Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / THE YOUNGER THE STUDENT / PROCESS OF ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SCHOOL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яворская С.Ю.

Статья посвящена изучению особенностей влияния детско-родительских отношений на процесс социально-психологической адаптации младших школьников. Рассмотрены подходы к изучению социально-психологической адаптации в психологической науке, проанализированы исследования влияния семьи на развитие личности ребёнка и особенности его адаптационных механизмов. Проанализировано влияние разных типов воспитания на становление личности ребёнка, особенности его развития. В ходе рассматриваются аспекты воспитания в семьях с гармоничным типом детско-родительских отношений, а также воспитание детей в семьях с дисгармоничным типом детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFIUNCE OF PARENT-CHILD RELATIONS ON THE PROCESS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN PRIMARY SCHOOL AGE

The article is devoted to the study of the influence of parent-child relations on the process of socio-psychological adaptation of primary school children. The approaches to the study of social and psychological adaptation in psychological science were considered, the studies of the family influence on the development of the child's personality and the features of its adaptation mechanisms were analyzed. The aspects of education in families with a harmonious type of parent - child relationship, as well as the education of children in families with dis harmonious type of parent - child relationship.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Земли геометрически.

Топография занимается измерениями на поверхности земли или аэрофотоснимками с целью нанесения графических изображений земной поверхности: планов, топографических карт и профилей.

Использованные источники:

1. Старостина А.Е., Заманова Н.А.: «Картография в землеустройстве»

2. Южанинов В.С., Картография с основами топографии: Высшая школа, 2001.

3. http: //wiki .gis. com/wiki/index. php/Geode sy

УДК 159.99

Яворская С.Ю. студент 5 курса факультет психолого-педагогический

ГБОУ ВО РК « Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, Республика Крым, г. Симферополь ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей влияния детско-родительских отношений на процесс социально-психологической адаптации младших школьников. Рассмотрены подходы к изучению социально-психологической адаптации в психологической науке, проанализированы исследования влияния семьи на развитие личности ребёнка и особенности его адаптационных механизмов. Проанализировано влияние разных типов воспитания на становление личности ребёнка, особенности его развития. В ходе рассматриваются аспекты воспитания в семьях с гармоничным типом детско-родительских отношений, а также воспитание детей в семьях с дисгармоничным типом детско-родительских отношений.

Ключевые слова: адаптация, детско-родительские отношения, младший школьник, процесс адаптации, социально-психологическая адаптация, школьная адаптация.

Yavorskaya S. Yu.

5 th year student faculty of psychology and education «Crimean engineering and pedagogical university» Simferopol, Republic of Crimea, Russia THE INFIUNCE OF PARENT-CHILD RELATIONS ON THE PROCESS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN PRIMARY

SCHOOL AGE

Annotation. The article is devoted to the study of the influence ofparent-child relations on the process of socio-psychological adaptation of primary school children. The approaches to the study of social and psychological adaptation in

psychological science were considered, the studies of the family influence on the development of the child's personality and the features of its adaptation mechanisms were analyzed. The aspects of education in families with a harmonious type of parent - child relationship, as well as the education of children in families with dis harmonious type of parent - child relationship.

Key words: adaptation, parent-child relationships, the younger the student, the process of adaptation, socio-psychological adaptation, school adaptation.

Постановка проблемы. Исследование обусловлено тем, что адаптационные процессы выступают одной из важнейших проблем психологии. Под социально-психологической адаптацией подразумевают конструктивное взаимодействие личности и социальной среды, которое выражается в оптимальном соотношении целей и ценностей, потребностей и интересов личности и группы, когда происходит раскрытие и развитие индивидуальности человека при вхождении в социальное окружение [9].

В младшем школьном возрасте происходит изменение социального положения ребёнка в системе взаимоотношений с окружающими в виду начала учебной деятельности. Поступление в начальную школу оказывает значительное влияние на поведение ребёнка и новые достижения [10]. В жизни младшего школьника появляется новый значимый взрослый - учитель. С началом школьного обучения перестраиваются и детско-родительские отношения в силу того, что у ребёнка появляются новые обязанности, со стороны родителей к нему предъявляются новые требования. Успешность адаптации ребёнка к школьному обучению зависит не только от усилий учителя, но и от адекватно выстроенных отношений в семье. Благоприятные детско-родительские отношения обеспечивают эмоциональное благополучие ребёнка и способствуют успешной адаптации к новым условиям школьного обучения.

