Научная статья на тему 'Планирование работы социального педагога'

Планирование работы социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анташева Юлия Анатольевна

Цель планирования работы социального педагога координация действий с администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения, с одной стороны, и учащимися, родителями, общественными структурами с другой. При составлении плана работы на год социальному педагогу необходимо учитывать специфику конкретного образовательного учреждения, контингента воспитанников и т.д. Предлагаем ознакомиться с опытом планирования деятельности социального педагога специальной (коррекционной) школы-интерната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning the work of social teacher

Planning the work of social teacher. The objective and tasks of planning for socio-educational activity. Making plan of work for a year. The annual plan of work for the social teacher of special (correctional) boarding school.

Текст научной работы на тему «Планирование работы социального педагога»



Планирование работы социального педагога

Юлия Анатольевна Анташева,

социальный педагог школы-интерната № 8 г. Мурома Владимирской области

О

Цель планирования работы социального педагога — координация действий с администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения, с одной стороны, и учащимися, родителями, общественными структурами — с другой. При составлении плана работы на год социальному педагогу необходимо учитывать специфику конкретного образовательного учреждения, контингента воспитанников и т.д. Предлагаем ознакомиться с опытом планирования деятельности социального педагога специальной (коррекционной) школы-интерната.

• планирование • социально-педагогическая деятельность • школа-интернат • профилактика вредных привычек

План работы социального педагога в нашей школе-интернате составляется прежде всего с учётом психофизиологических особенностей обучающихся у нас детей. План утверждается директором школы, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и рассматривается на заседании методического объединения коррекционно-развивающей службы. Все мероприятия плана носят воспитывающий и обучающий характер. Конечно, особенности наших детей затрудняют решение задач воспитания, но не снимают их. При отборе тем и форм проведения внеклассных занятий учитывается необходимость формирования таких черт характера, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

При составлении плана работы социального педагога на год в первую очередь учитываются проблемы, возникшие в конце года. Исходя из этого, определяют главную тему года и задачи социально-педагогической деятельности.

Эти задачи направлены на защиту нравственности детей, их здоровья и конституционных прав. Педагоги, которые работают в учреждениях интернатного типа, знают,

-е-

что далеко не каждый ребёнок мотивирован к выработке позитивных навыков. Этим обусловлено повышенное внимание, которое мы уделяем профилактике вредных привычек.

Естественно, что у наших воспитанников снижена способность к усвоению значительного количества информации и оперированию ею. Поэтому социальные педагоги должны иметь данные социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы; диагностировать детские и семейные проблемы, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.

План работы составляется на весь год и расписывается по месяцам. В нём представлены следующие разделы: содержание деятельности, сроки исполнения, ответственные за проведение работы.

Графа «Содержание деятельности» в плане _

разбита на четыре направления: работа с до- 1 Материалы для проведения диагностик, тре-

кументацией; взаимодействие с педагогичес- нинговые упрaжнeния, мгатая с детьми и ро-

ким коллективом; работа с родителями; рабо- дителями, методичккта ржометдации педагогам школы, указанные в плане работы,

та с детьми.

можно наити в книге Т.А. Шишковец «СпраВ графе «Сроки исполнения» установлены вочник остального педм-ога». 5-11-е кла° сроки реализации решений. В последней гра- сы. М.:ВАК0, 2007 фе указываются ответственные за проведение мероприятий1.

-Ф- -Ф-

План работы социального педагога шециальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида на 2011/12 учебный год

Цели и задачи:

1. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.

2. Становление личности в открытой социальной среде, интеграция детей в общество.

3. Диагностика проблем учащихся школы.

4. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье, микрорайоне.

5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.

6. Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска.

7. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме, в которых развиваются дети, установление затруднений во взаимоотношени-

Ю.А. Анташева. Планирование работы социального педагога

ях с окружающими и личном самоопределении. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую жестокость.

8. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

9. Развитие гражданской и социальной ответственности как важнейших черт личности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны.

10. Формирование норм морали, культуры общения.

Функции деятельности:

1. Диагностическая.

2. Прогностическая.

3. Посредническая.

4. Коррекционно-реабилитационная.

