Планирование работы социального педагога
Юлия Анатольевна Анташева,
социальный педагог школы-интерната № 8 г. Мурома Владимирской области
О
Цель планирования работы социального педагога — координация действий с администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения, с одной стороны, и учащимися, родителями, общественными структурами — с другой. При составлении плана работы на год социальному педагогу необходимо учитывать специфику конкретного образовательного учреждения, контингента воспитанников и т.д. Предлагаем ознакомиться с опытом планирования деятельности социального педагога специальной (коррекционной) школы-интерната.
• планирование • социально-педагогическая деятельность • школа-интернат • профилактика вредных привычек
План работы социального педагога в нашей школе-интернате составляется прежде всего с учётом психофизиологических особенностей обучающихся у нас детей. План утверждается директором школы, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и рассматривается на заседании методического объединения коррекционно-развивающей службы. Все мероприятия плана носят воспитывающий и обучающий характер. Конечно, особенности наших детей затрудняют решение задач воспитания, но не снимают их. При отборе тем и форм проведения внеклассных занятий учитывается необходимость формирования таких черт характера, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
При составлении плана работы социального педагога на год в первую очередь учитываются проблемы, возникшие в конце года. Исходя из этого, определяют главную тему года и задачи социально-педагогической деятельности.
Эти задачи направлены на защиту нравственности детей, их здоровья и конституционных прав. Педагоги, которые работают в учреждениях интернатного типа, знают,
-е-
что далеко не каждый ребёнок мотивирован к выработке позитивных навыков. Этим обусловлено повышенное внимание, которое мы уделяем профилактике вредных привычек.
Естественно, что у наших воспитанников снижена способность к усвоению значительного количества информации и оперированию ею. Поэтому социальные педагоги должны иметь данные социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы; диагностировать детские и семейные проблемы, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.
План работы составляется на весь год и расписывается по месяцам. В нём представлены следующие разделы: содержание деятельности, сроки исполнения, ответственные за проведение работы.
Графа «Содержание деятельности» в плане _
разбита на четыре направления: работа с до- 1 Материалы для проведения диагностик, тре-
кументацией; взаимодействие с педагогичес- нинговые упрaжнeния, мгатая с детьми и ро-
ким коллективом; работа с родителями; рабо- дителями, методичккта ржометдации педагогам школы, указанные в плане работы,
та с детьми.
можно наити в книге Т.А. Шишковец «СпраВ графе «Сроки исполнения» установлены вочник остального педм-ога». 5-11-е кла° сроки реализации решений. В последней гра- сы. М.:ВАК0, 2007 фе указываются ответственные за проведение мероприятий1.
-Ф- -Ф-
План работы социального педагога шециальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида на 2011/12 учебный год
Цели и задачи:
1. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.
2. Становление личности в открытой социальной среде, интеграция детей в общество.
3. Диагностика проблем учащихся школы.
4. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье, микрорайоне.
5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
6. Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска.
7. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме, в которых развиваются дети, установление затруднений во взаимоотношени-
Ю.А. Анташева. Планирование работы социального педагога
ях с окружающими и личном самоопределении. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую жестокость.
8. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
9. Развитие гражданской и социальной ответственности как важнейших черт личности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны.
10. Формирование норм морали, культуры общения.
Функции деятельности:
1. Диагностическая.
2. Прогностическая.
3. Посредническая.
4. Коррекционно-реабилитационная.
5. Охранно-защитная.
6. Профилактическая.
7. Просветительная.
