Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ'

АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1849
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ РИСКА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПРИЧИНЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ / РОЛЬ СВЕРСТНИКОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Садовникова Жанна Витальевна

В статье проводится анализ причин деструктивного поведения детей и подростков в современном обществе, а также способы его профилактики. Демонстрируется, что проблема деструктивного поведения детей и молодежи носит массовых характер и тесно связана с институтами социализации такими, как семья, школа, сообщество сверстников. Подчеркнута значимость совместной работы семьи и школы с привлечением социальных партнеров (организаций культуры, спорта, социальной защиты и т.п.). Отдельно рассматривается воспитательная роль семьи и образовательной организации в профилактике причин деструктивного поведения детей и подростков. Отмечается, что максимального эффекта в профилактике деструктивного поведения можно достичь лишь гармонично сочетая системную работу образовательной организации с семьей, направленную на формирование внимательного отношения к эмоциональному состоянию ребенку, его настроению, изменениям в поведении, ранее не отмечавшимся. Отмечается важность раннего выявления склонности ребенка к деструктивному поведению или наличия факторов, влияющих на попадание в зону риска (появление новых знакомых, увеличение времени, которое ребенок проводит общаясь в социальных сетях, замкнутость, подверженность депрессивному настроению, упаднический настрой, состояние, когда прежние развлечения и досуг не вызывают положительных эмоций, отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг, и к окружающему миру в целом и др.). В статье проводится обзор имеющихся наработок в сфере профилактики деструктивного поведения детей и подростков, представлен анализ рукописей и статьей по вопросам изучения особенностей формирования деструктивного поведения детей и подростков в социальной среде, отдельно отмечается значение среды и окружения, рассматриваются методики, используемые для диагностики формирования деструктивного поведения, принципы их эффективного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CAUSES OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN MODERN SOCIETY. PREVENTION METHODS

The article analyzes the causes of destructive behavior of children and adolescents in modern society, as well as ways to prevent it. It is shown that the problem of destructive behavior of children and youth is of a massive nature and is closely related to the institutions of socialization, such as the family, school, community of peers. The importance of the joint work of the family and the school with the involvement of social partners (organizations of culture, sports, social protection, etc.) was emphasized. Separately, the educational role of the family and educational organization in the prevention of the causes of destructive behavior of children and adolescents is considered. It is noted that the maximum effect in the prevention of destructive behavior can only be achieved by harmoniously combining the systemic work of an educational organization with the family, aimed at forming an attentive attitude to the emotional state of the child, his mood, changes in behavior that have not been previously noted. The importance of early detection of a child’s tendency to destructive behavior or the presence of factors that influence falling into the risk zone (the emergence of new acquaintances, an increase in the time that the child spends communicating in social networks, isolation, susceptibility to a depressive mood, a decadent mood, a state when former entertainment and leisure does not cause positive emotions, lack of interest in what is happening around and the world in general, etc.). The article reviews the existing developments in the prevention of destructive behavior of children and adolescents, presents an analysis of manuscripts and articles on the study of the features of the formation of destructive behavior of children and adolescents in the social environment, separately notes the importance of the environment and the environment, discusses the methods used to diagnose the formation of destructive behavior, principles of their effective use.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 2 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 2

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ МНЕНИЕ

Ж.В. САДОВНИКОВА

АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕСТРУКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ

(ГБОУ Школа № 56 имени академика В.А. Легасова;

e-mail: sadovnikovaZV1@edu.mos.ru)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-2-120-139

В статье проводится анализ причин деструктивного поведения детей и подростков в современном обществе, а также способы его профилактики. Демонстрируется, что проблема деструктивного поведения детей и молодежи носит массовых характер и тесно связана с институтами социализации такими, как семья, школа, сообщество сверстников.

Подчеркнута значимость совместной работы семьи и школы с привлечением социальных партнеров (организаций культуры, спорта, социальной защиты и т.п.).

Отдельно рассматривается воспитательная роль семьи и образовательной организации в профилактике причин деструктивного поведения детей и подростков. Отмечается, что максимального эффекта в профилактике деструктивного поведения можно достичь лишь гармонично сочетая системную работу образовательной организации с семьей, направленную на формирование внимательного отношения к эмоциональному состоянию ребенку, его настроению, изменениям в поведении, ранее не отмечавшимся.

Отмечается важность раннего выявления склонности ребенка к деструктивному поведению или наличия факторов, влияющих на попадание в зону риска (появление новых знакомых, увеличение времени, которое ребенок проводит общаясь в социальных сетях, замкнутость, подверженность депрессивному настроению, упаднический настрой, состояние, когда прежние развлечения и досуг не вызывают положительных эмоций, отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг, и к окружающему миру в целом и др.).

В статье проводится обзор имеющихся наработок в сфере профилактики деструктивного поведения детей и подростков, представлен анализ рукописей и статьей по вопросам изучения особенностей формирования деструктивного поведения детей и подростков в социальной среде, отдельно отмечается значение среды и окружения, рассматриваются методики, используемые для диагностики формирования деструктивного поведения, принципы их эффективного использования.

Ключевые слова: воспитание; деструктивное поведение; факторы риска; социальная среда; механизмы формирования и распространения деструктивного поведения; причины деструктивного поведения; значение семьи; роль сверстников; социальное окружение; виды деструктивного поведения; аддиктивное поведение; отклоняющееся поведение.

