Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
640
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОЕ РИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ / ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ / РУФЕРЫ / СТАЛКЕРЫ / ТРЕЙСЕРЫ / СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / ОСТРЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасименко Юлия Алексеевна, Адушкина Ксения Валериевна

В настоящее время наблюдается рост числа новых видов рискованного деструктивного поведения подростковруферов», «сталкеров», «трейсеров»), которые приводят к трагическим событиям, несчастным случаям, потере здоровья и летальному исходу. По данным Всемирной организации здравоохранения, проявление рискованного поведения усиливается в возрасте 12-16 лет. Цель исследования: изучить особенности подростков, практикующих рискованное поведение, и определить эффективные методы психолого-педагогического воздействия, направленные на профилактику рискованного поведения среди подростков. На основе деятельностного подхода выделяется основная стратегия психолого-педагогической профилактики рискованного деструктивного поведения подростков - не ограничивать активность индивида, склонного к риску, запретами и порицаниями, а поддерживать, изучать и направлять на конструктивные виды деятельности, создавая ситуацию успеха. В ходе исследования определены общие и специфические черты респондентов, склонных к различным видам рискованного поведения «руферов», «сталкеров» и «трейсеров» (склонность к риску, фрустрированность требований, мотивационная сфера), которые учитывались при разработке превентивных мер рискованного деструктивного поведения. Основными для всех групп подростков являются субъективные - нравственные установки (жизненная ценность, ответственность за поступки, потребности в саморазвитии, признании, общении) и объективные (знание последствий рискованного поведения, возможность позитивной альтернативной замены). Определены актуальные направления психолого-педагогической профилактики и родительской ответственности во взаимодействии с подростками. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения по теме «Научно-методическое обеспечение коррекционных и профилактических программ в сфере употребления несовершеннолетними обучающимися психоактивных веществ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасименко Юлия Алексеевна, Адушкина Ксения Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF RISKY DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Currently, there is an increase in the number of new types of risky destructive behavior of ado-lescents (“rufers”, “stalkers”, “tracers”), which lead to tragic events, accidents, loss of health and death. According to the World Health Organization, the manifestation of risky behavior increases at the age of 12-16 years. The purpose of the study: to study the characteristics of adolescents practicing risky behavior and to determine effective methods of psychological and pedagogical influence aimed at preventing risky behavior among adolescents. Based on the activity approach, the main strategy of psychological and pedagogical prevention of risky destructive behavior of adolescents is highlighted - not to limit the activity of an individual prone to risk with prohibitions and censures, but to support, study and direct to constructive activities, creating a situation of success. The study identified common and specific features of respondents, prone to various types of risky behavior of “rufers”, “stalkers” and “tracers” (risk aversion, frustrated requirements, motivational sphere), which were taken into account when developing preventive measures of risky destructive behavior. The main ones for all groups of adolescents are subjective - moral attitudes (life value, responsibility for actions, needs for self-development, recognition, communication) and objective (knowledge of the consequences of risky behavior, the possibility of a positive alternative replacement). The current directions of psychological and pedagogical prevention and parental responsibility in interaction with adolescents are determined. The study was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education on the topic “Scientific and methodological support of correctional and preventive programs in the field of the use of psychoactive substances by underage students”.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.013.42 DO110.26170/2079-8717_2022_05_19

ББК Ч466.464 ГРНТИ 15.31.31 Код ВАК 5.3.1

Герасименко Юлия Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия,

г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: gerasimenkou@yandex.ru

Адушкина Ксения Валериевна,

кандидат психологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия,

г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: korkva@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деструктивное рисковое поведение; трудные подростки; поведение подростков; профилактическая работа; профилактика деструктивного поведения; психолого-педагогическая профилактика; работа с подростками; руферы; сталкеры; трейсеры; склонность к риску, острые ощущения