э
Содержание деятельности социального педагога Сроки исполнения Ответственные
Сентябрь
1. Работа с документацией 1.1. Подготовка и утверждение плана работы на год, плана совместной работы с ОДН УВД 1.2. Подготовка, уточнение и корректировка списков - трудных подростков; - неблагополучных семей; - семей группы риска и состоящих на учёте в КДН. 1.3. Составление социального паспорта школы. 1.4. Составление плана работы на следующий месяц 1-я и 2-я недели сентября Соц. педагог, зам. директора, директор
2. Работа с кл. руководителями 2.1. Совместное посещение детей на дому с целью изучения положения ребёнка в семье и социально-бытовых условий. 2.2. Выявление проблемных семей из вновь прибывших. 2.3. Осуществление контроля за посещением уроков учащимися, состоящими на ВШК, контроль за поведением данных учащихся. 2.4. Беседа с кл. руководителями по вопросу пропуска уроков учениками без причин. 2.5. Сбор и анализ данных о соц. характеристике семей всех классов, составление соц-х. карт Конец августа, 1-я неделя сентября По средам 2-я, 3-я, 4-я недели Соц. педагог, кл. руководитель
3. Работа с родителями 3.1. Организация рейдов в проблемные семьи совместно с представителями ОДН УВД. 3.2. Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей. 3.3. Диагностические мероприятия, тестирование родителей 1-х, 2-х классов «Моё отношение к ребёнку». 3.4. Составление соц-х. карт на детей и семей, находящихся в социально опасном положении В течение месяца 3 недели сентября В течение месяца Соц. педагог, инспектор ОДН Соц. педагог
©
э
4. Работа с детьми 4.1. Работа с документацией, Выявление проблемных детей. Составление банка данных картотеки постановки на внутри-школьный учёт. Заполнение карточек на учащихся, состоящих на ВШК и учёте в ОДН 4.2. Контроль за посещаемостью занятий и поведением детей из группы соц. риска 4.3. Индивидуальные занятия с детьми 3 недели сентября Ежедневно По пятницам Соц. педагог, кл. руководитель
Октябрь
1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Составление ходатайств (взаимодействие с различными учреждениями г. Мурома и Муромского района). 1.3. Корректировка информации о «трудных» подростках, семьях группы риска, неблагополучных, социально-незащищённых 1-я неделя октября В течение месяца 2-я неделя октября Соц. педагог, кл. руководители
2. Работа с кл. руководителями 2.1. Индивидуальные консультации с воспитателями и кл. руководителями. 2.2. Оказание помощи в составлении характеристик для совета профилактики. 2.3. Рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с нарушением детьми устава школы, с проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в пределах своей компетентности. 2.4. Участие в совете профилактики. 2.5. Участие в общешкольном родит. собрании. Лекция для родителей: «Влияние семьи на социальную зрелость подростка» Каждая среда 4-я неделя октября В течение месяца 4-я неделя октября 15.10 Соц. педагог, зам. директора по УВР, члены сов. профилактики
3. Работа с родителями 3.1. Изучение социально-бытовых условий детей, нах-ся в социально-опасном положении. Посещение семей. 3.2. Диагностическая работа с родителями (нач. звено) Тестирование «Лики родительской любви». 3.3 Проведение семейного консультирования. 3.4. Применение к родителям, неиспользующим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей мер воздействия, предусмотренных законодательством 1-я неделя октября 2-я неделя октября Каждая суббота В течение месяца Соц. педагог, кл. руководители
4. Работа с детьми 4.1. Наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью (посещение уроков, кружковых занятий). 4.2. Пропаганда знаний о правах ребёнка. 4.3. Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков: «Опросник проявлений агрессивности и враждебности», В.Н. Панкратов. Беседы с подростками о методах снятия агрессии. 4.4. Практические рекомендации учащимся 10-х классов «Шесть шагов к себе» (профилактика и коррекция неадекватного поведения) В течение месяца 1 раз в неделю (по группам) 1-я неделя октября 9-е классы 2-я неделя месяца Соц. педагог
©
Ю.А. Анташева. Планирование работы социального педагога
э
Ноябрь