Введение

Деструктивное поведение детей и подростков — это вопрос, который на протяжении уже не одного десятилетия вызывает беспокойство родителей детей, педагогов, психологов, ученых, и, соответственно, поиск эффективных способов его профилактики не теряет своей актуальности. Кроме того, ни для кого не секрет, что зачастую теоретические знания о причинах деструктивного поведения не могут помочь полностью исключить вероятность такого поведения у детей. Современное общество носит информационный характер, в котором имеется тенденция к быстрому устареванию информации или ее видоизменению. Дети и подростки окружены большим количеством источников информации: интернет-пространство, телеграм-каналы, мессенджеры, даже реклама на телевидении (информация в рекламе присутствует в тексте, звуках, изображении, причем обо всём: лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах). Анализ уже имеющихся исследований, рукописей и работ позволит с разных сторон рассмотреть, почему деструктивное поведение становится привлекательным для современных детей и подростков. Исходя из проведенного анализа, будет легче определить механизмы и способы профилактики, которые смогут использовать родители и педагоги.

Методы

В статье рассматриваются причины и механизмы деструктивного поведения детей и подростков. Деструктивное поведение рассматривается как следствие совокупности различных факторов, которые влияют на человека, становятся мотивами его действий и поступков.

Результаты

Как отмечают многие ученые, любая модель поведения закладывается в детстве и с возрастом продолжает формироваться. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети усваивают нормы поведения, морально-нравственные ценности и ориентиры, которые будут определять его взаимоотношения с окружающими людьми на протяжении всей жизни.

Полноценная семья, члены которой проявляют заботу другу о друге, внимание, поддержку, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает позитивные поведенческие основы. Становится очевидно, что дети, которые в детстве не получили заботы, ласки и тепла, поддержки и одобрения, относятся к группе риска.

Зачастую родители и педагоги не замечают за ребенком ничего, что можно было бы отнести к первым признакам склонности к деструктивному поведению, а они могут начать проявляться достаточно рано: жестокость в общении со сверстниками, получение удовлетворения от плохого поведения, нарушение социально принятых норм и правил, желание о статься незамеченным и безнаказанным в своих поступках и проявлениях. С возрастом такие действия становятся решительнее, агрессивнее, приобретают более массовый характер, появляется признак системности.

Как добиться эффективности в работе по профилактике деструктивного поведения детей и подростков? Прежде всего, в данном случае профилактика рассматривается как целостный механизм, в котором взаимодействие семьи и педагогов неразрывно связано и всегда идет в параллели. Нельзя говорить об успешности профилактики в случае, если она ведется только семьей или, наоборот, только педагогами. Кроме того, для выстраивания успешной профилактической работы с детьми и подростками, для решения задачи по устранению деструктивного поведения детей в отношении самих себя или своего окружения, необходимо разобраться в причинно-следственных связях такого поведения.

Обсуждение

В современном информационном пространстве мы часто сталкиваемся с публикациями, в которых рассказывают о деструктивном поведении детей и подростков в отношении самих себя или своих сверстников. Каждый из нас понимает, что с раннего детства детям закладываются морально-нравственные качества, которые являются своеобразным мерилом их поступков [1]. Именно поэтому такой диссонанс вызывают статьи, связанные с детской жестокостью, агрессией и деструктивным поведением.

Выделяют несколько причин деструктивного поведения детей и подростков. Остановлюсь подробнее на более известной квалификации факторов деструктивного поведения.

Средовые факторы, или факторы внешней природной среды (географическое положение, экологическая обстановка, климат, наличие природных ресурсов, животный и растительный мир).

К факторам социальной среды относят неправильное функционирование социальных институтов (таких, как семья, образование, культура).

К персональным биологическим факторам относят особенности отдельно взятого человека: наличие патологий, органические и функциональные нарушения центральной нервной системы, психические расстройства, возбудимость, склонность к импульсивным поступкам.

К персональным психологическим факторам относят такие свойства личности, как наличие девиантных ценностей, эмоциональные нарушения, отсутствие или низкая саморегуляция, нарушения самооценки, эгоцентризм и др. Их принято называть дезадаптивными.

Исследователями отмечается, что факторы природной среды и биологические факторы лишь в малой степени поддаются коррекции и профилактике. Вместе с тем нельзя не учитывать их при выстраивании профилактики деструктивного поведения с целью минимизации их влияния. А на факторы социальной среды и психологические факторы можно воздействовать для коррекции, изменения и профилактики деструктивного поведения. Как правило, персональные факторы деструктивного поведения у детей и молодежи зачастую связаны с дефицитами развития личности. На ребенка и подростка большое влияние оказывает их ближайшее окружение: семья, сверстники. Таким образом, живя в социально неблагополучной семье или общаясь в неблагоприятной среде сверстников, ребенок приобщается к такой модели поведения, в которой совершение аморальных поступков, отсутствие самоконтроля и саморегуляции не только не порицается, но и поощряется, воспринимается как признак силы, вызывает уважение.

Учеными отмечается, что деструктивному поведению свойственно проявляться наиболее выраженно при наличии следующих факторов:

- массовые социальные отклонения (уровень преступности, подверженность вредным привычкам);

- ослабление мер общественного воздействия (отсутствие осуждения, критики со стороны общества).

В психологии деструктивное поведение разделяют на две большие группы:

- делинквентное поведение (нарушения закона);

- девиантное поведение (не соответствующее общепринятым нормам морали и нравственности).

Как понять, что поведение ребенка или подростка стало носить необычный характер и может привести в дальнейшем к деструктивному? Прежде всего, необходимо обращать внимание на откровенно агрессивное, враждебное поведение детей и подростков в отношении сверстников, других людей. В этот период отмечается желание портить вещи, причинять вред своему здоровью или здоровью близких людей. Такое поведение нельзя назвать обычным и тем более нормальным.

