Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРЕВЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипенко Елена Васильевна

В статье анализируется одна из актуальных проблем современной образовательной практики - профилактика девиантного поведения подростков как необходимое условие прогрессивного и безопасного развития общества в частности и цивилизации в целом. При рассмотрении заявленной темы делается акцент на исследовании феномена девиантного поведения, поскольку эффективное осуществление превентивной воспитательной практики требует более глубокого и всестороннего осмысления сути отклоняющегося поведения. Исходя из этого были изучены основные виды отклоняющегося поведения, его ведущие социально-психологические детерминанты, система наиболее устоявшихся научных подходов к толкованию данной научной категории, а также педагогические стратегии профилактики названного вида поведения. Результативность профилактических мероприятий в решающей степени определяется комплексом применяемых форм и методов педагогической превенции, в связи с чем этот аспект также получил отражение в статье. Отдельное внимание уделено проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, так как именно достижение высокого уровня духовности и нравственности как у отдельно взятой личности, так и общества в целом рассматривается в качестве своего рода безусловного гаранта профилактической работы по предупреждению подростковой девиантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

The article deals with one of the urgent problems of modern educational practice - the problem of prevention of deviant behavior of adolescents as a necessary condition for the progressive and safe development of society and civilization as a whole. When examining the problem under consideration, the authors focus on the study of the phenomenon of deviant behavior, since the effective implementation of preventive educational practice requires a deeper and more comprehensive understanding of the essence of deviant behavior. On the basis of this statement, the authors have studied the main types of deviant behavior, its leading socio-psychological determinants, the system of the most adopted scientific approaches to the interpretation of this scientific category, as well as pedagogical strategies for the prevention of this type of behavior. The complex of applied forms and methods of pedagogical prevention crucially determines the effectiveness of preventive measures, and therefore, this aspect is also reflected in our article. Particular attention is paid to the problem of spiritual and moral education of the younger generation. Achieving a high level of spirituality and morality both of an individual and society is considered as a kind of unconditional guarantee of preventive work to prevent adolescent deviance.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

Филипенко Е. В. / Filipenko E. V.

Оригинальная статья

УДК 376.58

DOI: 10.35750/2713-0622-2022-3-308-316

Профилактика девиантного поведения подростков в контексте духовно-нравственного воспитания

Елена Васильевна Филипенко

Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) Filip-1217@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3922-459Х

Аннотация

В статье анализируется одна из актуальных проблем современной образовательной практики - профилактика-девиантного поведения подростков как необходимое условие прогрессивного и безопасного развития общества в частности и цивилизации в целом. При рассмотрении заявленной темы делается акцент на исследовании феномена девиантного поведения, поскольку эффективное осуществление превентивной воспитательной практики требует более глубокого и всестороннего осмысления сути отклоняющегося поведения. Исходя из этого были изучены основные виды отклоняющегося поведения, его ведущие социально-психологические детерминанты, система наиболее устоявшихся научных подходов к толкованию данной научной категории, а также педагогические стратегии профилактики названного вида поведения. Результативность профилактических мероприятий в решающей степени определяется комплексом применяемых форм и методов педагогической превенции, в связи с чем этот аспект также получил отражение в статье. Отдельное внимание уделено проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, так как именно достижение высокого уровня духовности и нравственности как у отдельно взятой личности, так и общества в целом рассматривается в качестве своего рода безусловного гаранта профилактической работы по предупреждению подростковой девиантности.

Ключевые слова

профилактика, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, социализация, духовно-нравственное воспитание, превенция

Для цитирования: Филипенко, Е. В. (2022). Профилактика девиантного поведения подростков в контексте духовно-нравственного воспитания. Российский девиантологический журнал, 2(3), 308-316. ао1: 10.35750/2713-0622-2022-3-308-316.

Original paper

Prevention of deviant behavior of adolescents in the context of spiritual and moral education

Elena V. Filipenko

Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) Filip-1217@mail.ru ORCID: 0000-0003-3922-459Х

© Филипенко Е. В., 2022

Abstract

The article deals with one of the urgent problems of modern educational practice - the problem of prevention of deviant behavior of adolescents as a necessary condition for the progressive and safe development of society and civilization as a whole. When examining the problem under consideration, the authors focus on the study of the phenomenon of deviant behavior, since the effective implementation of preventive educational practice requires a deeper and more comprehensive understanding of the essence of deviant behavior. On the basis of this statement, the authors have studied the main types of deviant behavior, its leading socio-psychological determinants, the system of the most adopted scientific approaches to the interpretation of this scientific category, as well as pedagogical strategies for the prevention of this type of behavior. The complex of applied forms and methods of pedagogical prevention crucially determines the effectiveness of preventive measures, and therefore, this aspect is also reflected in our article. Particular attention is paid to the problem of spiritual and moral education of the younger generation. Achieving a high level of spirituality and morality both of an individual and society is considered as a kind of unconditional guarantee of preventive work to prevent adolescent deviance.

