Научная статья на тему 'Об организации работы школьной службы примирения'

Об организации работы школьной службы примирения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / КОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации работы школьной службы примирения»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Приложение 4

Оценочный лист

Номинация________________________________________

Ф. И.участника___________________________________

Название проекта_________________________________

Уровень глубины исследования:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Уровень представления проекта:

Практическая направленность работы:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Эрудиция автора:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Риторическая и научная культура выступления:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Оригинальность и ценность познавательного материала:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Оформление работы:

3 балла - высокий

2 балла - средний 1 балл - низкий.

Общий балл_______________________________________

Ф. И.О.эксперта__________________________________

Роспись эксперта_________________________________

Литература

1. Алёхина И. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 3.

2. Беляева Е. Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6.

3. Винокуров А. К. Организация поисково-исследовательской работы младших школьников//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 3.

4. Воронцов А. Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5.

5. Горланова С. В. Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных УМЕНИЙ младших школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6.

6. Павлова Т. Ю., Пономарева Е. А. Комфортная внутришкольная среда - одно из условий личностного роста младшего школьника//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

7. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с.

8. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание.//Инновацион-ные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 2

9. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности.//Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.

Автор показывает, как организация школьной службы примирения может обеспечить снижение количества семей из категории социально-неблагополучных; сокращение пассивного отношения со стороны родителей к тому, что происходит с их детьми вне дома; увеличение количества родителей с активной жизненной позицией, направленной на оказание помощи школе в организации социально-значимых мероприятий для детей и подростков.

Шалева Лариса Петровна

заместитель директора школы по социальной работе,

МОУ СОШ №6 г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

Как организовать эффективную работу школьной службы примирения?

Ключевые слова: анкетирование, организация школьной службы примирения, регулирование конфликтных ситуаций, профилактика правонарушений и социальной реабилитации; конструктивное поведение участников конфликтных ситуаций.

Сначала 2008/2009 учебного года в МОУ СОШ № 6 начала свою работу школьная служба примирения (далее СП) под девизом: «Миром правит мир». Аргументом при обсуждении данного девиза послужил тот факт, что если бы в мире не было мира и понимания между даже очень разными людьми, может быть,

мир уже бы и не существовал, и не было бы необходимости вести разговор о введении данной формы деятельности учащихся.

Определить необходимость того, будет ли наше образовательное учреждение работать в данном направлении, предстояло все-таки ученическому коллек-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

57

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

тиву, сотрудникам школы, родительской общественности. Если бы большинством голосов определилось бы «Нет», то не было бы и смысла вводить данную форму работы с учащимися, так как если нет заинтересованности и мотивации, то о начале, какого-либо мероприятия можно и не говорить.

Анализ готовности определился во время анкетирования учащихся школы, сотрудников школы, родителей. Анкетирование было проведено по предложенной департаментом образования анкете по готовности запуска проекта.

Результаты анкетирования показали, что при подсчёте был набрано 140 баллов из 160 возможных для начала работы в данном направлении. Общий бал показал то, что назрела необходимость введения в школе новой формы работы с учащимися по регулированию конфликтных ситуаций и сами учащиеся с большой готовностью откликнулись на приглашение принять участие в обучении бесконфликтному общению и помочь другим освоить такие методы, которые помогают разрешить конфликт, не прибегая к насилию, угрозам. Учащимся идея создания школьной службы примирения очень понравилась.

Приказом директора школы было определено, что данная деятельность будет проводиться в рамках профилактической работы с учащимися. Были подготовлены все необходимые нормативные документы. (Положение о школьной службе примирения, приказы по назначению руководителя школьной службы примирения и координатора и о составе школьной службы примирения)

Были определены цель и задачи, какие возлагаются на школьную службу примирения.

Цель:

- «Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия и получение возможности не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов»

Задачи:

Обучение учащихся школы методам бесконфликтного общения;

- Формирование у учащихся умения урегулирования конфликта без физического насилия или оскорбления.

Так же была определена перспективная результативность через:

- Снижение количества конфликтов;

- Снижение количества правонарушений;

- Снижение количества «стрелок».

На общем школьном ученическом самоуправлении было объявлено, что по результатам анкетирования в школе будет осуществлять деятельность школьная служба примирения, и объявляется набор.

Желающих было много, но все были заранее предупреждены, что будет осуществляться отбор через собеседование педагогом - психологом, социальным педагогом, заместителем директора школы по социальной работе и школьным инспектором. При отборе учащихся особое внимание уделялось умению ребят рассуждать, слушать и слышать собеседника, аргументировать свои выводы, мотивировать других

на определённое поведение, сопереживать, сохранять конфиденциальность.

Отбор в школьную службу примирения прошли 12 учащихся 9-10 классов.

