Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
705
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛИ / ПОДРОСТКИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна, Прокофьева Юлия Викторовна

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление психологических механизмов формирования осознанного отношения к родителям у подростков. Актуальность исследования определяется наличием противоречий между стремлением приобщения подростка к миру взрослых и отсутствием четких представлений о родителях как образцах взрослости; между необходимостью осознанного отношения подростков к родителям и отсутствием научно обоснованных методов его формирования. Теоретический анализ проблемы позволил дать определение понятия «отношение к родителям», определить его структуру, типы. В констатирующем эксперименте (N=50) были выявлены уровни компонентов отношения к родителям у подростков посредством методик: опросник «Уважение к родителям» (А. М. Коновалова), проективное сочинение «Мои родители» (А. М. Коновалова), методика ADOR «Подростки о родителях» (автор Е. Шафер, в адаптации Л. И. Вассермана), опросник «Определение социально-психологической дистанции (СПД)» (автор С. В. Духновский). Полученные результаты дали возможность разработать программу «Я и мои родители» и апробировать ее в экспериментальной группе (N=11). В процессе апробации были выявлены психологические механизмы формирования отношения к родителям: идентификация с родителем, рефлексия, эмпатия, сообщение информации, внушение надежды, корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы, интерперсональное влияние. Нами выявлены этапы формирующей работы: актуализация знаний подростков о себе и родителях; осознание наличия личных границ ребенка и родителей; осознание необходимости воспитательных воздействий родителями; осознание эмоционального принятия родителей, любви к родителям; выработка готовности к конструктивному взаимодействию с родителями. Контрольный эксперимент показал наличие статистически значимых сдвигов в экспериментальной группе (критерий Стьюдента). Разработанная программа может быть использована в психологической работе с подростками, имеющими неустойчивое или негативное отношение к родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна, Прокофьева Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CONSCIOUS ATTITUDE OF ADOLESCENTS TOWARDS THEIR PARENTS

The article presents the results of an experimental study. It is aimed at identifying the psychological mechanisms for the formation of a conscious attitude towards parents in adolescents. There are contradictions between the desire of a teenager to join the world of adults and the lack of knowledge about parents as models of adulthood. There is a contradiction between the need for adolescents to relate to their parents and the lack of evidence-based methods for its formation. Theoretical analysis of the problem made it possible to define the concept of “attitude towards parents”. It became possible to distinguish its structure, types. In the ascertaining experiment (N=50), the levels of the components of attitude towards parents in adolescents were revealed. We used the following methods: Questionnaire “Respect for parents” (A. M. Konovalova), projective essay “My parents” (A. M. Konovalova), ADOR method “Adolescents about parents” (author E. Shafer, adapted by L. I. Vasserman), the questionnaire “Determination of the socio-psychological distance (SPD)” (author S. V. Dukhnovsky). We have developed and tested the program “Me and my parents” in the experimental group (N=11). We have identified psychological mechanisms for the formation of attitudes towards parents: identification with a parent, reflection, empathy, communication of information, instillation of hope, recapitulation of the primary family group, interpersonal influence. We have identified the stages of formative work: the development of adolescents' knowledge about themselves and their parents; awareness of the personal boundaries of the child and parents; awareness of parenting; awareness of emotional acceptance of parents, love; development of readiness for constructive interaction with parents. The control experiment showed the presence of danimics in the experimental group (Student’s criterion). This program can be used in psychological work with teenagers who have an unstable or negative attitude towards their parents.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ»

УДК 37.018.1

ББК Ч490.2 ГРНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07 (5.3.4)

Шерешкова Елена Андреевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, Россия, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3; e-mail: [email protected]

Прокофьева Юлия Викторовна,

магистрант, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, Россия, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3; e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семейное воспитание; родители; подростки; детско-родительские отношения; психологические механизмы; формирование осознанного отношения.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление психологических механизмов формирования осознанного отношения к родителям у подростков. Актуальность исследования определяется наличием противоречий между стремлением приобщения подростка к миру взрослых и отсутствием четких представлений о родителях как образцах взрослости; между необходимостью осознанного отношения подростков к родителям и отсутствием научно обоснованных методов его формирования. Теоретический анализ проблемы позволил дать определение понятия «отношение к родителям», определить его структуру, типы. В констатирующем эксперименте (N=50) были выявлены уровни компонентов отношения к родителям у подростков посредством методик: опросник «Уважение к родителям» (А. М. Коновалова), проективное сочинение «Мои родители» (А. М. Коновалова), методика ADOR «Подростки о родителях» (автор Е. Шафер, в адаптации Л. И. Вассермана), опросник «Определение социально-психологической дистанции (СПД)» (автор С. В. Духновский). Полученные результаты дали возможность разработать программу «Я и мои родители» и апробировать ее в экспериментальной группе (N=11). В процессе апробации были выявлены психологические механизмы формирования отношения к родителям: идентификация с родителем, рефлексия, эмпатия, сообщение информации, внушение надежды, корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы, интерперсональное влияние. Нами выявлены этапы формирующей работы: актуализация знаний подростков о себе и родителях; осознание наличия личных границ ребенка и родителей; осознание необходимости воспитательных воздействий родителями; осознание эмоционального принятия родителей, любви к родителям; выработка готовности к конструктивному взаимодействию с родителями. Контрольный эксперимент показал наличие статистически значимых сдвигов в экспериментальной группе (критерий Стьюдента). Разработанная программа может быть использована в психологической работе с подростками, имеющими неустойчивое или негативное отношение к родителям.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шерешкова, Е. А. Формирование осознанного отношения подростков к своим родителям / Е. А. Шерешкова, Ю. В. Прокофьева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 2. - С. 151-161.

