Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТИП ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / СЕМЬЯ / СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гнездилова Анна А.

Новизна исследования заключается в анализе особенностей связи параметров воспитательных стратегий с механизмами адаптации студентов-первокурсников. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о психологических особенностях, которые возникают у студентов при общении с их родителями во взаимосвязи с особенностями воспитательной стратегии, а также при выборе адаптационных механизмов для успешного обучения в вузе. Данная статья отражает результаты теоретического и эмпирического исследования по изучению особенностей влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов-первокурсников. Нами было опрошено 60 студентов первого курса обучения и их родители. Во введении в рамках теоретической составляющей рассмотрены понятия адаптации, адаптивности, типы детско-родительских отношений. В эмпирической части исследования проводилась диагностика детско-родительских отношений, анализ семейных взаимоотношений и социально-психологическая адаптация. В разделе «Методы» описаны методики, которые были использованы в данном исследовании: тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин); «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис; методика «Социально-психологическая адаптация», разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом. В качестве основных статистических методов использовались коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента. В ходе исследования были сформулированы две гипотезы. Первая гипотеза о наличии различий в типах детско-родительских отношений среди студентов-техников и студентов-гуманитариев. Вторая гипотеза предполагает, что на успешность адаптации студентов-первокурсников могут оказывать влияние детско-родительские отношения. В разделе «Результаты» отражены полученные данные, в том числе в рисунках и таблицах. Приведён анализ данных, полученных по каждой методике отдельно. На наш взгляд, они представляют особый интерес и требуют дальнейшего продолжения исследований в данной области. Раздел «Обсуждение результатов» представляет собой обобщённый анализ всех полученных данных. Выводы приведены в разделе «Заключение». Результаты данного исследования могут быть использованы в работе психологов центров планирования семьи, на телефоне доверия, а также при разработке программ по семейной терапии. Исследование представляет интерес с точки зрения семейного консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ»

УДК 159.9

DOI https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35

Особенности влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов первокурсников

Анна А. Гнездилова

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону Российская Федерация E-mail: a-9381550013@yandex.ru

Аннотация

Новизна исследования заключается в анализе особенностей связи параметров воспитательных стратегий с механизмами адаптации студентов-первокурсников. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о психологических особенностях, которые возникают у студентов при общении с их родителями во взаимосвязи с особенностями воспитательной стратегии, а также при выборе адаптационных механизмов для успешного обучения в вузе. Данная статья отражает результаты теоретического и эмпирического исследования по изучению особенностей влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов-первокурсников. Нами было опрошено 60 студентов первого курса обучения и их родители. Во введении в рамках теоретической составляющей рассмотрены понятия адаптации, адаптивности, типы детско-родительских отношений. В эмпирической части исследования проводилась диагностика дет-ско-родительских отношений, анализ семейных взаимоотношений и социально-психологическая адаптация. В разделе «Методы» описаны методики, которые были использованы в данном исследовании: тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин); «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис; методика «Социально-психологическая адаптация», разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом. В качестве основных статистических методов использовались коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента. В ходе исследования были сформулированы две гипотезы. Первая гипотеза о наличии различий в типах детско-родительских отношений среди студентов-техников и студентов-гуманитариев. Вторая гипотеза предполагает, что на успешность адаптации студентов-первокурсников могут оказывать влияние детско-родительские отношения. В разделе «Результаты» отражены полученные данные, в том числе в рисунках и таблицах. Приведён анализ данных, полученных по каждой методике отдельно. На наш взгляд, они представляют особый интерес и требуют дальнейшего продолжения исследований в данной

области. Раздел «Обсуждение результатов» представляет собой обобщённый анализ всех полученных данных. Выводы приведены в разделе «Заключение». Результаты данного исследования могут быть использованы в работе психологов центров планирования семьи, на телефоне доверия, а также при разработке программ по семейной терапии. Исследование представляет интерес с точки зрения семейного консультирования.

