Научная статья на тему 'Влияние семьи на формирование личности ребёнка'

Влияние семьи на формирование личности ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / ребёнок / формирование личности / факторы развития / воспитание

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарипова Г.В., Попова А.А.

В статье анализируется влияние семьи на формирование личности ребёнка. Изучаются аспекты, влияющие на личность детей и способы влияния на её развитие. Рассматриваются проблемы, созданные родителями, которые способны пагубно повлиять на ребёнка. Приводятся высказывания научных деятелей о воспитании личности ребёнка. В итоге говорится о влиянии семьи и окружающей действительности на личность ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние семьи на формирование личности ребёнка»

УДК 1

РС! 10.21661/Г-561168

Гарипова Г.В.

Научный руководитель Попова А.А

Влияние семьи на формирование личности ребёнка

Аннотация

В статье анализируется влияние семьи на формирование личности ребёнка. Изучаются аспекты, влияющие на личность детей и способы влияния на её развитие. Рассматриваются проблемы, созданные родителями, которые способны пагубно повлиять на ребёнка. Приводятся высказывания научных деятелей о воспитании личности ребёнка. В итоге говорится о влиянии семьи и окружающей действительности на личность ребёнка.

■ Ключевые слова: семья, ребёнок, формирование личности, факторы развития, воспитание.

Мы ежедневно сталкиваемся с разными личностями в жизни, которые совершенно непохожи друг на друга. Однако многие не задумываются о том, что наша личность начинала формироваться с самой важной ячейки общества - семьи. Семья является первым и наиболее важным окружением для ребенка. Все аспекты семейной жизни - от воспитания и образования до коммуникации и эмоциональной обстановки - влияют на формирование его личности. Поддерживающая, любящая и стабильная семейная среда может способствовать позитивному развитию ребенка, его самооценке, адаптации к обществу и формированию здоровых отношений в будущем.

Формирование личности ребенка является сложным и многогранным процессом, который зависит от множества факторов развития. Понимание этих факторов и создание подходящей среды для развития помогут ребенку раскрыть свой потенциал и стать счастливым и успешным человеком.

В жизни каждого человека родители являются первыми и самыми значимыми ролевыми моделями. Ведь именно они определяют, какие ценности, нормы поведения и убеждения будет принимать ребенок. Данный факт можно подтвердить словами известного педагога Антона Семёновича Макаренко, в которых он утверждал, что: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение» [1, с. 112]. Согласна с высказыванием педагога, ведь на своём примере, родители демонстрируют своим детям, как вести себя, как общаться с окружающими и как решать проблемы. Ребенок всегда наблюдает за взрослыми и подражает им, что влияет на формирование его собственной личности.

Непременно правильная семейная обстановка и качество отношений между членами семьи оказывают значительное влияние на эмоциональное благополучие ребенка. По мнению известного драматурга Оскара Уайльда, «Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми» [2, с. 5] Не могу не согласиться с данным мнением, так как тёплая и

поддерживающая атмосфера в семье позволяет ребенку развивать чувство безопасности, доверия и самоуважения. Родители, которые способны эмоционально поддерживать своих детей, помогают им развивать эмоциональную интеллектуальность, саморегуляцию и умение строить здоровые отношения.

Также семья является местом, в котором ребенок учится социальным навыкам и общению с другими людьми. Взаимодействие с близкими по возрасту и взрослыми членами семьи помогает ребенку развивать навыки коммуникации, адаптироваться к новым ситуациям и решать конфликты. Кроме того, в семье формируются представления о ролевых моделях и гендерных стереотипах, которые могут оказывать влияние на выбор профессии и поведение в будущем. Регулярные разговоры, взаимное слушание, выражение своих мыслей и чувств, разрешение конфликтов и принятие решений совместно помогают развивать навыки коммуникации, выражение собственных идей и уважение к позиции других людей.

Помимо всего, семья играет важную роль в установлении правил, границ и дисциплины для ребенка. С помощью правильного воспитания, постановки границ и соблюдения правил ребёнку становится легче развивать в себе такие навыки как: самообладание, ответственность и умение принимать решения. По словам мыслителя Артура Шопенгауэра, «Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание, и критика - когда они переходят меру справедливости» [4, с. 9]. Слова философа достоверны, так как родители, которые четко и последовательно наказывают детей за неприемлемое поведение, помогают им развивать понимание правил, норм и ценностей.

