Научная статья на тему 'Роль школы в предупреждении деструктивных отклонений в развитии личности подростков'

Роль школы в предупреждении деструктивных отклонений в развитии личности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
деструктивное поведение / педагогическая профилактика / социальные сети / риски / ценностно-смысловая сфера личности подростка / система профилактической работы / школа / социальное партнерство / destructive behavior / pedagogical prevention / social networks / risks / value-semantic sphere of a teenager’s personality / system of preventive work / school / social partnership

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Жанна Витальевна

В статье представлены теоретические основы построения системы работы школы по профилактике влияния деструктивных сообществ на ценностные установки и поведение подростков. В связи с этим рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные анализу природы и проявлений деструктивного поведения в подростковом возрасте, выявляются образцы педагогических практик, в которых имеет место эффективное предотвращение развития деструкции в поведении школьников. Автор предлагает модель системы работы школы по профилактике деструктивного поведения, показывает основные направления и организационные формы этой деятельности. В качестве основных предпосылок попадания подростков под влияние деструктивной информации, передаваемой соответствующими сообществами через социальные сети, является распространенная гаджет-зависимость подростков, неустойчивость их психики, потребность в экстремальных формах самореализации, низкий уровень критичности мышления, дефицит квалифицированной психолого-педагогической помощи со стороны педагогов и родителей. Для преодоления указанной ситуации автор предлагает создать систему работы школы по предупреждению влияния на подростков деструктивных сообществ, реализующих свои «сценарии психологического воздействия» в основном по каналам Интернет. Автор подходит к решению данной проблемы с позиций воспитательного подхода, т. е. ищет не пути изоляции подростков от внешних влияний, а пути воспитания их ценностно-смысловой устойчивости, способности адекватно оценивать информацию, управлять своим поведением. Для этой цели, как показано в статье, актуализируется специальное направление работы школьной управленческой команды, ведется диагностика и мониторинг проявлений деструктивного поведения подростков, учителя через систему методической работы осваивают методики проведения специальных тренингов для подростков, в ходе которых школьники учатся распознавать и адекватно реагировать на информацию, побуждающую к деструктивным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SCHOOL IN PREVENTING DESTRUCTIVE DEVIATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS

The article presents the theoretical foundations for building a system of school work to prevent the influence of destructive communities on the value attitudes and behavior of adolescents. In this regard, the works of domestic and foreign authors devoted to the analysis of the nature and manifestations of destructive behavior in adolescence are reviewed, and examples of pedagogical practices are identified that effectively prevent the development of destruction in the behavior of schoolchildren. The author offers a model of the school's work system for the prevention of destructive behavior, shows the main directions and organizational forms of this activity. The main prerequisites for teenagers to fall under the influence of destructive information transmitted by relevant communities through social networks are the widespread gadget addiction of teenagers, the instability of their psyche, the need for extreme forms of self-realization, a low level of critical thinking, a lack of qualified psychological and pedagogical assistance from teachers and parents. To overcome this situation, the author proposes to create a system of school work to prevent the influence on adolescents of destructive communities that implement their “scenarios of psychological influence” mainly through the Internet. The author approaches solving this problem from the perspective of an educational approach, i. e. is looking not for ways to isolate teenagers from external influences, but for ways to cultivate their value-semantic stability, the ability to adequately evaluate information, and manage their behavior. For this purpose, as shown in the article, a special area of work of the school management team is being updated, manifestations of destructive behavior of adolescents are being diagnosed and monitored, teachers, through a system of methodological work, are mastering methods of conducting special trainings for adolescents, during which schoolchildren learn to r

Текст научной работы на тему «Роль школы в предупреждении деструктивных отклонений в развитии личности подростков»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Ж. В. Садовникова

Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 102-119. Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 102-119. УДК 371

ttps://doi.org/ 10.24412/2071-6427-2023-6-102-119

Роль школы в предупреждении деструктивных отклонений в развитии личности подростков

Садовникова Жанна Витальевна

Кандидат педагогических наук, директор Школы № 56 имени академика В. А. Легасова, Москва, Россия E-mail: SadovnikovaZV1@edu.mos.ru

Аннотация. В статье представлены теоретические основы построения системы работы школы по профилактике влияния деструктивных сообществ на ценностные установки и поведение подростков. В связи с этим рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные анализу природы и проявлений деструктивного поведения в подростковом возрасте, выявляются образцы педагогических практик, в которых имеет место эффективное предотвращение развития деструкции в поведении школьников. Автор предлагает модель системы работы школы по профилактике деструктивного поведения, показывает основные направления и организационные формы этой деятельности. В качестве основных предпосылок попадания подростков под влияние деструктивной информации, передаваемой соответствующими сообществами через социальные сети, является распространенная гаджет-зависимость подростков, неустойчивость их психики, потребность в экстремальных формах самореализации, низкий уровень критичности мышления, дефицит квалифицированной психолого-педагогической помощи со стороны педагогов и родителей. Для преодоления указанной ситуации автор предлагает создать систему работы школы по предупреждению влияния на подростков деструктивных сообществ, реализующих свои «сценарии психологического воздействия» в основном по каналам Интернет. Автор подходит к решению данной проблемы с позиций воспитательного подхода, т.е. ищет не пути изоляции подростков от внешних влияний, а пути воспитания их ценностно-смысловой

© Садовникова Ж.В., 2023 102

устойчивости, способности адекватно оценивать информацию, управлять своим поведением. Для этой цели, как показано в статье, актуализируется специальное направление работы школьной управленческой команды, ведется диагностика и мониторинг проявлений деструктивного поведения подростков, учителя через систему методической работы осваивают методики проведения специальных тренингов для подростков, в ходе которых школьники учатся распознавать и адекватно реагировать на информацию, побуждающую к деструктивным действиям.

