Научная статья на тему 'Развитие образовательных технологий в высшей школе (конец ХХ - начало ХХІ века)'

Развитие образовательных технологий в высшей школе (конец ХХ - начало ХХІ века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ / КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / CREDIT AND MODULAR TECHNOLOGY OF EDUCATION / STUDENT-ORIENTED TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубничая Людмила Александровна

В статье отражено развитие образовательных технологий в системе высшего образования конца ХХ начала XXI века. Освещены особенности личностно-ориентированного подхода к обучению студентов. Определено и охарактеризовано становление кредитно-модульной технологии как пути его реализации в конкретных условиях высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN HIGHER EDUCATION (LATE XX - EARLY XXI CENTURY)

The article deals with the development of educational technology in higher education in the late XX early XXI century. The specific features of student-centered approach to teaching students are shown. Becoming of credit and modular technology as the way of its implementation in the specific context of higher education is defined and characterized.

Текст научной работы на тему «Развитие образовательных технологий в высшей школе (конец ХХ - начало ХХІ века)»

И. П. Винничук

СТРАТЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ СОЗДАНИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ...

СТРАТЕГ1АЛЬНИЙ П1ДХ1Д ПРИ СТВОРЕНН1 МУЛБТИПЛ1КАЦШНИХ ГЕРО1В НА УРОКАХ ОБРАЗОТВОРЧОГО МИСТЕЦТВА

© 2014

I. П. Втшчук, науковий кореспондент лаборатори психологи творчост 1нститут психологИ iм. Г. С. Костюка НАПН Украгни, Кигв (Украгна)

Анотащя: У статп анал1зуегься досввд проведения психолопчного треншгу на уроках образотворчого мистецт-ва. Розглядаеться використання молодшими школярами певних стратегш при створенш мультиплжацшних геро!в, класиф1куються прийоми реал1зацИ даного завдання.

Ключовi слова: творча уява, стратег1я, комб1нування, аналопзування, реконструювання, ушверсальна стратепя, стратепя спонтанних або «випадкових» постановок.

STRATEGICAL APPROACH TO CREATING CARTOON HEROES IN ART CLASSES

© 2014

I. P. Vinnichuk, scientific correspondent of the laboratory of psychology of creativity

G. S. Kostiuk Psychology Institute, National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Kyiv (Ukraine)

Annotation: The article analyzes the experience of conducting psychological trainings in art classes. It examines the use by junior students of strategies in creating cartoon heroes and classifies the techniques of carrying out this task.

Keywords: creative imagination, strategy, combining, analogizing, remodeling, universal strategy, strategy of random or spontaneous reference points.

УДК 378.014

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХ1 ВЕКА)

© 2014

Л.А. Голубничая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 3

Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, Харьков (Украина)

Аннотация: В статье отражено развитие образовательных технологий в системе высшего образования конца ХХ - начала XXI века. Освещены особенности личностно-ориентированного подхода к обучению студентов. Определено и охарактеризовано становление кредитно-модульной технологии как пути его реализации в конкретных условиях высшей школы.

Ключевые слова: образовательные технологии, личностно-ориентированный подход к обучению студентов, кре-дитно-модульная технология обучения.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Образовательные технологии являются стратегиями развития национального, государственного или регионального образовательного пространства. Выбор образовательной технологии - это всегда выбор стратегии, приоритетов, системы взаимодействия, тактик обучения и стиля работы преподавателя со студентами, - напоминают ученые [1, с. 11]. В зависимости от общественно-исторических задач обучения, воспитания и образования содержание, характер и даже количество образовательных технологий будут постоянно меняться. Как свидетельствует анализ историко-педагогической литературы, коренные преобразования в образовательной политике Украины ведут к замене концепции образования, которая, в свою очередь, приводит не только к появлению новых учебных дисциплин, но и к обновлению преподавания уже существующих учебных курсов, внедрению новых образовательных технологий [2, с. 10]. На сегодняшнем этапе эволюции отечественной высшей школы изменение содержания образования, с одной стороны, и формулирование новых целей образования, с другой, привели к трансформации ее образовательных технологии.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ последних научных исследований свидетельствует, что в последние десятилетия различные аспекты образовательных технологий изучались широким кругом отечественных ученых. Так, детальное исследование образовательных технологий, которые позволяют повысить эффективность обучения студентов было сделано А. Алексюком, В. Евдокимовим, И. Прокопенко и др. Характеристику современных образовательных технологий совершили А. Нисимчук, А. Падалко, И. Смолюк, А. Шпак и др.

