Научная статья на тему 'Профессиональный портрет социального педагога общеобразовательной школы'

Профессиональный портрет социального педагога общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3544
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL PORTRAIT / SOCIAL PEDAGOGUE / COMPREHENSIVE SCHOOL / SCIENTIFIC-THEORETICAL KNOWLEDGE / PRACTICAL ABILITIES / PSYCHIC QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терновец О. Н.

Представлен профессиональный портрет социального педагога общеобразовательной школы, содержательными компонентами которого являются научно-теоретические знания (знания по истории, педагогике, психологии, медицине, социологии, нормативно-правовой базе), практические умения (гностические, коммуникативные, аналитические, организаторские, перцептивные, рефлексивные), психологические качества (гуманистические, педагогические, коммуникативные, перцептивные, социально-организаторские).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PORTRAIT OF A SOCIAL TEACHER OF A COMPREHENSIVE SCHOOL

In the article there is a professional portrait of a social teacher of a comprehensive school whose substantial components is scientific-theoretical knowledge (History, Pedagogy, Psychology, Medicine, Sociology, legislative framework), practical abilities (gnostic, communicative, analytical, organizing, perceptual, reflexive), psychic qualities of a social teacher (humanistic, pedagogical, communicative, perceptual, social and organizing).

Текст научной работы на тему «Профессиональный портрет социального педагога общеобразовательной школы»

УДК 378 (376.112.4)

О. Н. Терновец

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Представлен профессиональный портрет социального педагога общеобразовательной школы, содержательными компонентами которого являются научно-теоретические знания (знания по истории, педагогике, психологии, медицине, социологии, нормативно-правовой базе), практические умения (гностические, коммуникативные, аналитические, организаторские, перцептивные, рефлексивные), психологические качества (гуманистические, педагогические, коммуникативные, перцептивные, социально-организаторские).

Ключевые слова: профессиональный портрет, социальный педагог, общеобразовательная школа, научно-теоретические знания, практические умения, психологические качества.

Социальный педагог - профессия относительно новая. На Украине была введена в 1993 г., а в Госу -дарственный классификатор профессий включена в 2000 г. Социальный педагог осуществляет социально-педагогическую деятельность со всеми категориями населения: с детьми, подростками, молодежью, взрослыми. Он призван создавать благоприятные условия для развития и социализации личности. Социальный педагог является связующим звеном между клиентом и его окружением, посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества. Он оказывает влияние не только на клиента, но и на групповое общение, на ситуацию в социуме [1].

Социальные педагоги в высших учебных заведениях Украины готовятся по образовательно-квалификационным уровням «младший специалист», «бакалавр» и «магистр». Социальная педагогика относится к числу профессий, которые возникли и развиваются на основе заказа социума. Своими корнями она уходит еще в глубокое прошлое, когда оказывалась государственная поддержка и благотворительная помощь наиболее уязвимым и страдающим слоям населения (люди с ограниченными возможностями, вдовы, дети-сироты).

На Украине социально-педагогическая работа профессионально стала развиваться с начала 90-х гг. ХХ в. За последние 20 лет социальная педагогика прошла путь от отдельных экспериментальных учреждений к разветвленной системе социально-педагогических служб и общественных организаций, оказывающих социальную, педагогическую, психологическую, юридическую и социально-педагогическую помощь различным группам населения.

Профессионально-педагогическая деятельность социального педагога направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных сферах социума. Социальный педагог работает с людьми разных возрастов и социального положения. По этому признаку выделяют следующие специализации (приобретение специальных

знаний, представлений, умений и навыков в рамках основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности специалиста данной квалификации) социального педагога:

- социально-педагогическая работа с молодежью;

- социально-педагогическая работа со взрослыми;

- социально-педагогическая работа с пожилыми людьми (социальный педагог-геронтолог);

- социально-педагогическая работа с людьми с ограниченными возможностями, с инвалидами (социальный педагог-дефектолог);

- социально-педагогическая работа с людьми отклоняющегося поведения;

- социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- социально-педагогическая работа с семьей [2].

Таким образом, важное значение профессии

«социальный педагог» для современного общества не вызывает сомнений. Одним из центров социально-педагогической деятельности специалиста является общеобразовательная школа как ведущий институт социального воспитания.

