Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА'

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деструктивное поведение / интернет-сообщества / вовлечение / профилактика / взаимодействие семьи и школы / destructive behavior / Internet communities / involvement / prevention / family-school interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Ж. В.

В статье рассматриваются причины вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества, условия и механизмы этого процесса, признаки появления деструктивного поведения у школьников подросткового возраста. В центре внимания автора — способы создания педагогической среды, обеспечивающей противодействие вовлечению подростков в деструктивные сообщества. Автор показывает возможность создания системы эффективного взаимодействия семьи и школы как главного средства профилактики нарушений в социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовникова Ж. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL IN PREVENTING THE INVOLVEMENT OF ADOLESCENTS IN DESTRUCTIVE COMMUNITIES

The article discusses the reasons for the involvement of adolescents in destructive Internet communities, the conditions and mechanisms of this process, the signs of the appearance of destructive behavior in adolescent schoolchildren. The author focuses on ways to create a pedagogical environment that provides counteraction to the involvement of adolescents in destructive communities. The author shows the possibility of creating a system of effective interaction between the family and the school as the main means of preventing violations in the socialization of adolescents.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 6 (96). С. 163-179. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 6 (96). P. 163-179.

Научная статья УДК 371

doi: 10.24412/2224-0772-2023-96-163-179

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА

Жанна Витальевна Садовникова

Школа № 56 имени академика В. А. Легасова, Москва,

Россия, SadovnikovaZV1@edu.mos.ru

Аннотация. В статье рассматриваются причины вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества, условия и механизмы этого процесса, признаки появления деструктивного поведения у школьников подросткового возраста. В центре внимания автора — способы создания педагогической среды, обеспечивающей противодействие вовлечению подростков в деструктивные сообщества. Автор показывает возможность создания системы эффективного взаимодействия семьи и школы как главного средства профилактики нарушений в социализации подростков.

Ключевые слова: деструктивное поведение, интернет-сообщества, вовлечение, профилактика, взаимодействие семьи и школы

Для цитирования: Садовникова Ж. В. Сотрудничество семьи и школы в профилактике вовлечения подростков в деструктивные сообщества // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 6 (96). С. 163-179. ао1: 10.24412/2224-0772-2023-96-163-179

© Садовникова Ж. В., 2023

Original article

COOPERATION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL IN PREVENTING THE INVOLVEMENT OF ADOLESCENTS IN DESTRUCTIVE COMMUNITIES

Zhanna V. Sadovnikova

School No. 56 named after Academician V. A. Legasov, Moscow, Russia, SadovnikovaZV1@edu.mos.ru

Abstract. The article discusses the reasons for the involvement of adolescents in destructive Internet communities, the conditions and mechanisms of this process, the signs of the appearance of destructive behavior in adolescent schoolchildren. The author focuses on ways to create a pedagogical environment that provides counteraction to the involvement of adolescents in destructive communities. The author shows the possibility of creating a system of effective interaction between the family and the school as the main means of preventing violations in the socialization of adolescents.

Keywords: destructive behavior, Internet communities, involvement, prevention, family-school interaction

For citation: Sadovnikova J. V. Cooperation between family and school in preventing the involvement of adolescents in destructive communities. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(6):163-179. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-96-163-179

Введение. Проявления деструктивного поведения подростков, оставленные без педагогического внимания, могут стать разрушительным фактором на пути социализации личности и иметь самые негативные последствия для всего общества. Исследователи указывают на множество характеристик деструктивного поведения [12]. Это и действия подростка, не соответствующие общепринятым нормам (отклоняющееся поведение), и цепь поступков, противоречащих моральным, а в ряде случаев и правовым нормам, и проявление неприязни к окружающим, и др. Открытость информационного пространства, развитие сети Интернет и социальных сетей наряду с образовательными возможностями несут и определенные риски для детей и подростков [8]. Потенциальную опасность несут нередко встречающиеся формы поведения, связанные с нездоровыми способами самоутверждения, проявляющиеся в опасных для жизни и здоровья действиях [5]. Ситуация становится особенно рискованной, когда за этими действиями подростков стоит целенаправленная пропаганда такого поведения (Н. В. Богданович, А. А. Лисенкова, И. Ф. Шиляева и др.).

