ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК: 159.9
doi: 10.11621/vsp.2020.03.04
факторы, связанные с неуважительным отношением подростков к своим родителям
А. М. Коновалова
Первый Московский государственный медицинский университет имени
И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации;
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Москва, Россия.
Для контактов. E-mail: [email protected]
Актуальность. Статья посвящена изучению подростков, которые не испытывают оценочное и/или предписанное уважение к своим родителям, и факторов, связанных с неуважительным отношением к своим родителям: пол, состав семьи, материальная обеспеченность семьи, социальный статус родителя, особенности воспитания и детско-родительских отношений. Неуважение к родителям до сих пор не было подробно изучено.
Цель. Выявление факторов неуважительного отношения подростков к родителям.
Методики и выборка. Всего в исследовании приняло участие 294 человек: 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет; 76 родителей этих подростков в возрасте от 33 до 48 лет. Подросткам были предложены методики: авторский опросник «Уважение к родителям», методика ADOR — «Подростки о родителях». Родители отвечали на вопросы методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).
результаты. На основе кластерного анализа результатов по методике «Уважение к родителям» были выделены четыре группы подростков, по-разному уважающих своих родителей: уважающие, неуважающие, оценочно уважающие, предписанно уважающие. Выявлено, что мальчики чаще, чем девочки не уважают своих родителей. Также чаще не уважают родителей подростки из неполных семей. Пол родителя не связан с показателями уважения. Социальная успешность родителя и материальная обеспеченность семьи являются важными факторами, связанными с уважением подростков
© 2020 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» © 2020 Lomonosov Moscow State University
к родителям. Была проанализирована связь большого количества особенностей родительского воспитания и детско-родительских отношений (как в восприятии подростков — методика ADOR, так и их родителей — методика АСВ) с показателями уважения подростков к родителям.
Выводы. Подростки могут не испытывать оценочное уважение (осознанное почтительное отношение, результат оценки человека) или предписанное уважение (результат усвоения социальных норм почитания старших) к родителям, а могут не уважать их полностью. Подростки не уважают родителей, у которых отсутствует психологическое принятие детей, неразвиты родительские чувства и которые враждебно к ним настроены. Также подростки не уважают родителей, которые проявляют потворствующую гиперпротекцию.
Ключевые слова: уважение к родителям, неуважение к родителям, подростки, неполная семья, детско-родительские отношения.
Для цитирования: Коновалова А.М. Факторы, связанные с неуважительным отношением подростков к своим родителям // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 69-87. doi: 10.11621/ vsp.2020.03.04
Поступила в редакцию: 05.07.2020 / Принята к публикации: 01.08.2020
FACTORS RELATED TO DISRESPECTFUL ATTITUDE TO PARENTS IN ADOLESCENTS
Alexandra M. Konovalova
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation; M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. Corresponding author. E-mail: [email protected]
Relevance. The article is devoted to the study of adolescents who do not have evaluative and/or prescribed respect for their parents as well as presents factors associated with disrespectful attitude to their parents: gender, family composition, financial security of the family, social status of the parent, features of upbringing and child-parent relationships. The disrespect for parents has not yet been studied in detail
Objective. Identification of factors contributing to disrespectful attitude of adolescents towards their parents.
Sample. In total, 294 people participated in the study: 218 adolescents aged 12 to 17 years; 76 parents of these adolescents aged 33 to 48 years.
Methods. Adolescents were offered the author's questionnaire "Respect for Parents", the ADOR method — "Adolescents about Parents", Parents answered questions from "Analysis of Family Relationships" (AFR).
Results. Four groups of adolescents were identified based on cluster analysis of "Respect for parents" method: respectful, disrespectful, evaluatively respectful, and prescriptively respectful. It was found that boys do not respect their parents more often than girls. Adolescents from single-parent families are also more likely to disrespect their parents. The gender of the parent is not related to respect indicators. The social success of the parent and the financial security of the family are important factors associated with the respect of adolescents for their parents. The relationship of a large number of features of parenting and child-parent relations (both in the perception of adolescents — ADOR method and their parents — AFR method) with indicators of respect for parents among adolescents was analyzed.
Conclusion. Adolescents may not have evaluative respect (conscious deference, the result of evaluating a person) or prescribed respect (the result of assimilating social norms of honoring elders) for their parents, or they may not fully respect them. Adolescents do not respect parents who lack psychological acceptance of children, lack parental feelings, and are hostile to them. Also, adolescents do not respect parents who show dominant hyperprotection
Keywords: respect for parents, disrespect for parents, adolescents, single-parent families, child-parent relationships.