Вместе с тем выделяют еще и социально деструктивное поведение, которое связано с социальной дезадаптацией, а именно: с отсутствием понимания правил поведения, в соответствии с которыми существует человеческое общество. Человек, который социально дезадаптирован, демонстрирует асоциальное, деструктивное поведение, не может найти свое место в обществе, в коллективе людей, а его деятельность начинает носить все более разрушительный характер. Особенности поведения такого человека отличает акцент на подрыве авторитета личности, выражающийся в оскорбительном, неуважительном отношении, осуждении, критике, грубости и агрессии. Еще одной моделью поведения становится нездоровая конкуренция, связанная с борьбой за сохранение своей позиции в коллективе, выражающаяся в попытках самоутверждения за счет унижения других членов коллектива. Пытаясь разобраться в причинах такого поведения, люди задаются вопросом «Почему ты так поступаешь?», но в данном случае человек вряд ли сможет адекватно проанализировать причины своих поступков и дать ответ на этот вопрос.

Как отмечается в сборнике статей «Групповой психоанализ. Теория — техника — применения»: «научные проблемы, связанные с деструктивным поведением человека, изучались учеными еще до появления психологии как самостоятельной научной дисциплины. Крупнейшие мыслители античных времен, такие как Аристотель, Платон и Гиппократ, развивали представление о деструктивном поведении как действиях человека, противоречащих нормам человеческого общества» [2].

В рамках психоаналитического подхода вопросами исследования деструктивного поведения занимались З. Фрейд и К.Г. Юнг. В своей работе «Современный психоанализ. Теория и практика» Е. В. Змановская отмечает, что «согласно З. Фрейду, деструктивное поведение — это ни что иное, как следствие негативного отношения индивида к самому себе. Он утверждал, что деструкция является одним из основных влечений; другими же были инстинкты жизни, любви и созидания» [3].

В «Анатомии человеческой деструктивности» Э. Фромм отмечает, что «деструктивное поведение — это своего рода нереализованный потенциал, а также невозможность использовать плодотворную энергию по назначению» [4].

Как отмечается в «Методических рекомендациях по внедрению в практику образовательных организаций современных методик сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых)», подготовленных федеральным институтом оценки качества образования, выделяют следующие механизмы формирования и распространения деструктивного поведения: «- механизм массовой передачи деструктивного опыта под влиянием больших социальных групп. Чаще всего основывается на одобрительном или лояльном отношении к каким-либо деструктивным проявлениям, иначе говоря, культурно обусловленным);

- механизм принятия человеком модели деструктивного поведения под давлением личностно значимой группы или авторитетных людей;

- механизм закрепления модели деструктивного поведения через получение физического и психологического удовлетворения от акта деструктивного поведения;

- механизм закрепления деструктивности через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний;

- механизм стимулирования активности посредством деструктивного поведения;

- механизм осознанного саморазрушения, деструкции, воспринимаемого как самонаказание;

- «оппозиционный» механизм, заключающийся в осознанном противостоянии социальной группе или социуму в целом» [5]. Исследователями деструктивного поведения выделяются следующие

его виды:

- делинквентное поведение (иначе говоря, противоправное);

- отклоняющееся поведение, которое не относится к противоправному. В исследовании Майсак Н.В. «Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения» выделяются следующие разновидности отклоняющегося поведения, не попадающего в категорию противоправного:

«1) аддиктивное поведение (наличие химических или нехимических зависимостей) [6];

2) отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности (буллинг, тирания в отношении близкого человека, вербальная агрессия);

3) суицидальное поведение (поведение, в котором основными побудительными мотивами является желание лишить себя жизни);

4) патологичное сексуальное и репродуктивное поведение (искажение полоролевой идентификации, аномальные сексуальные влечения и т.п.);

5) социально-паразитарное поведение (специфика поведения человека, который уклоняется от общественно полезного труда за счет манипулирования человеческими чувствами и желаниями);

6) отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации» (чаще всего встречается в виде искажения идентификации себя с социумом, человек пытается модифицироваться свое тело, изменить себя до неузнаваемости: нанесение татуировок, шрамирование, пластические операции. Порой такое поведение проявляется в эпатажном поведении, желании привлечь к себе внимание резкими высказываниями, эпатажными поступками, членство в сектах или субкультурах)».

Остановимся подробнее на делинквентном (противоправном) поведении.

Змановская Е.В. в своей работе «Девиантология. Психология отклоняющегося поведения» дает следующее определение делинквентному поведению: «делинкветное поведение — это поведение, при котором нарушаются нормы права. Зачастую в силу того, что дети еще не достигли возраста уголовной ответственности» [7].

Как проявляется делинкветное поведение у детей? Как правило, это мелкое мошенничество, мелкое воровство, вымогательство в среде сверстников, вандализм в отношении государственного имущества или имущества других людей, драки, действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков и др. Насильственные поступки находят свое отражение в действиях агрессивного поведения с точки зрения правовых норм.

Российскими исследователями выделяются три типа делинквентного поведения:

- последовательно-криминогенный, когда действия человека носят преступный характер и проявляются в привычном для него поведении. У такого человека, как правило, преобладают асоциальные взгляды на мир, такие же ценности и установки;

- ситуативно-криминогенный, когда действия совершаются под воздействием внешних обстоятельств, не системно, а ситуативно — от случая к случаю. Необходимо отметить, что люди с таким типом поведения, как правило, легко поддаются чьему-либо влиянию и являются ведомыми, у них нет устойчивой системы ценностей и сформированного собственного мнения по многим вопросам;

- ситуативный, чаще всего это тот случай, когда стечение обстоятельств может привести к нарушению человеком моральных норм, а порой и совершению административных поступков.

