Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ НРАВСТВЕННОГО ЗАКАЛИВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ НРАВСТВЕННОГО ЗАКАЛИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФИЛАКТИКА / СРЕДСТВО / РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна, Якунин Вадим Николаевич

Актуальность темы исследования продиктована озабоченностью государства и общества, ученых, педагогов-практиков, родителей проблемами взросления детей и молодежи, их физическим, психическим, социальным здоровьем в ситуации трансформации социально-экономического развития страны, результаты которого затронули жизненно важные сферы и социальные институты. В периоды трансформации общественных отношений и жизненных укладов подрастающие поколения из-за недостатка опыта ориентации в изменениях, происходящих в микросоциуме и макросреде, очень часто оказываются в группе социального риска, подвергаются влияниям деструктивных факторов, демонстрируют различные варианты рискованного поведения. Цель исследования - выявить и обосновать совокупность педагогических условий и методику использования нравственного закаливания обучающихся старшего школьного возраста в процессе профилактики их рискованного поведения. Задачи исследования: раскрыть сущность понятия «рискованное поведение» и охарактеризовать его особенности в старшем школьном возрасте; проанализировать современные подходы и способы профилактики рискованного поведения несовершеннолетних; рассмотреть нравственное закаливание с позиции педагогического средства превенции рискованного поведения старшеклассников; разработать комплекс предупредительных мер и логику их реализации для обеспечения минимизации причин и факторов рискованного поведения с использованием нравственного закаливания; определить эффективность использования нравственного закаливания как средства профилактики рискованного поведения обучающихся. Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретический материал, эмпирические данные, выводы и обобщения могут выступать основой для разработки методических рекомендаций, инновационных технологий превентивной деятельности, обогащения фактами и методиками дисциплин психолого-педагогического цикла в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Адаптированные диагностические методики могут быть использованы при разработке профилактических и мониторинговых программ в образовательных организациях различных типов и видов, во внеурочной деятельности, в подготовке и повышении квалификации классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, преподавателей основ безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна, Якунин Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREVENTION OF RISKY BEHAVIOR OF HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF MORAL HARDENING

The relevance of the research topic is dictated by the concern of the state and society, scientists, teachers, practitioners, parents with the problems of growing up children, adolescents, youth, their physical, mental, social health in a situation of transformation of the country's socio-economic development, the results of which affected vital areas and social institutions. During periods of transformation of social relations and lifestyles, the younger generations, due to a lack of experience in orienting themselves in the changes taking place in the microsociety and the macroenvironment, very often find themselves in a group of social risk, become exposed to the influence of destructive factors, demonstrate various options for risky behavior. The purpose of the study is to identify and substantiate a set of pedagogical conditions and methodology for using the moral hardening of older students in the prevention of their risky behavior. Research objectives are to reveal the essence of the concept of “risk behavior” and to characterize its features in senior school age; to analyze modern approaches and methods to prevent risky behavior of minors; consider moral hardening from the position of a pedagogical means of preventing risky behavior of high school students; develop a set of preventive measures and the logic of their implementation to ensure the minimization of the causes and factors of risky behavior using moral hardening; to determine the effectiveness of the use of moral hardening as a means of preventing risky behavior of students. The practical significance of the study is determined by the fact that the theoretical material, empirical data, conclusions and generalizations can serve as the basis for the development of methodological recommendations, innovative technologies for preventive activities, enrichment with facts and methods of the disciplines of the psychological and pedagogical cycle in colleges and universities. Adapted diagnostic methods can be used in the development of preventive and monitoring programs in educational institutions of various types and kinds, in extracurricular activities, in the training and advanced training of class teachers, social teachers, educational psychologists, and life safety teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ НРАВСТВЕННОГО ЗАКАЛИВАНИЯ»

Научная статья УДК 37.01

Б01: 10.20323/2658-428Х-2022-2-15-107-123 ББ№ ШОБВР

Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания

Жанна Анатольевна Захарова1^, Вадим Николаевич Якунин2

1 Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома

Заместитель начальника факультета радиотехнического обеспечения полетов авиации ФГКОУ ВО «Ярославское высшее военное училище ПВО», г. Ярославль 1аппа_7@таЛ.ган, https://orcid.org/0000-0001-8795-1535 2уа&т_уакитп@Ьк.гц

Аннотация. Актуальность темы исследования продиктована озабоченностью государства и общества, ученых, педагогов-практиков, родителей проблемами взросления детей и молодежи, их физическим, психическим, социальным здоровьем в ситуации трансформации социально-экономического развития страны, результаты которого затронули жизненно важные сферы и социальные институты.

В периоды трансформации общественных отношений и жизненных укладов подрастающие поколения из-за недостатка опыта ориентации в изменениях, происходящих в микросоциуме и макросреде, очень часто оказываются в группе социального риска, подвергаются влияниям деструктивных факторов, демонстрируют различные варианты рискованного поведения.

Цель исследования - выявить и обосновать совокупность педагогических условий и методику использования нравственного закаливания обучающихся старшего школьного возраста в процессе профилактики их рискованного поведения.