1. Работа с документацией 1.1. Планирование работы на месяц. 1.2. Подготовка памяток для классных руководителей «Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних». 1.3. Подготовка методических рекомендаций для воспитателей к месячнику борьбы с табакокурением и наркоманией «Вредные привычки. Профилактика». 1.4. Составление ходатайств в учреждения города По необ-ходимости Соц. педагог
2. Работа с кл. руководителями 2.1. Участие в дефектологическом семинаре «Уровни риска и критерии оценки для раннего выявления жестокого обращения с детьми».Лекция «Жестокое обращение с детьми. Раннее выявление всех видов насилия». 2.2. Участие в медико-педагогическом консилиуме. 2.3. Анализ работы с детьми, состоящими на ВШК, на совещании классных руководителей. 2.4. Участие в обучающем семинаре для молодых специалистов. Лекция «Диагностика статуса семей. Семейные проблемы, особенности, ресурсы» 2-я, 3-я недели Соц. педагог, кл. руководители
3. Работа с родителями 3.1. Участие в недели КРС. Занятие с родителями и учащимися 9-10-х классов по профилактике наркомании. Круглый стол «Пока беда не вошла в дом». 3.2. Контрольное обследование социально-бытовых условий семей по месту жительства. 3.3. Проведение индивидуальных консультаций с родителями Каждая суббота Соц. пед-г, инспектор службы по нарко-контролю, специалисты отдела опеки, КОС, ОДН УВД, кл. руководители
4 Работа с детьми 4.1. Оказание консультационной помощи ребёнку в семье (обследование жизненных условий и составление актов семей с асоциальным поведением). 4.2. Профилактическая работа с подростками (циклы бесед по охране здоровья). 4.3. Анкетирование учащихся «Изучение уровня осведомлённости детей и подростков по проблеме табакокурения и алкоголизма». 4.4. Посещение уроков, контроль посещаемости учебных занятий В течение. месяца По средам 4-я неделя ноября Один раз в неделю Соц. педагог, специалисты КОС
©
э
Декабрь
1. Работа с документацией 1.1.Составление плана работы на месяц. 1.2.Подготовка документов и сбор материала к аттестации. 1.3.Составление ходатайств в учреждения города. 1.4.Составление социально-педагогических характеристик классов к психолого-педагогическому консилиуму В течение месяца 1-я и 2-я недели декабря Соц. педагог Соц. педагог
2. Работа с кл. руководителями 2.1. Информирование кл. руководителей о положениях Закона Владимирской области от 28.12.2006 № 193 03 «О мерах по защите нравственности и здоровья во Владимирской области». 2.2. Изучение социально-бытовых условий детей, находящихся в социально-опасном положении. 2.3. Лекции и индивидуальные беседы (информирование о содержании закона № 120; ст. Семейного; Административного; Уголовного; Гражданского кодексов). 2.4. Участие в психолого-медико-педагогич. консилиуме 2.5. Составление актов о нарушении детьми устава школы 1-я нед. декабря 2-я нед. декабря По средам 4-я неделя декабря 3-я неделя Соц. педагог
3. Работа с родителями 3.1. Заседание семейного клуба. Тема: «Роль родителей и семейного воспитания для становления нравственно-полового поведения». 3.2. Индивидуально-консультационная помощь родителям. 3.3. Посещение семей. Участие в рейдах совместно с инспекторами ОДН. 3.4. Вызов родителей трудных детей на заседание совета профилактики. Составление характеристик и принятие мер 2-я неделя декабря По субботам В течение. месяца Конец месяца Соц. педагог, кл. руководители 8-х кл., инспекторы полиции
4. Работа с детьми 4.1. Проведение диагностики личности подростка и его социальных связей (методика «Недописанный тезис. Ценности и убеждения»). 4.2. Реализация диагностического материала. Анкетирование «Ребёнок, педагог, коллектив». 4.3. Встреча с работниками ПДН, прокуратуры, ОВД, лекции. 4.4. Индивидуальные и групповые консультации с детьми В теч. месяца 2-я нед. декабря По мере необходимости По средам Соц. педагог
Январь
1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Подготовка материалов по теме «Пропаганда здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, наркомании и правонарушений». 1.3. Организация взаимодействия с ОДН УВД Соц. педагог
©
Ю.А. Анташева. Планирование работы социального педагога
э
