Научная статья на тему 'Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства'

Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL TEACHER / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL CODE OF CONDUCT / SOCIAL PROCESS / SOCIAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелина Тамара Тимофеевна

В настоящей статье автор анализирует проблему профессиональной компетентности социального педагога в контексте модернизации образования в России и разработки стандартов профессиональной деятельности специалистов. Автор предлагает обобщенное описание трудовой деятельности социального педагога, характеристику трудовых функций, соответствующих им основных действий и необходимых умений специалиста в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодежи в изменившейся ситуации развития детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелина Тамара Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF A SOCIAL TEACHER’S PROFESSIONAL COMPETENCE IN TERMS OF THE CHANGED SITUATION OF CHILDHOOD DEVELOPMENT

In this article the author examines the problem of a social teacher’s professional competence in the context of education modernization in Russia and development of specialists’ professional activity standards. The author proposes a summary description of a social teacher’s professional activity, features of employment functions, corresponded to functions principal actions and necessary skills of a specialist in the sphere of social education and providing successful socialization of children and youth in the changed situation of childhood development.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства»

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА

Щелина Тамара Тимофеевна

д-р пед. наук, профессор Нижегородского государственного университета им.

Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) РФ, г. Арзамас

E-mail: arz65@mail.ru

ISSUE OF A SOCIAL TEACHER’S PROFESSIONAL COMPETENCE IN TERMS OF THE CHANGED SITUATION OF CHILDHOOD

DEVELOPMENT

Tamara Schelina

doctor ofpedagogic sciences, professor of Lobachevsky State University of Nizhni

Novgorod (Arzamas branch) , Russia Arzamas

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье автор анализирует проблему профессиональной компетентности социального педагога в контексте модернизации образования в России и разработки стандартов профессиональной деятельности специалистов. Автор предлагает обобщенное описание трудовой деятельности социального педагога, характеристику трудовых функций, соответствующих им основных действий и необходимых умений специалиста в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодежи в изменившейся ситуации развития детства.

ABSTRACT

In this article the author examines the problem of a social teacher’s professional competence in the context of education modernization in Russia and development of specialists’ professional activity standards. The author proposes a summary description of a social teacher’s professional activity, features of employment functions, corresponded to functions principal actions and necessary skills of a specialist in the sphere of social education and providing successful socialization of children and youth in the changed situation of childhood development.

Ключевые слова: социальный педагог; профессиональная

компетентность; стандарт профессиональной деятельности; социальное развитие; социальный опыт.

Keywords: social teacher; professional competence; professional code of conduct; social process; social experience.

Стремительность и результаты, а вернее последствия, происходящих в России перемен во всех сферах жизни общества закономерно отражаются на понимании сущности, целей и содержания профессиональной деятельности целого ряда специалистов, особенно тех, кто обеспечивает успешную социализацию растущих граждан. В этой связи школа, образование в целом во все переходные периоды становились объектом пристального внимания и интереса со стороны общества и государства с позиций анализа соответствия качества «выпускаемого продукта» требованиям времени и социальному заказу.

Неслучайно в начале 90-х гг. прошлого столетия в системе образовании появилась должность «социальный педагог» как ответ на необходимость восстановить отчасти пробелы в воспитании детей и подростков в «свободно дрейфующей в море идеологий» школе. Спустя 20 лет, к концу первого 10-летия наступившего XXI века, в России формулируется «идеология сохранения и развития детства как стратегического ресурса устойчивого поступательного развития общества» [1]. Такая постановка проблемы изменила акценты не только в модернизации образования как института социализации и развития детства, в котором предполагается создание равных образовательных возможностей для детей из разных социальных сред, с разными, в том числе и ограниченными возможностями здоровья, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации. Существенно изменились цель и задачи подготовки соответствующих специалистов, компетентных в определении и выполнении образовательными учреждениями (организациями) реально достижимых задач обеспечения успешной социализации различных категорий

учащихся [3]. Таким образом, сама ситуация развития образования в России показывает вариант разрешения продолжающейся с начала 90-х гг. XX в. дискуссии [2] о сущности и назначении профессии социального педагога, стандарта его профессиональной деятельности, по крайней мере, в системе образования. (В соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» выпускники вузов 2016 г. получат квалификацию «социальный педагог», местом работы которого будут учреждения и службы МВД (подразделения по делам несовершеннолетних) и ГУ ФСИН (воспитательные колонии)).

Обозначенная проблема дискуссионного понимания содержательного наполнения профессиональной деятельности социального педагога, определения сферы его компетентности и разграничения трудовых функций и действий в отличие от педагога-психолога обусловливает необходимость тщательного анализа специфики целей и задач названного специалиста в контексте модернизации образования как института социализации и развития детства. В результате обобщения и анализа российского опыта в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодежи, личностного и социального развития обучающихся; оптимизации воспитательного потенциала семьи и микросоциума; профилактики социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям и семье в сложной (кризисной) жизненной ситуации нами предложено следующее видение профессиональной деятельности социального педагога в системе образования.