Keywords

prevention, deviant behavior, socialization, spiritual and moral education, prevention

For citation: Filipenko, E. V. (2022). Prevention of deviant behavior of adolescents in the context of spiritual and moral education. Russian Journal of Deviant Behavior, 2(3), 08-316. doi: 10.35750/2713-0622-2022-3-308-316.

Введение

Одним из фундаментальных оснований любого общества является законопослушность всех граждан, что выступает важнейшей детерминантой его успешного и безопасного функционирования. Этим обусловлен социальный заказ образовательным организациям - обеспечить высокую результативность правовой социализации подрастающего поколения, способного выстраивать свою жизнедеятельность в соответствии с нормами закона и общечеловеческой морали.

Однако реализацию социального заказа современной школе во многом сдерживают социально-экономические, идеологические и мировоззренческие трансформации, происходящие в обществе на конкретном этапе его исторического развития, а длительное пребывание в состоянии духовно-нравственного вакуума, вызванного негативными аномическими тенденциями, еще более усугубило кризисную ситуацию в сфере воспитания молодежи. Вследствие этого де-виантность как явление социального порядка, набирающее обороты в последние десятилетия, вызывает обоснованное беспокойство со стороны научной общественности и педагогов-практиков.

Отечественные ученые отмечают, что такие важные агенты правовой социализации, как семья, образовательные организации и средства массовой информации, все чаще оказывают не только противоречивое, но порой и явно негативное воздействие на характер социализации подростков (Самыгин и др., 2016). В частности, С. В. Книжникова полагает, что сегодня «основными агентами социализации детей являются уже не семья и государство в лице социальных институтов, проявляющих патерналистскую заботу, а ме-дийно-информационная среда с девиантогенными посылами и стимулами» (Книжникова, 2021, с. 3). Дей-

ствительно, виртуальная среда значительно влияет на процесс расширения социальных девиаций современных подростков, когда в сфере их интересов начинают превалировать социально осуждаемые модели поведения. Как верно утверждает Д. Г. Шкаев: «Виртуальная реальность, выраженная в игре или ином приложении, позволяет раскрыться тем чертам личности, которые в обычной жизни не находят одобрения или поддержки у окружения, или же, что более пагубно, сформироваться совершенно новым установкам, девиантным и критически опасным» (Шкаев, 2020, с. 53). Влияние информационной культуры активизирует «скрытую программу социализации» через неконтролируемое взрослыми стихийное влияние интернет-пространства. Отрицательное воздействие многочисленных негативных факторов позволит предупредить эффективная превентивная система, которая способна существенно скорректировать формирование девиантной направленности личности на всех этапах ее социализации (Trainidad, 2021).

Обзор литературы

Проблема профилактики девиантного поведения подростков всегда была и остается актуальной областью исследовательских интересов отечественных ученых1 (Зиннуров, 2011; Алексеев, 2012; Клейберг, 2014) и находит всестороннее освещение в трудах зарубежных исследователей (Kazdin, 1987; Childs et al., 2016; Gottfredson, 2018; Powell et al., 2019). Особенно активно заявленная проблема изучается в русле юридических, философских, социологических и психолого-педагогических знаний, которые служат методологическим основанием для теоретического осмысления обоих феноменов - девиантного поведения и его профилактики. Следует подчеркнуть, что девиантное поведение как научная категория весьма активно исследуется

1 Аванесов, Г. А. (1980). Криминология и социальная профилактика: учебник. Москва: Изд-во Акад. МВД СССР.

Филипенко Е. В. / Filipenko E. V.

учеными разных научных областей, чем и объясняется отсутствие единого подхода в понимании и трактовке заявленного феномена.

Так, Я. И. Гилинский определяет социальные девиации, девиантность (deviance) как «социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям. А девиантное поведение (deviant behavior) - поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям» (Гилинский, 2012, с. 157).