Отдельные технологии обучения, в частности модульную технологию, личностно-ориентированные технологии, изучали И. Богданова, Н. Вазина, С. Витвицкая, И. Якиманская и др. Однако образовательные технологии обучения в высшей школе в динамике не исследовались.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является отражение развития образовательных технологий в дидактике высшей школы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Отход от традиционных авторитарных систем обучения в высшем образовании наметился еще в 90-е годы ХХ в. В дидактической науке указанный период характеризуется активными поисками путей преодоления ряда проблем и противоречий, возникших в системе высшего образования. В научном пространстве появились разработки инновационных образовательных технологий, в то время как педагоги-практики со своей стороны пытались найти новые подходы к работе со студентами. На первом этапе как реакция на потребность в гуманистическом образовании и подготовке творческих работников в педагогической научной литературе, а затем и в вузах началось становление наиболее подходящей личностно-ориентированной инновационной технологии обучения, ведь известно, что именно она является характерной чертой гуманистического подхода к образованию. По этому поводу И. Богданова отмечала, что «личностно-ориентированное обучение является, по сути, дифференцированным обучением, которое учитывает уровень интеллектуального развития субъекта образования, его подготовку по определенному предмету, способности и задатки» [3, с. 100].

Известно, что технологизация личностно-ориенти-рованного образовательного процесса предусматривает специфическую разработку учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его

использованию, типов учебного диалога между субъектами образования и преподавателем, форм контроля за личными успехами студентов в ходе учебно- познавательной деятельности. Несколько меняется также роль преподавателя, который выступает как компетентный консультант, помощник, организатор самостоятельной активной познавательной деятельности студентов. Ученые напоминают, что его профессиональные умения должны быть направлены не столько на контроль знаний и умений студентов, сколько на диагностику их деятельности с целью своевременной помощи в случае возникновения трудностей [3, с. 99]. Кроме того, для личностно-ориентированных технологий обязательным является реализация принципа субъективности образования.

Главные требования к личностно-ориентированным технологиям были сформулированы И. Якиманской следующим образом:

1) учебный материал должен основываться на определении содержания субъективного опыта студента, включая опыт его предшествующего обучения;

2) изложение знаний преподавателем или в учебнике должно иметь целью не только расширение их объема, структурирование, интегрирование и обобщение предметного содержания, но и постоянное преобразование приобретенного субъективного опыта каждого студента;

3) в процессе обучения необходимо постоянное согласование субъективного опыта студентов с научным содержанием полученных знаний;

4) активное стимулирование студентов к самостоятельной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать студентам возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

5) конструирование и организация учебного материала, который позволяет студенту выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач и т.п.;

6) выявление и оценка способов учебной деятельности, которыми пользуется студент самостоятельно, устойчиво, продуктивно;

7) необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения;

8) образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности [4, с. 37-38].

Именно в этот период, разрабатывая и внедряя новые образовательные технологии в практику высшей профессиональной школы, ученые настаивали на необходимости учитывать следующие факторы педагогического процесса:

- потенциальные возможности организационных форм учебной деятельности с точки зрения получения с их помощью тех или иных профессиональных умений, входящих в число квалификационных характеристик;

- функцию учебной информации в педагогическом процессе (учебная, контрольно-диагоностическая);

- целевое назначение учебной информации (познавательного типа, операционного типа);

- возможности студентов, курсантов (уровень учебно-познавательной деятельности, уровень базовой подготовки по предмету);

- возможности преподавателя (уровень методической компетенции, методическая и техническая оснащенность учебного процесса);

- временные возможности (длительное время - более 90 минут, непродолжительное время - 45 минут) [5, с. 101-102].

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что каждая образовательная технология имеет свои процессуальные характеристики (мотивационную, управленческую, категория субъектов обучения), а также программно-методическое обеспечение (учебные планы, программы, методические пособия, дидактиче-54

ские материалы, наглядные технические средства обучения, диагностический интерпритарий) [6, с. 153].

