Научная статья на тему 'Педагогическая направленность деятельности школьного семейного клуба по формированию ценностных ориентаций детей и родителей'

Педагогическая направленность деятельности школьного семейного клуба по формированию ценностных ориентаций детей и родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СУБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ / ПЕДАГОГ / FAMILY CLUB / VALUES ORIENTATION / SUBJECTS OF ACTIVITIES IN A FAMILY CLUB / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молева Татьяна Николаевна

В статье раскрыты особенности педагогической организации семейного клуба. Построена модель формирования ценностных ориентаций детей и родителей в рамках семейного клуба

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical orientation of school family club activities for the development of values of children and parents

The paper reveales the features of pedagogical organization of family club. The model of development of value orientations of children and parents in the family club is presented

Текст научной работы на тему «Педагогическая направленность деятельности школьного семейного клуба по формированию ценностных ориентаций детей и родителей»

Т. Н. Молева

(Санкт-Петербург)

Педагогическая направленность деятельности

ШКОЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО КЛУБА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье раскрыты особенности педагогической организации семейного клуба. Построена модель формирования ценностных ориентаций детей и родителей в рамках семейного клуба

Сегодня семья, наряду с выполнением традиционных функций обеспечения своим членам экономической, социальной, психологической и физической безопасности, призвана помогать человеку адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современной жизни. Однако в последнее время социологи и психологи отмечают кризисные явления в институте семьи: рост разводов, рождение детей одинокими матерями, брошенные дети, значительное количество семей, нуждающихся в защите и помощи. Среди одиноких матерей, разведённых родителей, семей, взявших под опёку детей, многодетных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев значительное место занимают молодые семьи [10].

Для решения проблем семейной педагогики наиболее перспективным и эффективным считается интеграция деятельности социальных институтов: школы, учреждений дополнительного образования детей и семейных клубов. Такой подход предполагает чёткое определение целей и осуществление программы действий, направленной на создание условий для формирования ценностных ориентаций детей в школьном семейном клубе.

Важно отметить, что механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношений между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, потому что не хотят и не могут потратить время на то, чтобы быть вместе с детьми. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалистов, практически не-

возможно. Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также в связи с возникновением эмоциональных затруднений у детей [5].

Наше исследование показывает, что в науке и практике деятельности учреждений образования выделены различные технологии работы по совершенствованию взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Создаются и работают различные кружки, секции, а на основе исследований проблем семейной педагогики разработаны и успешно применяются концепции семейного клуба. Клуб - одна из устойчивых форм объединения людей, имеющих общее увлечение, и при этом имеет большую свободу по способу включённости людей в клубное сообщество. Семейный клуб - это специфическая форма детско-родительского образовательного объединения, обеспечивающего условия творческого развития личности в системе дополнительного образования на основе взаимодействия [6].

В школьном семейном клубе детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы в семьях с низкой психолого-педагоги-ческой культурой укрепить отношения между родителями и детьми: ребёнок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что у родителей появляется возможность понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребёнку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребёнок в атмосфере семейного клуба получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и од-

новременно испытать чувство ответственности. Дети получают от родителей поддержку, учатся правильно оценивать свои возможности, формировать адекватную самооценку, а также ценностные ориентации [4, 6].

В работе школьного клуба «Вдохновение» на базе гимназии г. Сертолово Ленинградской области мы принимаем модифицированную программу по коррекции взаимоотношений родителей и детей, что способствует эффективности деятельности школы, семейного клуба и влияет на успешность формирования ценностных ориентаций детей.

Охарактеризуем основные вопросы программы, которые были задействованы в эксперименте.

1. Коррекция отношений родителей и детей, установление и развитие отношений сотрудничества между ними (улучшение понимания родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов, выработки навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, устранение дезадаптивных форм поведения, реагирование в проблемных и стрессовых ситуациях].

2. Коррекция самооценки детей и родителей (формирование ценностных отношений детей, приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я», укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; обучение приёмам саморегуляции психического состояния].

3. Воспитание отношений к реальной жизни, направленных на приобретение навыков выбора и принятия решений (укрепление волевых качеств; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру].

Использование аксиологического подхода, разработанного в трудах А. Г. Здравомыслова, В. Б. Ольшанского, Е. Н. Шиянова и др., к анализу феномена «ценностные ориентации» позволило рассмотреть их связи с содержательной стороной направленности деятельности семейного клуба.

В исследованиях разных авторов ценностные ориентации рассматриваются как общая направленность личности, набор предпочтений, духовные и материальные ценности, ха-

рактеристика социальной зрелости, источник сознательной деятельности и поведения личности [2, 8, 9].

Большое внимание определению причин современного ценностного кризиса и поиску путей выхода из него в своих исследованиях уделяет В. Т. Лисовский. Одна из самых главных причин этого кризиса, по его мнению, -отлучение молодёжи от социальной жизни, переключение её энергии в сферу досуга [7].

Особая роль формированию ценностных ориентаций отведена в семейном клубе. Нами построена педагогическая система формирования ценностных ориентаций детей и их родителей в рамках семейного клуба, которая включает:

1. Научное обоснование педагогической направленности ресурсного сопровождения школьного семейного клуба как средства формирования ценностных ориентаций детей и родителей. Педагогическая организация ресурсного сопровождения школьного семейного клуба выражается в:

а] программно-целевом обеспечении семейного клуба, когда система воспитания в клубе связывается с разработкой социальнообразовательной и культурно-просветительской программы, смысловая направленность которой обеспечивает вооружение детей и родителей новыми смыслами и ценностями понимания природных явлений, среды взаимодействия людей;

б] развитии педагогической компетенции субъектов семейного клуба, умениями психо-лого-педагогической диагностики;

в] обеспечении организационно-содержательной деятельности клуба.