Ключевые слова

студенты, тип детско-родительских отношений, семья, стратегии воспитания, адаптация

Для цитирования

Гнездилова А. А. Особенности влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов первокурсников // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2021. Т. 4, № 1. С. 20-35. doi: https://doi. org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35

Features of the influence of parent-child relations on the success of adaptation of first-year students

Anna A. Gnezdilova

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation, E-mail: a-9381550013@yandex.ru

Abstract

The novelty of the research lies in the analysis of the peculiarities of the relationship between the parameters of educational strategies and the mechanisms of adaptation of first-year students. The theoretical significance of the study lies in expanding the understanding of psychological characteristics that arise in students when communicating with their parents in relation to the peculiarities of educational strategy, as well as when choosing adaptive mechanisms for successful study at a university. This article reflects the results of theoretical and empirical research on the study of the peculiarities of the influence of parent-child relations on the success of adaptation of first-year students. We interviewed 60 first-year students and their parents. In the introduction, within the framework of the theoretical component, the concepts of adaptation, adaptability, types of child-parent relationships are considered. In the empirical part of the study, diagnostics of parent-child relations, analysis of family relationships and socio-psychological adaptation were carried out. The section "Methods" describes the techniques that were used in this study: test-questionnaire of parental attitudes towards children (A. Ya. Varga, V. V. Stolin); "Analysis of Family Relationships" E.G. Eidemiller and

V.V. Yustitskis; method "Socio-psychological adaptation", developed by K. Rogers and R. Diamond. Spearman's correlation coefficient, Mann-Whitney U-test, Student's t-test were used as the main statistical methods. During the research, two hypotheses were formulated. The first hypothesis is that there are differences in the types of parent-child relationships among technical students and humanities students. The second hypothesis suggests that the success of adaptation of first-year students can be influenced by parent-child relationships. The section "Results" reflects the obtained data, including in figures and tables. The analysis of the data obtained by each method separately is presented. In our opinion, they are of particular interest and require further research in this area. The Discussion of Results section is a generalized analysis of all the data obtained. The conclusions are given in the "Conclusion" section. The results of this study can be used in the work of psychologists in family planning centers, on the helpline, as well as in the development of family therapy programs. The research is of interest from the point of view of family counseling.

Keywords

students, type of child-parent relations, family, parenting strategies, adaptation For citation

Gnezdilova, A. A. (2021). Features of the influence of parent-child relations on the success of adaptation of first-year students. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 4(1), 20-35. doi: https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35

Введение

Особенности семейного воспитания оказывают влияние на формирование таких составляющих личности, как: направленность личности, способности, особенности поведения, самосознание и т. д. В психологической и педагогической практике существует достаточно большое количество работ, посвященных исследованию стратегий воспитания и их последствиям. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существует достаточное количество работ по изучению адаптационного поведения в юношеской среде, на этапе начала обучения в вузе (Григорович, Марцинковская, 2003). Понимание значимости данной проблемы в юношеской среде и особенностей формирования здоровой социальной среды особенно остро ставит вопрос о необходимости рассмотрения психологических особенностей взаимодействия современных первокурсников с родителями (Султанова, 2015).

Актуальность проблемы заключается в решении задачи улучшения адаптации выпускника к системе отношений в высшей школе. Очень важными задачами являются исследование психологических особенностей, выявленных в процессе обучения на первом курсе (Карвасарский, 2000). Проблема учебной

адаптации студентов для системы образования выходит на передний план, так как является одной из разновидностей социальной адаптации. Данная проблема была затронута в ряде работ (Дарвиш, 2003; Асмолов 2010; Бодалев 2011). Личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера будущего специалиста во многом зависят от успешности учебной адаптации на младших курсах вуза (Вассерман, 2014). Первокурсники как правило не обладают навыками и умениями, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Тогда предпринимаемые ими попытки компенсировать это усидчивостью, не всегда приводят к успеху (Личко 2007; Варга, 2017). Прежде чем студент приспособится к условиям обучения в институте, проходит достаточно немало времени. Многими это достигается слишком большой ценой. Таким образом низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам сессии являются прямым следствием отсутствия необходимых навыков у студентов (Султанова, 2015; Югфельд, 2015). Обучение в школе и обучение в ВУЗе имеет существенные различия, поэтому приспособление к новым условиям требует много сил и как результат низкая успеваемость (Цукерман, Мастеров, 2005; Compas, Forsythe, Wagner, 1988). Все это обуславливает необходимость рассмотрения вопроса о психологических особенностях взаимодействия современных юношей и родителей более детально, и порождает проблематику настоящего исследования, которая заключается в изучении влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов-первокурсников (Аракелов, 2012; Lazarus, Folkman, 1984). Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории психологических особенностей юношеского возраста зарубежных авторов (Р. Бенедикт, У. Бронфенбреннер, Ш. Бюлер, А. Валлон, М. Кле, Дж. Марсиа, Ж. Пиаже, Г. С. Салливен, Э. Эриксон, Д. Элкинд, С. Холл, Э. Шпрангер, Э. Штерн и др.), и отечественных авторов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин, В. И. Слободчиков, ГА. Цукерман, Д. И. Фельдштейн, К. Н. Поливанова и др). Особенности внутрисемейных отношений (Л. И. Божович, М. Буянов, А. Я. Варга, Л. С. Выготский, Ю. Гиппенрейтер, И. В. Дубровина, А. И. Захаров, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Матейчек, В. С. Мухина).

