Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ДЕЗАДАПТИВНЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SPECIAL CUSTODIAL EDUCATIONAL INSTITUTION / MALADAPTIVE MINORS / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мануйлова Л. М., Максимов А. С.

Проблема и цель. В исследовании рассматривается проблема помощи обучающимся специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в осуществлении осознанного профессионального выбора. Цель статьи - показать возможности социально-педагогического сопровождения дезадаптивных несовершеннолетних в обеспечении благоприятного протекания их социализации, в том числе после выхода в открытый социум. Исследование основывается на средовом и личностном подходах. В экспериментальной деятельности использовался комплекс диагностических методик, направленных на выявление готовности обучающихся к осознанному профессиональному выбору. Авторами проанализирована результативность реализации разработанной программы социально-педагогического сопровождения обучающихся специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, содержание которой ориентировано на мотивационную составляющую готовности к осознанному выбору профессионального будущего. Показана необходимость учёта особенностей организации трудового обучения в специальном учебно-воспитательном учреждении при осуществлении профориентационной работы с обучающимися. Подчёркивается важность разработки программ социально-педагогической поддержки, совпадающих по продолжительности с периодом реального профессионального выбора, адаптацией личности к условиям обучения или труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мануйлова Л. М., Максимов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS AT SPECIAL EDUCATION EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The study considers the problem of supporting students of a custodial institution to make an enabling professional choice. The purpose of the article is to show the possibilities of socio-pedagogical support of maladaptive minors in ensuring a favorable course of their socialization, including an open society. The research is based on environmental and personal approaches. In the experimental activity, a set of diagnostic methods was used to identify the readiness of students to make a conscious professional choice. The authors analyzed the effectiveness of the developed program of social and pedagogical support for students of a special custodial educational institution; its content is focused on the motivational component of readiness for an enabling choice of professional future. The article shows the need to take into account the peculiarities of labor training in a special educational institution when performing career guidance work with students. The importance of developing programs of social and pedagogical support that coincide in duration with the period of real professional choice, adaptation of the individual to the conditions of training or work is emphasized.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

УДК 37.04 DOI: 10.17238^П1998-5320.2020.14.3.15

Л. М. Мануйлова1, А. С. Максимов2

1Омский государственный педагогический университет, г Омск, Российская Федерация 2Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Омск

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся специального учебно-воспитательного учреждения

Аннотация. Проблема и цель. В исследовании рассматривается проблема помощи обучающимся специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в осуществлении осознанного профессионального выбора. Цель статьи - показать возможности социально-педагогического сопровождения дезадаптивных несовершеннолетних в обеспечении благоприятного протекания их социализации, в том числе после выхода в открытый социум.

Исследование основывается на средовом и личностном подходах. В экспериментальной деятельности использовался комплекс диагностических методик, направленных на выявление готовности обучающихся к осознанному профессиональному выбору.

Авторами проанализирована результативность реализации разработанной программы социально-педагогического сопровождения обучающихся специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, содержание которой ориентировано на мотивационную составляющую готовности к осознанному выбору профессионального будущего.

Показана необходимость учёта особенностей организации трудового обучения в специальном учебно-воспитательном учреждении при осуществлении профориентационной работы с обучающимися. Подчёркивается важность разработки программ социально-педагогической поддержки, совпадающих по продолжительности с периодом реального профессионального выбора, адаптацией личности к условиям обучения или труда.

Ключевые слова: специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, деза-даптивные несовершеннолетние, социально-педагогическое сопровождение.

Дата поступления статьи: 23 июля 2020 г.

Для цитирования: Мануйлова Л. М., Максимов А. С. (2020). Социально-педагогическое сопровождение обучающихся специального учебно-воспитательного учреждения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 3. С. 123-130. DOI: 10.17238^1998-5320.2020.14.3.15.

