Научная статья на тему 'Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте'

Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1503
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВАЖЕНИЕ / УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ / RESPECT / RESPECT FOR PARENTS / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / PARENTING / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Александра Михайловна, Захарова Елена Игоревна

В статье рассматриваются особенности родительского воспитания в подростковом возрасте и их взаимосвязь со становлением уважения к родителям. Уважение к родителям рассматривается как важный компонент детско-родительских отношений, показана актуальность его изучения. Описаны некоторые концепции уважения и предложено авторское выделение двух значений уважения к родителям. Актуальность исследования взаимосвязи уважения родителей детьми с особенностями семейного воспитания определяется недостаточным количеством эмпирических исследований в этой области и имеющимся практическим запросом. Обосновывается выбор для исследования данной проблематики именно подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования (N=347) 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет и 129 их родителей. Исследование проведено с использованием авторского опросника «Уважение к родителям», методики ADOR («Подростки о родителях»), сочинения «Мои родители» и методики «Анализ семейных взаимоотношений». Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20. Описаны результаты данного исследования. Показаны значимые связи между особенностями родительского воспитания и уважением/неуважением подростков к родителям. Делаются выводы о том, что большинство подростков испытывают чувство уважения к свои родителям, а также проявляют в их отношении уважительное поведение. При этом особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувства уважения к родителям, чем на становление предписанного уважительного поведения. Перечислены конкретные характеристики родительского воспитания, влияющие на формирование чувства уважения к родителям и уважительное поведение по отношению к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновалова Александра Михайловна, Захарова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the parenting as obligatory conditions of developing respect for parents in adolescence

The paper discusses the features of parenting in adolescents and the correlation of these features with the development of respect for parents. The first part of the paper suggests considering respect for parents as an important component of the parent-child relationship; it shows the relevance of studying the respect; it stipulates the choice for the study of adolescence; it describes some concepts of respect and offers the author’s selecting two values of respect for parents. The research is relevant due to the insufficient number of empirical studies of respect for parents and practical demand. The research results of 218 adolescents aged 12 to 17 and 129 of their parents (N=347) are shown. The research is conducted using the author’s questionnaire “Respect for Parents”, ADOR technique, adolescent essays “My parents”, and the technique “Analysis of Family Relationships”. The results are processed using IBM SPSS Statistics version 20. The Paper describes the research results adolescent respect for parents, adolescents’ perception of parents’ attitude to them, and features of family parenting. A significant correlation between the features of parenting and respect/disrespect for parents in adolescents are considered. Most adolescents have a feeling of respect for their parents and show respectful behaviour; in this regard, the features of family upbringing have a stronger influence on developing the feeling of respect for parents rather than a prescribed respectful behaviour. The paper lists specific characteristics of parenting, affecting the feelinge of respect for parents and respectful behaviour towards them.

Текст научной работы на тему «Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте»

Оригинальная статья / Original Article

УДК 159.922.6, 316.77, 37.G18.1 doi: 1G.11621/npj.2G17.G111

Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте

Features of the parenting as obligatory conditions of developing respect for parents in adolescence

"О статье рассматриваются особенности родительского воспитания в подростковом возрасте и их взаимосвязь со становлением уважения к родителям. В Уважение к родителям рассматривается как важный компонент детско-родительских отношений, показана актуальность его изучения. Описаны некоторые концепции уважения и предложено авторское выделение двух значений уважения к родителям. Актуальность исследования взаимосвязи уважения родителей детьми с особенностями семейного воспитания определяется недостаточным количеством эмпирических исследований в этой области и имеющимся практическим запросом. Обосновывается выбор для исследования данной проблематики именно подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования (N=347) 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет и 129 их родителей. Исследование проведено с использованием авторского опросника «Уважение к родителям», методики ADOR («Подростки о родителях»), сочинения «Мои родители» и методики «Анализ семейных взаимоотношений». Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20.

