Карабаш Дмитрий Васильевич
кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Краснодарского университета МВД России ________________________________________(тел.: 88612583754)
Моделирование и содержательномодульная технология обучения в формировании ценностномировоззренческой культуры курсантов
Статья содержит в себе исследовательский материал о разработке моделирования и содержательно-модульных технологий формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД России в учебном процессе.
Ключевые слова: модульное обучение, моделирование, ценности, мировоззрение, структура, элементы, воспроизводимость.
D.V. Karabash, Master of pedagogical sciences, head of the chair of tactical-special and fire preparation of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia; tel.: 88612583754.
Modeling and substantial and modular technology of training in formation of valuable and world outlook culture of cadets
The article contains research material on the development of modelling and conceptual-modular technologies of formation of value-ideological culture of the students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia in the educational process.
Key words: modular training, simulation, values, worldview, structure, elements, reproducibility.
В исследованиях по психологии и педагогике схематизации и моделированию принадлежит особая роль. В последнее десятилетие прошлого века, проблема использования моделирования в обучении подробно разрабатывается в пси-холого-дидактических исследованиях
В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, М.И. Фридмана и других. Моделирование - общенаучный метод научного исследования, который широко применяется в педагогической науке. Моделированию отводится важное место наряду с такими методами познания, как наблюдение и эксперимент. Именно моделирование вывело педагогические исследования на уровень общенаучной методологии.
Разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе предшествовала потребность в совершенствовании качества подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций. Важным условием и предпосылкой были исследования в области человеческой деятельности как философского, так и психо-лого-педагогического плана (К.А. Абульхано-
ва-Славская, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Э.Г. Юдин, и др.). Современная педагогика для реализации дидактических целей обучения в качестве наиболее продуктивных вариантов предлагает модульную систему обучения.
Модульное обучение в российскую педагогику пришло благодаря исследованиям П. Юцявичене [10] и его последователей: А.М. Алексюк [1], М.А. Анденко [2], Р.С. Бекировой [3], К.Я. Вазиной [5] и др. Моделирование создает возможность более глубокого проникновения в сущность объекта исследования. Специфическими особенностями моделирования как метода являются: целостность изучения процесс, т.к. возможно увидеть не только элементы, но и связи между ними; возможность изучения процесса до его осуществления. При этом становится возможным выявить отрицательные последствия и ликвидировать или ослабить их до реального проявления.
В работах указанных авторов анализируются проблемы перехода на технологию содержательно-модульного обучения в высшей
327
школе, рассматриваются преимущества данной технологии, позволяющие за счет гибкости содержания обучения создать максимально благоприятные условия для развития личности курсантов в вузе. В педагогической науке термин «модуль» (от лат. - мера), понимается как значимая часть всей системы, без которой дидактическая система не работает. По своему содержанию это полный, логически завершенный блок, который предполагает наличие, после завершения обучения, целостного набора знаний, умений и навыков (компетенций).
Изучение индивидуального стиля деятельности, психолого-педагогических основ профессиональной и учебной деятельности, типов и места задач в процессе обучения позволило вплотную приступить к разработке моделирования и содержательно-модульных технологий формирования ценностномировоззренческой культуры курсантов в учебном процессе.
Опираясь на теоретическую базу исследований педагогического моделирования (В.П. Беспалько [4], А.А. Вербицкий [6], А.А. Деркач [7], С.Д. Смирнов [8], Н.Ф. Талызина [9] и др.), в процессе проектирования содержательно-модульной технологии формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов был выявлен алгоритм последовательных действий, который позволил осуществить конструирование необходимой системы.
Разрабатывая теоретическое обоснование содержательно-модульной технологии формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, мы обратились к концепции основателя модульного обучения Дж. Рассела, который определял модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала. Исследователь П.А. Юцявичене [10] называл модулем информацию, включающую логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Актуальность содержательно-модульной технологии формирования необходимых личностных качеств курсантов, по мнению специалистов, объясняется тем, что модульные программы, основанные на компетенциях, ориентированы не на процесс обучения, а на его результаты, а потому процесс обучения в высшей степени мобилен, не формализован и эффективен.
Положительный эффект использования содержательно-модульной технологии был обусловлен ее динамичностью, которая заключается в вариативности элементов модулей, содержании элементов. Ряд ученых [1; 2;
3; 10], утверждают, что модульная технология заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос. При этом существует дидактическую ценность технологии, т.к. она переводит обучение на субъект-субъектную основу, способствующую развитию у курсантов мотивационной сферы, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Продуктивность содержательно-модульной технологии формирования ценностно-
мировоззренческой культуры курсантов объясняется тем, что она обладает проблемным подходом, творческим отношением к решению задачи обучения, гибкостью, обусловленной дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократной диагностики определения знаний, умений и навыков и соответствия с целями учебного процесса.
Как известно, целеполагание мотивирует педагогический процесс. Изучив опыт отечественной и зарубежной педагогической литературы, мы пришли к выводу, что содержательно-модульная конструкция учебного материала, как педагогическое условие, поможет в достижении поставленной дидактической цели - формирования ценностномировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения. Основными принципами разработки содержательномодульной технологии в обучении курсантов являются: компоновка содержания учебной дисциплины вокруг базовых понятий и методов; систематичность и логическая последовательность изложения учебного материала, его целостность; практическая значимость содержания и наглядность представления учебного материала.