Следующий этап - этап согласования с администрацией, родителями учащихся. Очень важно было получить согласие родителей. Так как, оказывая помощь другим ребятам в разрешении конфликтов, ребята, входящие в школьную службу примирения, невольно сопереживают, сами проживают эти ситуации, хотя и не принимают чью-либо сторону. Это является большим стрессом для ребят, тем более, что они не имеют право поделиться с кем - то из сверстников, рассказать о том, что происходило во время примирительных встреч. А это тяжело даже опытным сотрудникам. Не говоря уже о детях.

В школе была проведена рекламная компания, для освещения деятельности школьной службы примирения. К ней подключились творчески одарённые ребята школы, и они в стихотворной форме представили всем классным коллективам, родителям, сотрудникам школы школьную службу примирения. Кроме этого были созданы и распространены информационные буклеты о начале работы школьной службы примирения и куда, к кому можно обратиться. В ходе рекламной акции основной акцент был сделан на то, что всё разрешимо без насилия и агрессии и не надо стесняться того, что есть конфликты, и ты не знаешь, как можно самому их разрешить без печальных последствий.

Определяющими принципами деятельности школьной службы примирения нашей школы являются:

■ Добровольность;

■ Конфиденциальность;

■ Нейтральность;

■ Приоритет потребностей пострадавшего;

■ Личная ответственность нарушителя;

■ Активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения.

Был организован сбор информации о конфликтах происходящих в школе и за её пределами. Источники существуют различные:

- учащиеся;

- учителя;

- сотрудники школы;

- родители;

- очевидцы конфликтов;

- школьный инспектор;

- КДН и ЗП;

- общественность.

Для разрешения конфликта был разработан алгоритм. Руководитель школьной службы примирения совместно с участниками, входящими в состав разработали данный алгоритм:

1. Анализ поступившей информации о конфликте;

2. Организация встречи сторон конфликтов, для получения согласия на проведение примирительных встреч между участниками конфликта.

3. Разработка маршрута для разрешения конфликта.

4. Заключение примирительного Договора между участниками конфликта.

5. Дальнейшее сопровождение участников после заключения договора.

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Обсуждение результатов примирительных встреч.

Из числа поступающей информации о конфликтах, идёт её ранжирование, т. е. какие вопросы могут быть рассмотрены на примирительных встречах, а какие должны быть переданы школьному инспектору.

Поток информации о назревающих конфликтах, о существующих конфликтах поступает к участникам школьной службы примирения из самых различных источников, но самое важное, чтобы эта информация приходила от учащихся школы, чтобы они сами были заинтересованы в формах бесконфликтного разрешения сложных сложившихся ситуациях

В ранжировании, поступившей информации активное участие принимает школьный инспектор.

Были разработаны необходимые сопроводительные документы при поступлении информации о конфликте, т. е. регистрация конфликта, договор примирения и бланк с информацией о дальнейшем сопровождении после конфликта.

Был определён порядок работы школьной службы примирения,а именно:

■ СП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы.

■ Результаты фиксируются в примирительном договоре.

■ СП осуществляет контроль над выполнением договора, но не несет ответственность за их выполнение.

■ При возникновении проблем в выполнении обязательств СП помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

Подойти с информацией о конфликте или проблеме можно ежедневно, в любое время, можно позвонить. Номер телефона заместителя директора школы по со-

циальной работе, социального педагога (руководителя школьной службы примирения) школьного инспектора знают все учащиеся школы.

Перед примирительной встречей проходит совместное обсуждение конфликтной ситуации учащимися, входящими в состав школьной службы примирения, с руководителем школьной службы примирения, школьным инспектором, обговаривается каждый раз, как ребята должны себя вести.

После примирительных встреч оформляются сопроводительные документы с результатами проведения встреч.

Параллельно социальным педагогом, педагогом -психологом ведётся подготовка волонтёров, для распространения установок толерантного взаимоотношения, через составленные заместителем директора школы по социальной работе и распространяются памятки среди учащихся классных коллективов:

ПАМЯТКИ:

1. «Правила поведения в нашем классе»;

2. Правила класса: «В нашем классе все против агрессии».

Результаты деятельности ШСП:

2008-2009 учебный год

■ В течение учебного года проведено 10 примирительных встреч

■ Прошли обучение навыкам бесконфликтного общения 22 ученика школы.

■ Получили одобрение на уровне родительской общественности

■ Снизилось количество конфликтов между учениками, выражающихся в агрессии.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

59

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

■ На новый 2009-2010 учебный год уже большее количество учащихся пожелало участвовать в работе ШСП

В 2009/2010 учебном году в состав школьной службы примирения вошли 13 учащихся десятого класса.