Ключевые слова: деструктивное поведение, педагогическая профилактика, социальные сети, риски, ценностно-смысловая сфера личности подростка, система профилактической работы, школа, социальное партнерство.

Для цитирования: Садовникова Ж. В. Роль школы в предупреждении деструктивных отклонений в развитии личности подростков // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 102-119.

THE ROLE OF THE SCHOOL IN PREVENTING DESTRUCTIVE DEVIATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS

Zhanna V. Sadovnikova

PhD in Education, Director of School No. 56 named after Academician V. A. Legasov, Moscow, Russia

E-mail: SadovnikovaZV1@edu.mos.ru

Abstract. The article presents the theoretical foundations for building a system of school work to prevent the influence of destructive communities on the value attitudes and behavior of adolescents. In this regard, the works of domestic and foreign authors devoted to the analysis of the nature and manifestations of destructive behavior in adolescence are reviewed, and examples of pedagogical practices are identified that effectively prevent the development of destruction in the behavior of schoolchildren. The author offers a model of the school's work system for the prevention of destructive behavior, shows the main directions and organizational forms of this activity. The main prerequisites for teenagers to fall under the influence of destructive information transmitted by relevant communities through social networks are the widespread gadget addiction of teenagers, the instability of their psyche, the need for extreme forms of self-realization, a low level of critical thinking, a lack of qualified psychological and pedagogical assistance from teachers and parents. To overcome this situation, the author proposes to create a system of school work to prevent the influence on adolescents of destructive communities that implement their "scenarios of psychological influence" mainly through the Internet. The author approaches solving this problem from the perspective of an educational approach, i. e. is looking not for ways to isolate teenagers from external influences, but for ways to cultivate their value-semantic stability, the ability to adequately evaluate information, and manage their behavior. For this purpose, as shown in the article, a special area of work of the school management team is being updated, manifestations of destructive behavior of adolescents are being diagnosed and monitored, teachers, through a system of methodological work, are mastering methods of conducting special trainings for adolescents, during which schoolchildren learn to r

Keywords: destructive behavior, pedagogical prevention, social networks, risks,

value-semantic sphere of a teenager's personality, system of preventive work, school, social partnership.

For citation: Sadovnikova J. V. The role of the school in preventing destructive deviations in the development of the personality of adolescents // Values and Meanings. 2023. No.6 (88).P. 102-119. (In Rus).

Постановка проблемы. Потенциал развития и стабильность российского общества, надежность российской государственности во многом зависят от эффективности системы образования, ее способности формировать гражданскую идентичность, моральную устойчивость представителей подрастающего поколения, ориентацию молодежи на российские духовно-нравственные ценности. Вместе с тем, социализация современных детей и молодежи, как отмечают эксперты, характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентацион-ной неустойчивостью [4]. Последнее в значительной мере обусловлено изменением структуры факторов социализации, в которой все более доминирующую роль обретает медийно-информационная среда с де-виантогенными стимулами и характерной для нее направленностью на культивирование развлекательно-досуговых и потребительских устремлений детей и молодежи с одновременной девальвацией ценностей труда и образования. Все это формирует базис для деструктивного поведения.

Согласно официальным данным ежегодно около 4,5 миллионов детей в возрасте от 7 до 18 сталкиваются с попытками вовлечения их в деструктивное поведение, которое, чаще всего, понимается как поведение, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение физического или психического вреда себе и окружающим [5].

Исследования в области феномена и путей профилактики деструктивного поведения занимают значительное место в трудах представителей социальных, антропологических, гуманитарных наук, и, в первую очередь, данная область является предметом психолого-педагогических исследований. Чаще всего эти исследования носят междисциплинарный характер. Однако несмотря на обилие трудов в этой области, актуальность проблемы не снижается в силу того, что расширяются масштабы факторов деструктивного поведения. К таковым обычно относят биологические, психологические и социальные факторы. Ведущая негативная роль принадлежит, несомненно, последним. Среди социальных причин деструктивного поведения отдельных лиц и возникновения экстремистских

сообществ исследователи отмечают: социальные, в том числе военные конфликты, которые приводят появлению больших масс людей, носящих статус беженцев; возрастание зависимости формирующейся личности от социальных сетей, которые все чаще используются экстремистскими сообществами как инструмент манипуляции формирующейся личностью; кризисное состояние института семьи, испытывающей нарастающие трудности в сфере контроля за ситуацией развития школьника; снижение воспитательных функций образовательных организаций: школа, отвечая на вызовы информационного общества, вынуждена все чаще сосредотачиваться на когнитивных, технологических аспектах образования, на решении задач его цифровой трансформации, что, по оценкам экспертов, неизбежно снижает внимание к духовно-воспитательной функции образовательного процесса.

Блокировать негативное влияние социальной среды, включая информационные медиаканалы и Интернет, можно, вероятно, лишь обеспечив погруженность подростка в другое пространство общения и деятельности, в котором будет формироваться опыт устойчивого следования подлинно нравственным ценностям [3]. И здесь, если следовать традициям отечественной педагогической мысли, важнейшую роль играет включение ребенка в социально-ориентированные практики, в образовательную и самообразовательную деятельность, в активное творческое сотрудничество со значимыми взрослыми и сверстниками, что может быть обеспечено только целенаправленно выстроенной системой работы школы, которая может выступить своеобразным координаторов воспитательных влияний всех других субъектов воспитания. Однако теоретические основы работы современной школы в профилактике деструктивного поведения обучающихся требуют серьезного обновления.

