ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15153. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15153.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15153 УДК 371.132
Коринная Анна Алексеевна,
аспирант Уманского государственного педагогического университета им. Павла Тычины, г. Умань, Украина [email protected]
Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников
Аннотация. В статье обоснована экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников. Особое внимание уделено методологическим подходам, принципам, этапам экспериментальной модели. Приведены критерии и показатели, по которым проводилось оценивание уровней готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: модель, подходы, принципы, критерии, показатели, уровни. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Вопрос профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации является актуальным, а также важной задачей высшей школы и требованием современного научного пространства. Сегодня социальные педагоги, которых готовят высшие учебные заведения, - это специалисты широкого профиля, осуществляющие свою деятельность в различных социальных, образовательных, культурных, медицинских и государственно-административных учреждениях, работающие с различными возрастными категориями, в том числе и с детьми дошкольного возраста и их родителями.
Формирование эффективной профессиональной деятельности социального педагога разворачивается как действие целостной структуры: управление формированием профессиональной деятельности обеспечивает функциональное, смысловое и структурное осознание этой деятельности; соотношение между обобщенной функциональной моделью деятельности и ее отдельными проявлениями определяется взаимосвязью общего с частичным через специфическое, что осуществляется при условии реализации принципа соответствия.
Несомненно, деятельность социальных педагогов на каждом из указанных уровней требует обязательной реализации ряда профессиональных функций, определенных в Государственном отраслевом стандарте. А это, в свою очередь, обусловливает создание оптимальных условий для формирования у будущего социального педагога профессиональных знаний, умений и навыков, то есть формирование профессионала, в характеристику которого можно включить как психологические качества, педагогические способности, так и ряд личностных качеств (гибкость, эмоциональность, самоконтроль, самосовершенствование, принципиальность и др.) [1].
Многочисленные научно-теоретические исследования свидетельствуют об интересе ученых к различным аспектам деятельности социального педагога и его подготовки. Так, структура и функции социально-педагогической деятельности раскрыты в трудах Т. Васильковой, М. Галагузовой, А. Капской, Л. Коваль, Л. Мищик, А. Мудри-ка, Р. Овчаровой; проблемы теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов в вузе представлены в исследованиях И. Галатир, С. Фалинсь-кой, О. Луганцевой, О. Михайленко, О. Остапчук, Г. Першко, О. Пожидаевой, В. По-
1
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15153. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15153.htm. - ISSN 2304-120X.
лищук, О. Платоновой, Т. Спириной, О. Тютюнник, О. Филь; вопросы особенностей профессиональной социально-педагогической деятельности и их учета в процессе профессиональной подготовки специалистов стали предметом анализа В. Бочаровой, Ю. Галагузовой, И. Зверевой, Г. Лактионовой, А. Капской, Л. Мищик, Л. Штефан, С. Фалинськой; инновационных технологий профессиональной подготовки будущих социальных педагогов - П. Гусака, О. Дубасенюк, И. Козубовской; вопросы профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с детьми и молодежью в различных социальных институтах изучали С. Архипова, А. Беспалько, Р. Вайнола, Ю. Галагузова, И. Зверева, А. Капская, Г. Лактионова, А. Мудрик, В. Оржеховская, С. Савченко, Т. Федорченко, С. Харченко.
Ученые отмечают, что профессиональная подготовка будущего социального педагога в современных условиях свидетельствует о расширении профессиональных компетенций специалиста, что обусловлено ориентацией на новые тенденции развития образования и приоритеты современности. Поэтому важной особенностью подготовки современного социального педагога является формирование у него способности к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации.
Целью статьи является обоснование экспериментальной модели подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников.
На этапе формирующего эксперимента, обосновывая содержательно-организационные основы подготовки будущих специалистов социальной педагогики, мы разработали экспериментальную модель подготовки будущих социальных педагогов к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации и рассмотрели все составляющие этой модели в единстве и взаимодействии. При разработке экспериментальной модели учитывался опыт социально-педагогической практики профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, эффективность, особенности, специфика и возможности учебного процесса высшего учебного заведения.
Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников состояла из следующих компонентов:
- методологически-целевой: цель, задачи, подходы (средовой, гендерный, компетентностный) и принципы (сознательности и активности в обучении, системности, последовательности, непрерывности, целостности, целесообразности, про-гнозируемости, свободы выбора и сотрудничества);
- организационно-процессуальный: этапы (информационно-ознакомитель-
ный, когнитивно-практический, креативно-рефлексивный), педагогические условия, педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (содержание, формы, методы, приемы, средства) и субъекты учебно-воспитательного процесса;
- контрольно-оценочный: критерии (когнитивно-операционный, личностно-мотивационный, творчески-деятельностный), показатели и уровни (достаточный, средний, низкий) готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста и диагностический инструментарий.
Экспериментальная модель вводилась с целью формирования готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста, под которой мы понимаем сознательно определенный ожидаемый результат. Формулируя цель, мы учли как социальный запрос государства и общества, так и специфику подготовки будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении, их интересы и способности. Поэтому основную цель процесса подготовки будущих социальных педагогов об означили как формирование готовности студентов к работе с дошкольниками в процессе их полоролевой социализации. В качестве субъектов учебновоспитательного процесса были определены профессорско-преподавательский состав
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15153. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15153.htm. - ISSN 2304-120X.
высших учебных заведений, студенты направления подготовки «Социальная педагогика», практические работники - социальные педагоги дошкольных учебных заведений.
Обоснование экспериментальной модели профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста базировалось на положениях средового, гендерного и компетентностного подходов к социально-педагогической деятельности студентов.
Методология средового подхода представляет стратегию косвенного управления в образовании и рассматривает среду как ключевой способ решения управленческих задач перевода учебного заведения в инновационный режим деятельности и формирования готовности педагогов к освоению и реализации инноваций. Средовой подход - теория и технология управления через среду процессами формирования и развития личности. Основным понятием подхода является «среда» как условие пребывания и развития субъекта, в функциональном смысле средства, с помощью которого формируется его образ жизни и опосредуется развитие личности [2].
Гендерный подход, с опирой на определение ООН, является «процессом оценки любого планируемого мероприятия с точки зрения его влияния на женщин и мужчин, а также законодательства, стратегий и программ во всех сферах и на всех уровнях. Эта стратегия основывается на том, что интересы и опыт женщин, как и мужчин, должны стать неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении мониторинга и оценки общих направлений деятельности и программ в политических, экономических и общественных сферах для того, чтобы женщины, как и мужчины, могли получать одинаковые возможности и шансы, а неравенство чтобы никогда не укоренялось» [3].
Компетентностный подход представляет целостную систему определения целей, задач, содержания, организационного и технологического обеспечения социальной компетентности личности, на сегодня нет сомнений, что компетентностный подход - один из факторов, способствующих модернизации образования. По мнению С. Остапенко, компетентностный подход «дополняет тот ряд образовательных инноваций и классических подходов, помогающих педагогам гармонично сочетать положительный опыт для реализации современных образовательных целей» [4].
Также в основу профессиональной подготовки студентов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста были положены следующие принципы:
- принцип сознательности и активности в обучении - основывается на мотивации студентов получить теоретические знания, умения и навыки относительно процесса полоролевой социализации дошкольников, на активности будущих социальных педагогов в решении проблемных ситуаций, которые возникают во время практики в процессе социально-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, с учётом их половых различий; на осознании необходимости саморазвития, самосовершенствования, позволяет рассматривать студента как активного субъекта учебного процесса;
- принцип системности, последовательности и непрерывности - дает возможность рассматривать процесс профессиональной подготовки будущих социальных педагогов как целостную систему, при этом построить эффективную структуру учебнопознавательной деятельности для усвоения студентами знаний о процессе полоролевой социализации, о специфике и особенностях; разработать этапы формирования готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста, котороя обеспечивается и отражается в межпредметных связях научной теории гендерной педагогики, охватывает общенаучные термины и знания о гендерном аспекте становления личности; преемственность между различными курсами обучения студентов в рамках этого направления подготовки;
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15153. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15153.htm. - ISSN 2304-120X.
