Научная статья на тему 'Формирование у будущих социальных педагогов умений и навыков профессионально ориентированного общения в высшем учебном заведении'

Формирование у будущих социальных педагогов умений и навыков профессионально ориентированного общения в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Т. А.

В статье дана характеристика формирования умений и навыков профессионально ориентированного общения будущих социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих социальных педагогов умений и навыков профессионально ориентированного общения в высшем учебном заведении»

Педагогические науки

УДК: 37.013.42

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБЩЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ1 Т. А. Савченко, Херсонский государственный университет, (г. Херсон, Украина), е-mail: [email protected]

Резюме. В статье дана характеристика формирования умений и навыков профессионально ориентированного общения будущих социальных педагогов.

Ключевые слова. Социальный педагог, высшее учебное заведение, умения и навыки, профессионально ориентированное общение.

Профессиональное развитие личности будущего социального педагога начинается в высшем учебном заведении. Здесь формируются его профессионально значимые качества, творческие способности, интересы, потребности, растет общий уровень культуры. Кроме того вуз помогает будущему социальному педагогу овладеть искусством общения с людьми, во многом определяет успех социально-педагогического воздействия на клиента, учит управлять своим вниманием и вниманием клиента.

В профессиональной деятельности специалистов социальной сферы общение играет ведущую роль, поскольку оно выступает в качестве основной формы взаимодействия специалиста с клиентами. Важное значение для деятельности социального педагога имеет и реализация умений и навыков профессионально ориентированного общения.

Вопрос подготовки будущих социальных педагогов находился в поле зрения таких исследователей, как: О. Беспалько, Е. Гомонюк, С.

1 Статья рекомендована: Слюсаренко Нина Витальевна, профессор кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, доктор педагогических наук, профессор, Херсонский государственный университет (г. Херсон, Украина).

Грищенко, А. Капская, Г. Локарева, Л. Мищик, В. Полищук и др. Исследованием профессиональных и личностных качеств, профессионального портрета социального педагога занимались: О. Беспалько, М. Галагузова, А. Гура, С. Елканов, Ю. Кулюткин, Л. Мищик, Е. Холостова и др. Некоторые аспекты формирования коммуникативных умений педагога освещены в исследованиях А. Бодалева, А. Дубовской, М. Кричевского, Н. Плешковой, В. Собкина и др.

Целью данной публикации является анализ особенностей формирования у будущих социальных педагогов умений и навыков профессионально ориентированного общения в высшем учебном заведении.

Известно, что успех в той или иной профессиональной сфере связан с наличием у специалиста определенных личностных качеств. Это также касается и социального педагога.

Исследователи (О. Беспалько, М. Галагузова, Л. Мищик, Р. Овчарова и др.) выделяют в структуре профессионального портрета социального педагога профессиональные знания, профессиональные умения, профессионально важные качества.

О. Беспалько выделяет такие группы личностных характеристик социального педагога: психологические (эмоциональная уравновешенность, низкий уровень тривожности, творческое мышление, последовательность действий, настойчивость, внимательность, наблюдательность); морально-этические (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, тактичность, эмпатичность, скромность, ответственность); психоаналитические (адекватная самооценка, самокритичность, самоанализ, стремление к самосовершенствованию); психолого-педагогические (коммуникативность, внешняя

привлекательность, умение внушать и убеждать, оптимизм) [1, с. 74].

Л. Мищик, исходя из основных функций и разноплановой деятельности социального педагога, выделяет общие качества такого специалиста: коммуникативность, общительность, умение правильно понять человека и поставить себя на его место, гибкость и деликатность, тактичность в общении, умение слушать, способность поддержать другого и стимулировать его к развитию собственных сил, умение вызывать доверительное отношение к себе, организаторские способности и др. [6,

с. 61].

Все эти личностные качества способствуют формированию у будущего социального педагога умений и навыков профессионально ориентированного общения.

Навыки общения, как считает Ю. Палеха, включают в себя: умение слушать, умение говорить и умение формулировать вопросы.

