Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации и направлений деятельности работы социального педагога'

Некоторые аспекты организации и направлений деятельности работы социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / SOCIAL PEDAGOGUE / DIRECTIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / TASKS OF A SOCIAL PEDAGOGUE / FORMS OF ACTIVITY OF A SOCIAL PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Светлана Михайловна

В данной статье затрагиваются вопросы, связанные с особенностями деятельности социального педагога в процессе реализации им своих профессиональных функций. Обозначены основные направления социально-педагогической деятельности. Выделены основные проблемы, которые могут быть решены с помощью социального педагога. Представлены приоритетные задачи и основные формы деятельности социального педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE WORK OF A SOCIAL TEACHER

This article deals with issues related to the peculiarities of the social teacher's activity in the process of implementing their professional functions. The main directions of social and pedagogical activity are outlined. The main problems that can be solved with the help of a social teacher are highlighted. Priority tasks and main forms of activity of a social teacher are presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации и направлений деятельности работы социального педагога»

УДК 373.5.013.78

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Курбатова Светлана Михайловна, к.юр.н., доцент (e-mail: sveta_kurbatova@mail.ru) Красноярский государственный аграрный университет г.Красноярск, Россия

В данной статье затрагиваются вопросы, связанные с особенностями деятельности социального педагога в процессе реализации им своих профессиональных функций. Обозначены основные направления социально-педагогической деятельности. Выделены основные проблемы, которые могут быть решены с помощью социального педагога. Представлены приоритетные задачи и основные формы деятельности социального педагога.

Ключевые слова: социальный педагог, направления социально-педагогической деятельности, задачи социального педагога, формы деятельности социального педагога.

Введение. Основными направлениями социально-педагогической деятельности социального педагога в школе являются следующие аспекты:

- профилактика девиантного поведения детей и подростков;

- профилактическая работа с учащимися и семьями «группы риска», а также с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- поддержка и защита законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе в органах государственной власти;

- активизация и коррекция семейного воспитания;

- повышение родительской компетентности и информационно-просветительская работа специалистов в решении проблем детей и семьи;

- организация занятости детей и подростков во внеурочное время.

При этом можно выделить ряд основных проблем, которые требуют решения с помощью социальных педагогов [6], которые говорят о роли социального педагога в современной школе [7] и о значимости образовательной политики и качества образования [17], в том числе:

1. Снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе к старшим классам и несформированные навыки учебной деятельности отдельных учащихся.

2. Загруженность и эмоциональное перенапряжение педагогов, ограниченность возможностей психологического сопровождения и профилактики перегрузок у педагогов.

3. Несколько отстраненное отношение некоторой части родителей в решении проблем собственных детей, их низкая социальная активность и психолого-педагогическая компетентность. Также имеются и иные проблемы [13].

Таким образом, ожидания, возлагаемые на профессию «социальный педагог», весьма серьезны и касаются роли образования в формировании личности [3], воспитании культуры [4], профилактики и коррекции деви-антного поведения подростков [5], обеспечения безопасности образовательной среды [16] формировании нетерпимости к экстремизму [12] и укреплении правового менталитета [9]. Исходя из этого понимания, вызывают интерес задачи в области профессиональной деятельности социальных педагогов и формы их реализации, равно как и возможные результаты при надлежащем их осуществлении, что и является целью данной работы.

Методика исследования представляет собой определенную концепцию, выстраиваемую, исходя из обозначенной цели работы, опирающуюся на общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, описание и др., позволяющие сделать определенные выводы по теме исследования.

Результаты. В связи с обозначенными выше проблемами можно определить приоритетные задачи деятельности социальных педагогов [18, 19, 20]:

- реализовывать психолого-педагогическую работу по формированию устойчивой позитивной мотивации к учению и достижению успеха у учащихся (педагог-психолог, педагоги);

- проводить мониторинг реальных учебных возможностей учащихся, причин учебных трудностей и межличностного взаимодействия, оценки потенциальных возможностей и личностного ресурса с целью оптимизации индивидуального подхода к учащимся;

- обеспечивать психологические условия для профилактики психоэмоционального, интеллектуального и соматического здоровья учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса;

- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение предпро-фильной подготовки и профильного обучения, формировать навыки социальной адаптации и личностной успешности с учетом интересов и склонностей учащихся;

- осуществлять работу с родителями по развитию психолого-педагогической компетентности, активизации активной позиции во взаимодействии со школой (родительский клуб, совместные классные мероприятия родителей и детей, групповые психологические тренинги).

