Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества'

Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / СЕМЬЯ / FAMILY / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанова Вероника Александровна

Статья посвящена исследованию развития творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества. Особое внимание уделяется социальному окружению ребенка, а именно семье. Основой благополучного развития личности ребенка является улучшение семейных отношений, повышение родительской компетентности, обучение родителей методам сотрудничества с детьми. Описана работа детско-родительского клуба «Глинка», основанная на сотрудничестве родителя с ребенком. Благодаря созданию целой системы значимых для ребенка тем происходит включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных участников. Показано, как через совместную творческую деятельность в системе отношений «педагог – родитель – ребенок» и вовлечение родителей в педагогический процесс повышается уровень развития творческого потенциала ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобанова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of preschoolers’ creative potential in the atmosphere of co-creation

The article deals with the development of the creative potential of preschool children in an atmosphere of co-creation. Special attention is paid to the social environment of children, especially their families. The basis for successful development of the child is to improve family relations and increase parental competence showing them the ways of cooperation with their children. The work of the children’s and parents’ club “Glinka”, based on the parent-child cooperation, is described. With the creation of the whole system of themes valuable for a child, parents enter the developing pedagogical space as equal participants. The article shows how joint creative activities within “teacher – parent – child” system increase the level of development of creative potential of children

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества»

_

В. А. Лобанова

Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества

Лобанова Вероника Александровна - воспитатель дополнительного

образования Некоммерческого дошкольного образовательного ~Z | учреждения №208 открытого акционерного общества «РЖД» 6* Ш (г. Нижнеудинск, Иркутская область, Россия), lovero@mail.ru

Статья посвящена исследованию развития творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества. Особое внимание уделяется социальному окружению ребенка, а именно семье. Основой благополучного развития личности ребенка является улучшение семейных отношений, повышение родительской компетентности, обучение родителей методам сотрудничества с детьми. Описана работа детско-родительского клуба «Глинка», основанная на сотрудничестве родителя с ребенком. Благодаря созданию целой системы значимых для ребенка тем происходит включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных участников. Показано, как через совместную творческую деятельность в системе отношений «педагог - родитель - ребенок» и вовлечение родителей в педагогический процесс повышается уровень развития творческого потенциала ребенка.

Ключевые слова: творчество, детско-родительские отношения, семья, дошкольник, творческий потенциал, сотрудничество, развитие.

Realization of preschoolers' creative potential in the atmosphere of co-creation

Lobanova Veronika,

Pedagogue of preschool establishment #208 of "Russian Railways" (Nizhneudinsk, Russia), lovero@mail.ru

The article deals with the development of the creative potential of preschool children in an atmosphere of co-creation. Special attention is paid to the social environment of children, especially their families. The basis for successful development of the child is to improve family relations and increase parental competence showing them the ways of cooperation with their children. The work of the children's and parents' club "Glinka", based on the parent-child cooperation, is described. With the creation of the whole system of themes valuable for a child, parents enter the developing pedagogical space as equal participants. The article shows how joint creative activities within "teacher - parent - child" system increase the level of development of creative potential of children.

Keywords: creativity, parent-child relationships, family, preschool, creativity, cooperation, development.

Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от окружающих его взрослых. В детском общеобразовательном учреждении педагог должен использовать профессиональные знания для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого малыша, развить его неповторимую индивидуальность. Немаловажную роль играет социальное окружение ребенка, в частности семья, которая оказывает более сильное влияние на формирование здоровой, благополучной личности, так как родители являются первыми и главными педагогами в жизни ребенка. В семье закладывается абсолютное большинство качеств личности, будущие ее достоинства и пороки.

В педагогическом сообществе отмечается пристальное внимание к изучению тенденций семейного воспитания. Все более актуализируется влияние семьи, ее воспитательное воздействие на личность ребенка, на развитие эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер. На первый план выходит необходимость ведения работы, направленной на улучшение семейных отношений, повышение родительской компетентности, обучение родителей методам сотрудничества с детьми. Ни для кого не секрет, что многие родители не имеют возможности уделять достаточно времени общению с ребенком, и культура семейного общения сужается, что не может не сказаться на качестве развития детско-родительских отношений. Перед педагогическим сообществом стоит задача найти такую форму семейного общения, при которой возможно взаимопонимание между ее членами, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции развития детей. Это неизбежно ведет к изменению в системе взаимоотношений «педагог - родитель - ребенок», и возрастает актуальность поиска иных подходов к процессу взаимодействия с семьями воспитанников на основе включения родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных участников.

Отношения между родителями и детьми, обучение и воспитание в семье в целом образуют определенные стили воспитательных воздействий, что по-разному влияет на формирование личностных свойств, на эмоционально-волевое и интеллектуальное развитие детей.