Довольно часто процесс социализации личности в условиях общеобразовательных учреждений сопровождается появлением разнообразных социально-психологических проблем в детской и подростковой среде, особенностей взаимодействия ученического и педагогического коллективов, различных трудностей подростков, связанных с осознанием и пониманием ими собственного я-образа. Все это вызывает необходимость организации социально-педагогической работы с воспитанниками общеобразовательных учреждений, которую должен осуществлять квалифицированный специалист. Им на сегодня выступает социальный педагог -специалист соответствующей квалификации, объектом деятельности которого являются дети и мо-

лодежь, которые нуждаются в помощи и поддержке в процессе социального становления [3].

В связи с этим предъявляются высокие требования к научно-теоретическим знаниям, практическим умениям и психологическим качествам социального педагога.

Поэтому целью данной научной статьи стало исследование и обобщение профессионально важных качеств социального педагога общеобразовательной школы.

Для выполнения цели исследования использовались научные труды, посвященные проблеме определения и описания составных частей профессионального портрета социального педагога, таких ученых, как С. П. Архипова, О. В. Беспалько, Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова, Г. А. Воронина, Б. З. Вульфов, И. А. Галатыр, А. И. Капская, Е. Л. Караман, Е. А. Климов, Ю. Р. Мацкевич, Л. И. Мищик, Ф. А. Мустаева, Р. В. Овчарова, И. В. Фадеева, С. Я. Харченко, Е. И. Холостова, П. А. Шептенко. В качестве основного методологического подхода при определении профессионального портрета социального педагога использовался компетентностный подход, который подразумевает готовность социального педагога включиться в социально-педагогическую деятельность (О. В. Беспалько, Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова, Г А. Воронина, Л. В. Мардахаев, Л. И. Мищик, С. Я. Харченко).

Таким образом, на основе научных работ указанных выше ученых были выделены три составные части профессионального портрета социального педагога - научно-теоретические знания, практические умения и психологические качества личности.

Для описания более полной и конкретной характеристики личности социального педагога средней общеобразовательной школы (СОШ) опирались на специализацию «социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». И на основе психологических, педагогических, социальных и социально-педагогических характеристик детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (Ю. А. Володина, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, И. В. Пеша, Л. Ф. Сенкевич, Л. К. Сидорова) было раскрыто содержание составляющих профессионального портрета социального педагога общеобразовательной школы, необходимых для работы с детьми-сиротами.

И. А. Галатыр утверждает, что к теоретическим знаниям социального педагога должны относиться знания нормативно-правовой базы деятельности, теории и истории социальной педагогики, методик и технологий социально-педагогической работы с разными категориями детей [4]. Е. Г. Карпенко

справедливо прибавляет необходимость методологических, теоретических и методических знаний из разных наук о человеке [5, с. 23]. Р. В. Овчарова определяет профессиональные знания социального педагога как сведения из социальной педагогики, теории и истории социальной работы, социальной психологии, методики социально-педагогической деятельности и других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных государственным стандартом соответствующего образования [6, с. 39].

Полностью разделяя указанные точки зрения, к кругу научно-теоретических знаний социального педагога системы образования были отнесены знания по основам психологии, педагогики, социологии, социальной педагогики, дефектологии, физиологии, этнологии, виктимологии, менеджмента, статистики, истории, политики, этики и др.

Поскольку исследование посвящено социальнопедагогической работе с особой категорией клиентов - детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (ученики общеобразовательной школы), целесообразно представить более содержательную характеристику круга знаний социального педагога учебного заведения. К ним относятся:

- знания по истории социальной педагогики (архаический период, период общественной благотворительности, период церковно-государственной благотворительности, период социального планирования, период социально-педагогической работы);

- знания международных и отечественных нормативно-правовых документов, которые регулируют защиту прав детей (конвенции, законы, акты, постановления, распоряжения, инструкции и т. п.);

- нравственно-педагогические знания - знание общих требований к специалисту социально-педагогической деятельности (профессиональный кодекс деятельности социального педагога); наличие знаний, которые характеризуют профессиональную пригодность социального педагога к работе в социуме и с конкретной группой учеников - деть-ми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- общие психологические, педагогические и социально-педагогические знания — система знаний о человеке как объекте и субъекте общественного процесса; современные концепции воспитания детей группы риска; теоретические принципы техно-логизации профилактической работы; социальнопедагогические условия процесса профилактики сложных жизненных обстоятельств; семейные формы воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы; психологическая сущность