Результаты деятельности ШСП:

2009-2010 учебный год

■ В течение учебного года проведено 7 примирительных встреч

■ Прошли обучение навыкам бесконфликтного общения 26 учеников школы.

■ Было организовано и проведено общешкольное родительское собрание по результатам деятельности школьной службы примирения.

Сравнивая результаты деятельности школьной службы примирения можно уже сделать некоторые выводы:

- Произошло незначительное снижение количества конфликтов между учащимися школы. Если говорить о возрастном уровне учащихся, которые причастны к конфликтным ситуациям, то это учащиеся 6-7 классов.

- В 20082009 учебном году было проведено 2 примирительной встречи среди учащихся старших классов, то в 2009/2010 учебном году таких конфликтов уже нет.

- Учащиеся активнее участвуют в разрешении конфликтов избегая физического насилия, агрессии;

- учащиеся более осознано оценивают причины своего поведения, поступков и их последствий.

Кроме этого ведётся плановое методическое сопровождение деятельности школьной службы примирения координатором деятельности школьной службы примирения, а именно заместителем директора школы по социальной работе.

Цель методического сопровождения: создание условий успешной социализации несовершеннолетних учащихся школы, снижение количества правонарушений в школе через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства и оказания методической помощи при организации примирительных встреч, проведения анализа организованных встреч, сопровождения и направления проведения необходимых тренингов.

Задачи методического сопровождения:

1. Координировать работу школьной службы примирения.

2.Осуществлять систематическое методическое сопровождение руководителя и учащихся, реализующих восстановительные технологии в школьной службе примирения.

3. Активизировать участие в работе школьной службы примирения большего количества учащихся в качестве медиаторов.

4. Вести мониторинг реализации восстановительных процедур в ШСП

5. Развивать взаимодействия ШСП со специалистами КДН и ЗП, инспекторами ОДН, и другими учреждениями, работающих в системе профилактики.

6. Информирование школьных и городских СМИ о деятельности школьной службы примирения школе

7. Освоение различных форм супервизии.

Одной из важных сторон координационного методического сопровождения является нормативно-правовое обеспечение примирительных процедур. В связи с этим проводятся ряд мероприятий по нормативно-правовому обеспечению и сопровождению.

Ежегодные мероприятия Сроки Ответственные Отчётная документация

Разработка Договора примирения В течение учебного года Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Заключение договора

Перспективное планирование работы ШСП внесение изменений Ежегодно Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Анализ текущей деятельности, планирование

Отчёт деятельности ШСП Ежегодно Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Анализ деятельности ШСП

Разработка положения, приказов, должностных инструкций и внесение изменений в действующие Ежегодно Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Пакет документов по деятельности ШСП

Особое внимание в методическом сопровождении заместителя директора школы по социальной работе отводится просветительской деятельности с учащимися, родительской общественностью

Мероприятия Сроки Ответственный Отчётная документация

Использовать СМИ для информирования родителей, педагогического коллектива о результативности деятельности ШСП По итогам работы за каждый учебный год Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Информирование общественности о работе ШСП

Создание информационных буклетов о работе школьной службы примирения Сентябрь Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Информирование общественности о работе ШСП

Распространение буклетов о работе школьной службы примирения среди учащихся школы, родителей, педагогического коллектива В течение учебного года Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Информирование общественности о работе ШСП

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Примерные мероприятия в организационно-методической деятельности координатора деятельности школьной службы примирения в рамках методического сопровождения.

Мероприятия Срок Категория участников Ответственный Ожидаемый результат

Организационная встреча с активом школы 8-11 классов и разъяснение условий отбора учащихся в ШСП До 10 сентября учащиеся школы 8-11 классов Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Обучена команда активистов, владеющих ВТдля работы в ШСП

Отбор учащихся, желающих участвовать в работе ШСП Сентябрь Координатор деятельности школьной службы примирения Руководитель ШСП Педагог - психолог Школьный инспектор Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Отбор работоспособных учащихся, желающих снизить количество конфликтов в школе и самим научиться бесконфликтному общению

Обучающие занятия с учащимися по формированию навыков конструктивного разрешения конфликтов под девизом «Разреши конфликт» В течение учебного года Психолог Руководитель ШСП Учащиеся школы Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Подготовка детей восстановительным технологиям

Обеспечение консультационной помощью участников ШСП Постоянно Участники ШСП Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Психолог Руководитель ШСП Разбор ситуаций, обсуждение, выводы

Создание методической копилки для всех участников ШСП по восстановительным технологиям. В течение года Психолог Руководитель ШСП Координатор: Заместитель директора школы по социальной работе Психолог Руководитель ШСП Методическая копилка методических разработок

Немаловажное значение в проведении данного вида профилактической работы с учащимися имеет межведомственное взаимодействие. Для проведения обучающих тренингов, разъяснительных бесед по возникающим вопросам правового обеспечения.

