Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
657
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Юсупова Хадрия Геннадьевна, Озерова Светлана Анатольевна

В настоящее время у школьников наблюдается пик расстройств социального поведения. Определяется это психическими особенностями старшего подросткового возраста и падением субъективной ценности нравственного здоровья. Возникшее у них противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее удовлетворения выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора. Нездоровый образ жизни, размывание ценностных ориентиров являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжаются алкоголизация и никотинизация обучающихся, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, широкое распространение получают нарушения школьной дисциплины. Отступления от общечеловеческих норм нравственности опустошают и разрушают духовный мир растущего человека. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии ставят перед социальной педагогикой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения его субъектов. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания. Девиантное поведение у подростков и старшеклассников нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Оно может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек. Это обосновывает проблему изучения методов и форм профилактической работы с девиантными школьниками. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают позитивные и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Ключевая роль в решении обозначенных проблем отводится социальному педагогу, призванному интегрировать усилия всех институтов воспитания личности, оказывать помощь всем слоям населения в преодолении социальных трудностей. Все это определяет цель исследования: выявить содержание и направления первичной психолого-педагогической профилактики девиантного поведения учащихся старших классов в условиях образовательного учреждения. Проведенное исследование позволило разработать программу первичной психолого-педагогической профилактики девиантного школьников. Поэтому работа социального педагога по организации первичной психолого-педагогической профилактики девиантного среди учащихся старших классов в условиях школы будет эффективной, если провести своевременную диагностику склонности обучающихся к девиантному поведению и на ее основе разработать программу профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Юсупова Хадрия Геннадьевна, Озерова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN

Currently, schoolchildren are experiencing a peak of social behavior disorders, determined by the mental characteristics of older adolescence and the fall in the subjective value of moral health. The contradiction that has arisen in them between the need to show independence and the real possibilities of its satisfaction acts as a kind of conflict-forming factor. An unhealthy lifestyle, the erosion of value orientations are the background against which alcoholization and nicotinization of students continue at a rapid pace, the use of drugs and toxic substances is increasing, violations of school discipline are widespread. Deviations from the universal norms of morality devastate and destroy the spiritual world of a growing person. The diverse forms of social pathology, which are growing on a mass scale, pose an extremely important task for social pedagogy in studying the nature and patterns of deviant behavior of its subjects. In studies of deviant behavior, a significant place is given to the study of its motives, causes and conditions that contribute to its development, the possibilities of preventing and overcoming. In the origin of deviant behavior, defects in legal and moral consciousness play a particularly large role. Deviant behavior in adolescents and high school students often serves as a means of self-affirmation, expresses protest against the actual or apparent injustice of adults. It can be combined with a fairly good knowledge of moral standards, which indicates the need for the formation of moral habits at a relatively early age. This substantiates the problem of studying the methods and forms of preventive work with deviant schoolchildren. In modern society, the interaction of the individual, family and society is carried out in conditions of a qualitative transformation of social relations that cause positive and negative changes in various areas of social life. A key role in solving the identified problems is assigned to the social teacher, who is called upon to integrate the efforts of all institutions of personality education, to assist all segments of the population in overcoming social difficulties. All this determines the purpose of the study: to identify the content and directions of primary psychological and pedagogical prevention of deviant behavior of high school students in an educational institution. The study made it possible to develop a program of primary psychological and pedagogical prevention of deviant schoolchildren. Therefore, the work of a social pedagogue in organizing primary psychological and pedagogical prevention of deviant behavior among high school students in a school environment will be effective if timely diagnosis of students' propensity for deviant behavior is carried out and a prevention program is developed on its basis.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 376.5

кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хадрия Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Озерова Светлана Анатольевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В настоящее время у школьников наблюдается пик расстройств социального поведения. Определяется это психическими особенностями старшего подросткового возраста и падением субъективной ценности нравственного здоровья. Возникшее у них противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее удовлетворения выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора. Нездоровый образ жизни, размывание ценностных ориентиров являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжаются алкоголизация и никотинизация обучающихся, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, широкое распространение получают нарушения школьной дисциплины. Отступления от общечеловеческих норм нравственности опустошают и разрушают духовный мир растущего человека. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии ставят перед социальной педагогикой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения его субъектов. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания. Девиантное поведение у подростков и старшеклассников нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Оно может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек. Это обосновывает проблему изучения методов и форм профилактической работы с девиантными школьниками. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают позитивные и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Ключевая роль в решении обозначенных проблем отводится социальному педагогу, призванному интегрировать усилия всех институтов воспитания личности, оказывать помощь всем слоям населения в преодолении социальных трудностей. Все это определяет цель исследования: выявить содержание и направления первичной психолого-педагогической профилактики девиантного поведения учащихся старших классов в условиях образовательного учреждения. Проведенное исследование позволило разработать программу первичной психолого-педагогической профилактики девиантного школьников. Поэтому работа социального педагога по организации первичной психолого-педагогической профилактики девиантного среди учащихся старших классов в условиях школы будет эффективной, если провести своевременную диагностику склонности обучающихся к девиантному поведению и на ее основе разработать программу профилактики.

Ключевые слова: школьник, обучающийся, девиантное поведение, коррекция, профилактика, социальный педагог, психолог.

Annotation. Currently, schoolchildren are experiencing a peak of social behavior disorders, determined by the mental characteristics of older adolescence and the fall in the subjective value of moral health. The contradiction that has arisen in them between the need to show independence and the real possibilities of its satisfaction acts as a kind of conflict-forming factor. An unhealthy lifestyle, the erosion of value orientations are the background against which alcoholization and nicotinization of students continue at a rapid pace, the use of drugs and toxic substances is increasing, violations of school discipline are widespread. Deviations from the universal norms of morality devastate and destroy the spiritual world of a growing person. The diverse forms of social pathology, which are growing on a mass scale, pose an extremely important task for social pedagogy in studying the nature and patterns of deviant behavior of its subjects. In studies of deviant behavior, a significant place is given to the study of its motives, causes and conditions that contribute to its development, the possibilities of preventing and overcoming. In the origin of deviant behavior, defects in legal and moral consciousness play a particularly large role. Deviant behavior in adolescents and high school students often serves as a means of self-affirmation, expresses protest against the actual or apparent injustice of adults. It can be combined with a fairly good knowledge of moral standards, which indicates the need for the formation of moral habits at a relatively early age. This substantiates the problem of studying the methods and forms of preventive work with deviant schoolchildren. In modern society, the interaction of the individual, family and society is carried out in conditions of a qualitative transformation of social relations that cause positive and negative changes in various areas of social life. A key role in solving the identified problems is assigned to the social teacher, who is called upon to integrate the efforts of all institutions of personality education, to assist all segments of the population in overcoming social difficulties. All this determines the purpose of the study: to identify the content and directions of primary psychological and pedagogical prevention of deviant behavior of high school students in an educational institution. The study made it possible to develop a program of primary psychological and pedagogical prevention of deviant schoolchildren. Therefore, the work of a social pedagogue in organizing primary psychological and pedagogical prevention of deviant behavior among high school students in a school environment will be effective if timely diagnosis of students' propensity for deviant behavior is carried out and a prevention program is developed on its basis.

Key words: schoolchild, student, deviant behavior, correction, prevention, social pedagogue, psychologist.

Введение. В современной психологии и педагогике сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблем преодоления девиантного поведения школьников. Причины девиантного поведения, особенности проявления и различные направления его психолого-педагогической коррекции представлены в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Я.А. Бондаренко, М.В. Малинина, А.В. Родионова, Р.А. Саберова, J. Braithwaite, T.R. Kochel, K. Luther, N.A. Neef и др.). Однако, несмотря на многочисленность научных исследований по указанной проблеме, процесс преодоления девиантного поведения старшеклассников в массовой практике системы образования строится пока не совсем эффективно, во многом он протекает стихийно, оставляя данную проблему исключительно актуальной.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МАОУ «Гимназия №3» г. Балашиха Московской области. В эксперименте принимало участие 2 класса старшеклассников: 10 «Б» и 10 «В» класса. Число школьников, участвующих в эксперименте - 48 человек (чел.). Возраст обучающихся 16-17 лет. Один класс нами был выбран в качестве экспериментального, один - в качестве контрольного. Рассмотрим результаты констатирующего этапа эксперимента и цели, применяемых нами методик.