Описаны результаты данного исследования. Показаны значимые связи между особенностями родительского воспитания и уважением/неуважением подростков к родителям. Делаются выводы о том, что большинство подростков испытывают чувство уважения к свои родителям, а также проявляют в их отношении уважительное поведение. При этом особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувства уважения к родителям, чем на становление предписанного уважительного поведения. Перечислены конкретные характеристики родительского воспитания, влияющие на формирование чувства уважения к родителям и уважительное поведение по отношению к ним.

Ключевые слова: уважение, уважение к родителям, детско-родительские отношения, воспитание, подростки.

he paper discusses the features of parenting in adolescents and the correlation of these features with the development of respect for parents. The first part of the paper

suggests considering respect for parents as an important component of the parent-child relationship; it shows the relevance of studying the respect; it stipulates the choice for the study of adolescence; it describes some concepts of respect and offers the author's selecting two values of respect for parents. The research is relevant due to the insufficient number of empirical studies of respect for parents and practical demand. The research results of 218 adolescents aged 12 to 17 and 129 of their parents (N=347) are shown. The research is conducted using the author's questionnaire "Respect for Parents", ADOR technique, adolescent essays "My parents", and the technique "Analysis of Family Relationships". The results are processed using IBM SPSS Statistics version 20.

The Paper describes the research results adolescent respect for parents, adolescents' perception of parents' attitude to them, and features of family parenting. A significant correlation between the features of parenting and respect/disrespect for parents in adolescents are considered. Most adolescents have a feeling of respect for their parents and show respectful behaviour; in this regard, the features of family upbringing have a stronger influence on developing the feeling of respect for parents rather than a prescribed respectful behaviour. The paper lists specific characteristics of parenting, affecting the feelinge of respect for parents and respectful behaviour towards them. Key words: respect, respect for parents, parent-child relationships, parenting, adolescents.

А.М. Коновалова

МГУ имени М.В. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, Москва, Россия Е.И.Захарова

МГУ имени М.В. Ломоносова Москва, Россия

Поступила 17 января 2G17 / Принята к публикации: 4 февраля 2G17

Alexandra M. Konovalova*

Lomonosov Moscow State University, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia. Elena I. Zakharova Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia * Corresponding author E-mail: [email protected]

Received January 17, 2G17 / Accepted for publication: February 4, 2G17

Для цитирования: Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважния к родителям в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. -№1(25). - С. 87-92. doi: 10.11621/npj.2017.0111

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017

91

Национальный психологический журнал № 1(25) 2017 [ Возрастная и семейная психология ]

National Psychological Journal 2017, no. 1

http://npsyj.ru

статье представлены результаты р^ эмпирического исследования ус-А^ловий становления у подростков чувства уважения к родителям. Обращение к такой характеристике детско-ро-дительских отношений, как уважение обусловлено спецификой отношения к родителям взрослеющего ребенка. Если основой этих отношений для маленького ребенка служит характер эмоциональной связи с родителем, его привязанность к ним, в которых родитель выступает источником любви, то в подростковом возрасте ребенок открывает для себя родителя уже как личность, обладающую целым рядом индивидуально-психологических особенностей, участника широкого круга внесемейных социальных отношений. Это открытие побуждает подростка отнестись к родителю не только как к близкому взрослому, но и как к «социальному» взрослому, более полно и объективно оценить его достоинства. В отношении к родителям появляется новый аспект - уважение. Опираясь на теоретические представления о специфике подросткового возраста, можно с уверенностью сказать, что возможность появления нового аспекта детско-родитель-ских отношений обусловлена развитием самосознания подростка, формированием у него собственной системы ценностей, происходящей в процессе сравнения себя с другими, в попытках отделить

себя от других, а иногда и противопоставить им себя. R.J. Havighurst указывает на то, что важнейшей задачей подросткового и юношеского возраста, наряду с ав-тономизацией и эмоциональной диф-ференциацей от родителей, становится перестройка детско-родительских отношений на основе взаимного уважения и равноправия (Havighurst, 1974).

