Научная статья на тему 'ШКОЛА И РОДИТЕЛИ: ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА'

ШКОЛА И РОДИТЕЛИ: ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Э.Ф., Загладина Х.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА И РОДИТЕЛИ: ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА»

ЭВЕЛИНА АЛИЕВА, ХМАЙРА ЗАГЛАДИНА

Школа и родители:

педагогика сотрудничества1

об авторе

Э.Ф. Алиева, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФИРО, кандидат педагогических наук

В четвертой четверти учебного 2011/12 г. в школах России прошла апробация учебно-методического комплекса и программ психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности для системы повышения квалификации работников образовательных учреждений (методистов, классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе, социальных педагогов по работе с семьей, психологов, педагогов дополнительного образования и воспитателей группы продленного дня) в рамках развития социального партнерства семьи и школы. В апробации приняли участие более 20 школ из различных субъектов Российской Федерации: Москвы, Республики Коми, Татарстана, Башкортостана, Пермского края, Нижегородской и Московской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Наряду с городскими в этом мероприятии были представлены и сельские школы.

Важно отметить, что еще до начала проведения апробации в этих общеобразовательных учреждениях России проводилась учебно-воспитательная работа по формированию гражданской идентичности среди учащихся. Педагоги ис-

пользовали различные образовательные программы:

• «Растить гражданина - растить патриота»;

• «Я люблю тебя, Россия»;

• «Здоровая и дружная среда»;

• «Моя гражданская позиция»;

• «Музей "Право на мир"»;

• «Мой выбор»;

• «Гражданско-патриотическое воспитание гимназистов»;

• «Я - гражданин России»;

• «Моя малая Родина»;

• «Культура общения учащихся»;

• «Этическая грамматика»;

• «Я - среди людей»;

• «Воспитание гражданина и патриота на основе изучения семейных историй» и др.

Содержание этих программ включало когнитивный, ценностно-эмоциональный и деятельностный (поведенческий) компоненты. Основные направления программ были нацелены на духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, патриотическое, трудовое (профессионально-ориентированное) и экологическое воспитание. Мероприятия программ успешно реализовывались как в процессе обучения, так и в ходе внеклассной работы (классные часы, экскурсии, викторины, клубы по интересам, кружки, игры-путешествия и др.). Школьники под руководством педагогов участвовали в проектной деятельности;

1 Статья опубликована по результатам проекта Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 гг. «Разработка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнерства института семьи и общеобразовательных учреждений по формированию гражданской идентичности учащихся», который реализуется в период 2011-2013 гг.

74

в образовательных учреждениях проводились тематические собрания, беседы, диспуты и дебаты, тренинги по проблематике проектов.

Предложенные к апробации учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования и программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы вызвали живой интерес и позитивный отклик у работников образования - учителей, психологов, социальных педагогов. Многие отметили их актуальность и новизну. О том, что материалы необходимы и востребованы учительским сообществом, свидетельствуют следующие высказывания педагогов, участвовавших в апробации: такие материалы помогут учителю спланировать работу по консолидации различных слоев гражданского общества в рамках социального партнерства семьи и школы, будут содействовать уменьшению социальной напряженности в школьном социуме между детьми, принадлежащими различным конфессиям и воспитывающимися в разных национальных культурах; активизируют педагогический поиск и внедрение эффективных форм и методов воспитания, сохраняя лучшие традиции, основанные на отечественных ценностях, будут способствовать привлечению родителей к проблеме гражданского воспитания детей посредством реализации программ, - считает В.Н. Мигун (Мурманск, МГОУ гимназия № 9).

Более того, без согласованности действий важнейших институтов социализации, которыми являются семья и школа, риски нарастания агрессивного поведения подростков, рост детской и подростковой преступности и т.п. будут продолжаться. Следовательно, чтобы оградить детей от различных деструктивных воздействий социальной среды, необходимо выстраивать единое образовательное пространство семьи и школы, искать пути сотрудничества родителей и педагогов. «Данные учебно-воспитательные материалы, - пишет Н.Ю. Сухарева (МБОУ лицей, с. Булгаково, Уфимский р-н, Республика Башкортостан), - актуальны для учащихся среднего звена, так как у детей начинается переходный возраст.

Партнерство семьи и школы в формировании гражданской идентичности положительно влияет на воспитательный процесс. <...> Вовлечение родителей в реализацию апробируемых программ для родителей позволяет осуществить целостный процесс формирования гражданской идентичности». Школа не в состоянии без участия семьи обеспечивать полноценное развитие личности, успешно формировать духовно-нравственные ориентиры и установки толерантного сознания у детей и подростков, предполагающие взаимопомощь, понимание и поддержку «другого» в трудной жизненной ситуации, солидарность, преодоление нравственного эгоцентризма.