Задачи исследования: раскрыть сущность понятия «рискованное поведение» и охарактеризовать его особенности в старшем школьном возрасте; проанализировать современные подходы и способы профилактики рискованного поведения несовершеннолетних; рассмотреть нравственное закаливание с позиции педагогического средства превенции рискованного поведения старшеклассников; разработать комплекс предупредительных мер и логику их реализации для обеспечения

© Захарова Ж. А., Якунин В. Н., 2022

Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания

107

минимизации причин и факторов рискованного поведения с использованием нравственного закаливания; определить эффективность использования нравственного закаливания как средства профилактики рискованного поведения обучающихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретический материал, эмпирические данные, выводы и обобщения могут выступать основой для разработки методических рекомендаций, инновационных технологий превентивной деятельности, обогащения фактами и методиками дисциплин психолого-педагогического цикла в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Адаптированные диагностические методики могут быть использованы при разработке профилактических и мониторинговых программ в образовательных организациях различных типов и видов, во внеурочной деятельности, в подготовке и повышении квалификации классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, преподавателей основ безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова, нравственное закаливание; старшеклассники; профилактика; средство; рискованное поведение; педагогические условия; методика профилактики рискованного поведения

Для цитирования. Захарова Ж. А., Якунин В. Н. Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания // Социально-политические исследования. 2022. № 2 (15). С. 107-123. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-107-123. https://elibrary.ru/UROFBF.

Original article

Pedagogical conditions for the prevention of risky behavior of high school students by means of moral hardening

Zhanna A. Zakharova1H, Vadim N. Yakunin2

1Doctor of pedagogical sciences, head of department of psychological and pedagogical education, Kostroma state university, Kostroma

2Deputy head of faculty of radio engineering aviation flights, Yaroslavl higher military school of air defense, Yaroslavl

1janna_z@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0001-8795-1535 2vadim_yakunin@bk. ru

Abstract. The relevance of the research topic is dictated by the concern of the state and society, scientists, teachers, practitioners, parents with the problems of growing up children, adolescents, youth, their physical, mental,

108

Ж. А. Захарова, В. Н. Якунин

social health in a situation of transformation of the country's socio-economic development, the results of which affected vital areas and social institutions.

During periods of transformation of social relations and lifestyles, the younger generations, due to a lack of experience in orienting themselves in the changes taking place in the microsociety and the macroenvironment, very often find themselves in a group of social risk, become exposed to the influence of destructive factors, demonstrate various options for risky behavior.

The purpose of the study is to identify and substantiate a set of pedagogical conditions and methodology for using the moral hardening of older students in the prevention of their risky behavior.

Research objectives are to reveal the essence of the concept of "risk behavior" and to characterize its features in senior school age; to analyze modern approaches and methods to prevent risky behavior of minors; consider moral hardening from the position of a pedagogical means of preventing risky behavior of high school students; develop a set of preventive measures and the logic of their implementation to ensure the minimization of the causes and factors of risky behavior using moral hardening; to determine the effectiveness of the use of moral hardening as a means of preventing risky behavior of students.

The practical significance of the study is determined by the fact that the theoretical material, empirical data, conclusions and generalizations can serve as the basis for the development of methodological recommendations, innovative technologies for preventive activities, enrichment with facts and methods of the disciplines of the psychological and pedagogical cycle in colleges and universities.

Adapted diagnostic methods can be used in the development of preventive and monitoring programs in educational institutions of various types and kinds, in extracurricular activities, in the training and advanced training of class teachers, social teachers, educational psychologists, and life safety teachers.

Keywords, moral hardening; high school students; prevention; means; risky behavior; pedagogical conditions; method of risky behavior prevention

For citation. Zakharova Zh. A., Yakunin V N. Pedagogical conditions for the prevention of risky behavior of high school students by means of moral hardening. Social and political researches. 2022;2(15):107-123. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-107-123. https://elibrary.ru/UROFBF.

Введение

Актуальность темы исследования продиктована озабоченностью государства и общества, ученых,

педагогов-практиков, родителей проблемами взросления детей, подростков, молодежи, их физическим, психическим, социальным здоро-

Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания

109

вьем в ситуации трансформации социально-экономического развития страны, результаты которого затронули жизненно важные сферы и социальные институты.

В периоды трансформации общественных отношений и жизненных укладов подрастающие поколения из-за недостатка опыта ориентации в изменениях, происходящих в макросреде и микросоциуме, очень часто оказываются в группе социального риска, попадают под влияние деструктивных факторов, демонстрируют различные варианты рискованного поведения, которое в педагогике трактуется как действия, поступки личности в условиях выбора в ситуациях неопределенности и ведет к угрозе благополучия человека, представляет опасность для его физического, психологического и социального развития.

Методы исследования

Для решения поставленных задач, проверки исходных научных положений использовался комплекс методов исследования: теоретические - сравнительно-сопоставительный анализ литературы по проблеме, моделирование; эмпирические - наблюдение, изучение документации, обобщение педагогического опыта, акцентирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа.