Е. В. Змановская также полагает, что девиантно-сти как социально-психологическому явлению свойственна своего рода разбалансировка трех важнейших процессов социализации - социальной адаптации, социально-психологической интеграции и индивидуализации посредством самореализации. Рассогласование межличностных контактов и социального взаимодействия личности (группы) обусловливает обострение противоречий. Закономерными последствиями девиации являются следующие: недостаточность (неэффективность) социальной адаптации к окружающей среде; заниженная активность в интеграции постулируемых в обществе ценностей и слабый уровень их интерио-ризации; превалирование процессов индивидуализации и направленность на девиантную самореализацию (Змановская, 2013). Таким образом, девиантное поведение трактуется Е. В. Змановской как «внешнее проявление девиантности в форме повторяющихся действий, получающих негативную общественную оценку, представляющих объективную угрозу для личности или общества, но одновременно имеющих высокую индивидуальную значимость вследствие их направленности на компенсацию нарушений в системе социальных отношений личности (группы)» (Зманов-ская, 2013, с. 190).

Интерес представляет точка зрения Ю. А. Клейбер-га, который считает, что практически все социальные девиации являются следствием ценностно-нормативной деформации личности и дисфункции социальных систем (Клейберг, 2014).

Интегрированное знание о сущности девиантного поведения и его концептуальное обоснование, диалектическое единство теории и практики образуют своего рода превентологический и аддиктологический фундамент профилактической деятельности специалистов в сфере предупреждения девиантного поведения подрастающего поколения. Однако проблеме педагогической превенции подростковой девиантности долгие годы не уделялось

должное внимание, так как основной акцент ученые делали на обеспечение психолого-педагогической коррекции названного вида поведения. Между тем любое асоциальное явление, как известно, лучше заранее предупредить, чем устранять его негативные последствия, а потому мы солидарны с Г. А. Аванесовым в том, что профилактику надо начинать заранее, поскольку любая профилактика может рассматриваться как ранняя, если она опережает совершение преступления2. На важность своевременного предупреждения тех или иных отклонений в личностном развитии индивида обращает внимание С. Л. Алексеев, который трактует профилактику как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» (Алексеев, 2012, с. 94).

ЧЧ

Интегрированное знание о сущности девиантного поведения и его концептуальное обоснование, диалектическое единство теории и практики образуют своего рода превентологический и аддиктологический фундамент профилактической деятельности специалистов в сфере предупреждения девиантного поведения подрастающего поколения

Исследуя проблему профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, многие современные ученые склонны относить к предупредительным мероприятиям следующие: психолого-педагогическое сопровождение (Лосева, 2021; Чечикова, 2022); целенаправленный процесс ресоциализации подростков (Москвина, Миронов, 2016); комплекс превентивных мер, направленных на формирование социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков (Паатова, 2017); оказание педагогической помощи и поддержки развивающейся личности на определенном этапе ее жизненного пути (Бакланова и др., 2018); формирование адаптивных стратегий, обеспечивающих реализацию социально одобряемых форм по-

2 Аванесов, Г. А. (1980). Криминология и социальная профилактика: учебник. Москва: Изд-во Акад. МВД СССР.

Pedagogical research and prevention of deviant behavior

ведения (Смирнов, 2018). Из сказанного становится очевидным, что эффективность воспитательно-профилактической деятельности достигается посредством проектирования таких педагогических условий, как:

- создание максимально комфортной коммуникативной среды жизнеобитания воспитанников, базирующейся на принципах гуманности, взаимного уважения, открытости и доверительности;

- выработка компенсаторных механизмов замещения психологических свойств и качеств, содействующих стимулированию социально неодобряемой активности;

- устранение личностных проблем подростков, детерминирующих девиантное поведение;

- своевременное нивелирование дисфункциональных воздействий и негативных факторов окружающей реальности;

- осуществление коррекции стратегий личностного развития подростков за счет усиления аксиологической составляющей их социальной ориентации (Зиннуров, 2011).

Таким образом, процесс педагогической превенции следует осуществлять в русле аксиологического подхода, позволяющего через реализацию проверенных временем ценностных координат задать гуманистический вектор развития современного образования в целом. Это поможет образовательным организациям в полной мере обеспечить осуществление социального заказа на формирование высоконравственных, законопослушных, социально активных граждан, способных жить в соответствии с правовыми нормами и моральными законами общества. В связи с этим мы разделяем позицию М. И. Гореликова, утверждающего, что специфика и характер современного воспитания должны, прежде всего, сдерживать эскалацию обесценивания в подростковой и молодежной среде извечных духовно-нравственных оснований, согласующихся с общечеловеческой моралью. Однако кардинально изменить ситуацию в сторону положительной динамики можно при условии целенаправленного и последовательного осуществления духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, предполагающего максимально возможное расширение духовных горизонтов детей и подростков, формирования у них способности мыслить и оперировать нравственно-этическими категориями, сознательно следовать примерам воинской и трудовой доблести, товарищества, дружбы, любви и подлинного гуманизма.