Педагоги в целом высоко оценили качество и эффективность учебно-методических материалов для учителей и программ для родителей по формированию гражданской идентичности; они отметили следующие позитивные моменты:

1) доступность изложения материалов, их соответствие возрастным особенностям ребенка, наличие ясных формулировок;

2) четкость в структурировании циклограммы по реализации программы, наличие интересного и разностороннего материала, разнообразных форм и методов работы;

3) составление достаточно полного и логичного пакета учебно-методических материалов, в которых уделено внимание психолого-педагогической подготовке родителей, а также представлены нормативно-правовая база и содержательные линии программ;

4) четкое обозначение принципов формирования у учащихся гражданской идентичности и критериев ее сформиро-ванности в апробируемых материалах, отражение в них ключевых воспитательных задач и базовых национальных ценностей российского общества;

5) наличие конкретных предложений по использованию современных педагогических технологий в рамках социального партнерства семьи и школы;

6) интегративный характер учебно-методических материалов и программ для родителей - они легко вписываются как в процесс обучения (в ходе преподавания предметов гуманитарного цикла, например, «Обществознания», «Гражда-

об авторе

Х.Т. Заглади-на, руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО, кандидат исторических наук

новедения», «Истории России» и т.д.), так и в проведение внеклассной воспитательной работы;

7) наличие программ психолого-педагогической подготовки родителей, которые акцентируют их внимание на проблеме низкого уровня педагогической культуры и семейного воспитания детей, повышают мотивацию по освоению родительской компетенции, необходимой для полноценного развития личности, ее нравственной и физической безопасности.

В ходе проведения апробации учителя столкнулись с определенными трудностями, вызванными рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. Так, с переходом российского общества к новой фазе исторического развития возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация населения. Трансформация общества сопровождалась сложной перестройкой ценностно-смысловой структуры сознания, привела к прагматизации отношений между людьми, мировоззренческому кризису. Вследствие этого ведущие институты воспитания - школа и семья - начали заметно терять свои воспитательные позиции. Был подорван воспитательно-образовательный потенциал семьи, выполняющей уникальную и невосполнимую роль в формировании личности, особенно на ранних этапах отногенеза. Сегодня, в условиях введения новых государственных стандартов, реализации проекта «Наша новая школа» и принятия Федеральной целевой программы развития образования в 2011-2015 гг., задача повышения воспитательного потенциала семьи и школы является ключевой.

Отмечая трудности, возникшие в процессе апробации программ для родителей, педагоги ссылаются на следующие факторы:

• загруженность родителей на работе;

• неготовность родителей регулярно взаимодействовать с классным руководителем, психологом, социальным педагогом по вопросам профилактики и предупреждения дефектов воспитания;

• трудности в выборе оптимального для участников образовательного процесса - родителей и учителей - времени для проведения совместных программных мероприятий (лекций, тренингов,

дискуссий и т.д.), посвященных проблемам формирования гражданской идентичности у детей и подростков;

• неготовность родителей учиться и повышать уровень своей педагогической компетенции;

• нежелание части родителей честно отвечать на поставленные в опросниках и анкетах вопросы из-за боязни продемонстрировать свою родительскую несостоятельность;

• ориентированность родителей в большей степени на процесс и результат учебной деятельности ребенка;

• связанность большей части родительских ожиданий с достижением высоких академических результатов детей, с их последующим карьерным ростом и получением в дальнейшем высоких доходов;

• уклонение большинства родителей от формирования гражданской идентичности у своих детей, поскольку родители считают эту работу приоритетным направлением школы.

В целом педагоги и руководители школ, участвующих в апробации, отмечают консервативность и инертность большинства родителей, потребительское отношение к школе. Подобная констатация неэффективного выполнения семьей воспитательных функций четко коррелирует с результатами проведенного в 13 российских регионах исследования: более четверти семей признают, что не обладают педагогическими способностями. О нехватке педагогических знаний заявили 41,1 % матерей из полных семей и 71,5 % - из неполных [3]. Работники образовательных учреждений, принявшие участие в апробации, а также специалисты по вопросам детско-взрослых отношений убеждены, что проблема низкого уровня родительской компетенции становится серьезной угрозой для полноценного развития личности и целенаправленного формирования ценностной базы подрастающего поколения.

Многочисленные исследования по проблеме формирования гражданской идентичности у детей и подростков свидетельствуют о том, что современная российская семья не всегда готова стать агентом формирования гражданственности. «К сожалению, большинство российских семей, - пишет

76

А.Я. Данилюк, - не располагают содержательными программами духовно-нравственного воспитания детей (за исключением, пожалуй, воцерковленных семей) и ограничиваются физической заботой, социально-психологической поддержкой и перечнем запретов. Низок уровень их педагогической культуры. Организация целостного воспитательного пространства "начальная школа -ребенок - семья" снимет остроту проблем семейного воспитания, а активное включение родителей в педагогически организованный воспитательный процесс обеспечит нравственное развитие не только ребенка, но и его семьи. В этом плане воспитательное пространство, соединяющее в духовных поисках семью и школу, можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления всего общества» [1, с. 74-75].

