Научная статья на тему 'Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения'

Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поведение личности / дефицит морального развития / дефицит нравственного развития / развитие ребенка / общение с социумом

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Г.В.

Статья освещает основные аспекты асоциального поведения ребенка в коллективе, отражает подбор средств, методов и педагогических приёмов, способствующих профилактике, создание психологического комфорта и безопасности детей в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения»

3. Хаббард Р.Л. Детская дианетика / Р.Л. Хаббард. - М: библ. Саентологии, 1951. - 43 с.

4. Шопенгауэр А. О воспитании / А. Шопенгауэр; пер. с нем. В.А. Попова. - М: Литография (РГБ), 1902. - 9 с.

5. Щелгунов Н.В. Письма о вопспитании / Н.В. Щелгунов // Избранные педагогические сочинения. - М: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1954. - 367 с.

УДК 1

Овсянникова Г.В.

Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения

Аннотация

Статья освещает основные аспекты асоциального поведения ребенка в коллективе, отражает подбор средств, методов и педагогических приёмов, способствующих профилактике, создание психологического комфорта и безопасности детей в школе.

I

Ключевые слова: поведение личности, дефицит морального развития, дефицит нравственного развития, развитие ребенка, общение с социумом.

Дде

¿тТ

ричиняюще

евиантное поведение - это устойчивое поведение личности, проявляющееся в поступках ^человека, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.

Сегодня наряду с позитивными изменениями в стране происходят процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: меняется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность, растет бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», повышается число несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время политический и социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду, провоцируя рост девиаций среди

несовершеннолетних. Сложная обстановка в стране заставляет исследователей различных областей педагогических и социальных наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении детей. Имеющиеся в арсенале специалистов наработанные годами технологии и методы отстают от тех процессов, которые происходят в обществе, и часто подростки, которые ранее считались благополучными, попадают в число трудновоспитуемых или потенциальных правонарушителей. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклонений поведения. Девиантное поведение чаще всего проявляется:

- как форма проявления дефицита морального и нравственного развития ребенка;

- как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался;

- как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Школа, как социальный организм находится в центре событий и тенденций современного общества и как зеркало отражает его идеологические и социально-экономические проблемы. Девиантное поведение подростков, понимаемое как нарушение социальных норм, приобретает в последние годы массовый характер и ставит эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Идеалом, к которому стремится все наше общество и школа является законопослушный, социально-активный, образованный, всесторонне развитый человек, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. Огромное значение в современном обществе имеет умение следовать установленным правилам, жить в обществе, успешно социализироваться. Основная задача, стоящая перед школой - дать каждому ребёнку, с учётом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие. Вся воспитательная и профилактическая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение данного социального заказа. Профилактика девиантного поведения подростков является необходимой и естественной составляющей работы школы.

Я работаю в МБОУ СОШ №30 г. Воронежа. В школе около 1223 обучающихся, учитывая, что рядом расположены МБОУ СОШ №69,91 очевидно, что это обычная школа и у нас учатся дети из самых разных