For citation: Konovalova, A.M. (2020) Factors related to disrespectful attitude to parents in adolescents. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 3, Р. 69-87. doi: 10.11621/vsp.2020.03.04
Received: July 05, 2020 / Accepted: August 01, 2020
Введение
Исследования уважения и неуважения детей к родителям долгое время оставались выведенными за пределы психологических исследований по нескольким причинам: детско-родительские отношения, в первую очередь, изучались на полюсе родителя (эмоциональное принятие ребенка; мотивы воспитания и родительства; степень вовлеченности в детско-родительские отношения; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему; способы раз-
решения конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка; социальный контроль); характер взаимодействия; степень последовательности семейного воспитания и такие интегративные характеристики детско-родительских отношений, как: родительская позиция, тип (стиль) семейного воспитания (Карабанова, 2008). На полюсе ребенка изучалось гораздо меньшее количество характеристик детско-родительских отношений: привязанность ребенка к родителю, потребность ребенка в теплом эмоциональном отношении, образ родителя как воспитателя и образ семейного воспитания, идентификация с фигурой родителя. Очевидно, что на основе лишь данных характеристик невозможно описать всю глубину детско-родительских отношений.
В последние годы часто содержанием запроса к практикующим психологам стало неуважение к родителям (особенно в случае детско-родительских отношений с подростками). Все большее количество родителей жалуются на то, что современные дети их не уважают: перестают слушаться, хамят и дерзят, «ни во что не ставят», «доводят до ручки», заводят секреты от своих родителей и пр.
Гораздо раньше, чем в психологии, проблематика уважения начала разрабатываться в философии, этике, социологии. В «Routledge Encyclopedia of Philosophy» уважение определяется как «признание ценности или важности чего-то (или кого-то) с какой-то точки зрения (предполагаемой в контексте)» (Hill, 1998, с. 283). Общепризнанной является концепция уважения S. Darwall. Этот современный философ и специалист по этике предложил очень интересную классификацию видов уважения (Darwall, 1977):
1. Recognition respect — уважение как принятие. Объектом такого уважения может являться любой факт, который принимается во внимание, который учитывают, с которым считаются. Например, уважение к законам, всем людям, чувствам, природе, уважение к социальным ролям. Это уважение сродни моральному обязательству. Испытывать recognition respect означает рассматривать объект уважения как требующий ограничений с точки зрения того, что морально допустимо, а что — нет. В случае уважения к человеку, данный вид уважения граничит с заботой (Darwall, 2006).
2. Appraisal respect — оценочное уважение. Объект такого уважения — конкретный человек. Условием такого уважения является позитивная оценка черт личности, особенностей характера, достоинств. Содержанием данного вида уважения является не изменение поведения, а само отношение.
В целом, приведенная классификация S. Darwall является весьма популярной и ссылки на нее есть практически во всех современных работах, посвященных уважению. Правоту данной классификации исследователи верифицировали как эмпирически, так и теоретически (Irrera, 2014).
В нашем диссертационном исследовании мы сделали ряд принципиальных выводов относительно психологического содержания и классификации уважения подростков к родителям, которые легли в основу данного исследования (Коновалова, 2017, с. 13):
1. Психологическое содержание уважения подростков к родителям составляет ценностно-оценочное отношение, проявляющееся в эмоциональных переживаниях и таких особенностях поведения, как внимание к родителям, забота о них, послушание, следование советам. Уважение к родителям является осознанным устойчивым социально-желательным отношением, обладающим позитивной валентностью.
2. Уважение к родителям является самостоятельной характеристикой детско-родительских отношений. Представления подростков и взрослых об уважении отличаются от их представлений о других видах межличностных отношений. Уважение воспринимается респондентами как отношение, в большей степени связанное с безопасностью, более осознанное и длительное, чем отношения любви и авторитета.
3. Можно выделить два вида уважения к родителям: предписанное уважение и оценочное уважение. Предписанное уважение — ин-троецированное почтительное отношение к родителям; результат усвоения социальных норм, предписывающих ценность родительства и определенную модель поведения, включающую послушание, согласие и почтительность к родителям. Оценочное уважение — внутренняя позиция ребенка, базирующаяся на оценивании родителя на основе тех или иных субъективно значимых характеристик, признанных достойными уважения, и реализуемая как осознанное почтительное отношение, которое может выражаться в различных моделях поведения и обладает высокой эмоциональной насыщенностью.