- содействовать администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны психоэмоционального, интеллектуального и соматического здоровья и развития личности учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса;

- проводить мониторинг реальных учебных возможностей учащихся, причин учебных трудностей и межличностного взаимодействия;

- содействовать повышению психолого-педагогической и социально-коммуникативной компетентности участников образовательного пространства образовательного учреждения;

- содействовать созданию условий для успешной самореализации одаренных учащихся;

- опосредованно влиять на формирование воспитанности и эстетической культуры учащихся;

- осуществлять психопрофилактику дезадаптации и девиантного поведения учащихся «группы риска» и их семей. Также осуществлять воспитательную работу с такими школьниками [8, 11].

К основным формам деятельности социального педагога относятся:

1. Психодиагностика. Оценка уровня психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников изучались следующие параметры: психолого-социальная готовность; сформированность школьнозначимых функций; познавательная сфера; эмоциональная сфера; особенности эмоционально-личностного развития. Для анализа показателей оценки готовности ребенка к школе следует использовать комплексный адаптационный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения.

Особое внимание необходимо уделять эффективности организации учебного процесса. С целью мониторинга качества организации учебной и внеучебной деятельности учащихся следует проводить оценку организации учебного процесса и школьных факторов риска, изучая: рациональность организации процесса; общую учебную нагрузку; внеучебную нагрузку; организацию режима дня, учебных и внеучебных занятий. Не следует забывать и о важности информационных технологий в современном обществе [15].

С целью диагностики психологического климата в классе, определения лидеров и групповой сплоченности в параллели одноуровневых классов можно проводить социометрические опросы.

Результаты по диагностируемым параметрам необходимо предоставлять каждому классному руководителю и обсуждать на педагогическом консилиуме. По запросам родителей проводить индивидуальные консультации.

2. Психокоррекционная и развивающая работа:

- проведение групповых развивающих занятий в классах на развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.

- индивидуальная коррекционная работа с отдельными учащимися, имеющими проблемы в обучении.

Особое внимание следует уделять работе с детьми с так называемой «школьной дезадаптацией» и неблагополучными семьями, изучать их умственное развитие, личностные качества, взаимоотношения со сверстника-

ми, родителями [14]. С ними необходимо проводить консультирования, индивидуальные беседы, развивающие занятия

3. Психоконсультирование:

- индивидуальные консультации родителей по запросам. Темы обращений родителей разнообразны и связаны с особенностями учебной деятельности, с характером взаимоотношений между одноклассниками, выстраиванию отношений с учителями, по поводу индивидуальных особенностей своих детей и семейных взаимоотношений. Как правило, многие родители довольствуются одноразовой консультацией.

- консультирование администрации и педагогов по различным вопросам.

- оказание психологической помощи педагогам в подготовке к аттестации, внешним плановым и внеплановым проверкам со стороны органов власти.

4. Психопрофилактика и психологическое просвещение:

- проведение методических семинаров для педагогов по вопросам данной области знаний;

- участие в подобного рода внешних мероприятиях, проводимых на площадках других образовательных учреждений, с целью обогащения знаний и расширения опыта.

Выводы. Деятельность социального работника многообразна по своим задачам и формам [1, 2]. При том бремени ответственности за своих подопечных, как прямых (обучающиеся), так и косвенных (родители обучающихся, учителя), что обуславливает и предъявление встречных требований к социальному педагогу, например, к его правовой культуре [10].

Однако надлежащее осуществление психолого-педагогической деятельности по реализации поставленных задач позволит достичь определенных позитивных моментов, свидетельствующих об актуальности выбранных приоритетных направлений психолого-педагогического сопровождения:

1. Использование результатов психолого-педагогической диагностики учащихся при организации учебно-воспитательного процесса позволит повысить интерес, мотивацию, наиболее оптимально использовать потенциал учащихся, создать ситуацию успеха для школьников и повысить удовлетворенность участников педагогического взаимодействия.

2. Психологическая работа с учащимися способствует активизации их самостоятельности, способности к саморазвитию, направленности на самопознание, групповому взаимодействию, более осознанному отношению к учебе и поведению.

3. Проведение мероприятий, тренингов совместно с учащимися и педагогами повысит качество педагогического и межличностного общения, способствуя гармонизации психологического климата в школе.