АННОТАЦИЯ. В настоящее время наблюдается рост числа новых видов рискованного деструктивного поведения подростков («руферов», «сталкеров», «трейсеров»), которые приводят к трагическим событиям, несчастным случаям, потере здоровья и летальному исходу. По данным Всемирной организации здравоохранения, проявление рискованного поведения усиливается в возрасте 12-16 лет. Цель исследования: изучить особенности подростков, практикующих рискованное поведение, и определить эффективные методы психолого-педагогического воздействия, направленные на профилактику рискованного поведения среди подростков. На основе деятельностного подхода выделяется основная стратегия психолого-педагогической профилактики рискованного деструктивного поведения подростков - не ограничивать активность индивида, склонного к риску, запретами и порицаниями, а поддерживать, изучать и направлять на конструктивные виды деятельности, создавая ситуацию успеха. В ходе исследования определены общие и специфические черты респондентов, склонных к различным видам рискованного поведения «руферов», «сталкеров» и «трейсеров» (склонность к риску, фрустрированность требований, мотивационная сфера), которые учитывались при разработке превентивных мер рискованного деструктивного поведения. Основными для всех групп подростков являются субъективные - нравственные установки (жизненная ценность, ответственность за поступки, потребности в саморазвитии, признании, общении) и объективные (знание последствий рискованного поведения, возможность позитивной альтернативной замены). Определены актуальные направления психолого-педагогической профилактики и родительской ответственности во взаимодействии с подростками. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения по теме «Научно-методическое обеспечение коррекционных и профилактических программ в сфере употребления несовершеннолетними обучающимися психоактивных веществ».

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Герасименко, Ю. А. Психолого-педагогическая профилактика рискованного деструктивного поведения подростков / Ю. А. Герасименко, К. В. Адушкина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 163-169. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2022_05_19.

Gerasimenko Yulia Alekseevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Adushkina Ksenia Valerievna,

Candidate of Psychology, .Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF RISKY DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

KEYWORDS: destructive risk behavior; difficult teenagers; adolescent behavior; preventive work; prevention of destructive behavior; psychological and pedagogical prevention; work with teenagers; roofers; stalkers; tracers; risk taking, thrill

ABSTRACT. Currently, there is an increase in the number of new types of risky destructive behavior of adolescents ("rufers", "stalkers", "tracers"), which lead to tragic events, accidents, loss of health and death. According to the World Health Organization, the manifestation of risky behavior increases at the age of 12-16 years. The purpose of the study: to study the characteristics of adolescents practicing risky behavior and to determine effective methods of psychological and pedagogical influence aimed at preventing risky behavior among adolescents. Based on the activity approach, the main strategy of psychological and pedagogical prevention of risky destructive behavior of adolescents is highlighted - not to limit the activity of an individual prone to risk with prohibitions and censures, but to support, study and direct to constructive activities, creating a situation of success. The study identified common and specific features of respondents, prone to various types of risky behavior of "rufers", "stalkers" and "tracers" (risk aversion, frustrated re-

© Герасименко Ю. А., Адушкина К. В., 2022

quirements, motivational sphere), which were taken into account when developing preventive measures of risky destructive behavior. The main ones for all groups of adolescents are subjective - moral attitudes (life value, responsibility for actions, needs for self-development, recognition, communication) and objective (knowledge of the consequences of risky behavior, the possibility of a positive alternative replacement). The current directions of psychological and pedagogical prevention and parental responsibility in interaction with adolescents are determined. The study was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education on the topic "Scientific and methodological support of correctional and preventive programs in the field of the use of psychoactive substances by underage students".

FOR CITATION: Gerasimenko, Yu. A., Adushkina, K. V. (2022). Psychological and Pedagogical Prevention of Risky Destructive Behavior of Adolescents. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 163-169. DOI: 10.26I70/2079-8717_2022_05_19.

Современный культурный, интеллектуальный и технический прогресс инициирует интерес и стремление подростков и молодежи к экстремальному, рискованному, опасному поведению. Серьезную озабоченность вызывают новые формы поведения, которые связаны с риском, слова «руферы», «сталкеры», «трейсеры» и другие пополнили лексикон современных подростков. Агенты социальных сетей (блоге-ры, тиктокеры), являясь доверительными лицами подростков, активно пропагандируют деструктивное рискованное поведение, продвигая идею героизма. Значимым фактором риска являются личностные особенности подростков: импульсивность, независимость, склонность к доминированию, признанию успеха, испытанию себя. Рост числа новых видов рискованного деструктивного поведения подростков приводит к трагическим событиям, несчастным случаям и летальному исходу. По данным Всемирной организации здравоохранения, беспрецедентные масштабы рискованного поведения подростков и юношей в возрасте 12-16 лет диктуют острую необходимость целенаправленной системной профилактической работы [1, с. 239; 5, с. 53-58].