- принцип целостности, целесообразности, прогнозируемости - заключается в единстве и углублении методологической, общеобразовательной, теоретической и практической подготовки студентов в направлении социально-педагогической работы с дошкольниками в процессе их полоролевой социализации, осознавая значимость такой подготовки; в целесообразности использования различных методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста; в отражении перспективных требований к такой профессиональной деятельности, учитывая способности, интересы и профессиональную направленность студентов;
- принцип свободы выбора и сотрудничества - заключается в учете пожеланий и интересов студентов в выборе места прохождения практики (дошкольное учебное заведение, детский дом или дом интернатного типа), содержания задач, однако в рамках общих задач практики; создание доверительных и партнерских отношений студента-практиканта и руководителя практики, что дает возможность эффективной практической подготовки, обеспечения оптимальных условий для развития творческого потенциала студентов, удовлетворения их интеллектуальных и духовных потребностей и возможностей.
Формирование готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста в качестве приоритетного направления профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной педагогике, а также результаты поискового исследования обусловили необходимость определения таких этапов подготовки студентов: информационно-ознакомительный, когнитивно-практический, креативно-рефлексивный, которые реализовывались на соответствующих курсах обучения студентов направления подготовки «Социальная педагогика» в высших учебных заведениях, в частности: первый, начальный этап - информационно-ознакомительный (II курс обучения в вузе); второй, основной этап - когнитивно-практический (III курс обучения в вузе); третий, завершающий этап - креативно-рефлексивный (IV курс обучения в вузе).
Цель первого этапа - информационно-ознакомительного - направлена на профессиональное становление будущего социального педагога на основе формирования у него потребности в профессиональном и личностном саморазвитии; формирование устойчивой мотивации на развитие, воспитание и социализацию детей дошкольного возраста, осознание важности обеспечения полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
Задачами этого этапа выступали:
1) обеспечение полоролевой составляющей в содержании профессиональных дисциплин на основе межпредметных связей;
2) формирование мотивационной готовности к работе с детьми дошкольного возраста и осознание важности процесса их социализации;
3) формирование готовности студентов к решению профессиональных задач в процессе полоролевой социализации дошкольников.
На информационно-ознакомительном этапе профессиональной подготовки студентов в высшей школе реализовывали такое педагогическое условие: осознание студентами сущности полоролевой социализации и ее значимость в формировании гендерной культуры личности ребенка через использование межпредметных связей учебных дисциплин.
В процессе реализации задач этого этапа были использованы соответствующие способы воздействия на сознание студентов в форме лекций (нестандартных, проблемных, информационных), семинаров, практических и лабораторных занятий, метода кейсов, дискуссий-обсуждений, социально-педагогических тренингов, диспутов, бесед, примеров, интерактивных методов (работа в парах, работа в малых группах, аквариум, большой круг, микрофон, незаконченные предложения), мозгового штурма, деловых игр,
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15153. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15153.htm. - ISSN 2304-120X.
игр-разминок, тестового контроля, выполнения заданий самостоятельной работы, круглых столов. Методы, приемы и средства такого педагогического воздействия были направлены на ознакомление студентов с особенностями профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях образования, где социализируются и воспитываются дети дошкольного возраста, а также для теоретической подготовки студентов к работе с такими детьми с учетом особенностей их полоролевой социализации.
В рамках второго этапа - когнитивно-практического - были предусмотрены актуализация знаний о процессе и особенностях первичной социализации детей на этапе дошкольного детства, формирование у студентов системы профессионально-педагогических знаний, практических умений и навыков работы с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации.