Деструктивные отклонения в развитии подростка могут начинаться с малозаметных проявлений: с недисциплинированности на уроках и переменах, болезненной и импульсивной реакции на замечания, зацикленности на конфликтах со сверстниками, родителями и педагогами, повреждении общественного имущества и т.п. [1]. Несмотря на многообразие проявлений, сущностные характеристики деструктивного поведения неизменно состоят в неприятии традиционных социокультурных ценностей, агрессивной позиции подростка в отношении школьного сообщества (А. Г. Амбарцумова, С. Б. Думов, И. С. Кон, М. Н. Кузнецова, Н. А. Польская, Е. Г. Трайнина, Л. Я. Уманский, Д. И. Фельдштейн). «Теоретический анализ данной проблематики не дает однозначного ответа на вопрос о том, какие факторы в большей степени влияют на деструктивно-агрессивное поведение подростков. Нераскрытыми остаются причины их вовлечения в экстремистские организации, представляющие опасность для общества. В научной литературе не уделяется должного внимания определению эффективных способов профилактической деятельности» [7]. Источник деструктивного поведения, как правило, обнаруживается в неблагополучной семье, в подростковых сообществах с негативной направленностью. Нельзя не заметить, что за внешними проявлениями деструктивности скрывается какая-то неустроенность личной жизни подростка, противоречие, деформирующие процесс его социализации. В качестве одной из типичных причин этого эксперты указывают дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с ребенком, их неготовность проявлять интерес к его жизни, общению со сверстниками, поддержку в ситуациях выбора линии поведения и партнеров для общения (З. М. Гаджимурадова, Т. В. Драгунова, М. О. Омарова, М. В. Разин, А. А. Реан).

Причины деструктивного поведения [4] исследователи связывают с психофизиологическими особенностями подростков, к каковым относят различные нарушения психики, повышенную импульсивность и бесконтрольность эмоциональных реакций, склонность к неоправданному рискованному поведению, дурные привычки — курение, алкоголь, примитивизм потребностей, отсутствие серьезных планов на будущее); семейным неблагополучием (кризис внутрисемейных отношений, отсутствие примеров культурного поведения со стороны родителей, их пьянство и наркомания, ставшие привычными эгоизм и равнодушие в семье, низкий материальный и культурный уровень семьи); межличностными конфликтами с одноклассниками и сверстниками вне школы, частое

использование силы как «аргумента» в спорах; неспособностью противостоять влиянию подростковых сообществ с негативной направленностью и неблагоприятной среды (агрессивная реклама криминальных субкультур, возвеличивание образа «сильной личности», пропаганда деструктивных форм поведения) [13; 17].

Риски взаимодействия подростков с открытым информационным

пространством

Если обратиться к данным, приводимым экспертами, то сообщения и призывы к деструктивным действиям через интернет получают порядка 7 млн подростков, при этом число поддавшихся на эти провокации увеличивается ежегодно на 2 млн человек [8]. Негативная информация подается таким образом, что на первый взгляд она воспринимается как вполне социально лояльная. Часто это сопровождается красивыми изображениями, привлекательными призывами типа «как заработать миллион». Затем создатели групп исходя из того, что заинтересовало подростка, вовлекают его в дальнейшие действия, закрытые чаты, офлайн-контакты [2].

Ориентации и формы поведения групп часто меняются, что затрудняет блокировку их влияния на подростков. При этом соцсети за деятельность групп ответственности не несут, как это сделано в ряде стран Европы. Роскомнадзор может заблокировать только соцсеть целиком, но это крайне сложное решение. Эксперты выражают опасение в связи с тем, что уровень вовлеченности подростков в деструктивные сообщества может достичь 50%. Специалисты бьют тревогу и призывают работать с детьми, быть внимательными к тому, чем они занимаются в интернете [6].

Сущность, условия возникновения и возможности предотвращения деструктивного поведения подростков уже давно являются предметом междисциплинарных исследований [4]. К этой проблеме обращались всемирно известные зарубежные психологи А. Бандура, А. Басс, Э. Дюркгейм, М. Мадлер, Д. Моррисон, К. Хорни, З. Фрейд, Э. Фромм, считавшие неадекватное агрессивное поведение реакцией на внешние обстоятельства (обида, конфликт, ссора) защитой от группового давления и принуждения, воспроизводством агрессивного поведения взрослых.

Проблема постоянно находилась в поле внимания и отечественных ученых Л. С. Выготского, Т. А. Донских, Б. В. Зейгарник, Ц. П. Короленко, А. Н. Леонтьева, И. В. Лысак, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Ю. А. Клейберга и др. Так, Б. В. Зейгарник к основным внутренним источникам деструктивного поведения относит нарушения подконтрольности

поведения подростков и патологию личности — ее ценностно-смысловой и волевой сферы, что выливается в негативные тенденции развития черт характера [5]. Как полагают Т. А. Донских и Ц. П. Короленко, можно выделить два типа деструктивного поведения: внешнедеструктивное (противодействие моральным и социальным нормам и правил — аддиктивное и антисоциальное) и внутридеструктивное (поведение, направленное на дезинтеграцию и регресс личности — суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое) [6].

Подходы к данной проблеме представлены и в трудах известных педагогов П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Щацкого, В. Н. Сорока-Росинского, Ю. П. Азарова, Н. Н. Верцинской, Л. М. Злобина, Э. Г. Костяшкина, А. И. Кочетова, В. Леви, И. А. Невского, Б. Ф. Райского и др.