В методическое сопровождение входит и экспертная деятельность, инспектирование в рамках внутришкольного контроля:

- подготовка отчетов, заключений о работе с конкретной семьей, подростком по запросу суда, КДН и ЗП, органов опеки;

- контроль по организации работы ШСП (ведение документации, изучение мнения учащихся, родительской общественности об эффективности данного вида деятельности, оформление стендов);

- подведение итогов работы ШСП за учебный год.

Основным критерием измерения эффективности работы является общественное мнение:

■ «... Я получила новые знания. Но кроме этого я ещё и сама изменилась, узнала многое о себе. Научилась лучше общаться с другими сверстниками.»

Мария

■ «... Какие все-таки люди разные и каждому нужен подход, а нужно то всего уметь выслушать и помочь разобраться.»

Елена

■ «... Я стал чувствовать себя более уверенным. Узнал много нового, что может пригодиться мне в дальнейшей жизни..»

Дамир

■ «... Жить вне общения с кем - то невозможно, но сложно уметь общаться без конфликтов и этому

я учусь на занятиях по проведению примирительных встреч.»

Илья

Анализ мониторинга количества и качества проведённых примирительных встреч позволяет вносить коррективы в процесс проведения примирительных встреч.

Выводы:

- у подростков активизируется способность к самоорганизации, они учатся осознавать собственные эмоциональные реакции;

- подростки получают возможность влиять на школьную политику как через участие в принятии решений, так и через собственную активность;

- подростки приходят в службу обучаться навыкам ведения примирительных встреч, работе в команде, совершенствуют свои коммуникативные навыки и нравственные качества.

Социально- педагогическое сопровождение семей

«группы риска» в МОУСОШ № 6 г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа

Этимологическое понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей.

В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», т. е. «провожать», сопутствовать, идти вместе.

Сопровождающий - это человек, спутник, товарищ на пути, в дороге, т. е. спутник для указания пути, для охраны, для присмотра на жизненном пути, на духовном пути.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

61

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Это придаёт понятию «сопровождение» - духовный смысл - поддержка семьи и личности в переломные кризисные периоды жизни. Сегодня сопровождение понимается как поддержка личности, у которой возникают трудности.

Семья - первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Это первая ступенька социализации и самосознания личности. В семье ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимопониманий, здесь закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своей работе мы опираемся на положение об исключительном влиянии на ребёнка семьи и утверждаем, что дети могут достигать своего личностного потенциала только в том случае, если они воспитываются в безопасном, предсказуемом окружении, которое обеспечивает нормальный уход и естественную зависимость. Только это будет являться для человека источником силы и постоянства.

Семья должна служить проводником включением человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Проблема дезорганизации современной семьи влечёт за собой нарушение не только взаимодействие супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.

Семья, в большинстве случаев, не выполняет своих воспитательных функций, а именно:

- успешной социализации детей;

- обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В связи с этим социальные службы каждой школы заинтересованы в максимально полном использовании воспитательного потенциала каждой семьи.

Для эффективной работы нам необходимо изучение микрорайона, в котором проживают наши учащиеся, их семьи, изучить семью учащегося как микромодель общества.

Район школы является окраинным районом города. В его состав входят три микрорайона. Социальная инфраструктура развита очень слабо.

На территории находится одна городская библиотека, спортивный зал «Авиатор». Отсутствуют клубы по интересам, как подростков, так и молодёжи.

Торговых точек, только на расстоянии менее 500 метров - 7, из них 4 торгуют виноводочными изделиями, пивом и все без исключения торгуют табачными изделиями. Школа рассчитана на 640 посадочных мест. Учащихся в школе 650, учебные занятия проходят в две смены. Если брать в сравнении за последние пять лет, то количество учащихся с 1520 уменьшилось до 650, из-за ввода новых школ, из-за интенсивного строительства жилья в центре города. Контингент учащихся нашей школы пополняется за счёт приезжих из других регионов страны и стран ближнего зарубежья. По данным социального паспорта школы мы имеем следующие цифры: родителей - руководителей - 3%, родителей - служащих - 27%, родителей - рабочих - 49%, родителей - пенсионеров, неработающих в возрасте до 55 лет - 4%, безработных - 17%, не имеющих постоянного места жительства - 8% и это при снижении количества учащихся. Количество

безработных увеличилось за счёт приезжих, которые, не имея регистрации, не могут устроиться на работу, проживают на съёмных квартирах, имеют на воспитании двух, трёх несовершеннолетних детей. Увеличилось количество неполных семей с 89 до 147, многодетных -с 24 до 105, малообеспеченных с 16 до 48. Возросло количество детей с девиантным поведением, состоящих на внутришкольном контроле и учёте в ОДН. Увеличилось число социально - неблагополучных семей. На сегодняшний день таких семей - 17.

