Научная статья на тему 'Влияние межличностных отношений в семье на формирование личности ребенка в современном мире'

Влияние межличностных отношений в семье на формирование личности ребенка в современном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2005
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РЕБЕНОК / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА / ГАДЖЕТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЕЙ / FAMILY / CHILD / UPBRINGING / SOCIALIZATION / PERSONALITY / DEVELOPMENT / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN THE FAMILY / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE CHILD / GADGETS / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Порхунова Анастасия Евгеньевна, Сидоров Андрей Николаевич, Ветюгова Мария Васильевна

В данной статье рассматривается семья, как главный институт социализации ребёнка, где происходит формирование его как личности со своими индивидуальными особенностями, определёнными моральными ценностями, жизненными устоями. Также здесь выдвигаются основные проблемы внутрисемейных отношений 21 века, какое влияние они оказывают на будущее ребенка и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Порхунова Анастасия Евгеньевна, Сидоров Андрей Николаевич, Ветюгова Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INTERPERSONAL RELATIONS IN THE FAMILY ON THE FORMATION OF THE CHILD'S PERSONALITY IN THE MODERN WORLD

This article considers the family as the main institution of socialization of the child, where it is formed as a person with their own individual characteristics, certain moral values, life principles. Also, the main problems of family relations of the 21st century are put forward, what impact they have on the future of the child and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Влияние межличностных отношений в семье на формирование личности ребенка в современном мире»

ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Порхунова Анастасия Евгеньевна, студент, e-mail: Anastasiaporhunova68@gmail.com) Сидоров Андрей Николаевич, студент, Нижегородский государственный педагогический университет

им. К.Минина, Россия e-mail: sidorovan@std.mininuniver.ru) Ветюгова Мария Васильевна, учитель МБОУ Школа 127, Нижний Новгород (e-mail: inya76@mail.ru)

В данной статье рассматривается семья, как главный институт социализации ребёнка, где происходит формирование его как личности со своими индивидуальными особенностями, определёнными моральными ценностями, жизненными устоями. Также здесь выдвигаются основные проблемы внутрисемейных отношений 21 века, какое влияние они оказывают на будущее ребенка и пути их решения.

Ключевые слова: семья, ребенок, воспитание, социализация, личность, развитие, межличностные отношения в семье, индивидуальные особенности ребенка, гаджеты, психологический портрет родителей.

Введение. В современном обществе контроль над людьми и личными человеческими отношениями берут различные гаджеты. Семья является одним из наиболее значимых институтов общества и оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, на его развитие и будущую жизнь. В век информационных технологий отношение родителей и детей поменялись, потому что многие заменяют личное общение с детьми на интернет, что оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Личное общение с детьми может сформировать у них как позитивный взгляд на мир и на самих себя, сделать их успешными, уверенными в себе людьми, так и может привести к отсталому развитию, низкой самооценке и недоверию к окружающим. Исследование влияния межличностных отношений на развитие ребенка важно, т.к. в семье происходит процесс воспитания, закладываются основные модели и стереотипы поведения, именно здесь ребенку должны дать понятия о моральных нормах и о том, как правильно подавать себя в обществе.

Цель работы: выявить роль различных подходов воспитания на развитие детей

Методика исследований. Для выявления теоретических аспектов исследования был использован метод изучения и анализа психолого-педагогической литературы. С целью рассмотрения влияния отношений отца и матери на психику ребенка использовался метод наблюдения.

Результаты и их обсуждение. Семья - важный общественный институт, который является первичной социальной микросферой для человека. Она является основным фактором нравственного, психического, духовного развития индивида и напрямую влияет на становление здорового, эмоционально уравновешенного, интеллектуально развитого человека [1, 2, 3].

Тема семьи, воспитания, внутрисемейных отношений волновала людей с древних времён. «В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я. А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - описывается их отношение к семье как фактору воспитания, оценивается её роль в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. Изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся учёные как: Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Т. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский». [4, 5, 6, 7]

Семья, как любой социальный институт, имеет определенные функции, так, например, самыми важными из них являются следующие:

1. Репродуктивная

2. Хозяйственно-бытовая

3. Экономическая

4. Воспитательная

5. Функция социального контроля

6. Функция социализации [8, С.24]

Каждая из данных функций по-своему важна, однако, социализация ребенка в семье является главной составляющей и требует особого внимания и ответственности всех членов семьи.