Возможность свободного выхода в открытое информационное пространство (сеть Интернет), как показала практика, наряду с позитивными образовательными и коммуникативными возможностями несет риски и морально-психологической безопасности подростков, делает актуальным вопрос о способах защиты детей от информации, причиняющей вред их психическому развитию, здоровью, культурному развитию и их социализации. И школа, и семья не изолированы от социального пространства, от информационных сетей. И единственно эффективный путь решения этой задачи — это воспитание активной жизненной позиции самих подростков, их готовности самостоятельно анализировать и оценивать информацию, призывы, звучащие с экрана компьютера, распознавать скрытые угрозы и задумываться о последствиях своих решений. Это делает актуальной задачу выявления условий, при которых у несовершеннолетних развивается убежденность в необходимости и умение противостоять чужому влиянию, выявлять манипулятивные приемы, вовлекающие их в различные формы деструктивного поведения. Востребовано, таким образом, развитие способности подростка жить «по собственному проекту», «жизненному сценарию», о «готовности управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению» [9].

У инициаторов травмирующих воздействий на подростков обширный арсенал психологических приемов, направленных на привлечение внимания потенциальной жертвы показом видеосюжетов, увлекающих фактов, заманчивых с виду проектов. В случае согласия со стороны подростка разработчики контента незаметно вовлекают его уже в реальные

деструктивные действия.

Одними из способов провоцирования деструктивных действий в сети Интернет являются: кибербуллинг, проявляющийся в форме троллинга (от англ. trolling—ловить рыбу на блесну) — провокативных сообщений или комментариев, вызывающих негативные эмоции; хейтинга — агрессивных нападок; киберсталкинга — сообщений с угрозами; демонстрации личных фото или видео с целью навредить или подорвать репутацию, вызвать ответные агрессивные действия [11]. О необходимости противодействия такого рода рискам, исходящим от социальных сетей, говорит Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».

Деструктивные сообщества — угроза социализации подростка

Деструктивные сообщества — это организованные объединения людей, в основе существования которых лежит идеология, противоречащая ценностям общества и государства, деформирующая нравственный облик личности и проявляющаяся в противоправном поведении. Участников деструктивных сообществ объединяет: претензия на особое положение в социуме, на право поучать и наставлять окружающих; уверенность в том, что групповые интересы и цели выше индивидуальных и выше общепринятых (претензия на «новую», «правильную» мораль); убеждение, что цель, вытекающая из их «идеологии», оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения); общие внешние признаки (прическа, одежда, украшения, жаргон, формы общения). Попадая в такое сообщество, подросток удаляется от близких людей, у него слабеют прежние контакты; личные интересы начинают подменяться интересами и ценностями объединения [10].

На территории РФ наибольшее распространение получили такие молодежные субкультуры, как АУЕ (арестантское уголовное единство), романтизирующее криминальный образ жизни; офники (околофутбольные фанаты) — движение, основанное на футбольной тематике, организующее договорные драки и выкладывающее соответствующие видео в интернет; «Кэжуал» — движение очень близко к офникам, провоцирующее конфликты с людьми, которые носят одежду марок определенных производителей и не являются участниками движения; «Скулшутинг» (колумбайнеры) — последователи учащихся школы «Колумбайн» штата Колорадо, которые в 1999 году совершили заранее подготовленное массовое убийство, сторонники насилия в школах, видящие в нем способ

решения имеющихся проблем.

Феномен деструктивных ассоциаций исследовался в свое время еще Максом Вебером и его последователями, которые отмечали, что «такие группы: 1) стремятся отделить человека от общества, вплоть до открытого отказа следовать его ценностям и подчиняться его институтам;

2) претендуют на исключительность установок и социальной структуры;

3) психологически готовят его к членству в сообществе; 4) стремятся придать его вхождению в сообщество характер добровольного выбора; 5) пытаются придать своим ценностям некий «высокий смысл»; 6) отличаются этической суровостью и даже порою аскетизмом. Сравнение таких стремлений с психологическими характеристиками, присущими подростковому возрасту, показывает, что они соответствуют тем коллизиям, которые переживает подросток, что объясняет «отзывчивость» подростков на призывы подобных группировок. «Участники современных деструктивных групп в социальных сетях приобретают черты, свойственные членам сект. В таких группах формируют зависимых личностей, актуализируют и закрепляют виктимные и суицидальные наклонности» [12].

В настоящее время в сетях, помимо названных наиболее известных, существует еще несколько тысяч сообществ, от которых исходит негативная информация, пропаганда социально опасных форм поведения, таких как употребление наркотических веществ, табакокурение, агрессия, буллинг и преследование детей, неспособных оказать сопротивление, откровенное навязывание антивитального поведения и прочее. Налицо стремление к вытеснению из сознания подростков российских духовно-нравственных ценностей и навязывание идеологии и морали, нацеленных на поддержание экстремистской деятельности и популяризацию жестокости и насилия. Все это, несомненно, представляет серьезную угрозу для социализации подростков и для общества в целом [3]. С так называемыми коммуникационными рисками можно столкнуться на всем информационном пространстве: в мессенджерах, сообщениях в соцсетях, различных форумах и т.д. Особенно рискованно, когда такие встречи из режима онлайн перерастают в живое общение. Под видом друга или подружки из соцсетей подросткам могут назначать встречи. Под видом друзей из социальных сетей многие экстремистские организации ведут пропаганду и вербовку в том числе в подростковой среде [2].

