Научная статья на тему 'Социально-психологические основы пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в студенческой среде'

Социально-психологические основы пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
581
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH / HEALTHY LIVING / HEALTHY LIVING ADVOCACY / EXISTENTIAL VALUES / RISK BEHAVIOR / PREVENTION OF RISK BEHAVIOR / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черникова А.А.

В статье проанализированы понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «рискованное поведение». Здоровый образ жизни охарактеризован как совокупность мероприятий, направленных на профилактику болезней, укрепление и поддержание соматического здоровья, сохранение психологического и социального благополучия. Представлен социально-психологический проект «Выбирай...» как средство пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в студенческой среде. Разработана модель пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Описаны компоненты модели (подпроекты) и их полимодальный спектр информационного воздействия. Особое внимание уделено профилактике рискованного поведения, осуществляемой по принципу «равный равному», то есть с использованием волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта на уровне, соответствующем аудитории. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что пропаганда ЗОЖ и профилактика рискованного поведения могут осуществляться через повышение значимости экзистенциальных ценностей, оценку опасности рискованного поведения для здоровья, укрепление морально-нравственных ориентиров, вовлечение в занятия физической культурой, формирование позитивной Я-концепции и активной жизненной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черникова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOPSYCHOLOGICAL BASICS OF HEALTHY LIVING ADVOCACY AND THE PREVENTIVE MEASURES OF RISK BEHAVIOR AMONG STUDENTS

In the article such concepts as “health”, “healthy living” and “risk behavior” are analyzed. Healthy living is characterized as a set of measures focused on treatment, health care activities, and preservation of social and psychological harmony. A social-psychological project “Choose...” is represented as a tool for heath living advocacy and prevention of risk behavior among students. A model of health living advocacy and preventive measures of risk behavior in the area of higher educational establishments has been developed. The components (subprojects) of the model and a polymodal spectrum of information influence are described. Special attention is paid to the prevention of risk behavior, realized on the principle of “equal to equal”, i.e. with engaging volunteers who are to extend the information and positive experience on a correspondent level. The material represented in the article allows making a conclusion of healthy living advocacy and prevention of risk behavior may be performed only by means of existential values uprating, assessment of harm, which may be caused by risk behavior, promotion of moral issues, involving in physical education activities, creating a positive self-construction and active life position.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические основы пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в студенческой среде»

References

1. Popova T.M. Teoretiko-metodologicheskie problemy izucheniya deviantnogo povedeniya podrostkov s narusheniyami razvitiya. Special'naya pedagogika i special'naya psihologiya: sovremennye metodologicheskie podhody: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2013: 130 - 140.

2. Popova T.M. Razvitie koping-resursov u podrostkovs riskom alkogolizacii. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Tambov, 2006.

3. Popova T.M. Destruktivnye koping-resursy kak faktor riska deviantnogo povedeniya podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdor-ov'ya. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; T. 2; № 6 (113): 413 - 417.

4. Gur'eva V.A., Gindikin V.Ya. Yunosheskie psihopatiii alkogolizm. Moskva: Medicina, 1988.

5. Guzikov B.M., Vdovichenko A.A., Ivanov N.Ya. Vyyavlenie kontingenta podrostkov s riskom zloupotrebleniya narkoticheskimi i drugimi toksi-cheskimi veschestvami. Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii. 1993; № 1: 34 - 42.