Shereshkova Elena Andreevna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Sha-drinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia

Prokofieva Yulia Viktorovna,

Master's Degree Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia

FORMATION OF A CONSCIOUS ATTITUDE OF ADOLESCENTS TOWARDS THEIR PARENTS

KEYWORDS: family education; parents; teenagers; child-parent relationship; psychological mechanisms; the formation of a conscious attitude.

ABSTRACT. The article presents the results of an experimental study. It is aimed at identifying the psychological mechanisms for the formation of a conscious attitude towards parents in adolescents. There are contradictions between the desire of a teenager to join the world of adults and the lack of knowledge about parents as models of adulthood. There is a contradiction between the need for adolescents to relate to their parents and the lack of evidence-based methods for its formation. Theoretical analysis of the problem made it possible to define the concept of "attitude towards parents". It became possible to distinguish its structure, types. In the ascertaining experiment (N=50), the levels of the components of attitude towards parents in adolescents were revealed. We used the following methods: Questionnaire "Respect for parents" (A. M. Konovalova), projective essay "My parents" (A. M. Konovalova), ADOR method "Adolescents about parents" (author E. Shafer, adapted by L. I. Vasserman), the questionnaire "Determination of the socio-psychological distance (SPD)" (author S. V. Dukhnovsky). We have developed and tested the program "Me and my parents" in the experimental group (N=11). We have identified psychological mechanisms for the formation of attitudes towards parents: identification with a parent, reflection, empathy, communication of information, instillation of hope, recapitulation of the primary family group, interpersonal influence. We have identified the stages of formative work: the development of adolescents' knowledge about themselves

© Шерешкова Е. А., Прокофьева Ю. В., 2022

and their parents; awareness of the personal boundaries of the child and parents; awareness of parenting; awareness of emotional acceptance of parents, love; development of readiness for constructive interaction with parents. The control experiment showed the presence of danimics in the experimental group (Student's criterion). This program can be used in psychological work with teenagers who have an unstable or negative attitude towards their parents.

FOR CITATION: Shereshkova, E. A., Prokofieva, Yu. V. (2022). Formation of a Conscious Attitude of Adolescents Towards Their Parents. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 151-161.

Проблема детско-родительских отношений на современном этапе развития психологической науки и практики остается неизменно острой. В эпоху роста социальной напряженности в обществе, обусловленной экономическим, духовно-нравственным кризисом, все больше проявляется разобщенность детско-родительских отношений. Мир взрослых все более отрывается от мира детей. Дети имеют смутное представление о жизни взрослых, что мешает им сформировать, с одной стороны, свое отношение к ним, а с другой - отношение к самим себе.

Большое количество исследований как зарубежных, так и отечественных авторов посвящено проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. В зарубежной психологии особенности и специфика детско-родительских отношений рассматривались в работах З. Фрейда, Э. Эриксона, Э. Берна, Дж. Уотсона, А. Бандуры, Т. Гордона, К. Роджерса и других. В отечественной психологии проблемами в сфере детско-родительских отношений занимались А. И. Захарова, Д. И. Исаева, И. М. Марковская, Л. И. Вас-серман, Е. О. Смирнова, О. А. Карабанова, Н. М. Швалева, А. Я. Варга, А. М. Коновалова и другие.

Отношения подростков к своим родителям изучали Л. В. Оконечникова, О. Л. Кара-банова, Н. П. Поскребышева, Л. Ф. Фомичева, С. А. Водяха, Е. С. Дадакина, О. Н. Истратова, А. И. Кошель, В. В. Рябухина, А. М. Коновалова, А. А. Козина, Е. В. Филиппова.

Л. Ф. Фомичева выявила затруднения подростков в описании своих родителей (схематизм, стереотипность, формальность). Они использовали одни и те же слова, определения, сюжеты при описании матери и отца в различных обстоятельствах. У подростков отсутствуют конкретные знания о родителях, что препятствует выработке у них осознанного отношения к ним. Чуть более половины подростков выразили удовлетворенность своими отношениями с матерями, а другая часть расценивают свои отношения с матерями как конфликтные и эмоционально отстраненные. Эмоционально близкие отношения с отцом имеют около трети подростков, а остальные испытывают недостаток эмоционального общения с отцами и неудовлетворены такой ситуацией [14].

Л. В. Оконечникова также изучала восприятие подростками родителей и их удо-

влетворенность отношениями с ними. Автором выявлены различия в восприятии образов отца и матери у подростков. Так, при описании отца часто используют отрицательные прилагательные: «властный, замкнутый», а образ матери оценивают как творческую личность. Сравнивая себя с родителями, подростки чаще находят сходство с матерью, чем с отцом. При этом большинство детей не стремятся быть похожими на родителей. В целом же подростки менее удовлетворены отношениями с родителями, чем родители с ними [11].

О. Л. Карабанова, Н. П. Поскребышева выявили, что подростки в целом положительно оценивают свои отношения с родителями. Они указывали на доброжелательность и заинтересованность со стороны родителей, высокую степень эмоциональной близости с ними (особенно с матерью), готовность делиться самым сокровенным и важным. Подростки отзывались о родителях как о «теплых» и сопереживающих, указывали на принятие родителями их личностных качеств и поведения, подчеркивая, что рассчитывают на поддержку и принятие родителей. Средние показатели по выборке свидетельствуют о субъективной удовлетворенности подростков уровнем контроля и требовательности со стороны родителей [6].