Как только подросток вступает в сообщества, группы в интернете, он

попадает в серьезную психологическую зависимость. Существует система приемов удержания подростка в негативном пространстве общения. Современные технологии, в том числе предполагающие использование нейросетей, позволяют анализировать «информационные следы» и с учетом полученных результатов такого анализа навязывать пользователю тот контент, который соответствует направленности экстремистской группы. Механизм вовлечения в деструктивные сообщества аналогичен механизму вовлечения детей в наркологические группы и другие зависимости. Лидеры экстремистских групп играют на различных слабостях и привычках подростка, подчеркивают его «исключительность» [13; 14].

Деструктивные группы, как правило, различаются по виду направленности и разделяются на:

- экстремистские (провоцируют несанкционированные акции протеста, террористические акции, методы партизанской войны);

- антивитальные/аутоагрессивные (провоцируют суицидальные действия);

- сектантские (имеют свою идеологию (учение), практики);

- псевдокриминальные (идеализация/героизация криминальной «романтики», колумбайн).

- террористические.

В этих группах происходит деструктивное влияние на психику человека. Разрушение личностной позиции и самосознания осуществляется посредством расшатывания и даже разрушения психики: происходит своего рода индоктринация в сознание ребенка ложных смыслов и ценностей. В основе соответствующей методики — предоставление заведомо ложной информации, размещение фейкового контента, побуждение к выбору ложного пути самореализации. Принимая ложные ценности за истину, пользователь сети попадает в психологическую зависимость от деструктивного сообщества.

Подросток не сразу вовлекается в преступную деятельность. Этому предшествует включение его в «группу по интересам». При этом постепенно начинают использоваться формы связи, закрытые для проникновения посторонних лиц, в том числе родителей подростка. Инициаторы стремятся как можно полнее вовлечь подростка в свою среду, овладеть его временем, интересами.

Наибольшему риску вовлечения подвержены именно дети подросткового возраста, так как вербовщики опираются на их возрастные

психологические особенности, среди которых: «слабая, неустойчивая психика; повышенная внушаемость; неумение взаимодействовать с окружающими; переживания, вызванные трудной ситуацией в семье, в общении с «друзьями»; отсутствие духовно-нравственного примера, низкий уровень познавательной активности и культурного развития; низкая самооценка, поднять которую подросток пытается, однако сил для этого не хватает, а потому охотно реагирует на «поддержку» покровителей из интернета» [17].

Причиной возникновения такой ситуации достаточно часто являются проблемные взаимоотношения между родителями и детьми — как недостаток внимания со стороны родителей, так и гиперопека. Все это приводит к негативным последствиям в детско-родительских отношениях: потере доверия со стороны ребенка. Взрослые перестают быть для ребенка «значимыми взрослыми», перестают играть доминирующую роль в формировании его ценностно-смысловой сферы. Возникший вакуум в отношениях быстро заполняется псевдодрузьями из социальных сетей. Происходит подмена истинной дружбы, подлинного доверия виртуальными суррогатами.

Взаимодействие семьи и школы в процессе профилактики деструктивного поведения

В связи с вышеизложенным мы видим, насколько важно уже с начальной школы формировать у детей культуру поведения в информационных сетях и развивать их критическое мышление. Это в разы снижает возможные информационные риски в сети. Необходимо разъяснять подросткам, что не следует доверять незнакомым людям в сети, развивать у них умение анализировать полученную информацию, сопоставлять полученные выводы, больше читать источников, знакомиться с научной информацией, владеть основами кибербезопасности.

Семья и школа выполняют разные функции в профилактике деструктивного поведения, в предотвращении влияния на подростков интернет-сообществ, провоцирующих их на такое поведение. Родители в силу близости их отношений с подростком имеют больше возможностей раннего распознания отклонений в его развитии. Их тревогу должны вызвать такие проявления ребенка, как замкнутость, подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, снижение интереса к учебе и пропуск занятий, нарушения в отношениях со сверстниками, появление враждебных высказываний в их адрес, участие

в делах, связанных с риском для здоровья и жизни.

Что касается школы, то ее воспитательный потенциал основывается на системной организации педагогического процесса [15]. Речь идет о создании системы работы школы по профилактике деструктивного поведения, которая должна включать диагностику характера и причин отклонений в поведении обучаемых; выбор стратегий работы с группами подростков, проявляющими различные формы деструктивного поведения, подбор адекватных педагогических средств и мероприятий в работе с ними; методическую работу с педагогами по повышению уровня их компетентности в работе с подростками с различными нарушениями в поведении, а также по формированию их собственного опыта противостояния сетевой агрессии; мониторинг генезиса данной системы.