Методология, методы и материалы исследования

В процессе теоретического осмысления заявленной проблемы мы ставили перед собой цель апробировать

методический арсенал форм и методов духовно-нравственного воспитания, образующих основу профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков.

Реализации названной цели послужили следующие задачи:

1) формирование у подростков осознанной потребности в деятельности просоциального и нравственно ориентированного характера;

2) расширение социального и нравственного кругозора воспитанников с последующей выработкой умения верно оперировать морально-этическими категориями;

3) стимулирование способности к ценностному осмыслению и восприятию подростками предлагаемого их вниманию воспитательно-дидактического материала в целях повышения общего уровня их эмоционально-нравственной отзывчивости, повышения уровня нравственной культуры как важнейших педагогических условий предупреждения подростковых девиаций.

Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию подростков как необходимого условия профилактики их отклоняющегося поведения проводилась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса МАОУ «СОШ № 30» города Стерлитамак Республики Башкортостан, где в качестве объектов исследования выступили обучающиеся 6-7-х классов в количестве 56 человек.

Первоначальная информация была получена в ходе применения такого диагностического метода, как целенаправленное наблюдение за групповой и индивидуальной деятельностью воспитанников. Мы выяснили, что обучающиеся (в силу свойственных подросткам тенденций к сепарации и автономии от взрослых) с большим энтузиазмом принимают участие в тех видах деятельности, инициаторами которых выступают сами. К деятельности просоциального характера, организуемой по директиве педагогов, демонстрируют индифферентное отношение; при побуждении к действиям оценочного характера проявляют пассивность, а порой и лояльность к социально неодобряемым поступкам.

В процессе педагогической диагностики моти-вационной активности подростков и определения системы их ценностных координат был применен метод опроса, цель которого состояла в выяснении источника приобретения воспитанниками морально-этических знаний и представлений, влияющих на результативность их духовно-нравственного воспитания. К основным информационным ресурсам мы отнесли две важные сферы: сферу повседневного жизнеобитания подростка, представленную семьей, микросредой и образовательным учреждением, и культурно-идеологическую сферу, включающую

Филипенко Е. В. / Filipenko E. V.

в себя такие значимые средства формирования мировоззрения и идейно-нравственного кругозора личности, как средства массовой информации, интернет-ресурсы, театр и пр. Результаты проведенного опроса показали, что 50 % респондентов (из общего количества 56 человек) сведения о тех или иных нравственных ценностях и нормах получают в основном в школе - в ходе урочной и внеурочной деятельности, 39 % опрошенных - от родителей, на иные источники информации сослались всего 11 % подростков.

Поскольку полученные детьми знания не всегда усваиваются ими правильно, мы провели анкетирование, ориентированное на выяснение уровня осознанного понимания обучающимися сущности отдельных этических категорий, что составляет фундаментальное основание духовно-нравственной культуры личности. Вопросы в предложенной анкете имели целью выяснение степени значимости для подростков определенных этико-семантических констант, что находит отражение в их отношении к окружающим людям, животным, природной и социальной среде своего жизнеобитания. В ходе проведенного анализа мы выяснили, что лишь 45 % подростков отличает активная жизненная позиция, вследствие которой они способны на сопереживание и готовность прийти на помощь любому, кто в этом нуждается.

С учетом полученных данных с обучающимися была проведена этическая беседа на тему «Чем опасно равнодушие?», в процессе которой оказалось, что смысловое содержание категории «равнодушие» дети понимают вполне адекватно, выражая при этом однозначно негативное отношение к носителям подобного качества. Однако применительно к себе подростки объясняли названное личностное свойство как проявление скромности, уравновешенность, стремление к бесконфликтности.

Нами также была использована методика незаконченных предложений. Обучающимся было предложено продолжить начатые предложения, например: «Самое ценное для меня в жизни - это...», «Достойно жить -значит...», «Порядочный человек - это.» и др. Анализ полученных результатов показал, что такие человеческие качества, как «порядочность», «гуманность», «милосердие», были отнесены большинством обучающихся к категориям несовременных и неактуальных. Следует отметить, что в ответах подростков практически не встречались такие ценности, как «честь», «альтруизм», «долг», «труд», что свидетельствует, на наш взгляд, о некоторой девальвации этих ценностей среди современной молодежи. Определенную настороженность вызвали следующие ценности: «стремление к богатству» (в интерпретации подростков, это одна из важнейших составляющих жизни и возможность достижения личных целей без особых на то усилий); «любовь к себе» (ассоциировалась у опрошенных