Р. Овчарова раскрывает профессионально-педагогические умения социального педагога, которые объединяют: коммуникативные, прикладные, организаторские, аналитические, педагогические умения и умения саморегуляции.

Умения и навыки профессионально ориентированного общения относятся к коммуникативным умениям социальных педагогов, которые состоят из: способностей вступать в контакт, устанавливать профессиональные отношения и сотрудничать с разными людьми; осуществлять индивидуальный подход к клиентам, которые имеют специфические проблемы; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов; влиять на отношения между людьми в микросоциуме; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику [10, с. 45].

О. Беспалько утверждает, что коммуникативные умения социального педагога предусматривают овладение культурой межличностного общения, установление контакта с другим человеком, развитие взаимодействия с клиентом в позитивном эмоциональном направлении, четкое, последовательное и логическое изложение своих мыслей и убеждений; поддержание гармонической социальной сети деловых и личностных контактов как предпосылка психического здоровья и делового успеха; выбор, независимо от ситуации, наиболее приемлимых информационных способов и каналов коммуникации; доведение информации до исполнителей, заинтересовывание их в решении проблемы; эффективное использование невербальных способов общения; противодействие манипуляциям, преодоление барьеров в общении; поддержание уравновешенных отношений с ближайшим окружением; работа в условиях неформального общения, в позиции неформального лидера, советника, который стимулирует инициативу человека к определенной деятельности [1, с. 75].

Соответствие социального педагога его должностным обязанностям определяется уровнем сформированности у него когнитивного (знания) и операционального (умения) компонентов готовности к социально-педагогической деятельности, т.е. теоретических, профессиональных, коммуникативных, аналитических, организаторских, прогностических и проектировочных умений [7, с. 32].

Формирование у будущих социальных педагогов умений и навыков профессионально ориентированного общения начинается в высшем учебном заведении. Этому способствует цикл дисциплин практической и профессиональной подготовки. Одним из компонентов данного цикла являются дисциплины психолого-педагогической направленности.

Чрезвычайно широкий диапазон необходимой осведомленности для принятия качественных профессиональных решений в будущей профессиональной деятельности социального педагога обуславливает достаточно объемный набор учебных дисциплин, представленных в учебном плане. Кроме того, социально-гуманитарный характер специальности «Социальная педагогика» влияет на периодические изменения в перечне выборочных учебных предметов. Учебные планы постоянно реконструируются и меняются [3, с. 26].

Учебные дисциплины цикла практической и профессиональной подготовки будущих социальных педагогов должны базироваться на достаточно широких научно обоснованных знаниях, которые включают:

- личность ребенка (молодого человека), его физическое, духовное и социальное развитие, адекватное поведение и отклонения от него;

- объединения и группы людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и т.д.);

- система учреждений, которые осуществляют помощь ребенку, молодежи;

- основные теории, методики и отдельные технологии работы со всеми категориями клиентов по различным обстоятельствам;

- социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога;

- методы управления и планирования профессиональной и научно-исследовательской деятельности в социально-педагогической сфере [4, с. 249].

Таким образом, целью практической и профессиональной подготовки будущих социальных педагогов является формирование у них профессионально важных умений и навыков, личностных качеств, которые будут направлены на успешное овладение профессиональной деятельностью.

Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть будущий социальный педагог во время обучения в высшем учебном заведении, важные для овладения умениями и навыками профессионально ориентированного общения включают целый ряд учебных дисциплин. Последние включены в учебный план подготовки будущих социальных педагогов. Это предметы психолого-педагогической направленности, направленые на формирование у будущего специалиста умений и навыков профессионально ориентированного общения. В вузах Украины среди таких предметов: «Введение в специальность», «Теория и методика работы с детскими и молодежными организациями Украины», «Этнопсихология», «Социальная педагогика», «Методы социально-воспитательной работы», «Этика социально-педагогической деятельности», «Социально-педагогическое консультирование», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Этнопедагогика», «Социальная психология», «Возрастная и педагогическая психология» и др.