понятия «осознанное родительство»; аспекты социальной и психолого-педагогической поддержки родителей-одиночек; закономерности психологического развития детей в онтогенезе; особенности детей с девиантным поведением; особенности организации воспитательного процесса в учебном заведении; современное состояние и тенденции развития детских и молодежных объединений; закономерности влияния окружающей социальной среды на процесс социализации личности учеников СОШ; практические основы прогнозирования, проектирование и моделирование социально-педагогической работы в школе;

- технологии работы социального педагога в системе образования - сущность, содержание, формы, методы и этапы работы социального педагога в условиях учебно-воспитательных учреждений; технологии организации коррекционной и профилактической работы в СОШ; особенности социально-педагогической работы с семьей, разными группами и категориями населения; технологии формирования осознанного родительства; технологии социально-педагогического сопровождения детей группы риска; методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности социального педагога; особенности социально-педагогического консультирования учеников и их родителей; методы изучения личности учеников школы и т. п.

Автры согласны с точкой зрения О. В. Беспалько о том, что научно-теоретические знания социального педагога реализуются в его практической деятельности и тесно связаны с умениями, которые составляют операционный компонент готовности к социально-педагогической работе [3].

Научные работы О. В. Беспалько, И. А. Гала-тыр, А. И. Капской, Е. Г. Карпенко, Л. И. Мищик, Р. В. Овчаровой, П. А. Шептенко, Г А. Ворониной, С. Я. Харченко дали широкий материал для определения практических профессиональных умений социального педагога учебно-воспитательного учреждения, которые были распределены в девять блоков:

- гностические (познавательные) умения: способности к научно-исследовательской работе; обработка и использование информации, которая поступает из окружающей социальной среды; работа с новейшими информационными технологиями; владение методологической и научно-методической культурой;

- проектировочные умения: переведение цели и содержания социального воспитания в конкретные социально-педагогические задачи; определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа социально-педагогического процесса; отбор эффективных форм и методов соци-

ально-педагогической деятельности, соответствующих поставленной задаче; планирование индивидуальной работы с педагогическим коллективом школы, родителями и учениками;

- коммуникативные умения: умение воспринимать и понимать учеников школы; способность к эмпатии, обмен информацией и осуществление взаимодействия в процессе общения с коллегами, родителями, учениками; построение межличностного взаимодействия с учащимися в положительном эмоциональном русле; способность интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка;

- аналитические умения: теоретический анализ процессов, которые происходят в социуме и отрицательно влияют на состояние и развитие учеников общеобразовательного учреждения; способность расчленять негативные социальные явления (девиантное поведение учеников, детский алкоголизм, социальное сиротство) на составные элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и т. п.); анализ состояния учащихся и влияние на них микросоциума;

- прогностические умения: прогнозирование решения проблемы учащегося школы с помощью привлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка: личностных качеств, чувств, воли, поведения, трудностей в установлении взаимоотношений с учителями, ровесниками и т. п.;

- организаторские умения: создание и развитие официальной и неофициальной сети социальной поддержки личности ребенка; привлечение волонтеров и межведомственных организаций, которые могут предоставить юридические, социальные, психологические и медицинские ресурсы, услуги и другие виды помощи; актуализация знаний и жизненного опыта учащихся;

- перцептивные умения: восприятие и интерпретация информации от партнера по общению, которая поступает в ходе общей деятельности; осознание индивидуальных особенностей учеников, их направленности и возможных будущих действий; определение типа личности и темперамента клиента; знание ценностных ориентаций детей, которые находят выражение в идеалах, нуждах, интересах; противостояние стереотипам восприятия другого человека (идеализация, навешивание ярлыков, эффект ореола и т. п.);

- рефлексивные умения: самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом ее этапе; осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решения его проблемы;

- психотехнические умения: культура речи, мимика, пантомимика, владение своим психическим состоянием, способности к психофизиологической саморегуляции (аутотренинг, самовнушение, глубокая релаксация).

Таким образом, были определены необходимые практические умения (гностические, проектировочные, коммуникативные, аналитические, прогностические, организаторские, перцептивные, рефлексивные, психотехнические) социального педагога СОШ.

Учитывая то, что социально-педагогическая работа в школе с детьми-сиротами принадлежит к тем видам профессиональной деятельности, которые нуждаются в высоком уровне развития не только знаний и умений, но и личностных качеств специалиста, которые в большинстве случаев влияют на ее эффективность и результативность, следующим шагом будет определение его личностных качеств, являющихся одним из составных компонентов профессионального портрета социального педагога и поэтому тесно переплетающихся с практическими умениями специалиста социально-педагогической работы.