В современном мире новые виды спорта приобретают популярность: мотогонки, дайвинг, виндсерфинг, альпинизм, спелеология, парапланеризм, банджи-джампинг («тарзанка») и другие. Примерами рискованного деструктивного поведения могут быть известные случаи экстремальных прыжков с Эйфелевой башни, Пизанской башни, со статуи Христа в Рио-де-Жанейро. На Урале бейсджамперы совершили прыжки с недостроенной телебашни в Екатеринбурге (220 м), с моста города Каменск-Уральского и с трубы завода СУМЗ в городе Ревда. Риск привлекает случайных людей, профессионально неподготовленных, в силу психологических особенностей ими становятся подростки. Потребность в автономии, самоутверждении, признании, испытании, получении удовольствий, новых впечатлений остается неудовлетворенной ни в семье, ни в школе [6, с. 119; 12, с. 17].

Фрустрированные потребности подростков трансформируются в рискованное пове-

дение и получение удовольствия от преодоления опасных ситуаций. Насыщение жизненным однообразием возникает у подрастающего поколения из-за отсутствия значимой цели в жизни, в то же время желание получать удовольствие любым способом становится главным смыслом существования. Психиатр-криминалист М. В. Виноградов пишет: «В подростковом возрасте не хватает положительных эмоций, необходим адреналин. Искатели острых ощущений получают удовольствие и ради кайфа готовы рисковать жизнью». Довольно часто это приводит к преступной деятельности, экстремальным видам спорта, частым летальным исходам и социально неприемлемым формам опасных видов субкультур, таких как «руфинг» (восхождение на крыши высотных зданий и небоскребов), «сталкерство» (исследование заброшенных зон и поиск различных ценных вещей), «серфинг» или «зацепинг» (проезд на крышах, переходных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа)), опасное селфи - вид фотосъемки, при которой выбор места или объекта для фото связан с повышенной опасностью [8, с. 257-281].

В интернет-сообществах создаются многочисленные сайты, форумы, где происходит обмен фото- и видеоинформацией, планируются массовые акции, способствуя развитию рискованного деструктивного поведения среди младших подростков 12-13 лет, проявляющих активность в перечисленных субкультурах. Также наблюдается распространенность рискованного поведения среди девушек [7, с. 38-39].

Все виды рискованного деструктивного поведения (диггерство, руфинг, зацепинг, сталкерство, опасное селфи) подростков опасны и требуют особого внимания исследователей, педагогов, психологов, сотрудников социальных служб и образовательных организаций.

В научных исследованиях психологических особенностей подростков, представляющих девиантную субкультуру, особое внимание уделяется влиянию личностных ценностей на рискованное поведение. Исследовано влияние самооценки на склонность к риску подростков, влияние волевой и эмоциональной сферы на выбор экстремальных

видов деятельности и спорта. В контексте когнитивных исследований склонность к риску сравнивали с локусом контроля. Рискованное поведение рассматривалось как диссо-циальное расстройство личности, если оно чрезмерно проявлялось [9, с. 13-17].

В психолого-педагогических исследованиях можно выделить основные направления изучения рискованного деструктивного поведения: как проявление импульсивных реакций [4, с. 38-39]; как поведение, опосредованное нарушением эмоционально-волевой сферы [14, с. 276]; как ситуационная характеристика деятельности, которая заключается в относительно неблагоприятных последствиях в ситуации неопределенности; как мотивация достижения успеха [14, с. 293]; как специфические психологические особенности поведения личности; как диспози-циональная личностная ценность; как профессиональная ориентация личности; как специфика чувств и мыслей субъекта; как неизбежность выбора между несколькими действиями: менее привлекательным, но надежным и более привлекательным, но менее надежным; как снижение инстинкта самосохранения у подростков, вызывающее привыкание [3, с. 67-73]; как феномен «неоправданного оптимизма» или «иллюзии неуязвимости», когда подростки обесценивают последствия риска и преувеличивают возможности в реальной ситуации [13, с. 589].