В беседах с педагогами и руководителями школ, где проводилась апробация, высказывались различные соображения по поводу перспектив сотрудничества семьи и школы. Суть их состоит в следующем: чтобы скорректировать систему ценностей и жизненных ориентиров родителей, детство которых пришлось на 80-90-е гг. XX в., необходима систематическая и целенаправленная работа; школа должна ознакомить родителей с базовыми мировоззренческими ценностями в контексте развития системно-деятельностной парадигмы отечественного образования, разъясняя их значимость. Просветительская работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, а также инновационные воспитательно-образовательные практики, предполагающие коммуникативно-дидактический тип социального партнерства (школьно-семейные клубы, школьно-семейное и семейное проектирование, переговорная площадка и др.), являются на сегодняшний день актуальной задачей школы, без выполнения которой реализация целей, обозначенных в Федеральных государственных стандартах нового поколения, едва ли осуществима.

Участвующие в апробации учителя, психологи, завучи по воспитательной работе, социальные педагоги по работе с семьями важнейшими факторами формирования гражданской идентичности в семье считают мотивацию родителей

на воспитание детей, а также осознание школой и семьей взаимных интересов и выгод от взаимодействия, что характерно для социального партнерства. Положительным эффектом апробации ее участники считают повышение активности родителей и постепенное понимание ими того, что без взаимодействия семьи и школы становятся невозможными реализация многих образовательных инициатив и достижение успешной социализации молодежи в быстро меняющемся поликультурном мире.

В ходе апробации большое внимание уделялось программам по формированию правовой культуры и преодолению правового нигилизма детей и подростков. Классные часы, занятия в клубах по интересам, выполнение совместных детско-родительских проектов («Защити себя сам», «Право на мир», «Человек и гражданин» «Право и социальная практика», «Моя гражданская позиция», «Благо народа - высший закон» и др.) были направлены на профилактику и пресечение правонарушений среди детей и подростков, правовое воспитание подрастающего поколения. На занятия приглашались юристы, сотрудники правоохранительных органов, представители местных органов власти.

Формирование правосознания среди школьников, осуществляющееся в урочной и внеурочной деятельности, сопровождалось просветительской работой с семьями учащихся. В ходе бесед с родителями также обсуждались вопросы предотвращения правонарушений среди детей и подростков. Например, в ГОУ Центр образования № 825 среди родителей был проведен диспут «Правовая культура и морально-этические нормы», посвященный проблемам правосознания и нравственного воспитания школьников. Открывая мероприятие, ведущий сообщил статистические данные о росте числа правонарушений среди детей и подростков, проинформировал родителей о состоянии и уровне их правосознания. Так, согласно мониторингу правовых знаний, умений, компетентно-стей школьников, проводившемуся в 61 регионе страны в 2011 г. под руководством Минобрнауки РФ, 42 % выпускников школ заявили, что Конституция РФ провозглашает «единственным источником власти в нашей стране Президента

77

РФ», а 90 % так и не смогли определить признаки такого понятия, как «правонарушение». Таким образом, «складывается парадоксальная ситуация, - сказал ведущий, - на фоне усиления правового содержания практически всех гуманитарных курсов в школе, роста правовой информированности школьников их отношение к праву не меняется кардинально, а количество совершаемых правонарушений растет». Завязалась дискуссия; родители и педагоги высказывали свои точки зрения, спорили и в результате пришли к выводу о том, что в основе правосознания должно лежать нравственное воспитание. А для этого необходимо выстраивать целостное образовательное пространство семьи, школы и других институтов социализации. Важно, чтобы транслируемые школой установки на законопослушность, гражданское поведение, толерантное сознание и т.д. находили поддержку в социуме, а главное, в семье учащихся.

В своих выступлениях перед родителями психологи и педагоги рассказывали о психолого-физиологических особенностях взросления личности, когда возможно наиболее целенаправленно управлять процессом формирования, развития и функционирования правосознания каждого несовершеннолетнего.

В период апробации проводились лекции, семинары-практикумы, тренинги для родителей, посвященные вопросам транформации семьи, ценностно-нормативного кризиса в обществе, моделей семейного воспитания, роли отца в воспитании ребенка. Обсуждение рисков, связанных с недостаточной информированностью родителей в вопросах воспитания и развития личности, вызвало наибольший интерес («Семейные риски», школа № 19, Москва).

Центральное место в просветительской работе школ сегодня занимает воспитание ответственного родительства. На занятиях педагоги доводили до сведения родителей данные об увеличении насилия в детской среде, об участившихся практиках жестокого обращения с детьми, росте подростковых суицидов. Родителей знакомили с основами семейного законодательства, с положениями международной Конвенции прав ребенка, включающими права ребенка на защиту от всех форм физического и пси-

хологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного или грубого обращения. К этой группе прав относится и право на психологическую, социальную и юридическую помощь, а также право на социальное страхование (Н.М. Шевелева, МОУ СОШ № 18 с углубленным изучением английского языка, Казань).