Основой для определения необходимых личностных качеств социального педагога образовательного учреждения стали отечественные и зарубежные профессиональные стандарты подготовки специалистов социально-педагогической работы, этический кодекс специалистов социальной работы Украины и России, а также понимание гуманистической и социокультурной миссии социальнопедагогической деятельности, которая основывается на началах христианской морали, уважения к ближнему, эмпатии и альтруизма, представленных в исследованиях В. Г. Бочаровой, А. И. Капской, В. А. Никитина, Р. В. Овчаровой, Г. О. Першко, Е. И. Холостовой, М. В. Фирсова, Т. Ф. Яркиной. Итак, в соответствии с вышесказанным, в структуру психологических качеств личности социального педагога СОШ были включены следующие компоненты:

- гуманистический компонент - доброта; чуткость; сочувствие; взаимопомощь; сопереживание; альтруизм; чувство собственного достоинства; принятие других людей вне зависимости от них социального статуса; эмпатия; конгруэнтность (согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом общения); терпимость; милосердие; честность; человечность;

- психоаналитический компонент - самоконтроль; самокритичность; высокий уровень протекания психических процессов; активность в осуществлении социально-педагогической работы; эмоциональная уравновешенность во время обще-

ния с детьми и их родителями; низкий уровень тревожности; стрессоустойчивость; творческое мышление; добрая зрительная и слуховая память; последовательность в профессиональных действиях; настойчивость в социально-педагогической деятельности; выдержка; наблюдательность; стремление к самосовершенствованию;

- педагогический компонент - любовь к детям и признание их ценностью, коммуникабельность, красноречивость, внешняя привлекательность, оптимизм;

- морально-этический компонент - честность с объектами и субъектами социально-педагогической деятельности; добросовестность; объективность; тактичность; конфиденциальность информации, полученной во время осуществления профессиональной деятельности; скромность; удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважение к ребенку); социально-психологическая готовность и моральная зрелость к осуществлению социально-педагогической деятельности;

- коммуникативный компонент - способность быстро и правильно строить общение с коллегами, родителями и учениками; умение согласовывать в профессиональной работе цель, время, нормы, энергию, информацию; обеспечение целесообразного взаимодействия с клиентами; вербальное и невербальное доминирование в процессе социально-педагогической деятельности (внушение словом, интонацией, мимикой, жестами, действиями); владение искусством общения;

- перцептивный и социально-перцептивный компонент - восприятие, понимание и оценка социальным педагогом социальных объектов (педагогический коллектив школы, ученики, родители, институты социализации); педагогическая наблюдательность во время осуществления профессиональной деятельности; педагогическая интуиция; рефлексия; педагогическое воображение; социально-педагогическое мышление (свойство социального педагога осознанно использовать психологопедагогические знания в процессе профессиональной деятельности, сознательно решать любые социально-педагогические ситуации); направленность профессиональных интересов; потребность социального педагога в новаторстве, поиске оптимальных решений, овладение инновационной деятельностью; адекватное восприятие и понимание ценностей клиента и формирование в соответствии с ними модели, алгоритма и технологий социально-педагогической деятельности; способность к разработке авторских индивидуальных моделей, алгоритма и технологий эффективного взаимодействия с учениками школы;

- социально-организаторский компонент - инициативность в осуществлении профессиональной

деятельности; оперативность; способность координировать и контролировать деятельность клиентов (учеников и родителей СОШ); высокая требовательность к себе и подчиненным; коллегиальность и сотрудничество с педагогическим коллективом школы, родителями, межведомственными организациями, другими социальными институтами; последовательность социально-педагогической деятельности; умение правильно распределять работу по времени (семестр, учебный год).

Итак, были выделены и проанализированы основные структурные компоненты (гуманистический, психоаналитический, педагогический, морально-этический, коммуникативный, перцептивный и социально-перцептивный, социально-организаторский) психологических качеств личности социального педагога учебного учреждения, которые являются базисом для успешного осуществления социально-педагогической деятельности.