Заинтересованность родителей в образовании ребенка и его стимулирование в процессе обучения оказывает положительное влияние на формирование его личности. Вовлечение в творчество, поддержка в учебе, поощрение к самостоятельности и развитию интересов помогают ребенку развивать себя и совершенствовать свои знания, умения и навыки. Писатель Рональд Хаббард считал, что: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать

его способным развиваться дальше без помощи учителя» [3, с. 43]. Родители влияют на самооценку ребенка, помогают ему развивать свои таланты и интересы, учат самостоятельности и ответственности. Все это помогает ребенку стать уверенным в себе и сформировать свою личность.

Экономическая ситуация и материальные ресурсы семьи также могут оказывать влияние на формирование личности ребенка. Стабильность и достаток семьи создают условия для комфортной и безопасной жизни ребенка, а также доступ к образованию, развлечениям и другим возможностям развития. Непосредственно также родители берут контроль над здоровым образом жизни своего ребенка. Они учат его правильно питаться, заниматься спортом и ухаживать за собой. Это помогает ребенку сохранять свое здоровье и формировать здоровые привычки.

Семейные традиции и обычаи играют важную роль в формировании идентичности ребенка. Регулярное участие в общих семейных мероприятиях, празднование праздников и другие семейные ритуалы позволяют ребенку чувствовать принадлежность и связь с семьей, историей и культурой своего рода. Семья также влияет на формирование мировоззрения ребенка. Родители учат ребенка понимать мир и людей вокруг него, они помогают ему развивать критическое мышление и аналитические способности. Это помогает ребенку развиваться как личность и лучше понимать окружающий мир.

Однако необходимо отметить, что семья не является единственным фактором, влияющим на формирование личности ребенка. Важную роль играют также образовательные учреждения, друзья, среда обитания и массовая культура. Все эти факторы взаимодействуют между собой и оказывают влияние на развитие личности.

Так, например, образовательные учреждения играют важную роль в формировании личности ребенка. Школы предоставляют дополнительные знания и навыки, развивают интеллектуальные способности и социальные навыки. Учителя и одноклассники становятся важными фигурами в жизни ребенка, которые могут оказывать различное влияние на его мировоззрение и поведение.

Следующим фактором, оказывающим влияние на личность ребёнка, являются друзья. Они предоставляют возможность для социальной коммуникации, помогают развивать навыки общения и сотрудничества. Дружеские отношения также могут повлиять как на самооценку и уверенность ребенка, так и на его интересы и хобби.

На формирование личности ребенка воздействует массовая культура, например, телевидение, кино и интернет. Средства массовой информации предлагают различные образцы поведения и ценностей, которые могут оказывать влияние на его развитие. Поэтому важно контролировать доступ ребенка к медиа и обсуждать с ним то, что он видит и слышит, ведь не вся информация бывает верной и необходимой для его сознания.

Самым важным в процессе формирования личности ребёнка является учёт его индивидуальных особенно-

стей. Ведь каждый ребенок уникален по-своему и имеет свои сильные и слабые стороны, интересы и предпочтения. Учитывая эти индивидуальные особенности, можно создать условия для развития его талантов и увлечений, что способствует формированию его личности.

Наконец, сам ребенок играет активную роль в формировании своей личности. Он выбирает свои друзей, участвует в различных активностях и принимает решения, которые влияют на его развитие. Важно помочь ребенку развить самосознание, самоуважение и навыки принятия решений, чтобы он мог активно участвовать в формировании своей собственной личности, ведь «детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» [5, с. 367].

Хотя семья может иметь положительное влияние на формирование личности ребенка, некоторые семьи могут столкнуться с проблемами, которые могут негативно повлиять на ребенка. Например, семьи, где есть насилие, алкоголизм или наркомания, могут создавать нестабильную и опасную среду для ребенка.

В таких случаях важно обратиться за помощью к профессионалам, таким как социальные работники, психологи или консультанты. Они могут помочь семье решить проблемы и создать более здоровую и стабильную среду для ребенка.