Практика психологической помощи семье свидетельствует о специфике отношения к родителю взрослеющего ребенка и увеличении психологической дистанции между родителями и детьми в совре-
менном обществе (Захарова, 2014; Price-Mitchell, 2014). Подростковый возраст традиционно считается сложным (частью исследователей он даже рассматривается как кризисный), стоящие перед подростком задачи развития, заключающиеся в формировании самосознания, идентичности, начале психологической сепарации от родителей, выработке ценностей и собственных планов, часто становятся причинами конфликтов детей и их родителей. Пик трудновоспитуемости подростков и детско-родительских конфликтов приходится на подростковый кризис, разделяющий младший и старший подростковые возраста (14-15 лет). Но и за пределами этого кризиса зачастую поведение подростков, стремящихся найти свое место в жизни, вызывает недоумение родителей.
Нам кажется, что родительские жалобы на неуважение со стороны подростков в этот период надо рассматривать в нескольких плоскостях. Во-первых, что именно родители подразумевают под неуважением (отсутствие оценочного или предписанного его вида), изменения в поведении подростка или в его отношении и пр. Во-вторых, является ли возникшее неуважение «болезнью роста» или оно имеет под собой более глубокие основания. Так, например, в случае с оценочным уважением, для его становления необходимо основание — заслуживающие уважения характеристики родителя, поэтому, если подросток не видит таковых в своем родителе, то отсутствие оценочного уважения является закономерным. Предписанное же уважение также не является обязательным, так как формируется лишь у тех подростков, кем были интериоризированы нормы обязательного уважения к родителям. В-третьих, связано ли возникшее неуважение к родителям с учащающимися в подростковом возрасте детско-родительскими конфликтами. Таким образом, мы бы предположили, что неуважение подростков к родителям может быть связано как с дисфункциональностью их семейной системы, так и с культурными различиями, а также с подростковым негативизмом как одним из симптомов подросткового кризиса.
В рамках современных исследований была показана тесная связь уважения к родителям с самоуважением самих подростков. Подростки отличаются очень сильной потребностью в самоуважении, в случае неудовлетворения которой социально приемлемыми способами, они могут обратиться к девиантным формам поведения (Каплан, Сэдок, 1994). При этом исследования связи уважения/неуважения родителей у девиантных подростков еще не проводились.
Существует ряд исследований, посвященных авторитету и авторитетности родителей (понятия, семантически близкие уважению), в рамках которых было показано, что на смену одностороннему родительскому авторитету в подростковом возрасте приходит взаимный авторитет (Youniss, Smollar, 1985). При этом в подростковом возрасте происходит ослабление родительского авторитета, что ряд исследователей связывает с все возрастающей ролью сверстников в жизни подростка (Hunter, Youniss, 1982).
Большая часть исследований уважения детей к родителям касается особенностей уважения к родителям в той или иной культуре, у той или иной национальности, выявлению кросс-культурных различий в степени выраженности и особенностях проявления уважения к родителям (Twum-Danso, 2009; Chung, et al., 2005; Shen, et al., 2014; Boutakidis, Chao, Rodriguez, 2011; Ma, et al., 2014; Sung, 1998). Так, например, в исследовании S. Dixon, J. Graber, J. Brooks-Gunn было показано, что низкое уважение к родителям в афроамериканских и латиноамериканских семьях связано с более серьезными внутрисемейными конфликтами (Dixon, Graber, Brooks-Gunn, 2008). В исследовании T.H. Lam, S.M. Stewart, P.S.F. Yip et al. показано, что гонконгские подростки, проявляющие уважительное поведение в отношении старших (обладающие данной традиционной ценностью) меньше подвержены суицидальным рискам (Lam et al., 2004).
Исследования уважения/неуважения подростков к родителям начаты относительно недавно и, в первую очередь, касаются узких аспектов детско-родительского взаимодействия и поведения подростков. Неочевидными до сих пор остаются те факторы, на фоне которых у подростков формируется уважение или неуважение к родителям.
Цель данного исследования — выявление факторов неуважительного отношения подростков к родителям.
Методы
Всего в исследовании приняло участие 294 человек:
1. 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет (средний возраст — 14 лет). Среди респондентов 103 (47%) мальчика и 115 девочек (53%). Были использованы методики: авторский опросник «Уважение к родителям», методика ADOR — «Подростки о родителях», сочинение «Мои родители».
2. 76 родителей этих подростков в возрасте от 33 до 48 лет (средний возраст — 38 лет). Среди респондентов 28 отцов (37%) и 48 матерей (63%). Методика «Анализ семейных взаимоотношений».
