Научная статья на тему 'РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
социальный педагог / формирование правосознания / школьники / social pedagogue / formation of legal awareness / schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева У.Н.

В статье рассматривается роль социального педагога в процессе формирования правосознания школьников. Особое внимание уделяется формам работы. Исследуются вопросы взаимодействия социального педагога с коллективом школы, правоохранительными органами, а также с родителями учащихся в целях создания единого педагогического пространства для повышения правовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF SOCIAL PEDAGOGUE ON FORMATION OF LEGAL AWARENESS OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the role of a social pedagogue in the process of forming the legal consciousness of schoolchildren. Special attention is paid to the forms of work. The issues of interaction of a social pedagogue with the school staff, law enforcement agencies, as well as with the parents of students in order to create a unified pedagogical space for improving legal literacy are investigated.

Текст научной работы на тему «РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Григорьева У.Н.

студент 4 курса кафедры педагогики

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

(г. Великий Новгород, Россия)

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматривается роль социального педагога в процессе формирования правосознания школьников. Особое внимание уделяется формам работы. Исследуются вопросы взаимодействия социального педагога с коллективом школы, правоохранительными органами, а также с родителями учащихся в целях создания единого педагогического пространства для повышения правовой грамотности.

Ключевые слова: социальный педагог, формирование правосознания, школьники.

Одним из основных направлений реализации государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений и развития правовой культуры населения является формирование правовой грамотности и позитивного типа правосознания и поведения несовершеннолетних граждан [1].

Приоритетная роль в решении задач формирования правовой культуры граждан принадлежит школе. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, правосознание является одним из личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного и среднего общего образования [2,3].

Изучение опыта работы школьных социальных педагогов по формированию правосознания обучающихся проводилось посредством анкетирования и анализа школьной документации. В исследовании приняли участие социальные педагоги общеобразовательных организаций Великого Новгорода.

Согласно полученным результатам, все социальные педагоги отмечают наличие проблемы правовой неграмотности населения в современном российском обществе. Причем, по мнению 50% опрошенных специалистов, проблема очень актуальна. Все респонденты утверждают, что эта проблема присутствует и среди школьников.

По мнению социальных педагогов, формированием правосознания учащихся в первую очередь должны заниматься семья (93%), правоохранительные органы (71%), школа (63%) и СМИ (50%). Некоторые участники опроса считают, что формирование правосознания также является задачей уполномоченного по правам ребенка (29%) и учреждений дополнительного образования (14%).

С точки зрения социальных педагогов, ответственность за формирование правосознания обучающихся в школе первоначально возлагается на приглашенных специалистов (правоохранительные органы, юристы, сотрудники ПДН, уполномоченный по правам ребенка) (86%), социального педагога (72%), классных руководителей (72%), учителей истории и обществознания (64%), а также советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (43%). К тому же, 36% опрошенных считают важным задействовать педагога-организатора, а 29% - учащихся-волонтеров.

86% социальных педагогов подчеркивают необходимость проведения в школе во внеурочное время мероприятий, направленных на формирование правосознания учащихся. По их мнению, наиболее эффективными формами формирования правосознания школьников являются: просмотр фильмов, видеороликов, спектаклей и обсуждение затрагиваемых в них правовых проблем (64%), ролевые игры (57%), групповые беседы (43%), дискуссии (43%), общешкольные правовые акции (43%) и организация волонтерской деятельности (43%). На их взгляд, менее эффективны классные родительские собрания по правовой тематике (36%), тренинги (36%), лекции (29%) и индивидуальное консультирование (29%). Лишь 3 специалиста придают значение общешкольным родительским собраниям по правовому просвещению и

размещению правовой информации на сайте школы, 2 - чтению специальной литературы с ее последующим обсуждением, а также созданию памяток, плакатов, стендов, буклетов и роликов по правовой проблематике.

Результаты анкетирования показывают, что программы по формированию законопослушного поведения учащихся реализуются в школах Великого Новгорода. В данных общеобразовательных организациях, согласно проведенному исследованию, все социальные педагоги не только напрямую принимают участие в формировании правосознания школьников, но и делают это косвенно, по большей части курируя деятельность приглашенных специалистов и других педагогических работников школы.

Анализируя вопрос о том, с учащимися каких классов во внеурочное время в школе проводится работа по формированию правосознания, можно заметить, что наибольшее внимание уделяется ученикам с 5 по 9 класс. В старших классах формированием правосознания занимается около половины общеобразовательных организаций. Меньше внимания данной деятельности отводится в начальной школе.

Согласно результатам анкетирования, практически все социальные педагоги (86%), занимаясь формированием правосознания, взаимодействуют с другими педагогами школы и приглашенными специалистами. Совместная работа происходит с учителями истории и обществознания (86%), классными руководителями (64%), заместителем директора по воспитательной работе (29%), правоохранительными органами (21%) и волонтерами (14%).

Принимая участие в формировании правосознания школьников, многие социальные педагоги выступают координаторами в следующих мероприятиях: организация встреч с приглашенными специалистами (83%), беседы «Административная ответственность несовершеннолетних» (67%), правовой диктант (42%), всероссийская акция «День правовой помощи» (41%). Интересно, что один социальный педагог является куратором отряда правоохранительной направленности.