Понятие «уважение» широко используется в различных научных отраслях: философии, этике, педагогике, психологии. В психологической науке эта категория применяется при эмпирических исследованиях в области детско-родительских отношений, психологии групп, психологии лидерства, психологии конфликтов. Приходится констатировать, что понятия «уважение» и «уважение к родителям» часто используются без какого-либо описания и/или определения, а часто отождествляются с понятиями «любовь», «авторитет».

Чаще всего уважение рассматривается как отношение между двумя людьми. Carl Cranor (Cranor, 1975), понимая уважение как оценочное отношение, предлагает рассматривать его как комплекс отношений между четырьмя элементами:

1. человек, который уважает (субъект уважения);

2. объект уважения (то, что/кого уважают);

3. характеристики, на основе которых объект уважают (основа для уважения);

Александра Михайловна Коновалова -

специалист по учебно-методической работе

1-й категории факультета психологии МГУ

имени М.В. Ломоносова, ассистент кафедры педагогики

и медицинской психологии факультета высшего

сестринского образования и психолого-социальной

работы Первого МГМУ имени И.М. Сеченова

E-mail: [email protected]

Елена Игоревна Захарова -

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

4. оценочное отношение, в результате которого объект уважают. В то же время, можно встретить более дифференцированные определения. В работе Stephen Darwall приводится другое представление об уважении (Darwall, 1977). Автор выделяет два его вида:

1. Recognition respect - уважение как принятие. Объектом такого уважения может быть любой феномен, который принимают во внимание, учитывают, с которым считаются. Например, уважение к законам, всем людям, чувствам, природе, уважение к социальным ролям. Это уважение сродни моральному обязательству. Данный вид уважения требует соответствующего стиля поведения. Испытывать recognition respect означает рассматривать объект уважения как требующий ограничений с точки зрения того, что морально допустимо, а что - нет.

2. Appraisal respect - оценочное уважение. Объект такого уважения - конкретный человек. Условием такого уважения является позитивная оценка черт личности, особенностей характера, достоинств. Содержанием данного вида уважения является не изменение поведения, а само отношение. Оценочное уважение является чувством. Stephen Darwall указывает на то, что,

говоря об уважении, люди чаще всего подразумевают второй тип - чувство уважения, оценочное уважение (Darwall, 1977).

Наше эмпирическое исследование также позволяет говорить о двух значениях в которых используется категория уважение к родителям (Коновалова, 2017):

1. Чувство уважения, базирующееся на наличии у родителя ценных качеств и свойств. Формируется в результате оценивания ребенком своего родителя как достойного уважения. Кредо: «Уважаю, так как есть за что».

2. Предписанное уважительное поведение, базирующееся на принятии факта социальной заданности такого поведения. Источником такого отношения становятся закрепленные в культуре нормы межличностных отношений, в частности, представление о том, что уважение к родителям (старшим) является долгом детей (младших). Кредо: «Уважаю, так как обязан».

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017

Для цитирования: Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважния к родителям в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. -№1(25). - С. 87-92. doi: 10.11621/npj.2017.0111

Целью нашего исследования стало изучение условий становления как уважительного поведения в отношении к родителям, так и чувства уважения к ним.

В поиске возможных условий формирования уважения к родителям мы обратились к особенностям родительского воспитания. Именно в результате воспитания человек обретает черты характера и качества личности, ценности и установки, моральные принципы и нравственные нормы, осваивает образцы поведения, систему отношений к природе, обществу, труду, другим людям и к самому себе. Еще Дж. Локк писал: «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и к его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну» (Локк, 1988, С. 442). Эти слова не только содержат призыв к воспитанию на собственном примере, но и подчеркивают важности стиля общения и взаимодействия с ребенком. Влияние семейного воспитание на развитие современных детей и подростков привлекает внимание многих современных исследователей (Молчанов, 2014; Поскребышева, Карабанова, 2014; Захарова, 2014; Дзукаева, Садовникова, 2014; Капустин, 2015; Реан, 2015).

