Научная статья на тему 'Возможности семейного клуба в формировании педагогической компетентности родителей'

Возможности семейного клуба в формировании педагогической компетентности родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / FAMILY CLUB / PARENT-CHILD COMMUNITY / PARENTAL PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липкина Нина Григорьевна, Щербакова Надежда Геннадьевна

Рассматривается деятельность детско-родительского сообщества семейного клуба, созданного в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 3 г. Березники Пермского края, его роль в формировании педагогической компетентности родителей. Авторы показывают особенности организации проектной деятельности в рамках семейного клуба, в осуществлении которой принимают активное участие родители, дети и педагоги, рассматривая как общие подходы к ее реализации, так и конкретное содержание, формы и методы организации. Особое внимание уделяется анализу результативности деятельности Семейного клуба, а именно, его роли в формировании педагогической компетентности родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липкина Нина Григорьевна, Щербакова Надежда Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF FAMILY CROW IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS

The article discusses the activities of the parent-child community a family club established in a secondary school with in-depth study of individual subjects No. 3 of the city of Berezniki, Perm Territory, its role in shaping the pedagogical competence of parents. The authors show the features of the organization of project activities within the family club, in the implementation of which parents, children and teachers take an active part, examining both general approaches to its implementation and specific content, forms and methods of organization. Special attention is paid to the analysis of the performance of the Family Club, namely, its role in shaping the pedagogical competence of parents.

Текст научной работы на тему «Возможности семейного клуба в формировании педагогической компетентности родителей»

УДК 37.018.15

Липкина Нина Григорьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, тел. +7 (342) 238-63-91 e-mail: nglipkina@gmail. com

Щербакова Надежда Геннадьевна

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

г. Березники, Пермский край, Россия 618400, Пермский край, г. Березники, ул. Мира, 48, +7 912-981-50-29

e-mail: cshng@mail. ru

ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Nina G. Lipkina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the

Department of Pedagogy

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University», Perm, Russia 24, Sibirskaja, Perm, Russia, 614990 e-mail: nglipkina@gmail. com

Nadezhda G. Shcherbakova

Educational Psychologist of the Highest Qualification Category

MAOU «Secondary School with in-depth Study of Individual Items Number 3»

City Berezniki, Russia 48, Mira St., Berezniki, Perm Territory, Russia, 618400 e-mail: cshng@mail. ru

POSSIBILITIES OF FAMILY CROW IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS

Аннотация. Рассматривается деятельность детско-родительского сообщества - семейного клуба, созданного в средней общеобразовательной

© Липкина Н.Г., Щербакова Н.Г., 2018

школе с углубленным изучением отдельных предметов № 3 г. Березники Пермского края, его роль в формировании педагогической компетентности родителей. Авторы показывают особенности организации проектной деятельности в рамках семейного клуба, в осуществлении которой принимают активное участие родители, дети и педагоги, рассматривая как общие подходы к ее реализации, так и конкретное содержание, формы и методы организации. Особое внимание уделяется анализу результативности деятельности Семейного клуба, а именно, его роли в формировании педагогической компетентности родителей.

Ключевые слова: семейный клуб, детско-родительское сообщество, педагогическая компетентность родителей.

Abstract. The article discusses the activities of the parent-child community - a family club established in a secondary school with in-depth study of individual subjects No. 3 of the city of Berezniki, Perm Territory, its role in shaping the pedagogical competence of parents. The authors show the features of the organization of project activities within the family club, in the implementation of which parents, children and teachers take an active part, examining both general approaches to its implementation and specific content, forms and methods of organization. Special attention is paid to the analysis of the performance of the Family Club, namely, its role in shaping the pedagogical competence of parents.

Key words: family club, parent-child community, parental pedagogical competence.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркнуто: в процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации и т.д. В настоящее время в условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как оптимальная естественная среда воспитания ребенка, его защиты, как важный фактор социализации.