В настоящее время проблема социально-психологической адаптации младших школьников в школе приобретает масштабы стихийного бедствия. По данным разных авторов трудности школьной адаптации испытывают от 15 до 40% учащихся и эта цифра неуклонно растёт.

Нарушению адаптации младших школьников способствуют такие неблагоприятные факторы, как интенсификация учебной деятельности, изменяющиеся условия жизни детей, нарушение внутрисемейных связей. Последнее стало предметом нашего анализа.

Целью статьи является теоретический анализ влияния детско-родительских отношений на психическое развитие и процесс социально -психологической адаптации младшего школьника.

Изложение основного материала. Проблема адаптации - одна из самых фундаментальных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на педагогическом, так и на психологическом, социально-экономическом, медицинском, биологическом и других уровнях.

В зарубежной литературе феномен социально-психологической

адаптации стал предметом исследования многих учёных.

Г. Олпорт и его коллеги провели ряд исследований по выразительному поведению [12]. Автор выделяет два компонента, присущие любой человеческой реакции, адаптивные и выразительные. Первые определяется моментом и зависит от волевого усилия или навыков личности. Вторые, более глубокие, проявляется бессознательно и без усилий, они определяет стиль действия.

Процесс адаптации А. Маслоу рассматривается как динамический процесс взаимодействия между личностью и окружающей средой, поскольку основной критерий адаптированности личности выдвигается степень ее интеграции с окружающей средой [11].

Согласно концепции Ж. Пиаже адаптация как в биологии, так и в психологии рассматривается как единство противоположно направленных процессов: приспособление и ассимиляция. Первый из них (обозначенный термином "адаптация" в более узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма или действия субъекта в соответствии со свойствами окружающей среды. Второй процесс модифицирует те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их в соответствии со структурой организма или включив в схему поведения субъекта. Эти процессы тесно связаны и опосредуют друг друга [14].

В отечественной литературе, с точки зрения проблемы личностного развития, важное значение имеют работы В.А. Петровского, который ввел понятие "неспособности". Эта концепция теряет свой неотъемлемый смысл болезненных отклонений от "нормы" и рассматривается как феномен роста и развития человеческих возможностей. Возникает неадаптивность субъекта, которая составляет ядро развивающейся личности [13].

При анализе категорий "адаптивность-неадаптивность" выявляются тенденции функционирования целенаправленной системы, определяемые соответствием-несоответствием между его целями и достигнутыми результатами в процессе деятельности.

Адаптивность - это координация целей и результатов целенаправленной системы. Неадаптивность - это противоречие между целью и результатом деятельности индивида: намерение не совпадает с делом, намерение не заключается в воплощении и т.п. Это противоречие является источником существования и развития личности. В.А. Петровский рассматривает неадаптивность как принцип динамической организации личности.

А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в относительно устойчивой социальной сфере: адаптация; индивидуализация и интеграция [13].

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек действует как объект социальных отношений, к которому прилагаются огромные усилия родителей, педагогов, учителей и других людей, окружающих ребенка. На этом этапе люди входят в мир: овладевают

знакомыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; ассимиляция простых форм деятельности.

Очевидно, что ребёнок, не прошедший этот этап адаптации и не овладевший основами общественной жизни, после этого не может адекватно адаптироваться к жизни в социуме. Этап адаптации в процессе социализации очень важен, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.

Процесс социальной адаптации является процессом усвоения устойчивых условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем использования общепринятых методов социального поведения, действий [5].

Начало обучения в школе подразумевает не только изменений условий жизни и деятельности ребёнка, но и установления новых отношений, новых контактов, появления новых обязанность, психологическое принятие младшим школьником своего нового социального статуса. С поступлением в школу изменение претерпевает вся жизнь ребёнка, т.к. вся его деятельность подчиняется новым школьным делам и заботам [4].