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что условием формирования уважения подростка к родителям является стиль родительского воспитания.

Актуальность данного исследования определяется как недостаточным количеством эмпирических исследований уважения к родителям, так и имеющимся практическим запросом. В последние годы все больше родителей обращаются к возрастным психологам с жалобами на недостаточное уважение к ним подростков, с вопросами о причинах и путях гармонизации данной ситуации.

Ход исследования

В исследовании приняло участие 347 человек (218 подростков и 129 их родителей):

Группу подростков составили 103 (47%) мальчика и 115 девочек (53%) в возрасте от 12 до 17 лет. Средний возраст - 14 лет.

Группа родителей состояла из 37 отцов (39%) и 92 матерей (71%) в возрасте от 33 до 59 лет. Средний возраст - 40 лет.

1. «Чувство уважения». Шкала состоит из 10 вопросов, направленных на выяснение того, есть ли у подростка уваже-

В поиске возможных условий формирования уважения к родителям мы обратились к особенностям родительского воспитания. Именно в результате воспитания человек обретает черты характера и качества личности, ценности и установки, моральные принципы и нравственные нормы, осваивает образцы поведения, систему отношений к природе, обществу, труду, другим людям и к самому себе

Исследование было проведено в г. Москва на базе ГБОУ лицей №1571. Опрос подростков осуществлялся в классах и занимал 45 минут. Опрос родителей подростков осуществлялся в специально отведенное время после родительских собраний (с разрешения администрации учебного заведения). Исследование проводилось анонимно, на добровольной основе.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Анализ характера уважения подростков к родителям.

2. Анализ особенностей отношения к подростку и стиля родительского воспитания в восприятии подростка.

3. Анализ особенностей стиля воспитания с точки зрения родителей.

4. Анализ связи характера уважения подростков к родителям со стилем родительского воспитания.

Для реализации поставленных целей на подростковой выборке были использованы методики: авторский опросник «Уважение к родителям», методика ADOR - «Подростки о родителях» (Вас-серман, Горьковская, Ромицына, 2004), сочинение «Мои родители», а на выборке родителей - методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20.

Авторский опросник «Уважение к родителям» включает 4 шкалы, на которые в целом приходится 25 вопросов в виде высказываний, 20 из них предлагается оценить отдельно в отношении матери и отца (4-х балльная система оценивания). Таким образом, на выборке в 218 подростков было получено 411 наблюдений (часть подростков не имела второго родителя). В рамках данной части исследования анализируются результаты двух шкал:

ние к своему родителю, базирующееся на наличии у последнего ценных качеств и свойств. Эта шкала подразумевает континуум от «Я не уважаю своего родителя, так как уважать его не за что» до «Моего родителя есть за что уважать, поэтому я его и уважаю». 2. «Предписанное уважительное поведение». Шкала состоит из 5 вопросов, направленных на выяснение того, проявляет ли подросток уважительное поведение в отношении родителя по причине предписанности такого поведения в данной культуре. Подросток может отвечать, что не проявляет требуемого уважительного поведения, но это не исключает возможности наличия у него истинного чувства уважения. И наоборот - отсутствие чувства уважения не говорит об отсутствии уважительного поведения, предписанного культурой.

Результаты исследования

Уважение к родителям изучалось с помощью двух шкал опросника «Уважение к родителям», заполняемыми подростками из выборки. При ответе на все вопросы респонденты использовали полный диапазон ответов. Наименьший разброс ответов получен при оценке высказываний «Я не уважаю своего родителя и взрослых, вообще», «Мой родитель не заслуживает уважения» и «Взрослых уважать не за что» - большинство респондентов не соглашаются с данными утверждениями. Наибольший разброс ответов был получен при оценке высказываний «Я хотел(а) бы, чтобы моя жизнь сложилась также хорошо, как и у моего родителя», «Я уважаю своего родителя из-за того, что это долг детей», «Я уважаю своего родителя, так как нельзя этого не делать».