Результаты исследования

Термин «профилактика» широко используется в различных сферах (в

технике, медицине, экономике, юриспруденции, психологии, педагогике) и означает совокупность предупредительных действий, направленные на недопущение отклонений в развитии социализации человека, поддержание благоприятных условий и нейтрализацию (минимизацию) факторов, мешающих нормальному становлению личности.

Профилактика рискованного поведения несовершеннолетних -комплексная система превентивных действий, призванная снизить или нейтрализовать негативное влияние факторов, ведущих к поступкам, несущим опасности для их жизни, здоровья, социализации.

Нравственное закаливание -комплекс социальных и психолого-педагогических мер, направленных на совершенствование умений старшеклассников противостоять негативным влияниям внешних обстоятельств и актуализацию личностных ресурсов для преодоления жизненных трудностей.

Нравственное закаливание несовершеннолетних предполагает расширение их социального опыта, формирование у них умений и навыков поддержания жизнеспособности в специально создаваемых или спонтанно возникающих ситуациях с негативной эмоциональной насыщенностью, действия в условиях альтернативности выбора.

Нравственное закаливание может осуществляться в различных видах деятельности. При этом особая роль принадлежит ему в про-

110

Ж. А. Захарова, В. Н. Якунин

филактике разного рода отклонений в поведении человека.

Профилактика рискованного поведения представляет собой сложный, многоплановый, крайне противоречивый процесс, требующий больших усилий со стороны всех заинтересованных лиц, но не всегда приносящий ожидаемые результаты в силу многообразия его форм, видов, типов и многосторонности самих результатов, которые могут быть на личностном и индивидуальном уровне касаться изменений в поведенческой (в модели поведения), отношенческой (ровные, адекватные), мотивационной (осознанные выборы), ценностной (социально одобряемые ориентации, нормы, правила) сферах (И. А. Колесникова, В. А. Сластенин и др.) [Залетов, 2006; Колесникова, 2007]. Этим объясняется, что в каждом конкретном случае следует рассматривать научно-обоснованный комплекс обстоятельств, способствующих достижению намеченной цели или действующих нейтрально. Поэтому, вводя новое средство, целесообразно раскрыть и те условия, при которых возможен положительный результат.

Педагогическое условие - это внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание процессов воспитания, обучения, социализации, закономерно предполагающее, гарантирующее определенный результат [Борытко, 2007]. Педагогическое условие в той или иной мере созна-

тельно конструируется педагогом (экспериментатором) с учетом цели, возраста обучающихся (воспитанников), имеющегося в распоряжении диагностического и методического инструментария, иных ресурсов.

Применительно к теме нашего исследования к таким условиям мы отнесли:

- наличие системной подготовки старшеклассников к преодолению трудных жизненных ситуаций;

- укрепление у обучающихся старшего школьного возраста социального иммунитета;

- расширение социокультурного пространства жизнедеятельности старшеклассников, его насыщение разноплановым организованным досугом;

- развитие у педагогов конфликтологической компетентности.

Подготовка подразумевает формирование и обогащение установок, знаний, умений и навыков, необходимых человеку для адекватного реагирования на происходящие изменения вокруг, для эффективного выполнения специальных задач, для каждодневных действий и выборов в жизни.

Следовательно, подготовка как педагогический феномен призвана обеспечить приобретение несовершеннолетними конструктивных стратегий поведения в ситуациях разногласий с педагогами и родителями; сформировать готовность к конструктивному поведению в

111

Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания

условиях неопределенности позиций, мотивов, ресурсов, целей участников взаимодействия; способствовать развитию ценностных ориентаций, принятых в обществе, укреплению установки на здоровый образ жизни, повышению стрессо-устойчивости.

В психолого-педагогической литературе [Безрукова, 2013; Белкин, 2000; Дивногорцева, 2004; Четверик, 2015 и др.] подчеркивается ряд моментов:

а) типы таких ситуаций могут быть представлены несколькими группами: в деятельности они подразделяются на параллельные (необходимость решения новой задачи), критические (угроза безопасности личности и среды ее обитания), экстремальные (опасность жизни и здоровью, благополучию окружающих); во взаимодействии они могут быть разного уровня сложности: проблемной (вызревшее и осознаваемое противоречие, отсутствие желания идти на компромисс); в бытовой сфере они могут рождаться неизвестностью (не знаю, как поступить), потерей (ориентиров), опасностью (угрозой для жизни и здоровья); во внутриличностном развитии могут выражаться в затруднениях (сомнениях, нерешительности), конфликтах (внутренних противоречиях), кризисах (продолжительных переживаниях с некоторыми психическими изменениями);

б) алгоритм развития такой ситуации включает несколько шагов:

112

социальные изменения - ситуация -поведение - отражение - преодоление - стабилизация поведения; неуспешное решение - рискованное поведение.

