Толмачева В. В. Закономерности и принципы процесса формирования социально-экологической готовности педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76025. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76025.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 76025 УДК 378.147
Толмачева Вера Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики до школьного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государ ственный педагогический университет», г. Сургут [email protected]
Закономерности и принципы процесса формирования социально-экологической готовности педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста
Аннотация. В представленной статье отражены основные авторские подходы к определению сущности общепедагогических и специфических закономерностей, а также общих и специфических принципов, положенных в основу процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. Ключевые слова: закономерность, принцип, процесс, педагог. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Процесс формирования социально-экологической готовности педагогов, как любой педагогический процесс, опирается на совокупность закономерностей и принципов и прежде чем перейти к рассмотрению их сущности, необходимо определить исходные характеристики данных понятий.
Если говорить о закономерностях педагогического процесса, то следует отметить, что на сегодняшний день выявлено не столь большое количество закономерностей, характеризующих в полной мере педагогический процесс. Гораздо более полную информацию можно найти о закономерностях отдельных видов педагогического процесса.
Ключевым при описании закономерностей педагогического процесса служит диалектический системно-структурный подход, который позволяет в свою очередь выявить наиболее существенные, устойчивые и неизменно повторяющиеся связи педагогической системы. Следовательно, для выявления закономерностей нашего явления необходимо чтобы они отвечал данным требованиям. Такое познание закономерностей предоставляет возможности для их применения в практической деятельности [1, 3].
Закономерности педагогического процесса зачастую определяются существующими социальными условиями, социальной природой человека, а также спецификой образовательного пространства. Кроме того, педагогические закономерности должны отражать обобщенные знания и опыт, накопленных в разных педагогических сферах.
Общеизвестно, что связи между явлениями, предметами имеют внешний и внутренний характер. Исходя из этого положения, все закономерности педагогического процесса можно условно разделить на общепедагогические и специфические для конкретного процесса.
Ученые-педагоги (И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. В. Сериков,) в качестве основных педагогических закономерностей выделяют следующие зависимости:
1. Обусловленность целей и содержания образования социокультурными факторами.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Толмачева В. В. Закономерности и принципы процесса формирования социально-экологической готовности педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76025. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76025.htm. - ISSN 2304-120X.
2. Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников в образовательном процессе есть закономерное отношение, так как без него невозможно существование самого образовательного процесса.
3. Содержание педагогического процесса детерминировано его ценностно-целевыми приоритетами. Цель педагогического процесса обусловливает его содержание.
4. Единство содержательного и процессуального аспектов педагогического процесса. Например, для освоения определенного содержания педагогического процесса необходим соответствующий педагогический инструментарий (методы, формы, технологии). И наоборот, методы, формы, технологии педагогического процесса обусловлены его целью и содержанием.
5. Качество педагогического процесса (соответствие результатов заявленным целям) закономерно зависит от комплекса педагогических средств: содержания, методов, форм, технологий.
6. Качество и эффективность («ресурсозатратность») педагогического процесса зависит от объективных (материально-технических, психологических, педагогических) и субъективных (профессионально-педагогическая культура; мотивация педагога и воспитанников; степень развития когнитивных, творческих, коммуникативных, рефлексивных и иных способностей) условий его осуществления.
Эти закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, подтвержденными и объясненными [2].
Закономерности построения системы формирования готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников должны рассматриваться в непосредственной связи с общими закономерностями развития личности с учетом принципа непрерывности образования, а также потребностями общества. Отсюда вполне логично можно обозначить общепедагогические закономерности подготовки педагогов в вузе:
- любой компонент системы подготовки будущего педагога напрямую связан с настоящим и будущим уровнем социально-экономического и культурного развития всего общества;
- состояние общество и уровень его ближайшего развития напрямую обусловлен влиянием процессов гуманизации системы образования и создания всех необходимых условий для самоопределения и развития личности будущего педагога;
- непрерывность образования выдвигает по отношению к педагогу требование постоянного саморазвития и самосовершенствования [4].
- На основании вышесказанного можно выделить специфические закономерности концептуальной разработки и функционирования системы формирования социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников:
- педагог будущего должен быть компетентен в вопросах целенаправленного и эффективного развития благополучного, здорового ребенка средствами развивающейся среды в детском саду, в семье и микросоциуме;
- научное обеспечение процесса формирования социально-экологической готовности к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста и лич-ностно-возрастного развития детей дошкольного возраста, обусловливается этапно-стью их психофизиологического развития, национальными особенностями, а также самой образовательной средой, применяемыми методами обучения, воспитания и развития ребенка;
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Толмачева В. В. Закономерности и принципы процесса формирования социально-экологической готовности педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76025. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76025.htm. - ISSN 2304-120X.
- отношения человека и природы, построенные на принципах коэволюции обусловливают взаимоотношения будущего педагога с другим человеком, коллегами, с ребенком и его семьей;
- интегрированность и дифференцированность процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста является обязательным условием формирования их общей профессионально-педагогической подготовки;
- разноплановость и системность организации процесса формирования социально-экологической готовности к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста опирается на возможности федерального учебного плана и предусматривает эколого-валеологизацию ключевых базовых и вариативных курсов, включая факультативы, с обязательным активным практическим оздоровлением;
- культура любви к природе, ответственное отношение к ней и своему здоровью основа формирования социально-экологической готовности будущего педагога;
- эколого-валеология выступает в качестве ведущей фундаментальной идеи и особого мировоззренческого фактора процесса формирования социально-экологической готовности педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста [5].
Не менее значимым компонентом процесса формирования социально-экологической готовности педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста являются принципы, которые, как правило, во многом обозначаются благодаря закономерностям. Взаимосвязь принципов и закономерностей состоит в том, что закономерности находят свое конкретное выражение в принципах, а это значит, что определяются основные требования к процессу обучения и воспитания, что находит свое отражение в эффективности решения поставленных задач.