Анализ литературы позволил определить понятие рискованного поведения как целенаправленной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, предполагающей добровольное принятие риска для здоровья или жизни субъекта, что приводит к неблагоприятным последствиям. Эффективность психолого-педагогической профилактики представляется нам успешной на основе деятельностного подхода, так как в данном случае специально организованная деятельность позволяет осуществлять взаимодействие с внешней средой через реализацию мотивов. В рамках этого подхода содержание рискованного поведения может быть определено как ложная потребность, а основной механизм его развития -«смещение мотива на цель». Таким образом, основная стратегия профилактической работы - не ограничивать активность индивида, склонного к риску, запретами и порицаниями, а поддерживать, изучать и направлять на конструктивные виды деятельности, создавая ситуацию успеха, подчеркивать уникальность личности в индивидуальных стратегиях поведения [11, с. 47].

Цель исследования: изучить особенности подростков, практикующих рискованное поведение (на примере «руферов», «сталкеров», «трейсеров»), и определить эффектив-

ные формы, методы психолого-педагогического воздействия, направленные на профилактику рискованного поведения среди подростков. В нашем исследовании приняли участие 84 подростка в возрасте от 13 до 16 лет, обучающиеся восьмого и девятого классов образовательных организаций города Екатеринбурга. Подростки и юноши зарегистрированы в группах социальных сетей, 46 из которых представляют субкультуру «руферов» - это обучающиеся, практикующие прогулки по крышам зданий; 27 - субкультуру «сталкеров», увлекающихся проникновением на заброшенные территории, от больших зданий заводов, больниц до старых брошенных построек, и 11 человек -«трейсеры» или «зацеперы», практикующие проезд на крышах поездов, трамваев. Отметим, что среди 84 респондентов были девушки в количестве 9 человек, представляющие субкультуру «руферов». 7 мальчиков -подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: двое из-за многочисленных задержаний за проникновение на охраняемую территорию, пять человек - за проезд на подножке трамваев и автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования (ст. 12.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях п.1) и проезд по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ).

В исследовании были использованы эмпирические методы: анкета А. Г. Шмелева «Склонность к риску», цель которой - определить склонности к риску респондентов на основе выявленных черт характера; методика Цукермана (1995) «Диагностика потребности в поиске ощущений», цель - определение потребностей в ощущениях различного рода; методика Е. В. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» с целью определения существования внутреннего конфликта респондентов; анкета о мотивах выбора рискованного поведения. Достоверность результатов обеспечивается применением при обработке данных коэффициента корреляции ^критерия Пирсона, Стьюдента и Вилкоксона (программа Statistica 6.0).

В результате проведенного исследования было определено существенное различие показателей склонности к риску у диагностируемых групп «руферов», «трейсеров» и «сталкеров» в зависимости от специфики представленной рискованной ситуации. Высокие показатели «перехода к риску» отмечаются у группы «руферов» и «трейсеров», получены средние значения в группе «сталкеров» и у девушек группы «руферов».

У всех обучающихся выявлен экстер-нальный тип передачи ответственности в

области неудач, что в данном случае объясняет проявление ими рискованного поведения, они склонны объяснять свои действия ложными рассуждениями и зависимостью от социальной среды. Также общая черта, характерная для всех участников эксперимента, - высокий уровень экстернальности в отношении здоровья, что характеризует низкую значимость категории здоровья.

В группе «руферов» и «трейсеров» обучающиеся отличаются высоким уровнем напряженности мотивационной сферы (:=-1,89; р<0,05). Потребность в новых впечатлениях, самовыражении и активности наиболее выражена у «руферов» (=-2,31; р<0,05).

У группы «сталкеров» выражена фруст-рированность потребностей в признании и общении (:=-2,73; р<0,01). Им свойственно менее значимое отношение к близким людям: семье (№ :=2,14; р<0,01 р<0,01), матерям (№ :=2,02; р<0,01) по сравнению с группами «руферов» и «трейсеров».