Для взаимодействия с родителями мы выбрали тактику сотрудничества, которая основана на взаимопонимании и взаимоподдержке. Родители постоянно заботятся о детях,

предъявляют адекватные требования, с пониманием относятся к поведению ребенка, его успехам и неудачам.

Совместная деятельность взрослого (имеется в виду педагог и родитель) и ребенка - не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но еще и особая система их взаимоотношений. Педагоги детского сада №208 (г. Иркутск) предложили общую деятельность для детей и их родителей художественно-эстетической направленности, которая реализуется в детско-родительском клубе «Глинки». При такой форме общения родителей с ребенком (благодаря созданию системы интересов, в том числе и через выбор интересных и значимых для ребенка тем) наблюдается увлеченность взрослых и малыша предметом творчества. В ходе работы над «шедевриками» обсуждаются замыслы, показываются приемы, подбираются краски, корректируется исполнение. Взрослый и ребенок, проникнутые единой целью, чувствуют себя соавторами, равными по статусу, что служит предметом особой гордости малыша.

В клубе ведется творческая деятельность, основным компонентом которой является лепка из глины, декорирование керамических изделий, изучение основ декоративной композиции.

Идеей создания клуба «Глинки» послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада. Клуб «Глинки» ориентирован на детей от 5 до 7 лет и их родителей. Дети посещают клуб вместе с мамой, папой или другим близким человеком. Приветствуется сопровождение старшим братом или сестрой. Работа строится на основе познавательного и созидательного видов деятельности с учетом индивидуальных возможностей, личностных особенностей и интересов каждого ребенка.

Цель работы детско-родительского клуба «Глинки» - гармонизация эмоциональных отношений между родителями и детьми через взаимодействие в совместной творческой деятельности.

Поставленная цель решается посредством:

1. Повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей в области взаимоотношений с собственными детьми дошкольного возраста.

2. Формирования эмоционально-положительных взаимодействий в системе «педагог -родитель - ребенок».

3. Развития семейного творческого потенциала.

4. Развития эстетического вкуса.

Условия работы клуба

• Клубные встречи проводятся систематически четыре раза в неделю во второй половине дня, частоту посещений родители выбирают самостоятельно в соответствии с собственными возможностями и потребностями ребенка.

• Клуб работает в соответствии с комплексно-тематическим планированием работы

ДОУ.

• Тематическое содержание занятий постоянно обновляется, темы могут повторяться только по желанию участников клуба.

• Используются разные формы общения: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, выставки и др.

Структура клубных встреч

I. Вводная часть

• Приветствие. Момент, позволяющий создать позитивный настрой на работу. Установление эмоционального контакта между педагогом и родителем с ребенком.

• Пальчиковая гимнастика. Подготовка рук к работе с глиной.

II. Беседа

• Подача теоретических знаний по теме встречи (история вопроса, интересные факты), сопровождаемая демонстрацией визуального ряда.

III. Практическая работа

• Показ педагогом последовательности ведения работы с материалом, сопровождаемый детализацией и подробным объяснением используемых приемов и методов.

• Детско-родительское совместное творчество.

IV. Заключительная часть

• Рефлексия. Предполагает ретроспективную оценку встречи.

• Прощание.

Роли каждого участника образовательного процесса распределяются так:

Задача педагога - создать ситуацию успеха для всех посетителей посредством продуманной методики подачи материала. Дети, как и большинство родителей, не обладают большим запасом знаний и умений, необхо-

димых керамисту. В силу профессиональных знаний и навыков педагог является их носителем и выступает в качестве генератора идей и разработчика методик ведения работы. Рассказывая об особенностях выполнения керамических работ, педагог ориентируется как на детей, так и на родителей. Во время лепки специалист контролирует правильность выполнения задания, поощряя и дополняя сюжетную линию работы.

Родитель (или любой старший член семьи) выступает в качестве учителя и наставника для ребенка. Осуществляя максимально индивидуализированный подход, взрослый в доступной форме объясняет принципы работы, обращая внимание на правильное выполнение каждого этапа. При необходимости родители многократно показывают и дополнительно объясняют, как нужно делать, так как взрослые быстрее усваивают технические приемы.

Ребенок, обучение которого в большей степени производит родитель, осознает его компетентность в значимых вопросах. Значительно возрастает родительский авторитет. Занятия в клубе предоставляют ребенку возможность получения знаний и умений в образовательной области «Художественное творчество», а также в других образовательных областях.

Участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду помогает:

1. Развить у ребенка любознательность, творческую активность:

• изучая физические свойства пластического материала (глины), ребенок узнает о ее разных состояниях и их изменениях под воздействием воды и температуры;

• в процессе лепки, изучая форму создаваемой фигуры, посредством вопросов к взрослому (родителю или педагогу), расширяет кругозор;

• накопив опыт создания разнообразных форм, ребенок может экспериментировать с ними и комбинировать по собственному усмотрению, получая в результате индивидуальный творческий продукт;

• самостоятельная творческая деятельность создает возможность самореализации.