6. Mendelevich V.D. Rukovodstvo po addiktologii. Sankt-Peterburg: Rech', 2006.

Статья поступила в редакцию 30.03.16

УДК 159.923:316.6

Chernikova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: a.a.chernikova1977@mail.ru

SOCIOPSYCHOLOGICAL BASICS OF HEALTHY LIVING ADVOCACY AND THE PREVENTIVE MEASURES OF RISK BEHAVIOR AMONG STUDENTS. In the article such concepts as "health", "healthy living" and "risk behavior" are analyzed. Healthy living is characterized as a set of measures focused on treatment, health care activities, and preservation of social and psychological harmony. A social-psychological project "Choose ..." is represented as a tool for heath living advocacy and prevention of risk behavior among students. A model of health living advocacy and preventive measures of risk behavior in the area of higher educational establishments has been developed. The components (subprojects) of the model and a polymodal spectrum of information influence are described. Special attention is paid to the prevention of risk behavior, realized on the principle of "equal to equal", i.e. with engaging volunteers who are to extend the information and positive experience on a correspondent level. The material represented in the article allows making a conclusion of healthy living advocacy and prevention of risk behavior may be performed only by means of existential values uprating, assessment of harm, which may be caused by risk behavior, promotion of moral issues, involving in physical education activities, creating a positive self-construction and active life position.

Key words: health, healthy living, healthy living advocacy, existential values, risk behavior, prevention of risk behavior.

А.А. Черникова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: a.a.chernikova1977@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ И ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В статье проанализированы понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «рискованное поведение». Здоровый образ жизни охарактеризован как совокупность мероприятий, направленных на профилактику болезней, укрепление и поддержание соматического здоровья, сохранение психологического и социального благополучия. Представлен социально-психологический проект «Выбирай ...» как средство пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в студенческой среде. Разработана модель пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Описаны компоненты модели (подпроекты) и их полимодальный спектр информационного воздействия. Особое внимание уделено профилактике рискованного поведения, осуществляемой по принципу «равный - равному», то есть с использованием волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта на уровне, соответствующем аудитории. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что пропаганда ЗОЖ и профилактика рискованного поведения могут осуществляться через повышение значимости экзистенциальных ценностей, оценку опасности рискованного поведения для здоровья, укрепление морально-нравственных ориентиров, вовлечение в занятия физической культурой, формирование позитивной Я-концепции и активной жизненной позиции.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда здорового образа жизни, экзистенциальные ценности, рискованное поведение, профилактика рискованного поведения

Актуальность пропаганды здорового образа жизни и профилактики рискованного поведения в студенческой среде, как наиболее активной и наименее дисциплинированной и самокритичной части общества, ни у кого не вызывает сомнений. Все понимают, что здоровое будущее страны зависит от воспитания ценностного отношения к жизни и здоровью у сегодняшнего поколения молодёжи. Понимание со стороны взрослых есть, но не всегда присутствуют желание и готовность менять формы работы с молодёжью, искать более эффективные методы воздействия. И дело не в том, что отсутствуют профилактические проекты и программы: они есть, но большинство из них носят формальный, массовый, разговорный характер, не всегда учитывают специфику целевых групп и не используют в полной мере образовательный потенциал самой молодёжи.

Профилактические мероприятия, основанные на традиционных подходах санитарно-гигиенического просвещения или использующие схему кризисного реагирования, в данной целевой группе оказываются низкоэффективными, в связи с чем большую значимость приобретают инновационные интерактивные занятия. Такому подходу соответствуют лекции-дискуссии, лекции-консультации, лекции с разбором кейсов, тренинговые занятия с традиционным арсеналом средств: мозговые и синектиче-ские штурмы, ролевые и имитационно-моделирующие (деловые) игры, психогимнастические упражнения, предоставляющие

участникам не только новую креативную среду, но и возможность выработать ценностно-смысловые стратегии здоровьесберегаю-щего и здоровьеформирующего поведения.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Таким образом, понятие «здоровье» является более широким, чем «не болезнь».

По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется условиями и образом жизни, на 25% - экологическими условиями, на 15-20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15% - деятельностью здравоохранения [1; 2].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это совокупность мероприятий, направленных на профилактику болезней, укрепление и поддержание соматического здоровья, сохранение психологического и социального благополучия.