Также обучающиеся всех групп демонстрируют потребность в поиске острых ощущений (адреналина), которая достигает высокого уровня (:=0,2; р<0,01). Показатель разницы между их значимостью и доступностью для обучающихся достигает уровня внутреннего конфликта (RIV=7,69). При этом потребность в признании имеет высокий уровень мотивации (:=0,3; р<0,01). В группе «руферов» и «трейсеров» наблюдается устойчивая тенденция поведения «принятия борьбы» (1=-1,93; р<0,01) и «независимости» (:=-2,04; р<0,01).

Определены общие и специфические психологические особенности респондентов, склонных к различным видам рискованного поведения. Обучающиеся группы «сталкеров» меньше демонстрируют склонность к риску, при этом наблюдаются фрустрированность потребности в признании и общении, слабость близких отношений в семье. У обучающихся групп «руфе-ров» и «трейсеров» значимых различий не обнаружено, отмечен высокий показатель склонности к риску, фрустрированы потребности в новых впечатлениях, самовыражении и активности, устойчивая тенденция поведения «принятия борьбы» и «независимости». Подросткам всех групп свойственно обесценивание базовых экзистенциальных ценностей, рискованное поведение является привлекательным, воспринимается ими как поступок, заслуживающий восхищения, стремление получить новый опыт, ощущения, несмотря на опасность и угрозу здоровью и жизни. Таким образом, происходит недооценивание опасности, причем мальчики более склонны к рискованному поведению, чем девочки, в нем они видят меньшую угрозу для здоровья, не

учитывают негативные последствия и не собираются от него отказываться. Получение адреналина настолько захватывает, что подростки готовы повторно рисковать даже после переживания неудач и ранений. Результатом и подтверждением риска являются фотоснимки, которые затем демонстрируются в интернет-сообществах.

В анкетном опросе определилась мотивация к риску у мальчиков - получение адреналина, у девочек - возможность привлечь к себе внимание, получить признание и самоутвердиться.

Сами подростки при ответе на вопрос о возможных вариантах альтернативных способов риска указывали на желание заниматься экстремальным спортом (33 ответа), путешествовать (29 ответов), работать (19 ответов), единичные ответы (4 ответа) касались желания проводить время за компьютерными играми, что в настоящее время под запретом со стороны родителей.

Учитывая наличие признаков рискованного поведения обучающихся, было выбрано направление вторичной профилактики, которая нацелена не только на выявление лиц с признаками деструктивного поведения, но и на устранение факторов риска путем включения подростков в пси-хокоррекционные мероприятия.

При разработке профилактических воздействий учитывались полученные эмпирическим путем факторы, предупреждающие рискованное деструктивное поведение, к ним относятся субъективные - цен-ностно-ориентационные установки (ценность жизни, ответственность за поступки, потребности в саморазвитии, признании, общении) и объективные (информированность о последствиях рискованного поведения, возможность положительной альтернативной замены), в результате чего выделены содержательные компоненты:

- ценностно-ориентационный компонент (формирование нормативно-правового сознания, неприятия неоправданного риска, развитие социально одобряемых мотивов, конструктивной направленности, альтернативного поведения и личностно-социальной ответственности);

- когнитивный компонент (формирование критического мышления и ассертив-ности как ресурса сопротивления вовлечению в деструктивное поведение);

- эмоционально-волевой компонент (развитие саморегуляции и самоконтроля);

- поведенческий компонент (приобретение опыта конструктивной, социально значимой и досуговой деятельности; создание ситуации успеха);

- рефлексивный компонент (осознанная оценка поведения с позиций нрав-

ственных ценностей и проектирование самовоспитания).

В профилактической работе применялась преимущественно тренинговая форма в сочетании с методами: моделирование ситуаций, квесты, ролевые, спортивные игры (в том числе скалолазание, экстрим-парк), социальные видеоролики, дискуссии, обратная связь и др.

Уникальность профилактической работы заключается в инновационном подходе профилактического взаимодействия по принципу «равный равному». Равный (Peer) - человек, принадлежащий к той же социальной группе, что и целевая аудитория (подростки с рискованным поведением). Принцип «равный - равному» основан на теории поведения, утверждающей, что личность меняется не потому, что имеет знания и образцы поведения, а в результате убеждений близких и пользующихся доверием авторитетов, равных по социальному или групповому статусу. Только поведение «равного» может стать убедительным примером для подражания, мотивировать на здоровый образ жизни, пропагандировать ответственное поведение, в том числе через сеть Интернет.