Например, учебный курс «Введение в специальность» обеспечивает стимулирование подготовки как основы развития личности будущего профессионала за счет обучения понимания сущности профессиональной деятельности, которая состоит из решения адекватных профессиональных задач, осознания целей, проблем, потребностей профессиональной деятельности, изучения социально-воспитательного потенциала различных социальных институтов. Основные теоретические задания курса заключаются в формировании у будущих социальных педагогов умений научной организации учебной деятельности как основы овладения профессиональной деятельностью, формировании гуманистически ориентированного профессионального мировоззрения будущего социального педагога, который понимает потребности и проблемы различных социальных групп, ознакомлении со сферами деятельности социального педагога [8, с. 5].

Дисциплина «Теория и методика работы с детскими и молодежными

организациями Украины» направлена на изучение различных видов организаций Украины, членами которых являются дети и молодежь, а также работы социального педагога с общественными детскими и молодежными организациями; ознакомление будущего социального педагога с инновационными технологиями в деятельности общественных организаций, работы социального педагога с неформальными молодежными группами и объединениями.

«Этнопсихология» способствует глубокому изучению знаний и правильной оценке феноменов межэтнических особенностей психики, их влияние на процессы взаимодействия представителей различных или одного этноса, нужных для решения комплекса проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания, психологическим сопровождением развития личности. Будущие социальные педагоги, которые усваивают культурное наследие своего народа, умеют распознавать и использовать опыт предыдущих поколений в процессе организации социально-педагогической, учебно-воспитательной, корекционно-развивающей работы.

Цель учебного курса «Социальная педагогика» состоит в формировании готовности будущих социальных педагогов к овладению профессиональными знаниями и навыками специалиста социальной сферы и развитии их профессионально значимых качеств, особенностей, способностей и т. д. Учебный курс закладывает основы профессиональной деятельности будущего социального педагога [2, с. 14].

Дисциплина «Методы социально-воспитательной работы» направлена на изучение особенностей социально-воспитательной работы в современных условиях, овладение будущими специалистами диапазоном знаний и умений по сущности, специфике, формам, методам работы с детьми и молодежью различных социальных категорий, профессионально-педагогической подготовкой к осуществлению социально-воспитательной работы в учреждениях школьного и внешкольного образования, социально-педагогической поддержки разного типа.

«Этика социально-педагогической деятельности» способствует познанию особенностей выбранной профессии социального педагога, определению в ней роли личности, требований к себе и уровеню

собственной готовности отвечать этим запросам [5, с. 73].

Целью курса «Социально-педагогическое консультирование» является создание условий для усвоения будущими социальными педагогами целостной системы знаний на основе научного подхода к практике социально-педагогического консультирования; ознакомление с основными параметрами процесса консультирования: условиями, структурой, динамикой, факторами, влияющими на характер протекания консультативного процесса, эффектами и результатами; приобретение базовых умений и навыков, необходимых консультанту в практической деятельности; формирование и развитие профессионально и личностно важных качеств будущих специалистов.

Задачами дисциплины «Технологии социально-педагогической деятельности» является углубление и расширение знаний будущих специалистов о теоретическо-методологических основах социально-педагогической деятельности; раскрытие сущности основных технологий и методик социально-педагогической деятельности; формирование умения выполнять свои обязанности; воспитание у будущих социальных педагогов навыков ответсвенного отношения к выполнению социально-педагогической деятельности [9, с. 7].

«Этнопедагогика» влияет на формирование знаний будущих специалистов социальной сферы о сущности этнопедагогики, обычаях и традициях народной педагогики, умений конструировать свою профессиональную деятельность на основе творческого использования знаний народной педагогики [5, с. 71].

«Социальная психология» способствует формированию общего понимания социально-психологических механизмов поведения отдельных индивидов, социально-психологических особенностей функционирования, формирования и развития групп и механизмов социального взаимодействия и общения в коллективе. Дисциплина имеет своей целью повышение общей и психологической культуры, формирование целостного представления о социально-психологических особенностях межличностного и группового общения. Основные задачи дисциплины: формирование понимания закономерностей функционирования человека в различных группах и представления о социально-психологических особенностях различных видов социальных групп; а также основ знаний

социально-психологических закономерностей поведения, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

«Возрастная и педагогическая психология» направлена на изучение возрастных особенностей ребенка, психологических особенностей обучения и воспитания ребенка, которые будущий социальный педагог будет использовать в своей практической и профессиональной деятельности.