с эгоизмом, самовлюбленностью и самолюбованием); «умение вовремя приспособиться» (в смысловой трактовке подростков означало «удобно и с выгодой для себя использовать обстоятельства и отношения с людьми»); «физическая сила» (значимое, по мнению подростков, средство, выступающее в определенных ситуациях способом межличностной коммуникации и завоевания авторитета) и т. д. Вместе с тем в суждениях обучающихся обнаружилось явное противоречие: с одной стороны, они выступали за сильного человека, способного выжить в сложных условиях современного социума, наделенного «железной хваткой» и умением действовать в собственных интересах, буквально «идти по головам», а с другой - категорически не желали, чтобы в их ближайшем окружении находились подобные личности. В целом, анализ полученных результатов показал, что в ответах обучающихся превалировали ориентация на себя, личные интересы и собственное благополучие, что свидетельствовало о предпочтении ценностей эгоистического и прагматического характера, некоторой оторванности имеющихся потребностей от реальных возможностей их достижения, об искажении понимания истинных общечеловеческих ценностей.

Необходимо отметить, что проведенное диагностическое исследование позволило нам спроектировать дальнейшую воспитательную и коррекционно-профи-лактическую работу, направленную на предупреждение нежелательных проявлений в поведении отдельных обучающихся.

Содержательный аспект нашей опытно-экспериментальной работы сводился к формированию у подростков умения обнаруживать различные причинно-следственные связи в человеческих действиях и поступках, адекватно отражать их логику. На выработку подобного рода умений были направлены занятия этического характера. При рассмотрении тем, представленных в данном блоке, мы применяли разнообразные формы организации воспитательной деятельности духовно-нравственного порядка. В числе наиболее продуктивных и популярных оказались такие традиционные формы, как классные часы, диспуты, тематические вечера, викторины и т. п. Например, диспуты были проведены на следующую тематику: «Много ли нужно людям для счастья?», «Что такое „добро с кулаками"?», «Бывает ли зависть белой?», «Всегда ли ложь во благо?», «Лучше ли быть одному, чем вместе с кем попало?».

Диспуты позволяют максимально полно выявить аксиологическую направленность личности, ее мировоззренческий потенциал, систему жизненных ценностей и характер отношения к окружающей действительности. Умело управляя ходом этической дискуссии, педагог способен выработать у обучающихся систему должных моральных понятий и представлений относительно принципиально важных вопросов человече-

ского бытия, задать педагогически верное направление развитию их духовно-нравственных ориентаций.

При проведении классных часов подросткам были предложены на выбор различные темы. Свой выбор они сделали в пользу следующих тем: «Я в мире будущего», «Заповедь: „Не укради!" в нашей жизни», «Почему человек есть мера всех вещей?», «Интернет в моей жизни: за и против». Педагогическая ценность подобных классных часов состоит в их высоком информационно-познавательном, диагностическом и ценностно-мировоззренческом потенциале, что позволяет в итоге получить весьма объективную картину специфики духовно-нравственного развития современных школьников и своевременно выявить отдельные деструктивные проявления и суждения, представляющие опасность для морального здоровья как самого подростка, так и для его ближайшего окружения.

П

Умело управляя ходом этической дискуссии, педагог способен выработать у обучающихся систему должных моральных

понятий и представлений относительно принципиально важных вопросов человеческого

бытия, задать педагогически верное направление развитию их духовно-нравственных ориентаций

ьь

Обязательным методическим условием результативности воспитательных мероприятий было проведение так называемого рефлексивного анализа, суть которого состояла в совместном обсуждении каждого из мероприятий, выяснении вопросов целепола-гания и целедостижения, определении позитивных и негативных моментов, нахождении путей возможного решения возникших проблем. Подобного рода работа содействует формированию у подростков ценных навыков продуктивной мыслительной деятельности, способности к критическому мышлению, ответственности за принятые решения и результаты своих поступков.

На первоначальном этапе экспериментальной работы наше внимание было обращено на то, что подростки испытывали явные затруднения в выявлении тех или иных моральных качеств и свойств (например, не могли дать характеристику своему другу или описать достоинства собственных родителей). Позже, вследствие несомненной результативности проведенных нами воспитательных мероприятий, уже у 76 % опрошенных подростков проявилась способность этически верно трактовать и интерпретировать моральные категории, отмечать их сущностные характеристики, что является безусловным свидетельством высокого уровня развития их словесно-логического мышления. На заключительной стадии (как показали данные педагогического наблюдения) между обучающимися улучшились межличностные контакты, подростки стали демонстрировать примеры объективной самооценки, взаимного уважения, обнаружили способность к проявлению толерантности и высокий для их возраста уровень самокритичности.