Новые изменения будут запускать данный процесс вновь. Поэтому смысл профилактики будет состоять в том, чтобы подготовить человека к столкновению с аналогичными ситуациями, к пониманию естественности их возникновения в повседневной жизни, к информированности о способах развития имеющегося противоречия, снятия напряженности, восстановления нарушенного баланса;

в) провоцирует трудные ситуации чаще всего комплекс факторов: когнитивный (недостаток знаний, умений, навыков для нормальной жизнедеятельности, успешного функционирования в обществе в целом, в конкретном сообществе, в частности); витальные (ощущение безвыходности, невозможности существования при данном стечении обстоятельств, с одной стороны, и непониманием перспектив, с другой); поведенческий (отсутствие сформированных моделей поведения в аналогичных ситуациях); прогностический (отсутствие навыков просчета последствий собственных действий). Поэтому профилактика рискованного поведения, задачами которой являются минимизация влияния перечисленных факторов и одновременно укрепление жизнестойкости несовершеннолетних, требует системности

Ж. А. Захарова, В. Н. Якунин

(взаимосвязи элементов, взаимодополняемости методов и форм) и продуманности превентивных действий;

г) трудные жизненные ситуации становятся инициаторами рискованного поведения в подростковом и раннем юношеском возрасте из-за неуравновешенности в системе отношений человека с окружающим миром, неготовности противостоять давлению со стороны других, внешних обстоятельств, преследующих неудач, поэтому важную роль играют средства нравственного закаливания, которые обеспечивают формирование психологической и нравственной устойчивости, преодоление фобий, прогнозирование возможных вариантов действий при решении личных, межличностных, социальных проблем.

Таким образом, в целях профилактики рискованного поведения трудные жизненные ситуации становятся платформой для расширения опыта выбора адекватного действия, проверки мнения окружающих по поводу правильности решения, для отработки умений и навыков определения последствий предлагаемых шагов. Сложность заключенных в них дилемм выступает средством нравственного закаливания старшеклассников.

Системность подготовки понимается нами как упорядоченность элементов, выстраивание их в определенной логике, способствующей формированию и обогащению у обучающихся (воспитанни-

ков) установок, знаний и навыков, позволяющих им действовать адекватно возникающим ситуациям неопределенности.

Такая подготовка предполагает включение ряда ситуаций, вызывающих особенно сильные переживания, рождающие психологический дискомфорт (ситуации поиска, новизны, непредсказуемости, ограничения, давления, многомерности, конфликта, утраты), и проблемных сфер («Моя внешность», «Мои отношения», «Мои успехи и неудачи», «Мои планы, интересы, потребности», «События в моей жизни», « Мои затруднения»).

Основу содержания подготовки составляет развитие физических и познавательных сил старшеклассников, их практических действий при помощи совокупности сведений, ориентирующих на ценностное отношение к себе и другим людям, к окружающему миру, к творческой деятельности, к самостоятельному конструктивному решению жизненных трудностей, помогающих сформировать представления о риске, его причинах, формах, видах и последствиях влияния на личность при деструктивных стратегиях поведения (агрессивность, мнительность, конфликтность и т. п.).

Содержательными блоками выступают:

а) просвещение, под которым понимается распространение знаний, иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее от-

Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания

113

дельных сторон, пропаганда идей в целях привлечения и участия в их воплощении [Мардахаев, 2002]:

- проблемы нравственно-правовой культуры (знакомство с общечеловеческими и возрастными нормами морали и законом, с понятиями «безопасность», «самосохранное», «саморазрушительное», «рискованное» поведение, «потенциальная» и «реальная» угроза, «компромисс», «осторожность», «уравновешенность»;

- вопросы рационального использования свободного времени, занятости, заинтересованности (знакомство с понятиями активного отдыха, релаксации, рекреации, способами проведения свободного времени, развития творческих способностей, хобби разных людей) с использованием цикла занятий «люди и судьбы», встреч «Портрет интересного человека», экскурсий в музеи, посещение тематических выставок с последующим обсуждением;

б) обучение - специально организуемая, педагогически направляемая деятельность, в центре внимания которой находится формирование определенных знаний, умений и навыков, опыта поведения и целенаправленных действий у старшеклассников для решения задач профилактики возникновения негативных событий в их жизни и отклонений в развитии, социализации.

Результатом обучения должно стать наличие у обучающихся ин-

114

теллектуальной, психологической и социальной готовности к эффективному взаимодействию с разными людьми в ситуациях неопределенности, с одной стороны, и, с другой стороны, на предупреждение возможных трудностей, ведущих к агрессивной, асоциальной, саморазрушительной позиции.

Такое обучение будет иметь специфическое содержание, включающее теоретические знания, развитие коммуникативных умений, коррекцию социальных установок, превенцию стрессогенных ситуаций.

Способами реализации данного содержания являются мини-лекции («Простые истины», «Секреты эффективного общения», «Искусство держать удар», «Опасные люди», «Стресс и борьба с ним» и др.), анализ конкретных ситуаций, генерация идей, тренинги («Как находить общий язык с любым человеком», «Как завоевать доверие окружающих», «Выход из лабиринта» и др.), ролевые игры («Я и он», «Воля-разум-любопытство», «Встречное движение», «Твоя безопасность в твоих руках» и др.).