Из принимавших участие в исследовании 218 подростков 146 человек (67%) проживают вместе с матерью и отцом (полная семья), 71 человек (33%) проживает с одним родителем (неполная семья) и 1 человек проживает без родителей совсем (с прародителями). Практически во всех неполных семьях отсутствует отец. У части подростков из семей, отнесенных нами к неполным, имеются отчимы/мачехи. Часть подростков из неполных семей, образовавшихся по причине развода (а не, например, в связи со смертью второго родителя), оценивали своего второго родителя; часть подростков сообщали о том, что они не могут оценивать второго родителя по той причине, что они практически не знакомы с ним. Небольшое количество подростков, выстроивших тесные отношения с мачехами/отчимами, отвечали про свое уважение к ним.
В рамках данного исследования нами было использовано 3 психодиагностические методики:
1. Авторский опросник «Уважение к родителям» (Коновалова, 2017).
Опросник направлен на диагностику оценочного и предписанного уважения у подростков к родителям, а также на изучение таких условий становления уважения, как: социальная успешность родителей и материальная обеспеченность семьи. Опросник содержит 45 вопросов, на 20 из которых необходимо ответить отдельно в отношении матери и отца.
2. Методика ADOR — «Подростки о родителях» в адаптации Л.И. Вассермана (Вассерман, Горьковская, Ромицына, 2004).
В исследовании используется модифицированная методика ADOR — «Подростки о родителях» в адаптации Л.И. Вассермана. Данная методика используется для психологической диагностики отношений в семьях подростков, раскрывая характер и специфику воспитательной практики родителей с точки зрения детей. В результатах методики проявляются как объективные, действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков.
Методика состоит из 50 вопросов отдельно про мать, отдельно про отца, включает шкалы:
1) шкала позитивного интереса (POZ);
2) шкала директивности (DIR);
3) шкала враждебности (HOS);
4) шкала автономности (AUT);
5) шкала непоследовательности (NED);
6) фактор близости (POZ/HOS);
7) фактор критики (DIR/AUT).
3. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйде-миллера, В. Юстицкиса (Эйдемиллер, Юстицкис, 2009).
Широко известный опросник, который состоит из 130 вопросов (20 шкал). Используется на полюсе родителя и предназначен для диагностики типов негармоничного воспитания.
результаты
Уважение к родителям изучалось с помощью двух шкал опросника «Уважение к родителям», заполненного выборкой из 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Приводя результаты, мы будем описывать 411 наблюдений, так как подростки отвечали отдельно на вопросы про их уважение к матерям (n = 216) и отцам (n = 195).
Распределение результатов по шкалам «Оценочное уважение», «Предписанное уважение» статистически достоверно не отличается от нормального. Распределения результатов по шкалам уважения характеризуются левосторонней асимметрией, то есть большая часть респондентов имеет высокий балл по шкалам уважения к родителям, особенно это выражено в отношении шкалы оценочного уважения. Большинство современных подростков уважают своих родителей.
Была проведена процедура кластерного анализа методом k-средних в отношении результатов диагностики уважения к родителям у подростков (шкалы «Предписанное уважение» и «Оценочное уважение»). Для проведения кластерного анализа сырые баллы по шкалам были стандартизованы до Z-значений. Было выделено четыре кластера наблюдений, куда попали подростки, относящиеся с различным уважением (и его видами) к своим родителям. Сходимость достигнута за 14 итераций по критерию отсутствия изменений в положении центров кластеров. Описание полученных кластеров приведено в табл. 1.
Таблица 1
Описание групп респондентов, по-разному уважающих своих родителей (конечные центры кластеров)
Кластер
1 2 3 4
Оценочное уважение 0,41 -0,63 0,57 -2,47
Предписанное уважение -0,99 0,08 0,80 -1,31
Число наблюдений 105 103 172 31
Данные кластеры значимо различаются по шкалам «Оценочное уважение» (хи-квадрат 259,370, уровень значимости < 0,001) и «Предписанное уважение» (хи-квадрат 282,824, уровень значимости < 0,001). Опишем полученные кластеры.
Кластер № 3 «Уважающие» включает в себя наибольшее количество наблюдений (п = 172). Подростки, попавшие в данный кластер, относятся с высоким и оценочным, и предписанным уважением к своим родителям.
Кластер № 4 «Неуважающие» включает в себя наименьшее количество наблюдений (п = 31). Подростки, попавшие в данный кластер, не испытывают к своим родителям оценочное и предписанное уважение.
Кластеры № 1 и № 2 включают в себя практически равное количество наблюдений (п = 105, п = 103). Подростки, попавшие в кластер № 1 «Оценочно уважающие», относятся к своим родителям с оценочным уважением, но не относятся к ним с предписанным. Т.е., они оценивают своих родителей как заслуживающих такого отношения по ряду характеристик, но не принимают факт долженствования уважения и уважительного поведения. Подростки, попавшие в кластер № 2 «Предписанно уважающие», относятся к своим родителям с предписанным уважением, но не относятся к ним с оценочным. Т.е., они принимают норму уважительного отношения, при этом не видят оснований для уважения оценочного.