Состояние проблемы профилактики деструктивного поведения. Проблематика деструктивного поведения и его профилактики широко представлена в трудах отечественных (Т. А. Донских, В. Н. Дружинин, Е. В. Змановская, Ю. А. Клейберг, Н. В. Майсак и др.) и зарубежных исследователей (Э. Берн, Ю. Козелецкий, Н. Фарбероу, З. Фрейд, Э. Фромм и др.) [9], [13].

В трудах известных западных психологов Э. Берна, З. Фрейда, Э. Фромма и др. вскрыты социальные причины и психологические механизмы деструктивного поведения, Отечественными учеными Ю. М. Антоняном, О. С. Осиповым выявлены условия возникновения

и особенности «девиантного поведения деструктивной направленности». Т. А. Донских и Ц. П. Короленко отмечают наличие двух «векторов» деструктивного поведения, направленного, соответственно, на нарушение социальных норм и на деформацию самой личности.

В работах Л. В. Скворцова, И. Ю. Залысина, А. А. Реана, А. Бандуры, Р. Бэрона, К. Лоренца, Д. Ричардсона и др. делается вывод о том, что движущими силами развития деструктивного поведения являются, в первую очередь, неудовлетворительные условия воспитания и развития, изменяя которые, можно предотвратить появление указанного типа поведения. Раскрывая личностные черты носителей девиантного поведения, Л. А. Липская указывает на то, что их «отличает потеря индивидуальности, желание почувствовать себя частью какой-то общности, самоутверждение через групповое насилие, послушное и бездумное выполнение чьих-то жестоких приказов. Участниками таких спонтанных группировок зачастую становятся озлобленные дети из неблагополучных семей либо агрессивные скучающие богатые старшеклассники, готовые участвовать в хулиганских действиях, травле одноклассников, творить произвол и насилие в отношении тех, кто слабее» [5].

Исследователи указывают на типологию причин возникновения и развития девиантного поведения. К психологическим причинам относят: склонность к «силовым» способа разрешения конфликтов, повышенную импульсивность и эмоциональность, чувство одиночества, нервно-психологические аномалии, стремление к рискованному поведению, подражание родителям — носителям дурных привычек. Признаки деструктивного поведения исследователи отмечают у так называемых «скучающих богатых» — детей обеспеченных родителей. К микро-соци-альным семейным причинам относят пьянство и наркоманию в семьях, эгоизм и равнодушие взрослых, «заброшенность» детей, потребительская идеология, низкие доходы семей. К группе «школьных» факторов исследователями отнесены: межличностные конфликты, издевательства одноклассников, отсутствие психолого-педагогической помощи, негативная групповая идентификация. Отмечается негативная роль и социальных факторов развития деструктивного поведения, к которым исследователи относят: призывы к насилию в Интернете, деструктивные Интернет-сообщества, возвеличивающие образ «сильной личности», ведущие пропаганду национальной и религиозной вражды [10].

Е. А. Нижником выделены три уровня профилактики деструктивного

поведения в школе: первичная профилактика, когда все учителя работают со всеми детьми; второй уровень — специальная работа с детьми группы риска; третий уровень — индивидуальная работа с детьми, замеченными в таком поведении и поставленными на учет [7]. Исследователи (З. М. Гаджимурадова, Т. В. Драгунова, М. О. Омарова, М. В. Разин, А. А. Реан) указывают на необходимость совместной работы родителей и педагогического коллектива образовательной организации по развитию у несовершеннолетних умения противостоять чужому влиянию, выявлять манипулятивные приёмы, пропагандирующие девиантное поведение и потребительские ценности, относиться осознанно и ответственно к собственному выбору при столкновении с любыми угрозами [8].

Профилактика деструктивного поведения по оценкам экспертов носит многоаспектный характер. К ее ключевым направлениям относят: организацию школьной среды, информирование об опасных последствиях деструктивного поведения, обучение школьников социально ценным навыкам, организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению, пропаганда здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов — самовоспитания, творчества, социально-проектной деятельности (А. П. Андруник, А. В. Ипатов, Я. К. Нелюбова, Д. С. Федяй).

Особым вниманием исследователей пользуется профилактическая работа, обусловленная влиянием Интернет и социальных сетей на подростков (А. А. Дренева, С. Н. Илюхина, Г. У Солдатова, С. В. Чигарькова). В зарубежной педагогике и психологии эта проблема рассматривается в работах С. Д. Гослинга, А. Джонсона, Т. Келера, В. Фриндте. Ими поднимаются вопросы встает вопрос о формировании интернет-аддик-ции, подмене реального общения виртуальным — «квазиобщением». Виртуальное пространство может способствовать формированию виртуального коллективного субъекта, компенсирующего реальную структуру взаимодействия личности с людьми [6]. «Привязанностью» подростка к компьютеру нередко пользуются лидеры экстремистских групп для вовлечения подростков в свои сообщества: происходит экспансии «виртуального социального» в «реальное социальное» (С. А. Данилов).