На лекциях, семинарах, тренингах для родителей, проводившихся в рамках апробации, насилие в семье, связанное с подавлением личности, вызывающее озлобленность и страх, характеризовалось как серьезная и масштабная проблема. От ее решения зависит право каждого члена семьи, а именно ребенка как будущего гражданина, на безопасность, свободу и сохранение достоинства. При проведении занятий с родителями задача учителей, психологов и социальных педагогов заключалась в том, чтобы:

• вооружить родителей знаниями в области правовой культуры в семейных отношениях;

• повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, от уровня которой зависят успешность и результативность домашнего воспитания детей и подростков, а также их позитивная социализация;

• формировать у родителей уважительное отношение к правам ребенка;

• консолидировать усилия семьи и школы в деле воспитания детей, установить партнерские, доверительные отношения родителей и педагогов для выстраивания единого педагогического пространства.

В рамках «Единого дня правовых знаний» прошли классные часы в начальной, средней и старшей школе совместно с родителями учащихся (МБОУ Лицей № 5, г. Зарайск, Московская обл.). Мероприятие, «проведенное в рамках апробации, - как пишет педагог истории и обществознания, классный руководитель Е.Ю. Егорова, - позволило:

• акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на вопросах становления правового пространства России;

• способствовать определению учащимися своего отношения к праву как общественной ценности;

• помочь школьникам в составлении собственных представлений о совре-

78

менных правовых и моральных ценностях общества;

• продолжить работу по ознакомлению учащихся с информационными и иными возможностями для дальнейшего непрерывного правового самообразования».

Сегодня становится все более очевидным, что формирование гражданской идентичности у детей и подростков, воспитание таких нравственных качеств, как уважение к людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм, невозможно без тесного взаимодействия семьи и школы, без учета мнения родителей и детей.

В лицее с. Булгаково (Уфимский р-н, Республика Башкортостан) и в СОШ № 157 (Калининский р-н, Уфа, Республика Башкортостан) с кадетскими классами, где учатся дети 11 национальностей (русские, татары, чуваши, башкиры, украинцы, белорусы, армяне, чеченцы, евреи, таджики, марийцы), состоялись уроки, посвященные толерантности, и общешкольные фестивали «Россия - наш общий дом», «Не русский я, но россиянин», где школьники разных национальностей познакомили учащихся и их родителей с песнями, танцами, игрой на народных музыкальных инструментах. В результате подобных мероприятий и систематической работы педагогов воспитательное и обучающее пространство школы наполняется ценностями и смыслами, присущими всем россиянам, которые принадлежат к разным конфессиям и этносам, что способствует развитию правовой культуры, соблюдению закона и правопорядка, межэтнического мира и успешной социализации личности.

Апробация учебно-методических материалов для учителей и программ для родителей показала: сегодня в российском образовании уже немало успешных прецедентов социального партнерства семьи и школы по формированию гражданской идентичности. В ряде школ есть все условия по внедрению и использованию активных форм и методов воспитания учащихся, а также вовлечению родителей в воспитательный процесс. Созданы и работают попечительские советы, управляющие советы, учительско-родительские клубы, экспертный учи-тельско-родительский совет, проектные

группы, временные творческие коллективы, школьный консилиум и т.д., которые являются организационными формами содружества семьи и школы.

Российская школа и ее передовые учителя наряду с разработкой новых педагогических методик берут на вооружение и прежние, проверенные временем формы учебно-воспитательной работы, которые способствуют стабилизации гражданских основ общества и воспитанию человека, осознающего себя гражданином российского государства, уважающего его законы и несущего ответственность за его благосостояние.

Анализ педагогической работы показывает, что формы взаимодействия школы и семей очень разнообразны. Это общественные форумы знаний, творческие отчеты, турниры знатоков, недели семьи, семейные праздники, дни отцов (тематический конкурс «Папа может все что угодно»), ярмарки семейных поделок и др. Особое внимание родителей привлекают так называемые проблемные треугольники по обсуждению различных аспектов воспитания детей. В школах возникают разнообразные секции семейного спорта, проводятся спортивные конкурсы, например, «Папа, мама и я - спортивная семья» в рамках общешкольного праздника «День семьи» (ГБОУ СОШ № 587, Москва). Распространение получили практикумы по семейному общению, развитию психолого-педагогической «зоркости», ролевые игры, тренинги, совместные занятия детей и взрослых. В качестве поощрения вручаются письма благодарности родителям. Весьма актуальной становится работа психологической службы для родителей. В настоящее время создана программа «СМС-дневник для родителей», позволяющая учителю с помощью компьютера отправлять родителям учащихся СМС-сообщения, информирующие о проблемах и успехах их детей.

Анализ отчетов общеобразовательных школ по проведению апробации выявил, что педагоги России используют инновационные практики социального партнерства семьи и школы, которые начали стремительно набирать силу в последние годы. По отзывам педагогов, принимавших участие в проекте, простые лекционные занятия уступают место активной проектной деятельно-

79

сти, в которую охотно включаются как ученики и преподаватели, так и родительская аудитория [2]. В условиях становления системно-деятельностной парадигмы образования реализуются иные модели содружества семьи и школы, в основе которых лежит другой принцип - взаимообучение через общение, или коммуникативно-дидактический тип партнерства. Последний предполагает равноценные позиции педагогов и родителей как коммуникаторов, передающих друг другу знания, идеи по воспитанию детей. Данный тип социального партнерства может быть реализован через традиционные диалоговые формы взаимодействия семьи и школы по воспитанию и формированию гражданской идентичности (о реализации которых в процессе апробации говорилось ранее) - круглые столы, диспуты с участием родителей, школьно-семейные клубы, а также посредством новых форм взаимодействия педагогов, родителей и учащихся.