Следовательно, обучение дополняет и рассматривает, с одной стороны, акцентирует внимание на детали и конкретизирует взаимосвязи (обстоятельство - человек - его действия - их последствия), стимулирует накопление знаний, помогающих правильно действовать при столкновениях с трудностями, с другой стороны;

Ж. А. Захарова, В. Н. Якунин

в) практика - целенаправленная педагогически инструментированная чувственно-предметная деятельность, ориентированная на формирование и развитие определенных навыков, их закрепление в процессе выполнения определенных видов заданий. Это обучающая деятельность, расширяющая,

во-первых, границы ранее усвоенных знаний, имеющегося личного опыта поведения в трудных жизненных ситуациях; во-вторых, обогащающая представления старшеклассников о правилах и нормах поведения, целесообразных действиях в том или ином случае; в-третьих, стимулирующая освоение новых, «отработку» имеющихся социальных навыков, познание не внешней стороны трудной жизненной ситуации, а внутренней, не бросающейся в глаза, неочевидной, проживание ее, «пропускание» через себя; в-четвертых, учитывающая склонность, стремление старшеклассников к экспериментированию при разном стечении обстоятельств, из чего, как в мозаике, складывается у них многомерный образ трудности, риска, угрозы, опасностей и возможности противодействия им.

Реализовать эти идеи позволяет использование упражнений типа: «Алфавит», «Да - нет», «Калейдоскоп желаний», «Движение по лабиринту» и др., анализ или моделирование их в контексте техник «Истории», «Варианты развития событий», «Портрет пострадавшего»,

тренинг «Примирения с открытыми глазами», «Учимся гово-рить:"Нет"!», «ролевые игры» («Уходят» в «Дрейф», «Первые-лучшие?»), дискуссии («Синдром Робин Гуда», «Смотреть или действовать» и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, данное условие предполагает логику: узнал (Что такое? Что происходит? Почему? Чем грозит? Что делать?), проверил целесообразность предмета разговора в ходе обсуждения или размышлений (анализ, синтез, доводы «за» и «против»), с помощью моделирования и имитаций примерил к своим обстоятельствам, сформировал свое отношение, занял определенную позицию.

Другое условие - укрепление социального иммунитета старшеклассников.

Термин «иммунитет» в последние годы получил широкое использование в естественно-научной и гуманитарной литературе. Наиболее распространенная и простая классификация иммунитета включает два вида: врожденный (пассивный, наследуемый) и приобретенный (активный, появившейся после перенесенной болезни), естественный и искусственный (сформировавшийся в результате вакцинации).

В юриспруденции иммунитет -это защищенность, обеспечивающая предписания определенного поведения, разрешения и запрещения некоторых действий в определенных ситуациях.

Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания

115

Следовательно, иммунитет - это система реакций организма при столкновении человека с различными чужеродными внешними и внутренними воздействиями, призванная его защищать. Иммунитет бывает индивидуальным и коллективным, о последнем чаще всего говорят в периоды эпидемии.

Во многом по аналогии с естественно-научной трактовкой иммунитета дается определение социальному иммунитету как способности общества противостоять социальным рискам и угрозам внешнего характера, проникновению чужеродных элементов (ценностей, норм, культурных образцов), разрушающих его целостность (З. А. Жалуев); как механизм невосприятия обществом юных аномалий его естественно-исторического развития, отклонений, способных перерождаться в социально-патологические формы (Л. Штейн и др.). В данном случае речь идет о коллективном виде социального иммунитета.

Как индивидуальный вид социальный иммунитет, отражая интересы большинства членов общества (сообщества), также выполняет ряд функций, к которым относят:

а) оптимальный уровень защищенности личности, который вырабатывается в процессе продуманного социального образования и организации социального взаимодействия индивидов, их участия в общественной жизни;

б) более успешный процесс и результат адаптации человека к быстро изменяющимся условиям социальной среды, самодостаточность в общении;

в) сохранение нравственно устойчивого поведения, его укрепление в ситуациях неопределенности, придавая определенный рисунок действиям, наличие которого, с одной стороны, составляет основу социальной жизни человека в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами и принципами, с другой стороны, позволяет прогнозировать его будущие поступки и оказывать ему адресную помощь.

Снижают социальный иммунитет неумение строить взаимоотношения с окружающими, стрессы, переутомление, вредные привычки, нежелание участвовать в общей деятельности, работать в команде, низкий уровень сформированности социальных навыков, социокультурная травма (П. Штомпка), отсутствие заинтересованности в учебно-познавательной деятельности, в общественно-полезном труде, недостаток социальных контактов, отсутствие позитивных жизненных планов, доверия к людям, образа для подражания. В своей совокупности при разном сочетании данные характеристики способствуют при ослаблении социального иммунитета принятию чужих ценностей, социально-бытовых установок, деструктивных способов проведения

116

Ж. А. Захарова, В. Н. Якунин

свободного времени, рискованных форм поведения.

