УДК 378.03+378.015.4 ББК Ч481+Ч484(2)6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
О.Л. Назарова, В.И. Кондрух, А.А. Кондрух
Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
EDUCATIONAL TECHNIQUES FOR FORMING UNIVERSITY STUDENTS’ SOCIO-ECONOMIC COMPETENCE
O. Nazarova, V. Kondrukh, A. Kondrukh Ural State University of Physical Education (the city of Chelyabinsk)
Сформулированы педагогические условия формирования социальноэкономической компетентности обучающихся вуза. Раскрыты возможности образовательных технологий для осуществления непрерывности и преемственности уровней высшего профессионального образования.
Ключевые слова: социально-экономическая компетентность, образовательные технологии, уровни высшего профессионального образования, непрерывное профессиональное образование.
Pedagogical conditions of forming university students’ socio-economic competence are formulated. The resources of educational technologies for continuity and succession of different levels of higher professional education are revealed.
Keywords: socio-economic competence, educational technologies, levels of higher professional education, continuing professional education.
Состояние сферы образования неразрывно связано с социально-экономической ситуацией и задачами развития общества. Педагоги всегда признавали высокую значимость социально-экономического контекста как условия осуществления педагогической деятельности. А.С. Макаренко называл настоящей ту педагогику, которая «повторяет педагогику всего общества». В.В. Краевский, считавший социальный опыт, общественную практику «первоосновой познаний», утверждал, что и педагогическая теория не может сформироваться «вне обобщенной практики общественного целого» [1, с. 90].
Анализ литературных источников по исследуемой актуальной проблеме показал, что формирование социально-экономической компетентности студентов в образовательном процессе до сих пор не являлось предметом целенаправленного педагогического исследования. Сложившаяся система образования в техническом вузе не обеспечивает в должной мере формирование социально-экономиче-
ской компетентности личности, необходимой в рыночных условиях. Сохраняются рецидивы безличного, технократического подхода в образовании, блокируется развитие творческой индивидуальности студента, необходимой для жизнедеятельности в рыночных условиях.
В то же время и основные принципы национальной доктрины инженерного образования делают особый акцент на приобретение выпускниками социально-личностных и общекультурных компетенций [3]:
— ориентация деятельности системы инженерного образования на создание условий для духовного, нравственного и культурного саморазвития личности;
— глубокая фундаментальная и методологическая подготовка инженеров в сфере гуманитарного знания, духовной жизни человека и общества;
— освоение студентами методологии познания и творчества, практической деятельности, социального поведения и саморазвития
личности как решающих условий достижения успеха на жизненном пути;
— создание предпосылок для органичного включения инженеров в экономические, социальные и культурные процессы развития мировой цивилизации;
— освоение студентами будущей профессиональной деятельности как единства физических, экономических, социальных, социально-психологических и ноосферных закономерностей;
— оценка полезности создаваемых искусственных сред с позиций историзма, приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма, общецивилизационного подхода.
Возникает парадоксальная ситуация: для успешного развития общества необходимо формирование у его членов социально-экономической компетентности, проявляющейся в ответственности за принимаемые решения, целеполагании, уважении деловых партнеров, добросовестности, но эта потребность недостаточно учитывается в образовательном процессе технического вуза. Реально мы сталкиваемся с выпускниками, не обладающими достаточным уровнем социально-экономической компетентности.
Подготовка специалистов, которые будут готовы к принятию стратегических и тактических решений в условиях перехода к рыночной экономике, отягощенного последствиями глобального экономического кризиса, как собственно для экономики, так и для людей, обусловлена противоречием между социальным заказом современного общества на личность, способную к осуществлению эффективной деятельности, и недостаточной обращенностью системы высшего профессионального образования к использованию образовательных технологий, призванных формировать социально-экономическую компетентность будущего специалиста - выпускника вуза.