Было получено, что существуют неслучайные различия в распределении мальчиков и девочек по кластерам уважения (хи-квадрат Пирсона — 12,062, уровень значимости 0,07). Среди не уважающих родителей подростков значимо больше мальчиков, чем девочек, а среди тех, кто испытывает предписанное уважение, но не испытывает оценочное — значимо больше девочек. При этом среди тех, кто
испытывает оба вида уважения в отношении своих родителей также больше мальчиков, чем девочек.
Таблица 2
распределение по полу подростков, по-разному уважающих своих родителей
пол
мальчики девочки
Оценочно уважающие Частота 52 53
% 26,4% 24,8%
Предписанно уважающие Частота 35 68
% 17,8% 31,8%
Уважающие Частота 91 81
% 46,2% 37,9%
Неуважающие Частота 19 12
% 9,6% 5,6%
Итого Частота 197 214
% 100,0% 100,0%
Таблица 3
распределение подростков, по-разному уважающих своих родителей, по типу семьи
состав семьи
неполная семья полная семья
Оценочно уважающие Частота 28 77
% 23,5% 26,4%
Предписанно уважающие Частота 26 77
% 21,8% 26,4%
Уважающие Частота 48 124
% 40,3% 42,5%
Неуважающие Частота 17 14
% 14,3% 4,8%
Итого Частота 119 292
% 100,0% 100,0%
Было получено, что существуют неслучайные различия подростков из полных и неполных семей по кластерам уважения (хи-квадрат Пирсона — 11,146, уровень значимости 0,011). Среди не уважающих родителей подростков значимо больше тех, кто растет в неполной семье.
Значимые различия в степени уважения к матерям и отцам отсутствуют, как по всей выборке в целом (хи-квадрат Пирсона — 1,643, уровень значимости 0,650), так и отдельно у подростков из полных семей (хи-квадрат Пирсона — 0,706, уровень значимости 0,872) и неполных семей (хи-квадрат Пирсона — 1,936, уровень значимости 0,586).
Также нами были получены данные о материальной обеспеченности семей подростков (20-балльная шкала) и оценке подростками социальной успешности своих родителей (20-балльная шкала). С помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллеса получено, что существуют неслучайные различия в распределении подростков по кластерам уважения в зависимости от материальной обеспеченности семьи (хи-квадрат — 28,564, уровень значимости < 0,001) и социальной успешности родителей (хи-квадрат — 147,671, уровень значимости < 0,001). Средние значения по данным шкалам представлены табл. 4.
Таблица 4
распределение средних по материальной обеспеченности семьи и социальной успешности родителей у подростков, по-разному уважающих своих родителей
материальная обеспеченность социальная успешность родителя
Оценочно уважающие 14,59 18,26
Предписанно уважающие 14,15 16,05
Уважающие 14,93 18,70
Неуважающие 12,23 12,16
Также нами были полученные данные об особенностях родительского воспитания и детско-родительских отношений, по мнению подростков: позитивный интерес в отношении ребенка, директив-ность, враждебность, автономность, непоследовательность, близость и критика (шкалы и факторы методики ADOR); и по мнению их родителей (методика АСВ).
В отношении трех шкал и показателей методики ADOR с помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллеса были получены неслучайные различия: шкала позитивного интереса (POZ) (хи-квадрат — 37,920, уровень значимости < 0,001); шкала враждебности (HOS) (хи-квадрат — 25,517, уровень значимости < 0,001); фактор близости (POZ/HOS) (хи-квадрат — 46,488, уровень значимости < 0,001).
Таблица 5
распределение средних по шкалам методики ADOR у подростков, по-разному уважающих своих родителей (стандартизованные переменные)
POZ DIR HOS AUT NED POZ/HOS DIR/AUT
Оценочно уважающие 2,75* 2,46 2,91* 2,87 3,13 2,88* 2,76
Предписанно уважающие 2,58* 2,57 3,04* 2,88 3,19 2,76* 2,79
Уважающие 3,08* 2,67 2,73* 2,95 3,07 3,23* 2,74
Неуважающие 1,88* 2,88 3,84* 2,88 3,36 1,84* 3,00
Примечание: * — уровень значимости < 0,001
К сожалению, нам удалось опросить лишь 76 родителей обследованных нами ранее подростков. Анализ результатов исследования особенностей семейного взаимодействия показал, что в целом для современных родителей подростков характерны недостаточное количество санкций, гиперпротекция и потворствование. Несмотря на сокращенную выборку, с помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллеса были получены неслучайные различия в отношении ряда шкал методики АСВ: шкала «Чрезмерность требований-запретов» (хи-квадрат — 11,914, уровень значимости 0,008); шкала «Минимальность санкций» (хи-квадрат — 10,722, уровень значимости 0,013); шкала «Потворствование» (хи-квадрат — 10,469, уровень значимости 0,015); шкала «Недостаточность требований-обязанностей ребенка» (хи-квадрат — 10,354, уровень значимости 0,016); шкала «Фобия утраты ребенка» (хи-квадрат — 10,081, уровень значимости 0,018); «Гиперпротекция» (хи-квадрат — 8,068, уровень значимости 0,045); шкала «Неразвитость родительских чувств» (хи-квадрат — 7,922, уровень значимости 0,048). Средние значения по данным шкалам для разных кластеров подростков представлены в табл. 6.