Результаты исследования

На завершающей стадии экспериментальной работы мы проследили динамику изменения ценностных ориентаций подростков, взяв за основу метод ранжирования. Его цель заключалась в определении уровня сформированности социальных и нравственных приоритетов обучающихся. В ходе специального опроса выяснялись личностные предпочтения обучающихся, которым было дано задание расположить по степени значимости из двадцати предложенных десять особо значимых для себя жизненных ценностей. В число наиболее избираемых ценностей у подростков попали следующие: здоровье, деньги, любовь, дружба, карьера, уверенность в себе, самостоятельность и т. п. Таким образом, полученные диагностические результаты доказывают, что первоначально ценностные ориентации подростков отличались преимущественно эгоистической и прагматической направленностью. После проведения серии воспитательных мероприятий духовно-нравственного порядка произошла значительная корректировка ценностных приоритетов подростков, в сферу предпочтений которых вошли нравственные ориентации, такие как чувство долга, отзывчивость, справедливость и порядочность. Несмотря на то что в сфере личностных приоритетов, как и прежде, доминируют ценности материального свойства, что вполне объяснимо с позиций духа нашего времени, возрастающая значимость для подростков нравственных императивов является несомненным доказательством результативности проведенной воспитательной практики.

Позитивная динамика была подтверждена и в ходе применения диагностической методики незаконченного предложения. На начальном этапе опытно-

Филипенко Е. В. / Filipenko E. V.

экспериментального исследования подростки мыслили исключительно в пределах вещно-ориентированной и прагматической тематики. На завершающей стадии их рассуждения приобрели уже более нравственную тональность, поскольку все чаще в сферу подростковых фантазийных проектов и развернутых ответов попадали не только личные интересы, но и интересы общечеловеческие, затрагивающие как собственные потребности, так и нужды отдельных людей и даже всего человечества в целом.

Выводы

Проведенное исследование показало, что духовно-нравственное воспитание как фундаментальное основание базовой культуры личности объективно может выступать действенным способом профилактики отклоняющегося поведения подростков, успешно предупреждая девиантную направленность личности и побуждая ее к созидательной деятельности просоци-ального характера.

По сути, именно духовно-нравственное воспитание является своего рода ведущим превентивным условием предупреждения подростковой девиантности, поскольку в полной мере обеспечивает постановку и реализацию важной социально-образовательной цели, прогнозируя возможные трансформации и осуществляя своевременную коррекцию тех или иных отклонений посредством целенаправленного контроля и педагогического управления. Духовно-нравственное воспитание, таким образом, активно содействует успешной реализации стратегий педагогической превенции, среди которых В. Г. Соловьянюк-Кротова выделяет следующие:

- стратегия всеобъемлющей профилактики, которая предусматривает максимальное нивелирование всех негативных факторов, влияющих на формирование девиантного поведения. Ее реализация требует создания на государственном уровне мощной профилактической системы, берущей под тщательный и всесторонний контроль практически все сферы общественной жизни, где приоритетной должна выступать именно духовно-нравственная сфера;

- персональная стратегия личностно ориентированной профилактики, выстраиваемая в соответствии с индивидуально-личностными особенностями каждого ребенка. Здесь требуется осуществить широкомасштабную фронтальную диагностику всех

без исключения обучающихся, чтобы в последующем дифференцировать их по основным типам девиаций и наметить систему конкретных превентивных либо интервенционных мер, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения;

- стратегия оперативного реагирования, позволяющая эффективно разрешить проблему подростковых девиаций на самом раннем этапе их возникновения (Соловьянюк-Кротова, 2010).

Подобного рода профилактическая практика предусматривает оптимальную организацию социально-педагогической среды, широкое морально-этическое и социальное информирование воспитанников по всем вопросам их жизнедеятельности, целенаправленное социальное научение жизненно ценным умениям и навыкам, организацию просоци-альной деятельности как альтернативной отклоняющемуся поведению, создание валеологических основ жизнедеятельности и пропаганды здорового образа жизни, актуализацию внутренних ресурсов и минимизацию негативных издержек социально неодобря-емого поведения.

Проводимая воспитательно-профилактическая работа образовательными организациями должна осуществляться, в первую очередь, в рамках персональной стратегии и стратегии оперативного реагирования. Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков должны быть реализованы посредством таких функций, как психолого-педагогическое обеспечение, защитно-охранительная, воспитательная, регулятивно-превентивная функции, а также функция педагогического контроля и коррекции поведения.