М. В. Ермолаева, О. В. Смирнова эмпирическим путем выявили, что большая часть подростков оценивают воспитательные воздействия родителей как последовательные, отмечают согласие в отношениях с родителями, принятие с их стороны, их склонность к сотрудничеству и взаимодействию в отношениях с подростками, наличие контроля, высокую требовательность и строгость со стороны родителей [4]. К подобным выводам пришли и С. А. Водяха, Е. С. Дадакина [2].

Согласно результатам исследования А. М. Коноваловой, важными условиями уважения к родителю как показателя отношения у подростка являются его включенность в жизнь ребенка, позитивный интерес и эмоциональное принятие, близкие и доверительные отношения с детьми, родительское участие и поддержка, адекватный уровень требований и санкций. С наибольшим уважением подростки относятся к тем родителям, чье воспитание они воспринимают как гармоничное, без проявления

враждебности, гиперпротекции, потворствования и непоследовательности; а с наименьшим - к тем родителям, чье воспитание воспринимают как конфликтное [8].

Специфика отношений с родителями определяет психологическое благополучие подростков. Так, О. Н. Истратова, А. И. Кошель, В. В. Рябухина пришли к заключению, что подростки, находящиеся в зависимых отношениях от родителей, склонны подчиняться своим сверстникам, некритично усваивать их мнения и взгляды для того, чтобы достичь популярности в их среде. В дальнейшем несамостоятельные подростки с большей вероятностью вовлекаются сверстниками в различные виды девиантной активности [5]. Подростки, включенные в теплые эмоциональные отношения заботы и поддержки, склонны к принятию независимых решений и самовыражению, проявляют большую психологическую зрелость, школьную компетентность, субъективно ощущают большее благополучие и уверенность в себе, менее склонны к депрессии и девиантному поведению. Поддерживающие детско-родительские отношения способствуют развитию автономии, которая, в свою очередь, создает фундамент для высокой самооценки, уверенности в себе, хорошей академической успеваемости. А. А. Козина, Е. В. Филиппова установили, что виктимность подростков связана с характером восприятия противоречивых детско-родительских отношений (строгость матери и отвержение ею ребенка, несогласие матери в различных ситуациях с подростком, эмоциональная дистанция и непоследовательность отца в воспитании, неудовлетворенность подростка своим положением в семье и отношениями с родителями в целом) [7].

Исследование психологических защит подростков в отношениях с родителями Н. В. Кухтовой, В. С. Понкратенко показало, что при расширении сферы родительских чувств подростки чаще выбирают такие защитные механизмы, как: вытеснение, регрессия, замещение, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация. При гиперпротекции наблюдается отрицание, при потворствовании - отрицание, компенсация и гиперкомпенсация, при чрезмерности требований-запретов и санкций - вытеснение, при воспитательной неуверенности родителей - проекция, а при фобии утраты ребенка - замещение [9].

Ф. Райс указывает, что родители могут восприниматься подростком как:

1. Источник поддержки и благоприятного эмоционального фона. Именно родители могут обеспечить подростку чувство безопасности, поддерживая его, так как подросток характеризуется неустойчивой

самооценкой и высокой ранимостью.

2. Источник удовлетворений потребностей подростка. От родителей зависят материальное обеспечение, наказание или поощрение, осуществление других жизненных благ.

3. Образец для подражания. Роль родителей в подростковом возрасте ослабевает, поступки родителей оцениваются подростком очень критично, но тем не менее они хотят видеть своих родителей как людей, которыми они могли бы гордиться.

4. Источник поддержки в становлении самостоятельности. Родители могут выступать как источник жизненного опыта для подростка в связи с расширением круга социальных связей и общения. Подростки могут остро нуждаться в поддержке со стороны родителей при становлении собственной самостоятельности [13].

Таким образом, психолого-педагогические исследования проблемы отношения подростков к родителям показывают разные результаты: в одних исследованиях выявлено положительное отношение подростков к родителям, а в других - высокий процент подростков с отрицательным или противоречивым отношением. Такие различия в результатах могут быть обусловлены разными выборками подростков. Тем не менее исследования убедительно доказывают, что подростки, родители которых используют дисгармоничное воспитание, относятся к ним отрицательно и имеют недифференцированный, уплощенный образ матери и отца, используют различные психологические защиты. Отрицательные отношения с родителями могут стать причиной виктимности подростков.

Отношение подростков к родителям -это система связей подростка с родителями, которая определяет направленность чувств и поведения по отношению к ним.

Опираясь на структуру детско-родительских отношений [1], можно выделить компоненты отношения подростков к родителям: когнитивный (представления о родителях, оценка их воспитательных стратегий), эмоциональный (близость - отдаленность, симпатия - антипатия, уважение -презрение), поведенческий (автономия, дистанция).

На основе анализа психолого-педагогической литературы опишем типы отношения подростков к родителям:

1. Положительное отношение предполагает устойчивые представления о родителях, уважение и доверие к ним, оценку воспитания как гармоничного, высокую степень доверия к партнеру, готовность передавать, получать и хранить информацию, стремление устанавливать близкие чувственные, довери-

тельные отношения, стремление проводить вместе время.

2. Неустойчивое отношение предполагает неустойчивые представления о родителях, предписанное уважение к ним, оценку воспитания как гармоничного с эпизодами непоследовательности и гиперопеки, сред-ную степень доверия, редкую готовность передавать, получать и хранить информацию, ситуативное стремление устанавливать близкие чувственные, доверительные отношения, редкое стремление проводить вместе время.