Методы

Согласно заявленной теме в рамках эмпирического исследования нами была поставлена следующая цель работы - изучение психологических особенностей влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов-первокурсников. Предмет исследования - связь параметров воспитательных стратегий с механизмами адаптации студентов-первокурсников. Эмпирический объект исследования - 60 студентов-первокурсников (30 первокурсников факультета «ППД» ДГТУ и 30 первокурсников физического факультета ЮФУ) в возрасте

от 18 до 20 лет, и их родители. Для компьютерной обработки эмпирических данных использовались стандартные статистические программы: Microsoft Office Excel 2017; SPSS20.0 for Windows. В качестве основных статистических методов были использованы коэффициент корреляции Спирмена, а также непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы исследования: 1. На успешность адаптации студентов-первокурсников могут оказывать влияние детско-роди-тельские отношения; 2. Могут существовать различия в особенностях адаптации у студентов первого курса в зависимости от профиля подготовки (гуманитарного или технического).

В исследовании использованы следующие психодиагностические методики:

- тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин);

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера

и В. В. Юстицкис;

- методика «Социально-психологическая адаптация», разработанная

К. Роджерсом и Р. Даймондом.

Результаты исследования

Результаты тестирования родителей тех студентов, которые принимали участие в эмпирическом исследовании, с помощью тест-опросника родительского отношения к детям А. Я. Варга, В. В. Столина, представлены на Рисунке 1.

Рисунок I. Психологические особенности отношения родителей к своим детям-студентам 1 курса (в %)

Анализ первичных эмпирических данных показал, что среди группы родителей как студентов-техников, так и студентов-гуманитариев преобладает стратегия «кооперация» (46% - в группе студентов-гуманитариев и 31% в группе студентов-техников). Таким образом, родители студентов, по их мнению, стремятся к нахождению компромиссных решений, высоко оценивают интеллектуальные и личностные особенности своего ребенка, стараются ему помогать и подсказывать в сложных жизненных ситуациях.

Тестирование 1 и 2 групп респондентов по тесту-опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис дало результаты, которые представлены на Рисунке 2.

10

студенты-гуманитарии студенты-техники

Рисунок 2. Распределение усредненных показателей по шкалам методики АСВ среди всей группы респондентов

Обобщив полученные результаты по данной методике, можно заключить, что в группе студентов-техников преобладает потворствующая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, 3-, С-). В группе студентов-гуманитариев наблюдается доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). При потворствующей гиперпротекции студент находится в центре внимания всей семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. При доминирующей

гиперпротекции студент также находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, но в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Зачастую преобладание таких стратегий в поведении родителей проявляется через нарушения в воспитании.

По методике «Социально-психологическая адаптация», разработанной К. Роджерсом и Р. Даймондом, нами были получены результаты, представленные на Рисунке 3.

90

Студенты-техники ■ Студенты-гуманитарии

Рисунок 3. Психологические особенности социально-психологической адаптации (значения интегральных показателей в %)

Обобщая полученные результаты по интегральным показателям для группы студентов-гуманитариев, можно заключить, что почти все они находятся в области средних и высоких значений. Значения по шкалам общей адаптирован-ности представлены ниже на Рисунке 4. Анализ полученных данных позволяет заключить, что у студентов-гуманитариев уровень адаптированности находится в области высоких значений, и это отражает высокую приспособляемость к изменяющимся условиям среды, человека как личности к условиям общества и микро-групп, в которые он включен.