2. Развить у ребенка самостоятельность действий и мышления:

• отсутствие жестких требований к выполнению задания и поощрение внесения дополнительных элементов при декорировании работы создает потребность творческого поиска и реализацию индивидуальных замыслов;

• вариативность дополнительных компонентов в процессе лепки и декорировании керамических изделий стимулирует процесс постепенного отказа от предлагаемых образцов и модернизацию их в соответствии с индивидуальными творческими потребностями. В результате ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в лепке и (или) декорировании.

3. Воспитать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам:

• восприятие керамической фигурки как значимого результата труда формирует ценностное отношение к своей и чужой работе и помогает замечать целесообразную деятельность человечества в окружающем его мире.

4. Включить детей в систему социальных отношений:

• в работу клуба вовлечены как дети, так и их родители, поэтому каждому ребенку в процессе общения необходимо следовать общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

5. Сохранить и укрепить физическое и психологическое здоровье ребенка:

• глина является экологически чистым природным материалом - данный вид творчества не наносит ущерба здоровью детей (за

исключением изначальных медицинских противопоказаний, таких, как наличие кожных заболеваний);

• развитие мелкой моторики руки способствует психологическому развитию ребенка в целом;

• сотворчество с близким человеком (родителем или другим членом семьи) создает психологический комфорт для ребенка.

6. Овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми:

• в условиях работы клуба каждому ребенку предоставляется возможность свободного общения со взрослыми и сверстниками, что позволяет развиваться всем компонентам устной речи детей и способствует овладению воспитанниками культурой речи.

Деятельность клуба «Глинки» осуществляет не только решение задач образовательной области «Художественное творчество», но и в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интег-рированно, наряду с задачами, отражающими специфику таких образовательных областей, как «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Коммуникация».

«Прадедушкин день -мой праздник!»

Представитель гуманистической психологии Карл Роджерс писал: «Главным побудительным мотивом творчества <...> служит стремление человека осуществить себя, проявить свои возможности <...>. Это стремление может быть глубоко скрыто под несколькими слоями ржавых психологических защит; оно может быть спрятано за не сознаваемым человеком искусственным фасадом. Это стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления» (Rogers, 1961). Такими «подходящими» условиями мы считаем присутствие и участие родителя в творческом процессе.

Это обеспечивает:

1. Признание безусловной ценности ребенка. Если рядом с ребенком находится родитель, малыш чувствует, что ценен сам по себе, какими бы ни были его проявления, достижения, состояния и поступки в данный момент.

Он постепенно понимает, что может быть тем, кем он есть на самом деле, без фальши и притворства, потому что его считают стоящим человеком независимо от того, как он себя ведет и что он может и умеет. Вследствие этого у него нет нужды что-либо скрывать, он может обнаружить, что значит быть самим собой, попытаться проявить себя нестандартно, по-новому.

Родитель своим присутствием внушает ребенку доверие к происходящему, снимает напряженность, способствует раскрепощению и проявлению творческих способностей.

2. Создание обстановки, в которой отсутствует внешняя оценка. Во время клубных встреч ничто не отвергается взрослым, любая идея приветствуется, предлагаются пути ее воплощения в реальность. Оценить работу может только ее творец.

3. Понимание, сопереживание. Родитель -самый близкий для ребенка человек. Он понимает, сопереживая, смотрит на все глазами ребенка, входит в его внутренний мир. Родитель принимает своего ребенка при любых его проявлениях. В такой обстановке ребенок может проявить свое настоящее «Я» и выразить его в разнообразных творениях. На наш взгляд, это основной фактор, способствующий творчеству.

Мы стараемся максимально раскрепостить каждого ребенка, чтобы он воплотил свои фантазии в материале (глине). Важно подчеркнуть, что в процессе детско-родительского сотворчества между взрослым и ребенком складываются партнерские отношения. На фоне общего интереса они, безусловно, благоприятствуют развитию позитивных внутрисемейных отношений.

Однако семья - это не только «мама, папа, я». Важную воспитательную роль играют дяди и тети, дедушки и бабушки и другие родственники и друзья. И не только те, кто жив. Очень точно сказано: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...» Гордость за великие дела прадедов должна жить в душе каждого человека, независимо от возраста. Именно поэтому в нашем детско-родительском клубе мы говорим о героях.

Для дошкольника важно все: что обсуждают и делают домашние, что делает сам ребенок. Возможно, по прошествии многих лет что-то будет забыто, но те ощущения, которые были пережиты, навсегда останутся где-то в глубине детской души. Беседы о празднике Победы значимы для каждого малыша.