3. Отрицательное отношение предполагает отсутствие представлений о родителях, неуважение к ним, оценку воспитания как конфликтного или потворствующего, среднюю степень доверия, неготовность передавать, получать и хранить информацию, отсутствие стремления устанавливать близкие чувственные, доверительные отношения, отсутствие стремления проводить вместе время.

Отношение подростков к родителям формируется в процессе детского онтогенеза и детерминировано полом (С. А. Водяха, Е. С. Дадакина), типом привязанности (М. В. Яремчук), автономией подростка (МсЕШапеу et а1.), самоотношением и образом Я, наличием родительской депривации (А. К. Рубченко), стилем воспитания, отношением родителей, их вовлеченностью в жизнь подростка, педагогической и психологической грамотностью родителей (А. М. Коновалова).

Отношение по В. Н. Мясищеву - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень силы эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения являются движущей силой личности и проявляются на уровне когниций, эмоций и поведения [10]. Осознание своего субъективного отношения - это процесс перехода в зону сознания своих знаний, чувств и намерений по отношению к объекту. Условиями становления положительного субъективного отношения к другому субъекту являются возникновение аттракции, осознание сходства между собой и ним и наличие ролевого соответствия [3]. Признаками осознанных отношений являются: установление психологических границ с субъектом, свободный контакт с ним, уважение к различиям, открытое выражение своих чувств и мыслей, понимание препятствий в процессе развития отношений, способность получать поддержку и давать ее, интерес к чувствам и взглядам другого.

Исследования показали, что в подростковом возрасте роль родителей не снижается, а приобретает новое значение. Подростки в целом положительно относятся к роди-

телям, но мало знают об их «взрослой» жизни. Чрезмерная забота, семейные конфликты, раздражительность, подавление воли будут способствовать формированию негативного отношения подростка к родителю. Однако отсутствуют исследования процесса формирования отношения подростков к родителям.

Противоречие: между стремлением приобщения подростка к миру взрослых и отсутствием четких представлений о родителях как образцах взрослости; между необходимостью осознанного отношения подростков к родителям и отсутствием научно обоснованных методов его формирования.

Цель исследования: выявление влияния психологических механизмов (внутренних и внешних) развития личности на отношение подростков к родителям.

Гипотеза исследования: отношение подростков к родителям будет положительным, если актуализировать психологические механизмы развития их личности.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологические основы: теория Д. Б. Эльконина о роли и значении ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка; представления о психологической сущности и компонентах детско-родительских отношений (А. Я. Варга, Е. О. Смирнова, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юс-тицкис и др.), характеризующие их как сложное многомерное образование; концепция уважения к родителям А. М. Коноваловой; концепция отношения В. Н. Мя-сищева; субъектный подход (А. В. Брушлин-ский, А. К. Осницкий), теоретические положения по арт-терапии, сказкотерапии, семейной игровой терапии (Л. А. Абрамян, М. Р. Битянова, И. В. Вачков, И. В. Добряков, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. И. Ко-пытин, И. М. Никольская и др.) как средствах профилактики и коррекции различных нарушений.

Метод исследования: констатирующий эксперимент с использованием методик «Уважение к родителям» (А. М. Коновалова), проективное сочинение «Мои родители» (А. М. Коновалова), методики ADOR «Подростки о родителях» (автор Е. Шафер, в адаптации Л. И. Вассермана), опросника «Определение социально-психологической дистанции (СПД)» (автор С. В. Духновский); формирующий эксперимент с контрольной группой.

Результаты исследования. На первом этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, цель которого -выявление уровней компонентов отношения подростков к родителям. Выборка составила 50 человек в возрасте от 14 до 16 лет.

Результаты констатирующего экспери-

мента дали возможность описать уровневую характеристику компонентов отношения к родителям и распределить подростков по

56%

уровням компонентов. Результаты распределения подростков представлены на рисунке.

42%

44%

40%

30%

20%

10%

0% -

когнитивный компонент эмоциональный компонент когнитивный компонент ■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рис. Распределение подростков по уровням компонентов отношения подростков к родителям, чел.

Из рисунка видно, что седьмая часть подростков владеют знаниями о родителях, высоко оценивают их участие в своей жизни, доверительность отношений, социальную успешность родителей, а также их личность в целом. Они удовлетворены количеством времени, проводимым с родителями, и способностью понимать их, полагая, что их материальные потребности удовлетворены. Они высоко оценивают воспитательные тактики родителей, считают, что родители проявляют к ним положительный интерес, доброжелательны, не директивны, последовательны. Они чувствуют, что родители воспринимают их как личность, проявляют к ним теплые чувства и высокую заинтересованность. Чуть более половины подростков владеют некоторыми знаниями о родителях, в целом положительно оценивают их участие в своей жизни, доверительность отношений, социальную успешность родителей, а также их личность в целом. Эти подростки не в полной мере удовлетворены количеством времени, проводимым с родителями, и способностью понимать их. Они полагают, что их материальные потребности удовлетворены, положительно оценивают воспитательные тактики родителей. Считают, что родители проявляют к ним положительный интерес, они в целом доброжелательны, не директивны, последовательны. Подростки чувствуют, что родители воспринимают их как личность, проявляют к ним теплые чувства и заинтересованность. Треть подростков не владеют знаниями о родителях, отрицательно оценивают их уча-

стие в своей жизни, доверительность отношений, социальную успешность родителей, а также их личность в целом. Подростки не удовлетворены количеством времени, проводимым с родителями, и способностью понимать их. Они полагают, что их материальные потребности не удовлетворены. Эти подростки отрицательно оценивают воспитательные тактики родителей. Считают, что родители не проявляют к ним положительный интерес, они враждебны, директивны, непоследовательны.