Создаваемые злоумышленниками группы вовлекают детей и подростков, действуют через социальные сети, мессенджеры, объединяя в себе и другие риски пользователей: вовлекая в коммуникацию, игру и т.п., что определяет их особую опасность (А. Е. Войскунский, Н. В. Калинина, А. Н. Соболева).

Исследователи проблем профилактики деструктивного поведения подростков на школьном уровне указывают на необходимость выявления детей, наиболее нуждающихся в педагогической поддержке, на основании исследования особенностей их социализации; содействия получению детьми, родителями и педагогами психолого-педагогической помощи, с целью предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии детей и подростков, профилактики нарушений личностного развития; расширения знания учащихся о способах поведенческой и эмоциональной саморегуляции, помочь им овладеть навыками конструктивного общения; создания среды, обеспечивающей психологическую защищенность ребенка; рассмотрения профилактики как особого вида педагогической деятельности и др. [2].

Несмотря на масштабность и «размах» исследований в рассматриваемой области, теоретические основы системы работы школы по профилактике деструктивного поведения подростков нуждаются в серьезном обновлении: изменяется ситуация и среда развития детей; школа в значительной мере перестает быть приоритетным центром развития ребенка, возникает своего рода образовательная «многополярность», полисубъ-ектность воспитания, что требует выявления и актуализации «школьных ресурсов» социализации и профилактической деятельности; изменяется под влиянием «цифровой среды» психология ребенка и «функционал» учителя в условиях цифровой трансформации образования; возрастает интенсивность, «мобильность», «продуманность» целенаправленных влияний на подростков со стороны деструктивных сообществ; требуется обновление форм взаимодействия семьи и школы. В этих условиях востребованы исследования природы современной профилактической функции социо-образовательного сообщества, а также путей формирования личности как субъекта противодействия деструктивного влияния со стороны негативных факторов социальной среды [1]. Необходим также поиск стратегии интеграции школьных ресурсов, вариативной гибкой системы профилактической работы школы, которая могла бы адекватно реагировать на изменения в окружающей социальной среде.

Анализ актуальности и уровня разработанности данной области исследований позволил сформулировать проблему: каковы теоретические основания построения такой системы работы школы по профилактике деструктивного поведения подростков, которая бы гибко реагировала на меняющиеся условия социализации детей, учитывала включенность

ребенка в открытое информационное пространство, полисубъектность воспитательных влияний на формирующуюся личность.

Ход исследования и результаты. Приступая к решению данной проблемы, мы сформулировали ряд гипотетических предположений, а именно, предположили, что эффективность функционирования системы работы школы по профилактике вовлечения подростков в деструктивные сообщества будет обеспечена, если:

— управленческой командой и педагогическим коллективом будет инициировано создание целевой программы профилактической деятельности школы, включающей диагностическое, информационное, воспитательное, методическое, координационно-сетевое направления;

— в процессе функционирования и развития системы профилактики будет реализовываться «дерево целей»: воспитательных — формирование морально-ценностной избирательности личности учащихся разных возрастов; методических — развитие у педагогов системы компетенций, обеспечивающих диагностику склонностей учащихся к деструктивному поведению и готовность к созданию среды, противодействующей его развитию; информационно-просветительских, предполагающих использование ресурсов цифровой образовательной среды школы, ориентированных на стимулирование у школьников процессов смысло-образования, направленных на принятие российских социокультурных ценностей; координационно-сетевых, задающих способы сотрудничества с сетевыми социальными партнерами (семьями школьников, организациями дополнительного образования, социально-педагогическими центрами) в процессе совместного решения профилактических задач;

— будет организовано психолого-педагогическое, правовое, Интернет-пользовательское просвещение школьников, учителей и родителей относительно проявлений десоциализирующего потенциала детско-юношеских деструктивных сообществ, их типологии, возможностей противодействия их влиянию;

— обеспечено освоение педагогами методик моделирования в учебном процессе и во внеурочной деятельности ситуаций развития у детей разных возрастов готовности к противостоянию деструктивным влияниям путем оказания им поддержки в овладении опытом волевой саморегуляции, становления ценностно-смысловой личностной направленности, вовлеченности в жизнедеятельность социально ориентированных детско-юношеских сообществ.

Методологию исследования составили:

— системный подход как конструкт методологических регулятивов, в соответствии с которыми выстраивается система работы школы — система функционального типа, ориентированная на формирование у подростков готовности к противостоянию влиянию деструктивных сообществ на их поведение (И. В. Блауберг, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, В. П. Кузьмин, Л. И. Новикова, А. М. Сидоркин, Э. Г. Юдин и др.);

— деятельностный подход, ориентирующий исследование на выявление психолого-педагогических механизмов становления готовности к морально-устойчивому поведению у подростков (А. Г. Асмолов, А. В. Боровских, О. С. Газман, В. С. Леднев, Д. А. Леонтьев и др.);

— личностно-ориентированный подход как система регулятивов проектирования личностно-развивающих ситуаций, направленных на создание условий развития избирательности, критичности, способности управлять своим поведением (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. А. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— средовой подход как методология проектирования личностно-раз-вивающих педагогических сред, коммуникаций как источников позитивного социального опыта (Ю. С. Мануйлов, И. И. Сулема, Н. В. Ходякова, Г. Г. Шек, В. А. Ясвин);

— методология анализа причин появления деструктивного поведения у подростков, основывающаяся на междисциплинарном подходе и предполагающая изучение медико-биологических, социальных, психолого-педагогических факторов появления деструктивных проявления у воспитанников (Л. А. Азарова, Я. Н. Гилинский, М. Э. Паатова, Е. В. Солотина, Е. Г. Шубникова);

— методология проектирования условий развития самосознания и саморегуляции подростков как важнейшей предпосылки развития жизнестойкости как качества личности (А. В. Введенов, А. И. Кочетов, М. Э. Паатова, Н. В. Перешеина).