В работе с подростками, практикующими рискованное деструктивное поведение, соблюдались принципы:

1. Планирование и реализация профилактической работы с учетом возрастных и субкультурных особенностей подростков с рискованным поведением.

2. Учет потребностей группы подростков с рискованным поведением.

3. Участие «равных» на всех этапах реализации профилактики и их мотивация к работе.

4. Вовлечение значимого окружения в профилактический процесс работы.

5. Гендерный подход (под гендерным подходом понимаем физиологическое разделение на группу мальчиков и девочек) в планировании и реализации программы [10, с. 109].

В профилактике рискованного поведения обучающихся предлагаем использовать стратегию, направленную, во-первых, на снижение факторов риска, оказывающих негативное влияние на развитие подростка и провоцирующих социально рискованные виды поведения (на основе видеороликов учим оценивать риск; исключаем провоцирующие на риск факторы, развиваем чувство ответственности и ценности собственной жизни), во-вторых, на усиление факторов защиты от риска, которые понижают степень возникновения рисков и способствуют формированию компетенций и успешной социализации школьников. Та-

ким фактором могут служить компенсация острых ощущений подростков через альтернативные социально одобряемые виды деятельности, направленность воспитательной системы на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения, хобби и интересы (примером может служить бесплатный современный экстрим-парк «Горизонт» в г. Березовский Свердловской области). Из числа сверстников или обучающихся старшего возраста («равный») выбирается сильный лидер, тренер, кумир, готовый вести за собой и стать образцом для подражания.

Спорт позволяет познать безграничные возможности собственного организма, вместо погружения в иллюзорный мир деструктивного риска. При этом сочетаются увлечение интересным занятием, командное сплочение, сохранение и укрепление здоровья [15, с. 42].

Параллельно проводятся профилактические занятия с обучающимися в форме социальных проектов, нацеленные на осмысление духовно-нравственных ценностей и организацию мероприятий, согласующихся с ценностями сохранения и укрепления здоровья.

Подтверждением эффективности реализованных мероприятий является наличие статистически достоверных различий (расчет осуществлялся с помощью ^критерия Стьюдента) между первоначальными данными и данными, полученными после проведенной вторичной профилактики у всех групп респондентов. Экстернальный тип ответственности в области неудач сменился на интернальный, а уровень экстернально-сти в отношении здоровья значительно снизился 0=4,25, р=0,01), так как у обучающихся поменялось представление о рискованном поведении, появились убеждения о возможностях использования риска для достижения высоких результатов в спортивной деятельности; повысилась ориентация на социально одобряемые ценности, связанные с риском: у группы «сталкеров» (г=3,79, р=0,01); у обучающихся групп «руферов» и «трейсеров» (г=3,6о, р=0,01). Иллюзия собственной неуязвимости, преобладание аффективного опыта рискованной активности у «руферов» и «трейсеров» (г=4,30, р=0,05) сменились рациональным противопоставлением безопасности и опасности (г=3,29, р=0,05).

У группы «сталкеров» отмечается значимое отношение к близким людям 0=3,84, р=0,01), ранее у данной группы констатировалось отчуждение от ближайшего окружения по сравнению с группами «руферов» и «трейсеров».

У девочек по сравнению с мальчиками в

профилактических эффектах значимой разницы не обнаружено, кроме одного: у мальчиков преобладают ценности «достижения» О=3,90, р=0,001), у девочек - «безопасность» 0=3,27, р=0,001), напомним, ранее этих ценностей у данных групп респондентов не наблюдалось.

Таким образом, противодействие вовлечению подростков в нежелательные формы рискового поведения не может быть представлено только карательными, репрессивными методами, необходимо создать условия для направления активности лиц с влечением к риску в социально приемлемые виды рискового поведения.

Достоинством программы является нацеленность на осмысление общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и организацию мероприятий, согласующихся с ценностями сохранения и укрепления здоровья. Результатом профилактики на уровне сознания являются установки, соответствующие смысложизненным ориента-циям, которые по мере взросления транс-

формируются в сознательно принятые жизненные принципы, а на деятельностном уровне - в культурные социально одобряемые формы поведения, показателем которых является нравственная направленность жизни и деятельности.