Первичными агентами социализации являются родители и родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры, тети, дяди и т.д.). Именно эти люди общаются с ребенком с самого возраста, создают определенную обстановку около него и в процессе взросления дают ему первые знания об окружающем мире, о моральных нормах, ценностях, о правильном поведении и подаче себя в обществе. Именно близкие ребенку люди, в основном, конечно же, родители должны контролировать взросление ребёнка, общаться с ним, всегда стараться узнавать о проблемах и переживаниях, особенно, если речь идет о подростковом возрасте, ведь в этот период дети более зависимы от мнения сверстников, от информации, полученной в интернете. Также агентам социализации следует обратить внимание на интересы ребенка (в каждом возрастном периоде), на то, с кем он общается, как обращается с окружающими людьми и сколько времени проводит за компьютером, в интернете [9, 10].

Качество социализации личности зависит от уровня образованности родителей, их социального поведения, моральных ценностей, социальных ориентиров.

Исследования последних лет экспериментально доказали, что дети присваивают себе те жизненные ценности и устои, которыми обладают близ-

кие им люди, в основном родители. А ценности взрослых формируются исходя из социальных и экономических условий жизни, данного исторического периода, общественного строя. [11, 12, 13]

Многие считают, что большее влияние на ребёнка оказывает улица, школа, средства массовой информации, но всё же социологические исследования показывают, что влияние семейных отношений сильнее влияния других факторов: влияние семьи -40%, сми-30%, школы-20%, улицы-10%. [14, С. 526-527]

Чтобы социализации ребенка прошла успешно, очень важно, чтобы семья осознавала всю суть воспитания ребенка и подавала себя как нравственный образец для него. Родителям следует с самого детства прививать детям любовь к знаниям, искусству, творчеству, что способствовало бы развитию высоконравственного, образованного человека.

Далеко не все семьи прививают нравственные понятия ребенку. Так, пронаблюдав за детьми, было отмечено, что уже в возрасте 9-10 лет дети слушают «взрослую» музыку с присутствием нецензурной лексики [15].

Также некоторые дети используют в своей речи ругательства, порой не понимая смысла сказанных слов. В основном причиной тому является употребление ненормативной лексики ближайшим окружением ребенка: родителями, близким родственниками. И иногда эти люди даже не задумываются о том, что они оказывают негативное воздействие на развитие ребенка. Например, просмотр телепередач, кинофильмов с детьми, прослушивание музыки, где присутствует некультурная речь, оказывает на них прямое воздействие. Проблема нецензурной лексики имеет глобальный характер, так как немногие люди в современном мире владеют литературным языком и могут выступить положительным примером для ребенка. Поэтому родителям необходимо бороться с этой проблемой еще в дошкольном возрасте, когда ребенок неосознанно выражается неприемлемыми словами, и пытаться всеми способами отгородить его от отрицательного воздействия, прежде всего не употреблять в своей речи нецензурную лексику [16, 17].

В связи с появлением в современном мире различных информационных и компьютерных технологий, семья претерпела изменения. Всё чаще дети стали проводить своё время не за книгой, не с родственниками, а с различными гаджетами. Это приводит к тому, что межличностные отношения обесцениваются, родители и дети меньше общаются и порой не знают о проблемах друг друга. Это большая проблема современных семей и она требует решения. Причем она актуальна как для семей с детьми как подросткового возраста, так и раннего возраста [18].

Так, в ходе собственных наблюдений за детьми возраста 7-14 лет на улице, в школе, дома, у гостей было замечено практически полное отсутствие детей из реальной жизни. Многие дети продолжительное время погружены в свои смартфоны, увлечены играми и просмотром видеороликов на YouTube. Следует отметить, что яркие, увлекательные видео, которые

не несут в основном никакой полезной информации, в настоящее время действительно завлекают внимание детей и, просматривая одно, они уже не могут остановиться и начинают просматривать другое. Так, ребенок, который зависим от интернета в развлекательных целях, не может встать на путь полноценного интеллектуального, психического и физического развития.

Чтобы найти решение данной проблемы родителям и родственникам ребенка нужно самим как можно меньше проводить время за гаджетами, оставлять его на личное общение в кругу семьи, на проявление внимания к детям, разговоры с ними об учебе, друзьях, о победах и неудачах. Также, нужно ограничивать время препровождения детей в социальных сетях и приучать к чтению книг и к творческим занятиям.