Применение указанных методологических регулятивов к анализу выполненных в этой области исследований и опыта руководимой нами образовательной организации позволили сформулировать ряд положений, которые послужили исходными ориентирами для построения системы работы школы по предупреждению деструктивного поведения подростков.

1.Деструктивное поведение подростков представляет собой совокупность многообразных по формам, опасных для личности и социума

действий подростков, направленных на разрушение материальных ценностей, психологического климата детско-взрослых сообществ, причинения вреда физическому и моральному здоровью окружающих, ведущих к глубоким отклонениям и деформациям в развитии личности. Психо-возрастные особенности подростков и нестабильность ситуации их развития создают предпосылки и возможности деструктивных отклонений в их поведении, чем нередко пользуются деструктивные и экстремистские сообщества, вовлекая подростков в опасные для общества, для их жизни и здоровья отношения, действия, вредоносные акции, разрушающие ценностно-смысловую сферу личности подростков, перспективы социализации, успешности в образовании и дальнейшей жизни. Степень влияния деструктивных сообществ на развития личности подростков зависит как от стратегии и психологических технологий самих сообществ, так и от личностного потенциала подростка — от его морально-правовой функциональной грамотности, сформированности ценностно-смысловой ориентации, критического отношения к поступающей извне информации, способности к осознанно-произвольному самоуправляемому поведению, избирательности в выборе коммуникативных партнеров, включенности в жизнь семьи (при условии ее позитивной социальной ориентации) и в воспитательное пространство школы [7].

2. Профилактика вовлечения подростков в деструктивные сообщества выступает как вид коллективной педагогической деятельности, субъектами которой являются: педагогическое сообщество (педагогические коллективы основного и дополнительного образования, родители); общественные, в том числе детские организации; средства массовой информации, включая социально-ориентированные Интернет-сообщества. Организующая роль в создании пространства педагогической профилактики принадлежит профессиональному педагогическому сообществу, каковым является педагогический коллектив организации общего образования, сопровождающий основные виды деятельности формирующейся личности — учение, коммуникации, предпрофессиональные практики; владеющий научно-методическими основами формирования и коррекции сознания и поведения воспитанников; обладающий возможностями создания информационно-образовательной среды, способной противодействовать деструктивным интервенциям — разрушающим воздействиям на сознание подростков.

Условия, при которых профилактика воздействия на подростков

деструктивных сообществ оказывается эффективной, можно разделить на группы по разным критериям, вследствие чего могут быть выделены: внутренне-психологические и внешне-организационные условия; управляемые, слабо управляемые и независящие от педагогического сообщества; инициируемые школой, сферой дополнительного образования, семьей; педагогически организуемые и самостоятельно продуцируемые подростками и др. Многопараметрическое описание системы условий профилактики свидетельствует о структурной сложности профилактической деятельности, которая, по сути, является метадеятельностью, т.е. направлена на конструирование и сопровождение социально-воспитательной активности многих субъектов.

3. Предлагаемая нами концепция понимается в данном случае как совокупность идей и принципов, на основе которых строится система работы педагогического коллектива школы по обеспечению профилактики влияния на подростков деструктивных сообществ (включая Интернет-сообщества), мотивирующих их к участию в деструктивных формах поведения, пропагандирующих образцы такого поведения. Назначение концепции — задать ключевые ориентиры построения системы работы педагогического коллектива школы по конструированию и применению педагогических средств, обеспечивающих развитие у подростков личностной позиции неприятия навязываемых им смыслов (анти-ценностей) и форм деструктивного поведения. В связи с этой функцией концепции в ее структуру включены:

— описание сущностных характеристик (критериев и показателей) готовности подростков противостоять деструктивным влияниям;

— характеристики условий и психолого-педагогических механизмов развития данной готовности;

— ключевые характеристики педагогических средств — приемов и технологий создания данных условий в образовательном пространстве школы;

— последовательность этапов формирования готовности (позиции противостояния), отражающая психолого-педагогический закономерности становления идейно-моральной устойчивости как основы жизнестойкости личности;

— специальные положения концепции о воспитании у подростков опыта взаимодействия с сетевыми Интернет-сообществами, способности критически оценивать информационные воздействия, грамотно

интерпретировать Интернет-события;

— состав и критерии готовности педагогов к реализации профилактической функции образовательного процесса посредством формирования у подростков готовности противостояния стимулам деструктивного поведения; представление о содержательных и процессуальных характеристиках процесса подготовки учителей к формированию у подростков указанной готовности в процессе учебной и внеурочной (социально-проектной деятельности).

Модель системы работы школы по профилактике влияния на подростков деструктивных сообществ описывает:

— критериально заданную цель этого процесса — воспитание готовности к противостоянию деструктивным влияниям;

— психолого-педагогический условия ее достижения, создаваемые различными подструктурами школьного образовательного процесса — процессом обучения;

специальными формами внеурочной и воспитательной работы, раскрывающими информационные угрозы; реализацией маршрутов индивидуального сопровождения подростков с разными уровнями признаков деструкции в поведении;

— цели и средства их достижения для каждого этапа формирования готовности подростков к противостоянию «мотивирующим» воздействиям деструктивных сообществ;

— критерии и процедуры мониторинга проявлений и преодолений деструктивного поведения подростков.