Проблема и цель. Социальная адаптация представляет собой часть процесса социализации, особую ее разновидность. Продолжительность социальной адаптации зависит как от индивидуальных особенностей личности, так и от окружающей среды, форм и интенсивности государственного и общественного воздействия на личность. Нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятной ситуации, недостаточность просоциальных форм включения его в общественную жизнь зачастую становятся причинами формирования у него раннего опыта асоциальной деятельности, деструктивного (дезадаптивного) поведения. Отметим, что социальную дезадаптацию, вслед за А. А. Налчаджаном, мы определяем как процесс, при котором личность не в состоянии удовлетворительно идти навстречу

требованиям и ожиданиям социальной среды [1]. Она проявляется в нарушениях норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции. Одним из проявлений социальной дезадаптации является противоправное поведение. В данном контексте понятия «социально дезадаптированный несовершеннолетний» и «несовершеннолетний с противоправным поведением» могут использоваться как синонимы.

В настоящее время специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением, выполняющие функции реабилитационных центров, вырабатывают собственную стратегию и тактику коррекционно-реабилита-ционной деятельности, направленной на обеспечение социальной адаптации обуча-

ющихся, опираясь на общие рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации и мировой опыт, наработанный в этой области. К сожалению, литературы, анализирующей и обобщающей такой опыт, крайне недостаточно, поэтому свою ценность имеет практико-ориентированный опыт социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей в таких учреждениях.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, предназначены для несовершеннолетних от 11 до 18 лет, совершивших общественно опасные деяния или преступления при условии освобождения по возрасту от уголовной ответственности, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода [2].

Образовательная деятельность в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа строится на принципе соединения общеобразовательной подготовки с общественно полезным производительным трудом. Обучающиеся получают профессиональную подготовку по рабочим профессиям, востребованным на современном рынке труда. Педагогический коллектив такого учреждения сталкивается с типичными проблемами социализации обучающихся, связанными с их дезадапти-рованностью, низким уровнем образования, безразличным отношением к своему окружению. Формированию у обучающихся социального опыта, способствующего жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде, препятствуют присущая им низкая самооценка, неспособность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Дезадаптированные несовершеннолетние перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днём. Результативность психолого-педагогического воздействия на подростков-правонарушителей снижается из-за наличия у них коммуникативных деструкций [3], которые выражаются в затруднённом общении, конфликтном взаимодействии со взрослыми.

Педагогические условия, создаваемые в специальных учебно-воспитательных учреждениях, должны помочь обучающимся обрести веру в то, что они смогут быть полезными гражданами общества, осознанно выбрать профессию в соответствии со своими возможностями, склонностями и уровнем имеющихся знаний, сформировать жизненные цели, связанные с продолжением профессионального образования, дальнейшим трудоустройством, достижением жизненного успеха в целом. Помощь обучающимся в выстраивании жизненных и профессиональных планов призвана обеспечить им необходимую поддержку при возвращении в открытый социум, способствовать преодолению трудностей, с которыми они столкнутся в прежней социальной среде, и тем самым по возможности оградить их от повторных правонарушений.

Методология. Эффективным педагогическим инструментом оказания помощи несовершеннолетним в процессе социализации является социально-педагогическое сопровождение. Т. Е. Быковская, изучающая социально-педагогическое сопровождение «трудных» подростков, рассматривает его как тип педагогической деятельности, состоящей в превентивном, т. е. опережающем, предохраняющем научении несовершеннолетнего самостоятельно планировать свой жизненный путь и образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, в формировании готовности адекватно реагировать на ситуации эмоционального дискомфорта [4].

Задачу социально-педагогического сопровождения дезадаптированных подростков А. М. Галагузов и М. А. Галагузова видят в содействии в преодолении трудностей социализации [5]. Результатом социально-педагогического сопровождения становится достижение личностью более высокого уровня социализации, которая проявляется в ее самоопределении и развитии индивидуальности, основывающихся на таких личностных новообразованиях, как понимание жизненной ситуации и рефлексия над происходящим. Используя педагогические средства удовлетворения актуальных потребностей развивающейся личности, социально-педагогическое сопровождение не предполагает

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

решения педагогами проблем за ребенка, оно дает стимул формирования его самостоятельности в решении данных проблем.