Говоря о взаимоотношениях детей и родителей нужно рассмотреть основные стили родительского воспитания, ведь за счет них в семье строятся определённые отношения.

Итак, выделяют следующие основные типы воспитания:

> Авторитарное (беспрекословное подчинение детей воле родителей)

> Либеральное (воспитание ребёнка без ограничений на основе полной свободы)

^ Демократическое (воспитание ребёнка, приобщенного к общественной жизни) [19].

Родители, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, закладывают в ребёнка, в основном, качества безвольного характера. Такой человек, в дальнейшем, будет не способен отвечать за свои поступки и действия, не будет иметь своего мнения и слова. Также может сформироваться личность с агрессивным характером, похожим на характер воспитателей. Такая личность будет заставлять окружающих подчиняться ее воле, она не станет прислушиваться к мнению других людей.

Придерживающийся либерального типа воспитания родитель также совершает ошибку. Безграничная дозволенность не формирует из ребенка положительную личность, т.к. последний начинает чувствовать волю к жизни. В таком случае возможно пренебрежение моральными нормами, правилами поведения, законом.

Наиболее приятным для ребенка типом воспитания является демократический. Большинство современных родителей придерживаются данного типа, т.к. он способствует формированию у ребенка устойчивых взглядов на мир, определенных жизненных позиций, своего мнения. В этом случае межличностные отношения в семье будут гораздо благоприятнее сказываться на социализации ребенка в обществе, т.к. будет происходить обсуждение проблем, поиск путей их решения. Ребенок из такой семьи, как только станет взрослым, с легкостью сможет адаптироваться в реалиях современного мира, сможет найти себе место в этой жизни [20].

Семья у каждого человека должна ассоциироваться с окружением родных людей, которые всегда поймут и поддержат, окажут помощь в реше-

нии проблем. Картина идеальной семьи не всегда претворяется в реальную жизнь.

Важным аспектом проблемы социализации ребенка под влиянием межличностных отношений является позитивное и негативное воздействие на ребенка. Так, если один или оба родителя жестоко обращаются со своими детьми, не верят в их способности, не помогают им в трудных жизненных ситуациях, считая проблемы ребенка «пустяками», не дают права высказать свое мнение, тем самым подавляя их индивидуальность, личное «Я», то это может сильно сказаться на его будущем. Дети из таких семей могут агрессивно вести себя в обществе, отыгрываться на других детях, в будущем потеряют веру в себя и доверие к окружающим, есть риск быть втянутым в плохие компании и преступную деятельность.

Так, исследования показывают, что люди, совершавшие различного рода преступления, выросли в неблагополучных семьях где родителям было не до ребенка. Также некоторые женщины, которые в детстве получали мало внимания от своей матери, склонны к применению карательных средств воспитания. [13, С. 245].

Также на формирование ребенка могут оказывать влияние и другие члены семьи, в лице, например, братьев и сестер. Так, если у ребенка есть старший брат или старшая сестра, то они могут оказать положительное влияние на него, помогая в учебе, в выборе интересов, будущей профессии. Иногда дети больше доверяют какую-то информацию именно сестрам и братьям, а не родителям, поэтому их содействие в воспитании очень важно. Если же у ребенка в семье младший брат или сестра, тогда это может сформировать у него определенные навыки в общении с младшими, что поможет ему в формировании своей семейной жизни.

Семейные отношения развиваются с глубокой древности и претерпевают различные изменения. Влияние гаджетов сильно изменило людей и для семей это стало неким минусом, так как все больше и больше обесценивается личное общение родителя и ребенка. Современные дети, сталкиваясь с проблемой, первым делом начинают искать решение в интернете, социальных сетях, доверяют блогерам, вместо того, чтобы спросить у своего близкого. Но проблема не только в детях, но и в родителях, ведь они должны постараться завоевать доверие своего ребенка, показать, что у любой проблемы есть решение.

Заключение. Таким образом, действительно семья и отношения в ней являются очень важными составляющим в процессе социализации ребёнка, так как именно здесь у ребёнка формируется представление о социальных связях, он приобщается к общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения, учится социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению отношений, проявлению чувств и эмоций. Если у родителей есть способность принять своего ребёнка как существо с уникальными характеристиками, то это повлияет

на его представление о себе самом, так как он будет чувствовать себя особенным и вследствие этого уверенным человеком.

Список литературы

1. Пушкарева Т.В., Швецова М.Н., Зуев К.Б. Семья, брак и родительство в современной России: монография. М. МГПУ. 2014. 280 с.

