Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ'

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
484
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКЦИЯ / ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мазина О.Н.

В статье актуализируется проблема профилактики деструктивных явлений в подростковой среде. Представлен анализ разнообразных классификаций факторов (причин, условий возникновения) деструктивного поведения, выявлены специфические механизмы формирования и распространения деструктивного поведения. На основе анализа научно-методических материалов охарактеризованы основные направления профилактической работы деструктивного поведения в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DESTRUCTIVE PHENOMENA IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT

The article actualizes the problem of prevention of destructive phenomena in the adolescent environment. The analysis of various classifications of factors (causes, conditions of occurrence) of destructive behavior is presented, specific mechanisms of formation and spread of destructive behavior are revealed. Based on the analysis of scientific and methodological materials, the main directions of preventive work of destructive behavior in an educational organization are characterized.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»

Мазина О.Н., к.п.н.

доцент

кафедра общей и профессиональной педагогики Оренбургский государственный университет

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация: В статье актуализируется проблема профилактики деструктивных явлений в подростковой среде. Представлен анализ разнообразных классификаций факторов (причин, условий возникновения) деструктивного поведения, выявлены специфические механизмы формирования и распространения деструктивного поведения. На основе анализа научно-методических материалов охарактеризованы основные направления профилактической работы деструктивного поведения в образовательной организации.

Ключевые слова: деструкция, девиация, девиантное поведение, деструктивное поведение, профилактика.

Mazina O.N., Ph.D. of pedagogic sciences

docent

Department of general and professional pedagogy

Orenburg State University

PREVENTION OF DESTRUCTIVE PHENOMENA IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT

Annotation: The article actualizes the problem of prevention of destructive phenomena in the adolescent environment. The analysis of various classifications of factors (causes, conditions of occurrence) of destructive behavior is presented, specific mechanisms of formation and spread of destructive behavior are revealed. Based on the analysis of scientific and methodological materials, the main directions of preventive work of destructive behavior in an educational organization are characterized.

Keywords: destruction, deviation, deviant behavior, destructive behavior, prevention.

Проблема распространения негативных явлений в детско-юношеской среде сегодня не утрачивает своей актуальности, а в какой-то мере даже приобретает новые смыслы и трансформации. И связано это с тем, что социализация современных детей и подростков характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью. Все более усугубляется отчуждение между

поколениями, включающее неприятие детьми и подростками широкого спектра норм и ценностей старших членов общества. Как бы банально это не звучало, но утрачена ценность труда и образования при возрастании ценности досуга, воспринимаемого не как свободное от труда время, а как основная сфера жизнедеятельности. Еще одной особенностью стало тотальное распространение ценностей потребительского общества.

И в этих условиях основными агентами социализации детей и подростков являются уже не социальные институты, а медийно-информационная среда с девиантогенными посылами и стимулами. Таким образом, развлекательно-досуговые и потребительские устремления детей и подростков, подкрепляемые медийно-информационной средой, при одновременном пренебрежении к труду и образованию формируют базис для деструктивного поведения.

Ученые фиксируют стремительную примитивизацию ценностно -смысловой сферы у подрастающих поколений, выявляют в сознании детей и подростков оправдательные установки относительно аддикций, насилия, суицидов, сексуальных патологий. Дети, подростки, молодые люди не только не считают нужным вести борьбу с социальными патологиями, но и даже не осуждают их, демонстрируя равнодушие и цинизм [2]. И как результат - в детско-юношеской среде стал наблюдаться парадокс -девиация, в ее традиционном понимании, становится нормой, а норма, восходящая к основам национальной и общемировой культуры, рассматривается в качестве отклонения.

В связи с этим мы с вами вновь обращаемся к проблеме комплексной профилактики негативных явлений в подростковой среде, но уже с учетом современных тенденций и процессов, затрагивающих подрастающее поколение. И мы говорим о необходимости формирования и развития высокого уровня девиантологической компетентности работников образовательных организаций, опыта реализации профилактических мероприятий в условиях образовательных учреждений.

Говоря о профилактике деструктивных явлений, необходимо остановится на анализе двух крупных проектов, реализуемых в сфере профилактики негативных явлений:

1. Результаты исследований Федерального института оценки качества образования, представленные в виде документа под названием «Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных разработок в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи», которые в свою очередь органически связаны с большой методической работой Министерства просвещения Российской Федерации, направленной на реализацию Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и предназначены для педагогов, специалистов по

воспитательной работе, педагогов-психологов, тьюторов, организаторов и координаторов воспитательной работы в образовательных организациях на муниципальном и региональном уровнях [3].

2. Проект «Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в Интернете у подростков и молодежи - Мы в ответе за цифровой мир» Московского института психоанализа при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) [5].

Основываясь на данных материалах, основной акцент был поставлен на тех девиантогенных посылах и стимулах, которые несет в себе сегодня информационная среда и цифровой мир. Поскольку цифровой мир сегодня - существенная часть жизни многих граждан России, а для российских подростков и молодежи он является важным фактором социализации и личностного развития. Интернет становится пространством не только все новых возможностей, но и рисков, которые, как правило, связаны с различными видами деструктивного онлайн-поведения.

Прежде чем говорить о том, как работать в области профилактики негативных явлений в подростковой среде логично по-новому взглянуть на проблему самих деструктивных проявлений в современных условиях, без понимания которых сложно в полной мере объективно оценить существующую ситуацию в данной области и строить эффективную систему их профилактики. Отметим, что деструктивное поведение - форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество) [1]. В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.