Также родители могут работать над своими собственными проблемами, чтобы создать более здоровую и стабильную семейную среду. Они по совместительству смогут восстановить свое психическое здоровье, будут учиться новым навыкам и стратегиям воспитания, чтобы помочь собственному ребенку развиваться как личность, которая в будущем не будет допускать подобных ошибок.

Наконец, важно помнить, что формирование личности ребенка - это длительный процесс, который требует постоянной работы и внимания со стороны родителей и окружающих людей. Все эти факторы взаимодействуют между собой и влияют на формирование личности ребенка. Они создают основу для его развития и определяют его способность к адаптации к изменяющимся условиям жизни. Поэтому важно обратить внимание на все эти аспекты и создать благоприятные условия для развития ребенка, где он может раскрыть свой потенциал и стать самостоятельной и успешной личностью. Однако, если сделать это правильно, то можно помочь ребенку стать здоровым, счастливым и успешным в жизни.

В заключение, можно сказать, что семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Она передает как семейные, так и моральные ценности, обеспечивает эмоциональную поддержку и помогает развивать социальные навыки детей. Однако необходимо учитывать, что влияние семьи не является единственным и другие факторы также имеют свое значение. Поэтому, для полноценного развития личности ребенка, необходимо учитывать все аспекты его окружения.

Литература

1. Макаренко А.С. Семья и воспитание детей / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.

2. Уайльд О. Афоризмы / О. Уайльд // Проза. - №334 в Афоризмы. - М: АСТ, Люкс, 2000. -5 с. 64 Интерактивная наука | 9 (85) • 2023

3. Хаббард Р.Л. Детская дианетика / Р.Л. Хаббард. - М: библ. Саентологии, 1951. - 43 с.

4. Шопенгауэр А. О воспитании / А. Шопенгауэр; пер. с нем. В.А. Попова. - М: Литография (РГБ), 1902. - 9 с.

5. Щелгунов Н.В. Письма о вопспитании / Н.В. Щелгунов // Избранные педагогические сочинения. - М: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1954. - 367 с.

УДК 1

Овсянникова Г.В.

Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения

Аннотация

Статья освещает основные аспекты асоциального поведения ребенка в коллективе, отражает подбор средств, методов и педагогических приёмов, способствующих профилактике, создание психологического комфорта и безопасности детей в школе.

I

Ключевые слова: поведение личности, дефицит морального развития, дефицит нравственного развития, развитие ребенка, общение с социумом.

Дде

ричиняющчее

ричиняюще

евиантное поведение - это устойчивое поведение личности, проявляющееся в поступках человека, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.

Сегодня наряду с позитивными изменениями в стране происходят процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: меняется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность, растет бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», повышается число несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время политический и социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду, провоцируя рост девиаций среди несовершеннолетних. Сложная обстановка в стране заставляет исследователей различных областей педагогических и социальных наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении детей. Имеющиеся в арсенале специалистов наработанные годами технологии и методы отстают от тех процессов, которые происходят в обществе, и часто подростки, которые ранее считались благополучными, попадают в число трудновоспитуемых или потенциальных правонарушителей. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклонений поведения. Девиантное поведение чаще всего проявляется:

- как форма проявления дефицита морального и нравственного развития ребенка;

- как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался;

- как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Школа, как социальный организм находится в центре событий и тенденций современного общества и как зеркало отражает его идеологические и социально-экономические проблемы. Девиантное поведение подростков, понимаемое как нарушение социальных норм, приобретает в последние годы массовый характер и ставит эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Идеалом, к которому стремится все наше общество и школа является законопослушный, социально-активный, образованный, всесторонне развитый человек, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. Огромное значение в современном обществе имеет умение следовать установленным правилам, жить в обществе, успешно социализироваться. Основная задача, стоящая перед школой - дать каждому ребёнку, с учётом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие. Вся воспитательная и профилактическая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение данного социального заказа. Профилактика девиантного поведения подростков является необходимой и естественной составляющей работы школы.

Я работаю в МБОУ СОШ №30 г. Воронежа. В школе около 1223 обучающихся, учитывая, что рядом расположены МБОУ СОШ №69,91 очевидно, что это обычная школа и у нас учатся дети из самых разных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.