Поэтому поддержка семей, детей в защите социальных гарантий, оказание нуждающимся определённой материальной, педагогической, психологической, юридической помощи является приоритетной в работе социальной службы, как нашей школы, так и других школ города.

Семьи можно как бы разбить на три группы: благополучные, «группа риска», социально-неблагополучные семьи. Работа с социально-неблагополучной семьёй отличается от работы с другими группами. Об этом много говорится и есть определённая законодательная база регламентирующая социальное сопровождение данных семей.

Если говорить конкретно о семьях «группы риска», чьи дети обучаются в нашей школе, то к «группе риска» можно отнести такие семьи, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные. Например, неполные семьи, малообеспеченные, многодетные, опекунские, семьи безработных, пенсионеров, семьи, имеющих на воспитании детей-инвалидов.

Перечисленные по структуре категории семей справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением. Поэтому под постоянным наблюдением социальных педагогов нашей школы находятся дезадаптирующие факторы, которые влияют на семьи и их членов. Проводится отслеживание, насколько эти факторы компенсированы другими, положительными и в случае необходимости помощь предлагается в рамках своей компетенции. Но большой проблемой для нас является то, когда в семье воцаряется социально-психологическое неблагополучие. Такие семьи перестают выполнять свои традиционные функции (воспитательную, рекреативную, коммуникативную, филицитологическую (создание атмосферы счастья) и, естественно, становится такая семья несостоятельной в воспитательном отношении, не оправдывает ожиданий общества.

Поэтому, по мнению педагогического коллектива нашей школы, в школе должна оказываться помощь семье в воспитании детей. В связи с этим в школе была разработана программа «Семья», по которой мы работам на протяжении уже четырёх лет.

Гглавными целями и задачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей, социально -психолого-педагогическое и правовое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация и вовлечение семьи в общественную жизнь школы, микрорайона.Города.

Основными направлениями в работе социально психолого -педагогической службы школы с семьями учащихся являются:

- изучение семей и условий семейного воспитания через наблюдение, анкетирование, посещение по ме-

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

сту жительства классным руководителем, социальным педагогом, связь с детскими садами, школами города, учреждениями дополнительного образования;

- пропаганда психолого-педагогических и правовых знаний.

Социальные педагоги нашей школы самостоятельно проводят встречи с родителями и для их просвещения приглашают специалистов различных структур, работающих в системе профилактики. Тесно сотрудничаем с центром социально-психологической помощи семье, инспекторами ОДН Салехардского ОВД, представителями КДН и ЗП, руководством ОВД, УВД, врачами окружной поликлиники, с отделом семьи УТ и СЗН, представителями военкомата, управления госнаркоконтроля, ВУЗов, ССУЗов. На этих встречах рассматриваются самые различные вопросы, касающиеся воспитания детей:

«Семья и школа - партнёры», « Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребёнка в школе», « «Этика и эстетика семейной жизни», «О детской боли», ««Экзамен - это стресс», «Ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних детей», «Пивной алкоголизм подростков», «Влияние алкоголя на растущий организм», «Профилактика ВИЧ/СПИД - инфекции, наркомании», «Новое в российском законодательств, касающееся малоимущих, многодетных семей» и т. д.

Распространяются памятки для родителей по вопросам воспитания, профилактике употребления ПАВ, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений. Кроме этого родителям предоставляется полная информация: о досуговых учреждениях города, предлагающих свои услуги, о спортивных секциях, кружках школы, где учащиеся могли бы проявить себя с творческой стороны.

Следующее направление:

- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родителями, по оказанию дифференцированной и индивидуальной помощи семье (оказание материальной помощи из фонда всеобуча детям из малообеспеченных, многодетных семей). Активное взаимодействие с управлением по труду и социальной защите населения позволяет оказывать современную адресную помощь. Материальная помощь оказывается в виде одежды, обуви, учебных принадлежностей, костюмов для выпускников, в школе организовано дополнительное горячее питание учащихся, чьи семьи испытывают тяжёлое финансовое затруднение.