Наряду с разработкой личностно-ориентированных образовательных технологий отечественные ученые, начиная с 90-х годов прошлого века, исследовали и уже известную в то время в Европе и США модульную систему обучения. Начало XXI века ознаменовалось ее внедрением в практику высшей школы. На сегодня кре-дитно-модульная технология образования считается одной из передовых и перспективных технологий, которая обращена лицом к субъекту обучения. И. Прокопенко и В. Евдокимов определяют ее как «целостный алгоритм полного усвоения знаний и умений будущими специалистами по структурно интегрированными образовательно-профессиональным программам в кредитных измерениях, сознательным самостоятельным выбором студентами учебных дисциплин с целью приложения максимальных интеллектуальных усилий для их своевременного усвоения по модульному принципу с соблюдением психолого-педагогических и кибернетических требований к учебному процессу в пределах модуля, учебной дисциплины, междисциплинарного курса и степени подготовки в целом» [2, с. 121].

Кредитно-модульная технология обучения представляется одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, который обеспечивает высокоэффективную реализацию дидактического процесса, ведь модульное обучение помогает преодолеть много трудностей, возникающих в ходе усвоения учебного материала. Благодаря модульной технологии становится возможным применение разнообразия видов познавательной деятельности студентов, идеи педагогики сотрудничества приобретают реальные очертания, студент действительно становится активным субъектом обучения.

Как справедливо отмечают ученые, внедрение указанной технологии в учебно-воспитательную практику современной системы высшего образования связано с дальнейшей демократизацией учебного процесса, организацией наиболее рационального и эффективного усвоения определенных знаний, стимулированием студентов к систематической учебной работе, усилением мотива-ционного компонента, преобразованием контроля в действенный механизм управленческого процесса, формированием самооценки, становлением личности студента «не только благодаря содержанию, методам, формам организации, но и из-за своей сущностной многомерности, логики бытия, учитывая специфическую форму психосоциального роста индивидуальности» [2, с. 116; 6, с. 153]. Уникальность кредитно-модульной технологии заключается в том, что все стороны, аспекты, компоненты педагогически управляемого учебного процесса способствуют и ускоряют многочисленные процессы генезиса, которые иерархически представлены в общей картине психосоциального развития каждого студента.

Внедрение кредитно-модульной технологии обучения должно существенно повысить качество высшего образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников вузов на европейском рынке труда и позволить Украине выполнить основные требования Болонского процесса, участником которого наше государство является с мая 2005 года. Известно, что, начиная с 70- х годов прошлого века, в Европе начался процесс формирования единого европейского пространства высшего образования - сближение его целей, стандартов, моделей, который стал предысторией Болонского процесса.

Одним из важнейших аспектов интеграционных процессов на Европейском образовательном пространстве является внедрение в государствах-участниках указанных процессов двухступенчатой системы обучения и новых технологий ее реализации. Такой технологией является именно кредитно-модульная система подготовки специалиста.

Отметим, что проектирование процесса обучения в Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4

Л.А. Голубничая

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

высшей профессиональной школе на основе модульной технологии, по мнению Д. Чернилевського, позволяет:

1) осуществление в дидактическом единстве интеграции и дифференциации содержания обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку в полном, сокращенном и углубленном вариантах, помогает решить проблему уровней и профильной дифференциации в процессе обучения;

2) выполнение студентами самостоятельного выбора того или иного варианта модульной программы в зависимости от уровня обученности и обеспечения им индивидуального темпа усвоения программы;

3) использование проблемных модулей в качестве разработки педагогических программных средств;

4) перенос акцента в работе преподавателя в сторону консультативно-координирующих функций управления познавательной деятельностью субъектов обучения;

5) сокращение курса обучения без особого вреда для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала на основе адекватного комплекса методов и форм обучения [7, с. 192].

Основателем модульной технологии обучения считается американский исследователь Дж. Расселл, который в конце 60-х годов сформулировал ее основные положения. В его работе «Modular Instruction» (1974 г.) определено понятие «модуль» как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и действия, которые должны выполнять субъекты обучения. Выполняя их в полном объеме, но в индивидуальном темпе, субъект образования полностью овладевает учебным материалом.

Модульное обучение быстро распространялось в образовательных системах Европы и Америки. С конца 80-х годов прошлого века оно появилось и на территории Советского Союза благодаря исследованиям П. Юцявичене и ее последователей: А. Алексюка, М. Анденко, Р. Бекировой, К. Вазиной, Г. Лаврентьева и Н. Лаврентьевой, Е. Лузика, М. Чошонова и др.