Изучение опыта работы школ в данном направлении позволяет выделить те условия, которые должны быть созданы в школьной образовательной среде, чтобы обеспечивался надежный «педагогический заслон» на пути вовлечения подростков в деструктивные сообщества через социальные сети и по другим каналам [16]. К таким условиям следует отнести:

- системную работу педагогического коллектива по повышению культурного уровня подростков, развитию их смысловой ориентации на ценности российского общества, его исторические традиции и духовность, что позволит формирующейся личности противостоять тем низменным влечениям, которые нередко пропагандируются в сетях и ведут к нарушениям процесса социализации;

- проведение воспитательных мероприятий, в ходе которых бы моделировались, разрешались и обсуждались ситуации столкновения подростков с реальной вредоносной информацией;

- противопоставление попыткам вовлечения подростков в деструктивные практики реальной жизнеутверждающей школьной жизни, наполненной яркими событиями, проектами, встречами с интересными людьми, возможностями получить поддержку своих жизненных планов;

- превращение воспитательного процесса школы в непрерывный открытый диалог, в котором педагоги нацелены на восприятие и понимание проблем, переживаемых подростками, и проявляют готовность к педагогическому сотрудничеству.

Педагогическая деятельность родителей гармонически интегрируется с системой работы школы, если родители, в свою очередь, овладевают такими «простыми» педагогическими действиями, как проявление

внимания ко всем «движениям души» ребенка (В. А. Сухомлинский), восприятие «всерьез» любых детских проблем, поддержка подростка в ситуациях неудач и в построении своего «образа будущего», отказ от привычки высказывать замечания и претензии в адрес подростка и стремление отмечать каждое его достижение, переход от авторитарной формы общения к «педагогике сотрудничества» и совместного поиска решений, не сравнивать подростка с более успешными товарищами, а, напротив, подчеркивать его собственный «рост над собой». Очень важно научиться развивать волевые качества подростка, помня о том, что становление «осознанности и произвольности», по Л. С. Выготскому,— это главные критерии развития. Ни в коей мере не допускать ссор и каких-либо низкокультурных проявлений в присутствии подростка. Пусть он знает, что у него хорошая и надежная семья и у его родителей слово не расходится с делом! Предметом обсуждения в семье должны быть не материальные вещи и блага, а книги, проблемы науки и искусства, история родной страны, сегодняшние общественно значимые события.

Важные педагогические советы учителям и родителям

В завершение отметим, что родителям и педагогам необходимо формировать у подростков культуру безопасного поведения в интернет-пространстве. К примеру, можно предложить подросткам использовать «Кодекс безопасности»:

- проявляйте осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей;

- контролируйте информацию личного характера, в особенности персональные данные;

- не разрешайте сетям, сайтам и мобильным приложениям получать доступ к данным телефонной книги, а также платежным реквизитам банковских карт, не разрешайте сканировать адресную книгу вашей электронной почты;

- не добавляйте автоматически всех, кто просится к вам в друзья, сначала проанализируйте информацию на его (ее) странице;

- не регистрируйтесь во всех социальных сетях без разбора, даже если там есть знакомые;

- если какая-то информация в сети вызывает вопросы, сомнения, не стесняйтесь, спрашивайте у родителей или учителей;

- помните, что каждое слово, каждая выложенная фотография остаются в интернете навсегда.

И наконец, при реализации мероприятий, направленных на профилактику вовлечения детей и подростков в сообщества деструктивной направленности, важно единство в выборе методов и подходов педагогического воздействия со стороны родителей и педагогов.

Как родителям и педагогам вовремя распознать звоночки деструктивного характера поведения ребенка? Во-первых, следует обратить внимание на факты, которые подтверждают наличие контактов с лицами/сообществами деструктивной направленности. Если ребенок интересуется данной тематикой, на его странице появляются перепосты со страниц деструктивных сообществ, появились «друзья» из интернета с признаками деструктивного поведения, ребенок был замечен в компании детей с асоциальными признаками поведения — это сигналы к тому, чтобы незамедлительно начать работу по недопущению развития более серьезных последствий такой ситуации [1]. Родителям необходимо осуществлять родительский контроль за нахождением ребенка в сети Интернет, ограничивать доступ к контенту деструктивной направленности посредством технической блокировки, сейчас у любого интернет-провайдера и оператора мобильной связи есть такие предложения. Родителям и педагогам необходимо научить ребенка элементарным правилам безопасного поведения в сети, пресекать любое негативное воздействие со стороны других людей и организаций. В школе для такой работы можно привлекать значимых для ребенка взрослых: классного руководителя, учителей, с которыми сложились наиболее доверительные отношения, а также школьников старшей школы, осуществляющих в этом случае функцию волонтера.