Дляцитирования: Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважния к родителям в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. -№1(25). - С. 87-92. doi: 10.11621/npj.2017.0111

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017

Национальный психологический журнал № 1(25) 2017 [ Возрастная и семейная психология ]

National Psychological Journal 2017, no. 1

http://npsyj.ru

Распределение результатов по шкалам «Чувство уважения» и «Предписанное уважительное поведение» статистически достоверно не отличается от нормального (статистики критерия Колмогорова-Смирнова 0,140 и 0,134, р = 0,000). Распределения результатов по шкалам уважения характеризуются левосторонней асимметрией, то есть большая часть респондентов имеет высокий балл по шкалам уважения к родителям, особенно это касается шкалы «Чувство уважения».

Представление подростков о том, как к ним относятся родители, исследовалось с помощью методики ADOR/«Подростки о родителях», которую они заполнили. Описательные статистики по шкалам представлены в таблице 1.

уровень значимости 0,000) и отсутствие враждебности (р = -0291, уровень значимости 0,000 и р = -0,122, уровень значимости 0,016) у родителя значимо связаны как с чувством уважения у подростков, так и с предписанным уважительным поведением. К любящим, доброжелательным, не враждебным родителям подростки испытывают большее уважение и сильнее проявляют уважительное поведение в их отношении. Кроме того, отсутствие непоследовательности в родительском воспитании также связано с более значительным чувством уважения по отношению к такому родителю (р = -0,102, уровень значимости 0,043). Выделенные связи сильнее проявляются в отношении чувства уважения, нежели предписанного уважительного поведения.

Название шкалы N Среднее Стд. отклонение

Позитивный интерес 396 2,79 1,063

Директивность 396 2,60 1,090

Враждебность 396 2,92 1,021

Автономность 396 2,91 1,048

Непоследовательность 396 3,13 0,832

Фактор близости 396 2,93 1,021

Фактор критики 396 2,77 1,036

Scale N Mean Value Standard Divergence

Positive Interest 396 2.79 1.063

Directness 396 2.60 1.090

Hostility 396 2.92 1.021

Autonomy 396 2.91 1.048

Inconsistence 396 3.13 0.832

Closeness Factor 396 2.93 1.021

Criticism Factor 396 2.77 1.036

Стандартные значения ниже трех баллов считаются низкими, выше трех баллов - высокими, три балла - среднее значение. В целом результаты по всем шкалам, кроме шкалы непоследовательности родителя, оказались чуть ниже среднего значения.

Анализ связи оценки подростками особенностей родительского воспитания (результаты методики ADOR) с уважением к ним проводился с помощью корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена). Было выявлено, что позитивный интерес (р = 0,313 и р = 0,186, уровень значимости 0,000), близкие отношения (р = 0,351 и р = 0,192,

Также нами был проведен контент-анализ сочинений «Мои родители». В частности были выделены следующие характеристики детско-родитель-ских отношений: удовлетворенность родительским участием, понимание родителями ребенка, доверительность отношений, количество проводимого с родителем времени, достоинства родителя. Оценить по данным категориям удалось не все сочинения, но результаты тех, в которых поднимались эти темы, хорошо согласуются с полученными ранее результатами. Так, например, степень родительского участия в жизни подростка положительно коррелирует с позитив-

ным интересом к ребенку и фактором близости, но отрицательно коррелирует с враждебностью и непоследовательностью родителя.