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального комфорта, поддержку, безусловного принятия. Семья для ребенка - это еще и источник социального опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное становление, формируются идеалы. Только каждая ли семья готова сегодня к выполнению этих функций? И какова роль школы в формировании педагогической компетентности родителей? Традиционные декларативные способы работы с семьей показали свою несостоятельность. Сегодня необходимы новые, активные технологии, способные включить родителей в содержательное общение с детьми, в сотрудничество и сотворчество и с ними, и с педагогами, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, заинтересовать родителей продуктивным содержательным взаимодействием с ребенком, сформировать у них его положительный образ [1].

Задача образовательного учреждения - повернуться лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь ее на свою сторону. Безусловно, вопросы педагогического просвещения родителей по-прежнему актуальны. Но, помимо этого, важно создать условия для содержательного общения детей и родителей, для их творческого взаимодействия.

Решением данной проблемы может стать создание единого образовательного пространства школы и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог - ребенок -родитель» - семейный клуб (клуб). Именно он помогает решить проблему сближения взрослых и детей как двух равноправных сторон и создать условия для духовно-нравственного воспитания. Родитель - не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком по разнообразным каналам - аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно-действенному [2]. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Именно с этой целью в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 3 г. Березники Пермского края создан семейный клуб, активными участниками которого являются родители, дети и педагоги. Организатором и бессменным руководителем клуба является Н.Г. Щербакова, психолог школы.

Работа, проведенная в школе, показала: организация и функционирование таких структурных объединений педагогов, детей и их родителей, как семейный клуб, раскрывает качественно новые возможности как для семьи, так и для образовательного учреждения. Семья нуждается в компетентной помощи, а работа клуба - оптимальный вариант дифференцированного сопровождения родителей и формирования их педагогической компетентности.

Наряду с этим, работа клуба раскрыла перед школой широчайшие возможности для организации совместной деятельности семьи и педагогов, поскольку позволяет:

- отказаться от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;

- вместо ориентировки на общий контингент организовать дифференцированные группы родителей в зависимости от особенностей и потребностей семей;

- отказаться от столь распространенной «добровольно-принудительной» основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;

- сменить роль родителей: вместо «пассивного слушателя» - «активный участник»;

- от разовых бессистемных мероприятий перейти к планомерной, систематической, последовательной работе.

Цель деятельности детско-родительского сообщества (семейного клуба) -комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание

условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами, гармонизация детско-родительских отношений.

Основные задачи работы сообщества:

- Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и школе с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей.

- Создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение общения детей и родителей духовно -нравственным содержанием, совместными видами деятельности.

- Подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию.

- Создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.

Содержательной основой семейного клуба являются проекты, активными участниками которых становятся дети, их родители и педагоги.

В рамках деятельности семейного клуба школы № 3 г. Березники был реализован проект «Семейный КОД». Предложенный проект создал интегрированную модель взаимодействия родителей и детей, запустил процесс совместной интерактивной деятельности, которая подлежит рефлексивному психолого-педагогическому анализу.

Алгоритм работы клуба представлена в табл. 1.

Таблица 1

Алгоритм работы семейного клуба

Последовательность мероприятий проекта Содержание Что рассчитываем получить Срок Система накопления бонусов

1. Погружение родителей в проект «Семейный код». Мотивационные встречи с классными родительскими коллективами. Презентация проекта Составление партнерских соглашений 75 % семей участников из числа родителей 5, 6, 7-х классов 1-2 неделя сентября Классный родительский коллектив получает бонус в зависимости от того сколько семей заключили соглашение на участие в проекте. Сколько процентов семей-участников от класса - столько бонусов

2. Создание группы участников проекта в социальных сетях «Семейный код». Бонусы получают те, кто выкладывает материалы по воспитанию детей и самообразованию родителей

Продолжение табл. 1

Последова- Что Система

тельность мероприятий проекта Содержание рассчитываем получить Срок накопления бонусов

3. Проведение Семинар- Получение Сентябрь - По завершению

родительского практикум психолого- октябрь каждого

образовательного «Обратная педагогическ мероприятия по

лектория по сторона их знаний об итогам

развитию родительской особенностях выполнения: %

педагогической любви» (вопросы: подростковог посещаемости +

компетентности особенности о возраста и результат

родителей возраста, общению с выполнения

потребности ребенком. итогового задания

ребенка, Именно эти

безусловное принципы

принятие, стиль общения с

воспитания, подростком

перегибы далее

родительского подлежат

воспитания, как анализу

общаться с

ребенком,

активное

слушание, язык

чувств)

4. Создание Родители одного Каждый Если в классе

детско- класса, делятся на класс- образовались все 4

родительских 4 группы участник группы, класс

команд по • ЗОЖ представит получает бонусы

актуальным • ^ как минимум

семейным • Креатив 4 группы

интересам, • Инжиниринг

ценностям.