Треть подростков испытывают устойчивое уважение к родителям, высокое эмоциональное принятие и любовь, около двух пятых подростков испытывают предписанное уважение к родителям, в целом эмоционально их принимают и любят, чуть менее трети испытывают предписанное уважение к родителям, не принимают их и не любят.

Около двух пятых подростков стремятся понять и принять установки, мотивы, цели, личностные характеристики родителей, устанавливать с ними близкие чувственные, доверительные отношения. У подростков высокая степень доверия к родителям, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость. Они стремятся проводить время вместе с родителями. Длительное совместное времяпровождение не доставляет напряжения, не приводит к учащению конфликтности в отношениях. Седьмая часть подростков в большинстве случаев стремятся понять и принять установки, мотивы, цели, личностные характе-

ристики родителей, устанавливать с ними доверительные отношения. У подростков этой группы средняя степень доверия к родителям, готовность передавать, получать некоторую информацию, сведения, представляющие личностную значимость. Они готовы проводить некоторое время вместе с родителями. Длительное совместное времяпровождение не доставляет напряжения, но может приводить к учащению конфликтности в отношениях. Чуть меньше двух пятых подростков не стремятся понять и принять установки, мотивы, цели, личностные характеристики родителей, не хотят устанавливать с ними близкие чувственные, доверительные отношения. У них низкая степень доверия к родителям, они не готовы передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость. Эти подростки не стремятся проводить вместе с родителями время. Длительное совместное времяпровождение вызывает напряжение, приводит к учащению конфликтности в отношениях.

Таким образом, нами выявлена значительная часть подростков (42%), имеющих низкий уровень поведенческого компонента, и часть подростков с низким уровнем когнитивного (30%), эмоционального компонентов (28%). Полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости психолого-педагогической работы по формированию осознанного отношения к родителям у подростков.

По результатам констатирующего эксперимента нами была разработана программа формирования осознанного отношения подростков к родителям «Я и мои родители».

Целью программы является формирование осознанного отношения подростков к родителям.

Задачи программы:

- расширить знания подростков о родителях и о себе (знания о достоинствах родителя, роде деятельности, вкусах и увлечениях);

- способствовать формированию осознанной оценки воспитательных тактик родителя;

- сформировать осознанное эмоциональное принятие родителя;

- способствовать осознанию любви к родителю;

- способствовать стремлению подростков к общению и взаимодействию с родителями.

Принципы, лежащие в основе программы:

- Принцип системности профилактических и развивающих задач. Программа предполагает ряд мероприятий, направ-

ленных, с одной стороны, на осознание своего отношения к родителям, на актуализацию стремления взаимодействовать с ними, а с другой стороны, на профилактику дет-ско-родительских конфликтов.

- Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи формирования осознанного отношения подростков к родителям поставлены на основе глубокой диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

- Деятельностный принцип предполагает формирование отношений в активной деятельности (в частности, в тренинговой работе), в процессе взаимодействия подростков между собой и с родителями.

- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростков. Программа формирования осознанного отношения подростков к родителям построена с учетом основных закономерностей психического развития подростков. Учет индивидуальных психологических особенностей подростков реализуется также благодаря опоре на результаты первичной диагностики.

- Принцип комплексности методов психологического воздействия. Программа предполагает использование многообразия приемов и техник гештальт-терапии, арт-терапии, сказкотерапии, беседы и др., способствующих формированию компонентов осознанного отношения подростков к родителям.

- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Программа формирования осознанного отношения подростков к родителям предполагает привлечение родителей к участию в коррекционной программе.

- Учет эмоциональной сложности материала. Программа предполагает применение методов, приемов и техник, которые создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции.

- Принцип сотрудничества. Программа предполагает использование методов организации коллективной деятельности с целью повышения уровня компонентов осознанного отношения подростков к родителям.

Программа включает в себя следующие направления работы:

1. Диагностическое - исследование особенностей отношения подростков к родителям.

2. Формирующее - проведение программы формирования осознанного отношения к родителям.

Этапы формирования:

1) актуализация знаний подростков о

себе и родителях;

2) осознание наличия личных границ ребенка и родителей;

3) осознание необходимости воспитательных воздействий родителями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) осознание эмоционального принятия родителей, любви к родителям;

5) выработка готовности к конструктивному взаимодействию с родителями;

6) выработка навыков сотрудничества с родителями у подростков.

3. Контрольное - повторная диагностика особенностей отношения подростков к родителям.

Методы групповой работы:

- Приемы и техники гештальт-терапии: работа с проекциями, интроектами, де-флексией, слиянием подростков («Я и родитель», «Я как мама, я как папа», «Добрый-злой родитель», «Игра без правил», «Идеальная мама», «Родители должны...», «Мамины чувства», «Папина любовь», «Похвастайся мамой (папой)»).

- Приемы и техники арт-терапии способствуют продвижению подростков в процессе осознания эмоций и чувств по отношению к родителям, отреагированию отрицательных эмоций, вызванных действиями родителей («Семейное дерево», «Мои границы и границы родителей», «Семейный альбом», «Коллаж семьи», «Спектр вторжения», «Обида на родителей»).

- Беседа способствует привлечению подростка к групповой работе, выявлению особенностей взаимоотношений его с родителем (беседа «Отношения детей и родителей», беседа «Как правильно воспитывать ребенка?»).