Понятие «здоровый образ жизни», прежде всего, ориентировано на конкретного человека и его активную деятельность, направленную на осмысление здоровья как основополагающей человеческой ценности, изменение отношения к состоянию собственного здоровья, выявление факторов риска и разработку конкретных программ для снижения потенциального вреда здоровью. Главное в здоровом образе жизни - активное творение здоровья, включая все его компоненты [3]. Иначе

говоря, здоровье начинается со здорового отношения к здоровью [4].

Но во взглядах современной студенческой молодёжи здоровье и здоровый образ жизни разделены. Здоровье трактуется чаще как личностный ресурс, в то время как здоровый образ жизни воспринимается моделью «модного» поведения. Таким образом, в позициях студенческой молодёжи содержится недооценка образа жизни как фактора, формирующего жизненные стратегии и обеспечивающего социально-психологические ресурсы индивида.

Рискованное поведение подразумевает любое поведение или действие, которое повышает вероятность возникновения негативных медицинских, психологических, социальных и других последствий в результате использования тех или иных поведенческих практик.

Рискованное поведение относится к отклоняющемуся поведению, то есть поведению, которое противоречит принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматривается большей частью общества как предосудительное и недопустимое (Л.С. Выготский, Я.И. Гилин-ский, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов). Кроме того, рискованное поведение рассматривается некоторыми исследователями как одно их проявлений аутоагрессивного поведения (С.Н. Ениколопов) [5].

Говоря о рискованном поведении в контексте образовательного пространства, специалисты чаще делают акцент на аддик-тивное поведение забывая, а иногда и сознательно игнорируя безответственное медицинское (несвоевременное обращение, недолечивание, самолечение, пренебрежительное отношение к диспансеризациии, отсутствие самоконтроля основных показателей здоровья и пр.), гигиеническое (нарушение режимов сна, труда и питания, несоблюдение личной гигиены и гигиены жилого помещения и пр.), сексуальное (промискуитет, случайные сексуальные связи и незащищенные половые контакты, приводящие к незапланированной беременности, ИППП, гепатитам, ВИЧ и пр.) и социальное (недостаточная сформированность мо-тивационной сферы или ее искажение: индивидуалистическая мораль, волюнтаризм, социальная ингибиция, социальная лень, фаворитизм и пр.) поведение.

Рискованное поведение особенно характерно для молодёжи, которая постоянно и вынужденно находится в ситуации выбора, адаптации к экономическим и социальным условиям. Современные риски, связаны как с ростом неопределенности, утратой прежних социализационных траекторий, так и с тем, что приходится преодолевать новые трудности, вызванные распространением алкоголизма, наркомании, суицидальности и других асоциальных трендов.

Лицам, склонным к рискованному поведению, свойственно противопоставление себя общественно принятым нормам, обесценивание жизни и разрушение привычных экзистенциальных ценностей, связанных с осмыслением своего бытия, нахождением смысла жизни (здоровье, семья, дети, дружба, любовь, счастье, свобода и пр.).

Среди студентов особенно широко распространены такие рискованные формы поведения как употребление различных психоактивных веществ (ПАВ), случайные сексуальные связи и незащищенные половые контакты, приводящие к незапланированной беременности, ИППП, гепатитам, ВИЧ и т. д. [5].

Существующее противоречие между ведущей ценностью здоровья и отсутствием мотивированной потребности его сохранения и укрепления у студентов свидетельствует о необходимости формирования модели ЗОЖ и профилактики рискованного поведения, которая могла бы охватить всю студенческую молодёжь, являясь доступной, демократичной и одновременно социально мобилизующей [2].

Для того чтобы пропаганда ЗОЖ и профилактика рискованных форм поведения стали эффективными, необходимы усилия, в первую очередь, самой молодёжи. Поэтому вопросы пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения являются одними из наиболее приоритетных направлений волонтерской деятельности. Для решения поставленных проблем и целенаправленного повышения активности участников нами была выбрана форма работы по принципу «равный - равному». Активное внедрение принципа «равный обучает равного» в воспитательный процесс не является альтернативой существующим педагогическим формам и методам, а представляет собой эффективное дополнение традиционных основ образования.

Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает возможность достичь более эффективного взаимодействия на уровне, соответствующем аудитории [6].

Социально-психологический проект «Выбирай ...» направлен на пропаганду здорового образа жизни и профилактику рискованного поведения в студенческой среде.

Целевая аудитория: студенты вузов.

Цель проекта: популяризация здорового образа жизни среди студентов через повышение значимости экзистенциальных ценностей, оценку опасности рискованного поведения для здоровья, укрепление морально-нравственных ориентиров, вовлечение молодых людей в занятия физической культурой, формирование позитивной Я-концепции и активной жизненной позиции.

Задачи проекта:

1. Разработать и реализовать комплекс социально-психологических технологий, направленных на пропаганду ЗОЖ и профилактику рискованного поведения в студенческой среде.

2. Организовать волонтерское движение для обучения и реализации комплекса социально-психологических технологий, направленных на пропаганду ЗОЖ и профилактику рискованного поведения студентов.

3. Повысить уровень знаний участников образовательного пространства о формах рискованного поведения и мотивацию к положительным поведенческим изменениям в области здоро-вьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.

4. Оценить личные риски поведения участников образовательного пространства и выработать эффективные поведенческие навыки противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях.

5. Стимулировать создание и реализацию в образовательном пространстве высшего учебного заведения инновационных проектов и программ, направленных на пропаганду ЗОЖ и профилактику рискованных форм поведения в студенческой среде.

Организатором и реализатором проекта является Центр психологического и социального здоровья молодёжи ИПиП ФГ-БОУ ВО «АлтГПУ». В дальнейшем в качестве методических центров (консультационных пунктов) могут выступать иные вузы или психологические центры, ставшие участниками объединения и заключившие договор о сотрудничестве с авторами проекта.

В качестве волонтеров выступают студенты, магистранты, аспиранты, прошедшие обучение по программе первичной профилактики рискованного поведения детей старшего подросткового и юношеского возрастов (при участии сотрудников Центра психологического и социального здоровья молодёжи, на базе которого осуществлялась подготовка, а также приглашенных специалистов МБОУ ЦПМСС «ЛадьЯ» г. Брянск, КГБУЗ «АКЦ по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» г. Барнаул, МИЦ «Жизнь без наркотиков» г. Барнаул, ЦМСПП «Юникс» г. Барнаул), получившие сертификаты и заключившие договор о сотрудничестве на добровольческой основе, и, следовательно, принявшие для себя основные идеи проекта, воплощающие их в своей жизни, и, в свою очередь, участвующие в популяризации основных идей волонтерского движения.

При разработке модели пропаганды ЗОЖ и профилактики рискованного поведения в студенческой среде, а также программ профилактических тренингов-семинаров, нами использовался интегрированный опыт названных организаций.

Проект является первичным опытом объединения усилий нескольких заинтересованных организаций по пропаганде ЗОЖ и профилактике рискованного поведения в студенческой среде.

Содержание проекта является мультикомпонентным, рассчитано на долгосрочный период и структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана, которые так или иначе связаны с пропагандой ЗОЖ и профилактикой рискованного поведения: ценности, здоровье, общение, дружба, любовь, семья, счастье, толерантность, цели и смысл, свобода и выбор и др.

Каждая из категорий прорабатывается в рамках отдельного занятия (или нескольких занятий), причем любое занятие является законченным по форме, что допускает возможность изменения их предложенной последовательности.

Реализация проекта осуществляется путём исполнения следующих подпроектов: «Выбирай ...» здоровьесберегающее поведение, физическую активность, ЦЕЛЬную жизнь, личностный рост, коммуникативную компетентность, конструктивное взаимодействие, социально-перцептивную компетентность, социальные отношения, планирование семьи, противодействие

манипуляциям, эффективную самопрезентацию (Рис. 1). В свою очередькаждый подпроектимеетсвой основнойпереч ень про -водимых мероприятий, может включать как теоретическую ин-фдвсдцню, та к и тренинговые программы, акции, конкурсы.