4. Степень отклонения подростков «в сторону» деструктивного поведения или, напротив, неприятия его описывают в исследовании уровни развития такого качества как готовность к критическому восприятию и противостоянию мотивирующей информации из различных источников (преимущественно Интернет). В качестве критериев сформи-рованности данного качества выделены: 1) потребность в сохранении своего статуса в школе и в отношениях со взрослыми и сверстниками; 2) критическое восприятие и понимание подлинного смысла информации и «инструкций», ведущихк деструктивному поведению; 3) осмысленность собственных поступков и самооценки; 4) умение проявлять, аргументировать свою позицию, следовать принятым принципам поведения.

В соответствии с этими критериями и известными психологическими закономерностями развития произвольности в подростковом возрасте

были выделены четыре уровневые группы подростков. К группе с высоким уровнем проявления критичности и отвержения негативной информации были отнесены подростки, демонстрирующие сформированность указанных признаков и их устойчивое проявление. В группу со средним уровнем развития этих признаков входили подростки, не всегда проявлявшие отдельные из 4-х признаков. Третья группа была обозначена как группа риска, у которой уровень сформированности представленных признаков свидетельствовал о возможности их попадания под влияние деструктивных сообществ. Четвертая группа включала учащихся с признаками серьезных нарушений в социализации, проявляющих различные формы деструктивного поведения.

Для каждой из групп была выработана своя стратегия профилактической или воспитательно-коррекционной деятельности. Для первой группы — создание в школе последовательно расширяющихся условий их социализации и привлечение этих подростков в качестве помощников педагогов к работе педагогов по профилактике деструктивного поведения; для группы среднего уровня — целенаправленная работа по развитию «западающих» признаков моральной устойчивости (ценностного отношения к школе, критичности мышления, умения предвидеть последствия своих поступков, адекватности самооценки). Группа риска требовала нейтрализации негативных влияний на подростков, вовлечения их в развивающийся детский коллектив, осмысленности выбора поступков. Подростки, явно проявляющие отклонения в направлении деструктивного поведения, нуждались в индивидуальных формах педагогического сопровождения, помощи со стороны психологов, контроля за их времяпрепровождением вне школы.

Область проведенного исследования (его «теоретическая рамка») ограничена рассмотрением условий профилактики деструктивных воздействий на подростков, которые могут быть актуализированы школьным педагогическим коллективом, хотя такое ограничение является весьма условным, поскольку школьные воспитательные практики в реальности органически связаны с функциями семьи, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

По результатам исследования, к условиям успешного функционирования школьной профилактики воздействия на подростков деструктивных сообществ, актуализируемым школьным педагогическим коллективом, по результатам исследования и многолетней практики отнесены:

1.Обеспечение качества образовательного процесса, его высокий мотивационный уровень (приоритет мотивации достижения), высокая включенность школьников и их родителей в образовательную деятельность, перспективность дальнейшего жизненного пути успешных учеников, подтвержденная судьбами выпускников школы. Для воспитания моральной устойчивости имеет значимость достижение таких личностных результатов образования, как способность к произвольному планированию и регулированию своего поведения, к адекватной самооценке своих действий; смысл образования, понимание его значимости для своего будущего, выделение любимого предмета, которому ученик готов посвящать свое свободное время; дисциплинированность, готовность к выполнению педагогических требований и др.

2. Функционирование в школе системы раннего выявления рисков развития деструктивного поведения у обучающихся подросткового возраста, дифференцированный подход к учащимся с различными уровнями «отклонений» в поведении. Это может быть специальная рабочая группа в составе организатора воспитательной работы, школьного психолога, опытных классных руководителей [11]. К «ранним» проявлениям деструктивного поведения в исследовании отнесены: утрата интереса к учебе и традиционному общению со сверстниками; у подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность; ссоры и конфликты со значимыми взрослыми; отвержение сверстников, травля в том числе и в социальных сетях; полоса личных неудач; нестабильная семейная ситуация — развод родителей, конфликты, насилие в семье и др.

3. Направленность образовательного процесса на развитие критического мышления, моделирование в образовательном процессе ситуаций, развивающих способности к анализу поведения окружающих и к предвидению последствий своих собственных поступков. Для развития критического мышления необходимо учить подростков ставить вопросы, анализировать ход собственных рассуждений, находить и принимать ценные идеи, выделять главное и второстепенное; развивать у них умение отслеживать ход своих рассуждений, находить и исправлять собственные ошибки (С. В. Глухова).

4. Личностно-развивающий подход в образовательном процессе, поддержка самостоятельности и ответственности решений, чувства собственного достоинства у обучаемых, способности к управлению

собой в различных жизненных ситуациях. Реализация данного подхода предполагает моделирование в образовательном процессе ситуаций, востребующих проявление таких личностных функций, как способность к выбору нравственного поступка, проявление эмоциональной сдержанности в критических ситуациях, противостояние коллективному мнению группы, признание своей ошибки и неправоты и др.

5. Формирование у подростков опыта работы в сетях, навыков пользования источниками информации в Интернете, опыта применения правил безопасного сетевого поведения. Среди таких правил очень важные — доверять родителям и педагогам то, чему посвящено общение подростки в сетях; осторожно относиться к представлению любых личных данных; не сообщать посторонним людям информацию о себе и о близких; соблюдать возрастные ограничения; помнить об опасности общения с незнакомцами, с которыми переписывались по Интернет.