При поступлении ребёнка в школу происходят существенные изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Принятие младшим школьником правил школьной жизни, его дисциплинированность, прилежность, успеваемость сказывается на всей системе детско-родительских отношений.

Значимость детско-родительских отношений привлекала внимание многих психологов. В настоящего время проблема взаимоотношений между родителями и детьми как фактора психологического благополучия детей и успешности социально-психологической адаптации приобретает особую актуальность. Изучение детско-родительских отношений чрезвычайно важно для понимания факторов, влияющих на становление личности ребёнка. Многочисленные исследования (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и др.) показывают прямую взаимосвязь между типом детско -родительских отношений и формированием определённых качеств личности ребёнка.

Влияние детско-родительских отношений на развитие ребёнка изучается с учётом стилей родительского воспитания. По мнению А.Я. Вагра [2], Е.О. Смирновой и М.В. Быковой [17], в основе того или иного стиля воспитания находится определённое родительского отношения. А.Я. Варга представила наиболее точное и комплексное определение родительского отношения, под которым она понимает целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребёнка, его поступков.

Проблема влияния родительского отношения на психическое здоровье и поведение детей всё чаще оказывается в центре теоретического и экспериментально-психологического анализа. По мнению многих авторов,

это важнейший аспект вопроса, касающегося психического здоровья детей (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.С. Спиваковская, М.В. Лисина и др.)

Роль взрослого в нормальном развитии ребёнка, развитии его социально-коммуникативных навыков и успехов в адаптации к новому коллективу неоценима. Одним из главных факторов в сохранении психического здоровья является создание взрослым его эмоционального благополучия, которое в основном достигается благодаря удовлетворению главных потребностей младших школьников.

Одной из основных потребностей младшего школьника, как и детей дошкольного возраста, является потребность в общении, являющаяся главным источником эмоций ребёнка и тем фактором, который влияет на весь эмоциональный склад личности ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Однако, многие авторы (Д.И. Фельдштейн, Дж. Франкл, Ю.Б. Гипенрейтер и др.) указывают, что в настоящее время эмоциональный контакт между взрослыми и детьми в значительной степени утрачен [15].

Неблагополучные отношения между ребёнком и значимыми взрослыми отрицательно сказываются не только на эмоциональном состоянии младшего школьника, но и приводит к соматическим проблемам. Неблагополучие детско-родительских отношений может приводить к формированию у ребёнка негативных поведенческих реакций, негативному отношению к себе и окружающим, агрессивности, замкнутости, робости, демонстративности, капризности, что существенно усложняет процесс социально-психологической адаптации.

В отечественной психологии отношение родителей изучают, как правило, с позиции качественного анализа в двух направлениях: 1) типы детско-родительских отношений, благоприятные для ребёнка; 2) типы детско-родительских отношений, не благоприятные для ребёнка. Неблагоприятные для ребёнка типы отношений - это проявления негативного влияния семьи на развитие ребёнка.

В специальной литературе обосновывается патогенность отдельных типов воспитания для нервно-психического развития ребенка, а также для некоторых индивидуально-психологических особенностей (А. Адлер, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Е. Личко, З. Матейчик, Э.Г. Эйдемиллер, Э. Фромм). В большинстве работ авторы приходят к выводу о том, что гиперопёка, халатное воспитание, эмоциональное отвержение, недостаток заботы о ребёнке и жестокое обращение с ним способствуют эмоциональному неблагополучию ребёнка и поведенческим нарушениям, которые могут существенно затруднить процесс социально-психологической адаптации. Среди дисгармоничных типов воспитания особого внимания заслуживают такие воспитательные стили, как эмоциональное отвержение (гипоопека) и гиперопека.

В большинстве случаев эмоциональное отвержение относят к дефектам воспитания. В семьях, практикующих этот тип воспитания, родители низко

оценивают индивидуально-психологические свойства ребёнка, эмоционально отвергают его, нередко ребёнку незаслуженно приписываются дурные наклонности [2].

В.И. Гарбузов полагал, что эмоциональное отвержение ребёнка способствует формированию у него неуверенности в собственной значимости и в своих силах, закрепляет у него комплекс «гадкого утёнка», что в дальнейшем затрудняет его коммуникацию со сверстниками и налаживание дружеских отношений [3].