Ценность

здоровья, спорта.

Ценность знаний,

исследований.

Ценность

творчества

(музыка,

рисование,

танец).

Ценности

технического

творчества, труда,

изобретений

5. Получение Каждая группа В каждом Октябрь - За каждый проект

проектного родителей готовит классе ноябрь команда родителей

задания проект с детьми, родители получает «бонус»,

родителями исходя из подготовят и если проект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

каждой группы: выбранного реализуют оказался лучшим по

- ЗОЖ профиля проекты: итогам голосования

о ^ деятельности направленные (голосуют

- Креатив на ценности участники за любой

- Инжиниринг здоровья, увиденный проект

знаний, творчества, единства семьи кроме своего) + бонус

Окончание табл. 1

Последовательность мероприятий проекта Содержание Что рассчитываем получить Срок Система накопления бонусов

6. За каждой группой закрепляется тьютор (педагог или психолог) как куратор проектной деятельности и наблюдатель способов общения ребенок-родитель

7. Встреча детско-родительских команд из разных классов, но одной направленности на интерактивном событии «ЗОЖ-событие» Щ - событие Креатив -событие Инжиниринг-событие Интерактивное событие - это серия испытаний на взаимодействие родителей и детей, а также демонстрация итогов проектов Создание проектов, демонстрация в интерактивном режиме способов общения с ребенком и формирование семейных ценностей Декабрь Январь Февраль Каждый класс получает Кодовый ключ - (ценность) в зависимости от результата, который показала группа

8. Рефлексивный анализ тьютора с родителями тех способов общения, которые были эффективны в общении с младшим подростком в ходе выполнения интерактивных заданий. Мониторинг результативности

9. Общешкольный праздник «Овация» Награждение подведение итогов проекта Запрос на развитие проекта Апрель Награждение

Активную роль в деятельности клуба играют тьюторы - это не только педагоги и психологи, но и старшеклассники, изучившие курс «Семьеведение», они являются в том числе организаторами интерактивных испытаний на взаимодействие.

Главная задача, которая стоит перед участниками детско-родительского сообщества - моделирование семейно-педагогического сотрудничества через взаимодействие учителей, родителей и детей, осуществляемое в совместной ценностно-значимой деятельности на основе развивающего подхода, субъект-субъектных отношений, характеризующихся диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач и преодоление конфликтов в условиях партнерства, что обеспечивает личностный рост школьников и развитие воспитательного потенциала семьи.

Мотивацией к участию в проекте для родителей служит:

1. Заинтересованность родителей в успешной адаптации ребенка к новым условиям обучения на новом возрастном этапе.

2. Включение классного родительского коллектива в пространство игры «Семейный КОД», за участие родители получают баллы и бонусы, которые являются формальным результатом участия в проекте.

3. Предложенный проект носит интерактивный характер.

Реализуемый нами проект (табл. 2), с одной стороны, способствует

формированию классного коллектива родителей и росту рейтинга класса, (мотивационный компонент) а с другой - позволяет решать задачи по созданию условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей, а именно: способность строить отношения с детьми на основе увлеченности общим делом, понимать их состояние и учитывать его в выстраивании конструктивного взаимодействия с детьми.