2. Взаимодействие с педагогическим коллективом 2.1. Участие в обучающем семинаре для молодых специалистов. Лекция: «Методы снятия неблагоприятного состояния у детей». 2.2. Метод объединения КРС. Лекция «Работа соц. педагога с различными видами девиаций в поведении детей». 2.3. Собеседование с кл. руководителями и предоставление воспитателями материалов по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений Соц. педагог, кл. руководители
3. Работа с родителями 3.1. Диагностич. исследования. «Тест наблюдения, анализа и оценки родителями воспитанности детей в семье». 3.2. Плановая индивидуальная встреча с родителями, состоящими на ВШК. 3.3. Обследование жилищно-бытовых условий в семьях. 3.4. Организация тематических встреч родителей с работниками правоохранительных органов, КОС, управления образования Соц. педагог, инспекторы КОС
4. Работа с детьми 4.1. Тестирование учащихся 9-10-х классов. Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон), диагностические исследования. 4.2. Анкетирование учащихся 7-8-х классов «Оценка отношений подростка с классом» для улучшения организации учебного процесса. 4.3. Контроль за посещаемостью учащихся, требующих особого педагогического внимания Соц. педагог, кл. руководители, воспитатели, зам. директора
Февраль
1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Составление характеристик на семьи. Работа по выявлению трудностей в учёбе у подростков, родители которых не обеспечивают должного контроля. 1.3. Работа с методической литературой в библиотеке В течение месяца По средам, четвергам Соц. педагог, библиотекарь
2. Работа с педагогами 2.1. Участие в мед.-пед. консилиуме. «Психолого-медико-педагогическая помощь учащимся, испытывающим трудности в поведении. 2.2. Участие в заседании соц. профилактики с педагогами. Совместное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся. 2.3. Рассмотрение конфликтов среди подопечных; свовремен-ное оказание им социальной поддержки 2-я неделя декабря 3-я неделя декабря, в течение месяца Соц. педагог, кл. руководители
©
О
э
3. Работа с родителями 3.1. Занятие в семейном клубе. Тема «Я живу, чтобы нести миру добро и красоту» (занятие направлено на развитие коммуникативных навыков). 3.2. Организация тематических встреч с работниками ОДН УВД и наркологического диспансера. Лекции, беседы «Свободное времяпрепровождение подростков. Профилактика детской преступности, беспризорности и безнадзорности». 3.3. Индивидуальные консультации для родителей (по запросам классных руководителей) 3-я неделя 3-я и 4-я недели По субботам Соц.педа-гог, кл. руководители
4.Работа с детьми 4.1.Организация просмотра фильмов на военно-патриотическую тематику (7-9-е классы). 4.2. Диагностические исследования. Тест «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» (методика А.А. Андреева). 4.3. Занятие для учащихся 6-7-х классов по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов. 4.4. Беседы с учащимися 9-10-х классов (воспитание патриотизма) 1-я неделя 2-я неделя По средам 4-я неделя Соц.педа-гог, воспитатели
Март
1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Своевременное предоставление документов на семьи в правоохранительные органы, управление образования, направленные на защиту подопечных. 1.3. Реализация диагностического материала. Опросник проявлений агрессивности и враждебности. Тест: «Жить достойно» По мере необходимости Соц. педагог, классные руководители
2. Работа с педагогами 2.1. Участие в медико-педагогическом консилиуме «Определение направлений до профессионального трудового обучения» (7-е классы). 2.2. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и воспитателей. Обучающий семинар для педагогов. 2.3. «Педагогические приёмы в работе педагогов с учащимися, направленные на нормализацию их психического и физического состояния. 2.4. Занятие в обуч. семинаре для молодых специалистов «Социально-педагогическая защита прав ребёнка» 2-я неделя По понедельникам В каникулы 3-я неделя Соц. педагог, классные руководители, воспитатели