В ходе изучения документов апробации мы пришли к выводу о том, что неготовность ряда педагогов к диалоговым формам общения с родителями приводит к тому, что:

• снижается эффективность семьи по развитию практических навыков воспитания гражданственности, толерантности, патриотизма, активной жизненной позиции и т.д.;

• отсутствует возможность своевременно информировать родителей о проблемах, возникших у подростков, и совместно анализировать создавшуюся ситуацию;

• понижается мотивация родителей к соблюдению норм нравственного поведения.

Все это существенно тормозит развитие партнерства школы и семьи в вопросах воспитания. Преодолеть эти проблемы позволяет такая форма взаимодействия, как школьно-семейный клуб, где разворачивается общение и взаимообучение родителей и педагогов. Клуб «Здоровая семья» изначально был организован Д.Ю. Володиной, учительницей начальных классов МОУ СОШ № 14 (г. Донской, Тульская обл.) для семей учащихся одного класса. Сегодня этот клуб объединяет уже семьи всей начальной школы образовательного учреждения. Очередная

встреча участников клуба состоялась в период проведения апробации и была посвящена актуальнейшей проблеме -сохранению здорового образа жизни, она сопровождалась живой беседой педагога с родителями, обменом мнений, ответами специалистов на многочисленные вопросы. Значительная их часть касалась профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками. Знания основ здорового образа жизни, реализацию установок на него и овладение здоровьесберегающими технологиями следует рассматривать в качестве важнейшего требования к результатам формирования гражданской идентичности. Завершилась встреча театрализованным представлением, подготовленным детьми, и викториной, в которой участвовали школьники и их родители. В клубе существуют свои правила проведения встреч, свои ритуалы и традиции. А главное, клуб с его мероприятиями рассматривается его участниками не как место передачи опыта от старшего поколения младшему, а как сфера взаимодействия взрослых, детей и подростков, в рамках которого осуществляется их личностное развитие, проявляется «нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни» и происходит духовное взаимообогащение.

Сегодня встречи участников семейных клубов наполняются новым содержанием, в ходе их проведения организуются многочисленные тренинги, «мозговые штурмы», происходит взаимовыгодное обогащение участников идеями, представлениями о методах и стратегиях воспитания, наиболее актуальных формах партнерства родителей и педагогов.

Просветительский подход слабо ориентирован на развитие ценностных ори-ентаций и формирование воспитательной позиции семьи. Инновационными формами социального партнерства школы и семьи выступают переговорная площадка, школьно-семейное и семейное проектирование, клубы.

В условиях открытости общества и демократизации опыт делового общения с внешним миром становится актуальным и востребованным образовательными учреждениями. Он требует от администрации и педагогов школ овладения навыками переговорной деятельности, освоения современных подходов и об-

80

щепринятых «правил игры». Разработкой и внедрением технологий переговорного процесса школы с родителями занимаются педагоги ГОУ Центр образования № 825 (директор кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Григорьев), принявшие активное участие в апробации. Подготовка групп участников переговорной площадки, обозначение целей и задач обсуждаемых вопросов, сбор необходимой документации, составление рабочего плана переговоров с последовательность действий, продуманностью аргументации своей позиции и ответов на возможную реакцию родителей входят в подготовительный этап технологии. Проблематику переговорных («коммуникативных») площадок с родителями детей, обучающихся в начальной, средней и старшей школе, т.е. на всех трех ступенях школьного образования, предопределила подготовка к проведению в рамках апробации родительско-педагогической конференции «Школа, семья и гражданское воспитание». В ходе обсуждений родительской общественностью и педагогическим сообществом был выработан проект программы конференции и определены вопросы, волнующие обе заинтересованные стороны:

• ожидания родителей и школы относительно результатов образования и воспитания современных детей и подростков;

• решение задач инновационного развития общества в контексте формирования гражданской идентичности личности;

• роль родителей в гражданском воспитании детей и подростков: опыт, проблемы, трудности;

• участие родителей в самоуправлении школой как фактор проявления ответственного родительства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ценностные смыслы и ориентиры детей и родителей: приоритеты общественного и личного.

Результатом работы площадок стало согласование позиций семьи и школы, создание банка родительских и педагогических инициатив, возросли гражданская активность части родителей социума, их желание сотрудничать с образовательным учреждением и формировать у своих детей гражданские качества, обозначенные в ФГОС и в Концепции

духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Школьно-семейное и семейное проектирование в последние годы активно развивается и осваивается во многих общеобразовательных учреждениях России как модель проектно-деятельностного типа социального партнерства школы и семьи.