В соответствии с требованиями к стандарту профессиональной деятельности обобщенное описание выполняемой социальным педагогом трудовой деятельности включает: содействие личностному и социальному развитию обучающихся, организация их социального опыта и профилактика социальной дезадаптации с учетом возрастных и социально-психологических характеристик, а также типа и вида образовательного учреждения; социальнопедагогическое консультирование родителей, педагогов, руководителей

образовательного учреждения, участие в проектировании образовательной политики учреждения и программ взаимодействия с социумом.

Перечень трудовых функций представлен социально-педагогической диагностикой развития личности, группы, семьи, социума; организацией социального опыта обучающихся; профилактикой девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся; индивидуальной помощью обучающимся в личностном и социальном развитии и саморазвитии; социально-педагогическим консультированием родителей, педагогов, руководителей; социально-педагогическим просвещением родителей, педагогов, общественности; совершенствованием методического обеспечения своей деятельности.

В рамках настоящей работы обратим особое внимание на две трудовые функции, которые представляются наиболее показательными в плане специфики профессиональной деятельности социального педагога.

Трудовая функция организация социального опыта обучающихся предполагает следующие основные трудовые действия:

• содействует усвоению позитивного социального опыта обучающихся через организацию быта и жизнедеятельности первичных коллективов, организацию взаимодействия и обучение ему, стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы;

• обеспечивает субъектную позицию воспитанников в освоении ценностей гуманитарной культуры, в собственном развитии и жизнетворчестве;

• организует развитие учебной (учебно-профессиональной) деятельности как ведущей, самостоятельной, смыслообразующей;

• организует многообразную, содержательно насыщенную и интенсивную деятельность обучающихся с целью формирования духовно-нравственной и социально зрелой личности;

• обеспечивает полисубъектность, социально ценное содержание, формы и способы взаимодействия в воспитательной организации на основе обмена духовными ценностями, анализа и выбора альтернатив;

• создает условия для приобретения воспитанниками позитивного опыта самоуправления жизнедеятельностью;

• обеспечивает оптимальное соотношение управления, самоуправления и самоорганизации для обеспечения субъектной позиции воспитанников в собственном развитии и жизнетворчестве.

Реализация основных трудовых действий требует необходимых умений:

• осуществлять организацию усвоения позитивного социального опыта как условия и средства успешного решения возрастных, личностно и социально значимых задач, профилактики социальной дезадаптации;

• создавать и использовать позитивный потенциал быта воспитательной организации для обеспечения возможного физического и психологического комфорта уклада повседневной жизни входящих в нее людей;

• обеспечивать участие обучающихся в эстетически приемлемом архитектурно-планировочном решении и оформлении пространства, учебных и рекреационных помещений, их интенсивном использовании и трансформации в случае необходимости;

• создавать условия для групповой персонификации пространства; находить способы компенсации потребности в групповом и персональном пространстве;

• планировать и осуществлять режим жизнедеятельности в соответствии с функциями воспитательной организации и особенностями ее членов;

• содействовать созданию, сохранению и передаче позитивных традиций, ритуалов, символики на уровне всей организации и первичных коллективов;

• создавать условия для успешной учебной (учебно-профессиональной) деятельности, участия обучающихся в пропаганде и распространении культуры, использовать различные способы стимулирования самообразования;

• организовывать самообслуживание, применять технологию групповых и индивидуальных поручений в самообслуживании для развития самостоятельности и ответственности обучающихся;

• использовать различные пути и способы организации и обучения взаимодействию (в процессе организации взаимодействия в быту и жизнедеятельности; специально создаваемых ситуаций в жизни организации; специальных игр и упражнений; инструкции и анализа; собраний и дискуссий; групповой работы; КТД; социально-психологических тренингов) для развития социальной компетентности обучающихся;

• координировать деятельность всех субъектов социального воспитания в образовательном учреждении.

Следующая трудовая функция профилактика девиантного поведения и социальной дезадаптации обучающихся раскрывается реализацией основных трудовых действий, согласно которым социальный педагог:

• организует планирование и управление жизнедеятельностью воспитательной организации с учетом основных сфер, возрастных задач развития, ведущего вида деятельности, профилактики и преодоления основных кризисов развития обучающихся на различных этапах социализации;

• содействует созданию равных образовательных возможностей для детей из разных социальных сред, осуществляет профилактику рисков школьной дезадаптации учащихся, личностной неготовности к профессиональному самоопределению и обучению в вузе;

• обеспечивает поддержку талантливых и одаренных детей на основе опережающего развития их способностей с раннего возраста, оценки индивидуальных достижений, социально-педагогического и психологического сопровождения;

• выявляет условия, затрудняющие становление и развитие личности обучающихся, причины и факторы формирования девиантного поведения;