153

131

Общая адаптированность Студенты-техники

Рисунок 4. Уровень общей адаптированности среди всей группы респондентов (в баллах)

Среди группы студентов-техников выявлен средний уровень общей адаптированности - 131, при нормативном распределении 68-136. Полученные данные позволяют судить о наличии адекватного уровня адаптированности у студентов-техников как в среде вуза, так и в изменяющихся условиях общества.

По тесту-опроснику родительского отношения к детям А. Я. Варга, В. В. Столина были получены следующие данные (Таблица 1).

Исходя из полученных статистических данных можно заключить, что существуют различия в специфике выбора стратегии детско-родительских отношений по мнению родителей по всем шкалам методики: кооперация, симбиоз, принятие-отвержение, маленький неудачник, авторитарная гипперсоциализация. Таким образом, гипотеза о том, что могут существовать различия в типах детско-родительских отношений среди студентов-техников и студентов-гуманитариев, подтвердилась полностью.

Таблица 1 Значимые различия в выборе типа родительского отношения

Средний ранг

Параметры

сравнительного Родители Родители Уровень

анализа студентов- студентов- критерий значимости

(Стратегии) техников гуманитарии

Кооперация 21,3 29,7 406 ,000

Симбиоз 2,6 5,9 550 ,041

Принятие/ отвержение 7,5 3,2 575,5 ,072

Маленький неудачник 6,4 1,7 466,5 ,004

Авторитарная 6,6 2,8 568,5 ,063

гипперсоциализация

Далее, в Таблице 2, представлены результаты относительно усредненных данных среди двух групп респондентов по методике АСВ Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис.

Таблица 2

Значимые различия между усредненными данными по шкалам методики

АСВ Э. Г. Эйдемиллер и В В. Юстицкис среди всей группы респондентов

Шкалы методики студенты-техники студенты-гуманитарии ^критерий Стьюдента Уровень значимости (р)

Г + 8,2 9,7 2,34 0,031 *

Г - 3,1 4,6 3,01 0,003 **

У + 8,5 9,3 1,98 0,50 *

У - 1,1 2,5 3,58 0,005 **

Т + 2,4 3,1 1,70 0,042 *

Т - 5,1 6,7 1,83 0,038 *

З + 2,2 2,9 1,12 0,023 *

З - 5,7 8,3 4,23 0,001 ***

С + 1,7 2,5 2,66 0,019 *

С - 4,9 8,8 4,04 0,001 ***

Н 2,7 3,7 3,03 0,004 **

РРЧ 6,9 7,8 2,22 0,029 *

ПДК 1,8 3,3 3,78 0,001 ***

ВН 2,5 2,9 1,30 0,017 *

ФУ 6,3 7,5 2,39 0,028 *

НРЧ 3,8 4,5 2,65 0,039 *

ПНК 2,4 3,6 1,95 0,054 *

ВК 0,9 1,4 3,57 0,001 ***

ПЖК 4,8 5,9 2,91 0,008 **

ПМК 4,4 6,7 2,62 0,011 **

На основании проведенного эмпирического исследования и статистической обработки данных по этому тесту можно заключить, что по отношению к студентам-гуманитариям, поведение родителей характеризуется следующими особенностями. Внимание семьи сосредоточено на юноше/девушке, и максимально стремится к удовлетворению его потребностей. У родителей из таких семей зафиксировано расширение сферы родительских чувств к своему ребенку (Корнилова., Чумакова, Корнилов, Новикова, 2010). Чтобы не потерять связь со своим ребенком и не испытывать страх потери родительских чувств (это было также зафиксировано в ходе исследования), они стремятся удовлетворить любое желание.

Родители студентов-техников проявляют некоторые особенности в поведении, заключающиеся в противоречивости действий. С одной стороны, родители ставят ребенка в центр внимания, уделяя ему много времени и сил, с другой стороны, накладывают много запретов и ограничений и пытаются поставить под контроль жизнь подростка (Frydenberg, Lewis, 2002; Маклаков, 2001). У данной группы родителей расширение сферы родительских чувств более выражено,

при этом они, пытаются контролировать их как можно больше. На основании проведенного сравнительного и статистического анализа можно заключить, что специфика воспитания и взаимодействия родителей со студентами-первокурсниками безусловно накладывает отпечаток на особенности адаптации юношей и девушек к обучению в ВУЗе. В результате чего можно заключить, что гипотеза о том, что на успешность адаптации студентов-первокурсников могут оказывать влияние детско-родительские отношения, подтвердилась.