социальных слоёв. К сожалению, достаточно много неблагополучных семей, четверть семей неполные, 16 опекаемых детей и 5 воспитываются приёмных семьях, 136 детей из многодетных семей, 14 обучающихся с ОВЗ. Воспитательная и профилактическая деятельность нашей школы содержит систему мер по предупреждению девиантного и деструктивного поведения. Сформирован алгоритм деятельности образовательного учреждения в соответствии с программой: «Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения». Программа предполагает, что основными направлениями работы с подростками, склонными к девиантному поведению является всесторонняя многомерная профилактика, которая включает в себя комплекс организационно-воспитательных и спортивных мероприятий в работе школы, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Целью данной программы является создание условий для предупреждения и профилактики девиантного поведения в школе. Основные задачи: выявление детей, склонных к девиантному поведению, изучение личностных особенностей подростков, определение основных причин девиантного поведения, а также подбор средств, методов и педагогических приёмов, способствующих профилактике, создание психологического комфорта и безопасности детей в школе. Для достижения поставленной цели необходима слаженная и дружная работа всех участников образовательного процесса. Для обеспечения продуктивной работы необходимо взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения. Наш педагогический коллектив и все сотрудники школы в полном составе участвует в реализации программы. Профилактическая работа направлена на образовательную среду, под которой подразумевается все, что происходит, в школе, все, что оказывает влияние на ребенка, формирует его мировоззрение. Очевидно, что знания и умения ребенок получает на уроке, а социальные отношения формируются под воздействием всех присутствующих в школе, которые, осознанно или нет, влияют на ребёнка. В работе применяются всевозможные интерактивные и традиционные методы работы, используются разнообразные формы деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Профилактика проводится комплексно, по многим направлениям девиаций, по каждому разработан свой алгоритм работы, или модуль.

В начальной школе работает педагог-психолог, которая обследуют детей в первом классе, по результатам диагностики выделяют группы для систематических занятий и для разовых консультаций. В школе создана Служба Сопровождения, которая работает с ребятами, имеющими затруднения в учёбе, либо отклонения в поведении или нарушении взаимоотношений в классном коллективе. Каждый классный руководитель в соответствии с программой школы имеет утверждённый план воспитательной работы, который включает в себя индивидуальную работу с обучающимися

различных групп. Для детей, имеющих различные проблемы учебного или поведенческого характера, службой сопровождения, в которую всходят: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, медицинские работники, разрабатываются рекомендации, при необходимости привлекаются и другие специалисты. С родителями работает психолог по проблеме «Нарушение процесса воспитания в семье», после таких бесед, родители как правило, обращаются за дополнительными консультациями к специалистам. Обучающиеся начальной школы активно участвуют в классных и общешкольных мероприятиях и спортивных праздниках, посещают театры и музеи, участвуют в районных и городских мероприятиях.

Модуль «Проблемы социальной жизни подростка в ОУ и пути их преодоления» адресован обучающимся 6-7 классов, который помогает обозначить проблемы классного коллектива, и определить основные направления профилактической работы, также обеспечить своевременную социально-педагогическую поддержку нуждающимся обучающихся. Используется: ассоциативная методика «Незаконченные предложения», которая в совокупности с социометрией, наблюдением, анкетированием, дает неплохие результаты. Анкета корректируется, в эту анкету добавляются новые предложения: например: Мой любимый предмет и почему...? Мне нравится учитель, так как.. .и т. п. Каждый год специалисты ЦППМСП для этой возрастной группы проводят цикл интерактивных занятий по программе: «Формирование позитивных межличностных отношений в классном коллективе». Социальным педагогом и заместителем директора по воспитательной работе разработаны методические рекомендации для проведения в ЕИД тематических классных часов, проведения уроков здоровья, профилактических занятий, тем для дискуссий, диагностические программы. Профилактика девиант-ного поведения через классные часы является активной составляющей предупреждения и коррекции всех видов девиантного поведения. Наша школа сотрудничает с многочисленными городскими и районными организациями и учреждениями, работает в тесном взаимодействии с районными субъектами профилактики в рамках межведомственного взаимодействия по защите прав и законных интересов ребёнка.

Модуль: «Консультационно-коррекционная поддержка семьи», направлена в, основном, на работу с неблагополучными, асоциальными и семьями, признанные в социально-опасном положении (семьи СОП). Опыт показывает, что работу с такими семьями чрезвычайно трудно алгоритмизировать, нельзя предложить готовые рецепты для решения тех или иных проблем. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что все благополучные семьи похожи друг на друга, а все психологически неблагополучные варианты развития семьи очень разные. Но, тем не менее, социально-педагогическая работа с такими семьями является эффективной, если в итоге разрабатывается адресная программа, предполагающая целенаправленную, пошаговую работу. Правильное педагогическое

руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечения координации усилий по всем направлениям. Однако, было неправильным не отметить то, что беспокоит в этой работе. К сожалению, недостаточна активность родителей и далеко не все из них готовы к сотрудничеству, нередко неприятие, а порой и просто отказ от взаимодействия. Поэтому будет неверно говорить о том, что эта работа всегда успешна. На сегодняшний день результативность работы с родителями составляет порядка 65%. Работа со всеми родителями ведется в разных направлениях: диагностическая, информационная, профилактическая, правовая, просветительская. Родители привлекаются к участию в школьных мероприятиях, в школе есть попечительский Совет, в который входят родители обучающихся школы, существует родительский клуб в 10 «А» классе.

Модуль «Профилактика девиантного поведения среди подростков через приобщение к активным занятиям спортом». Одно из важных мест в системе профилактики отклоняющегося поведения принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей, занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, и 80% подростков отдают им предпочтение. Для восстановления социального статуса подростка, переориентации антиобщественной направленности его поведения необходимы мероприятия, направленные на своевременное выявление, диагностику и коррекцию отклоняющегося поведения. Исходя из этого, действует данный модуль, в которых занятия физическими упражнениями работают с трех основных позиций: во-первых, как средство оздоровления; во-вторых, как способ организации досуга и отвлечения подростков от улицы и, в-третьих, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния.

Дети очень довольны и с удовольствием занимаются и в тренажерном зале и играют в теннис, любят соревноваться с учителями. В школе постоянно проводятся отборочные соревнования спартакиады, акции, посвящённые «ЗОЖ», ежегодно проводится спартакиада школьников, приуроченная празднования дня «Органов Внутренних Дел», в которой принимают участие и все обучающиеся школы. Эта программа явилась отправной точкой для создания в школе Структурного подразделения Отделения дополнительного образования детей (ОДОД), которое сейчас реализовано в школе 23 кружками и секциями, в которых постоянно занимается 457 учащихся школы, что является эффективной составляющей профилактики асоциального поведения детей и имеет большое значение в профилактической деятельности школы. Кроме этой структуры на базе школы оказываются платные образовательные услуги: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и дисциплин, занятия по углублённому изучению предметов.

Модуль: «Профилактика приобщения к новым потенциально опасным, психоактивным веществам» через учебный процесс» направлен на предупреждение причин, которые могут спровоцировать ребёнка на приобщение к ПАВ: взаимоотношения в классе (отверженные и одинокие), несовершенная система оценивания ученика, неуспешность среди одноклассников, несправедливость учителя. Совершенствование учебного процесса будет выполнять профилактическую роль в той мере, насколько будет подниматься самооценка учащегося (позитивная Я-концепция), уверенность в собственных силах, развиваться чувство справедливости. Форма подачи учебного материала (Скорость речи, краткость изложения, паузы, структурирование учебного материала) для более эффективного усвоения урока, эффективный опрос, надежность и открытость технологии оценивания. Профилактика через содержание учебных предметов заключается во включении в большем объёме соответствующей информации через содержание предметов: Биология, литература, история, обществознания, ОБЖ, химия, физкультура. Изменение педагогических технологий в учебных предметах, применение интерактивных методов воспитания и обучения. Одна из причин потребления ПАВ - недостаток общения. Традиционный урок предполагает слушать других, на разговорную речь ученику отводится в среднем 1,5 минуты. На переменах некоторые дети одиноки, с ними никто не общается. Для увеличения времени общения необходимо новые технологии: работа в малых группах, пары сменного состава и т. п. Имеются разработанные специалистами пособия и методические указания по формированию здорового образа жизни, осознание ценности здоровья, необходимо применение их на уроке в большем объеме. В школе ведется большая работа по профилактике курения среди школьников. Создание обстановки нетерпимости к курящим, формирование у ребят понимания своего права «Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду» [1], осознания негативного вредного влияния курения на окружающих. Не курение - задача школы и окружения ребёнка. Что говорить о профилактике химических зависимостей, если людей некурящих среди злоупотребляющих алкоголем и наркозависимыми - единицы. При этом курить обычно начинают раньше. Создание некурящей школы - то, к чему нужно сегодня стремиться, это будет самая действенная профилактика. Мною проводятся групповые занятия по профилактике курения учащихся, а также в соответствии программой профилактики девиант-ного поведения я провожу тематические занятию по утверждённому плану. Специальную профилактику проводят только высокопрофессиональные специалисты. Я уверена, что пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. Ученики нашей школы в рамках реализации профилактических программ участвуют в различных мероприятиях, проводимых городом и районом. Мы успешно участвовали в политтурнирах, в различных акциях. Принимаем участие в мероприятиях программы «Воспитание». Модули, составляю-