По данным анкетирования, наиболее предпочитаемыми формами работы социальных педагогов по формированию правосознания школьников являются: просмотр фильмов, видеороликов, спектаклей и обсуждение затрагиваемых в них правовых проблем (71%), групповые беседы (71%), лекции (57%), размещение правовой информации на сайте школы (50%), дискуссии и классные родительские собрания по правовой тематике (43%). 36% выбирают общешкольные правовые акции и организацию волонтерской деятельности. 27% инициируют дискуссии среди школьников. Меньше всего в своей практике социальные педагоги используют индивидуальное консультирование, создание памяток, плакатов, стендов, буклетов, роликов и т.д. по правовой проблематике (27%) ролевые игры, общешкольные родительские собрания по правовому просвещению (21%), тренинговую работу и чтение специальной литературы с ее последующим обсуждением (7%).

В рамках работы по формированию правосознания сотрудничество социальных педагогов осуществляется не только с другими специалистами (сотрудники ПДН (78%), полиции (85%), МВД (31%), инспектор по делам несовершеннолетних (46%)), но и с родителями школьников (50%). Взаимодействуя с семьёй ребенка, социальные педагоги отдают предпочтение групповым формам работы, а именно: родительским собраниям (100%) и круглым столам (57%). Индивидуальное консультирование проводят лишь 29% респондентов.

29% специалистов отмечают, что сталкивались со сложностями при проведении работы по формированию правосознания школьников. Среди этих трудностей все социальные педагоги выделяют работу с родителями, одна треть говорят о недостатке времени, половина - о нежелании других специалистов идти на сотрудничество. 25% отмечают сложность темы правового просвещения и отсутствие интереса у учеников.

В целом анализ результатов анкетирования демонстрирует, что социальные педагоги школ Великого Новгорода осознают важность работы по формированию правосознания учащихся во внеурочное время. При её

осуществлении они в основном ориентируются на групповые формы работы со школьниками и их родителями.

С целью более глубокого знакомства с работой школьного социального педагога по формированию правосознания обучающихся нами была проанализирована документация социального педагога одной из школ Великого Новгорода, включая план социально-профилактической работы на 2023-2024 учебный год, одной из целей которого является «предупреждение случаев безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

Анализ документа подтверждает, что школа придает большое значение формированию правосознания учащихся. Так, например, в данном плане есть раздел «Воспитание законопослушных граждан», задачи которого таковы:

- осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности,

- воспитание толерантности и уважения к правам человека,

- формирование осознанного политического поведения подростков.

Анализ перечня мероприятий, представленных в плане социально-

профилактической работы, позволяет заметить, что групповые формы работы являются преобладающими. Формирование правосознания школьников преимущественно происходит посредством бесед и классных часов. Данные занятия направлены на обсуждение следующих вопросов: «Правила поведения в школе, на перемене, на улице, общественных местах», «Права и обязанности учащихся», «Разрешение конфликтов без насилия», «Правила поведения в общественных местах, на улице, предупреждение ДТП, правила поведения на водных объектах, железной дороге» (1-11 классы), «Что такое кража, воровство», «Дисциплина и порядок - наши верные друзья», «Безопасное поведение на улице и дома. Правила личной безопасности» (1-4 классы), «Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (5-11 классы).

При этом работа по правовому просвещению проводится не только с детьми, но и с их родителями, например, на родительском собрании «Права, обязанности и ответственность родителей в воспитании детей».

Анализ документа показывает, что индивидуальные занятия проводятся с детьми группы риска и при возникновении конфликтных ситуаций между школьниками.

План социально-профилактической работы показывает, что социальный педагог школы активно сотрудничает с классными руководителями, учителями-предметниками (обществознания и ОБЖ), психологом, заместителем директора по воспитательной работе, с составом школьной службы медиации и инспектором ОПДН УМВД по Великому Новгороду.

Таким образом, анализ опыта работы школьных социальных педагогов показывает, что формирование правосознания школьников играет важную роль в социально-педагогической работе. Осуществляя работу по формированию правосознания обучающихся, социальный педагог использует преимущественно групповые формы работы. Неотъемлемой частью его деятельности является взаимодействие как с педагогами школы (классные руководители, учителя-предметники, психологи, заместитель директора по воспитательной работе), так и с приглашенными специалистами (сотрудниками правоохранительных органов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=113761&fld= 134&dst=100003,0&rnd=0.8413027760603311#0 (дата обращения: 15.09.2023);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

№ 1897) [Электронный ресурс]. URL:

http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf (дата обращения: 26.10.2023);

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70188902 (дата обращения: 26.10.2023)

Grigorieva U.N.

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise (Veliky Novgorod, Russia)

WORK OF SOCIAL PEDAGOGUE ON FORMATION OF LEGAL AWARENESS OF SCHOOLCHILDREN

Abstract: the article examines the role of a social pedagogue in the process of forming the legal consciousness of schoolchildren. Special attention is paid to the forms of work. The issues of interaction of a social pedagogue with the school staff, law enforcement agencies, as well as with the parents of students in order to create a unified pedagogical space for improving legal literacy are investigated.

Keywords: social pedagogue, formation of legal awareness, schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.