Рис. 1.Модельпропаганды ЗОИНипрофвлактикирискованного иоведевьявоТроровательномьрострдюствтпысш его учебного заведения

Так, например, подпроект «Выбирай физическую активность» предполагает вовлечение молодёжи в спортивную жизнь. В контексте данного подпроекта проходят групповые занятия: «Мы выбираем фитнес», «Мы выбираем йогу», «Мы выбираем пилатес», «Мы выбираем степ аэробику».

Сегодня мы сотрудничаем со спортивным комплексом «Эланс», тренажерными залами «Hardcore», «Светлана» и «Путь к совершенству». В будущем мы планируем расширить виды физической активности за счет привлечения работающих студентов в каком-либо новом направлении.

Подпроект «Выбирай здоровьесберегающее поведение» помимо информационного блока «Здоровьесберегающее поведение: условия формирования» (правильное питание, рационально дозированные интеллектуальные и физические нагрузки, режимы сна и бодрствования, труда и отдыха, отсутствие зависимостей, своевременность обращений за медицинской помощью и пр.) предполагает вовлечение молодёжи в тренинговую форму работы.

Подпроекты «Выбирай планирование семьи» (рассматриваются вопросы сохранения репродуктивного здоровья, сексуальной гигиены и профилактики), «Выбирай ЦЕЛЬную жизнь» (рассматриваются проблемы рационального использования временных ресурсов, целеполагания, целедостижения, смысла жизни), «Выбирай социальные отношения» (рассматриваются преимущества командной работы, особенности неформальных молодёжных субкультур, проблемы одиночества и суицидального поведения), «Выбирай конструктивное взаимодействие» (рассматриваются основы эффективного общения и рационального поведения в конфликтах), «Выбирай эффективную самопрезентацию» (рассматриваются инструменты самопрезентации личности: вербальная и экспрессивная грамотность, саморегуляция и самоорганизация, оформление внешнего облика и принадлежащих субъекту социальных атрибутов), «Выбирай коммуникативную компетентность» (рассматриваются вербальные и невербальные знаковые системы, коммуникативные барьеры и способы их преодоления), «Выбирай социально-перцептивную компетентность» (рассматриваются механизмы и эффекты социальной перцепции, возможности развития социально-перцептивных способностей личности), «Выбирай противостояние

Библиографический список

манипуляциям» (рассматриваются особенности сознатель-нс-бесеезнотельного анализа поступающей информации, техники противодействия манипуляциям), «Выбирай личностный рост» (рассматриваются возможности саморазвития, качественного изменения личностного потенциала) также помимо информационных блоков предусматривают тренинговую форму работы.

Основываясь на когнитивно-поведенческом подходе, в профилактических тренингах «Мы выбираем ...» реализуются базовые методологические принципы изменения поведения, которые подразумевают обязательное включение в профилактические занятия трех компонентов: информационного, мотивационного и поведенческого.

Кроме организации и реализации тематических выступлений, семинаров-тренингов и спортивных мероприятий в систему наших воздействий включены акции «Утренняя массовая зарядка», «Меняй сигарету на конфету» и конкурсы социально-психологических проектов среди волонтерских команд и дуэтов «Мы разные, но равные», видео роликов социальной рекламы «Вуз здорового образа жизни», творческих работ «Я выбираю жизнь!», фото «Ценность каждого дня». По результатам проведения конкурсов проводится круглый стол с презентацией лучших волонтерских и студенческих проектов, видео роликов, фото и награждением.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание разрушающего влияния различных форм рискованного поведения на здоровье человека.

2. Умение противостоять нежелательному влиянию среды и отстаивать безопасное поведение в различных ситуациях.