щие программу профилактики девиантного поведения подростков школы, отражают основные направления профилактической деятельности, помогают систематизировать, анализировать, текущую работу, а также прогнозировать её перспективы. Профилактическая работа может быть эффективной, только когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой набор разрозненных программ, различных по концептуальной основе и структуре. Приоритет в нашей работе отдаётся позитивной профилактике и формированию здорового образа жизни обучающихся. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе учебных курсов, адекватным собственным интересам и склонностям. Здоровье это состояние, характеризующееся полным физическим, духовным и социальным благополучием. Мы живем в информационном обществе, ситуация в мире и стране меняется стремительно, поэтому профилактическая программа, её составляющие не являются застывшими, а постоянно дополняются и корректируются, исходя из собственных практических наработок и учитывая современную ситуацию. К примеру, ещё лет десять назад проблема компьютерной зависимости не была особо актуальной. Сейчас тесты на определение компьютерной зависимости проводятся регулярно, информационной и компьютерной безопасности уделяется большое внимание, проводятся тематические профилактические образовательные беседы и лекции специалистов школы, компетентными родителями. Профилактическая работа с учениками во внеурочное время: Самоуправление, театральная и танцевальная студия,

кружки, ученическое посредничество, развитие волонтёрского движения и воспитание социальных лидеров, дискотеки, занятия спортом, активное участие в конкурсах, соревнованиях, районных и городских мероприятиях. В школе работают кружки и секции, которые сегодня посещают, практически все учащиеся школы. Все дети, состоящие на внутришкольном социально-педагогическом контроле, посещают кружки и секции, участвуют в школьных, районных и городских конкурсах и соревнованиях.

Показатели результативности.

Положительная динамика изменения количества обучающихся школы на учете в Полиции: в текущем учебном году на учёте нет обучающихся нашей школы.

Психологические критерии эффективности профилактической работы.

Эффект принятия профилактической информации и основной показатель эффективности профилактической программы - поведение детей. Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин. При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени, направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечение их в социально-значимую деятельность, что в целом позволяет обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя эффективную профилактику девиаций среди несовершеннолетних.

Литература

1. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии / В.Ф. Анурин. - М.: Просвещение, 2020 - 536 с.

2. Апинян Г.В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение» / Г.В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. - 2021. - №2. - С.32-39.

3. Абрамян Л.А. Эмоциональное неблагополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности / Л.А. Абрамян. -Одесса: Луч, 2019. - 457 с.

4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Оникс, 2021 - 286 с.

5. Александрова А.В. Нравственность, агрессия / А.В. Александрова // Вопросы психологии. - 2020. - №1. - С. 28-34.

6. Артамонова А.А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений / А.А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2019. - №8. - С.69-74.

7. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков / С.Д. Арзуманян. - Ереван: Фаина, 2022. - 253 с.

8. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. - М.: Владос, 2021. - 265 с.

9. Бейзеров В.А. Практикум по девиантологии / В.А. Бейзеров. - М.: Флинта, 2014 - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.