С использованием результатов контент-анализа сочинений «Мои родители» мы провели однофакторный дисперсионный анализ чувства уважения и предписанного уважительного поведения. Были выявлены значимые связи между родительским участием (как соотношением контроля, поддержки, удовлетворения потребностей материальных и социальных, санкций) и чувством уважения (Б = 4,956, уровень значимости 0,002). В среднем подростки испытывают более сильное чувство уважения по отношению к тем родителям, которые проявляют высокий уровень родительского участия. Упоминание подростками достоинств родителя значимо связано как с чувством уважения (Б = 10,504, уровень значимости 0,000), так и с предписанным уважительным поведением по отношению к ним (Б = 4,814, уровень значимости 0,009) - подростки, которые упоминали различные достоинства родителей, сильнее уважают их и в большей мере проявляют уважительное поведение по отношению к ним.

Далее была проведена кропотливая работа по сопоставлению результатов опроса подростков и их родителей, в результате чего стало возможным проанализировать не только представления подростков о родительском воспитании, но и позицию самих родителей. Для анализа связей особенностей семейного воспитания, измеренных на полюсе родителей (методика АСВ), с уважением подростками родителей нами использовалась процедура корреляционного анализа (корреляция Спирмена). Было выявлено, что чувство уважения к родителям связано со следующими шкалами методики «Анализ семейных взаимоотношений»: Г+ «Гиперпротекция» (р = -0,237, уровень значимости 0,039), У+ «Потворствование» (р = -0,293, уровень значимости 0,010), Т- «Недостаточность требований-обзан-ностей ребенка» (р = -0,328, уровень значимости 0,004), С- «Минимальность санкций» (р = -0,234, уровень значимости 0,042), ФУ «Фобия утраты ребенка» (р = -0,297, уровень значимости 0,009), НРЧ «Неразвитость родительских чувств»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017

Для цитирования: Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважния к родителям в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. -№1(25). - С. 87-92. doi: 10.11621/npj.2017.0111

Отсутствие непоследовательности в родительском воспитании и родительское участие (как соотношение контроля, поддержки, удовлетворения потребностей материальных и социальных, санкций) также способствуют возникновению чувства уважения по отношению к родителям

(р = -0,226, уровень значимости 0,050). Все полученные связи обратные, то есть родители, которые проявляют гиперпротекцию, предъявляют недостаточное количество требований к детям, практически не вводят санкций, обладают фобией утраты ребенка и отличаются неразвитостью родительских чувств, вызывают у подростков меньшее чувство уважения.

Предписанное уважительное поведение значимо не связано ни с одной из шкал методики «Анализ семейных взаимоотношений».

Обсуждение результатов

Проведенное эмпирическое исследование было направлено на выявление связи характера родительского воспитания с уважительным отношением со стороны подростка. Собранный в ходе исследования материал позволил увидеть достаточно позитивную картину. Уважение к родителям в исследуемой выборке оказалось достаточно частым явлением. Мы получили свидетельства того, что подростки не только почтительно ведут себя по отношению к родителям, но и испытывают к ним чувство уважения. Их поведение основывается не только на социальных требованиях, но и на личном отношении, являет-

ся выражением глубоких эмоциональных связей с родителями.

В то же время, результаты исследования показали, что подростки отличаются характером отношения к родителям (что послужило основанием говорить о высокой дифференцирующей способности созданной методики). Данное обстоятельство позволило проанализировать то, с чем связано наличие или отсутствие уважения к родителям. Наше предположение о том, что в качестве важнейшего условия уважения подростками родителей может выступать стиль семейного воспитания, нашло свое подтверждение. Нам удалось получить непротиворечивые свидетельства этому как от самих подростков, так и от их родителей. Важнейшим условием уважения родителей является их включенность в жизнь ребенка, участие и поддержка. Полученные данные позволяют говорить о том, что подростки осознают и адекватно оценивают участие родителей в их жизни. Большую роль в выработке уважительного отношения к родителям имеют и применяемые ими средства воспитания, например, особенности санкций. Полученные данные согласуются с клиническими наблюдениями психологической практики и могут служить надежным основанием гармонизации детско-родительских отношений.

Выводы

1. Большинство подростков испытывают чувство уважения к своим родителям, а также проявляют предписанное уважительное поведение по отношению к ним.

2. Особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувства уважения к родителям, чем на предписанное уважительное поведение.