Важно не передавить, контролируя ребенка, или, наоборот, не игнорировать явные или косвенные маркеры деструктивного поведения. Такое поведение со стороны взрослых является фактором риска для психологического здоровья подростка, увеличивает риск развития у него деструктивных проявлений. Нельзя игнорировать проявление у подростка маркеров кризисного состояния: проявление агрессии, резкая смена настроения, напряжение, тревожность и т.д. Эти признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, а также наркозависимости.

Необходимо развивать у детей критическое мышление, для того чтобы он мог оценить ситуацию, научился принимать самостоятельные решения, смог противостоять негативному воздействию со стороны других людей. Важно выстроить для подростка индивидуальную образовательную траекторию, мотивацию к учебе, личным достижениям,

стремлению к развитию в противовес саморазрушению, воспитание на положительных примерах, в том числе на примерах успешных выпускников школы, которые добились определенных успехов в обществе [9].

Также для детей ценно, когда родители делятся собственным жизненным опытом, рассказывают, как они преодолевали трудности, какие были разочарования, какие решения в той или иной ситуации они находили. Таким образом, ребенок осознает, что жизненные трудности и неудачи — это нормально, их нужно учиться преодолевать.

Современная школа обладает огромным профилактическим потенциалом, разнообразными механизмами воспитательного воздействия в вопросах профилактики вовлечения детей в деструктивные сообщества. В рамках реализации воспитательных задач в школе могут быть созданы все необходимые условия для развития личности ребенка, формирования его самосознания и гражданской позиции, социально активного и законопослушного поведения [14].

Одним из ведущих видов деятельности подростка является интимно-личностное общение с ровесниками, где происходит практическое освоение моральных, нравственных норм и ценностей, происходит осознание собственной уникальности. Потребность в признании в подростковом сообществе зачастую может подтолкнуть ребенка к участию в деструктивных сообществах. В связи с этим важной задачей воспитательной деятельности в школе является создание условий для социально позитивной деятельности ребенка, мотивация к участию в детских и молодежных объединениях. Такую возможность сейчас представляет, например, общероссийская организация «Движение Первых», в структуре которой представлено 12 направлений, в каждом из которых учащийся школы может проявить себя в созидающей деятельности, найти свою «территорию успеха». В рамках «Движения Первых» в школе создаются различные детские сообщества: волонтерское движение, школьный театр, школьный спортивный клуб и т.д. Подросткам, увлекающимся компьютерными играми, можно предложить занятия в секции по ком-пьютерному/киберспорту, где под руководством специалистов ребята будут реализовывать свои потребности в компьютерных играх и в то же время находиться в безопасном интернет-пространстве.

В системе работы школы три уровня профилактики. Первичная профилактика охватывает весь контингент обучающихся. Она включает в себя создание комфортной и безопасной образовательной среды, в которой

обеспечивается высокий уровень как физического, так и психологического благополучия детей. В процесс первичной профилактики вовлечены все сотрудники школы. Важно, чтобы все педагоги и сотрудники школы сами были позитивным примером для обучающихся, следовали моральным нормам и духовно-нравственным ценностям общества. Здесь на первый план выходит личность классного руководителя, или, точнее, руководитель класса, который находится в коммуникациях с учащимися, родителями, знает, что происходит в детском коллективе и является для ребенка из своего класса значимым взрослым. В инструментарии классного руководителя много различных психолого-педагогических методик для создания комфортного, безопасного и социально активного климата в детском коллективе. Это и классные часы, в особенности первые занятия по понедельникам — «Разговоры о важном», где у руководителя класса есть замечательная возможность пообщаться с детьми на различные темы, связанные с историей нашей страны, ее достижениями, показать примеры гражданского служения Отечеству. Экскурсии, квизы, квесты, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, дискуссионные клубы, спортивные соревнования для всей семьи, туристические походы — все эти формы внеурочной деятельности являются инструментарием первичной профилактики в арсенале классного руководителя.

Вторичный уровень профилактики предусматривает работу с отдельными категориями обучающихся группы риска. В нее входят учащиеся с трудностями в освоении образовательной программы, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. Своевременное выявление и сопровождение таких детей является основной задачей сотрудников психолого-педагогической службы в сотрудничестве с классными руководителями. При выявлении таких детей сотрудниками психолого-педагогической службы разрабатывается план индивидуально-профилактической работы на определенный период — как правило, на три месяца с возможностью дальнейшей пролонгации при необходимости. В план индивидуально-профилактической работы включаются мероприятия, направленные на решение проблемы, с описанными критериями оценки и результатами. При необходимости школа подключает межведомственные организации, которые могут оказать помощь ребенку и семье в сложившейся ситуации [16].

В случае фактов девиантного поведения, совершения правонаруше-

ний обучающиеся могут быть поставлены на внутришкольный профилактический учет или учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства. В этом случае уже начинает работать третичный уровень профилактики.

Большую роль в профилактике на всех уровнях играет роль школьной «службы примирения». Такие службы созданы в каждой московской школе и являются эффективным инструментом урегулирования конфликтов с помощью медитативно-восстановительных техник. Членами службы примирения могут быть не только педагоги, но и обучающиеся старших классов на правах волонтеров.