Анализ сущности модульной технологии обучения позволяет определить его как инновационную технологию обучения, которая основывается на деятельност-ном подходе к обучению, принципе сознательности (т.е. осознание программы обучения и необходимости личного упорного учебного труда) и является направленной на структурирование элементов теоретического и практического материала в пределах независимой единицы. Указанный феномен характеризуется также замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям, что дает основания отнести его к категории высокотехнологичных. Принадлежность модульного обучения к образовательным технологиям определяется и четкой последовательностью предъявления всех компонентов дидактической системы (целей, содержания и т.д.) и вариативностью структурных организационно-методических единиц.

Обобщение педагогической литературы свидетельствует, что суть кредитно- модульной технологии подготовки специалиста заключается в:

- формировании индивидуальной образовательно-профессиональной программы подготовки студента (именно программы, производной от которой является учебный план), которая реализуется на основании соответственно сформированного перечня содержательных модулей (учебных дисциплин), связанных структурно-логической схемой подготовки специалиста;

- реализации индивидуальной образовательно-профессиональной программы подготовки студента, которая осуществляется в течение времени, ограниченного нормативным сроком обучения (в случае, когда обучение превышает нормативный срок, оно не финансируется за бюджетные средства государства);

- разработке учебной дисциплины как совокупности прочно связанных между собой содержательных моду-

лей, предусмотренных для усвоения в течение учебного года. Содержательные модули создают разделы учебной дисциплины [2, с. 119-120].

Цель модульного обучения в научном пространстве определяется как создание более благоприятных условий для развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям субъекта обучения и уровня его базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе [7, с. 190].

Изучение научной литературы, посвященной вопросам модульной технологии обучения, позволило выделить некоторые ее особенности, а именно:

- модульное обучение обеспечивает обязательную отработку каждого элемента дидактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях;

- модульная технология предполагает четкую структуризацию содержания учебного материала, его соответствие дидактическим целям, последовательность изложения, обеспечения учебного процесса информационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний, что делает возможным корректировать процесс обучения;

- данная технология предполагает вариативность, гибкость обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и потребностей субъектов обучения, осознания ими перспективы - предвосхищение результата, на достижение которого направлены усилия студента.

Естественно, что основным понятием технологии модульного обучения является понятие «модуль». Обобщение определений термина «учебный модуль», который применяется к системе высшего профессионального образования, позволило систематизировать их по следующим функциональным признакам:

- как единицы государственного учебного плана по специальности, которая предполагает определенный набор учебных дисциплин, соответствующих требованиям квалификационных характеристик;

- как организационно-методической междисциплинарной структуры, которая представляет собой набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, которые необходимы для усвоения одной специальности, и которая обеспечивает междисциплинарные связи в учебном процессе;

- как способа интегрированности определенного объема знаний;

- как средства междисциплинарных связей;

- как формы ориентации на профессионально-видовую творческую деятельность - конечный результат обучения;

- как организационно-методической и структурной единицы в рамках определенной учебной дисциплины.

Проведенное исследование свидетельствует, что в зависимости от географии и содержательно-структурных особенностей инновационно-образовательного опыта можно выделить несколько подходов к созданию модульной системы обучения в высшей школе: американскую, немецкую, литовскую и украинская модели.

Так, литовские исследователи модульной технологии предложили требования к основным принципам конструирования содержательных модулей:

1) целевое назначение информационного материала;

2) сочетание комплексных, интегративных и отдельных дидактических целей;

3) полнота учебного материала в модуле;

4) относительная самостоятельность элементов модуля;

5) реализация обратной связи;

6) оптимальная передача информационного и методического материала в модуле.

П. Юцявичене разработала общую схему определе-

ния структуры построения модульной программы. В нее входит:

- выяснение комплексной дидактической цели и названия модульной программы;

- установление интегрирующих целей и названий модулей, соответствующих им;

- построение конструкции модульной программы;

- определение структуры отдельных целей в составе каждой интегрирующей дидактической цели;

- построение структуры конкретного модуля, основанной на конструкциях отдельных целей [8].

На основе приведенных принципов и предложенной схемы ученый создала модульные программы для системы обучения английскому языку специалистов народного хозяйства, для системы повышения квалификации мастеров промышленного производства, а также курсов «Воспитание коллектива», «Формирование авторитета руководителя». Указанные программы проявили высокую эффективность в ходе экспериментального внедрения в практику обучения в высшей школе.