Таблица 6
Распределение средних по шкалам методики АСВ для подростков, по-разному уважающих своих родителей (значимые результаты)
Г+ У+ Т- З+ с- ФУ НРЧ
Оценочно уважающие 3,75 3,30 1,50 1,35 2,55 1,45 1,70
Предписанно уважающие 5,53 4,20 2,20 1,80 3,73 2,40 2,13
Уважающие 4,08 2,67 1,67 ,83 3,31 1,78 1,22
Неуважающие 6,60 5,40 3,80 2,80 3,40 4,80 3,60
Обсуждение результатов
По результатам исследования было выявлено, что уважать и не уважать своих родителей подростки могут по-разному: часть подростков испытывает и предписанное, и оценочное уважение к родителям, а часть — лишь один из видов уважения. При этом важно отметить, что подростков, совсем не уважающих свих родителей в обследованной нами выборке оказалось лишь 7,5%. 41,85% подростков испытывает и оценочное, и предписанное уважение к своим родителям. Еще по 25% выборки испытывают один из двух видов уважения к родителям. Результаты нашего исследования очень важно использовать в практике психологического консультирования — жалобы родителей, считающих, что подростки относятся к ним с недостаточным уважением, должны рассматриваться очень внимательно. В первую очередь требуется выяснить, что родитель понимает под уважением/неуважением, жалуясь на неуважение со стороны ребенка, имеет ли он в виду оценочный или предписанный его вид.
Стоит отметить, что в нашем исследовании мы не ставили задачу диагностировать кризис подросткового возраста, который также может быть связан с отсутствием уважения к родителям у подростков. В дальнейших наших исследованиях мы надеемся уделить внимание данной проблеме.
Проведенного нами исследования явно недостаточно для того, чтобы делать однозначные выводы о причинах, по которым те или иные подростки не уважают своих родителей. Но нами было выявлено большое количество факторов, которые связаны с неуважением подростков к своим родителям. Так, было показано, что среди мальчиков-подростков больше тех, кто не испытывает ни один из видов уважения к своим родителям, как и больше тех, кто испытывает оба
вида уважения к родителям. Данный результат хорошо согласуется со сложившимся в психологии представлением о том, что мальчикам более присущ юношеский максимализм и они более склонны к крайним вариантам — если уважать или не уважать, то абсолютно. Девочки-подростки, в отличие от мальчиков, больше склонны к тому, чтобы следовать нормам и правилам, поэтому среди них значительно больше тех, кто испытывает предписанное уважение к своим родителям, но не испытывает оценочное (или оно еще не сформировано).
Мы выяснили, что подростки из неполных семей значимо чаще не уважают своих родителей, чему можно найти несколько объяснений. Мы не задавали респондентам вопросов, по какой причине они живут в неполной семье: из-за развода родителей или семья изначально была неполная, но подростки из семей второго типа не отвечали на вопросы про своих отцов, давая пояснение, что они с ними незнакомы. При этом подростки из таких семей могут испытывать меньшее уважение и к своим матерям по причине ролевой перегрузки матери-одиночки, меньшего количества времени, которое такая мать может посвятить своему ребенку, по причине того, что мать не смогла обеспечить ребенку полноценную семью, включающую обоих родителей. Подростки же из семей, прошедших через развод супругов, не всегда получают достаточное количество внимания со стороны отдельно проживающего родителя, могут винить родителей в том, что они не смогли избежать развода, да и конформность детей из неполных семей обычно ниже, что может оказывать влияние на отказ от предписанного уважения. Кроме того, уровень материальной обеспеченности и удовлетворения материальных нужд подростков в неполных семьях часто оказывается ниже, чем в полных, а нами было показано, что восприятие подростками своей семьи как менее обеспеченной также связано со становлением у них неуважения к родителям.