- Приемы и техники сказкотерапии дают возможность подростку подойти к осознанию возможностей преодоления трудностей в отношениях с родителями («Сказка об идеальном взаимопонимании»,

В экспериментальной группе 2 человека имеют средний уровень когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, 7 человек - низкий уровень всех компонентов, 1 человек - средний уровень когнитивного и эмоционального, низкий -поведенческого, 1 человек - низкий - когнитивного и поведенческого и средний -эмоционального. В контрольной группе 3 человека имеют средний уровень всех

«Сказка о тройке», «Три сына»).

- Дискуссионные методы предполагают обмен идеями, мнениями, суждениями об отношениях с родителями, выбор стратегий поведения в отношениях с родителями («Границы в отношениях», «Родительский контроль», «Права и обязанности», «Право выбора: реальность или иллюзия).

- Ролевая игра позволит подростку понять и принять себя, научиться справляться с трудностями, в частности в детско-родительских отношениях («Поиграй со мной», «Ежик», «Когда границы нарушаются», «Расскажи о своих чувствах родителю», «Как договориться с родителем», «В конфликте с родителем»).

Критерии эффективности программы:

1) повышение знаний подростков о родителях и о себе (знания о достоинствах родителя, роде деятельности, вкусах и увлечениях);

2) осознанная оценка подростком воспитательных тактик родителя;

3) осознанное эмоциональное принятие родителя, уважение к родителю;

4) способность к осознанному выбору поведенческих тактик по отношению к родителям.

Таким образом, программа формирования осознанного отношения подростков к родителям направлена на повышение уровней когнитивного (знания о родителе и о себе, оценка воспитательных тактик родителя), эмоционального (принятие родителя, любовь к родителю) и поведенческого компонентов отношения подростков к родителям. В программе использованы различные методы, техники, приемы, формы психологического воздействия.

Для реализации программы были выбраны подростки со средним и низким уровнями компонентов отношения к родителям (табл. 1).

компонентов, 6 человек - низкий уровень всех компонентов, 1 человек - средний уровень поведенческого и низкий уровень когнитивного и эмоционального.

В экспериментальной группе проводились тренинговые занятия 1 раз в неделю в течение 3 месяцев. В процессе реализации программы нами были актуализированы следующие механизмы: идентификация с родителем, рефлексия, эмпатия, сообщение

Таблица1

Количественный состав экспериментальной и контрольной групп, чел.

Экспериментальная группа Контрольная группа

Компоненты уровни уровни

высокий средний низкий высокий средний низкий

Когнитивный - 3 8 - 3 7

Эмоциональный - 4 7 - 3 7

Поведенческий - 2 9 - 4 6

информации, внушение надежды, корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы, интерперсональное влияние.

Механизмы коррекционного воздействия:

1. Внутренние:

- идентификация - процесс эмоционального и иного самоотождествления подростка с родителями, которое способствует установлению глубокой эмоциональной связи, ощущению причастности, единения с ними. Сознательная идентификация дает возможность «вставать на чужое место» -погружаться в обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию («Я и родитель», «Я как мама, я как папа», «Добрый-злой родитель» «Семейный альбом», «Коллаж семьи»);

- рефлексия - процесс репрезентации психики собственного содержания, процесс осознания чего-либо (дискуссии «Границы в отношениях», «Родительский контроль», «Права и обязанности», «Право выбора: реальность или иллюзия);

- эмпатия - процесс эмоционального отклика личности на переживания другого, который проявляется в понимании партнера, сочувствии и сопереживании, а также активной поддержке и оказании помощи (сказки «Сказка об идеальном взаимопонимании», «Сказка о тройке», «Три сына»; техники «Мамины чувства», «Папина любовь»).

2. Внешние:

- сообщение информации предполагает получение участниками в ходе групповой работы разнообразных сведений об особенностях детско-родительских отношений, взаимодействия внутри семьи, семейного конфликта (беседа «Отношения детей и родителей», беседа «Как правильно воспитывать ребенка?», мини-лекция «Любовь: условная и безусловная», мини-лекция «Я-высказывание»);

- внушение надежды - появление надежды на успех решения проблемы дет-ско-родительских отношений под влиянием улучшения состояния других участников и собственных достижений («Традиции моей семьи», «Коллаж моей семьи», «Как ты поступишь?», «Достойный ответ»);

- корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы - участники обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, из отношений с родителями. Подростки на занятиях обсуждают и проигрывают свои эмоциональные и поведенческие паттерны, меняя их на более конструктивные («Неформальное общение», «Семейные обязанности», «Когда границы нарушаются»);

- интерперсональное влияние - получение новой информации о себе за счет обратной связи от психолога и других членов группы, что приводит к изменению и расширению образа «Я». Возможность возникновения в группе эмоциональных ситуаций, с которыми участники ранее не могли справиться, их вычленение, анализ и проработка («Моя территория», «Что вокруг», «Сказка о тройке», «Спектр вторжения»).

Условия реализации программы:

- активная работа всех членов группы;

- интенсивность формирующих воздействий (занятия проводятся не реже 2 раз в неделю);

- длительность воздействия;

- наличие необходимого материала: листы бумаги, цветные карандаши, письменные принадлежности, МАК;

- проведение занятий в специально организованном пространстве, в благоприятное время и эмоционально положительной обстановке.

Сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной групп до и после формирующих воздействий по компонентам отношения подростков к родителям представлена в таблицах 2-4.

Таблица 2

Результаты повторной диагностики когнитивного компонента отношения подростков к родителям в контрольной и экспериментальной группах до и после проведения формирующего эксперимента, чел.

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

Высокий 0 1 0 3

Средний 3 3 3 7

Низкий 7 6 8 1

По результатам исследования когнитивного компонента отношения подростков к родителям в экспериментальной группе были выявлены значимые изменения по

^критерию Стьюдента (показатель в зоне значимости, tэмп=5,2, р<0,01). В контрольной группе значимых изменений не выявлено (:эмп=0,4).