Нами проведено опытно-экспериментальное исследование для разрешения противоречия и получены следующие выводы. Формирование социально-экономической компетентности обучающихся технического вуза определяется реализацией следующего комплекса педагогических условий:
а) ориентация образовательного процесса на активное программно-мотивированное овладение студентами системой социально-экономических компетенций на основе организации самообразовательной деятельности;
б) применение в образовательном процес-
се комплексной программы формирования социально-экономической компетентности, развивающей профессиональную направленность будущего специалиста;
в) использование технологий модульного и проектного обучения, способствующих принятию оптимальных решений будущими специалистами в различных социально-экономических ситуациях.
В данной статье более подробно остановимся на третьем педагогическом условии. В связи с переходом высшей школы на работу по федеральным государственным образовательным стандартам, нацеленным на формирование компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, следует говорить о реализации в университете компетентностного подхода. Достаточно обоснованной с точки зрения современной науки и практики и надежной системной образовательной технологии, обеспечивающей реализацию данной концепции, пока нет. Наше исследование имело целью рассмотреть возможности инновационных образовательных технологий в условиях перехода на двухуровневую систему образования высшего профессионального образования и организации преемственности и непрерывности основных образовательных программ.
Применение образовательных технологий зависит от образовательных целей и задач. Если цели образования не превосходят репродуктивного уровня усвоения, то целесообразно будет применение традиционной технологии обучения, включающей в себя слушание объяснений преподавателя, работу с учебным пособием, наблюдение за изучаемыми объектами, выполнение практических действий по инструкции и т. п. В условиях реализации компетентностного подхода от традиционной технологии обучения следует по многим дисциплинам либо отказаться, либо использовать совместно с другими технологиями.
Если цели образования направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, усвоение ее основных алгоритмов, разбор нетиповых производственных ситуаций и т. п., то рекомендуется применять модульно-компетентностный подход. Его особенности заключаются в том, что содержание учебного материала жестко структурируется в целях его максимально полного усвоения, сопровождаясь обязательными блоками упражнений, и контроля по каждому фрагменту. Модули - это автономные органи-
Теория и методика профессионального образования
зационно-методические блоки по каждому фрагменту структурированного учебного материала. Сильной стороной данного подхода, как показало исследование, является то, что содержание и объем модулей могут варьироваться в зависимости от профильной и уров-невой дифференциации обучающихся и от дидактических целей. Это обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы, четкую последовательность изложения учебного материала и систему оценки и контроля усвоенных знаний, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся. Формы, методы реализации данного подхода: кейс-метод, имитационные игровые и неигровые методы, «мозговой штурм», занятия на тренажерах, практикумы (социокультурные, производственные).
Рассмотрим понятие «образовательная технология» и ее виды. Обобщив различные подходы к пониманию понятия «технология» применительно к образованию, нам представляется возможным дать следующее определение. Образовательная технология - это способ реализации содержания образования, представляющий собой целостную систему общепедагогических, дидактических, психологических, технических форм, методов и средств образования, направленную на достижение учебных целей и развитие интеллектуальных и профессиональных качеств личности обучающегося. Теоретическая и практическая значимость образовательной технологии состоит в том, что она выступает как еще один системообразующий фактор процесса обучения, обеспечивая его целостность, личностную и социально-экономическую полезность. В результате освобождаются ресурсы для более глубокой и целенаправленной духовной ориентации всего образования.
Остановимся более подробно на образовательных технологиях, которые наиболее эффективны при формировании социально-экономической компетентности студентов вуза: проблемном обучении и модульном обучении.
Модульное обучение представляет собой разновидность программированного обучения, сущность которого заключается в том, что содержание учебного материала жестко структурируется в целях его максимально полного усвоения, сопровождаясь обязательными блоками упражнений и контроля по каждому фрагменту. Оно базируется на главном понятии теории поэтапного формирования умственных действий - ориентировочной основе
деятельности. Четкость и определенная логика действий студента, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности пришли в модульное обучение из программированного. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью обучающихся, переходящего в самоуправление.