Гибкость и оперативность содержательномодульной технологии обучения позволяет оперативно обновлять или менять содержание конкретного модуля в зависимости от поставленной индивидуальной задачи обучения, в частности, сделать акцент в каждом модуле на формирование одной из профессиональных компетенций, важной для будущего сотрудника полиции и которая является частью профессиограммы. Как правило, приоритет отдается формированию практических навыков, максимально приближенных к профессиональной деятельности.
При содержательно-модульной технологии обучения основополагающим является то, что содержание каждого модуля отвечает
328
обязательным требованиям, которые являются средством достижения цели, а именно: конкретно-целевое назначение информации, т.е. все дисциплины каждого блока-модуля имеют целевой акцент при их изучении на формирование определенной компетенции;
актуализация содержания обучения, понимание важности знаний для эффективности будущей профессиональной деятельности;
обеспечение продуктивного мышления в процессе обучения, когда идет приращение информации и связь ее с ранее полученной, при этом появляется самостоятельно интеллектуальный продукт;
непрерывность целенаправленной информации, т.е. преодоление мозаичности в содержании образования, когда модуль объединяет и направляет информацию в необходимое русло;
сопряженность учебных дисциплин, умение рассматривать их блоком, когда плавный переход от общего к частному обеспечивает поток информации, имеющей интегрированный эффект;
технологичность учебного процесса за счет использования методических матриц в обучении курсантов, которые, работая по алгоритму, получают базис будущей технологичности в профессии, при этом многообразие методик и приемов позволяют сформировать навыки, способствующие организации труда;
системность содержания образования, что предполагает выявление системообразующей составляющей изучаемого модуля;
развитие навыков рефлексии, т.е. развитие у будущего сотрудника полиции ответственности за принятое решение, результат действия или поступка;
деятельностный подход обеспечивается возможностью самоопределения в выборе решения.
В контексте формирования ценностномировоззренческой культуры курсантов существенной чертой содержательномодульной технологии обучения является воспроизводимость обучающего цикла, т.е. возможность его повторения. Цикл обучения в таком контексте содержит следующие моменты: установление целей обучения; предварительная оценка уровня сформированно-сти и готовности; совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей.
Таким образом, обеспеченная мотивация, самостоятельное продвижение в усвоении содержания позволяют осваивать методы работы с информацией, тем самым усваивается модель деятельности, когда будущий
сотрудник полиции получает навыки самоопределения, при соблюдении норм и правил, умеет оценивать результат, владеет рефлексивными способностями..
1. Алексюк А.М. Педагогика высшей школы: курс лекций: модульное обучение / А.М. Алексюк. - Киев, 1993. - 187 с.
2. Анденко М. А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении / М. А. Анденко. - Новосибирск: Гриф, 1993. - 17 с.
3. Бекирова Р.С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла. На примере курса высшей математики в техн. вузе: дис. канд. пед. наук / Р. С. Бекирова. - М., 1998. - 210 с.
4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -190 с.
5. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение / К.Я. Вазина. - Нижний Новгород: БИ, 1991. - 119 с.
6. Вербицкий А.А.. Активное обучение в
высшей школе: контекстный подход /
А.А. Вербицкий. - М., Высшая школа, 1991. -207 с.
7. Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, И.В. Кузьмина. - М.: Российская академия управления, 1994. - 210 с.
8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр « Академия», 2007. - 400 с.
9. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста /Н.Ф. Талызина, Н.Г. Пе-ченюк Л. Б. Хихловский. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1987. - 173 с.
10. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения / П. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.
1. Aleksuyk A.M. Pedagogics ofthe higher school: course of lectures: modular training / A.M. Aleksuyk. - Kiev, 1993. 187 p.
2. Andenko M.A. Actual problems of the impact of the special departments of the higher school of the modular training / M.A. Andenko. -Novosibirsk: grif, 1993. 17 p.
3. Bekirova R.S. Organization of modular training in the disciplines of natural-science cycle. For example, course of higher mathematics of the technical University: dis. master of pedagogical Sciences R.S. Bekirov. - M., 1998. - P. 210.
4. Bespalko V.P. Components of pedagogical technologies. - M.: Pedagogy, 1989. 190 p.
329
5. Vazina K. Ya. Human self-development and modular training / K.Ya. Vazina. - Nizhniy Novgorod: B.I., 1991. -119 p.
6. Verbitsky A.A. An active training in the higher school: a contextual approach / AA. Verbitsky. M, School, 1991. - 207 p.
7. Derkach A.A. Acmeology: achieving a top professional / AA. Derkach, I.V. Kuzmina. - M.: The Russian Academy of management, 1994. P.210.
8. Smirnov S. Pedagogics and psychology of higher education: from the activities of the personality: textbook for students of higher educational establishments / S.D. Smirnov. - the 3rd ed. stereotype. - M.: Publishing centre « Academy», 2007. - 400 p.
9. Talizina N.F. The development of a profile of a specialist / N.F. Talizina, N.G. Pechenyuk LB.Hihlovski. - Saratov: Ed. Saratov. Un-ty, 1987. -173.
10. Jutsavecene P. Theoretical bases of modular training / P. Jutsavecene. - Kaunas: Shvie-sa, 1989. - 271 p.
330