Мероприятия, которые систематически проводятся в школе, в том числе при активном содействии самих учащихся, играют большую роль в профилактике деструктивного поведения:

- участие в социально значимых российских и городских рейтинговых конкурсах;

- проведение «недели психологии», «недели здоровья», «неделя самоуправления», «недели правовых знаний», «активных перемен»;

- квесты, акции, конкурсы, конференции проектно-исследователь-ских работ, выставки творческих работ школьников, участие в работе школьных медиа (выпуск школьных новостей, видеосюжетов, газет и т.д.), активное участие ребят в работе с ветеранами — проведение экскурсий, встречи с интересными людьми в школе, специалистами из разных сфер.

Выводы. Профилактическая воспитательная работа с обучающимися, направленная на предотвращение деструктивного поведения в подростковой среде, должна представлять собой целостную систему совместной работы важнейших институтов социализации — школы и семьи, в которую должны быть включены все участники образовательного процесса. Система профилактики деструктивного поведения должна быть направлена на формирование благоприятного и безопасного психологического климата в школе, способствующего позитивному социальному поведению детей, их активной гражданской позиции.

Список источников

1. Алгоритм действий педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/ pub_2510063.pdf (дата обращения: 25.04.2023).

2. Бочанов М. А., Устинович Е. С. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в социальных сетях как одно из важных направлений государственной политики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и Право.

2019. Т. 9, № 3. С. 110-119.

3. Елагина И. А. Причины деструктивного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. URL: https://deti-aist.ru/destruktivnoe-povedenie-v-podrostkovom-vozraste/ (дата обращения: 25.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Иванова С. В., Садовникова Ж. В. Влияние деструктивных сообществ на школьников: постановка проблемы // Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81) С. 83-93 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-destruktivnyh-soobschestv-na-shkolnikov-postanovka-problemy (дата обращения: 25.04.2023).

5. Зейгарник Б. В. К вопросу о механизмах развития личности // Вестник Московского университета. 1979. Сер. 14. № 1. С. 3-8.

6. Короленко Ц. П. Семь путей к катастрофе: учеб. пособие / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. Новосибирск: Наука, 1990, С. 47-48.

7. ЛипскаяЛ. А. Факторы распространения деструктивного поведения в подростковой среде // Социум и власть. 2018. № 6 (74). С. 53-59 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/faktory-rasprostraneniya-destruktivnogo-povedeniya-v-podrostkovoy-srede (дата обращения: 20.07.2023).

8. Назарова А. Влиянию опасного контента в соцсетях подвержены 7 млн подростков // Деловая газета «Взгляд». 28.03.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/ news/2019/3/28/970473.html (дата обращения: 20.07.2023).

9. Паатова М. Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Майкоп, 2018. С. 16.

10. Профилактика деструктивного поведения в молодежной среде / сост. И. Ф. Шиляева, Ю. А. Федорова. Уфа: Изд-во, 2019. 168 с.

11. Профилактика травли (буллинга) в профессиональных образовательных организациях. Методические материалы / авт.-сост. Р. Г. Дубровский / под ред. Е. Г. Артамоновой. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2022. С. 7.

12. Рычкова Л. С., Кузнецова М. Н. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-ponimaniyu-destruktivnogo-povedeniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 04.05.2023).

13. Сорокина Л. Н. Деструктивное поведение подростков и молодежи [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/497048-destruktivnoe-povedenie-podrostkov-i-molodezh (дата обращения: 04.05.2023).

14. Технология профилактики деструктивного поведения обучающихся в образовательной среде [Электронный ресурс]. URL: https://ipk.68edu.ru/index.php/meropriyatiya-kafedry/item/2003-tekhnologii-profilaktiki-destruktivnogo-povedeniya-obuchayushchikhsya-v-obrazovatelnoj-srede (дата обращения: 04.05.2023).

15. Толмачева Е. В. Система работы образовательного учреждения по преодолению отклоняющегося поведения подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. С. 9-11.

16. ФедяйД. С. Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков как направление социально-психологического сопровождения участников образовательных отношений: учебно-методическое пособие / Д. С. Федяй, Е. П. Федотова, Я. К. Нелюбова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. 80 с.

17. Шестакова Е. А. Психологические аспекты вовлечения молодежи в деструктивные интернет-сообщества / Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации». Под редакцией А. В. Осинцевой. 2019. Т. 1. Ч. 1. 410 с.

References

1. Algoritm dejstvij pedagogov po rannemu vyjavleniju i reagirovaniju na destruktivnoe povedenie ne-sovershennoletnih [Jelektronnyj resurs]. URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2510063. pdf (data obrashhenija: 25.04.2023). [In Rus].