1. Методика «Шкала принятия других» (В. Фейя) направлена на определение у школьников уровня принятия других. Высокий уровень принятий других выражен только у 8% школьников (2 чел.) из экспериментальной группы и у четверти старшеклассников из контрольной группы - у 25% школьников (6 чел.); средний уровень проявления изучаемой характеристики с тенденцией к высокому нами был обнаружен у 25% школьников (6 чел.) из экспериментальной группы и у 54% (13 чел.) - из контрольной; средний с тенденцией к низкому проявился среди 42% школьников (10 чел.) из экспериментальной группы и 21% (5 чел.) - из контрольной; низкий уровень принятия других выявлен у 25% школьников (6 чел.), среди старшеклассников из контрольной группы данного показателя обнаружено не было. У большинства респондентов из экспериментальной группы преобладает низкий уровень принятия других, обратная же ситуация характерна для школьников контрольной группы.

2. Методика «Диагностика самооценки тревожности» Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина позволяет измерять тревожность как личностное свойство и как состояние. Высокую личностную тревожность имеет более половины респондентов в экспериментальной группе (55% - 13 чел.). В контрольной группе высокая тревожность выявлена у 21% респондентов (5 чел.). Она может быть причиной невротического конфликта, эмоционального срыва и психосоматического заболевания. Умеренную выраженность личностной тревожности имеет 29% старшеклассников (7 чел.) из экспериментальной группы и 71% (17 чел.) - из контрольной, что выражает нормальное проявление тревоги. Низкая личностная тревожность является показателем низкой ответственности за свою деятельность и проявилась у 16% старшеклассников (4 чел.) экспериментальной группы и только у 8% (2 чел.) - из контрольной группы.

3. Результаты исследования ситуативной тревожности среди школьников. Высокую реактивную тревожность имеют 46% респондентов (11 чел.) экспериментальной группы и 21% (5 чел.) - контрольной. Умеренная реактивная тревожность, которая является нормальным проявлением тревоги, обнаружена у 25% (6 чел.) старшеклассников из экспериментальной группы и у 75% (18 чел.) - из контрольной. Низкую реактивную тревожность проявляют 29% школьников (7 чел.) из экспериментальной группы и только у 4% (1 чел.) - из контрольной. В экспериментальной группе более выражены крайние формы проявления тревожности - либо повышенная, либо чрезмерно низкая. Оптимальный уровень тревожности характерен примерно только для четверти старшеклассников. В контрольной группе, наоборот, именно умеренная тревожность является наиболее выраженной.

4. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел предназначена для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения. Высокий уровень социальной желательности выявлен только у 4% респондентов (1 чел.). Средний уровень появления данной характеристики говорит об умеренном желании испытуемых давать социально-желаемые ответы, был выявлен у 46% респондентов (11 чел.). У такого же числа школьников (46% - 11 чел.) выявлен низкий уровень проявления характеристики. Высокий уровень склонности к преодолению каких-либо норм и правил, отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, негативного отношения к окружающим, имеют 21% респондентов (5 чел.). Средний уровень имеют 38% (9 чел.). Низкий уровень выявлен у 41% (10 чел.) опрошенных. Высокий уровень склонности к проявлению аддиктивного поведения, что может указывать на наличие зависимостей разного рода, выявлен практически у половины респондентов - у 46% (11 чел.); 34% респондентов (8 чел.) имеет предрасположенность к формированию данной склонности; 20% респондентов (5 чел.) не склонны проявлять аддиктивное поведение. Высокий уровень проявления саморазрушающего поведения выявлен у 25% (6 чел.) школьников; средний уровень, выраженный в предрасположенности к реализации данного поведения, - у 41% (10 чел.) школьников, низкий уровень - у 34% (8 чел.) школьников. Высокий уровень агрессии к окружающим был обнаружен у 54% (13 чел.) респондентов; средний уровень выявлен у 25% (6 чел.) респондентов; низкий - у 21% (5 чел.). Изучение волевого контроля эмоциональных реакций показало, что высокий уровень контроля над своими эмоциональными проявлениями проявляют только 16% (4 чел.) опрошенных; средний уровень - 42% (10 чел.); низкий уровень - 42% (10 чел.). Высокий уровень проявления делинквентного поведения был выявлен у 50% школьников (12 чел.); средний уровень - у 29% (7 чел.); низкий - у 21% (5 чел.).