Украинскими учеными были представлены важнейшие положения, которые обеспечивают, по нашему мнению, относительно целостное понимание назначения и принципиальных моментов функционирования модульной системы. Так, А. Алексюк презентовал элементы, составляющие содержание модуля и разработал алгоритм действий преподавателя и студента по его усвоению. Ученый выделил также виды учебной работы, наиболее способствующие усвоению содержания модуля; установил соответствия между объемом усвоенного материала, часовыми интервалами, графиком работы студента и оцениванием этой работы; определил особенности организации индивидуальной учебной деятельности и стимулирования учебной активности, а также систематической самостоятельной работы студента [9].

Достоянием российских теоретиков и практиков стало экспериментальное внедрение модульной технологии в реализации структурно-управленческой модели общеобразовательной школы. Например, учителями-новаторами были разработаны модульные программы по математике, биологии, физике, а также гуманитарным предметам и предложены схемы модульных уроков, которые содержат следующие компоненты:

- мотивационная беседа и введение в тему;

- входной контроль, предусматривающий проверку домашнего задания и повторение того, что было выучено раньше;

- работа с новым материалом;

- завершающий контроль, имеющий целью закрепление изученного и проверку усвоенного на уроке [10, с. 166]. Кроме того, исследователями сформулированы и основные положения модульности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие самостоятельной группы знаний, которыми овладевают учащиеся с помощью дидактически целесообразных средств, соответствующих природе этих знаний;

- формирование самостоятельной плановой, целостной единицы учебной деятельности, которая бы способствовала достижению субъектом обучения четко определенных целей;

- овладение принципом модульности достигается благодаря применению различных форм и методов обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической, социальной или иной проблеме;

- принцип модульности предполагает составление автоматических порций, разделение учебного материала на части (шаги, порции, такты - вроде раздела или темы).

Таким образом, суть дидактического процесса на основе модульной технологии заключается в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули) [11-15]. Содержание и объем модулей в свою очередь варьиру-56

ются в зависимости от профильной и уровневой дифференциации субъектов обучения и дидактических целей [16-21]. Данный подход позволяет создать условия для выбора индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Для достижения необходимого уровня компетентности субъектов обучения на основе соответствующих принципов и факторов осуществляется увеличенное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение студентами полного, сокращенного или углубленного вариантов обучения. Расширению самостоятельности студентов способствует также рейтинговая система контроля и оценки достижений в обучении, суть которой содержится в передаче надзора за достижениями студента из рук преподавателя в руки самого субъекта обучения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщение материала по проблеме развития образовательных технологий в высшей школе, а именно инновационных технологий позволило сделать выводы о том, что начиная с 90-х годов прошлого века ученые и педагоги-практики отошли от традиционной системы образования и наиболее перспективными для высшей школы считают личност-но-ориентированные, деятельностные образовательные технологии, специфику которых раскрывают следующие дидактические принципы: деятельностная активность, индивидуализация, партнерское взаимодействие, рефлексивность, свобода выбора и ответственность за него. Современное высшее образование делает ставку на кредитно-модульную технологию обучения, основой проектирования которой является стандарт качества образования, а конечной целью - формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Украины как составляющей Европейского образовательного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Освггш технологи: навчально-методичний поабник / за ред. О. М. Пехоти. - Ки!в: А. С. К., 2001.

- 256 с.

2. Прокопенко I. Ф., Свдокимов В. I. Педагопчш технологи: навч. поабник / I. Ф. Прокопенко, В. I. £вдошмов. - Харшв: Колепум, 2005. - 224 с.

3. Педагопка: навчальний поабник. - Харшв, ТОВ «Одюсей», 2003. - 352 с.

4. Якиманская И. С. Разработка технологии лич-ностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 34-40.

5. Яворська Г. Х. Педагопка для правнишв: навч. поаб. / Г.Х.Яворська. - К.: Знання, 2004. - 335 с.

6. Вивицька С. С. Основи педагопки вищо! шко-ли: методичний поабник для студенпв мапстратури / С.С.Вивицька. - Кшв: Центр навчально! лггератури, 2003. - 316 с.

7. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

8. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: дис. докт. пед. наук. / П. Юцявичене. -Вшьнюс, 1990. - с. 390.

9. Алексюк А. М. Педагопка вищо! школи. Курс лекцш: модульне навчання / А.М.Алексюк. - Киев, 1993.

- 220 с.

10. Педагогическая технология: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - Белгород: Изд-во Белгородского государственного университета, 1998. - 400 с.

11. Бекоева М.И. Педагогические условия использования модульного подхода в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 295298.