В основе профилактики данного рода отклонений лежит преумножение социального иммунитета и прежде всего в подростковом и раннем юношеском возрасте в процессе воспитания (Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн) с использованием средств нравственного закаливания Шеринга и проб (Т. Котар-бинский, М. И. Рожков).

Особое место в укреплении социального иммунитета отводится проживанию обучающимся для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами данного преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции, расширению жизненного опыта [Рожков, 2014].

Обеспечивается достижение ожидаемого результата, если несовершеннолетнего ставят перед необходимостью сделать выбор, принять решение, сориентироваться в противоречии неопределенности в процессе пробы, непродолжительного по времени, логически завершенного, включающего в своем содержании набор нравственных альтернатив, требующего найти оптимальное решение, используя собственные ресурсы и потенциалы, действия.

Третьим педагогическим условием успешной профилактики рискованного поведения у обучающихся старшего школьного возраста

является расширение социокультурного пространства, насыщение его разноплановым досугом, что продиктовано несколькими обстоятельствами: во-первых, особенностями возраста, для которого характерен поиск новых видов и форм деятельности для самоутверждения и самовыражения, стремление к пробе своих сил и возможностей в разных сферах (Б. С. Волков, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Х. Ремшмидт, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.), во-вторых, проявлением потребности в поисковой активности (В. В. Ар-шавский, В. С. Ротенберг, А. В. Мудрик и др.), в экспериментировании (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), в качественном личном опыте (С. А. Беичева, М. Р. Битянова, Л. И. Божович, Л. С. Колесова, Г. Г. Силласте и др.), для реализации которых необходима соответствующая территория; в-третьих, стремление к успешности, соревновательности, к достижениям, которые соответствующим образом оцениваются окружающими и по-разному проявляются у них в деятельности, исходя из личностного потенциала.

Следовательно, чем больше предоставляется возможностей, чем богаче выбор, чем продуманнее уровни сложности, тем реальнее ситуации, в которых каждый подросток, юноша найдет себе удовлетворяющее его занятие, сможет наладить конструктивное взаимодействие с социумом и взрослой

Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания

117

культурой, выбрать для себя одобряемую модель поведения (И. А. Зимняя, Ю. А. Кяйберг, Р. В. Овчарова, С. Д. Поляков, Л. Б. Шнейдер и др.); в-четвертых, ориентацией в подростковом и раннем юношеском возрасте на праздничное общение, на карнавализацию повседневной жизни, на самовыражение и присвоения моделей поведения в процессе игры в жизни [Мудрик, 2017], на свою рискованность в одежде, поступках, эстетических и спортивных предпочтениях.

Таким образом, суть данного условия заключается в том, чтобы, расширяя пространство, сделать его большим по числу компонентов, а разнообразив, усилить содержание духовно-нравственным самоопределением в обществе, в культуре, в своем будущем предоставлением возможности в реализации собственной активности, творческого начала; внести себя, не нарушая прав, правил, норм общественной жизни, удовлетворять потребности, не преступая законов, действовать, не причиняя вреда себе и другим, принимать нравственную ответственность на себя.

Четвертое условие связано с формированием и развитием у педагогов конфликтологической компетентности, что объясняется особенностями реагирования учителей, воспитателей, классных руководителей, специалистов (психологов, организаторов досуга, социальных педагогов) на факты рискованного поведения обучающихся, которое

нередко бывает неадекватно проступкам старшеклассников и не только не решает проблему, а инициирует нарастание противоречий, порождает остроту напряжения в отношениях.

На сегодняшний день встречается множество трактовок термина «компетентность», но чаще всего она определяется как обладание компетенцией; знаниями, позволяющими судить о чем-либо; достаточным уровнем образованности для принятия самостоятельных решений [Слободчиков, 1995]; как способность и готовность человека эффективно действовать в соответствующих ситуациях жизнедеятельности (И. А. Зимняя и др.) [Зимняя, 2001].

Конфликтологическая компетентность - определенный уровень осведомленности индивида о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений их реализовать в конкретных условиях (Б. И. Хасан); сложная система знаний и умений, внутренних психических состояний, свойств, личности специалиста, выполняющая ин-тегративную функцию, стимулирующая предметно-познавательную деятельность, способствующая продуктивному решению профессиональных проблем (В. В. Шерни-язова) [Шерниязова, 2010].

Содержательные аспекты конфликтологической компетентности педагогов будут включать совокупность знаний и предоставлений о причинах, конструктивности и де-

118

Ж. А. Захарова, В. Н. Якунин

структивности, динамике протекания конфликтов, средствах и способах их разрешения; умений и навыков регулировать отношения между людьми, занимать конструктивную позицию в конфликтных ситуациях, проектировать свое поведение как бесконфликтное; владение технологиями и стратегиями управления и разрешения конфликтных противоречий, рефлексивного слушания; понимание конфликта как естественного состояния в процессе взаимодействия, отказ от позиции себя как носителя истины в последней инстанции при принятии и реализации планов урегулирования столкновений между старшеклассниками и их со взрослыми.