Осуществляя педагогическую деятельность по профилактике девиантного поведения подростков в ходе духовно-нравственного воспитания, мы пришли к выводу, что примененная нами методика обладает должным воспитательным потенциалом, направляет активность подростков в русло освоения общечеловеческих ценностей и усвоения ими норм и регламен-таций морально-этического и социально-правового характера. Очевидно, что превенция подростковой де-виантности в процессе духовно-нравственного воспитания формирующейся личности подростков способна осуществляться успешно и должна получать развитие не только в системе общеобразовательной школы, но и в практике семейного воспитания.

Список литературы

Алексеев, С. Л. (2012). Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект.

Казанский педагогический журнал, 3(93), 94-102. Бакланова, Н. К., Потапов, Д. А., Бакланов, К. В. (2018). Девиантное поведение подростков: основы

профилактики. Наука и школа, 4, 82-86. Гилинский, Я. И. (2012). Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». Сборник статей. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Алеф-Пресс».

Гореликов, М. И. (2017). Особенности духовно-нравственного воспитания подростка в современных условиях социализации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 3, 27-34.

Зиннуров, Ф. К. (2011). Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография. Казань: Казанский юридический институт МВД России.

Змановская, Е. В. (2013). Структурно-динамическая концепция девиантного поведения. Вестник ТГПУ, 5 (133), 189-195.

Клейберг, Ю. А. (2014). Основы психологии девиантного поведения: монография. Москва: Алеф-Пресс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книжникова, С. В. (2021). Научно-педагогические идеи о профилактике девиантного поведения детей в условиях школы: обзор диссертационных исследований за период 2000-2020 гг. Концепт, 10, 1-18.

Лосева, О. А. (2021). Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников, склонных к девиантному поведению. Наука и реальность/Science & Reality, 3 (7), 29-31.

Москвина, Е. В., Миронов, Д. Д. (2016). Коррекционно-развивающая среда специального учебно-воспитательного учреждения как условие ресоциализации подростков делинквентного поведения. Педагогическое образование в России, 3, 76-81.

Паатова, М. Э. (2017). Формирование социально-личностной жизнеспособности в процессе социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в учреждениях закрытого типа. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 1 (193), 40-45.

Смирнов, А. В. (ред.) (2018). Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации: коллективная монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.

Самыгин, П. С., Попов, М. Ю., Самыгин, С. И. (2016). Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества. Вестник РУДН. Серия: Социология, 16(2), 295-303.

Соловьянюк-Кротова, В. Г. (2010). Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2.

Чечикова, И. В. (2022). Педагогическое сопровождение подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних: автореф. ... канд. пед. наук. Москва.

Шкаев, Д. Г. (2020). Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал, 3, 49-54.

Childs, K. K., Davidson, M., Potter, R. H., & Rosky, J. W. (2016). Exploring the Structure of Adolescent Problem Behaviors and the Associated Adult Outcomes. Deviant Behavior, 37:1, 95-113. https://doi.org/10.1080/01639625.2014.983018

Gottfredson, M. R. (2018). General Theory and Global Criminology: Childhood Environments, Problem Behaviors, and a Focus on Prevention. Asian Journal of Criminology, 13, 347-365. https://doi.org/10.1007/s11417-018-9275-z

Kazdin, A. E. (1987). Conduct disorders in childhood and adolescence. Newbury Park, CA: Sage Publications.

Powell, Z. A., Craig, J. M., Piquero, A. R., Baglivio, M. T., & Epps, N. (2019). Delinquent Youth Concentration and Juvenile Recidivism. Deviant Behavior, 42(7), 821-836. https://doi.org/10.1080/01639625.2019.1701622

Trinidad, J. E. (2021). Childhood adversity and deviant peers: Considering behavioral selection and cultural socialization pathways. Children and Youth Services Review, 121, 105844. https://doi.org/10.1016/jxhildyouth.2020.105844

References

Alekseev, S. L. (2012). Profilaktika deviantnogo povedeniya molodezhi: psihologo-pravovoj aspekt. Kazanskij pedagogich-eskij zhurnal, 3(93), 94-102.

Baklanova, N. K., Potapov, D. A., Baklanov, K. V. (2018). Deviantnoe povedenie podrostkov: osnovy profilaktiki. Nauka i shkola, 4, 82-86.