Социальная служба школы направляет ходатайства в Управление по труду и социальной защите населения об оказании помощи семьям в виде продуктовых наборов, выделения одежды, обуви детям из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию);

- обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания (проведение встреч родителей за «круглым столом» по обмену опытом в воспитании детей, поощрение родителей активно участвующих в жизни класса, школы на общешкольных, классных родительских собраниях. Стараемся отметить любое малейшее участие родителей в проведении совместных мероприятий с их детьми (для повышения мотивации). В нашей школе проводятся такие совместные меропри-

ятия как общешкольный туристический слёт учащихся совместно с родителями, классные походы с выездом на природу, посещение выставок, праздничных мероприятий, спортивные, художественные конкурсы, трудовые десанты по оказанию помощи классу, школе). Проведение таких совместных мероприятий позволяет заинтересовать родителей жизнью детей, школы.

Если говорить о работе с категориями семей, попадающих в «группу риска», то хотелось бы более подробно остановиться на видах социально-педагогического сопровождения данных категорий, дети из которых обучаются в нашей школе, а именно:

Малообеспеченные семьи, те которые официально зарегистрированы в управлении по труду и социальной защите населения города и дети из этих семей получают определённые льготы, например, материальную помощь, как от управления социальной защиты, так и от школы, дополнительное горячее питание в школе, проездной билет. Но есть и такие семьи, которые в силу того, что родители сами сознательно не хотят признать факт малообеспеченности и не встают официально на учёт, а семья испытывает определённые материальные, психологические затруднения.

Иногда дети из таких семей отказываются идти в школу по причине того, что им нечего одеть, обуть. При выяснении причин теряется драгоценное время, чтобы своевременно семье была оказана помощь. Поэтому классные руководители, социальные педагоги ведут ежедневное наблюдение за каждым ребёнком. С каким настроением он пришёл в школу, в каком состоянии у него одежда, состояние выполнение домашних заданий, снизилась ли активность родителей по отношению к ребёнку, имеют ли родители постоянное место работы и на многое другое. В таких случаях социальные педагоги нашей школы наблюдают и изучают состояние таких семей, специфику воспитания, внутрисемейные взаимоотношения через беседы с каждым членом семьи, анкетирование каждого члена.

Решается вопрос об оказании той помощи, в которой нуждается семья или отдельные её члены (организуются встречи с различными специалистами для оказания юридической, психологической помощи). Социальные педагоги оказывают помощь родителям (если они инфальтивны, или в силу определённых жизненных обстоятельств родители самостоятельно не могут собрать необходимые документы).

В сборе необходимых документов, для постановки семьи на учёт в управлении по труду и социальной защите населения. Направляем, в случае необходимости, членов семьи в службу социально-психологической помощи для оказания психологической помощи через убеждение, повышение мотивации о сохранении семьи, помощи ребёнку. Уделяется внимание организации досуга детей, их вовлечению в общественную жизнь класса, школы. При необходимости и желании родителей им оказывается помощь в трудоустройстве, содействуем в устройстве на курсы по переподготовке кадров через тесное взаимодействие с городским центром занятости. Вовлечённость родителей в совместные с детьми мероприятия, проводимые в классе, школе позволяют обеспечить тот факт, что родители и дети не до конца разрушают взаимопонимание между собой. Кроме этого,

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

63

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

проводимые благотворительные акции в пользу малообеспеченных семей позволяют всегда иметь в наличии одежду, обувь, учебные принадлежности для оказания экстренной помощи. При наличии локальных актов регламентирующих организацию дополнительного горячего питания учащимся есть возможность организации горячего питания детям из категории семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Категории семей безработных социальная служба школы старается в рамках своей компетенции оказывать организационно-юридическую помощь (организация встреч с юристом управления образования), организуем психологическую поддержку, как педаго-гом-психологом школы, так и с психологами центра социально-психологической помощи семье. Информационная и организационно посредническая помощь позволяет информировать родителей о той помощи, которую социальные педагоги могут оказать в рамках своей компетенции. При возможности оказываем содействие в трудоустройстве через центр занятости населения или, как правило, выходя непосредственно на руководителей предприятия. В этом нам неоценимую помощь оказывают родители - руководители.

Оказываем материальную помощь, согласно локальным актам, регламентирующим распределение средств выделяемых из всеобуча и направляем ходатайства об оказании помощи семье в управление по труду и социальной защите населения.

К основным проблемам многодетных семей, чьи дети обучаются в нашей школе, относятся:

- материальные;

- обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильём;

- проблемы со здоровьем;

- снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей;

- проблемы с воспитанием (ослабленный или отсутствующий присмотр, незнание родителями правил организации нормальных взаимоотношений, самообслуживания, распределение поручений в семейном быту);

- индивидуальные проблемы ребёнка (загруженность, нехватка родительского тепла, отсутствие возможности отдохнуть от избыточных контактов, трудности в проведении каникул, оздоровления и т. д.).