Отдельной формой делинкветного поведения несовершеннолетних стоит отметить современную субкультуру АУЕ. Что к ней относится? Пре-

жде всего, это стремление подростков к совершению противоправных действий, к получению легких денег незаконным путем с пропагандой и романтизацией воровского уклада жизни.

К основным видам правонарушений, которые совершаются участниками банд, относящим себя к АУЕ-сообществу, относятся: физическое насилие, грабежи, вымогательство денег и порой даже убийства. Как правило, факт того, что большинство участников АУЕ-сообществ являются лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, позволяет совершать беззаконные поступки с чувством неуязвимости и безнаказанности за содеянное. Более того, понимание, что наказание за совершенные поступки может не наступить, становится еще и средством запугивания оппонентов и жертв насилия.

Как можно определить принадлежность несовершеннолетнего к криминальной субкультуре? Чаще всего такие внешние признаки, как внешний вид и речь, во многом говорят о его «носителях»: «блатной», уголовный жаргон, «блатная» музыка, стиль в одежде (спортивные костюмы) и особенности внешнего вида (воровские татуировки), подписки на характерные группы и паблики в социальных сетях.

Наиболее подвержены экстремизму подростки и молодые люди мужского пола в возрасте от 14 до 30 лет. К характерным чертам их личности можно отнести:

- внушаемость как фактор воздействия на человека, возможность навязать свою модель поведения и убедить, что она является единственно правильной;

- интолерантность, в основе которой лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает или поступает иначе, является основным условием для формирования положительного отношения человека к пропаганде экстремизма;

- склонность к насилию (ключевой фактор принятия экстремистской идеологии и добровольного, активного участия в преступной деятельности).

Группами риска вовлечения в экстремистские сообщества в сети Интернет являются несовершеннолетние подростки и молодые люди, ориентированные на самовыражение и общение, но неспособные противостоять психологическому, манипулятивному воздействию собеседника. Как правило, к ним относятся переживания, связанные с личным восприятием различных сфер жизни, будь то терпимость или нетерпимость к конкретному типу людей или роду занятий, к религиозным предпочтениям и др. [8]

В данной статье мы отметили причины деструктивного поведения, механизмы формирования и распространения деструктивного поведения, виды деструктивного поведения. Исходя из этого возникает вопрос «А как

же проводить профилактику деструктивного поведения, чтобы на ранней стадии предупредить возможность попадания несовершеннолетних в группу риска?»

В работе российских ученых «Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций» выделяют три уровня профилактики деструктивного поведения [9]: «- первичная (она, как правило, подразумевает работу с условно здоровой аудиторией, которая нацелена на недопущение формирования деструктивных убеждений, мировоззрения и опыта деструктивного поведения);

- вторичная (предполагает вмешательство специалистов на начальных стадиях формирования деструктивного поведения и нацелена на недопущение усугубления личностных, социальных деформаций);

- третичная (подразумевает работу узкопрофильных специалистов с лицами, группами, проявившими стойкие деструктивные убеждения, опасный опыт деструктивного поведения; нацелена на недопущение рецидива и максимально возможный возврат деформированной личности, деструктивной группы к социальной норме, на их ресоциализа-цию)» [10].

Кого относят к субъектам профилактики деструктивного поведения? Конечно, непосредственно детей и подростков, родителей детей, образовательные организации и органы управления образованием, учреждения культуры, физической культуры и спорта, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В качестве профилактики деструктивного поведения в образовательной организации можно выделить три основных направления.

Первое — это создание поддерживающей компенсаторной среды. В рамках её реализации в образовательной организации ведется работа по формированию нравственно-правового пространства, созданию комфортной психологической среды, которая основа на доброжелательных взаимоотношениях внутри педагогического коллектива, внутри классов, во взаимодействии учитель-ученик-родитель. Важную роль в данном направлении играет организация пространства, поддерживающего психофизиологическое здоровье. В вопросе поддержки учащихся важная роль отводится созданию условий для самореализации учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

Второе направление профилактики — это работа, направленная на минимизацию негативного влияния факторов социальной среды. Как правило, такая работа представляет собой гармоничное сочетание психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности, которые вместе

направлены на выявление трудностей в семье (так называемого семейного неблагополучия) [11]. В случае его выявления для семей проводится консультирование, сопровождение работы по профилактике деструктивного поведения детей и подростков, проводятся мероприятия, направленные на объединение сил семьи и субъектов, помогающих в вопросах профилактики деструктивного поведения (правоохранительные органы, институты социальной защиты и защиты детства, организации дополнительного образования, культуры и спорта и т.д.) [12].

Третьим направлением профилактики является работа, направленная на коррекцию личностных особенностей (характеристик личности), которые выступают основными факторами деструктивного поведения. Это, в первую очередь, совокупность воспитательной и психолого-педагогической работы (индивидуальной или групповой) в образовательной организации. Важное место отводится коррекции дезадаптивных личностных характеристик, провоцирующих деструктивное поведение (оппозиционная направленность; наличие девиантных ценностей и установок; трудности, связанные с коммуникацией; эмоциональные нарушения; отсутствие или неэффективная саморегуляция) [13].

Какие рекомендации по психологической диагностике деструктивного поведения можно выделить? Как отмечается в исследованиях российских ученых, в первую очередь, необходимо отметить, что эффективность профилактической работы напрямую зависит от раннего выявления детей и подростков, склонных к деструктивному поведению. Такая работа должна включать в себя следующие мероприятия:

- регулярное наблюдение за детьми и оценивание их поведения;

- системные психологические исследования личностных особенностей в целях раннего выявления предпосылок к формированию деструктивного поведения;

- индивидуальные психологические диагностики детей и подростков, находящихся в зоне риска и требующих особого психолого-педагогического внимания.