Результатами психолого-

педагогической профилактики стали следующие достижения: появился интерналь-ный тип ответственности в области неудач у всех групп респондентов, подростки с рискованным поведением стали лучше дифференцировать конструктивный и неконструктивный риск, научились соотносить степень опасности риска с собственными физическими возможностями появилась ценность «достижения» у мальчиков и ценность «безопасности» у девочек; взаимодействие группы «сталкеров» с ближайшим окружением (родителями) стало основываться на взаимном принятии, увеличилось число респондентов, совершающих рискованные поступки под руководством тренера в спортивной секции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнштейн, Н. Правильные и неправильные интерпретации между восприятием риска и рискованным поведением / Н. Вайнштейн, М. Николич // Психология здоровья. - 1994. - № 3. - С. 235-245.

2. Водяха, С. А. Влияние интернета на психологическое благополучие подростков / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха. - Текст : электронный // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2020. - Т. 2, № 2. - С. 35-43. - URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/8080.

3. Ворошилин, С. И. Психогенетический и этологический подходы к классификации нехимических (поведенческих) зависимостей / С. И. Ворошилин // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире. - 2009. - С. 59-76.

4. Ворошилин, С. И. Рассмотрен вопрос классификации патологического рискованного поведения антисоциального характера и факторов его распространения на примере «трейнсиорфинга» («зацепин-га») / С. И. Ворошилин // Тюменский медицинский журнал. - 2009. - № 1. - С. 38-40.

5. Герасименко, Ю. А. Механизмы психологической защиты подростков с разными видами аддик-тивного поведения / Ю. А. Герасименко, С. А. Ноздрина // Актуальные проблемы психологии личности. -Екатеринбург, 2020. - С. 52-58.

6. Ильин, Е. П. Психология риска / Е. П. Ильин. - Москва : Питер, 2012. - 286 с.

7. Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением / Л. Ю. Вакорина, Н. Н. Васягина, Ю. А. Герасименко, И. В. Пестова. - М. : ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. - 41 с.

8. Лопес, Л. Л. Между надеждой и страхом: психология риска / Л. Л. Лопес. - Текст : электронный // Достижения в экспериментальной социальной психологии. - М., 2009. - С. 255-295. - URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-73799-7_1.

9. Ниазашвили, А. Г. Индивидуальные различия склонности к риску в различных социальных ситуациях личностного развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ниазашвили А. Г. - М., 2007. - 26 с.

10. Прайс, Р. К психологии ситуаций: интерактивная перспектива / Р. Прайс. - М., 1999. - С. 106-112.

11. Ройсамб, Э. Подростковый риск: Модели поведения играют роль эмоций и познания / Э. Рой-самб. - Осло : Университет Осло, 2008. - С. 46-53.

12. Солнцева, Г. Н. О психологическом содержании понятия «риск» / Г. Н. Солнцева // Вестник Московского университета. Психология. - 1999. - № 14. - С. 14-22.

13. Frager, R. Personality & Personal Growth (6th edition) / R. Frager, J. Fadiman. - Prentice Hall : Upper Saddle River, NJ, 2005. - Р. 583-592.

14. Olson, J. Study identifies gene in mice that may control risk-taking behavior in humans / J. Olson // Science Daily. - 2013. - March 11.

15. Thomson, C. J. The 521 C/T variant in the dopamine-4-receptor gene (DRD4) is associated with skiing and snowboarding behavior / C. J. Thomson, C. W. Hanna, S. R. Carlson, J. L. Ruper // Scandinavian journal of medicine & science in sports. - 2012. - DOI: 10.nn/sms.12031.

REFERENCES

1. Vainshtein, N., Nikolich, M. (1994). Pravil'nye i nepravil'nye interpretatsii mezhdu vospriyatiem riska i riskovannym povedeniem [Right and Wrong Interpretations between Risk Perception and Risky Behavior]. In Psikhologiya zdorov'ya. No. 3, pp. 235-245.