Анализ разнообразных классификаций факторов (причин, условий возникновения) деструктивного поведения позволяет выделить две основные группы:

- средовые причины (которые, в свою очередь, подразделяются на факторы внешней природной среды и факторы социальной среды);

- персональные причины (которые, в свою очередь, подразделяются на персональные биологические факторы и персональные психологические факторы) [4].

Считается, что факторы внешней природной среды и персональные биологические факторы поддаются лишь незначительному влиянию в целях профилактики деструктивного поведения, но необходимо учитывать эти факторы, чтобы минимизировать их воздействие, тогда как факторы социальной среды и персональные психологические факторы вполне поддаются воздействию и изменению в целях профилактики деструктивного поведения.

Совокупность разнообразных средовых и персональных факторов формирует специфические механизмы формирования и распространения деструктивного поведения [6]:

- механизм массовой передачи деструктивного опыта под влиянием крупных социальных групп, основывающийся на культурно обусловленном одобрительном или лояльном отношении к каким-либо деструктивным проявлениям;

- механизм принятия человеком модели деструктивного поведения под давлением авторитетных людей или личностно значимой группы;

- механизм закрепления деструктивности через получение физического и психического удовлетворения от акта деструктивного поведения;

- механизм закрепления деструктивности через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний;

- механизм стимулирования активности посредством деструктивного поведения;

- механизм осознанного саморазрушения, воспринимаемого как самонаказание;

- «оппозиционный» механизм, заключающийся в осознанном противостоянии социальной группе или социуму в целом.

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания педагогов.

Обращаясь к вопросу профилактики, отметим, что профилактика деструктивного поведения традиционно подразделяется на три уровня: первичная, вторичная, третичная.

В нашем исследовании мы остановимся на первичной профилактике (или превенции), предполагающей: нейтрализацию факторов социальной среды и персональных психологических факторов; учет факторов внешней природной среды и персональных биологических факторов; работу с условно здоровой массовой аудиторией, недопущение формирования деструктивных убеждений, мировоззрения и опыта деструктивного поведения.

Направления профилактической работы в образовательной организации включают в себя несколько направлений [5]:

Первое направление - создание в образовательной организации поддерживающе-компенсаторной среды. В рамках этого направления реализуются:

- формирование нравственно-правового пространства в учебном заведении;

- создание психологически комфортной среды, основанной на доброжелательных взаимоотношениях, доверии, сотрудничестве и положительном эмоциональном фоне;

- организация пространства, поддерживающего психофизиологическое здоровье;

- создание «полей выброса энергии» и содействие самореализации учащихся, воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и т.д.

Второе направление - минимизация негативного влияния факторов социальной среды. Представляет собой сочетание социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленных:

- на выявление семейного неблагополучия;

- консультирование родителей в случае затрудненных воспитательных усилий или конфликтных родительско -детских взаимоотношений;

- психолого-педагогическое сопровождение внутрисемейной профилактики деструктивного поведения детей и молодежи;

- налаживание комплексного и регулярного взаимодействия с различными субъектами профилактики деструктивного поведения детей и молодежи (из сферы дополнительного образования, культуры и искусства, правоохранительных органов, физической культуры и спорта, социальной защиты и защиты детства, СМИ и т.д.);

- поддержку конструктивной социально-культурной и волонтерской активности детей и молодежи;

- использование методик конструирования социальной успешности детей и молодежи;

- выявление и поддержку детей и молодежи, находящихся в трудных жизненных ситуациях;

- подготовку детей и молодежи к безопасному использованию медийно-информационного пространства.

Третье направление - формирование, развитие личностных характеристик, предупреждающих деструктивное поведение; коррекция личностных особенностей, выступающих персональными факторами деструктивного поведения. Представляет собой совокупность воспитательной и психолого-педагогической работы (с группой воспитанников и индивидуально) в образовательной организации. Данное направление нацелено на воспитание, формирование качеств личности, повышающих устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов социализации, а также на коррекцию дезадаптивных личностных характеристик, провоцирующих деструктивное поведение (нарушения нормативно-правового сознания; оппозиционная направленность; девиантные ценности и установки; эгоцентрическая фиксация; неблагополучие коммуникативной сферы; эмоциональные нарушения;

неэффективная саморегуляция; нарушения идентичности и поляризация самооценки; когнитивные искажения и др.).

В заключении отметим, что процессы деструктивного воздействия во многом носят организованный характер и представляют собой кампанию долговременного информационно-психологического воздействия на сознание и поведение подростков и молодёжи. Подростки и молодые люди уже сейчас, в школах, на улице, на транспорте подвергают опасности собственную жизнь, жизни окружающих людей и существование общественного порядка в целом. Поэтому важно своевременное выявление и грамотное реагирование на указанные выше внешние проявления внутренней склонности к деструктивности.

Использованные источники:

1. Девиантность в обществе потребления: коллективная монография / под ред. Я.И. Гилинского, Т.В. Шипуновой. - СПб.: Алеф-Пресс, 2012. - 464 с.

2. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб.: Питер; Прогресс книга,

2019. - 349 с.

3. Методические рекомендации для образовательных организаций по определению условий индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением / Л.Ю. Вакорина, Н.Н. Васягина, Ю.А. Герасименко. - Москва: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. - 41 с.

4. Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / под ред. В.В. Коврова. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - 498 с.

5. Солдатова, Г.У. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете: учебно-методическое пособие. / Г.У. Солдатова. - Москва: Когито-Центр, 2019. -176 с.

6. Умняшова, И.Б. Нормативные основания и условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования / И.Б. Умняшова // Психология и право. -

2020. - Т. 10. - № 2. - С. 78-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.