Методики для диагностики деструктивного поведения подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями (возраст, цели диагностики и др.), их можно разделить на две большие группы:

- методики для диагностики личностных особенностей (которые оказывают непосредственное влияние на формирование деструктивного поведения). Такие диагностики направлены на исследование морально-нравственных ценностей, которые присущи ребенку или подростку, уровня самоконтроля, психоэмоциональной сферы, коммуникативных навыков, уровня самооценки и самосознания и др.;

- методики для диагностики признаков деструктивного поведения.

Выделяются две основные формы проведения профилактической работы — индивидуальная и групповая. Формы и методы работы зависят от многих факторов:

- возраста;

- особенностей психологического и физиологического развития;

- уровня сформированности деструктивного поведения.

Работа, направленная на коррекцию отклоняющегося поведения, должна включать в себя различные формы и методы работы:

- различные тренинги;

- дискуссии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- круглые столы;

- мозговые штурмы;

- кейсы;

- консультирование;

- арт-терапия и т.д.

В сборнике научных трудов под редакцией Г.В. Новиковой и И.Б. Ум-няшовой «Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся» авторы отмечают, что «неотъемлемой частью психологической работы по профилактике деструктивного поведения детей и подростков является психологическое просвещение родителей (законных представителей) и педагогического коллектива» [14].

Кроме того, в сборнике рассматриваются наиболее важные темы, направленные на повышение психологической компетентности родителей и педагогов в целях профилактики деструктивного поведения детей и подростков:

- возрастные и индивидуальные особенности развития детей и подростков;

- основные условия благоприятного психического развития ребенка;

- причины деструктивного поведения;

- профилактика деструктивного поведения детей и подростков;

- способы урегулирования межличностных конфликтов и др.

В большинстве образовательных организаций основными формами работы с семьей в вопросах профилактики деструктивного поведения детей и подростков являются беседы и консультации. Это наиболее удобная форма работы для педагогов, однако ее эффективность является спорной, так как сложно определить в ходе беседы, насколько полная информация предоставлена, определить фактологию (отделить факты от эмоциональной компоненты) исключая личностное отношение родителя к предоставляемым сведениям. Очевидно, что есть вещи, о которых трудно, стыдно рассказывать, родители детей находят логичные объяснения многим поступкам, тем самым, пытаясь закрыть глаза на возможные трудности.

Групповая работа с педагогами и родителями (законными представителями) включает в себя следующие формы работы:

- семинары-практикумы;

- интерактивные лекции;

- групповые консультации;

- дискуссии;

- форсайт-сессии;

- круглые столы;

- выступления на совещаниях (собраниях);

- тренинги;

- конференции;

- конкурсы и т.д.

Как отмечается авторами монографии «Технологии профилактики и коррекции девиантного поведения в условиях социокультурной деятельности», Зиннуровым Ф.К., Габдулхаковым В.Ф., Чанышевой Г.Г., воспитательная работа в аспекте профилактики деструктивного поведения детей и подростков должна содержать следующие компоненты: «- ценностно-ориентационный компонент (формирование позитивных мотивов, неприятия девиантного поведения и асоциального образа жизни, формирование личностной и социальной ответственности, нормативно-правового сознания);

- познавательный компонент (корректное информирование о деструктивном поведении; формирование критического мышления как ресурса сопротивления вовлечению в деструктивное сообщество);

- эмоционально-волевой компонент (грамотное использование способов саморегуляции в трудных жизненных ситуациях);

- поведенческий компонент (приобретение и закрепление опыта социально-значимой деятельности; создание ситуаций успеха; организация досуга и т.п.);

- рефлексивный компонент (регулярное осмысление, оценивание своего развития, поведения с позиций нравственных ценностей и последующее проектирование самовоспитания)»[15].

В работе Тетерятниковой Л.Н. «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях» отмечается, что анализ девиантологических исследований и практических разработок показал, что система профилактической работы в образовательной организации требует присутствия в своем составе нескольких обязательных блоков [16]:

«- целевой блок (определение основных целей, показателей эффективности, критериев оценки профилактической работы);

- организационный блок (согласование стратегий с научными данными о деструктивном поведении, действующими нормативно-правовыми актами, определение функционала субъектов профилактики в образовательной организации, налаживание взаимодействия с заинтересованными ведомствами и специалистами; проектирование психолого-педагогической деятельности, подготовка программных документов, подготовка педагогов и т.д.);

- «технологический» блок (индивидуальная и средовая диагностика риска и распространенности деструктивного поведения, реализация педагогических действий и мероприятий согласно вышеназванным направлениям);

- оценочно-рефлексивный блок (повторная диагностика или регулярный мониторинг, выявление затруднений; коррекция программы профилактических действий)».

Говоря о профилактике деструктивного поведения детей и подростков в образовательных организациях, нельзя не отметить затруднения, имеющиеся в этом направлении.

Многие работники образовательных организаций не обладают достаточной компетентностью в вопросе профилактики деструктивного поведения. Опросы, проведенные среди педагогов образовательных организаций, показывают, что в педагогическом сообществе преобладают морализаторские суждения о деструктивном поведении, где оценочные суждения (осуждения) преобладают.

Для диагностики деструктивного поведения психологами и педагогами в качестве первичной профилактики чаще всего используется тестирование. Необходимо отметить, что данный метод уместен лишь на этапе третичной профилактики, но совершенно неуместен в данном случае. Более того, своим содержанием он может лишь усугубить ситуацию и привлечь излишний интерес к вопросам девиантности [17].