5. Охранно-защитная.

6. Профилактическая.

7. Просветительная.

э

Содержание деятельности социального педагога Сроки исполнения Ответственные

Сентябрь

1. Работа с документацией 1.1. Подготовка и утверждение плана работы на год, плана совместной работы с ОДН УВД 1.2. Подготовка, уточнение и корректировка списков - трудных подростков; - неблагополучных семей; - семей группы риска и состоящих на учёте в КДН. 1.3. Составление социального паспорта школы. 1.4. Составление плана работы на следующий месяц 1-я и 2-я недели сентября Соц. педагог, зам. директора, директор

2. Работа с кл. руководителями 2.1. Совместное посещение детей на дому с целью изучения положения ребёнка в семье и социально-бытовых условий. 2.2. Выявление проблемных семей из вновь прибывших. 2.3. Осуществление контроля за посещением уроков учащимися, состоящими на ВШК, контроль за поведением данных учащихся. 2.4. Беседа с кл. руководителями по вопросу пропуска уроков учениками без причин. 2.5. Сбор и анализ данных о соц. характеристике семей всех классов, составление соц-х. карт Конец августа, 1-я неделя сентября По средам 2-я, 3-я, 4-я недели Соц. педагог, кл. руководитель

3. Работа с родителями 3.1. Организация рейдов в проблемные семьи совместно с представителями ОДН УВД. 3.2. Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей. 3.3. Диагностические мероприятия, тестирование родителей 1-х, 2-х классов «Моё отношение к ребёнку». 3.4. Составление соц-х. карт на детей и семей, находящихся в социально опасном положении В течение месяца 3 недели сентября В течение месяца Соц. педагог, инспектор ОДН Соц. педагог

©

э

4. Работа с детьми 4.1. Работа с документацией, Выявление проблемных детей. Составление банка данных картотеки постановки на внутри-школьный учёт. Заполнение карточек на учащихся, состоящих на ВШК и учёте в ОДН 4.2. Контроль за посещаемостью занятий и поведением детей из группы соц. риска 4.3. Индивидуальные занятия с детьми 3 недели сентября Ежедневно По пятницам Соц. педагог, кл. руководитель

Октябрь

1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Составление ходатайств (взаимодействие с различными учреждениями г. Мурома и Муромского района). 1.3. Корректировка информации о «трудных» подростках, семьях группы риска, неблагополучных, социально-незащищённых 1-я неделя октября В течение месяца 2-я неделя октября Соц. педагог, кл. руководители

2. Работа с кл. руководителями 2.1. Индивидуальные консультации с воспитателями и кл. руководителями. 2.2. Оказание помощи в составлении характеристик для совета профилактики. 2.3. Рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с нарушением детьми устава школы, с проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в пределах своей компетентности. 2.4. Участие в совете профилактики. 2.5. Участие в общешкольном родит. собрании. Лекция для родителей: «Влияние семьи на социальную зрелость подростка» Каждая среда 4-я неделя октября В течение месяца 4-я неделя октября 15.10 Соц. педагог, зам. директора по УВР, члены сов. профилактики

3. Работа с родителями 3.1. Изучение социально-бытовых условий детей, нах-ся в социально-опасном положении. Посещение семей. 3.2. Диагностическая работа с родителями (нач. звено) Тестирование «Лики родительской любви». 3.3 Проведение семейного консультирования. 3.4. Применение к родителям, неиспользующим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей мер воздействия, предусмотренных законодательством 1-я неделя октября 2-я неделя октября Каждая суббота В течение месяца Соц. педагог, кл. руководители

4. Работа с детьми 4.1. Наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью (посещение уроков, кружковых занятий). 4.2. Пропаганда знаний о правах ребёнка. 4.3. Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков: «Опросник проявлений агрессивности и враждебности», В.Н. Панкратов. Беседы с подростками о методах снятия агрессии. 4.4. Практические рекомендации учащимся 10-х классов «Шесть шагов к себе» (профилактика и коррекция неадекватного поведения) В течение месяца 1 раз в неделю (по группам) 1-я неделя октября 9-е классы 2-я неделя месяца Соц. педагог