3. Позитивный интерес, близкие отношения с детьми и отсутствие враждебности у родителя выступают в качестве условий становления чувства уважения и предписанного уважительного поведения. Отсутствие непоследовательности в родительском воспитании и родительское участие (как соотношение контроля, поддержки, удовлетворения потребностей материальных и социальных, санкций) также способствуют возникновению чувства уважения по отношению к родителям.

4. Родители, которые проявляют гиперпротекцию, предъявляют недостаточное количество требований к детям, практически не вводят санкций, обладают фобией утраты ребенка и отличаются неразвитостью родительских чувств, вызывают у подростков меньшее чувство уважения. Предписанное уважительное поведение значимо не связано ни с одним из изученных параметров семейных взаимоотношений.

Литература:

Вассерман Л.И. Горьковая И.А. Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Речь, 2004.

Вербицкий А.А. Воспитание (психологический аспект) // Психология развития : словарь / под ред. А.Л. Венгера. - Москва : ПЕР СЭ, 2006. Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек : кросс-культурный аспект // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4(16). - С. 52-63. doi: 10.11621/npj.2014.0406

Захарова Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового в условиях позднего материнства [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 6. - № 4. : [сайт]. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Zakharova.phtml (дата обращения: 01.12.2016).

Капустин С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 119-129. doi: 10.11621/npj.2015.0412

Коновалова А.М. Семантика понятий «уважение» и «уважение к родителям» у детей и взрослых [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. - Т. 10. - № 51. : [сайт]. URL:: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n51/1383-konovalova51.html (дата обращения: 22.02.2017).

Коновалова А.М. Семейное воспитание как источник развития чувства уважения подростков к родителям // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс]. - Москва : МАКС Пресс, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

Для цитирования: Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважния к родителям в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. -№1(25). - С. 87-92. doi: 10.11621/npj.2017.0111

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017

Национальный психологический журнал № 1(25) 2017 [ Возрастная и семейная психология ]

National Psychological Journal 2017, no. 1

http://npsyj.ru

Коновалова А.М., Захарова Е.И. Условия становления чувства уважения подростков к родителям // Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи : материалы II Междунар. науч. конф., г. Минск, 24-25 нояб. 2011 г. / редкол. Л.А. Пергаменщик (отв. ред.), О.А. Карабанова, С.С. Гончарова и др. - Минск : БГПУ, 2011. - С. 142-145.

Локк Дж. Сочинения. В 3 тт. Т. 3. - Москва : Мысль, 1988.

Маслоу А. Мотивация и личность. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999.

Молчанов С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2014. -№ 4(16). - С. 42-51. doi: 10.11621/npj.2014.0405

Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4(16). - С. 34-41. doi: 10.11621/npj.2014.0404

Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 105-110. doi: 10.11621/npj.2015.0410

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - Санкт-Петербург, 1999.

Cranor C. Toward a theory of respect for persons // American philosophical quarterly. - 1975. - Vol. 12, N 4. - P. 309-319.

Darwall S. Two kinds of respect // Ethics. - 1977. - Vol. 88, N 1. - P. 36-49. doi:10.1086/292054

Frei J.R., Shaver P.R. Respect in close relationships: Prototype definition, self-report assessment, and initial correlates // Personal relationships. - 2002. -9(2). - P. 121-139.

Havighurst R.J. Developmental tasks and education. Third edition. -N.Y. : David McKay Company, Inc., 1974. doi: 10.1111/1475-6811.00008 Langdon S.W. Conceptualizations of respect: Qualitative and quantitative evidence of four (five) themes // The journal of psychology. - 2007. - 141(5). -P. 469-484. doi: 10.3200/JRLP.141.5.469-484

Simon B., Stürmer S. In search of the active ingredient of respect: A closer look at the role of acceptance // European journal of social psychology. - 2005. - 35(6). - P. 809-818.