3. Уме ние эффективно общаться и четко формулировать собственные ценности в ситуациях высокого риска и давления со стороны социального окружения.

Оценка эффективности проекта включает в себя два взаимосвязанных блока:

1) сравнение уровня информированности студентов по вопросам здорового образа жизни и профилактики рискованного поведения до и после участия в проекте;

2) анализ отзывов о программе со стороны студентов, кураторов, педагогов и администрации учебного заведения. Отзывы анализируются с опорой на результаты беседы или письменного опроса. Показателем эффективности является признание проекта интересным, полезным и соответствующим заявленной цели.

Оценка результатов профилактических тренингов проводится в форме глубинного группового интервью в фокус-группах и наблюдения за практическими навыками в процессе участия в тренингах-семинарах (изменение знаний, навыков и убеждений участников по вопросам обсуждения). Информация отражается в «Отчёте волонтера-тренера о занятии» и «Листах обратной связи».

В сфере привлечения новых людей к волонтерскому движению видим прогрессивный рост: ряды добровольцев пополняются за счет студентов, в чьих группах проводятся вышеназванные пропагандирующие и профилактические мероприятия.

Проект уже сегодня показывает хорошие результаты и, следовательно, обеспечит перспективы для дальнейшей волонтерской деятельности, а также позволит минимизировать темпы дальнейшего развития «болезней цивилизации» в обществе.

Перспективные планы. Проведение обучающих тренингов-семинаров по новым актуальным для школьного возраста темам в сфере ЗОЖ: «Профилактика компьютерной зависимости», «Репродуктивное здоровье: профилактика ранних сексуальных дебютов», «Рациональное питание: едим на здоровье», «Риск и рискованное поведение», «Эффективные способы выхода из конфликта», «Лидерство, ориентированное на общество», «Учимся эффективному общению», «Влияние музыки на психику человека», «О пользе и вредном влиянии современных девай-сов» и «Красота во вред здоровью: пирсинг и татуировки».

Обучение школьников-волонтеров-инструкторов, которые будут осуществлять образовательную деятельность по пропаганде ЗОЖ, обучать своих сверстников эффективному общению, ответственному и безопасному поведению в рискованных ситуациях.

1. Уланов Д.В. Социальное управление формированием здорового образа жизни. Диссертация ... кандидата социологических наук. Москва, 2006. Available at: http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-upravlenie-formirovaniem-zdorovogo-obraza-zhizni#ix-zz42qy8XcCR

2. Страхова И.Б. Здоровый образ жизни как способ интеграция в социум. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Новосибирск, 2005. Available at: http://cheloveknauka.eom/zdorovyy-obraz-zhizni-kak-sposob-integratsii-v-sotsium#ixzz43cH5qRke

3. Логачёва Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодёжи среднего российского города. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, 2014.

4. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Психология здоровья студенческой молодёжи. Томск: Томский государственный университет, 2012.

5. Шарок В.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2010.

6. PRO Здоровый выбор: учебник по профилактической программе «Взгляд в будущее». Санкт-Петербург: Речь, 2005.

References

1. Ulanov D.V. Social'noe upravlenie formirovaniem zdorovogo obraza zhizni. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2006. Available at: http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-upravlenie-formirovaniem-zdorovogo-obraza-zhizni#ixzz42qy8XcCR

2. Strahova I.B. Zdorovyj obraz zhiznikak sposob integraciya vsocium. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Novosibirsk, 2005. Available at: http://cheloveknauka.com/zdorovyy-obraz-zhizni-kak-sposob-integratsii-v-sotsium#ixzz43cH5qRke

3. Logacheva E.A. Zdorovyj obraz zhizni studencheskoj molodezhi srednego rossijskogo goroda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2014.

4. Zalevskij G.V., Kuz'mina Yu.V. Psihologiya zdorov'ya studencheskoj molodezhi. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2012.