По методике «Социально-психологическая адаптация», К. Роджерса и Р. Даймонда для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, также использовался и-критерий Манна-Уитни (Таблица 3). Анализ полученных статистических данных позволяет заключить, что у студентов-техников и студентов-гуманитариев существуют значимые различия в специфике проявления социально-психологической адаптации.

Таблица 3 Значимые различия в проявлении особенностей социально-психологической адаптации студентов первокурсников

Параметры сравнительного анализа студенты-техники Средний ранг студенты-гуманитарии критерий Уровень значимости

Адаптация 40,8 69,6 703 ,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самопринятие 68,4 73,8 231,8 ,042

Принятие других 72,3 67,6 983,2 ,000

Эмоциональная комфортность 54,6 65,3 569,3 ,005

Интернальность 76,5 42,3 703 ,000

Стремление к доминированию 36,7 63,2 497 ,037

Результаты корреляционного анализа особенностей личности и мотивации по выборке в целом представлены в Таблице 4. Приведенные результаты указывают на наличие статистически значимой положительной корреляционной связи уровня адаптации со спецификой воспитательных стратегий, такими как Гиперпротекция +, Потворствование (У+), Недостаточность обязанностей подростка (Т-), Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-), Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+).

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа показателей адаптированности

и детско-родительских отношений

Переменные Кол-во человек Коэффициент корреляции (Rs) Значимость (p-value)

Адаптация & Гиперпротекция + 60 0,271 0,028

Адаптация & Потворствование (У+) 60 0,324 0,013

Адаптация &

Недостаточность обязанно- 60 0,458 0,012

стей подростка (Т-)

Адаптация &

Недостаточность требований-запретов 60 0,336 0,009

к ребенку (3-)

Адаптация & Чрезмерность

санкций (жестокий стиль 60 0,253 0,029

воспитания) (С+)

На основании проведенного анализа можно заключить, что гипотеза о том, что на успешность адаптации студентов-первокурсников могут оказывать влияние детско-родительские отношения, подтвердилась.

Обсуждение результатов

Проведенный теоретический анализ работ, посвященный данной теме, показал, что современные научные воззрения на студенческий возраст неоднозначны - его временные рамки размыты, а развитие студентов происходит неравномерно. Характерными особенностями студенческого возраста являются: противоречивость в поведении, реакция эмпансипации, реакция группирования со сверстниками, возникновение интереса к противоположному полу, развитие самосознания через рефлексию и общение. Отношение родителей к детям может быть: благоприятным и неблагоприятным; отцовским и материнским; сотрудничеством, псевдосотрудничеством, изоляцией и соперничеством; гипе-ропекающим и гипоопекающим; отвергающим, жестоким и чрезмерно ориентированным на мораль (Frydenberg, 2002). Современный эталон семейного воспитания предполагает опору на принципы целенаправленности, научности, гуманизма, планомерности, комплексности, систематичность и согласованности.

В настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы одну из важных исследуемых задач представляет собой проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе (Яньшин, 2004). Однако различия методов обучения в средней и высшей школах определяют специфику процесса адаптации студентов в вузах (Tamres, ]атск, Helgeson, 2002). В начале обучения у студентов начинают изменяться или меняться кардинально те установки и стереотипы, которые имелись на момент поступления. Соответственно успешная адаптация для студента является важным аспектом для дальнейшего развития и обучения на высоком уровне. Эмпирическое исследование показало, что родители и студенты совершенно по-разному оценивают оказываемое воздействие родителя на них. Родители в основном выбирают стратегии компромисса и симбиоза. Первокурсники же полярно оценивают их воздействие и выявляют стратегии потворствующей и доминирующей гиперпротекции.

Заключение

Проведённое нами эмпирическое исследование что специфика взаимоотношений студентов-первокурсников с родителями безусловно влияет на особенности их адаптации к обучению в ВУЗе. Данные, полученные в результате исследования, важны для практики педагогической и психологической работы со студентами различных учебных заведений, так как специфика общения и восприятия сверстников в студенческой среде, определяет вектор дальнейшего развития коммуникативной культуры и современного российского общества в целом.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература

Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2012. № 4. С. 45-54.

Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 2010. 367 с.