Кроме того, эффективность использования подобных методик может быть крайне мала в связи с тем, что у респондентов уже имеется установка, согласно которой необходимо давать ответы, которые будут «правильными», — иначе говоря, отмечается «социальная желательность ответов» при прохождении опроса. Таким образом, нельзя говорить о достоверности получаемых в ходе тестирования данных.

Такие методы исследования личностных характеристик, как наблюдение, интервью, анализ рисунков или других творческих работ, могут помочь выявить формирование деструктивного поведения у детей и подростков на ранней стадии, однако они занимают больше времени и требуют больших затрат ресурсов. Ни для кого не секрет, что гораздо проще, с точки

зрения использования и подсчета результатов, применять такую методику, как массовое тестирование [18].

Нельзя не отметить и тот факт, что разработчики различных рекомендаций и памяток по профилактике деструктивного поведения наполняют содержание курсов подготовки педагогов или курсов повышения квалификации статистической или клинико-психологической, психиатрической информацией (рассматриваются суицидальные мотивы), не уделяя должное внимание методикам и технологиям первичной профилактики [19].

Дополнительно обращу внимание на то, что в попытках ведения профилактической работы неграмотное использование методов и механизмов может привести к излишнему интересу к случаям деструктивного поведения. Вместе с тем ученые отмечают, что не следует запрещать обсуждать с детьми и подростками темы, связанные с деструктивным поведением: не стоит лишь углубляться в детализацию и посвящать этому вопросу большое количество времени.

Ученые выделяют еще одну трудность, с которой сталкиваются, — это ожидание быстрого эффекта после «усиления контроля над профилактической работой школы» и появление «стойкого превентивного результата после небольшого количества мероприятий» [20]. Подобная ситуация вновь связана с тем, что педагоги образовательной организации понимают слишком примитивно, упрощенно феномен деструктивного поведения детей и подростков. Не погружаясь в суть вопроса, не изучая причинно-следственные связи деструктивного поведения, педагоги делают ставку на «простоту» содержания профилактической работы, что является ошибкой.

Заключение

Подводя итог сказанному, отметим, что выявленные трудности лишь подтверждают значимость и эффективность первичной профилактики как наиболее успешной, но лишь в том случае, если она грамотная, научно-обоснованная и системная (реализуется регулярно, а не от случая к случаю).

Не менее важное место в профилактике деструктивного поведения детей и подростков отводится семье. Именно дома ребенок создает вокруг себя комфортное пространство для жизни и творчества. То, каким он его видит и создает, может о многом говорить. Согласитесь, будет довольно странно заметить у ранее жизнерадостного подростка, который предпочитал яркие краски в своем интерьере, аксессуарах, одежде, увидеть преобладание черного и его вариаций. От того, насколько чувствительны взрослые к переменам настроения их детей, насколько близки они с детьми эмоционально, зависит уровень психологического комфорта ребенка.

Разработав эффективную модель взаимодействия школы и семьи, можно добиться максимальной эффективности в вопросах раннего выявления

и профилактики деструктивного поведения у детей и подростков.

Список литературы

1. Братусь Е.С. Психология. Нравственность. Культура / Е.С. Братусь. — М.: Менеджер: Роспедагентство. — 1994. — 60 с.

2. Групповой психоанализ. Теория — техника — применение / пер. М.М. Сокольской; научн. и общ. ред. Д.М. Шанаева. — Москва: Verte. — 2009. — 504 с.

3. Гринсон, Ральф Р. Техника и практика психоанализа: пер. с англ. — М.: Когито-Центр. — 2003. — 478 с.

4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В. Панфилова — М.: АСТ. — 2004. — 635 с.

5. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». Сборник статей. — СПб.: Алеф-Пресс. — 2012. — 352 с.

6. Аддиктивное поведение подростков и юношей в системе образования: обзор психол. — пед. исследований / С.А. Минюрова, О.В. Кружкова, И.В. Воробьева, А.И. Матвеева // Образование и наука. — 2022. — Т. 24, № 6. — С. 84-121. — Электронная копия доступна на сайте журн. — URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2762/1094 (дата обращения: 20.02.2023). — Режим доступа: научный журнал «Образование и наука». — Текст: электронный.

7. ЗмановскаяЕ.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Зма-новская. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия». — 2008. — 288 с.

8. Гайворонская И.Б., Фомина Т.Ф., Аманжолова Б.А. Вербовка в экстремистские и террористические организации посредством сети Интернет // Психология и право. — 2020. — Т. 10. — № 4. — С. 152-165.

9. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения: метод. рекомендации для руководителей образовательных организаций / Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, А.О. Казина и др. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ. — 2018. — 112 с.

10. Безенкова Т. А. Роль учреждений дополнительного образования в профилактике аддиктивного поведения подростков: монография / Т. А. Безенкова, О. А. Андриенко. — Электрон. изд. — Магнитогорск: Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова. — 2022. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49729613 (дата обращения:

20.02.2023). — Режим доступа: Научная библиотека E-library. — Текст: после регистрации.

11. Гатальский В.Д. Система педагогическое пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. Диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Гатальский Владимир Дмитриевич; Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств. — СПБ, 2011. — 44 с. — Библиогр.: 41-44. — Место защиты: Российская академия образования «Институт образования взрослых». — Текст: непосредственный.

12. ЛиньковаА. А. Профилактика аддиктивного поведения подростков / А.А. Линькова, В. А. Романьков // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сб. науч. ст. — Витебск. — 2022. — С. 182-186.

13. Пронина Н. А. Профилактика у подростков аддиктивного поведения // Педагогика современности. — 2021. — Вып. 1. — С. 55-57.