В контрольной группе высокий уровень социальной желательности выявлен не был; средний - у 33% респондентов (8 чел.); низкий - у 67% (15 чел.). Высокий уровень склонности к преодолению каких-либо норм и правил выявлен только у 12% респондентов (3 чел.); средний уровень - у 25% (6 чел.); низкий - у 63% (15 чел.). Высокий уровень склонности к проявлению аддиктивного поведения выявлен у 8% школьников (2 чел.); средний - у 16% (4 чел.); низкий - у 76% (18 чел.). Высокий уровень проявления саморазрушающего поведения обнаружен не был; средний выявлен у 25% (6 чел.); низкий - у 75% (18 чел.). Высокий уровень агрессии к окружающим был обнаружен у 21% респондентов (5 чел.); средний уровень выявлен у 29% (7 чел.); низкий - у 50% (12 чел.). Высокий уровень контроля над своими эмоциональными проявлениями имеет 58% (14 чел.); средний - 34% (8 чел.); низкий - только 8% (2 чел.). Высокий уровень проявления делинквентного поведения был выявлен у 8% школьников (2 чел.); средний уровень - 42% (10 чел.); низкий - у 50% (12 чел.).

5. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Высокий уровень проявления косвенной вербальной агрессии характерен для 41% школьников (10 чел.); средний уровень выявлен у 25% (6 чел.), низкий уровень - у 34% (8 чел.). Высокий уровень косвенной физической агрессии проявляется у 38% (9 чел.); средний уровень выявлен у 41% (10 чел.); низкий - у 21% (5 чел.). Высокий уровень прямой физической агрессии выявлен у 54% школьников (13 чел.); ситуативное проявление данной характеристики характерно для 25% (6 чел.), низкий уровень выраженности характеристики проявляется у 21% (5 чел.). Высокий уровень прямой вербальной агрессии выявлен у 58% (14 чел.); средний уровень выраженности характеристики обнаружен у 21% школьников (5 чел.), низкий уровень - у 21% (5 чел.). Высокий уровень несдержанности в отношении окружающих характерен для 41% респондентов (10 чел.), средняя выраженность характеристик характерна для 34% (8 чел.), низкая - для 25% (6 чел.).

Результаты обработки первичных данных по представленному исследованию старшеклассников из контрольной группы: высокий уровень проявления косвенной вербальной агрессии выявлен у 8% школьников (2 чел.); средний уровень выявлен у 38% (9 чел.), низкий уровень - у 54% (13 чел.). Высокий уровень косвенной физической агрессии обнаружен у 16% (4 чел.); средний уровень - у 34% (8 чел.); низкий - у 50% (12 чел.). Высокий уровень прямой физической агрессии выявлен у 8% школьников (2 чел.); ситуативное проявление характеристики характерно для 33% (8 чел.), низкий уровень -для 59% (14 чел.). Высокий уровень прямой вербальной агрессии выявлен у 12% (3 чел.); средний уровень - у 25% (6 чел.), низкий - у 63% (15 чел.). Высокий уровень несдержанности в отношении окружающих характерен только для 8% респондентов (2 чел.) контрольной группы, средний - для 29% (7 чел.), низкий - для 63% (15 чел.).

6. Тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова представляет собой экспресс-диагностику риска употребления алкоголя, психоактивных и наркотических веществ. Высокий риск формирования аддиктивной склонности выявлен среди 12% школьников (3 чел.) из экспериментальной группы, в контрольной группе данный показатель был выявлен только у 4% (1 чел.); средний уровень, а именно, умеренный риск развития аддиктивной зависимости выявлен у 42% респондентов (10 чел.) из экспериментальной группы и у 29% (7 чел.) - из контрольной; низкий уровень риска развития данной зависимости обнаружен у 46% школьников (11 чел.) экспериментальной группы и у 67% (16 чел.) -контрольной.

Практически у половины старшеклассников есть умеренный риск развития аддиктивной зависимости, что, без своевременной помощи, может привести к формированию зависимости от психо-активных веществ. Кроме того, у 12% имеется высокий риск развития данной характеристики. В контрольной же группе большая часть имеет низкий уровень.

В ходе констатирующего этапа нами было определено, что в 10 «В» классе девиантное поведение более выражено и поэтому, именно данный класс выбран нам в качестве экспериментального, в котором осуществлялась первичная психолого-педагогическая профилактика. В связи с тем, что в среде старшеклассников имеются тенденции развития девиаций и проявляются некоторые формы девиантного поведения, нами была разработана и апробирована программа первичной психолого-педагогической профилактики. С учетом того, что первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов, нами проводилась работа с сами старшеклассниками, родителями и педагогами, так как от особенности взаимоотношения с окружающими влияют на развитие поведенческих характеристик личности.