Бодалев А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: Когито-центр, 2011. 2280 с.

Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. М.: ВЛАДОС, 2017. 358 с.

Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2014. 256 с.

Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. 480 с.

Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. Киев: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.

Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000. 672 с.

Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М.: Смысл, 2010. 334 с.

Личко. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Речь, 2007. 256 с.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. 592 с.

Султанова И. В. Факторы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников // European research. 2015. № 9.

Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Академия, 2005. 405 с.

Югфельд Е. А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект // Мир науки, 2015. № 3. С. 56.

Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб: Питер, 2004. 336 с.

Compas B. E., Forsythe C. J., Wagner B. M. Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research, 1988. Vol. 12. P. 305-320.

Frydenberg E. Beyond Coping: Some paradigms to consider // Beyond Coping: Meeting Goals, Vision and Challenges. New York: Oxford University Press, 2002. P. 1-18. doi: 10.1093/med:psych/9780198508144.001.0001

Frydenberg E., Lewis R. Adolescent well-being: building young people's resources // Beyond coping: meeting goals, visions and challenges. New York: Oxford University Press, 2002. P. 175-194.

Lazarus R. S., Folkman S. Stress: appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 1984. 456 p.

Tamres L. K., Janicki D., Helgeson V. S. Sex differences in coping behavior: A metaanalytic review and an examination of relative coping // Personality and Social Psychology Review. 2002. Vol. 6, Issue 1. P. 2-30.

References

Arakelov, G. G. (2012). Stress and its mechanisms. Vestnik of Moscow State University. Series 14: Psychology, 4, 45-54. (in Russ.).

Asmolov, A. G. (2010). Psychology of personality: Textbook. Moscow: Moscow State University. (in Russ.).

Bodalev, A. A. (2011). Psychology of communication. Encyclopedic dictionary. Moscow: Cogito-center. (in Russ.).

Compas, B. E., Forsythe, C. J., & Wagner, B. M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress. Cognitive therapy and research, 12, 305-320.

Darvish, O. B. (2003). Developmental Psychology: Teaching manual for students in higher education. Kiev: VLADOS-PRESS. (in Russ.).

Frydenberg, E. (2002). Beyond Coping: Some paradigms to consider. In E. Frydenberg (Ed.), Beyond Coping: Meeting Goals, Vision and Challenges (pp. 1-18). New York: Oxford University Press. doi: 10.1093/med:psych/9780198508144.001.0001

Frydenberg, E., & Lewis, R. (2002). Adolescent well-being: building young people's resources. In E. Frydenberg (Ed.), Beyond Coping: Meeting Goals, Vision and Challenges (pp. 175-194). New York: Oxford University Press.

Grigorovich, L. A., & Martsinkovskaya, T. D. (2003). Pedagogy and psychology: Teaching manual. Moscow: Gardariki. (in Russ.).

Karvasarsky, B. D. (2000). Psychotherapeutic encyclopedia. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Kornilova, T. V., Chumakova, M. A., Kornilov, S. A., & Novikova, M. A. (2010). The Psychology of Uncertainty: The unity of the intellectual and personal potential of a person. Moscow: Smysl. (in Russ.).

Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress: appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company.

Licko, A. E. (2007). Psychopathy and character accentuations in adolescents. Moscow: Rech'. (in Russ.).

Maklakov, A. G. (2001). General Psychology. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Sultanova, I. V. (2015). Factors of socio-psychological adaptation of first-year students. European research, 9. (in Russ.).

Tamres, L. K., Janicki, D., Helgeson, V. S. (2002). Sex differences in coping behavior: A metaanalytic review and an examination of relative coping. Personality and Social Psychology Review, 6 (1), 2-30.

Varga, A. Ya. (2017). Structure and types of parental relationships. Moscow: VLADOS. (in Russ.).

Vasserman, L. I., Gorkova, I. A., & Romitsyna, E. E. (2014). Parents through the eyes of a teenager: psychological diagnostics in medical and pedagogical practice. St. Petersburg: Rech'. (in Russ.).

Yanshin, P. V. (2004). Clinical Psychology Workshop. Personality research methods. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Yugfel'd, E. A. (2015). The problem of sociological training of students: a modern aspect. World of Science, 3, 56. (in Russ.).

Zuckerman, G. A., & Masterov, B. M. (2005). Psychology of Self-Development. Moscow: Akademiya. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.