14. Умняшова И.Б., Новикова Г.В. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. — 2017. — Том 14. — № 1. — С. 14-18. — URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_ n1/Umnyakova_Novikova (дата обращения: 26.04.2023) — Режим доступа: Портал психологических изданий. — Текст: электронный.

15. Зиннуров Ф.К., Габдулхаков В.Ф., Чанышева Г.Г. Технология профилактики и коррекции девиантного поведения в условиях социокультурной деятельности: монография. — 2-е изд., дораб. — Казань: Центр инновационных технологий. — 2012. — 280 с.

16. Тетерятникова Л.Н. Социально-педагогическая профилактика де-виантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе»: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тетерятникова Людмила Николаевна; Вятский социально-экономический институт. — Кострома, 2009. — 23 с. — Би-билиогр.: с. 20-21. — Текст: непосредственный.

17. Цыганова В. А. Социально-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков / В.А. Цыганова, Г.Г. Бородаева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире: сб. ст. по материалам междунар. науч. — практ. конф., Уфа, 29 мая 2019 г. — Уфа. — 2019. — Ч. 3. — С. 132-136.

18. Шаломова Е.В. Педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков в средних общеобразовательных организациях: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шаломова Елена Викторовна. — Владимирский государственный университет им. А.Н. и Н.Г. Столетовых — Владимир, 2019. — 207 с.

19. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков [Электронный ресурс] / Н.А. Рождественская. — М.: БИНОМ. — 2016. — URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785985633771.html (дата обращения: 26.04.2023). — Режим доступа: Электронная библиотечная система «Консультант студента». — Текст: электронный.

20. СемикинГ.И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, А.С. Миронов. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. — URL: http://www.studentlibrary.ru/ book/ISBN9785703839270.html (дата обращения: 26.04.2023). — Режим доступа: Электронная библиотечная система «Консультант студента». — Текст: электронный.

Сведения об авторе

Садовникова Жанна Витальевна — кандидат педагогических наук, директор ГБОУ Школа № 56 имени академика В.А. Легасова, Москва, Россия. E-mail: sadovnikovaZV1@edu.mos.ru

Analysis of the causes of destructive behavior of children AND adolescents IN MODERN sOCIETY. PREVENTION METHODs

J.V. SADOVNIKOVA

The article analyzes the causes of destructive behavior of children and adolescents in modern society, as well as ways to prevent it. It is shown that the problem of destructive behavior of children and youth is of a massive nature and is closely related to the institutions of socialization, such as the family, school, community of peers.

The importance of the joint work of the family and the school with the involvement of social partners (organizations of culture, sports, social protection, etc.) was emphasized.

Separately, the educational role of the family and educational organization in the prevention of the causes of destructive behavior of children and adolescents is considered. It is noted that the maximum effect in the prevention of destructive behavior can only be achieved by harmoniously combining the systemic work of an educational organization with the family, aimed at forming an attentive attitude to the emotional state of the child, his mood, changes in behavior that have not been previously noted.

The importance of early detection of a child's tendency to destructive behavior or the presence of factors that influence falling into the risk zone (the emergence of new acquaintances, an increase in the time that the child spends communicating in social networks, isolation, susceptibility to a depressive mood, a decadent mood, a state when former entertainment and leisure does not cause positive emotions, lack of interest in what is happening around and the world in general, etc.).

The article reviews the existing developments in the prevention of destructive behavior of children and adolescents, presents an analysis of manuscripts and articles on the study of the features of the formation of destructive behavior of children and adolescents in the social environment, separately notes the importance of the environment and the environment, discusses the methods used to diagnose the formation of destructive behavior, principles of their effective use.

Keywords: upbringing; destructive behavior; risk factors; social environment; mechanisms of formation and distribution of destructive behavior; causes of destructive behavior; the meaning of the family; the role of peers; social environment; types of destructive behavior; addictive behavior; deviant behavior.

References

1. Bratus' E.S. Psikhologiya. Nravstvennost'. Kul'tura / E. S. Bratus'. — M.: Menedzher: Rospedagentstvo. — 1994. — 60 s.

2. Gruppovoi psikhoanaliz. Teoriya — tekhnika — primenenie / per. M.M. Sokol'skoi; nauchn. i obshch. red. D.M. Shanaeva. — Moskva: Verte. — 2009. — 504 s.

3. Grinson, Ral'fR. Tekhnika i praktika psikhoanaliza: per. s angl. — M.: Kogito-Tsentr. — 2003. — 478 s.

4. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoi destruktivnosti / Per. s angl. E.M. Tely-atnikova, T.V. Panfilova — M.: AST. — 2004. — 635 s.

5. Gilinskii Ya.I. Deviantnost', prestupnost' i sotsial'nyi kontrol' v «novom mire». Sbornik statei. — SPb.: Alef-Press. — 2012. — 352 s.

6. Addiktivnoe povedenie podrostkov i yunoshei v sisteme obrazovaniya: obzor psikhol. — ped. issledovanii / S.A. Minyurova, O. V. Kruzhkova, I.V. Vorob'eva, A.I. Matveeva // Obrazovanie i nauka. — 2022. — T. 24, № 6. — S. 84-121. — Elektronnaya kopiya dostupna na saite zhurn. — URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2762/1094 (data obrash-

cheniya: 20.02.2023). — Rezhim dostupa: nauchnyi zhurnal «Obrazovanie i nauka». — Tekst: elektronnyi.

7. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya: (Psikhologiya otklonyayushchegosya po-vedeniya): ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii / E.V. Zmanovskaya. — 5-e izd., ster. — M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya». — 2008. — 288 s.