References:

Cranor, C. (1975) Toward a theory of respect for persons. American philosophical quarterly. Vol. 12, 4, 309-319. Darwall, S. (1977) Two kinds of respect. Ethics. Vol. 88, 1, 36-49. doi:10.1086/292054

Dzukaeva, V.P., & Sadovnikova, T.Yu. (2014) The role of mother and father in the development of individuation of young men and women: a cross-cultural dimension. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal]. 4 (16), 52-63. doi: 10.11621/npj.2014.0406

Eidemiller, E.G., & Yustitskis, V.V. (1999) Psychology and Psychotherapy of the family. SPb.

Frei, J.R., & Shaver P.R. (2002) Respect in close relationships: Prototype definition, self-report assessment, and initial correlates. Personal relationships. 9(2), 121-139. doi: 10.1111/1475-6811.00008

Havighurst, R.J. (1974) Developmental tasks and education. Third edition. N.Y.: David McKay Company, Inc.

Kapustin, S.A. (2015) Balanced parenting style and its impact on the development of children's personality. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal]. 4 (20), 119-129. doi: 10.11621/npj.2015.0412

Konovalova, A.M. (2017) The semantics of concepts of «respect» and «respect for parents» in adolescents and adults. [Psikhologiceskie issledovaniya].

Vol. 10 (51). Retrieved from: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n51/1383-konovalova51.html (reference date 01/12/2016).

Konovalova, A.M. (2010) Family education as a source of feelings of respect to parents in adolescents. [Computer file] [Sbornik tezisov 17oy

Mezhdunarodnoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchyonykh «Lomonosov»]. Computer data. Moscow. 1 CD-ROM.

Konovalova, A.M., & Zakharova, E.I. (2011) Conditions of developing respect for parents in adolescents. [Pkhologiya i zhizn': Psikhologicheskie

problemy sovremennoy semi: materialy 2oy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, g. Minsk, 24-25 noyabrya 2011 g. Belorusskiy gosudarstevnny

pefagogicheskiy universitet imeni M. Tanka]. Eds. L.A. Pergamenshchikov, O.A. Karabanova, & S.S. Goncharova et al. Minsk, BGPU, 142-145.

Langdon, S.W. (2007) Conceptualizations of respect: Qualitative and quantitative evidence of four (five) themes. The journal of psychology. 141(5),

469-484. doi: 10.3200/JRLP.141.5.469-484

Locke J. (1988) Works in three volumes. Vol. 3. Moscow, Mysl.

Maslow, A. (1999) Motivation and Personality. SPb., Evrazia.

Molchanov, S.V. (2014) Conditions and factors of solving moral dilemmas in adolescence. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal]. 4 (16), 42-51. doi: 10.11621/npj.2014.0405

Poskrebysheva, N.N., & Karabanova, O.A. (2014) A study of adolescent personal autonomy in the context of the social development situation. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal]. 4 (16), 34-41. doi: 10.11621/npj.2014.0404

Rean, A.A. (2015) Risk Factors of deviant behaviour: family context. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal]. 4 (20), 105-110. doi: 10.11621/npj.2015.0410

Simon B., Stürmer S. (2005) In search of the active ingredient of respect: A closer look at the role of acceptance // European journal of social psychology. 35(6), 809-818.

Vasserman, L.I., Gorkova, I.A., & Romitsyna, E.E. (2004) Parents in the eyes of adolescents: psychological diagnosis in the medical and educational practice: manual. SPb., Rech'.

Verbitsky, A.A. (2006) Education (psychological aspect). [Psikhologiya razvitiya. Slovar']. Ed. A.L. Wenger. Moscow, PER SE. Zakharova, E.I. (2014) Features of the parent-child relationship with the children of adolescent mothers in conditions of late motherhood. [Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru]. Vol. 6, 4, 182-193.

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2017 © Russian Psychological Society, 2017

Для цитирования: Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважния к родителям в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2017. -№1(25). - С. 87-92. doi: 10.11621/npj.2017.0111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.