Таблица 3

Результаты повторной диагностики эмоционального компонента отношения подростков к родителям в контрольной и экспериментальной группах до и после проведения формирующего эксперимента, чел.

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

Высокий 0 0 0 6

Средний 3 3 4 5

Низкий 7 7 7 0

По результатам исследования когнитивного компонента отношения подростков к родителям в экспериментальной группе были выявлены значимые изменения (по-

казатель в зоне значимости, tэмп=6,l, р<0,01). В контрольной группе значимых изменений не выявлено ^эмп=0,3).

Таблица 4

Результаты повторной диагностики поведенческого компонента отношения подростков к родителям в контрольной и экспериментальной группах до и после проведения формирующего эксперимента, чел.

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

Высокий 0 0 0 3

Средний 4 4 2 8

Низкий 6 6 9 0

По результатам исследования когнитивного компонента отношения подростков к родителям в экспериментальной группе были выявлены значимые изменения (показатель в зоне значимости, tэмп=5,2, р<0,01). В контрольной группе значимых изменений не выявлено ^эмп=0,1).

Таким образом, актуализация психологических механизмов развития личности подростков позволила повысить знания подростков о родителях, интерес к ним, осознанность необходимости воспитательных тактик, удовлетворенность ими; осознать подросткам уважение и любовь к родителям; пробудить готовность понимать и принимать установки, мотивы, цели, личностные характеристики родителей, устанавливать с ними близкие, чувственные, доверительные отношения, передавать, получать и хранить информацию, проводить вместе с родителями время, не вступая в конфронтацию.

Выводы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал противоречивые результаты: в одних исследованиях большая часть подростков относится к родителям положительно, в других значительная часть испытывает трудности в восприятии и оценке родителей, что связано с различиями выборок. В нашей выборке (п=50) выявлена значительная часть подростков, имеющих низкий уровень (42%) поведенческого компонента, (30%) - когнитивного, (28%) - эмоционального. Проведенное исследование показало существенные возможности в формировании компо-

нентов осознанного отношения подростков к родителям. Испытуемые экспериментальной группы с осторожностью включались в работу на начальных этапах формирования. Они столкнулись с рядом трудностей: низкий уровень знаний о себе и родителях, страх самораскрытия, социальная неуверенность, низкий уровень коммуникативных навыков, низкий интерес к выполнению упражнений. В процессе групповой работы удалось актуализировать интерес к родителям, к их профессиональной жизни, увлечениям, ценностям. Подростки обсуждали и вырабатывали свое отношение к воспитательным стратегиям родителей, осознали необходимость родительского контроля и свою потребность в общении с родителями, осознали свою любовь и уважение к ним, признали наличие психологических границ в отношениях с родителями. Подростки учились общаться с родителями, обсуждали способы совместного времяпровождения с родителями, учились разрешать противоречия в отношениях с ними. В процессе реализации программы нами были актуализированы следующие механизмы: идентификация с родителем, рефлексия, эмпатия, сообщение информации, внушение надежды, корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы, интерперсональное влияние.

Проведенное исследование позволило по-новому посмотреть на проблему детско-родительских отношений и использовать отношение подростков к родителям как ресурс их оптимизации. Как правило, родители в условиях образовательной среды ак-

тивно вовлекаются в просветительскую деятельность, слушая лектории психолога о принципах семейного воспитания, психологических особенностях детей. При этом сами подростки остаются в стороне как некоторые пассивные объекты воспитательных воздействий. Однако необходимо способствовать развитию детско-родительских от-

ношений как субъект-субъектных, в которых подросток понимает свою собственную роль и ответственность. Результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической, профилактической и коррекционной работе с подростками в условиях образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Варга Анна Яковлевна. - Москва, 1986. - 206 с.

2. Водяха, С. А. Отношение современных подростков к родителям / С. А. Водяха / / Психологическое благополучие современного человека : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. А. Водяха. - Екатеринбург : УрГПУ, 2018. - С. 267-272.

3. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С. В. Духновский. - Санкт-Петербург : Речь, 2009. - 141 с.

4. Ермолаева, М. В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков / М. В. Ермолаева, О. В. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2020. -Т. 25, № 1. - С. 51-62.

5. Истратова, О. Н. Самостоятельность современных старшеклассников в учебной деятельности, отношениях с родителями и сверстниками / О. Н. Истратова, А. И. Кошель, В. В. Рябухина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 7. - С. 68-76.

6. Карабанова, О. А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками / О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2011. - № 2. - С. 36-47.

7. Козина, А. А. Связь виктимности и представления об отношениях с родителями в подростковом возрасте / А. А. Козина, Е. В. Филлипова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017. -Т. 17, № 2. - С. 117-118.

8. Коновалова, А. М. Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : защищена 27.06.2017 / Коновалова Александра Михайловна. -Москва, 2017. - 269 с.

9. Кухтова, Н. В. Психологические защиты детей в отношениях с родителями / Н. В. Кухтова,

B. С. Понкратенко // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 115-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева / под ред. Д. Я. Грибановой. - Псков : Псковский государственный университет, 2018. - С. 247-250.

10. Мясищев, В. Н. Психология отношений : монография / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. -Москва : Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т, 2011. - 356 с.