6. Просвещение подростков относительно деструктивных сообществ, «методик» их воздействия на психику ребенка, угроз вовлечения в социально вредную и опасную деятельности, способов противостояния «мотивирующим» воздействиям. Целесообразно дать подросткам информацию о технологиях действия таких групп, которая предполагает: 1) привлечение внимания потенциальной жертвы к своей публикации в социальной сети путем броских фотографий, любопытных фактов или предложений с возможностью получения выгоды; 2) в случае положительной реакции подростка на приманку, создатели контента вовлекают его в дальнейшие действия, переводя фокус внимания на закрытые чаты и затем в офлайн режим; 3) после чего подросток может включиться в реальные деструктивные действия [12].

7. Функционирование и развитие внутришкольной системы методического обеспечения профилактической работы педагогов, вооружение учителей и воспитателей эффективными приемами воспитания у подростков готовности противостоять воздействиям деструктивных сообществ.

Выводы. Важнейшая функция современной школы — принятие мер защиты подростков от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, их психологической безопасности. Одновременно, требуется работа по воспитанию у подростков готовности самостоятельно распознавать угрозы и отстаивать свою позицию. В связи с этим следует поддержать практики совместной работы родителей и педагогических коллективов образовательных организаций по развитию у несовер-

шеннолетних умений противостоять чужому влиянию, выявлять ма-нипулятивные приёмы, пропагандирующие деструктивное поведение и потребительские ценности, относиться осознанно и ответственно к собственному выбору при столкновении с любыми угрозами.

Получили также распространение практики совместной с заинтересованными органами проведения тематических мероприятий — конкурсов рисунков, круглых столов, квестов, соревнований, уроков «Кибербезопасности», с разъяснением негативных последствий участия в деструктивных молодежных движениях и способах вовлечения в указанные группы.

К профилактическим практикам также может быть отнесена организация допрофессиональной подготовки подростков, а также подготовка подростка к жизни в современном обществе, формирование профессионального самоопределения и овладение навыками трудовой деятельности.

Интерес представляют практики проведения воспитательно-деловых игр, направленных на выявление и осознание подростками их поведенческих и личностных затруднений во взаимодействии с окружающими. Так, для формирования опыта рефлексии, позитивного отношения к школе и учебной деятельности как к жизненному приоритету используются игровые «ситуации рефлексии»); для развития опыта коллективной учебной и проектной деятельности, ответственного поведения практикуются «ситуации выбора»; для приобщения подростков к жизнедеятельности различных детско-юношеских сообществ и совершенствования опыта управления своими поступками («ситуация открытия новых возможностей собственного роста»); для развития умений анализа подростками результатов своей и совместной деятельности, овладение опытом адекватной самооценки используется моделирование «ситуаций рефлексии и самооценки собственного опыта выполнения нравственных норм».

Литература

1. Воронов М.В., Байков С. В. Методологические аспекты проблем управления современной школой. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2020_n2// Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. С. 56-71. DOI: 10.17759/ psyedu.2020120204 (дата обращения: 10.11.23).

2. Герасименко Ю. А., Адушкина К. В. Психолого-педагогическая профилактика рискованного деструктивного поведения подростков // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-profi-laktika-riskovannogo-destruktivnogo-povedeniya-podrostkov(дата обращения: 10.11.23).

3. Голубых Н. В., Потанин К. В. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в деятельность деструктивных интернет-сообществ экстремистской направлен-

ности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-vovlecheniya-nesovershennoletnih-v-deyatelnost-destruktivnyh-internet-soobschestv-ekstremistskoy-napravlennosti (дата обращения: 10.11.23).

4. Гусельцева М. С. Психологическая устойчивость личности в свете психологии ценностей: диалектика постоянства и изменчивости // Вестник СПбГУ Серия 16: Психология. Педагогика. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskaya-ustoychivost-lichnosti-v-svete-psihologii-tsennostey-dialektika-postoyanstva-i-izmenchivosti(дата обращения: 10.11.23).

5. ЛипскаяЛ. А. Факторы распространения деструктивного поведения в подростковой среде // Социум и власть. 2018. № 6 (74). C. 53-59.URL: file:///C:/Users/user/ Downloads/faktory-rasprostraneniya-destruktivnogo-povedeniya-v-podrostkovoy-srede. pdf (дата обращения: 10.11.23).

6. Малых С. Б. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта // Российский девиантологический журнал. 2023. № 3 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-agressii-i-destruktivnogo-povedeniya-molodyozhi-analiz-mirovogo-opyta (дата обращения: 10.11.23).

7. Методические рекомендации по организации профилактической деятельности в школе (в условиях воспитательной системы). Нижний Новгород, 2018, С. 6. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=48701(дата обращения: 10.11.23).

8. Реан А. А., Коновалов И. А., Новикова М. А. и др. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта; под ред. акад. РАО А. А. Реана. СПб: Коста, 2021. 296 с.

9. Сергиенко С. В. Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних: опыт зарубежных стратегий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ profilaktika-destruktivnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-opyt-zarubezhnyh-strategiy (дата обращения: 10.11.23).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Таганова А. А., Лапсарь М. В. К проблеме вовлечения несовершеннолетних в деструктивную деятельность посредством информационно-коммуникационных технологий // Российский девиантологический журнал. 2023. № 3 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vovlecheniya-nesovershennoletnih-v-destruktivnuyu-deyatelnost-posredstvom-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 10.11.23).