Задачами на этом этапе выступали:
1) формирование у студентов профессионально-педагогических знаний о процессе и особенностях полоролевой социализации детей дошкольного возраста, устойчивого интереса к гендерной педагогике;
2) овладение студентами знаниями относительно форм и методов формирования полоролевого поведения дошкольников с учетом половых различий мальчиков и девочек;
3) определение основных задач профессионально-педагогической деятельности в аспекте решения проблемы полоролевой социализации детей дошкольного возраста. Согласно этому содержание профессиональных дисциплин и спецкурса необходимо направить на усвоение студентами сущности понятия «полоролевая социализация дошкольников», ознакомление с ее спецификой и особенностями.
На этом этапе было внедрено такое педагогическое условое: реализация гендерного подхода в отборе содержания учебного материала с учетом особенностей дошкольного периода детства. Гендерный подход использовался для обобщения современных научных представлений о гендерных характеристиках личности и проблемах процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
Поставленные задачи решали при введении спецкурса «Полоролевая социализация дошкольников: сущность, специфика, сопровождение», которым были охвачены лекционные, семинарские и тренинговые занятия. Предполагалось, что разработка и внедрение спецкурса позволят студентам глубже усвоить особенности первичной социализации детей на этапе дошкольного детства и обратиться к психологии половых различий, определить гендерные характеристики личности и особенности полоролевого поведения личности ребенка, овладеть педагогическим сопровождением полоролевой социализации детей во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Предусмотрено было использовать традиционные и нетрадиционные лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, самостоятельную и индивидуальную работу творчески-поискового характера, моделирование педагогических ситуаций, деловые и ролевые игры, соревнования, поощрения, коллоквиумы, круглые столы, метод кейсов, аннотирование статей такой проблематики, учебные дискуссии, встречи с дошкольными и социальными педагогами дошкольных учебных заведений, научнопрактические конференции, реферативные сообщения, презентации.
Целью третьего - креативно-рефлексивного - этапа были определены практическое овладение студентами технологией социально-педагогического сопровождения полоролевой социализации детей, реализация накопленного опыта на практике с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации.
Задачами третьего этапа выступили:
1) накопление студентами системы знаний, умений и навыков по организации работы с детьми дошкольного возраста;
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15153. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15153.htm. - ISSN 2304-120X.
2) сочетание теоретических знаний относительно технологии педагогического сопровождения полоролевой социализации детей и практических умений реализации при прохождении педагогической практики;
3) применение теоретических знаний и приобретенных умений в процессе педагогической практики в дошкольных учебных заведениях.
На последнем этапе подготовки студентов реализовали такое педагогическое условие: использование потенциала педагогической практики с целью формирования практического опыта студентов в работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации.
В качестве форм и методов реализации цели креативно-рефлексивного этапа были определены: проведение работы с детьми дошкольного возраста, их родителями и дошкольными педагогами при прохождении социально-педагогической практики на базах дошкольного учебного заведения (диагностика, консультации, беседы, рекомендаций), презентации и фотопрезентации, доклады, индивидуальные социальнопедагогические проекты, тренинги, для эффективной практической подготовки будущих социальных педагогов, их самореализации, самосовершенствования и воспитания интереса к такой работе. При этом предполагалось, что результат креативнорефлексивного этапа будет заключаться в повышении уровня готовности будущих социальных педагогов к социально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. На каждом из обозначенных этапов результативность повышения уровня готовности студентов к работе с детьми дошкольного возраста в определенной степени зависела от оценки их знаний и применения комплекса диагностических методик.
Кроме указанного выше в предложенной экспериментальной модели подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников центральное место принадлежит диагностике и прогнозированию динамики повышения ее уровня по соответствующим критериям ее сформированности: когнитивно-операционному; личностно-мотивационному и творчески-деятельностному.