12. Ясаревская О.Н. Технология разработки учебных модулей по иностранному языку на основе ФГОС 3 поколения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 162-167.

13. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Организация учебного процесса студентов на основе модульного обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. № 3. С. 64-68.

14. Галиева Е.В. Из опыта организации модульного обучения по некоторым дисциплинам подготовки бакалавров профилей «физика» и «информатика» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 9-11.

15. Баландина Е.А. Универсальность модульного обучения как средства организации индивидуально-личностного обучения в школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 37-39.

16. Ахметжанов М.С. Уровневая дифференциация как средство развития субъектной позиции студента // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 30-32.

Л.А. Голубничая

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

17. Разуваев С.Г. О соподчиненности понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 145-149.

18. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 260-263.

19. Мыхнюк М.И. Цели развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин ПТУЗ // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 63-66.

20. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Дидактическая система подготовки будущих учителей начальной школы в контексте изменения образовательной парадигмы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 266-269.

21. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Средства, формы, методы и технологии профессионально-методической подготовки будущих учителей математики в условиях классического университета // Научные исследования в образовании. 2008. № 8. С. 19-21.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN HIGHER EDUCATION

(LATE ХХ - EARLY ХХ1 CENTURY)

© 2014

L. A. Golubnichaya, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of «Foreign languages № 3»

Yaroslav the Wise National Law University, Kharkov (Ukraine)

Annotation: The article deals with the development of educational technology in higher education in the late XX - early XXI century. The specific features of student-centered approach to teaching students are shown. Becoming of credit and modular technology as the way of its implementation in the specific context of higher education is defined and characterized.

Keywords: educational technology, student-oriented technologies, credit and modular technology of education.

УДК 316.4

ИЗУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

© 2014

Н.Б. Горбачева, специалист по методической работе кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Происходящие социально-экономические преобразования в современной общественной жизни влияют не только на процессы в общественной жизни, но и на индивида в частности. Молодежь как потенциальная социальная группа будущего нашего общества требует особого изучения в социологии.

Ключевые слова: молодежь, поколения, социологические исследования, семья, функции, молодежная проблематика, социализация, воспитание, ученые, советский период, социальные институты.

Происходящие изменения в России, связанные с процессами трансформации социально-экономических, культурных ценностей и отношений, не имеют аналогов в истории. Десятилетние реформы в стране, фактически игнорировавшие социальный аспект в процессе развития страны, затронули и российскую семью, где взаимодействия в системе «социум-семья-индивид» перешли в позицию «индивид-семья-общество», где семья, как связующее звено, за последние годы выпала из социальной цепочки.

Семья во все времена являлась определяющей основой России, как культурное наследие, экономическая база и государственная политика. Сегодня из-за не доверия населения к государственным и общественным институтам, повышения роли семьи в формировании и поддержании нравственного климата в обществе семья ориентируется не на общество, а на индивид. В наши дни семья стала жизненно важным фактором только для отдельной личности, для детей. Именно семья в первую очередь несет ответственность за формирование социальных норм, устоев и ценностных ориентаций молодого поколения.

Глубочайший системный кризис, который коснулся всех сфер жизни и практически всех слоев населения, отразился на формировании и развитии интересов, по-

требностей, ценностном сознании подрастающего поколения, что актуализирует данную проблему, как с научной, так и с практической точки зрения. Сегодняшняя молодежь имеет свои мировоззренческие взгляды, мнение на духовные основы развития общества, на экономику и производство, материальную жизнь общества.

Молодежь представляет собой чрезвычайно значимый объект исследования. Еще древние философы, такие, как Демокрит, Платон, Аристотель в своих трактатах большое внимание уделяли воспитанию молодого поколения. Во все времена остается актуальным вопрос о воспитании. Во-первых, тема воспитания всегда была жизненной, и в особенности в переломные моменты истории. Во-вторых, она интересна с позиции важности изучения духовного наследия прошлого.

Проблема взаимоотношений старшего и младшего поколений волновала во все времена многих ученых: педагогов, психологов, социологов, историков, конфликтологов, философов, социальных работников. Еще в XX веке отечественные исследователи стали изучать молодежь в различных проявлениях ее сознания, поведения и взаимосвязи с окружающим миром. Исследованиями проблем молодежи обогатили наши знания К. Юнг, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Берн, А.Н. Леонтьев, А.В. Выготский, С.Л. Рубенштейн, Г.М. Андреева, М.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.