3. Работа с родителями 3.1. Индивидуальное консультирование по возникшим проблемам. 3.2. Родительское собрание в 8-10-х классах. Пресс-конференция с родителями. Тема: «Проблемы и успехи семейного воспитания». 3.3. Участие в род. собрании в первом классе. Лекция-беседа «Младший подросток и его особенности» В течение месяца 3-я неделя 1-я неделя Соц. педагог, члены КРС, кл. руководители
е
Ю.А. Анташева. Планирование работы социального педагога
э
4. Работа с детьми 4.1. Диагностические исследования. Анкетирование учащихся 4-5-х классов (методика А. Андреева). 4.2. Индивидуальные занятия для детей группы риска по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать свои эмоции, по овладению способами решения конфликтов. 4.3. Лекции-беседы для учащихся 8-10-х классов, посвящённые Международному женскому дню «Легенда о матери» 1-я неделя Каждая среда 1-я неделя Соц. педагог, кл. руководители
Апрель
1. Работа с документацией 1.1. Составление плана работы на месяц. 1.2. Подготовка и модернизация стендов «Семейный уголок» и «Правовой уголок». 1.3 Работа с методической литературой. Изучение опыта работы педагогов. 1.4. Составление карт на учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении 1-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Соц. педагог
2. Взаимодействие с педагогическим коллективом 2.1. Участие в медико-педагогическом консилиуме «Готовность учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено». 2.2. Заседание совета профилактики, составление актов на родителей, уклоняющихся от воспитания детей. 2.3. Собеседование с классными руководителями и воспитателями по возникшим проблемам (по трудным детям) 2-я неделя 3-я неделя По средам Соц. педагог
3. Работа с родителями 3.1. Осуществление контроля за условиями жизни детей, состоящих на ВШК. Посещение семей по месту жительства. 3.2. Участие в родительском собрании (8-й класс). Лекция-беседа «Не попасть в зависимость». 3.3. Собеседование с родителями, имеющими проблемы в воспитании детей. 3.4. Анкетирование учащихся 9-10-х классов «Установка» (Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко) В течение месяца. 4-я неделя. В течение месяца Соц. педагог, специалисты КОС, ОДН УВД, кл. руководители
4. Работа с детьми 4.1. Деловая игра с элементами тренинга с учащимися 9-10-х классов. 4.2. Групповые беседы с детьми, состоящими на ВШК, «Подростковая среда и алкоголь». 4.3. Индивидуальная работа с подростками. Консультации по возникшим проблемам 4.4. Беседы с учащимися 9-10-х классов по профилактике наркомании «Негативное влияние наркотика на психику подростка». 4.5. Контроль за посещением учебных занятий учащимися, состоящими на ВШК 1-я неделя. В течение месяца. По средам, субботам. 4-я неделя. В течение месяца Психолог, соц. педагог
©
э
Май
1. Работа с документацией 1.1. Корректировка банка данных на детей. Составление списков на конец года. Составление паспорта школы. 1.2. Составление плана работы (межведомственные операции «Подросток»). 1.3. Составление аналитического отчёта за год В течение месяца 4-я неделя Соц. педагог
2. Взаимодействие с педагогическим коллективом 2.1. Участие в медико-педагогическом консилиуме «О допуске учащихся 9-х классов к промежуточным экзаменам, профессиональные намерения учащихся». 2.2. Содействие в организации летнего отдыха детей из проблемных семей. 2.3. Собеседование с кл. руководителями и воспитателями по вопросу летнего отдыха детей 2-я неделя 2-я неделя 3-я неделя Соц. педагог, кл. руководители, воспитатели, специалисты органов соц. защиты
3. Работа с родителями 3.1. Оказание помощи родителям в сборе документов на приобретение путёвок в оздоровительные лагеря. 3.2. Посещение семей, требующих особого контроля и наблюдения (неблагополучные дети и детей группы риска). 3.3. Анкетирование родителей 9-10-х классов «Перспектива» (Н.И. Дереклеева; М.Ю. Савченко) 3-я неделя мая, июнь В течение месяца 4-я неделя Соц. педагог, специалисты органов соц. защиты, инспекторы КОС ОДН УВД
4. Работа с детьми 4.1. Собеседование с детьми по вопросу проведения операции «Подросток» с целью профилактики правонарушений «Внимание! Впереди каникулы». 4.2. Участие в классном часе (3-й класс) «Юный Правовед» 3-я неделя 3-я неделя Соц. педагог, кл. руководители
©