2. Vodyakha, S. A., Vodyakha, Yu. E. (2020). Vliyanie interneta na psikhologicheskoe blagopoluchie po-drostkov [The Influence of the Internet on the Psychological Well-Being of Adolescents]. In Vestnik psikhologii i pedagogiki Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. Vol. 2. No. 2, pp. 35-43. URL: http://journal.asu.ru/vfp/ article/view/8080.

3. Voroshilin, S. I. (2009). Psikhogeneticheskii i etologicheskii podkhody k klassifikatsii nekhimicheskikh (povedencheskikh) zavisimostei [Psychogenetic and Ethological Approaches to the Classification of Non-chemical (Behavioral) Addictions]. In Psikhologicheskie problemy razvitiya i sushchestvovaniya cheloveka v sovremen-nom mire, pp. 59-76.

4. Voroshilin, S. I. (2009). Rassmotren vopros klassifikatsii patologicheskogo riskovannogo povedeniya an-tisotsial'nogo kharaktera i faktorov ego rasprostraneniya na primere «treinsiorfinga» («zatsepinga») [The Issue of Classification of Pathological Risky Behavior of an Antisocial Nature and the Factors of Its Distribution Is Considered on the Example of "Training" ("Hooking")]. In Tyumenskii meditsinskii zhurnal. No. 1, pp. 38-40.

5. Gerasimenko, Yu. A., Nozdrina, S. A. (2020). Mekhanizmy psikhologicheskoi zashchity podrostkov s raznymi vidami addiktivnogo povedeniya [Psychological Defense Mechanisms of Adolescents with Different Types of Addictive Behavior]. In Aktual'nyeproblemy psikhologii lichnosti. Ekaterinburg, pp. 52-58.

6. Ilyin, E. P. (2012). Psikhologiya riska [Psychology of Risk]. Moscow, Piter. 286 p.

7. Vakorina, L. Yu., Vasyagina, N. N., Gerasimenko, Yu. A., Pestova, I. V. (2018). Metodicheskie rekomendatsii dlya obrazovatel'nykh organizatsii po opredeleniyu individual'noi profilakticheskoi raboty dlya obuchayush-chikhsya s deviantnym povedeniem [Guidelines for Educational Organizations to Determine Individual Preventive Work for Students with Deviant Behavior]. Moscow, FGBNU «Tsentr zashchity prav i interesov detei». 41 p.

8. Lopes, L. L. (2009). Mezhdu nadezhdoi i strakhom: psikhologiya riska [Between Hope and Fear: The Psychology of Risk]. In Dostizheniya v eksperimental'noi sotsial'noi psikhologii. Moscow, pp. 255-295. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-73799-7_1.

9. Niazashvili, A. G. (2007). Individual'nye razlichiya sklonnosti k risku v razlichnykh sotsial'nykh situ-atsiyakh lichnostnogo razvitiya [Individual Differences in Risk Appetite in Various Social Situations of Personal Development]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 26 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Price, R. (1999). Kpsikhologii situatsii: interaktivnayaperspektiva [Toward the Psychology of the Situation: An Interactive Perspective]. Moscow, pp. 106-112.

11. Roysamb, E. (2008). Podrostkovyi risk: Modelipovedeniya igrayut rol' emotsii ipoznaniya [Adolescent Risk: Behavior Patterns Play a Role Emotions and Cognitions]. Oslo, Universitet Oslo, pp. 46-53.

12. Solntseva, G. N. (1999). O psikhologicheskom soderzhanii ponyatiya «risk» [On the Psychological Content of the Concept of "Risk"]. In VestnikMoskovskogo universiteta. Psikhologiya. No. 14, pp. 14-22.

13. Frager, R., Fadiman, J. (2005). Personality & Personal Growth. 6th edition. Prentice Hall, Upper Saddle River, NJ, pp. 583-592.

14. Olson, J. (2013). Study Identifies Gene in Mice that May Control Risk-Taking Behavior in Humans. In Science Daily. March 11.

15. Thomson, C. J., Hanna, C. W., Carlson, S. R., Ruper, J. L. (2012). The 521 C/T Variant in the Dopamine-4-Receptor Gene (DRD4) is Associated with Skiing and Snowboarding Behavior. In Scandinavian journal of medicine & science in sports. DOI: 10.nn/sms.12031.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.