Способами реализации данного содержания стали:

- мини-лекции - систематическое, последовательное, монологическое изложение теоретического материала, когда в центре внимания находятся конкретные научные положения, которые преподносятся в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности (презентации). Для таких лекций установлен ряд требований: обобщенность, лаконичность, кумулятив-ность, четкость аргументации, недвусмысленность терминологии, доступность содержания, движение от сложных проблем к понятным формулировкам.

Назначение данного способа познания нового может быть сформировано в виде функций: социально-

образовательной, культурно-

просветительной, ценностно-

ориентационной, педагогически инструментированной.

Благодаря таким лекциям педагоги частично актуализируют ранее усвоенные знания, устанавливают междисциплинарные связи, частично восстанавливают прежнюю информацию и получают новую. В результате участники договариваются о том, что конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. Он бывает разных видов, развивается (эволюционирует), имеет сложную структуру, может возникать в деловой или личностной сфере, проходить ряд стадий, различаться стратегиями действий и носить конструктивный или деструктивный характер.

Следовательно, с помощью мини-лекций педагоги вооружались знаниями, у них формировались представления о конфликте;

- практикумы, которые проводились в конце каждого раздела для закрепления и коррекции учебной информации при помощи: а) анализа конкретных ситуаций, позволяющего определять и формулировать предмет, стороны, причины, границы конфликта, действия оппонентов и их последствия; б) упражнений («Нестандартное решение», «Путешествие во времени», «Обращение», «Пакет ролей» и др.); в) мозговой штурм, направленный на поиск оптимального решения в

Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания

119

конкретной конфликтной ситуации;

г) метод обучения на ошибках;

д) обмен опытом;

- тренинги, нацеленные на интенсивное усвоение и коррекцию знаний, выработку умений и навыков, обеспечивающих нахождение правильного решения конфликтных ситуаций с определенной возрастной группой и с конкретной категорией школьников;

- моделирование ситуации («Туннель желаний», «Организованный хаос», «Изменение времени», «Больше риска», «Мудрость, милосердие, мужество»);

- ролевые игры («Переговоры», «Компромисс», «Фидбек»);

- организационно-деятельност-ная игра, которая в известной мере может быть отнесена к технологии обучения через действия, посвящена размышлениям над вопросами профилактики рискованного поведения старшеклассников, осуждению границ допускаемого в действиях сторон, научению способам предупреждать негативные последствия рискованного поведения с использованием различных стратегий.

Таким образом, последнее из представленных условий призвано способствовать обогащению знаний, выстраиванию их в определенной системе, изменению эмоциональной реакции на рискованное поведение обучающихся старшего школьного возраста, отношение к сложившимся статусам, ролям, позициям к затруднениям и путям их предупреждения,

к использованию испытаний как средства пропедевтики.

Итак, подчеркнем, что одной из сложных проблем, которые приходится решать современным педагогическим коллективом, является предупреждение и преодоление нежелательных последствий различных проявлений рискованного поведения в подростковой и молодежной среде, получившего широкое распространение.

Основными рекомендованными в научно-методической литературе путями профилактики данного феномена называют развитие у обучающихся социальной активности, самостоятельности, ответственности, а средствами - спорт, включение в деятельность, игра и др. Данный перечень педагогических средств, по-нашему мнению, может быть расширен за счет нравственного закаливания, обладающего значительным потенциалом в формировании жизнестойкости и нравственной устойчивости личности. Однако при разном стечении обстоятельств в пропедевтике рискованного поведения данное средство может давать различные результаты.

Заключение

Учитывая возраст обучающихся (старшеклассники), среду проживания, специфику жизненного опыта большинства из них, нравственное закаливание как средство профилактики опасного поведения будет помогать решению профилактических задач при соблюдении следующих условий:

120

Ж. А. Захарова, В. Н. Якунин

- организации системной подготовки обучающихся старшего школьного возраста к преодолению трудных жизненных ситуаций;

- укреплении социального иммунитета старшеклассников;

- расширении социокультурного пространства, его насыщении разноплановым организованным досугом;

- формировании и развитии у педагогов конфликтологической компетентно сти.

Библиографический список

1. Борытко Н. М. Педагогика / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Волгоград : ТЦ Оптим, 2007. 216 с.

2. Безрукова В. С. Педагогика. Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. 381 с.

3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Москва : Изд. центр Академия, 2000. 192 с.

4. Виды рискованного поведения. Барнаул : КГБУ, 2018. 108 с.

5. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. Москва : Изд. Центр Академия, 2005. 336 с.

6. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. Москва : Изд-во ПСТГУ, 2004. 195 с.

7. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999. №120 -ФЗ.

8. Залетов Ю. С. Профилактика правонарушений среди подростов государственными органами в годы Великой Отечественной войны // Вестник Костромскою государственного университета им Н А Некрасова. Серия «Гуманитарные науки». Педагогика. Психология. Социальная работа. Археология. Ювенология. Социогенетика. 2006. Т. 12, № 3. С. 160-163.

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва : Логос, 2001. 384 с.

10. Колесникова Л. С. Профилактика рискованного поведения подростков // Порталус. 2007. № 119 (3919860). С. 50-60.

11. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания. Москва : МПСУ, 2017. 440 с.

12. Организация работы с молодежью: введение в специальность / под ред. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. 446 с.

13. Рожков М. И. Социальное закаливание как принцип социально -педагогической деятельности // Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты. Москва-Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. С. 179-182.

14. Словарь по социальной педагогике / авт. -сост. Л. В. Мардахаев. Москва : Изд. Центр Академия, 2002. 368 с.

15. Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Москва : Школа-Пресс, 1995. 384 с.

16. Четверик М. А. Об актуальности формирования представлений девушек о самосохранительном поведении / М. А. Четверик, Н. А. Цветкова // Психолого-

Педагогические условия профилактики рискованного поведения 121

старшеклассников средствами нравственного закаливания

социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Санкт-Петербург : СПБГИПСР, 2015. С. 192-195.

17. Шерниязова В. В. Проблема подготовки специалистов к разрешению конфликтов в профессиональной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 2. С. 86-93.

Reference list

1. Borytko N. M. Pedagogika = Pedagogics / N. M. Borytko, I. A. Solovcova, A. M. Bajbakov. Volgograd : TC Optim, 2007. 216 s.

2. Bezrukova V. S. Pedagogika = Pedagogics. Rostov-na-Donu : Feniks, 2013. 381 s.

3. Belkin A.S. Osnovy vozrastnoj pedagogiki = Fundamentals of age pedagogy. Moskva : Izd. centr Akademija, 2000. 192 s.

4. Vidy riskovannogo povedenija = Types of risky behavior. Barnaul : KGBU, 2018. 108 s.

5. Vospitatel'naja dejatel'nost' pedagoga = Educational activities of the teacher / pod obshh. red. V. A. Slastenina i I. A. Kolesnikovoj. Moskva : Izd. Centr Akademija,

2005. 336 s.

6. Divnogorceva S. Ju. Teoreticheskaja pedagogika = Theoretical pedagogy. Moskva : Izd-vo PSTGU, 2004. 195 s.

7. Zakon Rossijskoj Federacii «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» ot 24.06.1999. №120 - FZ = The Law of the Russian Federation "On the Basics of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency" of 24.06.1999. NO. 120 - FZ.

8. Zaletov Ju. S. Profilaktika pravonarushenij sredi podrostov gosudarstvennymi organami v gody Velikoj Otechestvennoj vojny = Prevention of offenses among adolescents by state bodies during the Great Patriotic War // Bectnik Kostromskoju gosudarstvennogo universiteta im N A Nekrasova. Serija «Gumanitarnye nauki». Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Arheologija. Juvenologija. Sociogenetika.

2006. T. 12, № 3. S. 160-163.

9. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology. Moskva : Logos, 2001. 384 s.

10. Kolesnikova L. S. Profilaktika riskovannogo povedenija podrostkov = Prevention of adolescents' risky behavior // Portalus. 2007. № 119 (3919860). S. 50-60.

11. Mudrik A. V. Social'naja psihologija vospitanija = Social psychology of upbringing Moskva : MPSU, 2017. 440 s.

12. Organizacija raboty s molodezh'ju: vvedenie v special'nost' = Organization of work with young people: introduction to the specialty / pod red. E. P. Agapova. Rostov-na-Donu : Feniks, 2014. 446 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Rozhkov M. I. Social'noe zakalivanie kak princip social'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti = Social hardening as a principle of social and pedagogical activity // Social'no-pedagogicheskoe professional'noe obrazovanie v global'nom mire: sovremennye prioritety. Moskva-Sankt-Peterburg : Nestor-Istorija, 2014. S. 179-182.

14. Slovar' po social'noj pedagogike = Dictionary of social pedagogy / avt.-sost. L. V. Mardahaev. Moskva : Izd. Centr Akademija, 2002. 368 s.

122

Ж. А. Захарова, В. Н. Якунин

15. Slobodchikov V. I. Psihologija cheloveka. Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti = Human psychology. Introduction to subjectivity psychology / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. Moskva : Shkola-Press, 1995. 384 s.

16. Chetverik M. A. Ob aktual'nosti formirovanija predstavlenij devushek o samosohranitel'nom povedenii = On the relevance of the formation of girls' ideas about self-preserving behavior / M. A. Chetverik, N. A. Cvetkova // Psihologo-social'naja rabota v sovremennom obshhestve: problemy i reshenija. Sankt-Peterburg : SPBGIPSR, 2015. S. 192-195.

17. Shernijazova V. V. Problema podgotovki specialistov k razresheniju konfliktov v professional'noj dejatel'nosti = The problem of training specialists to resolve conflicts in professional activities // Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt. 2010. № 2. S. 86-93.

Статья поступила в редакцию 15.03.2022; одобрена после рецензирования 27.04.2021; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted on 15.03.2022; approved after reviewing 27.04.2022; accepted for publication on 12.05.2022

Педагогические условия профилактики рискованного поведения старшеклассников средствами нравственного закаливания

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.