Например, школьно-семейное проектирование успешно реализуется в ГБОУ СОШ № 844 (Москва, директор Т.В. Новикова). Родители с детьми участвуют в социально значимом проекте «Мы вместе, и в этом наша сила», который осуществляется совместно с коррекци-онным детским домом № 11. Проект реализуется с 2008 г.; прежде чем привлечь семьи учащихся, педагоги провели лекторий для родителей, посвященный проблеме социального сиротства в России и вопросам здорового образа жизни. Родителям из числа жителей р-на «Очаково» было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:

• Знаете ли вы о проблеме сиротства в нашей стране?

• Знаете ли вы о детских домах, которые расположены рядом с нами?

• Хотели ли бы вы помочь этим детям?

• Какую помощь вы можете оказать сиротам:

✓ пожертвования;

✓ сбор вещей;

✓ правовая помощь;

✓ волонтерская помощь.

Результаты анкетирования показали,

что из 25 опрошенных 15 % жителей микрорайона не знают о существовании конкретных детских домов, проблемах детей-сирот и детей-инвалидов, 20 % слабо представляют всю серьезность и глубину проблемы, 12 % родителей не готовы помогать материально, лишь 17 % согласились оказать разовую материальную помощь.

Цель проекта состояла в интеграции детей-инвалидов в социум, информировании школьников и их родителей о трудностях и проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья, привитии участникам проекта чувства милосердия и доброты по отношению к детям-инвалидам как к полноправным членам общества. Заместителем директора по научной работе Е.С. Тимакиной

81

были обозначены задачи проекта, заключающиеся в формировании толерантности, валеологической и коммуникативной компетенций, помощи в адаптации детей-инвалидов к социуму. Участниками проекта стали ученики школы № 844, воспитанники коррекционного детского дома № 11, дети-инвалиды р-на Очаково, родительская общественность школы № 844, жители р-на Очаково и управа «Очаково - Матвеевское». В процессе работы над проектом к нему присоединились бизнес-структуры для помощи в проведении благотворительных акций, ряд общественных организаций и СМИ для освещения деятельности участников проекта и пропаганды успешных образовательно-воспитательных технологий. Таким образом, школа № 844 включилась в апробацию, имея большой опыт работы в социуме и продолжая принимать участие в общественно значимой деятельности.

Примером семейного проектирования как инновационной формы социального партнерства семьи и школы стал фестиваль социальных семейных проектов под общей темой «Вместе с папой», состоявшийся в МОУ СОШ № 14 (г. Донской, Тульская обл.). Этот фестиваль был ориентирован

на повышение авторитета отцов, воспитательное влияние которых заметно снижается в последние годы. В своей воспитательной работе школа реализует концептуальную идею формирования российской идентичности в Школе социального партнерства. Формирование российской идентичности понимается, по отзывам педагогов, как осмысление и принятие прошлого, ответственная социальная деятельность в настоящем и творчески-оптимистическое отношение к будущему своей семьи, школы, города, страны. Именно поэтому семейные проекты были посвящены школе. Наиболее значимые из них: изготовление игрушек по эскизам пап (поскольку школьный бюджет не позволяет их приобрести) семьями учащихся V классов для детей группы продленного дня данной школы; преобразование школьного двора и пришкольного участка; изготовление доспехов древнерусского воина семьей Поляковых, отцом и сыном - учащимся X класса (результаты проекта пополнили методический фонд школы для проведения уроков истории и организации внеклассной работы).

Социальное партнерство школы и семьи продуктивно не только своими резуль-

Таблица

Эффекты проектно-деятельностного партнерства школы и семьи в сфере воспитания

82

Персональные эффекты (на индивидуальном уровне субъектов партнерства) Социальные эффекты (на коллективном уровне субъектов партнерства)

Учащиеся: • получили новые знания в тематической области проекта, о своих родителях; • осознали, пережили и прочувствовали ценность себя, других людей, Отечества, труда, семьи, социально значимой совместной деятельности; • приобрели практический опыт различных видов деятельности и общения. Родители учащихся: • получили новые знания в тематической области проекта, узнали новое о своих детях; • осознали, пережили и прочувствовали ценность себя, своей семьи, социально значимой совместной деятельности; • приобрели практический опыт различных видов деятельности и общения. Педагоги: • получили новые знания в тематической области проекта, узнали новое об учащихся, воспитательных возможностях семей; • осознали, пережили и прочувствовали ценность школы, совместной деятельности с семьей; • приобрели практический опыт различных видов деятельности и общения Семьи: • возник эмоциональный контакт за счет восполнения дефицита общения между родителями и детьми; • улучшились детско-родительские отношения и микроклимат семьи; • повысился родительский авторитет вследствие перехода обычных бытовых контактов в сферу совместной деятельности; • усилились процессы консолидации внутри семьи; • произошла консолидация между семьями; • повысился общественный статус семьи. Школы: • повысился авторитет школы в социуме, ее престиж в районе; • улучшились взаимоотношения педагогов с учащимися и родителями; • усилилась консолидация школы и семьи; • появилась мотивация к партнерству со школой у семей, ранее не имевших такой мотивации

татами, но и воспитательными эффектами. Качественный экспертный анализ, к примеру, проектно-деятельностного партнерства школы и семьи в сфере воспитания позволил определить эффекты партнерства: персональные и социальные (таблица). На основе анализа этих эффектов был сделан вывод об их позитивном влиянии на воспитательный потенциал школы и семьи [2, с. 127].