Показателями когнитивно-операционного критерия являются:
- теоретические знания о возрастных особенностях детей дошкольного возраста;
- знание специфики социализации личности в дошкольном детстве;
- знакомство с особенностями процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
Показателями личностно-мотивационного критерия являются:
- наличие познавательного интереса и педагогических способностей к педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации;
- стремление к общению с детьми и потребность оказывать им помощь в процессе социализации, учитывая половую принадлежность каждого ребенка;
- умение делать профессиональный выбор, осознание профессиональных ценностей и гибкости в поведении (потребность в профессиональном саморазвитии).
Показателями творчески-деятельностного критерия являются:
- наличие творческого потенциала, способность студентов к адекватному выбору поведения в различных педагогических ситуациях;
- овладение технологией социально-педагогического сопровождения социализации детей с учетом их половой принадлежности;
- способность предусмотреть и объективно оценить результаты своей профессиональной деятельности.
В соответствии с критериями и их показателями были определены уровни готовности будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников: достаточный, средний, низкий.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коринная А. А. Экспериментальная модель подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15153. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15153.htm. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, предполагалось, что определенные этапы подготовки будущих социальных педагогов к работе с детьми дошкольного возраста в процессе их полоролевой социализации позволят через своевременное устранение недостатков учебно-воспитательного процесса повысить качество подготовки будущих социальных педагогов к такой работе. Следует отметить, что профессиональная подготовка будущих социальных педагогов имеет целью сформировать высококвалифицированных специалистов, которые бы ориентировались на формирование гармоничной личности дошкольника, свободной от гендерных стереотипов, готовности войти в новую социальную систему взаимоотношений.
Однако проведенное исследование не полностью раскрывает сущность и содержание экспериментальной модели подготовки будущих социальных педагогов к полоролевой социализации дошкольников, поэтому дальнейшей разработки требует вопрос раскрытия методики опытно-экспериментальной работы по реализации экспериментальной модели профессиональной подготовки студентов к полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
Ссылки на источники
1. Социальная педагогика: учеб. / под ред. проф. А. И. Капской. - М.: Центр учебной литературы, 2006. - С. 51-52.
2. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Т. 14. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2008. - № 4.- С. 21.
3. Иващенко А. Гендерная научная перспектива: от мировоззрения к политике // Социология теория, методы, маркетинг. - 1998. - № 6. - С. 78-91.
4. Остапенко С. А. Сущность компетентностного подхода как инновации в современном образовании // Вестник Черкасского университета: серия «Педагогические науки». - Черкассы, 2011. - № 206. - С. 113.
Anna Korinnaya,
PhD student, Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman, Ukraine [email protected]
Experimental model of future social teachers training to preschooler’s personal gender socialization Abstract. The paper deals with experimental model of future social teachers training to preschooler’s personal gender role socialization. Particular attention is paid to methodological approaches, principles, stages of experimental model. The author distinguishes criteria and indicators, which conducted the evaluation of levels of future social teachers training to preschooler’s personal gender rsocialization.
Key words: model, approaches, principles, criteria, indicators, level.
References
1. A. I. Kapskaja, (ed.) (2006) Sodal'naja pedagogika: ucheb, Centr uchebnoj literatury, Moscow, pp. 51-52 (in Russian).
2. Manujlov, Ju. S. (2008) “Konceptual'nye osnovy sredovogo podhoda v vospitanii”, Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. T. 14. Serija: “Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika”, № 4, p. 21 (in Russian).
3. Ivashhenko, A. (1998) “Gendernaja nauchnaja perspektiva: ot mirovozzrenija k politike”, Sociologija te-orija, metody, marketing, № 6, pp. 78-91 (in Russian).
4. Ostapenko, S. A. (2011) “Sushhnost' kompetentnostnogo podhoda kak innovacii v sovremennom obrazovanii”, Vestnik Cherkasskogo universiteta: serija “Pedagogicheskie nauki", Cherkassy, № 206, p. 113 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Рогальской-Яблонской И. П., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 07.05.15 Получена положительная рецензия 08.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.05.15 Опубликована 08.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Коринная А. А., 2015
www.e-koncept.ru
7