Таблица 2

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап Задача: ответить на вопросы: кто участвует в проекте, прояснить ожидания участников, назвать образовательные события, подготовить тьюторов (психологов)

Задача Решение Результат

Провести анализ социальных, психологических и педагогических потребностей семей, актуализировать задачи семейного воспитания, сопровождения семьи на новом этапе обучения школьников, мотивировать родителей к участию в проекте Анкетирование родителей Презентация проекта на организационных собраниях в 4-х классах Оформление партнерских соглашений, разработка родительской карты, формирование семейных команд. Каждый детско-родительский коллектив это одна команда, которая состоит из 4 групп: - ЗОЖ - ^ - Креатив - Инжиниринг

Подготовка информационной площадки проекта Оформление стенда, группы в контакте для родителей пятиклассников «Семейный ДНК», информационное оповещение на сайте школы Регистрация участников в группе не менее 90 % семей пятиклассников

Привлечь специалистов к разработке идеи образовательных событий Круглый стол организаторов проекта, мозговой штурм. Классные руководители, администрация Схема участия в проекте команд участников, планирование событий

Разработать программу краткосрочного курса подготовки тьюторов «Эффективный родитель» Привлечение специалистов педагогов-психологов г. Березники «Карта наблюдений ресурсов общения» тьютора

2. Основной этап Цель: организация взаимодействия участников проекта, на основе системно-деятельностного подхода, интеграция образовательных практик в воспитательное пространство школы путем проектирования инновационных образовательных событий. Апробация модели и коррекция

Задача Решение Результат

1. Погружение родителей в образовательное поле проекта. Знания, навыки, практики, полученные на этом этапе, это основа для участия на следующем этапе в «Семейном интерактивном испытании». Приобретение ЗУН на этапе погружения, это лишь способ показать лучший результат в квесте и пройти на финальное образовательное событие «Семейный код» 1. Семинар-практикум «Обратная сторона родительской любви» (вопросы: особенности возраста, потребности ребенка, безусловное принятие, стиль воспитания, перегибы родительского воспитания, как общаться с ребенком, активное слушание, язык чувств) 1. Деление классного родительского коллектива на 4 творческие группы: - ЗОЖ - ^ - Креатив - Инжиниринг 2. Получение проектного задания каждой группой

Коррекция проекта исходя из актуальных запросов, анализа результатов диагностики участников

Окончание табл. 2

2. Выполнить проектное задание каждой группой родителей с детьми Тьюторское сопровождение выполнения проектного задания Пятиминутное выступление каждой проектной команды, совместно дети и родители на «Семейном квесте»

3. Организовать встречу проектных групп разных классов в интерактивной игре «Семейный код» Программа интерактивных испытаний, направленных на взаимодействие. Тьюторское сопровождение прохождения испытаний Определен победитель в каждой творческой группе. По итогам квеста и по итогам оценок тьютера в «Карте отражений» (характер взаимных оценок, поддержка, мотивация, стиль общения между родителями и детьми)

4. Организовать финальное образовательное событие «Семейный код» Программа образовательного события. Цель: создать условия для демонстрации участниками проекта общих ценностных ориентиров по вопросам воспитания, зримых результатов проекта, формирование мотивирующих установок Награждение участников.

3. Заключительный этап Цель: внутренняя и внешняя (родителями) экспертная оценка достижений при реализации инновационной модели, разработанной в рамках проекта. Обобщение и распространение накопленного опыта, интеграция результатов в деятельность школы. Проектирование развития проекта

Задача Решение Результат

1. Проанализировать -динамику изменения уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей до и после Анкетирование родителей, педагогов, администрации Анализ отзывов в группе «ВКонтакте» Анализ и обобщение данных мониторинга

2. Монтировать презентационный видеоролик Презентационный ролик

3. Распространить полученный опыт Представление опыта работы по теме проекта на краевом и муниципальном уровне Организация семинаров, практикумов для педагогов города

4. Разработать проект развития в части интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (учителями, учащимися, родителями) Проект по развитию психолого-педагогических компетенции для родителей

Данный проект был реализован в течение 2018 г. За этот период в нем приняло участие 176 родителей, 214 детей, 11 классных руководителей, 15 педагогов-психологов образовательных учреждений г. Березники.

Проведено 5 интерактивных образовательных событий, 11 семинаров-практикумов для родителей, реализовано 34 детско-родительских проекта. Проведено 4 городских семинара для педагогической общественности.

Согласно анкетированию, проведенному среди классных руководителей, 82 % классных руководителей считают, что повысился уровень их профессиональной компетентности по поддержке семейного воспитания: в частности, они отметили, что в процессе реализации проекта они овладели технологией неформального образования родителей, приемами организации и анализа интерактивного детско-родительского взаимодействия. Согласно результатам заполнения таблицы «Педагогическая позиция» (по В.И. Слободчикову) классными руководителями наметилась тенденция к духовному сближению детей, родителей и классных руководителей.