2. Смирнов Т. А. Социализация личности: проблемы формирования толерантности личности в семье // Успехи современной науки. 2016. №5. 56-58 с.

3. Мальцева С.М., Ветюгова М.В., Родионова М.С. Причины негативного отношения учителей к использованию школьниками смартфонов в образовательном процессе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 40-44.

4. Грязнова Е.В., Треушников И. А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.

5. Дядюнова И. А. Воспитание ребенка в семье - воспитание будущего страны // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. М. 2017. С. 1609-1614.

6. Шмелева Н.В., Сметанина Т.А. Роль агрессии в современной культуре // Поиск: политика. обществоведение. искусство. социология. культура. 2018. № 5 (70). С. 37-42.

7. Колесникова Г.И. Социология и психология семьи: учебник для вузов. М.: Юрайт. 2019. 263 с.

8. Колесов В.И. Семья как основа формирования личности в процессе воспитания в современном социуме // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2019. №1. С. 5-9.

9. Королева М.В. Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. №3. С. 790-792.

10. Лукьянова М.В., Офицерова С.В. Психология семьи: учебное пособие. Ставрополь: Издательство СКФУ. 2017. 138 с.

11. Маматов О. В. Семья как важнейший институт социализации // Молодой ученый. 2014. №6. С. 865-867.

12. Марголина Ж. Б., Суртаева Н. Н. Стили родительского поведения и воспитания детей в семье // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2019. №16. С. 64-72.

13. Мордахаев Л. В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Педагогика. 2014. №13. С. 173-178.

14. Шорстова О. В. Семья - как основа духовно-нравственного становления ребенка // Молодой ученый. 2016. №15. С. 526-529.

15. Науменко Н.М., Шаврыгина О.С. Педагогические ориентиры воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся в семье и школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. С. 191-194.

16. Нешитая О. Н., Баженов О. Н. К вопросу о влиянии семьи как одной из основных причин преступности несовершеннолетних // Актуальные проблемы права: материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М. Буки-Веди. 2015. С. 245-247.

17. Перебейносов В. Л., Юртаева Ю. О., Стародубец О. Д. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной среде // Молодой ученый. 2019. №21. С. 310-311.

18. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия "воспитание": семья, патриотизм и социализация // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

19. Степанова Д.А., Балашова Е.С. Правовое положение педагогических работников в мире и в РФ // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А. А. Горохов. 2019. С. 224-229.

20. Юрьева Л. А., Кирьянова Я. С. К вопросу о воспитании детей из неблагополучных семей // Молодой ученый. 2019. №22. С. 469-472.

Porkhunova Anastasia Evgenievna, student Minin University

(603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail:

Anastasiaporhunova68@gmail.com)

Sidorov Andrey Nikolaevich, student Minin University

(603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: sidorovan@std.mininuniver.ru) Vetyugova Maria Vasilyevna, teacher, MBOUSchool 127 (e-mail: inya76@mail.ru)

INFLUENCE OF INTERPERSONAL RELATIONS IN THE FAMILY ON THE FORMATION OF THE CHILD'S PERSONALITY IN THE MODERN WORLD

This article considers the family as the main institution of socialization of the child, where it is formed as a person with their own individual characteristics, certain moral values, life principles. Also, the main problems of family relations of the 21st century are put forward, what impact they have on the future of the child and ways to solve them. Keywords: family, child, upbringing, socialization, personality, development, interpersonal relationships in the family, individual characteristics of the child, gadgets, psychological portrait of parents.

УДК 352.075

К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ Преликова Е.А., канд. соц. наук, доцент Юго-Западный государственный университет, г.Курск

Статья посвящена вопросам управления капитализацией социального здоровья. Данный вид управления реализуется за счёт взаимодействия органов власти и социально здоровых индивидов, деятельность которых направлена на решение общественно значимых проблем местного сообщества.

Ключевые слова: социальное здоровье, капитализация, управление, социально здоровый индивид, просоциальная деятельность, благоустройство, среда обитания.

В современных условиях оценить эффективность функционирования общества, используя лишь количественные методы, невозможно. Это обусловлено отсутствием синергетического взаимодействия от применения нематериальных активов. В качестве последнего автор имеет в виду социальные ресурсы. Взаимодействие представителей местного сообщества выступает основой, благодаря которой формируется система коммуника-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.