Фактором, сильно связанным с уважением к родителям, является восприятие подростком своих родителей как социально успешных. Все подростки, не уважающие своих родителей, а также не испытывающие оценочное уважение к ним, оценивают своих родителей как значимо менее успешных, по сравнению с теми подростками, кто однозначно уважает своих родителей или хотя бы оценочно уважает.
Наибольшее количество выявленных нами факторов, связанных с неуважением подростков к своим родителям, относится к особенностям родительского воспитания и детско-родительских отношений. Подростки, не уважающие своих родителей, оценивают матерей и
отцов как склонных к отвержению, не проявляющих психологическое принятие (позитивный интерес), более враждебных и чрезмерно строгих. Тогда как подростки, которые испытывают и оценочное, и предписанное уважение к своим родителям, наоборот, считают их максимально принимающими, интересующимися, не враждебными, не критикующими понапрасну.
Также нами были опрошены родители подростков из нашей выборки и были выявлены особенности семейного взаимодействия глазами родителей. Было выявлено, что подростки не уважают родителей, которые проявляют гиперпротекцию, балуют, потворствуют, не дают подростку достаточное количество обязанностей, предъявляют чрезмерное количество требований-запретов, но при этом никак не наказывают своих детей, даже когда это необходимо. Также подростки не уважают родителей, которые проявляют склонность к фобии утраты (неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о болезненности ребенка). Также подростки чаще не уважают родителей, чьи родительские чувства слабо развиты. Можно сказать, что наименьшее уважение подростков заслуживают родители, проявляющие потворствующую гиперпротекцию (воспитание по типу «кумир семьи»). Ребенок в таких семьях находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей, что может способствовать развитию у него демонстративных и гипертимных черт характера.
Выводы
1. Подростки могут не испытывать оценочное или предписанное уважение к родителям, а могут не уважать их полностью.
2. В обследованной нами выборке лишь 7,5% подростков совершенно не уважают своих родителей.
3. Следующие факторы связаны с неуважением подростков к родителям: пол ребенка, неполный состав семьи, материальная обеспеченность семьи, социальная успешность родителей, а также особенности семейного воспитания и детско-родитель-ских отношений. Подростки не уважают родителей, у которых отсутствует психологическое принятие детей, неразвиты родительские чувства и которые враждебно к ним настроены. Также подростки не уважают родителей, которые проявляют потворствующую гиперпротекцию.
список литературы
Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
Захарова Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства // Психолого-педагогические исследования. 2014. Т. 6. № 4. С. 182-193.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: в 2 тт. М.: Медицина, 1994.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2008.
Коновалова А.М. Психологическое содержание уважения к родителям: дисс... канд. психол. наук. М, 2017.
Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009.
Boutakidis I.P., Chao R.K., Rodriguez J.L. (2011) The Role of Adolescents' Native Language Fluency on Quality of Communication and Respect for Parents in Chinese and Korean Immigrant Families. Asian American Journal of Psychology, 2 (2), 128-139.
ChungP.J., et al. (2005) Parent-Adolescent Communication About Sex in Filipino American Families: A Demonstration of Community-Based Participatory Research. Ambulatory Pediatrics, 5, 50-55.
Darwall S. (1977) Two kinds of respect. Ethics, 88 (1), 36-49.
Darwall S. (2006) The Second Person Standpoint: Morality, Respect, and Accountability. Cambridge, 2006.
Dixon S., Graber J., Brooks-Gunn J. (2008) The roles of respect for parental authority and parenting practices in parent-child conflict among African American, Latino, and European American families. Journal of Family Psychology, 22 (1), 1-10.
Hill T.E.Jr. (1998) Respect for persons. In E. Craig (Eds.), Routledge Encyclopedia of Philosophy (pp. 283-287). London.
Hunter F., Youniss J. (1982) Changes in functions of three relations during ado-lescentce. Developmental Psychology, 18, 806-811.
Irrera E. (2014) Cicero on Different Kinds of Respect for Persons. A 'Darwallian' Approach. Ethics & Politics, XVI (2), 482-505.
Lam T.H., et al. (2004) Suicidality and cultural values among Hong Kong adolescents. Social Science & Medicine, 58, 487-498.
Ma M., et al. (2014) Latino cultural values as protective factors against sexual risks among adolescents. Journal of Adolescence, 37, 1215-1225.
Price-MitchellM. (2014) The Language of Respect [Electronic resource]. Psychology Today. URL: https://www.psychologytoday.com/blog/the-moment-youth/201402/ the-language-respect (date of retrieval: 06.06.2020).