5. Sharok V.V. Osobennosti motivacionno-cennostnoj sfery i samootnosheniya lichnosti, sklonnoj k riskovannomu povedeniyu. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.

6. PRO Zdorovyj vybor: uchebnik po profilakticheskoj programme «Vzglyad v buduschee». Sankt-Peterburg: Rech', 2005.

Статья поступила в редакцию 25.03.16

УДК 316.61

Ralnikova I.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Head of Department of Social Psychology, Altai State University (Barnaul, Russia), Е-mail: irinaralnikova@yandex.ru

Shamardina M.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), Е-mail: marav_sh@mail.ru

Pershina N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, The Shushing Altay State Humanities Pedagogical University (Biysk, Russia), Е-mail: nataly200672@mail.ru

THE DESIGNING OF LIFE PROSPECTS OF TEENAGERS WITH THE DIAGNOSIS OF "DIABETES". Mental disorders of patients with diabetes are the most widespread complications. For understanding of psychological mechanisms of diabetes authors give description of psychosomatic concepts of developing of diabetes. The disease of diabetes is considered in the context of the article as a critical event, which involves the need for correction or substantial rehabilitation of vital prospects by teenagers. Various approaches in psychology and pedagogical literature to understanding of a term "critical event" are shown. The special status of this event which is understood in respect of its subjective importance for the person in the context of a course of life, specifics of an assessment of an event depending on perception and the response to it caused by features of the personality, its experience, character of a situational context are underlined. The research has found that ideas of the future are the main focus of transformational processes at a teenage stage of socialization. The author defines relevance of the problem of design of vital prospects by teenagers with diabetes in the context of psychological maintenance.

Key words: adolescence, psychological mechanisms of diabetes, psychosomatic concepts, critical event, design of vital prospects.

И.А. Ральникова, д-р психол. наук, проф., зав. каф. социальной психологии, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: irinaralnikova@yandex.ru

М.В. Шамардина, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: marav_sh@mail.ru

Н.А. Першина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-mail: nataly200672@mail.ru

ЗАБОЛЕВАНИЕ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПЕРЕЛОМНОЕ ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ

Психические нарушения больных с сахарным диабетом являются наиболее распространенными осложнениями. Для понимания психологических механизмов сахарного диабета авторами дано описание психосоматических концепций возникновения сахарного диабета. Заболевание сахарным диабетом рассмотрено в контексте данной статьи в качестве переломного события, что предполагает необходимость коррекции или существенной реконструкции жизненных перспектив подростками. Показаны различные авторские подходы в психолого-педагогической литературе к пониманию термина «переломное событие». Подчёркивается особый статус события, которое понимается в плане его субъективной важности для человека в контексте жизненного пути, специфики оценки события в зависимости от восприятия и реагирования на него, обусловленного особенностями личности, ее опытом, характером ситуативного контекста. Выделен главный фокус трансформационных процессов на подростковом этапе социализации - представления о будущем. Определена актуальность проблемы проектирования жизненных перспектив подростками с диагнозом сахарный диабет в контексте психологического сопровождения.

Ключевые слова: подростковый возраст, психологические механизмы сахарного диабета, психосоматические концепции, переломное событие, психологический тренинг, проектирование жизненных перспектив.

Введение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной статье предпринята попытка раскрыть психологическую природу заболевания «сахарный диабет», которое может рассматриваться как переломное жизненное событие, что впоследствии влияет на изменение моделей поведения. В первую очередь, это проявляется в том, что у подростков пропадает уверенность в собственном будущем, нарушаются механизмы опережающего отражения, возникают сложности

с целеполаганием, построением планов, выбором жизненных стратегий. Особое значение приобретает рассматриваемая проблема в ситуации заболевания подростком сахарным диабетом, когда такой диагноз, зачастую, неожиданно появляется в их жизни, это и создает переломный момент, нарушает самоорганизацию, перестраивает их систему ценностей, трансформирует представления о будущем, меняет намеченные жизненные планы и цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.