Резюмируя, констатируем, что в технологии модульного обучения понятие «модуль» является центральным. Анализ определения модуля теоретиками и практиками модульного обучения показывает неоднозначность понимания его сущности. Обобщая множество определений понятий «учебный модуль» применительно к системе профессионального образования (начального, среднего, высшего), все их можно систематизировать по некоторым функциональным признакам. Например, модуль как [2, с. 115]:
— единица учебного плана по специальности, которая представляет набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;
— организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;
— способ интегрированности определенного кванта знаний;
— средство монодисциплинарных связей;
— форма ориентации на профессионально-видовую созидательную деятельность -конечный результат обучения;
— организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.
В нашей стране модульное обучение получило развитие в конце 80-х годов XX века благодаря трудам П. Юцявичене и ее последователей: А. Алексюк, М.А. Анденко, Р.С. Бе-киревой, К.Я. Вазиной, Г.В. Лаврентьева и
Н.Б. Лаврентьевой, Э.В. Лузик, М.А. Чошано-ва и др. Обобщение подходов названных авторов позволяет сказать, что цель модульного обучения - создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной программе.
В свою очередь, проблемное обучение представляет собой подобие научного поиска. Осуществляется на основе инициирования самостоятельного поиска студентом знаний через проблематизацию (преподавателем) учебного материала. Требует особой организации и мастерства педагога в постановке проблемной задачи. Практически не поддается регламентации (поэтому лучше применять фрагментами, которые необходимо вводить обоснованно - при адекватном характере учебного материала). Характерной особенностью является опора на постановку и решение проблемной задачи. Основная положительная характеристика данной технологии предполагает творческое усвоение знаний и способов деятельности студентов при формировании социальной, экономической, общекультурной компетенций. Наше исследование показало, что наиболее эффективно применение данной технологии для реализации магистерских программ.
Таким образом, образовательные технологии формирования социально-экономической компетентности студентов вуза - это целостная модель образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности выпускника, системно определяющая структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (преподавателя и студента), имеющая целью достижение высокого уровня социально-экономической компетентности студентов с учетом индивидуальных особенностей его участников.
Нами сформулированы компетентност-ные характеристики будущего специалиста в области производственного менеджмента, социального менеджмента, экономики и финансового менеджмента, гражданственности, здо-ровьесбережения. Все они являются частью профессиональной модели выпускника технического вуза. В процессе опытно-экспериментальной работы была апробирована методика формирования социально-экономической компетентности студентов технического вуза. Активное использование представленных образовательных технологий осуществлялось при изучении дисциплин общегуманитарного и социально-экономического блока студентами бакалавриата, а также при реализации образовательных программ магистратуры. При этом использовались и другие образовательные технологии.
Обобщая, можно говорить о том, что инновационное образование в целом - это не какая-то определенная модель, а принцип адекватного использования вновь открываемых потенциальных возможностей известных элементов системы учебного процесса. Инновационный подход в образовании определяется не через использование какой-то одной модели, а через способность проектировать и моделировать нужный университету учебный процесс с использованием различных моделей (схем) - на основе знания их потенциальных возможностей и «сильных сторон». Такая способность и делает процесс обучения в профессиональном образовательном учреждении технологичным, то есть прогнозируемым, выстраиваемым, максимально и параметрически приближенным к запланированным результатам. При этом его можно сравнить с творческим конструированием. Выбирая ту или иную технологию работы со студентами, необходимо иметь в виду, что наибольшего эффекта от ее применения можно достичь, если учитывать цели образования, на реализацию которых должна быть направлена избираемая технология, содержание, которое предстоит передать обучающимся с ее помощью, а также условия, в которых она будет использоваться.
Таким образом, апробированная методика развития социально-экономической компетентности студентов технического вуза на основе внедрения инновационных образовательных технологий учитывает внутреннюю природу конкретного образовательного учреждения, способствует реализации непрерывности и преемственности уровневой системы высшего профессионального образования.
Литература
1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М. : Академия, 2006. -206 с.
2. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб. пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
3. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования // Ассоциация инженерного образования России. -http:/www.enaee.eu/enaee/presentation.htm
Поступила в редакцию 23 января 2012 г.