©

Ю.А. Анташева. Планирование работы социального педагога

э

Ноябрь

1. Работа с документацией 1.1. Планирование работы на месяц. 1.2. Подготовка памяток для классных руководителей «Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних». 1.3. Подготовка методических рекомендаций для воспитателей к месячнику борьбы с табакокурением и наркоманией «Вредные привычки. Профилактика». 1.4. Составление ходатайств в учреждения города По необ-ходимости Соц. педагог

2. Работа с кл. руководителями 2.1. Участие в дефектологическом семинаре «Уровни риска и критерии оценки для раннего выявления жестокого обращения с детьми».Лекция «Жестокое обращение с детьми. Раннее выявление всех видов насилия». 2.2. Участие в медико-педагогическом консилиуме. 2.3. Анализ работы с детьми, состоящими на ВШК, на совещании классных руководителей. 2.4. Участие в обучающем семинаре для молодых специалистов. Лекция «Диагностика статуса семей. Семейные проблемы, особенности, ресурсы» 2-я, 3-я недели Соц. педагог, кл. руководители

3. Работа с родителями 3.1. Участие в недели КРС. Занятие с родителями и учащимися 9-10-х классов по профилактике наркомании. Круглый стол «Пока беда не вошла в дом». 3.2. Контрольное обследование социально-бытовых условий семей по месту жительства. 3.3. Проведение индивидуальных консультаций с родителями Каждая суббота Соц. пед-г, инспектор службы по нарко-контролю, специалисты отдела опеки, КОС, ОДН УВД, кл. руководители

4 Работа с детьми 4.1. Оказание консультационной помощи ребёнку в семье (обследование жизненных условий и составление актов семей с асоциальным поведением). 4.2. Профилактическая работа с подростками (циклы бесед по охране здоровья). 4.3. Анкетирование учащихся «Изучение уровня осведомлённости детей и подростков по проблеме табакокурения и алкоголизма». 4.4. Посещение уроков, контроль посещаемости учебных занятий В течение. месяца По средам 4-я неделя ноября Один раз в неделю Соц. педагог, специалисты КОС

©

э

Декабрь

1. Работа с документацией 1.1.Составление плана работы на месяц. 1.2.Подготовка документов и сбор материала к аттестации. 1.3.Составление ходатайств в учреждения города. 1.4.Составление социально-педагогических характеристик классов к психолого-педагогическому консилиуму В течение месяца 1-я и 2-я недели декабря Соц. педагог Соц. педагог

2. Работа с кл. руководителями 2.1. Информирование кл. руководителей о положениях Закона Владимирской области от 28.12.2006 № 193 03 «О мерах по защите нравственности и здоровья во Владимирской области». 2.2. Изучение социально-бытовых условий детей, находящихся в социально-опасном положении. 2.3. Лекции и индивидуальные беседы (информирование о содержании закона № 120; ст. Семейного; Административного; Уголовного; Гражданского кодексов). 2.4. Участие в психолого-медико-педагогич. консилиуме 2.5. Составление актов о нарушении детьми устава школы 1-я нед. декабря 2-я нед. декабря По средам 4-я неделя декабря 3-я неделя Соц. педагог

3. Работа с родителями 3.1. Заседание семейного клуба. Тема: «Роль родителей и семейного воспитания для становления нравственно-полового поведения». 3.2. Индивидуально-консультационная помощь родителям. 3.3. Посещение семей. Участие в рейдах совместно с инспекторами ОДН. 3.4. Вызов родителей трудных детей на заседание совета профилактики. Составление характеристик и принятие мер 2-я неделя декабря По субботам В течение. месяца Конец месяца Соц. педагог, кл. руководители 8-х кл., инспекторы полиции

4. Работа с детьми 4.1. Проведение диагностики личности подростка и его социальных связей (методика «Недописанный тезис. Ценности и убеждения»). 4.2. Реализация диагностического материала. Анкетирование «Ребёнок, педагог, коллектив». 4.3. Встреча с работниками ПДН, прокуратуры, ОВД, лекции. 4.4. Индивидуальные и групповые консультации с детьми В теч. месяца 2-я нед. декабря По мере необходимости По средам Соц. педагог