Отдельными исследователями в рамках эмоционального отвержения выделяется такой тип воспитания как «безразличное отношение». Э. Шеффер полагает, что безразличное отношение является крайним вариантом эмоционального отвержения. Описывая эти два стиля воспитания, он подчёркивает, что эмоциональное отвержение и безразличное отношение - не равнозначные понятия: эмоциональное отвержение подразумевает высокую требовательность в сочетании с эмоционально холодным отношением, а «безразличное отношение» заключается в равнодушном и жестоком отношении родителей к ребёнку [15]. Другие авторы, напротив, полагают, что «отвержение» подразумевает холодное и унижающее отношение, неприятие ребёнка, тогда как «безразличие» является холодным отношением без враждебности.

Нередко родительское отвержение связывают с возникновением у ребёнка невроза. А.И. Захаров полагает, что главным фактором развития невроза страха является непринятие ребёнка родителем [6]. А.И. Захарова поддерживает С.В. Ковалёв, рассматривая в качестве патогенного фактора, провоцирующего возникновение невроза враждебное отношение к ребёнку, переадресацию воспитания, применение наказаний, постоянные упрёки и угрозы [7].

Гиперопека проявляется, напротив, в повышенном контроле за действиями ребёнка. Многие авторы (А.И. Захаров, К. Леонгард, Э. Фромм, Э. Эйдемиллер и др.) отмечают, что этот стиль детско-родительских отношений негативно сказывается на развитии самостоятельности ребёнка. Э. Фромм, описывая сверхопекающее поведение матери, подчёркивал, что это способствует формированию иррационально глубокой фиксированности ребёнка на матери и вызывает тяжёлую форму патологии у ребёнка [18].

По мнению К. Леонгарда, опекающее воспитание способствует формированию у ребёнка зависимости от родителей и снижает его волевой потенциал, что может в дальнейшем оказать негативное влияние на процессы социализации ребёнка [15].

А.И. Захаров полагал, что гиперопека играет большую роль в возникновении у ребёнка невроза. К гиперопеке автор относил такие особенности родительского поведения, как сопровождение каждого шага ребёнка, повышенное внимание к нему, стремление удерживать ребёнка около себя и всеми силами защищать от реальных и мнимых опасностей, повышенное беспокойство по любому поводу и без повода [6].

Э.Г. Эйдемиллер указывал, что можно выделить 2 варианта в стиле воспитания «гиперопека»: «доминирующую гиперпротекцию» и «потворствующую гиперпротекцию». Для родителей, использующих «потворствующую гиперпротекцию», характерно чрезмерное покровительство ребёнку, преувеличение его способностей и восхищение мнимыми талантами, создание в семье атмосферы обожания ребёнка. Ребёнок, воспитывающейся в атмосфере всеобщего обожания, в результате имеет высокий уровень притязаний, стремится занять престижное положение в общество при отсутствии лидерских качеств [19].

Доминирующая гиперпротекция характеризуется лишением ребёнка самостоятельности. Ребёнок при таком стиле воспитания становится центром внимания родителей, любая его инициатива пресекается, решения принимаются за ребёнка. Для таких родителей характерен мелочный контроль, постоянные запреты, чрезмерная опека. Негативное влияние этого стиля определяется препятствие развития чувства ответственности и долга [19].

Анализируя влияние детско-родительских отношений на процесс социальной адаптации младших школьников, нами были проанализированы материалы по данной проблеме.

Исследование, проведённое О.С. Ковшовой с соавт., показало, что дети, которые воспитывались в семьях с дисгармоничным типом воспитания, имели более высокие показатели дезадаптации, также у них наблюдались соматические проблемы, изменения в эмоциональной и психовегетативной сфере [8].

В исследовании, проведённом Ершовой Ю.С., показано, что у детей с тревожно-амбивалентным и ненадёжным типами привязанностей наблюдается низкий уровень сформированности социальных представлений и социальных мотивов, у них в недостаточной мере сформированы социальные эмоции. Эти дети испытывали значительные трудности в социальной адаптации, имели низкий статус в коллективе сверстников [5].