11. Толмачева Е. В. Система работы образовательного учреждения по преодолению отклоняющегося поведения подростков. Автореф. дисс. канд пед. наук, Волгоград, 2009. 25 с.

12. Хмара Н. В.,Хилькевич С. О., Левковский Р. В., Коваленко Д. А., ГородецкаяЛ. Н. Влияние деструктивных групп через социальные сети на психическое развитие подростка // Проблемы здоровья и экологии. 2017. № 4 (54). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-destruktivnyh-grupp-cherez-sotsialnye-seti-na-psihicheskoe-razvitie-podrostka (дата обращения: 10.11.23).

13. 13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: пер. с нем. М.: АСТ, 2006. 640 с.

References

• Voronov M. V., Bajkov S. V. Metodologicheskie aspekty problem upravleniya sovremen-noj shkoloj. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2020_n2// Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2020. Tom 12. № 2. S. 56-71. DOI: 10.17759/psye-du.2020120204 (data obrashcheniya: 10.11.23). [In Rus].

• Gerasimenko Yu.A., Adushkina K. V. Psihologo-pedagogicheskaya profilaktika riskovan-nogo destruktivnogo povedeniya podrostkov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-profilaktika-ris-kovannogo-destrUktivnogo-povedeniya-podrostkov(data obrashcheniya: 10.11.23). [In Rus].

• Golubyh N. V., Potanin K. V. Preduprezhdenie vovlecheniya nesovershennoletnih v deyatel'nost' destruktivnyh internet-soobshchestv ekstremistskoj napravlennosti // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/preduprezhdenie-vovlecheniya-nesovershennoletnih-v-deyatelnost-destruktivnyh-internet-soobschestv-ekstremistskoy-napravlennosti (data obrashcheniya: 10.11.23).

• Gusel'ceva M. S. Psihologicheskaya ustojchivost' lichnosti v svete psihologii cennostej: diale-ktika postoyanstva i izmenchivosti // Vestnik SPbGU. Seriya 16: Psihologiya. Pedagogika. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-ustoychivost-lichnosti-v-svete-psihologii-tsennostey-dialektika-postoyanstva-i-izmenchivosti(data obrashcheniya: 10.11.23). [In Rus].

• Lipskaya L. A. Faktory rasprostraneniya destruktivnogo povedeniya v podrostkovoj srede // Socium i vlast'. 2018. № 6 (74). C. 53-59.URL: file:///C:/Users/user/Downloads/faktory-rasprostraneniya-destruktivnogo-povedeniya-v-podrostkovoy-srede.pdf (data obrashcheniya: 10.11.23). [In Rus].

• Malyh S. B. Profilaktika agressii i destruktivnogo povedeniya molodyozhi: analiz mirovogo opyta // Rossijskij deviantologicheskij zhurnal. 2023. № 3 (1). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/profilaktika-agressii-i-destruktivnogo-povedeniya-molodyozhi-analiz-mirovogo-opyta (data obrashcheniya: 10.11.23). [In Rus].

• Metodicheskie rekomendacii po organizacii profilakticheskoj deyatel'nosti v shkole (v us-loviyah vospitatel'noj sistemy). Nizhnij Novgorod, 2018, S. 6. URL: http://www.niro.nnov. ru/?id=48701(data obrashcheniya: 10.11.23).

• Rean A. A., Konovalov I. A., Novikova M. A. i dr. Profilaktika agressii i destruktivnogo povedeniya molodezhi: analiz mirovogo opyta; pod red. akad. RAO A. A. Reana. SPb: Kosta, 2021. 296 s. [In Rus].

• Sergienko S. V. Profilaktika destruktivnogo povedeniya nesovershennoletnih: opyt zarubezh-nyh strategij // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-destruktivnogo-povedeniya-nesovershennolet-nih-opyt-zarubezhnyh-strategiy (data obrashcheniya: 10.11.23). [In Rus].

• Taganova A. A., Lapsar' M. V K probleme vovlecheniya nesovershennoletnih v destruktivnuyu deyatel'nost' posredstvom informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij // Rossijskij deviantologicheskij zhurnal. 2023. № 3 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vovlecheniya-nesovershennoletnih-v-destruktivnuyu-deyatelnost-posredstvom-informatsi-onno-kommunikatsionnyh-tehnologiy (data obrashcheniya: 10.11.23). [In Rus].

• Tolmacheva E. V. Sistema raboty obrazovatel'nogo uchrezhdeniya po preodoleniyu otklonya-yushchegosya povedeniya podrostkov. Avtoref. diss. kand ped. nauk, Volgograd, 2009. 25 s.

• Hmara N. V., Hil'kevich S.O., Levkovskij R. V, Kovalenko D. A., Gorodeckaya L. N. Vliyanie destruktivnyh grupp cherez social'nye seti na psihicheskoe razvitie podrostka // Problemy zdorov'ya i ekologii. 2017. № 4 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-destruk-tivnyh-grupp-cherez-sotsialnye-seti-na-psihicheskoe-razvitie-podrostka (data obrashcheni-ya: 10.11.23). [In Rus].

• Fromm E. Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti: per. s nem. M.: AST, 2006. 640 s. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 25.06.2023; одобрена после рецензирования

20.07.2023; принята к публикации 05.11.2023.

The article was submitted 25.06.2023; approved after reviewing 20.07.2023; accepted

for publication 05.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.