11. Оконечникова, Л. В. Особенности межличностного восприятия в отношениях между подростками и их родителями / Л. В. Оконечникова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2015. - № 4-2. -

C. 59-63.

12. Прокофьева, Ю. В. Особенности когнитивного компонента отношения к родителям у подростков / Ю. В. Прокофьева, Е. А. Шерешкова // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки : материалы III Всерос. молодеж. науч.-практич. конф. / под ред. М. А. Забоевой. -Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2020. - С. 270-274.

13. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 237 с.

14. Фомичева, Л. Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков / Л. Ф. Фомичева // Психологическая наука и образование. - 2005. - Т. 10, № 3. - С. 26-40.

15. Шерешкова, Е. А. Особенности эмоционально-оценочного компонента отношения к родителям у подростков / Е. А. Шерешкова, Ю. В. Прокофьева // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы : материалы XI Международ. науч.-практич. конф. - Шадринск : Шадринский государственный педагогический университет, 2020. - С. 217-224.

REFERENCES

1. Varga, A. Ya. (1986). Struktura i tipy roditel'skogo otnosheniya [Structure and Types of Parent Relationship]. Dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 206 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vodyakha, S. A. (2018). Otnoshenie sovremennykh podrostkov k roditelyam [Attitude of Modern Teenagers to Parents]. In Vodyakha, S. A. (Ed.). Psikhologicheskoe blagopoluchie sovremennogo cheloveka: materialy mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, UrGPU, pp. 267-272.

3. Dukhnovsky, S. V. (2009). Diagnostika mezhlichnostnykh otnoshenii. Psikhologicheskii praktikum [Diagnostics of Interpersonal Relationships. Psychological Workshop]. Saint Petersburg, Rech'. 141 p.

4. Ermolaeva, M. V., Smirnova, O. V. (2020). Osobennosti roditel'skogo obshcheniya kak faktor psikhologicheskogo blagopoluchiya podrostkov [Features of Parental Communication as a Factor in the Psychological Well-Being of Adolescents]. In Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. No. 1, pp. 51-62.

5. Istratova, O. N., Koshel', A. I., Ryabukhina, V. V. (2013). Samostoyatel'nost' sovremennykh starsheklass-nikov v uchebnoi deyatel'nosti, otnosheniyakh s roditelyami i sverstnikami [Independence of Modern High School Students in Educational Activities, Relationships with Parents and Peers]. In Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. No. 7, pp. 68-76.

6. Karabanova, O. A., Poskrebysheva, N. N. (2011). Razvitie lichnostnoi avtonomii podrostkov v otnosheniyakh s roditelyami i sverstnikami [Development of Personal Autonomy of Adolescents in Relations with Parents and Peers]. In VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya. No. 2, pp. 36-47.

7. Kozina, A. A., Fillipova, E. V. (2017). Svyaz' viktimnosti i predstavleniya ob otnosheniyakh s roditelyami v podrostkovom vozraste [Relationship between Victimhood and Perceptions of Relationships with Parents in Adolescence]. In Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detei ipodrostkov. No. 2, pp. 117-118.

8. Konovalova, A. M. (2017). Psikhologicheskoe soderzhanie uvazheniya k roditelyam v podrostkovom vozraste [The Psychological Content of Respect for Parents in Adolescence]. Dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 269 p.

9. Kukhtova, N. V., Ponkratenko, V. S. (2018). Psikhologicheskie zashchity detei v otnosheniyakh s roditelyami [Psychological Protection of Children in Relations with Parents]. In Gribanova, D. Ya. (Ed.). Ak-tual'nye problemy razvitiya lichnosti v sovremennom obshchestve: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 115-letiyu so dnya rozhdeniya A. N. Leont'eva. Pskov, Pskovskii gosudarstvennyi universitet, pp. 247-250.

10. Myasishchev, V. N. (2011). Psikhologiya otnoshenii [Relationship Psychology] / ed. by A. A. Bodalev. Moscow, Rossiiskaya akademita obrazovaniya, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut. 356 p.

11. Okonechnikova, L. V. (2015). Osobennosti mezhlichnostnogo vospriyatiya v otnosheniyakh mezhdu po-drostkami i ikh roditelyami [Features of Interpersonal Perception in Relations between Adolescents and Their Parents]. In Novaya nauka: Opyt, traditsii, innovatsii. No. 4-2, pp. 59-63.

12. Prokofieva, Yu. V., Shereshkova, E. A. (2020). Osobennosti kognitivnogo komponenta otnosheniya k roditelyam u podrostkov [Features of the Cognitive Component of the Attitude Towards Parents in Adolescents]. In Zaboeva, M. A. (Ed.). Formirovanie otvetov na bol'shie vyzovy v kontekste psikhologo-pedagogicheskoi nauki: materialy III Vseros. molodezh. nauch.-praktich. konf. Shadrinsk, Shadrinskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, pp. 270-274.

13. Rays, F., Doldgin, K. (2012). Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of Adolescence and Youth]. Saint Petersburg, Piter. 237 p.

14. Fomicheva, L. F. (2005). Obraz roditelei i predstavlennost' otnoshenii s nimi u podrostkov [The Image of parents and the Representation of Relationships with Them in Adolescents]. In Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie. No. 3, pp. 26-40.

15. Shereshkova, E. A., Prokofieva, Yu. V. (2020). Osobennosti emotsional'no-otsenochnogo komponenta otnosheniya k roditelyam u podrostkov [Features of the Emotional-Evaluative Component of the Attitude Towards Parents in Adolescents]. In Pedagogicheskoe obrazovanie: traditsii, innovatsii, poiski, perspektivy: materialy XI Mezhdunarod. nauch.-praktich. konf. Shadrinsk, Shadrinskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universi-tet, pp. 217-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.