Таким образом, на основе трудов С. П. Архиповой, О. В. Беспалько, А. И. Капской, Р. В. Овчаро-вой, Е. Л. Караман, Г. О. Першко, С. Я. Харченко, Е. И. Холостовой было раскрыто содержание научно-теоретических знаний, практических умений и личностных качеств и тем самым представлен профессиональный портрет социального педагога общеобразовательной школы. Как видим, все описанные компоненты профессионального портрета социального педагога (знания, практические умения и психологические качества) взаимозависимы,

крепко переплетаются и предъявляют требования к содержанию его специальной подготовки к работе в общеобразовательном учреждении.

Научная новизна исследования для современной науки состоит в доказательстве актуальности и необходимости исследовательско-теоретических и научно-практических разработок проблемы подготовки социальных педагогов для работы в школе с детьми, лишенными родительской опеки, поскольку именно общеобразовательная школа является ведущим институтом социального воспитания и выдвигает специфические требования к научным знаниям, практическим умениям и психологическим качествам социального педагога и педагогического коллектива школы. Для решения этих задач в научной публикации представлен профессиональный портрет социального педагога на основе обобщения научных разработок современных российских и украинских ученых в разных отраслях знаний - педагогике, психологии, этике, социальной работе, социальной педагогике. В целом совокупность полученных результатов исследования направлена на решение современной научной проблемы - описание идеального портрета социального педагога, работающего в условиях образовательного учреждения с детьми-сиротами.

Следующим шагом в данном направлении исследования станет составление социально-педагогического портрета разных категорий учеников общеобразовательной школы.

Список литературы

1. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.

2. Титова Г. Ю., Ермилова А. И. Принципиальные положения содержательного подхода к профессиональной подготовке «социальный педагог» со специализацией «социально-психологическое консультирование населения» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2003. Вып. 2 (34). С. 79-82.

3. Безпалько О. В. Соціальна педагогіка: схеми, таблиці, коментарі: навч. посіб. для студенів вищ. навч. закл. Київ: Центр учбової літератури, 2009. 208 с.

4. Галатир І. А. Критерії готовності майбутніх соціальних педагогів до роботи з соціальними сиротами // Педагогіка і психологія формування творчої особистості: проблеми і пошуки: зб. наук. праць. 2010. № 2 (59). С. 114-120.

5. Карпенко О. Г. Професійна підготовка майбутніх соціальних працівників в умовах університетської освіти: дис. ... д-ра пед. наук. Київ, 2008. 546 с.

6. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2001. 480 с.

Терновец О. Н., аспирант.

Луганский национальный университет им. Т. Шевченко.

Ул. Оборонная, 2, Луганск, Украина, 91011.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 26.07.2013.

O. N. Ternovetz

PROFESSIONAL PORTRAIT OF A SOCIAL TEACHER OF A COMPREHENSIVE SCHOOL

In the article there is a professional portrait of a social teacher of a comprehensive school whose substantial components is scientific-theoretical knowledge (History, Pedagogy, Psychology, Medicine, Sociology, legislative framework), practical abilities (gnostic, communicative, analytical, organizing, perceptual, reflexive), psychic qualities of a social teacher (humanistic, pedagogical, communicative, perceptual, social and organizing).

Key words: professional portrait, social pedagogue, comprehensive school, scientific-theoretical knowledge, practical abilities, psychic qualities.

References

1. Sheptenko P. A., Voronina G. A. Methods and technology of social educator: study guide for sudents of higher educational establishments, Moscow, Academy Publ., 2001. 208 p. (in Russian).

2. Titova G. Yu., Emilova A. I. Pricipal positions of substantial approach to professional training of specialists of “Social Educator” with the specialization “Social-Psychological consulting of population. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2003, no. 2 (34), pp. 79-82 (in Russian).

3. Bezpalko O. V. Social pedagogy: charts, tables, comments: study guide for students of higher education establishments. Kiev, Center of educational literature, 2009. 208 p. (in Ukrainian).

4. Galatir I. A. Creteria of readiness of future social workers to work with social orphans. Pedagogy and Psychology of forming a creative personality: challenges and quest: collection of scientific papers, 2010, no. 2 (59), pp. 114-120 (in Ukrainian).

5. Karpenko O. G Training future social workers in the context of university education. Doct. diss. ped. sci. Kiev, 2008. 546 p. (in Ukrainian).

6. Ovcharova R. V. Handbook of social educator. Moscow, Sfera Publ., 2001. 480 p. (in Russian).

T. Shevchenko Lugansk National University.

Ul. Oboronnaya, 2, Lugansk, Ukraine, 91011.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.