15f19db020badd41607d6db5f75fe996c366c/
4. Доклад о соблюдении прав и интересов ребёнка на территории Омской области в 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://omskportal.ru/ru/public/sitelist/deti/doc/PageContent/0/body_files/file12/doklad.pdf.
5. Фархутдинова Р. А., Фархутдинов Р. Р. Социально-педагогическое проектирование формирования личности // Известия КГАСУ. Казань : Изд-во КГАСУ, 2012. № 2 (20). С. 311-314.
6. Антонян Ю. М., Гончарова М. В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского государственного областного университета. М. : Изд-во МГОУ, 2018. № 2. С. 87-99.
7. Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
L. M. Manuylova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Social Pedagogics and Social Work Chair,
Omsk State Pedagogical University 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0002-1893-929X e-mail: [email protected] А. S. Maksimov, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Chair of Criminology, Psychology and Pedagogics, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation 7 Котагоу ave., Omsk, 644092, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0002-8503-5610 e-mail: [email protected]
SOCIO- PEDAGOGICAL DESIGN IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY
Introduction. The study is devoted to the problem of improving the effectiveness of prevention of juvenile delinquency at a secondary school. The purpose of the article is to identify the resources of socio-pedagogical project activities in the development and implementation of preventive programs.
Materials and Methods. The research is based on systemic and environmental approaches, the method of pedagogical modeling.
Results. The authors analyzed the experience of social partnership of vocational education institutions in the prevention of juvenile delinquency.
Conclusions. Pedagogical means, which can be used by the students - subjects of project preventive activities in the conditions of comprehensive school, are defined.
Keywords: socio-pedagogical design at a secondary school, juvenile delinquency.
References
1. Brief description of the state of crime in the Russian Federation in January-August 2019 [Electronic resource]. Available at: https://мвд.рф/reports/item/18401476/
2. Basic information about the state of crime in Omsk region [Electronic resource]. Available at: http://prokuratura.omsk.ru/statistic/st-prestupnosti/2019.php
3. The concept of development of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency for the period up to 2020 [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214734/ 85b15f19db020badd41607d6db5f75fe996c366c/
4. Report on the observance of the rights and interests of the child in Omsk region in 2017 [Electronic resource]. Available at: http://omskportal.ru/ru/public/sitelist/deti/doc/PageContent/0/body_files/file12/doklad.pdf
5. Farhutdinova R. A., Farhutdinov R. R. Socio-pedagogical design of personality formation. Izvestiya KGASU. Kazan: KGASU Publ., 2012. No. 2 (20). Pp. 311-314.
6. Antonyan Yu. M., Goncharova M. V. State and causes of juvenile delinquency in Russia. Bulletin of Moscow State Regional University. Moscow: MGOU Publ., 2018. No 2. Pp. 87-99.
7. Russian Federation. Laws. Concerning the system of prevention of neglect and juvenile delinquency: Federal Law of June 24, 1999, No 120-FZ (latest edition) [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_23509/
Поступила в редакцию 30.09.2019 © Л. М. Мануйлова, А. С. Максимов, 2019
Авторы статьи:
Лидия Михайловна Мануйлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]
Андрей Сергеевич Максимов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики, Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Т. С. Котлярова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.
Д. Н. Арешин, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия материально-технического обеспечение им. генерала армии А. В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации, Омский филиал.