В диссертационном исследовании М.В. Сапоровской показано, что особенности детско-родительских отношений являются значимым фактором социально-психологической адаптации младших школьников. На успешность социально-психологической адаптации младших школьников влияют такие особенности детско-родительских отношений, как отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребёнка, эмоциональное принятие ребёнка в сочетании с высоким уровнем родительских требований и запретов. Негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации младших школьников оказывают такие особенности детско-родительских отношений как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неустойчивость стиля воспитания и недостаточный уровень требований к ребёнку [16].

Согласно результатам исследования Арслановой С.М., дети, воспитывающиеся в семьях с гармоничным типом родительского воспитания, испытывают меньше трудности, адаптируясь к новым школьным условиям,

они легко устанавливают отношения со сверстниками, демонстрируют высокую социальную адекватность поведения в обществе, испытывают более выраженный интерес к учебной деятельности [1].

Выводы. Таким образом, теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Особенности взаимоотношений между родителями и детьми оказывают непосредственное влияние на процесс социально-психологической адаптации младших школьников. Успешной социально -психологической адаптации способствуют такие особенности детско-родительских отношений, как гармоничный стиль воспитания, эмоциональное принятие ребёнка, последовательность и единый стиль воспитания, которого придерживаются родители, система высоких требований и запретов. Неблагоприятное влияние на процессы социально -психологической адаптации младших школьников оказывают такие особенности детско-родительских отношений, как отсутствие согласия между родителями в подходу к воспитанию детей, неустойчивый стиль воспитания, эмоциональное отвержение ребёнка и недостаточный уровень требований к ребёнку.

2. Детско-родительские отношения оказывают значительное влияние на формирование личности младшего школьника. Благоприятные детско-родительские отношения способствуют формированию адекватной самооценки младшего школьника, достаточной сформированности его коммуникативных навыков, высокой социальной адекватности поведения в обществе, что способствует облегчению процесса социальной адаптации. Дисгармоничные детско-родительские отношения формируют комплекс «гадкого утёнка, неадекватную самооценку, обеднение коммуникативных навыков, что затрудняет процесс социально-психологической адаптации.

Использованные источники:

1. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психолоигческих особенностей личности младшего школьника / С.М. Арсланова: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2008. - 21 с.

2. Варга А.Я. Введение в системную семейную терапию / А.Я. Варга . - М. : Когито - Центр, 2017. - 182 с.

3. Гарбузов В.И. Воспитание ребёнка в семье. Советы психотерапевта / В.И. Гарбузов. - М.: Каро, 2015. - 296 с.

4. Екжанова Е.А., Семейные истоки школьных успехов / Е.А. Екжанова, А.П. Копылова, О.А. Фроликова. - СПб.: КАРО, 2008. - 256 с.

5. Ершова Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребёнка / Ю.С. Ершова: дис. соиск. уч. ст. канд. псих. наук. -Ярославль, 2007. - 175 с.

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1993. - 78 с.

7. Ковалёв С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалёв. - М.:

Просвещение, 1988. - 208 с.

8. Ковшова О.С. Роль семьи в сохранении здоровья и социально-психологической адаптации младших школьников / Ковшова О.С., Печкуров Д.В., Прецкова Г.Ю., Пахомова И.А. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т.12. - №5. - С.435-438.

9. Козлякина Е.Н. К вопросу социализации и социально-психологической адаптации младших школьников / Е.Н. Козлякина // ХХ Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Сб. статей. - Нижневартовск, 2018. - С. 466471.

10.Литвинова Н.А. Комплексный медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг показателей здоровья, адаптации и развития субъектов образовательного процесса / Н.А. Литвинова // Труды Кузбасской комплексной экспедиции. - 2004; Том 1. - С. 93-103.

11.Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2018. - 400 с.

12. Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

13. Петровский В.А. Личность в психологии / А.В. Петровский. - М., 1996. -512 с.

14.Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. - М., 2008. - 448 с.

15.Райгородский Д.Я. и др. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Бахрах, 2017. - 640 с.

16.Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников / М.В. Сапоровская: Дисс... канд. псих. наук. - Кострома, 2002. - 185 с.

17. Смирнова Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. -№ 3. - С. 3-9.

18.Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2017. - 224 с.

19.Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - Речь, 2006. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.