Как видим, дисциплины практической и профессиональной подготовки способствуют формированию профессионально важных качеств личности будущего социального педагога, направленных на формирование умений и навыков профессионально ориентированного общения в высшем учебном заведении.

Однако на сегодня профессиональная подготовка будущих социальных педагогов оставляет желать лучшего и требует дальнейшего усовершенствования учебного плана, учебных программ выше перечисленных дисциплин. Это будет способствовать повышению эффективности практической подготовки будущих социальных педагогов и формированию у них умений и навыков практической и профессиональной деятельности.

Подытоживая, можем сделать вывод, что процесс подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности требует дальнейшего усовершенствования. Наиболее важные умения и навыки будущей профессии формируются в процессе обучения в высшем учебном заведении. Это касается как личностно важных качеств будущего специалиста, так и умений и навыков профессионально ориентированного общения. Социальный педагог относится к такому типу профессий, где общение с людьми играет очень важную роль. Поэтому уже в процессе обучения в высшем учебном заведении важно сделать упор на формирование умений и навыков профессионально ориентированного общения. Формированию умений и навыков профессионально ориентированного общения способствуют вышеупомянутые дисциплины цикла практической и профессиональной подготовки будущих специалистов. Однако, учебные программы этих дисциплин требует дальнейшего исследования и усовершенствования.

Литература:

1. Безпалько О. В. Со^альна педагопка : навчальний поабник / [О.В. Безпалько, 1.Д. Зверева, Т.Г. Веретенко]; за ред. О.В. Безпалько. - К. : Академвидав, 2013. - 312 с. - (Серiя «Альма-матер»).

2. Богданова I. М. Со^альна педагопка : навчальний поабник / I. М. Богданова. - К. : Знання, 2008. - 343 с.

3. Заверико Н.В. Со^альна педагопка : навчальний поабник / Н.В. Заверико. - К. : Видавничий дiм «Слово», 2011. - 240 с.

4. Зверева I. Д. Со^альна педагопка : мала енциклопедiя / за заг. ред. проф. 1.Д. Зверево!. - К. : Центр учбово! лтератури, 2012. - 336 с.

5. Лякшева А. В. Методика викладання навчальних дисциплЫ со^ально-педагопчного напряму студентам ВНЗ : навчально-методичний поабник / А. В. Лякшева, Л. К. Грицюк. - Луцьк : Схщноевроп. нац. ун-т iм. Лес Укра'нки, 2013. - 504 с.

6. Мщик Л. I. Вступ до спе^альносл «Со^альна педагопка»: навчальний поабник / Л. I. Мщик, О. П. Демченко. - К. : ВД «Слово», 2013. - 328 с.

7. Рассказова О. I. Професмний довщник со^ального педагога / О. I. Рассказова. - Х. : Вид. група «Основа», 2012. - 223 с.

8. Степанова О. А. Вступ до спе^альносл : навчально-методичний поабник для студенлв денно! та заочно! форми навчання спе^альносл «Со^альна педагопка» факультету психологи, ютори та соцюлоги. -Херсон: ПП Трифонов О.М., 2012. - 120 с.

9. Шев^в З. М. Основи со^ально-педагопчно! дiяльностi : навчальний поабник / З. М. Шев^в. - К. : Центр учбово! лтератури, 2012. -248 с.

10. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Т. А. Шишковец. - М. : ВАШ, 2007. - 336 с.

dji Savchenko T. A. Formation of the future social teachers professionally oriented communication skills in higher education / T. A. Savchenko II Vestnik po pedagogue i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2015. - S. 52-60.

Сведения об авторе

Татьяна Александровна Савченко - ассистент кафедры социальной роботы, социальной педагогики и социологии Херсонского государственного университета, аспирант кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента Херсонского государственного университета.

© Т. А. Савченко, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

Подписано в печать 08.06.2015. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.