4. Просветительская работа с родителями позволит повысить их психолого-педагогическую компетентность в воспитании самостоятельности и самоорганизованности детей, улучшить семейное взаимодействие.

Список литературы

1. Абрамовских, Н.В. Специфика профессиональной деятельности социального педагога / Н.В. Абрамовских // Психологические и педагогические науки «Омский научный вестник». 2009. № 6 (82). С. 126-129.

2. Абрамовских, Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности / Н.В. Абрамовских // [Электронный ресурс] Ь11р8://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/8и8скпо81-1-08оЬеппо811-8о181а1по-реёа§о§1ске8коу-deyate1nosti/viewer (дата доступа 04.03.2020).

3. Айснер, Л.Ю. Роль образования в формировании личности / Л.Ю. Айснер, С.М. Трашкова // Казанская наука. 2017. № 10. С. 126-128.

4. Баркова, О.И. Постановка проблемы воспитания визуальной культуры в России / О.И. Баркова, В.А. Власов, А.А. Тамаровская // Философия образования. 2019. Т. 19. № 4. С. 53-66.

5. Жданова, Л.У. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема / Л. У. Жданова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 26. С. 59-61.

6. Калацкая, Н.Н. Введение в социально-педагогическую деятельность / Н.Н. Ка-лацкая. Казань, 2014. 80 с.

7. Касьян, А. С. Роль социального педагога в общеобразовательной школе / С. А. Касьян, Ю.А. Тюрина // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран СР в XXI веке. Хабаровск, 2014. Т. 2. С. 133-136.

8. Кибирев, А.А. Воспитание детей группы риска: от теории к практике / А.А. Ки-берев. - Хабаровск, 2013. - 246 с.

9. Колмаков. В.Ю. Правовая ментальность эффективного государства / В.Ю. Кол-маков, В.И. Иванов, В.Г. Александров и др. Красноярск, 2010. Библиотека актуальной философии. Том Выпуск 10. 200 с.

10. Курбатова, С.М. К вопросу о правовой культуре преподавателя / С.М. Курбатова, Л.Ю. Айснер // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2019. Вып. 3. С. 36-48.

11. Максимова, Н. Ю. Воспитательная работа с социально-дезадаптированными школьниками. М., 1997. 136 с.

12. Наумкина, В.В. Роль идеологии в противодействии экстремизму / В.В. Наумкина // Национальная политика в сфере профилактики и противодействия экстремизму и терроризму ка условие обеспечения единства российской науки и гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений. Абакан, 2019. С. 64-67.

13. Петрова, И. Э. Актуальные проблемы социальных педагогов в образовательном учреждении / И.Э. Петрова, Е.С. Сироткина // Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2012. № 4 (28), С. 130-135.

14. Попов, В. А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних образовательных учреждений / В. А. Попов, Н.П. Липня-гов // Молодой ученый. 2017. № 7. С. 410.

15. Рахинский, Д.В. Информационные технологии в современном обществе / Д.В. Рахинский // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2018. С. 166-168.

16. Смирнова, Н.А. Роль социального педагога в обеспечении безопасности образовательной среды в современной школе / Н.А. Смирнова, И.А. Савченко // Таврический научный обозреватель. 2016. № 5 (10). С. 61-68.

17. Трашкова, С. М. Образовательная политика и вопросы качества образования / С.М. Трашкова // Современное образование в условиях реформирования: инновации и

перспективы. Сб. мат-в III Всеросс. научно-практич. конф. Красноярск, 2012. С. 254258.

18. Тюптя, Л.Т. Социальная работа: теория и практика. М., 2008. 574 с.

19. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. 416 с.

20. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г. А. Воронина. М., 2002. 208 с.

Kurbatova Svetlana Mikhailovna candidate of Law, associate Professor

(e-mail: sveta_kurbatova@mail.ru)

Krasnoyarsk state agrarian university, Krasnoyarsk, Russia

SOME ASPECTS OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE WORK OF A SOCIAL TEACHER

Abstract: this article deals with issues related to the peculiarities of the social teacher's activity in the process of implementing their professional functions. The main directions of social and pedagogical activity are outlined. The main problems that can be solved with the help of a social teacher are highlighted. Priority tasks and main forms of activity of a social teacher are presented.

Keywords: social pedagogue, directions of social and pedagogical activity, tasks of a social pedagogue, forms of activity of a social pedagogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.