Отметим, что социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних с де-виантным поведением включает в себя социально-педагогическую реабилитацию, которая представляет собой систему мер воспитательного характера, направленную на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности несовершеннолетнего, активной жизненной позиции, способствующей интеграции в общество, на овладение положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе, получение необходимого образования [6]. Актуальными для нашего исследования являются результаты исследования проблем девиантного поведения подростков О. Ф. Рогаль-Левицкой, которая к наиболее эффективным формам ресоциализации де-виантных подростков относит адаптацию к трудовой деятельности [7]. С учётом того, что неблагоприятное социальное развитие девиантных подростков накладывает отпечаток на их информационное пространство [8], столь важное в современном мире, прослеживается необходимость информационной ресоциализации подростков-девиантов. Из этого следует, что формы и методы социально-педагогического сопровождения обучающихся в специальном учебно-воспитательном учреждении предполагают расширение сферы их социального взаимодействия, восстановление связей с окружающим миром, подготовку их к возвращению в открытый социум. Помощь обучающимся в профессиональном самоопределении ориентирована на их адаптацию к реальным условиям жизнедеятельности, создает условия для сохранения и дальнейшего повышения их социального статуса.

Так как обучающиеся специального учебно-воспитательного учреждения должны выступать субъектами профессионального самоопределения, как, впрочем, и субъектами будущей профессиональной деятельности, следует учитывать особенности их социализации в данном учреждении, ограниченность контактов с открытым социумом, что может повлиять на мотивацию учебной и трудовой деятельности воспитанников.

В социально-педагогическом сопровождении должны быть сформированы три компонента образа «Я» обучающихся как субъектов профессионального выбора. Когнитивный компонент («Я знаю») будет обеспечен умением применять психологические знания для понимания окружающей действительности и собственного поведения; он формируется с учетом индивидуальных особенностей, востребованных в избираемой профессиональной сфере. Эмоционально-оценочный компонент («Я отношусь») определяется способностью оценивать свои психологические особенности (темперамент, способности, интересы и склонности), сопоставлять свои возможности с характером и требованиями выбираемой профессиональной деятельности. Поведенческий компонент («Я действую») проявляется в самовоспитании и саморазвитии личности в направлении требований избираемой профессии [9].

Результаты. Экспериментальная работа по осуществлению социально-педагогического сопровождения обучающихся Омского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа основывалась на результатах начальной диагностики. Выборка исследования составила 40 человек в возрасте 14-17 лет.

Изучение статусов профессиональной идентичности обучающихся (методика А. А. Азбель, А. Г. Грецовой), показало, что 25 % опрошенных пребывают в неопределенном состоянии профессиональной идентичности. Они не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Данный статус бывает у обучающихся, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии.

40 % респондентов испытывают кризис выбора (мораторий) профессионального будущего, характерный для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осознанное решение о своем будущем. Такие люди размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные про-

фессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения.

Навязанная профессиональная идентичность была выявлена у 15 % обучающихся. Это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению педагогов, родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека.

Только у 20 % была выявлена сформированная профессиональная идентичность. Эти обучающиеся готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили; у них присутствует уверенность в правильности принятого решения. Этим статусом обладают те, кто прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, прислушались к своим интересам, учли все способности и умения, которые помогут им в освоении выбранной профессии.

С помощью методики «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская) был определен уровень готовности обучающихся совершить адекватный профессиональный выбор. В данной методике профессиональная готовность рассматривается по следующим критериям: автономность, информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение.

Оказалось, что больше половины опрошенных (55 %) обладают высокой и средней степенью автономности, они умеют выделять собственные интересы и ставить соответствующие цели, задумываясь о реализации их в практической деятельности. Проблемой для 80 % опрошенных воспитанников является низкий уровень информированности. Они недостаточно знают мир профессий в целом и поэтому не могут выявить конкретные характеристики профессиональной деятельности, которой они хотели бы научиться. Низок уровень их знаний о требованиях к получению той или иной профессии.

Большинство респондентов обладают средним уровнем сформированности способности к принятию решений (70 %) и планированию (75 %). Эти обучающиеся готовы к самостоятельному принятию решений в отношении своего профессионального будущего, но в случае возникновения затруднений они всегда готовы воспользоваться советом, принять помощь со стороны.

В ходе индивидуальных бесед с обучающимися выяснилось, что лишь 35 % из них определились с тем, какая профессия им нравится (были названы следующие профессии: автомеханик, токарь, тренер, слесарь, сварщик, инженер, оператор сотовой связи, юрист), но не уверены, пойдут ли они на нее учиться или нет. 20 % опрошенных высказали желание продолжить обучение в школе после выхода их специального учебно-воспитательного учреждения, 5 % обучающихся планировали продолжить обучение по осваиваемой профессии, 60 % хотели бы освоить какую-либо другую профессию, 15% респондентов сделали выбор в пользу последующего трудоустройства (такой ответ дала более старшая по возрасту категория опрошенных). В планах 75 % обучающихся фигурировало получение среднего профессионального образования, 25 % высказали желание учиться в вузе.