Gilinskij, Ya. I. (2012). Deviantnost', prestupnost' i social'nyj kontrol' v «novom mire». Sbornik statej. Sankt-Peterburg: Izda-tel'skij Dom «Alef-Press».

Gorelikov, M. I. (2017). Osobennosti duhovno-nravstvennogo vospitaniya podrostka v sovremennyh usloviyah social-izacii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika, 3, 27-34.

Zinnurov, F. K. (2011). Pedagogicheskaya sistema profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyah sociokul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Kazan': Kazanskij yuridicheskij institut MVD Rossii.

Zmanovskaya, E. V. (2013). Strukturno-dinamicheskaya koncepciya deviantnogo povedeniya. Vestnik TGPU, 5 (133), 189-195.

Klejberg, Yu. A. (2014). Osnovy psihologii deviantnogo povedeniya: monografiya. Moskow: Alef-Press.

Knizhnikova, S. V. (2021). Nauchno-pedagogicheskie idei o profilaktike deviantnogo povedeniya detej v usloviyah shkoly: obzor dissertacionnyh issledovanij za period 2000-2020 gg. Koncept, 10, 1-18.

Филипенко Е. В. / Filipenko E. V.

Loseva, O. A. (2021). Osobennosti psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya mladshih shkol'nikov, sklonnyh k devi-antnomu povedeniyu. Nauka i real'nost'/Science & Reality, 3 (7), 29-31.

Moskvina, E. V., Mironov, D. D. (2016). Korrekcionno-razvivayushchaya sreda special'nogo uchebno-vospitatel'nogo uchrezhdeniya kak uslovie resocializacii podrostkov delinkventnogo povedeniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 3, 76-81.

Paatova, M. E. (2017). Formirovanie social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti v processe social'no-pedagogicheskoj reabil-itacii deviantnyh podrostkov v uchrezhdeniyah zakrytogo tipa. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universite-ta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya, 1 (193), 40-45.

Smirnov, A. V. (red.) (2018). Profilaktika deviantnogo povedeniya obuchayushchihsya v usloviyah obrazovatel'noj organi-zacii: kollektivnaya monografiya. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet.

Samygin, P. S., Popov, M. Yu., Samygin, S. I. (2016). Pravovaya socializaciya molodezhi v usloviyah krizisnogo sostoyaniya sovremennogo rossijskogo obshchestva. Vestnik RUDN. Seriya: Sociologiya, 16(2), 295-303.

Solov'yanyuk-Krotova, V. G. (2010). Strategii profilaktiki deviantnogo povedeniya starsheklassnikov. Informacionnyj gu-manitarnyj portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», 2.

Chechikova, I. V. (2022). Pedagogicheskoe soprovozhdenie podrostkov, sostoyashchih na uchete v otdeleniyah po delam nesovershennoletnih: avtoref. ... kand. ped. nauk. Moskva.

Shkaev, D. G. (2020). Virusy razuma, cifrovaya religiya i mifologiya deviacij: social'no-filosofskoe sopostavlenie. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 3: Filosofiya. Referativnyj zhurnal, 3, 49-54.

Childs, K. K., Davidson, M., Potter, R. H., & Rosky, J. W. (2016). Exploring the Structure of Adolescent Problem Behaviors and the Associated Adult Outcomes. Deviant Behavior, 37:1, 95-113. https://doi.org/10.1080/01639625.2014.983018

Gottfredson, M. R. (2018). General Theory and Global Criminology: Childhood Environments, Problem Behaviors, and a Focus on Prevention. Asian Journal of Criminology, 13, 347-365. https://doi.org/10.1007/s11417-018-9275-z

Kazdin, A. E. (1987). Conduct disorders in childhood and adolescence. Newbury Park, CA: Sage Publications.

Powell, Z. A., Craig, J. M., Piquero, A. R., Baglivio, M. T., & Epps, N. (2019). Delinquent Youth Concentration and Juvenile Recidivism. Deviant Behavior, 42(7), 821-836. https://doi.org/10.1080/01639625.2019.1701622

Trinidad, J. E. (2021). Childhood adversity and deviant peers: Considering behavioral selection and cultural socialization pathways. Children and Youth Services Review, 121, 105844. https://doi.org/10.1016/jxhildyouth.2020.105844

Информация об авторе: About the author:

Елена Васильевна Филипенко - кандидат педагогиче- Elena V. Filipenko - candidate of pedagogical Sciences,

ских наук, доцент. associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 09.06.2022 Одобрена после рецензирования 01.08.2022 Опубликована 29.10.2022

Submitted June 9, 2022

Approved after reviewing August 8, 2022

Accepted October 29, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.