Участник апробации ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 1100 (Москва, ЮЗАО) уделяет большое внимание формированию экологической культуры подрастающего поколения, воспитанию экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.), развитию ответственности за состояние окружающей среды, проявляющейся в умении принимать грамотные решения в ситуации выбора. «Планеты золотое платье давайте, друзья, сохраним!» - так была названа коллективная проектно-исследовательская работа IV «А» класса. Классный руководитель И.В. Семенова провела предварительную беседу с родителями о роли природы в жизни человека, раскрыла принцип природосообраз-ности в воспитании. Педагог и родители обсудили разнообразные методы организации экологического воспитания в семье (экскурсия, беседа, чтение книг, поход в лес на природу, просмотр фильмов по соответствующей теме, изображение природы на рисунках, посадка деревьев, цветов, забота о животных и комнатных растениях) и их эффективность. Далее были сформулированы задачи и этапы осуществления совместного исследовательского проекта.

Девизом социально ориентированного детско-взрослого экологического проекта стали слова: «Беречь природу - значит беречь Родину». Учащиеся брали интервью у учителей биологии, географии, экологии, находили в Интернете необходимые данные для реализации проекта. Родители школьников активно включились в работу над проектом, помогая учащимся начальной школы добывать информацию, производить расчеты причиненного природе ущерба от пожаров, загрязнения и вырубки лесов, а также выполнять презентации.

Апробация материалов для учителей и родителей по формированию граж-

данской идентичности в рамках партнерства семьи и школы показала, что осуществление совместных социальных проектов позволяет детям и подросткам приобрести опыт социального действия, способность отстаивать свои убеждения, а родителям и педагогам - показать образцы гражданского поведения.

«Воспитательницей поколений» назвал семью великий педагог К.Д. Ушин-ский. Знание и уважение семейных ценностей и истории своей семьи является важнейшей предпосылкой формирования гражданской идентичности. В ходе апробации педагогическими коллективами ряда образовательных учреждений была проведена большая работа по воспитанию генеалогической (семейной) культуры учащихся, являющейся основой формирования гражданской идентичности. Так, традиционным для МОУ СОШ № 39 (Казань) стал цикл внеклассных мероприятий «История семьи -история Отечества», являющийся одним из важнейших направлений в воспитании у школьников нравственных качеств, гражданской позиции, уважения к родителям, любви к Родине, семейной культуре.

Учащиеся и родители проявляют большой энтузиазм, включаясь в генеалогический поиск. В своем эссе Альфия Ху-саинова (VII класс, СОШ № 30, г. Сургут) пишет: «Наша семья любит отмечать праздники: новогодние, 8 Марта, майские. Каждый год в День Победы, в любую погоду, обязательно с цветами вся наша семья идет к Вечному огню. Мы все знаем о войне по рассказам родителей, они - по рассказам своих родителей. Смотрим фильмы и читаем книги о войне. Мы чтим память погибших и преклоняемся перед ветеранами. Самая главная и важная традиция нашей семьи - забота о ближнем, помощь младшим, уважение и любовь к старшим. Мама нам говорит: "У нас так принято - старшие помогают младшим, заботятся о них, чего бы это им ни стоило." В нашей семье есть и свои реликвии. Мы бережно храним бабушкину медаль "Медаль материнства", медаль "За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне", мамину медаль "Материнская слава", а также грамоты и похвальные листы за добросовестный труд родителей и учебу детей».

83

Совместные усилия учащихся и членов их семей по составлению родословных, проведение семейных презентаций способствуют эмоциональному сближению родителей и детей, установлению доверительных отношений между ними, содействуют повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям2.

Обсуждение семейных презентаций, как правило, затрагивает следующие вопросы:

• кто из членов семьи принимал участие в подготовке презентации?

• как совместная работа по сохранению страниц истории рода повлияла на внутренний психологический климат семьи?

• помогают ли родителям примеры из истории рода, жизнеописаний предков воспитывать в дочери/сыне чувство ответственности, патриотизма, уважения к традициям семьи?

• влияют ли знакомство детей с историей рода и совместная работа семьи по ее сохранению на процессы ранней социализации и развития гражданственности у ребенка?

«Элементом гражданского воспитания, отчетливо формируемым процессом генеалогического поиска, - пишет педагог И.Ю. Протащук (школа № 18, Казань), -является... также чувство уважения, толерантности к любой национальной культуре, этническим традициям».

Генеалогический поиск детей и родителей, осуществляющийся под руководством педагога, несет в себе и яркий воспитательный заряд. Только в таком сотрудничестве можно привить школьникам интерес к происхождению своей семьи и рода, дать стимул к поиску своих корней, больше узнать о прошлом своей Родины, изучая страницы биографии своих близких.