Содержательной задачей социально-педагогического сопровождения обучающихся стало повышение уровня их готовности совершить осознанный профессиональный выбор. Её решение связано с формированием профессиональной Я-концепции, развитием профессионального сознания и самосознания, формированием готовности к самостоятельному решению своих проблем, самоопределению. Содержание программы сопровождения было ориентировано на мотивационную составляющую готовности к осознанному выбору профессионального будущего, так как именно в мотивационной сфере, как указывала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста [10]. Проводившиеся занятия были направлены на повышение информированности обучающихся о мире профессий, условиях труда, требованиях, предъявляемых конкретными профессиями к человеку. Важной задачей являлось формирование у

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

подростков адекватного уровня притязаний относительно собственных возможностей в освоении конкретной профессии, а также ценностных ориентаций и мотивов выбора. Внимание было уделено и овладению обучающимися некоторыми практическими умениями, необходимыми при трудоустройстве и профессиональном обучении.

Обучающихся знакомили с типами образовательных учреждений, их особенностями, требованиями к поступлению в то или иное образовательное учреждение, правами и обязанностями студента. Они узнали о деятельности центров занятости населения, а также о трудоустройстве безработных граждан. Проводилось коллективное обсуждение действий человека при поступлении в образовательное учреждение профессионального образования, при поиске рабочего места на бирже труда, при трудоустройстве (метод моделирования ситуаций). Особый акцент делался на понимании обучающимися цели своих действий и условий их достижения.

Обучающиеся представляли результаты самостоятельной работы по поиску и выбору образовательных учреждений для продолжения образования в своем городе, куда они вернутся после пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении. Эссе на тему «Профессионально состоявшийся человек» писали с целью определения для себя модели-идеала человека, успешного в своей профессиональной деятельности, выявляя для себя качества, умения и способности, которые присущи идеалу.

Профориентационная ролевая игра «Отель Омск» была направлена на расширение кругозора в мире профессий, пробуждение интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности. Тренинг-игра «Как стать успешным?» способствовала формированию у обучающихся практической готовности сделать профессиональный выбор, ориентируясь при этом на собственные склонности и возможности, используя имеющуюся информацию. Мастер-класс был посвящен правильному написанию резюме, созданию своих визитных карточек. Профориентационно-ролевая игра «Бункер» побуждала участников задуматься над своими ценностными ориентациями в профессиональном самоопределении.

Использование профориентационных тестов, результаты которых тут же анализировались, помогли обучающимся определить область профессиональной деятельности, к которой они имеют склонность, понять свой профессиональный тип личности.

На занятия приглашались представители разных профессий, которым обучающиеся напрямую могли задать интересующие их вопросы, затрагивающие профессиональную деятельность приглашенного лица, его профессиональную подготовку, жизненные установки и этапы достижения профессиональной успешности.

На коллективном обсуждении итогов реализации программы для обучающихся была организована рефлексия, в ходе которой они делились впечатлениями о том, что дали им проведённые занятия. Завершилось обсуждение написанием письма самому себе в будущем с пожеланиями успешности в профессиональной деятельности.

Итоговая диагностика выявила снижение доли обучающихся с неопределенным состоянием профессиональной идентичности на конец эксперимента с 25 % до 10 %, что говорит о положительной динамике формирования у них профессиональных планов. Число испытывающих кризис выбора (мораторий) увеличилось с 30 % до 35 %. Это может свидетельствовать о том, что обучающиеся, не имевшие четкого представления о своем профессиональном будущем, перешли в состояние активного поиска вариантов своего профессионального развития. Снизилось до 5% число респондентов с навязанной профессиональной идентичностью, т. е. обучающиеся в большей степени стали ориентироваться в профессиональном выборе на свои интересы, склонности, способности. Это является одним из важных критериев осознанности профессионального выбора, который обучающиеся приняли во внимание. Существенно повысилось (с 20 % до 50%) число обучающихся, обладающих сформированной профессиональной идентичностью, прошедших через «кризис выбора» и сумевших сформировать систему знаний о себе, понимающих, что учёт собственных интересов, способностей и склонностей поможет им дальнейшем осуществить осознанный выбор профессионального пути.