На сегодняшний день существует огромное количество принципов, лежащих в основе концепций и иных научных разработок. В связи с этим для нас особенно значимыми будут труды ученых, которые при разработке своих научных систем опирались на принципиальные положения эколого-валеологии и, следовательно, являются созвучными формируемой нами системе формирования социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.
С философской точки зрения под принципом следует понимать базовый или исходный пункт определения и мотивации к конкретным действиям. Любой принцип должен иметь глубинное обоснование сточки зрения науки и в то же время иметь достаточно общий характер. Современная педагогика рассматривает принцип как своего рода исходную точку для проектирования всего педагогического процесса.
Определяемые нами принципы это, прежде всего, ключевые положения, которые влияют не только на выстраивание системы формирования готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников, но и определяющие ее жизнеспособность и дальнейшее развитие.
В качестве общих принципов построения системы формирования социально-экологической готовности будущих педагогов мы выделили следующие:
Принцип профессиональной направленности процесса образования в вузе
Данный принцип в рамках нашего исследования ориентирован, прежде всего, на взаимосвязь и взаимозависимость социально-культурной и технической сторон процесса образования в вузе. Содержание образовательной деятельности должно быть рассмотрено с позиции профессионализации и ориентации всех участников образо-
Толмачева В. В. Закономерности и принципы процесса формирования социально-экологической готовности педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76025. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76025.htm. - ISSN 2304-120X.
вательного процесса на непреходящие ценности, какие как здоровье, терпимость, сочувствие и т. д. Важным моментом профессионализации процесса образования в вузе является согласованность действий всех имеющихся структур и подразделений учреждения.
Принцип гуманно-личностной направленности профессиональной подготовки ориентирован, в первую очередь, на формирование у будущего педагога установки на восприятие личности человека как самоценности, что в дальнейшем способно привести к гармонии в отношениях между каждым конкретным человеком и обществом в целом.
Принцип природосообразности является базисом проектирования любой педагогической системы и применение его к построению нашей системы предполагает согласованность процесса подготовки будущего педагога с общими законами развития человека и природы, т. е. необходимо учитывать социальную и природную сущность человека в единстве.
Принцип культуросообразности или социокультурного соответствия предполагает передачу накопленного опыта человечества с одной стороны и ориентацию на современные веяния постиндустриальной эпохи, ориентированной на возможность вариативного развития и особой роли индивидуальности будущего специалиста.
Принцип целостности (холизма) предполагает согласованность проектируемой системы с реальной ситуацией подготовки будущих педагогов в условиях вуза с обязательным учетом потребностей самого человека, профессии, общества.
Помимо этого, нами определены специфические принципы формирования социально-экологической готовности педагогов дошкольного образования:
- принцип гуманизации социально-экологической подготовки предполагает реализацию права человека на жизнь в благоприятной окружающей среде и собственное здоровье и благополучие;
- принцип научности ориентирован на достоверность получаемой информации относительно коадаптивного развития человека, природы и общества;
- принцип прогностичности предполагает наличие возможности прогнозировать возможные пути развития человечества в целом и здоровья конкретного человека с учетом ориентации перехода биосферы в принципиально новое состояние ноосферы;
- принцип непрерывности направлен на последовательность и своеобразную этапность формирования благополучия и здоровья человека, а также его экологической и валеологической ответственности;
- принцип систематичности предполагает обязательное требование целостности организации социально-экологической подготовки педагогов на основе таких компонентов, как: цель, содержание, методы и приемы, а также средства и формы деятельности;
- принцип регионализации социобиологическая определенность компонентов социально-экологического образования, их обусловленность социально-экономическими и природными условиями конкретного региона;
- принцип вариативности социально-экологической подготовки предполагает определенную позицию педагога, обеспечивающую самореализацию каждого студента в процессе обучения. Вариативность также предполагает разнообразие видов деятельности, форм организации, гибкости и оперативности педагога [6].
Таким образом, нами рассмотрены закономерности и принципы системы формирования социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Толмачева В. В. Закономерности и принципы процесса формирования социально-экологической готовности педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76025. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76025.htm. - ISSN 2304-120X.
по оздоровлению детей дошкольного возраста, что составляет ядро предлагаемой нами педагогической концепции.
Ссылки на источники
1. Абрамовских Н. В. Методологические подходы к разработке системы профессионального педагогического образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2014. - № 1 (28). - С. 18-23.
2. Закономерности педагогического процесса. - URL: http://studopedia.net/15_41968_zakonomemosti-pedagogicheskogo-protsessa.html.
3. Зырянова С. М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет сущность // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - URL: http://e-koncept.ru /2015/75232.htm.
4. Абрамовских Н. В., Лашкова Л. Л. Профессиональная подготовка будущих педагогов в системе многоуровневого образования // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 12. - С. 62-67.
5. Пономарева Л. И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2009. - 464 с.
6. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. -Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 322 с.
7. Шанц Е. А. Развитие социально-значимых качеств личности в процессе профессиональной подготовки студентов // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 02. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13523.htm.
ISSN 2304-120Х
ко ниегтг
научно-методический электронный журнал
Vera Tolmacheva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Surgut State Pedagogical University, Surgut [email protected]
Regularities and principles of formation of the socio-ecological readiness of teachers to work with the family to improve the health of preschoolers
Abstract. The article reflects the author's principal approaches to determining the nature of general and specific laws, as well as general and specific principles underlying the process of formation of socio-ecological readiness of future teachers to work with the family to improve the health of children of preschool age. Key words: pattern, principle, process, teacher.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 28.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 30.12.15 Опубликована Published 27.01.16
ISSN 1№4-120И
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Толмачева В. В., 2016