После определения основных проблем и потребностей каждой многодетной семьи в отдельности социальные педагоги нашей школы особое внимание уделяют просвещению родителей данной категории семей по действующему законодательству, которое даёт те или иные гарантии многодетным семьям. Для этого приглашаются специалисты отдела семьи управления по труду и социальной защите населения. При необходимости дети из многодетных семей получают дополнительное горячее питание, материальную помощь (на основании ходатайства, школьных локальных актов). Факт того, что детям необходимо дополнительное питание устанавливается при посещении по месту жительства с заполнением Акта обследования. С родителями проводятся индивидуальные консультирования по вопросам воспитания несовершеннолетних детей, организации их отдыха, формированию навыков самообслуживания и т. д. Организуется внеурочная заня-

тость ребёнка, дополнительные занятия по учебным предметам, при изучении которых дети испытывают затруднения. Социальные педагоги проводят консультирования учителей-предметников по вопросам, касающихся организации учебной деятельности с детьми из многодетных семей, нуждающихся именно в этой помощи. По заявке социального педагога при согласии родителей и самого ребёнка с ним проводит работу педагог-психолог. По возможности организуется летний отдых детей из многодетных семей с выездом за пределы округа. Как правило, это выезд по программе «Сотрудничество», когда в основном все расходы на себя берет Администрация города. Также, если это необходимо, оказывается помощь в трудоустройстве родителей, устройстве детей в детский сад, оказание помощи проблем матерей одиночек из категории многодетных.

В нашей школе, как и в других школах города, имеются семьи, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся в нашей школе. Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье.

В работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья, необходима чуткость, т. к. семья проживает ежедневно психологические трудности. Это испытание, как для взрослых, так и для детей. Поэтому приходится убеждать родителей, что нельзя делать акцент на том или ином недостатке ребёнка, а нужно и важно направить все силы на развитие положительных черт ребёнка, его способностей. Если ребёнок нуждается в обучении на дому, то со стороны школы организуется домашнее обучение, когда учителя приходят домой к ученику. При работе с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями в здоровье, мы учитываем следующие моменты:

- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

- изучение медико- психолого - педагогических условий, влияющих на личность ребёнка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей через патронаж на дому;

- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых (посильное участие данной категории ребят и их родителей в классных, школьных мероприятиях);

- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными инстанциями и структурами (по желанию родителей, ребёнка);

- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями в здоровье и их семей в органах законодательной и исполнительной власти (по желанию родителей и их детей);

- накопление информации связанной с нуждами клиентов (организация встреч членов семьи с представителями, работающих в данном направлении);

- проведение социальных опросов, диагностических обследований;

- подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями;

- информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

- внесение предложений в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальную активность и инициативы;

- ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации. В связи с этим хочется отметить тот факт, что в образование в нашей школе можно назвать инклюзивным, т. е. доступным всем категориям учащихся.

Под особым вниманием социальных педагогов нашей школы находятся семьи, имеющие под опекой несовершеннолетних детей.

Социальная поддержка данной категорией семей строится на постоянном информировании опекунов о состоянии дел подопечного в школе, осуществляется контроль за состоянием здоровья опекаемого (контроль за прохождением медосмотра), определение педагогического климата в семье, наличие вредных привычек у членов семьи.социальные педагоги в системе оказывают консультационную помощь по проблемам внутреннего и внешнего общения подопечного с членами семьи опекуна и с самим опекуном. Приходится контролировать расход средств, выделяемых на ребёнка, как и кем эксплуатируется жильё, закреплённое за опекаемым. Все эти мероприятия направлены на защиту прав детей, находящихся под опекой.

Для опекунов организуются встречи за «круглым столом» с представителями ЖКХ, где рассматриваются вопросы ремонта жилых помещений, закреплённых за подопечным, с управлением жилищной политики по вопросам выделения жилья детям, находящимся под опекой, с представителями правоохранительными органами по вопросам профилактики правонарушений.

Для учащихся данной категории организуются дополнительные занятия по учебным предметам, в которых они испытывают трудности. Социальные педагоги. Педагоги-организаторы стараются, чтобы каждый ребёнок нашёл своё дело, увлечение и мог себя реализовать в классных, школьных мероприятиях.

Социально-педагогическое сопровождение ещё из одной категории «группы риска», такой как неполная семья, строится на изучении социальными педагогами, классными руководителями материальной обеспеченности этих семей, их социально- правовой устойчивости и воспитательного потенциала. Определяются основные проблемы присущие именно неполным семьям, предоставление как можно наиболее полной информации родителям о тех социальных гарантиях, которые оказывает государство. По желанию родителей организуются психологические консультации, как родителям, так и детям. Организация внеурочной занятости детей, дополнительных занятий по учебным предметам, по которым ребёнок испытывает затруднения. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, на участие в жизни класса, школы.