2. Bochanov M. A., Ustinovich E. S. Protivodejstvie rasprostraneniju ideologii jekstremizma i terrorizma v social'nyh setjah kak odno iz vazhnyh napravlenij gosudarstvennoj politiki // Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija i Pravo. 2019. T. 9, № 3. S. 110-119. [In Rus].

3. Elagina I. A. Prichiny destruktivnogo povedenija v podrostkovom vozraste [Jelektronnyj resurs]. URL: https://deti-aist.ru/destruktivnoe-povedenie-v-podrostkovom-vozraste/ (data obrashhenija: 25.04.2023). [In Rus].

4. Ivanova S. V., Sadovnikova Zh. V. Vlijanie destruktivnyh soobshhestv na shkol'nikov: postanovka problemy // Cennosti i smysly. 2022. № 5 (81) S. 83-93 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/vliyanie-destruktivnyh-soobschestv-na-shkolnikov-postanovka-problemy (data obrashhenija: 25.04.2023). [In Rus].

5. Zejgarnik B. V. K voprosu o mehanizmah razvitija lichnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta. 1979. Ser. 14. № 1. S. 3-8. [In Rus].

6. Korolenko C. P. Sem' putej k katastrofe: ucheb. posobie / C. P. Korolenko, T. A. Donskih. Novosibirsk: Nauka, 1990, S. 47-48. [In Rus].

7. Lipskaja L. A. Faktory rasprostranenija destruktivnogo povedenija v podrostkovoj srede // Socium i vlast'. 2018. № 6 (74). S. 53-59 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-raspros-traneniya-destruktivnogo-povedeniya-v-podrostkovoy-srede (data obrashhenija: 20.07.2023). [In Rus].

8. Nazarova A. Vlijaniju opasnogo kontenta v socsetjah podverzheny 7 mln podrostkov // Delovaja gazeta «Vzgljad». 28.03.2019 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://vz.ru/news/2019/3/28/970473.html (data obrashhenija: 20.07.2023). [In Rus].

9. Paatova M. Je. Koncepcija formirovanija social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti podrostkov s devi-antnym povedeniem v special'nyh obrazovatel'nyh organizacijah zakrytogo tipa: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. Majkop, 2018. S. 16. [In Rus].

10. Profilaktika destruktivnogo povedenija v molodezhnoj srede / sost. I. F. Shiljaeva, Ju. A. Fedorova. Ufa: Izd-vo, 2019. 168 s. [In Rus].

11. Profilaktika travli (bullinga) v professional'nyh obrazovatel'nyh organizacijah. Metodicheskie mate-rialy / avt.-sost. R. G. Dubrovskij / pod red. E. G. Artamonovoj. M.: FGBU «Centr zashhity prav i in-teresov detej», 2022. S. 7. [In Rus].

12. Rychkova L. S., Kuznecova M. N. Podhody k ponimaniju destruktivnogo povedenija v zarubezh-noj i otechestvennoj psihologii // Vestnik JuUrGGPU. 2018. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-ponimaniyu-destruktivnogo-povedeniya-v-zarubezh-noy-i-otechestvennoy-psihologii (data obrashhenija: 04.05.2023). [In Rus].

13. SorokinaL. N. Destruktivnoe povedenie podrostkov i molodezhi [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/497048-destruktivnoe-povedenie-po-drostkov-i-molodezh (data obrashhenija: 04.05.2023). [In Rus].

14. Tehnologija profilaktiki destruktivnogo povedenija obuchajushhihsja v obrazovatel'noj srede [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ipk.68edu.ru/index.php/meropriyatiya-kafedry/item/2003-tekh-nologii-profilaktiki-destruktivnogo-povedeniya-obuchayushchikhsya-v-obrazovatelnoj-srede (data obrashhenija: 04.05.2023). [In Rus].

15. Tolmacheva E. V. Sistema raboty obrazovatel'nogo uchrezhdenija po preodoleniju otklonjajushhegosja povedenija podrostkov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2009. S. 9-11. [In Rus].

16. Fedjaj D. S. Profilaktika destruktivnogo povedenija u detej i podrostkov kak napravlenie social'no-psihologicheskogo soprovozhdenija uchastnikov obrazovatel'nyh otnoshenij: uchebno-metodicheskoe posobie / D. S. Fedjaj, E. P. Fedotova, Ja. K. Neljubova. Saratov: GAU DPO «SOIRO», 2020. 80 s. [In Rus].

17. Shestakova E. A. Psihologicheskie aspekty vovlechenija molodezhi v destruktivnye internet-soob-shhestva / Materialy VIII Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezh-dunarodnym uchastiem. «Molodezh' HHI veka: obrazovanie, nauka, innovacii». Pod redakciej A. V. Osincevoj. 2019. T. 1. Ch. 1. 410 s. [In Rus].

Информация об авторе

Ж. В. Садовникова — кандидат педагогических наук, директор школы

Information about the author

J. V. Sadovnikova — PhD (Education), Director of School

Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 23.10.2023; принята к публикации 31.10.2023. The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 23.10.2023; accepted for publication 31.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.