Цель программы: предупреждение формирования девиантного поведения и снижение уровня склонности к нему среди старшеклассников.

Задачи реализации программы: сформировать у обучающихся представление о девиантном поведении и его негативном влиянии на развитие личности; способствовать привитию общественных норм и правил; сформировать «здоровую» модель образа жизни, предоставляющую возможность для реализации личностного потенциала; привить положительное отношение к окружающим и обучить правильному поведению в спорах и конфликтах; рассмотреть негативные последствия вредных привычек и особенности их влияния на организм и поведение человека; обеспечить привлечение к профилактической деятельности родителей и педагогического коллектива школы.

Направления программы первичной психолого-педагогической профилактики девиантного поведения школьников:

1. Работа со старшеклассниками: знакомство (вводная беседа со старшеклассниками, направленная на организацию совместной работы по профилактике девиантного поведения); формирование у обучающихся приоритетов здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам; формирование навыков общения с окружающими и толерантности, а также снижение агрессивности и тревожности во взаимоотношениях старшеклассников; формирование убеждения о необходимости соблюдения общественных норм и правил; организационная деятельность. Нами были применены разного рода формы и методы работы: мозговые штурмы, тренинги, беседы, дискуссии, круглые столы, классные часы, диспуты, тренинговые игры и индивидуальные консультации, которые проводились с учетом индивидуальных особенностей старшеклассников и при их личном обращении.

2. Работа с родителями обучающихся была направлена на разъяснение родителям проблем и психологических особенностей старшеклассников, обучение организации правильного воспитательного процесса. При этом нами проводился патронаж семей, консультации, лекции. Отметим, что цикл лекций отражал материал по проблемам возрастных особенностей старшеклассников, наказания и поощрения как воспитания школьников, использования форм родительской помощи и поддержки детей. При возникновении проблем при организации воспитательного процесса и проблем во взаимоотношениях со старшеклассниками нами проводились индивидуальные консультации для родителей.

3. Работа с педагогическим коллективом была направлена на обучение взаимодействию учителей со старшеклассниками, способствующему предупреждению развития у них девиантного поведения. При этом проводились консультации, как групповые, так и индивидуальные, а также выступления на педагогических советах по проблемам старшеклассников и способам их решения.

Для анализа эффективности проведенной нами работы, нами было проведено контрольное исследование, в ходе проведения которого было выяснено, что произошло снижение уровня проявления исследуемых в ходе констатирующего этапа эксперимента характеристик или полное их преодоление в экспериментальной группе школьников. В контрольной группе школьников произошло, хоть и не сильное, но повышение уровня описанных качеств.

Выводы. Таким образом, первичная профилактика девиантного поведения направлена на снижение действия факторов, способствующих возникновению разного рода форм девиантного поведения среди старшеклассников. При этом могут быть применены разного роза формы работы и должны быть организована работа не только со школьниками, но и их родителями и педагогическим коллективом. Следовательно, профилактика девиантного поведения должна быть направлена на предотвращение психологических, социальных и физических обстоятельств отдельного старшеклассника, сохранение и поддержание нормальной жизнедеятельности несовершеннолетних, а также содействие ребенку в достижении важных целей и раскрытие внутреннего потенциала.

Литература:

1. Бондаренко, Я.А. Изучение осведомленности в семейной истории: психологическое благополучие и девиантное поведение / Я.А. Бондаренко // Психолого-педагогические исследования. - 2020. Том 12. - №1. - С. 72-85.

2. Иванов, Д.В. Девиантное поведение подростков, употребляющих психоактивные вещества / Д.В. Иванов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №12. - С. 65-69.

3. Кулагина, Н.В. Девиантное поведение подростков: современное состояние и проблемы / Н.В. Кулагина // Психология и Психотехника. - 2016. - №2. - С. 174-178.

4. Малинин, М.В. Взгляды на девиантное поведение психологов XX века и идеи борьбы с ним / М.В. Малинин, А.В. Родионов, Р.А. Саберов // Интерактивная наука. - 2017. - №6 (16). - С. 50-51.

5. Позднякова, У.С. Понятие, признаки и формы девиантного и делинквентного поведения детей / У.С. Позднякова // Психолог. - 2013. - №10. - С. 94-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.