В работе с категорией семей, относящихся к «группе риска» нам приходится сталкиваться с такими про-

блемами как, недостаточная социально-психолого-педагогическая грамотность родителей, в данном случае социальными педагогами нашей школы организуются встречи родителей с психологом центра социально-психологической службы города, психотерапевтом окружной поликлиники. Родители вовлекаются в проведение семинаров, бесед, лекториев на темы воспитания. Организуется просмотр видеофильмов и их обсуждение. Иногда присутствуют такие факты как жестокое отношение к ребёнку. В таких случаях социальные педагоги очень тесно взаимодействуют с инспекторами ОДН, врачами-педиатрами, КДН и ЗП, психологами центра социально-психологической помощи населении, психиатрами окружной поликлиники, с отделом опеки и попечительства управления образования.

При необходимости, для снятия угрозы жизни и здоровью ребёнка.его помещают в детский приют «Доверие», а с родителями проводится определённая работа по налаживанию взаимоотношений. По снятию всех факторов, провоцирующих жестокое отношение к ребёнку. При оценке каждого конкретного случая мы имеем в виду весь комплекс проявления жестокого обращения с ребёнком и иногда прибегаем к крайней форме - обращаемся в суд, с целью защиты прав несовершеннолетних. Другая проблема это - отчуждённость родителей из-за трудовой занятости. Ребёнок большую часть времени предоставлен сам себе, а родители работают. Набор методов по сопровождению практически не отличатся от набора в работе с неполными семьями, дополнением является то, что социальные педагоги помогают родителям спланировать день ребёнка, чтобы он как можно большее время был занят, организован полезной деятельностью: посещение ГПД, кружков, спортивных секций, кружков, участие в самоуправлении школы и т. д.

Часто, в семьях «группы риска», проблемой является то, когда в полной семье один из родителей злоупотребляет спиртными напитками.

В этих случаях социальные педагоги организуют наблюдение за данной семьёй, патронаж, проводят консультирование со здоровым родителем.

Проведение бесед с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа с каждым из родителей по изменению взаимоотношений в семье. При асоциальном поведении ребёнка (агрессия, депрессивность, суицидаль-ность) организуется обследование ребёнка у врача психиатра.

В случае, если все усилия социальной службы школы не дают положительных результатов в работе с семьёй «группы риска», и если семья становится провоцирующим фактором неблагополучия ребёнка, социальному педагогу есть все основания отнести семью к категории социально-неблагополучная. Социальными педагогами школы устанавливается доминирующий фактор дисфункции семьи. В данном случае социальные педагоги согласно Федерального закона Российской Федерации № 120 и Распоряжения Администрации МО г. Салехард «О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних» уведомляют все структуры взаимодействия о выявлении социально-неблагополучной семьи, о проделанной

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

65

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

работе с данной семьёй. Социальными педагогами составляется план взаимодействия и оказания помощи семье, попавшей в критическую жизненную ситуацию. На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия, и решаются конкретные задачи. Все методы применяются с целью создания условий для угасания накала неблагоприятного состояния.

Трудности в работе социальных педагогов возникают тогда, когда необходим срочный патронаж семьи для оказания своевременной помощи несовершеннолетним детям, т. к. у социальных педагогов нет юридического основания войти в квартиру. И при всей сложности и напряжённости в работе по данному направлению хотелось бы отметить положительную динамику:

- в снижении количества семей из категории социально - неблагополучных;

- в сокращении пассивного отношения со стороны родителей к тому, что происходит с их детьми вне дома;

- увеличивается количество родителей с активной жизненной позицией, направленной на оказание помо-

щи школе в организации социально - значимых мероприятий для детей и подростков.

Литература

1. Бережная О. В. Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2.

2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2.

3. Ганичева Е. Ю. «Почта психологу» - новая форма взаимодействия с родителями // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 4.

4. ДУНКЕР (DUNCKER) КАРЛ. Психология продуктивного (творческого) мышления // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 6.

5. Ермакова С. Д. Психологическое сопровождение групповой работы при вхождении в инновационную деятельность // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008.- № 1.

В статье рассматривается здоровье современных подростков в условиях ухудшения экологической обстановки, проблема охраны и укрепления здоровья детей.

Тараканова Валентина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент АПКиППРО, г. Москва

Соловьева Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Иностранных языков и культуры, Егорьевский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Егорьевск

ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

В чем основные проблемы охраны и укрепления здоровья современных детей?

^_______________________________________________________________________________________

Ключевые слова: заболеваемость подростков, влияние экологических факторов на здоровье, зоны экологического неблагополучия, экзаменационный стресс, просветительская работа.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника

выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, нервными болезнями - в 2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с близорукостью -в 5 раз.

Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленным

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.