Большой интерес представляет поисково-исследовательский проект «Моя родословная» (МБОУ лицей № 5, г. Зарайск, Московская обл.). Субъектами исследования стали учащиеся VI класса и их родители, объектом - родословные школьников. Цель проекта состояла

в «воспитании любви и уважительного отношения к семье и роду, закреплении интереса к истории своей семьи, формировании личности, почитающей родителей и заботящейся о младших и старших в семье». В ходе исследований учащиеся получали творческие задания:

• поговорить с бабушками и дедушками, взять интервью (если это возможно) у своих дальних родственников;

• узнать о происхождении своей фамилии;

• изучить прошлое своей семьи, узнать, в каких событиях прошлого принимали участие твои предки (в войнах, коллективизации и индустриализации народного хозяйства, работе в тылу в годы Великой Отечественной войны, на стройках пятилеток, в освоении целины, строительстве БАМа, событиях культурной жизни и т.д.).

На заседании «Семейной гостиной» проходила защита детско-взрослых проектов «Семья», «Родословная», «Генеалогия». Необходимо отметить, что поисково-исследовательская работа проводилась в парах «ребенок-родитель» с использованием в том числе ресурсов Интернета, а результатом явилось оформление генеалогического древа в электронном виде.

Мероприятия, направленные на формирование культуры семейных отношений, «осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству» [4, с. 10], были проведены в рамках апробации и в других образовательных учреждениях: классный праздник «Семейные традиции» - в школе с углубленным изучением английского языка № 19 им. В.Г. Белинского (Москва), цикл круглых столов для родителей детей, обучающихся в начальной, средней и старшей школе (т.е. на всех трех ступенях школьного образования), - «Альбомная летопись семьи», «Род и семья - источник нравственных отношений», «Формирование генеалогической культуры в семье» (МОУ Пла-тошинская средняя общеобразовательная школа, с. Платошино, Пермский р-н, Пермский край) и др.

2 Образовательно-просветительский фонд «Ватан» (Республика Татарстан) предлагает в качестве обеспечения родоведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях программу элективного курса «Основы родоведения (генеалогии)» и учебно-методический комплект к ней, состоящий из учебного пособия «Введение в генеалогию (родове-дение)» для старших классов общеобразовательных учреждений, тематического и поурочного планирования по нему, хрестоматии «Семейные летописи» (сборник детских исследовательских работ). На сегодняшний день пособие и УМК фонда «Ватан» успешно используются педагогами различных регионов страны.

84

Особое место в формировании гражданской идентичности занимают мероприятия, посвященные знаменательным вехам в истории страны, памяти событий Великой Отечественной войны, юбилейным датам крупных битв, подвигам народа в решающих сражениях, предопределивших судьбу России. Их проведению, как правило, предшествует серьезная подготовительная работа учащихся, педагогов и родителей. В ходе апробации были проведены интегрированный урок «Украденная юность», театрализованное представление «Землянка» (школа № 19 им. В.Г. Белинского, Москва), классный час «Этих дней не смолкнет слава» (МБОУ СОШ № 3, Мурманская обл., г. Североморск, поселок городского типа Росляково); в лицее № 14 г. Зарайска (Московская обл.) был реализован школьно-семейный проект «Книга памяти», инициированный детьми и взрослыми, а в школе № 14 (Тульская обл.) написаны сценарии и созданы ролики на тему «Песни о войне»; состоялись и многие другие мероприятия.

«В целом предложенные общеобразовательным учреждениям учебно-методические материалы и программы позволяют организовать в школах качественную и целенаправленную работу с педагогами, обучающимися и их родителями по формированию гражданской идентичности в условиях социокультурной модернизации российского образования, - отмечают учителя МГОУ гимназия № 9 (Мурманск), - предложенные формы и методы работы соответствуют развитию познавательной активности школьников. Программы для родителей обеспечивают возможность совершен-

ствования педагогической культуры родителей, позволяют педагогам, обучающимся и их родителям (законным представителям) осознать необходимость воспитания достойных граждан России, нацеливают родителей на активное участие в жизни класса, школы и социума. В ходе реализации программных мероприятий происходит сплочение детско-взрослого коллектива».

В заключение необходимо подчеркнуть, что апробация стимулировала поиск новых форм взаимодействия родителей и работников образования, содействовала налаживанию конструктивных отношений между ними, осознанию семьей и школой взаимных интересов по решению воспитательных задач и согласованию педагогических стратегий, направленных на формирование гражданской идентичности у учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Семья и школа: пути взаимодействия: Сб. науч.-метод. мат-лов / Под ред. Х.Т. За-гладиной. М.: ФИРО, 2009. С. 74-75.

2. Кожурова О.Ю. Развитие моделей социального партнерства семьи и школы на тульской земле // Образовательная политика. 2011. № 5 (55). С. 121-128.

3. Кучмаева О.В. Воспитательный потенциал российской семьи // Семья и школа: пути взаимодействия: Сб. науч.-метод. мат-лов / Под ред. Х.Т. Загладиной. М.: ФИРО, 2009. С. 134-136.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.