8. Gaivoronskaya I.B., Fomina T.F., Amanzholova B.A. Verbovka v ekstremist-skie i terroristicheskie organizatsii posredstvom seti Internet // Psikhologiya i pravo. — 2020. — T. 10. — № 4. — S. 152-165.

9. Organizatsiya prosvetitel'skoi raboty s roditelyami po voprosam profilak-tiki deviantnogo povedeniya: metod. rekomendatsii dlya rukovoditelei obrazovatel'nykh organizatsii / N.V. Dvoryanchikov, V.V. Delibalt, A.O. Ka-zina i dr. — M.: FGBOU VO MGPPU. — 2018. — 112 s.

10. Bezenkova T.A. Rol' uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya v pro-filaktike addiktivnogo povedeniya podrostkov: monografiya / T.A. Bezenkova, O.A. Andrienko. — Elektron. izd. — Magnitogorsk: Magnitogor. gos. tekhn. un-t im. G.I. Nosova, 2022. — URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=49729613 (data obrashcheniya: 20.02.2023). — Rezhim dostupa: Nauchnaya biblioteka E-library. — Tekst: posle registratsii.

11. Gatal'skii V.D. Sistema pedagogicheskoe propedevtiki deviantnogo povedeniya uchashcheisya molodezhi: spetsial'nost' 13.00.01 «Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya»: avtoref. Dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora pedagogicheskikh nauk / Gatal'skii Vladimir Dmitrievich; Sankt-Peterburgskii Gosudarstvennyi universitet kul'tury i iskusstv. — SPB, 2011. — 44 s. — Bibliogr.: 41-44. — Mesto zashchity: Rossiiskaya akademiya obrazovaniya «Institut obrazovaniya vzroslykh». — Tekst: neposredstvennyi.

12. Lin'kova A.A. Profilaktika addiktivnogo povedeniya podrostkov / A.A. Lin'kova, V.A. Roman'kov // Povyshenie kachestva professional'noi podgotovki spetsialistov sotsial'noi i obrazovatel'noi sfer: sb. nauch. st. — Vitebsk. — 2022. — S. 182-186.

13. Pronina N.A. Profilaktika u podrostkov addiktivnogo povedeniya // Pedagogika sovremennosti. — 2021. — Vyp. 1. — S. 55-57.

14. Umnyashova I.B., Novikova G. V. Razvitie psikhologo-pedagogicheskoi kom-petentnosti roditelei obuchayushchikhsya [Elektronnyi resurs] // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. — 2017. — Tom 14. — № 1. — S.14-18. — URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Um-nyakova_Novikova (data obrashcheniya: 26.04.2023) — Rezhim dostupa: Portal psikhologicheskikh izdanii. — Tekst: elektronnyi.

15. ZinnurovF.K., Gabdulkhakov V.F., Chanysheva G. G. Tekhnologiya pro-filaktiki i korrektsii deviantnogo povedeniya v usloviyakh sotsiokul'turnoi

deyatel'nosti: monografiya. — 2-e izd., dorab. — Kazan': Tsentr innovatsion-nykh tekhnologii. — 2012. — 280 s.

16. Teteryatnikova L.N. Sotsial'no-pedagogicheskaya profilaktika deviantnogo povedeniya mladshikh podrostkov v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeni-yakh: spetsial'nost' 13.00.02 «Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya (sotsial'noe vospitanie v obshcheobrazovatel'noi i vysshei shkole»: avtorefer-at na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk / Teteryatnikova Lyudmila Nikolaevna; Vyatskii sotsial'no-ekonomicheskii institut. — Kostroma, 2009. — 23s. — Bibiliogr.: s 20-21. — Tekst: neposredstvennyi.

17. Tsyganova V.A. Sotsial'no-pedagogicheskaya profilaktika addiktivnogo povedeniya podrostkov / V.A. Tsyganova, G.G. Borodaeva // Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: innovatika v sovremennom mire: sb. st. po materialam mezhdunar. nauch. — prakt. konf., Ufa, 29 maya 2019 g. — Ufa. — 2019. — Ch. 3. — S. 132-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. ShalomovaE.V. Pedagogicheskie usloviya profilaktiki addiktivnogo povedeniya podrostkov v srednikh obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh: spetsial'nost' 13.00.01 «Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i ob-razovaniya»: avtoreferat na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk / Shalomova Elena Viktorovna. — Vladimirskii gosu-darstvennyi universitet im. A.N. i N.G. Stoletovykh — Vladimir, 2019. — 207s.

19. Rozhdestvenskaya N.A. Deviantnoe povedenie i osnovy ego profilaktiki u podrostkov [Elektronnyi resurs] / N.A. Rozhdestvenskaya. — M.: BINOM. — 2016. — URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785985633771. html (data obrashcheniya: 26.04.2023). — Rezhim dostupa: Elektronnaya bibliotechnaya sistema «Konsul'tant studenta». — Tekst: elektronnyi.

20. Semikin G.I. Profilaktika asotsial'nykh yavlenii i formirovanie zdorovogo obraza zhizni molodezhi [Elektronnyi resurs]: Ucheb. posobie / G.I. Semikin, G.A. Mysina, A.S. Mironov. — M.: Izdatel'stvo MGTU im. N.E. Baumana, 2014. — URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785703839270. html (data obrashcheniya: 26.04.2023). — Rezhim dostupa: Elektronnaya bibliotechnaya sistema «Konsul'tant studenta». — Tekst: elektronnyi.

About the Author

Sadovnikova Zhanna V. — Candidate of Pedagogical Sciences, director

of the State Budgetary Educational Institution School No. 56 named after

Academician V.A. Legasova, Moscow, Russia. E-mail: sadovnikovaZV1@edu.

mos.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.