Январь

1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Подготовка материалов по теме «Пропаганда здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, наркомании и правонарушений». 1.3. Организация взаимодействия с ОДН УВД Соц. педагог

©

Ю.А. Анташева. Планирование работы социального педагога

э

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом 2.1. Участие в обучающем семинаре для молодых специалистов. Лекция: «Методы снятия неблагоприятного состояния у детей». 2.2. Метод объединения КРС. Лекция «Работа соц. педагога с различными видами девиаций в поведении детей». 2.3. Собеседование с кл. руководителями и предоставление воспитателями материалов по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений Соц. педагог, кл. руководители

3. Работа с родителями 3.1. Диагностич. исследования. «Тест наблюдения, анализа и оценки родителями воспитанности детей в семье». 3.2. Плановая индивидуальная встреча с родителями, состоящими на ВШК. 3.3. Обследование жилищно-бытовых условий в семьях. 3.4. Организация тематических встреч родителей с работниками правоохранительных органов, КОС, управления образования Соц. педагог, инспекторы КОС

4. Работа с детьми 4.1. Тестирование учащихся 9-10-х классов. Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон), диагностические исследования. 4.2. Анкетирование учащихся 7-8-х классов «Оценка отношений подростка с классом» для улучшения организации учебного процесса. 4.3. Контроль за посещаемостью учащихся, требующих особого педагогического внимания Соц. педагог, кл. руководители, воспитатели, зам. директора

Февраль

1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Составление характеристик на семьи. Работа по выявлению трудностей в учёбе у подростков, родители которых не обеспечивают должного контроля. 1.3. Работа с методической литературой в библиотеке В течение месяца По средам, четвергам Соц. педагог, библиотекарь

2. Работа с педагогами 2.1. Участие в мед.-пед. консилиуме. «Психолого-медико-педагогическая помощь учащимся, испытывающим трудности в поведении. 2.2. Участие в заседании соц. профилактики с педагогами. Совместное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся. 2.3. Рассмотрение конфликтов среди подопечных; свовремен-ное оказание им социальной поддержки 2-я неделя декабря 3-я неделя декабря, в течение месяца Соц. педагог, кл. руководители

©

О

э

3. Работа с родителями 3.1. Занятие в семейном клубе. Тема «Я живу, чтобы нести миру добро и красоту» (занятие направлено на развитие коммуникативных навыков). 3.2. Организация тематических встреч с работниками ОДН УВД и наркологического диспансера. Лекции, беседы «Свободное времяпрепровождение подростков. Профилактика детской преступности, беспризорности и безнадзорности». 3.3. Индивидуальные консультации для родителей (по запросам классных руководителей) 3-я неделя 3-я и 4-я недели По субботам Соц.педа-гог, кл. руководители

4.Работа с детьми 4.1.Организация просмотра фильмов на военно-патриотическую тематику (7-9-е классы). 4.2. Диагностические исследования. Тест «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» (методика А.А. Андреева). 4.3. Занятие для учащихся 6-7-х классов по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов. 4.4. Беседы с учащимися 9-10-х классов (воспитание патриотизма) 1-я неделя 2-я неделя По средам 4-я неделя Соц.педа-гог, воспитатели

Март

1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Своевременное предоставление документов на семьи в правоохранительные органы, управление образования, направленные на защиту подопечных. 1.3. Реализация диагностического материала. Опросник проявлений агрессивности и враждебности. Тест: «Жить достойно» По мере необходимости Соц. педагог, классные руководители

2. Работа с педагогами 2.1. Участие в медико-педагогическом консилиуме «Определение направлений до профессионального трудового обучения» (7-е классы). 2.2. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и воспитателей. Обучающий семинар для педагогов. 2.3. «Педагогические приёмы в работе педагогов с учащимися, направленные на нормализацию их психического и физического состояния. 2.4. Занятие в обуч. семинаре для молодых специалистов «Социально-педагогическая защита прав ребёнка» 2-я неделя По понедельникам В каникулы 3-я неделя Соц. педагог, классные руководители, воспитатели