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Раздел 2. Педагогические науки

Повторное использование методики «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская) выявило повышение уровня информированности о мире профессий у всех опрошенных обучающихся, а также сфор-мированность у 65 % респондентов ярко выраженного эмоционального отношения к ситуации выбора своей будущей профессии. Этот фактор обусловливает повышение ответственности и активности обучающихся в этом выборе. Беседа показала рост числа обучающихся, четко осознающих свой профессиональный выбор, с 35 % до 50 %.

В программу социально-педагогической поддержки были включены мероприятия, в ходе которых обучающиеся знакомились с составляющими осознанного профессионального выбора, а именно выявляли свои склонности и способности к тем или иным профессиональным сферам, относили себя к каким-либо областям профессиональной деятельности, определяли свой профессиональный тип личности, а главное, старались дать объективную оценку своих возможностей в освоении желаемой профессии. Результативность этой деятельности была проверена в ходе анкетирования.

65 % опрошенных ответили, что они четко знают свои склонности и способности, на которые следует ориентироваться при выборе профессии, 25 % затруднились в ответе, и 15 % дали понять, что пока еще серьезно об этом не задумывались. С уверенностью смогли отнести себя к какой-либо области профессиональной деятельности и определить свой профессиональный тип личности 70 % опрошенных. Среди мотивов, обусловивших выбор профессии, 20 % испытуемых указали соответствие профессии своим личностным способностям и особенностям характера работы, 15 % - благоприятные условия труда, по 10 % - возможность постоянного повышения квалификации, профессионального роста и успешной карьеры. Востребованность профессии на рынке труда как мотив её выбора отметили 20 % респондентов. Престижность профессии оказалась привлекательной для 5 % опрошенных, а достойный уровень

оплаты труда - для 10 % респондентов. Ещё 10 % обучающихся ответили, что им просто нравится выбранная ими профессия.

О глубине заинтересованности обучающихся в получении будущего профессионального образования говорит тот факт, что подавляющее большинство определившихся с профессией назвали образовательное учреждение, в котором можно получить выбранную специальность.

Выводы. Таким образом, анализ полученных данных показал результативность социально-педагогического сопровождения обучающихся специального учебно-воспитательного учреждения, предполагавшего помощь обучающимся в осознанном профессиональном выборе. Тем не менее при осуществлении профориентационной работы в таком учреждении, следует учитывать ее определенную специфику, обусловленную тем, что обучающемуся приходится сразу после поступления делать выбор рабочей специальности, которой он будет обучаться. Такой подход видится необходимым для обеспечения самостоятельности личности после выхода в открытый социум. Через профессиональное обучение решаются задачи реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются условия для их самореализации как в семье, так и в обществе в целом. Однако грамотная профориентационная работа не должна сужать возможные границы выбора несовершеннолетним своей будущей профессии.

После выхода из специального учебно-воспитательного учреждения несовершеннолетние чаще всего возвращаются в ту же социальную среду, в которой жили раньше, и в большинстве случаев эта среда является неблагополучной, где подросток сталкивается с безразличным отношением родителей. Поэтому в постинтернатный период также ощущается востребованность программ социально-педагогической поддержки, совпадающих по продолжительности с периодом реального профессионального выбора, адаптацией личности к условиям обучения или труда.

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

Источники

1. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон РФ-№120 от 24 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_23509 (дата обращения: 12.04.2020).

3. Тигунцева Г. Н. Генезис научного знания о личности подростка-дилинквента в отечественной психологии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 1. С. 47-56.

4. Быковская Т. Е. Социально-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения / Социально-педагогическая поддержка ребенка: материалы междунар. научно-практ. конф. М.: АПКиППРО, 2009. С. 280-286.

5. Галагузов А. М., Галагузова М. А. К вопросу о сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков» // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 85-89.

6. Корышева С. Е., Холопова Е. Ю. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением / Перспективы развития современного общества: материалы ХХ Всерос. научно-практ. конф. Севастополь: Рибест, 2019. С. 358-3611.