Shen Y., et al. (2014) Language Brokering and Adjustment Among Chinese and Korean American Adolescents: A Moderated Mediation Model of Perceived Maternal
Sacrifice, Respect for the Mother, and Mother-Child Open Communication. Asian American Journal of Psychology, 5 (2), 86-95.
Sung K. (1998) An Exploration Of Actions of Filial Piety. Journal of Aging Studies, 12 (4), 369-386.
Twum-Danso A. (2009) Reciprocity, Respect and Responsibility: The 3Rs Underlying Parent-Child Relationships in Ghana and the Implications for Children's Rights. International Journal of Children's Rights, 17, 415-432.
Youniss J., Smollar J. (1985) Adolescents' relations with mothers, fathers, and friends. Chicago: University of Chicago Press.
references
Vasserman L.I., Gor'kovaya I.A., Romitsyna E.E. (2004) Parents through the eyes of adolescents: psychological diagnostics in medical-pedagogical practice: textbook. Saint-Petersburg: Rech'. (in Russ.).
Zakharova E.I. (2014) Features of child-parent relationships of mothers with adolescent children in the conditions of late motherhood. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya (Psychological and pedagogical researches), 6 (4), 182-193. (in Russ.).
Kaplan G.I., Sedok B.Dzh. (1994) Clinical psychiatry: in 2 volumes. Moscow: Meditsina.
Karabanova O.A. (2008) Psychology of family relations and the basics of family counselling: textbook. Moscow: Gardariki. (in Russ.).
Konovalova A.M. (2017) Psikhologicheskoe soderzhanie uvazheniya k roditelyam: diss... kand. psikhol. nauk. (Psychological content of respect for parents: Ph.D. (Psychology). Moscow. (in Russ.).
Eidemiller E., Yustitskis V. (2009) Family psychology and psychotherapy. Saint-Petersburg: Piter. (in Russ.).
Boutakidis I.P., Chao R.K., Rodriguez J.L. (2011) The Role of Adolescents' Native Language Fluency on Quality of Communication and Respect for Parents in Chinese and Korean Immigrant Families. Asian American Journal of Psychology, 2 (2), 128-139.
Chung P.J., et al. (2005) Parent-Adolescent Communication About Sex in Filipino American Families: A Demonstration of Community-Based Participatory Research. Ambulatory Pediatrics, 5, 50-55.
Darwall S. (1977) Two kinds of respect. Ethics, 88 (1), 36-49.
Darwall S. (2006) The Second Person Standpoint: Morality, Respect, and Accountability. Cambridge, 2006.
Dixon S., Graber J., Brooks-Gunn J. (2008) The roles of respect for parental authority and parenting practices in parent-child conflict among African American, Latino, and European American families. Journal of Family Psychology, 22 (1), 1-10.
Hill T.E.Jr. (1998) Respect for persons. In E. Craig (Eds.), Routledge Encyclopedia of Philosophy (pp. 283-287). London.
Hunter F., Youniss J. (1982) Changes in functions of three relations during ado-lescentce. Developmental Psychology, 18, 806-811.
Irrera E. (2014) Cicero on Different Kinds of Respect for Persons. A 'Darwallian' Approach. Ethics & Politics, XVI (2), 482-505.
Lam T.H., et al. (2004) Suicidality and cultural values among Hong Kong adolescents. Social Science & Medicine, 58, 487-498.
Ma M., et al. (2014) Latino cultural values as protective factors against sexual risks among adolescents. Journal of Adolescence, 37, 1215-1225.
Price-Mitchell M. (2014) The Language of Respect [Electronic resource]. Psychology Today. URL: https://www.psychologytoday.com/blog/the-moment-youth/201402/ the-language-respect (date of retrieval: 06.06.2020).
Shen Y., et al. (2014) Language Brokering and Adjustment Among Chinese and Korean American Adolescents: A Moderated Mediation Model of Perceived Maternal Sacrifice, Respect for the Mother, and Mother-Child Open Communication. Asian American Journal of Psychology, 5 (2), 86-95.
Sung K. (1998) An Exploration Of Actions of Filial Piety. Journal of Aging Studies, 12 (4), 369-386.
Twum-Danso A. (2009) Reciprocity, Respect and Responsibility: The 3Rs Underlying Parent-Child Relationships in Ghana and the Implications for Children's Rights. International Journal of Children's Rights, 17, 415-432.
Youniss J., Smollar J. (1985) Adolescents' relations with mothers, fathers, and friends. Chicago: University of Chicago Press.
информация об авторе
Александра Михайловна Коновалова — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и медицинской психологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
about the author
Alexandra M. Konovalova — Ph.D, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: konovalovaam@ gmail.com