В современном российском обществе довольно остро стоит вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Может быть не только потому, что в стране много проблем, и не от того, что россияне не любят родные края. Думается, все корни в детстве. Обратим внимание на само слово «отечество», оно происходит от слова «отец». Если заглянуть в историю нашей страны, мы увидим множество войн, когда лилась кровь за жизни матерей, жен, детей. И это были не бессмысленные смерти, каждый воин знал, что защищает свой род. У нас было четкое представление, какая цена была заплачена во время Великой Отечественной войны. Сегодня родные отцы нередко не занимаются воспитанием детей, считая семью обузой и препятствием в самореализации. В результате в отдельных регионах страны до 30% семей оказываются неполными. Как ни печально, но нет Отечества без отцов. Семья - самое главное для любого человека. Мы только тогда счастливы, когда дома уютно и тепло, нас ждут и любят. Большая любовь к Отечеству зарождается с маленькой -к семье.

В годы Великой Отечественной войны не возникал вопрос межнациональной розни. И весенним днем 9 мая мы ощущаем единство

народа в общем ликовании. Не только беседы, песни, кинофильмы доносят до нас атмосферу того времени, когда встала страна огромная и дала отпор врагу. Используя патриотическую музыку, понятную детям, сегодня мы доносим до них то, что происходило в те - уже далекие - великие годы. Одна из таких песен «Прадедушка» (см. Приложение 1). Вспоминая своих прадедушек, беседуя о них, рассматривая фотографии, предлагаю слепить воина. Каждый ребенок может его сделать именно таким, каким ему хочется: с медалями и орденами, молодого или в возрасте, солдата сухопутных войск или морских, а может быть это будет бравый десантник или былинный богатырь. Все зависит от фантазии и желания.

Для лепки понадобится: глина, стеки, емкость с водой, влажные тряпочки для рук.

Ход работы

1. Скатайте конус. Переверните его вершиной вниз и примните до достижения устойчивости.

2. Для того чтобы слепить голову, скатайте шар и разместите его в центре основания конуса.

3. Чтобы вылепить руки, скатайте жгут, разрежьте стеком пополам и примажьте к основной форме.

4. Проработайте детали.

5. После обжига (если нет такой возможности, можно сразу после сушки) покройте фигуру воина белой краской (можно использовать водоэмульсионную краску или обычную гуашь) - эта грунтовка позволит последующему красочному слою быть более насыщенным. Декорируйте красками.

6. Если группа детей слепит по одному такому воину, то получится не одиночная фигура, а целая рать, способная защитить от любых напастей!

Описанная форма работы направлена на гармонизацию эмоциональных отношений между родителями и детьми через взаимодействие в совместной творческой деятельности, формирование общей культуры у ребенка, развитие физических, интеллекту-

альных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Данная деятельность:

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей;

• имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

По итогам клубных встреч проведена работа по анализу полученных результатов, что позволило выявить:

• эмоциональное сближение между педагогом, родителями, детьми;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышение уровня заинтересованности родителя к психолого-педагогической работе ДОУ и как следствие активное участие в ней в качестве равноправного действующего лица по отношению к собственному ребенку;

• повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение опытом взаимодействия с собственным ребенком по средствам совместной творческой деятельности;

• повышение уровня развития тонкой моторики рук детей, улучшение качества овладения приемами лепки;

• формирование эстетического вкуса через знакомство с образцами изобразительного искусства и результатами собственной деятельности.

Таким образом, на основании прослеживаемых изменений в системе отношений «педагог - родитель - ребенок», в системе детско-родительских отношений, в вовлеченности родителей в педагогический процесс, в овладении навыками работы с материалом детьми - можно сказать об эффективности проведенной работы. ■

Приложение 1

Прадедушка1

Я на свете недавно живу И историю знаю по книжкам, Но зато про большую войну Я живые рассказы слышу.

Есть хороший один человек, Он всегда говорит мне правду. И в душе остается след, -Остается со мной мой прадед!

Припев:

Прадедушка, прадедушка, Он всю прошел войну, От Волги и до самого Берлина. Прадедушка, прадедушка, Он защищал страну, Он защищал жену свою и сына.

Прадедушка, прадедушка, Он жизнью рисковал, Чтоб опять запели в небе птицы, И стало небо голубым, и смех не угасал, И чтобы мне на белый свет родиться, И чтобы мне на белый свет родиться!

Он так рано ушел на войну, Был как я он в военные годы, Побывать довелось и в плену И пройти сквозь огонь и воду.

Он защитником Родины стал, Хоть совсем еще был мальчишкой, И победу завоевал, И с победою к дому вышел!

Припев

Я прадедушкой очень горжусь, Мне пример его - в жизни подмога, Но из сердца не выкинуть грусть -Трудной стала его дорога.

У меня все еще впереди, И свой путь выбирать мне надо. Но хочу я его пройти, Как по жизни прошел мой прадед!

1 http://www.ermolov.ru/notes/praded.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.