7. Рогаль-Левицкая О. Ф. Анализ проблем девиантного поведения в подростковом возрасте и направления профилактической деятельности // Интеграция образования. 2012. № 2. С. 70-75.

8. Голубева Н. А., Марцинковская Т. Д. Социализация современных подростков: информационный контекст // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 15-28.

9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 320 с.

10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

Информация об авторах

Мануйлова Лидия Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1893-929X. E-mail: [email protected]

Максимов Андрей Сергеевич

Кандидатпедагогических наук, старшийпреподавателькафедры криминологии ипрофилактикипре-ступлений. 0мскаяакадемияМинистерствавнутреннихделРоссийскойФедерации(644010,РФ,г.0мск, пр. Комарова, 7). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8503-5610. E-mail: [email protected]

L. M. Manuyiova1, А. S. Maksimov2

1Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation 2Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russian Federation

Social and pedagogical support of students at special education

educational institutions

Abstract. The study considers the problem of supporting students of a custodial institution to make an enabling professional choice. The purpose of the article is to show the possibilities of socio-pedagogical support of maladaptive minors in ensuring a favorable course of their socialization,

including an open society. The research is based on environmental and personal approaches. In the experimental activity, a set of diagnostic methods was used to identify the readiness of students to make a conscious professional choice. The authors analyzed the effectiveness of the developed program of social and pedagogical support for students of a special custodial educational institution; its content is focused on the motivational component of readiness for an enabling choice of professional future. The article shows the need to take into account the peculiarities of labor training in a special educational institution when performing career guidance work with students. The importance of developing programs of social and pedagogical support that coincide in duration with the period of real professional choice, adaptation of the individual to the conditions of training or work is emphasized.

Keywords: special custodial educational institution, maladaptive minors, socio-pedagogical support.

Paper submitted: July 23, 2020

For citation: Manuylova L. M., Maksimov А. S. (2020). Social and pedagogical support of students at special education educational institutions. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 3, pp. 123-130. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.15.

References

1. Nalchajyan A. A. Psychological adaptation: mechanisms and strategies. Moscow: Eksmo, 2010. 368 p.

2. About the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency. Federal law of the Russian Federation No. 120 of June 24.1999 [Electronic resource]. URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_23509 (accessed: 12.04.2020).

3. Tiguntseva G. N. Genesis of scientific knowledge about the personality of a delinquent teenager in Russian psychology. Criminological journal of the Baikal state University of Economics and law. 2015. Vol. 9. No. 1. Pp. 47-56.

4. Bykovskaya T. E. Socio-pedagogical support of a teenager with deviant behavior in the conditions of an educational institution / Socio-pedagogical support of a child: materials of the international journal. scientific and practical Conf. Moscow: Apkippro, 2009. Pp. 280-286.

5. Galaguzov A. M., Galaguzova M. A. To the question of the essence of the concept socio-pedagogical support of maladapted adolescents. Pedagogical education in Russia. 2015. No. 4. Pp. 85-89.

6. Korysheva S. E., Kholopova E. Yu. Socio-pedagogical rehabilitation of adolescents with deviant behavior / Prospects for the development of modern society: materials of the XX Ros. scientific and practical conf. Sevastopol: Ribest, 2019. Pp. 358-3611.

7. Rogal-Levitskaya O. F. Analysis of problems of deviant behavior in adolescence and directions of preventive activity. Integration of education. 2012. No. 2. Pp. 70-75.

8. Golubeva N. A., Martsinkovskaya T. D. Socialization of modern teenagers: information context. Question of psychology. 2016. No. 5. Pp. 15-28.

9. Pryazhnikov N. S. Professional self-determination: theory and practice: textbook for University students. Moscow: Akademiya, 2008. 320 p.

10. Bozhovich L. I. Personality and its formation in childhood. Saint-Petersburg: Piter, 2008. 398 p.

Information about the authors

Lidiya M. Маnuуlоvа

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of Social Pedagogics and Social Work Chair. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-l893-929X. E-mail: [email protected]

Andrey S. Маksimоv

Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Lecturer. Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (7 Komarova ave., Omsk, 644092, Russian Federation). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8503-5610. E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Л. М. Мануйлова, А. С. Максимов, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.