3. Работа с родителями 3.1. Индивидуальное консультирование по возникшим проблемам. 3.2. Родительское собрание в 8-10-х классах. Пресс-конференция с родителями. Тема: «Проблемы и успехи семейного воспитания». 3.3. Участие в род. собрании в первом классе. Лекция-беседа «Младший подросток и его особенности» В течение месяца 3-я неделя 1-я неделя Соц. педагог, члены КРС, кл. руководители

е

Ю.А. Анташева. Планирование работы социального педагога

э

4. Работа с детьми 4.1. Диагностические исследования. Анкетирование учащихся 4-5-х классов (методика А. Андреева). 4.2. Индивидуальные занятия для детей группы риска по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать свои эмоции, по овладению способами решения конфликтов. 4.3. Лекции-беседы для учащихся 8-10-х классов, посвящённые Международному женскому дню «Легенда о матери» 1-я неделя Каждая среда 1-я неделя Соц. педагог, кл. руководители

Апрель

1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Подготовка и модернизация стендов «Семейный уголок» и «Правовой уголок». 1.3 Работа с методической литературой. Изучение опыта работы педагогов. 1.4. Составление карт на учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении 1-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Соц. педагог

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом 2.1. Участие в медико-педагогическом консилиуме «Готовность учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено». 2.2. Заседание совета профилактики, составление актов на родителей, уклоняющихся от воспитания детей. 2.3. Собеседование с классными руководителями и воспитателями по возникшим проблемам (по трудным детям) 2-я неделя 3-я неделя По средам Соц. педагог

3. Работа с родителями 3.1. Осуществление контроля за условиями жизни детей, состоящих на ВШК. Посещение семей по месту жительства. 3.2. Участие в родительском собрании (8-й класс). Лекция-беседа «Не попасть в зависимость». 3.3. Собеседование с родителями, имеющими проблемы в воспитании детей. 3.4. Анкетирование учащихся 9-10-х классов «Установка» (Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко) В течение месяца. 4-я неделя. В течение месяца Соц. педагог, специалисты КОС, ОДН УВД, кл. руководители

4. Работа с детьми 4.1. Деловая игра с элементами тренинга с учащимися 9-10-х классов. 4.2. Групповые беседы с детьми, состоящими на ВШК, «Подростковая среда и алкоголь». 4.3. Индивидуальная работа с подростками. Консультации по возникшим проблемам 4.4. Беседы с учащимися 9-10-х классов по профилактике наркомании «Негативное влияние наркотика на психику подростка». 4.5. Контроль за посещением учебных занятий учащимися, состоящими на ВШК 1-я неделя. В течение месяца. По средам, субботам. 4-я неделя. В течение месяца Психолог, соц. педагог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©

э

Май

1. Работа с документацией 1.1. Корректировка банка данных на детей. Составление списков на конец года. Составление паспорта школы. 1.2. Составление плана работы (межведомственные операции «Подросток»). 1.3. Составление аналитического отчёта за год В течение месяца 4-я неделя Соц. педагог

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом 2.1. Участие в медико-педагогическом консилиуме «О допуске учащихся 9-х классов к промежуточным экзаменам, профессиональные намерения учащихся». 2.2. Содействие в организации летнего отдыха детей из проблемных семей. 2.3. Собеседование с кл. руководителями и воспитателями по вопросу летнего отдыха детей 2-я неделя 2-я неделя 3-я неделя Соц. педагог, кл. руководители, воспитатели, специалисты органов соц. защиты

3. Работа с родителями 3.1. Оказание помощи родителям в сборе документов на приобретение путёвок в оздоровительные лагеря. 3.2. Посещение семей, требующих особого контроля и наблюдения (неблагополучные дети и детей группы риска). 3.3. Анкетирование родителей 9-10-х классов «Перспектива» (Н.И. Дереклеева; М.Ю. Савченко) 3-я неделя мая, июнь В течение месяца 4-я неделя Соц. педагог, специалисты органов соц. защиты, инспекторы КОС ОДН УВД

4. Работа с детьми 4.1. Собеседование с детьми по вопросу проведения операции «Подросток» с целью профилактики правонарушений «Внимание! Впереди каникулы». 4.2. Участие в классном часе (3-й класс) «Юный Правовед» 3-я неделя 3-я неделя Соц. педагог, кл. руководители

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.