• координирует разработку и реализацию программ развития здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, технологий профилактики употребления учащимися наркотических и ПАВ;

• участвует в разработке и реализации программ и технологий обеспечения информационной безопасности детей, подростков, молодежи;

• содействует определению приоритетов и разрабатывает эффективные механизмы взаимодействия образовательного учреждения с социальной средой и социальными партнерами (семья, система дополнительного и профессионального образования, медицинские, коррекционные, социальные и другие службы, правоохранительные структуры);

• координирует взаимодействие педагогов, администрации

образовательного учреждения, специалистов опеки и попечительства, социальной защиты и помощи, медико-психологических служб и правоохранительных органов в оказании психолого-педагогической помощи детям в сложной (кризисной) жизненной ситуации;

• содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей и подростков.

Компетентное выполнение названных трудовых действий обусловлено следующими необходимыми умениями:

• диагностировать кризисы учебной деятельности и оказывать помощь в их преодолении; выявлять группы риска по школьной дезадаптации;

• использовать различные формы организации просвещения, стимулирования самообразования для коррекции развития учебной и учебнопрофессиональной деятельности современных подростков и юношей, подготовки их к продолжению образования и осознанному выбору профессии;

• прогнозировать результаты и последствия усвоения подростками и молодежью норм и ценностей групп, объединений и организаций различной

степени социальной направленности, осуществлять профилактику и коррекцию возможного негативного влияния их на развитие и социализацию учащихся;

• разрабатывать индивидуальную программу помощи с учетом виктимогенных факторов и виктимности личности в целом; оказывать помощь в самосовершенствовании и самостроительстве; осуществлять профилактику деструктивного (саморазрушительного) поведения.

• использовать возможности каждой сферы жизнедеятельности (познание, общение, игра, спорт, духовно- и предметно-практическая деятельности), группового, межгруппового и массового взаимодействия в профилактике и коррекции дезадаптивного поведения подростков и молодежи;

• находить варианты использования самообслуживания для профилактической и коррекционной работы в период формирования полоролевого поведения детей и подростков, профилактики их социальной некомпетентности и неуспешности;

• осуществлять профилактику межгрупповых деструктивных конфликтов, развития негативных явлений (групповой эгоизм, дезинтеграция группы, психологические защиты по типу ухода, избегания взаимодействия и сравнения с другими группами и т. д., утрата чувства идентичности с более широкой группой);

• разрабатывать и осуществлять программы развития здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, мониторинг здоровья обучающихся, а также мониторинг и технологии профилактики употребления учащимися наркотических и ПАВ;

• разрабатывать и осуществлять программы и технологии обеспечения информационной безопасности детей, мониторинга и психологопедагогической экспертизы популярной среди учащихся информационной продукции;

• владеть социально-педагогическими технологиями профилактики социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям в сложной (кризисной) жизненной ситуации;

• разрабатывать и координировать реализацию социально-педагогических проектов по оздоровлению микросоциума, актуализации и реализации воспитательного потенциала местного сообщества, привлечению учащихся, их семей и широкой общественности к решению актуальных социальнопедагогических проблем образовательного учреждения и освоенной им социальной среды.

Представленная характеристика наиболее показательных в отношении специфики профессиональной деятельности социального педагога в системе образования трудовых функций, соответствующих им основных трудовых действий и необходимых умений в современном понимании составляют основу профессиональной компетентности специалиста в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодежи в изменившейся ситуации развития современного детства.

Взятая за основу сформулированная и раскрытая в характеристиках деятельностного и компетентностного подходов позиция в разработке стандарта профессиональной деятельности социального педагога могла бы способствовать:

• формированию ориентиров профессионального развития и стандартов оценки качества профессиональной деятельности специалистов в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодежи;

• регламентации требований к уровню профессионального развития специалистов в области в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодежи как средства саморегулирования профессионального сообщества;

• формированию социальной и профессиональной ответственности специалистов в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодежи;

• повышению роли и статуса профессии в условиях ориентации России на обеспечение благополучной жизнедеятельности детей как ресурса устойчивого развития общества.

Представленная в статье содержательная характеристика трудовых функций в соответствии с профессиональной деятельностью социального педагога предусматривает подготовленность специалиста, владеющего целостной научной картиной социально-педагогической действительности и предстоящей профессиональной деятельности, компетентного в ее прогнозировании, планировании, организации, мониторинге и

совершенствовании.

Список литературы:

1. Выездное заседание Президиума Российской академии образования в Брянске «Детство как стратегический ресурс развития общества» // Вестник практической психологии образования. — 2011. — № 1 (26). — С. 3—8.

2. Щелина Т.Т. Профессия «социальный педагог»: современные подходы к сущности и назначению. //Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006. — № 2. — С. 31—35.

3. Щелина Т.Т. Содержание и технологии профессиональной подготовки социального педагога.// Социальная педагогика в России. — 2012. — № 2. — С. 84—85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.