Повысилась и педагогическая компетентность родителей по вопросам выстраивания эффективного взаимодействия с детьми. Психологи-эксперты -участники интерактивных событий - отмечают динамику освоения родителями языка выражения чувств, распознавание чувств и состояний ребенка, что отразилось на положительном настроении участников, возникновении эмпатического взаимодействия, стремлении понять друг друга родителю и ребенку.

Наблюдение психолога-эксперта за взаимодействием родителя и ребенка, и последующее обсуждение этого взаимодействия мотивировали родителей к выбору осознанных тактик, развитию навыков коммуникации. По итогам анкетирования 34 % родителей считают важным результатом для себя «возможность интересной совместной с детьми деятельности» (понравилось придумывать вместе, репетировать, выступать и т.д.), 75 % родителей -«взаимодействие с ребенком и то, как мы учимся понимать друг друга», для 21 % родителей было ценно «наблюдение психологов и обсуждение характера взаимодействия родителей и детей», «взгляд со стороны», «наблюдение, как другие родители общаются со своим ребенком». Планируют сами и рекомендуют другим принимать участие в подобных проектах в дальнейшем 100 % участников.

Самое сложное в проекте для 27 % родителей было найти время («выделить время», «начать», «приходить на репетиции»). 68 % участников отмечают, что родительский коллектив в результате участия в проекте стал более сплоченным, дружным, родители стали ближе друг к другу и к детям, легче и быстрее стали решаться общие вопросы в классе.

Дети, участвовавшие в проекте, отметили: радость у них вызвали интересные задания, которые они выполняли вместе с родителями. Ребятам понравилось «придумывать и воплощать совместные идеи», все 100 % детей хотели бы продолжать участвовать в подобных мероприятиях и дальше.

Ценность такой формы сотрудничества, прежде всего, в том, что в школе сформирован образовательный механизм детско-родительского взаимодействия на основе активного участия педагогов, родителей и детей в творческой коллективной деятельности.

В результате реализации проекта создано пространство активного взаимодействия родителей, дающее возможность для реализации воспитательного потенциала активных, креативных родителей и включение в это пространство родителей с низким уровнем развития воспитательного потенциала. Пять разнонаправленных интерактивных событий создали атмосферу творчества, живого общения, что способствовало сближению детей и родителей. Воспитательное пространство школы наполнилось общей положительной энергетикой, которая распространилась на всех участников проекта. Председатели родительских комитетов 5-7-х классов объединились для решения общих вопросов реализации и дальнейшего развития проекта.

С 1 сентября 2018 г. на базе образовательного учреждения организована работа городской творческой лаборатории по вопросам родительского образования. Проведены: семинар «Модели взаимодействия педагога -психолога с родителями», практикум «Повышение воспитательного потенциала родителей обучающихся: новые психологические практики» для педагогов-психологов города Березники, семинар для педагогов МАОУ «Гимназия № 9» «Знакомство с развивающим подходом в работе с семьей, современными технологиями».

Положительный имидж школы как учреждения, реализующего новые формы сотрудничества с семьей, укрепился не только у участников проекта, но и через сетевые родительские и школьные сообщества, местное ТВ.

На основе полученных данных семейный клуб является эффективным механизмом развития воспитательного потенциала семьи, поскольку реализуемые в его рамках проекты позволяют объединить усилия участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов - и на основе общих ценностей, норм, традиций, способствуют духовной близости родителей и детей, их взаимопониманию, а также повышению педагогической компетентности родителей. Все это - необходимое условие, при реализации которого дети принимают социально-значимые ценности, транслируемые взрослыми в ходе совместной деятельности, и руководствуются ими в своей деятельности.

Список литературы

1. Коробкова В.В., Метлякова Л.А., Якина Ю.И. Родительское образование: современные подходы и технологии: учеб.-метод. пособие. -Пермь: ПГГПУ, 2017. - 311 с.

2. Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования: учеб. -метод. пособие. - Пермь: ПГГПУ, 2017. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.