Деятельность семейного клуба направлена в содержательном аспекте на формирование:

- социально-культурных ценностей (общение, полнота и разнообразие в жизни, участие в диалоге];

- духовно-нравственных ценностей (развитие мировоззренческой, эмоционально-волевой, деятельностной сферы, воспитание гражданственности, приобщение к культуре];

- экологических ценностей (здоровый образ жизни, экологическая безопасность].

2. Модель педагогических ресурсов семейного клуба по формированию ценностных ориентаций детей и родителей (рис., с. 160].

Эта модель определяет возможности использования педагогических ресурсов школь-

КОМПОНЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Формирование ценностных ориентаций детей в результате работы семейного клуба (социально-культурное развитие, духовно-нравственное развитие и экологическое развитие)

КОМПОНЕНТ НАУЧНЫХ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

- педагогика семейного воспитания психологические теории ценностных ориентаций

- теории ролевых взаимодействий

- деятельностные и коммуникативные подходы

КОМПОНЕНТ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

Дети и родители

Педагоги,

воспитатели

Представители

социально-культурной

сферы

КОМПОНЕНТ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

Программно-целевое обеспечение семейного клуба

Организационно-

педагогическое

сопровождение

деятельности

Развитие педагогической компетенции субъектов семейного ________клуба_________

Освоение проектноигровых и досуговых педагогических технологий

ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Рост педагогической Качество Сформированность Авторитет и престиж

квалификации внеурочной мотивации семейного клуба

родителей деятельности к учебно-досуговой

деятельности

Рис. Модель педагогических ресурсов семейного клуба по формированию ценностных ориентаций детей и родителей.

ного семейного клуба, формирования ценностных ориентаций детей и обеспечения их включённости в систему внутрисемейных отношений. Модель состоит из следующих компонентов:

а) целеполагания педагогической организации семейного клуба, связанный с формированием ценностных ориентаций в области социально-культурной деятельности, духовно-нравственного восприятия действительности и экологической культуры;

б) субъектов деятельности семейного клуба (дети и родители, педагогии, воспитатели и представители социально-культурной сферы);

в) организационно-содержательной деятельности клуба: проектирование образовательно-культурных программ, развитие пси-холого-педагогической компетенции воспитателей, родителей и детей, освоение проектной технологии, цели деятельности (формирование ценностных ориентаций), психолого-

педагогические условия, организационнотехнические и социально-экономические условия, средовый, проектный, субъектный и интегративный подходы, методы и формы деятельности, субъекты деятельности (школа, дети, педагоги дополнительного образования детей), этапы организации, критерии сформированности и результаты работы.

Успешность реализации модели обеспечивается организационными факторами и требованиями: структурой и возрастными признаками различных типов семей; деятельностью детей и взрослых по усвоению социальных, культурных и образовательных ролей и способов взаимодействия; формированием социально-воспитательной среды и ориентаций на включённость во внутрисемейные отношения;

г) компонент оценочно-рефлексивный,

предусматривает совокупность динамически изменяющихся качеств деятельности семейного клуба, ориентированного на формирование ценностных ориентаций детей и родителей.

3. Критерии эффективности формирования ценностных ориентаций детей в различ-

ных видах культурно-досуговой деятельности, предусматривающие:

а) рост педагогической квалификации родительской общественности (педагогический кругозор, организация самообразования, коммуникативная культура, вовлечение в новые проекты, участие в семейных делах, пропаганда достижений в семейной педагогике) в нашем исследовании - школьном семейном клубе;

б) качество внеурочной деятельности (число участников; расширение тематики внеурочной деятельности; достижения в конкурсных мероприятиях; имидж учреждения в социуме);

в) сформированность мотивации к учебно-досуговой деятельности (участие в конкурсных мероприятиях; показатели успешной социализации; воспитанность; гражданственность; отношение к родителям и родственникам; честность);

г) авторитет и престиж семейного клуба (показатели участия в мероприятиях разного уровня; количество участников клуба; желание родителей записать детей в клуб; участие родителей в управлении клубом).

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -СПб.: Питер, 2001. - 272 с.

2. Боенко Н. И. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в условиях вхождения в рынок / / Молодёжь в условиях социальноэкономических реформ : материалы Международной научнопрактической конференции 16-18 сентября 1995 года. Вып. 1. -СПб., 1995.

3. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл. Эксмо, 2003. - 113 с.

4. Галко Е. Н. Семейный клуб как средство социализации ребёнка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Великий Новгород, 2003. - 154 с.

5. Григори Н. Связующая нить : программа коррекции детско-взрослых отношений // Школьный психолог : [сайт журнала]. -URL : http://psy.1september.ru/artide_extphp?dir=2000/28/&Шe= 5_12.htm

6. Краткий словарь по социологии / под общей ред. Д. М. Гви-ташиани, Н. И. Лапина. - М.: Политиздат, 1988. - 479 с.

7. Лисовский В. Т. Молодёжь и современность. - Л.: Знание, 1975. - 200 с.

8. Накохова Р. Р. Развитие ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии // Мир психологии. - 2000. - №4.

9. Создание условий для формирования жизненных ценностей учащихся через взаимодействие школы и семьи в современных условиях // Материалы научно-практической конференции 12 мая 2006 года. - Волгодонск. - 93 с.

10. Тугуз Ф. А. Формирование готовности будущих социальных педагогов к оказанию социально-педагогической поддержки молодой семье : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. -Майкоп, 2007.- 23 с.

11. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -836 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.