Научная статья на тему 'Связь детско-родительских взаимоотношений и уровня социально-психологической адаптации детей к детскому саду'

Связь детско-родительских взаимоотношений и уровня социально-психологической адаптации детей к детскому саду Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
433
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / STYLE OF FAMILY UPBRINGING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабан Олеся Валерьевна

В статье анализируется содержание понятия социально-психологической адаптации, приводятся критерии адаптированности детей в ДОУ, описываются результаты исследования по выявлению связи социально-психологической адаптированности ребенка к детскому саду и особенностей детско-родительских взаимоотношений, их эмоционального взаимодействия, даются практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шабан Олеся Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION ON ADAPTATION INFANTS TO KINDERGARTEN

The article examines the concept of adaptation, the complexity of the process of adaptation of children to the preschool institution, provides diagnostic criteria of adaptation of children in PRESCHOOL, describes the results of research to identify the relationship between the level of adaptation of the child to DOE and style of family education of parents and provides practical recommendations for optimization of the process of adaptation of children of early age to kindergarten.

Текст научной работы на тему «Связь детско-родительских взаимоотношений и уровня социально-психологической адаптации детей к детскому саду»

УДК 159.922.6

Шабан Олеся Валерьевна,

МДОУ № 154 г. Твери, e-mail: denisova.olesya@mail.ru

СВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

К ДЕТСКОМУ САДУ

Аннотация. В статье анализируется содержание понятия социально-психологической адаптации, приводятся критерии адаптированности детей в ДОУ, описываются результаты исследования по выявлению связи социально-психологической адаптированности ребенка к детскому саду и особенностей детско-родительских взаимоотношений, их эмоционального взаимодействия, даются практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Ключевые слова: развитие, адаптация, воспитание, стиль семейного воспитания.

Shaban Olesya Valeryevna,

MDOU № 154, Tver, e-mail: denisova.olesya@mail.ru

STYLE INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION ON ADAPTATION

INFANTS TO KINDERGARTEN

Abstract. The article examines the concept of adaptation, the complexity of the process of adaptation of children to the preschool institution, provides diagnostic criteria of adaptation of children in PRESCHOOL, describes the results of research to identify the relationship between the level of adaptation of the child to DOE and style of family education of parents and provides practical recommendations for optimization of the process of adaptation of children of early age to kindergarten. Key words: development, adaptation, education, style of family upbringing.

Тема исследования представляется актуальной, поскольку детский сад -это первый вне-семейный институт с которым вступают в контакт дети.

Поступление ребенка в детский сад и первоначальный период пребывания его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, образа жизни и деятельности детей. Внимание к проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада обусловлено тем, что, являясь динамическим процессом качественной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в период адаптации, могут актуализировать и, используясь в сходных ситуациях, закрепляться в структуре личности. В то же прямое влияние особенностей семейного воспитания на качественные характеристики адаптации малышей к детскому саду остается не исследованным.

Понятие "адаптация" в современной научной литературе трактуется как приспособление организма к новым для него условиям среды. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым пространством, с новым окружением и новыми отношениями[2,5]. Социально-психологическую адаптацию можно определить как приспособление личности к новым социальным группам, а также видам деятельности, которые имеют место в данном социуме, взаимодействие личности с социальной средой.

Роньжина А.С. [5] выделила следующие критерии адаптированности ребенка к детскому саду: общий эмоциональный фон (положительный/неустойчивый/ отрицательный); познавательная и игровая деятельность (активная/активная при поддержке взрослого/пассивная или проявляется реакция протеста); взаимоотношения со взрослыми (ребенок инициативен/принимает инициативу взрослого/уходит от взаимоотношений); взаимоотношения с детьми (ребенок инициативен/вступает в контакт при поддержке взрослого/пассивен или проявляет реакцию протеста); реакция на изменение ситуации (принятие/тревожность /непринятие).

В раннем возрасте появляются первые формы произвольного и волевого поведения, что обусловливается усложнением различных видов деятельности, развитием речи и других сторон личности ребенка. Однако в целом непреднамеренные, импульсивные действия в раннем детстве доминируют над волевыми [1]. Это в значительной степени осложняет процесс адаптации к детскому саду. Кроме того, часто период адаптации к дошкольному учреждению совпадает хронологически с кризисом трех лет [3]. Существуют три группы факторов, оказывающих влияние на процесс социально-психологической адаптации детей к ДОУ: особенности развития ребенка, социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения, педагогическое мастерство воспитателя, стиль семейного воспитания. Одним из главных факторов, влияющих на процесс адаптации детей к дошкольному учреждению, является атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку, семейное воспитание. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее психическое развитие.

Наше исследование проводилось на базе МДОУ № 79 г. Твери в период со 13 ноября по 11 декабря 2015 года. В исследовании принимало участие 14 родителей. Методики исследования: 1) методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ); 2) опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ). Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность

требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания. «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) позволяет опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия. Он содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока: блок чувствительности (способность воспринимать состояние ребенка; понимание причин состояния; способность к сопереживанию), блок эмоционального принятия (безусловное принятие; отношение к себе как к родителю; преобладающий эмоциональный фон взаимодействия), блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия (стремление к телесному контакту; оказание эмоциональной поддержки; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия;умение воздействовать на состояние ребенка)[4].

По методике АСВ в исследуемой группе выявлен стиль воспитания «потворствующая гиперпротекция», для которой характерны показатели по таким шкалам, как: «гиперпротекция» (7%), «потворствование» (14%), «недостаточность требований к ребенку» (14%), «недостаточность запретов» (28%), «минимальность санкций» (36%). Это стиль негармоничного воспитания, который может привести к развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у ребенка. По результатам тестирования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия по методике ОДРЭВ можно сделать вывод о высоком эмоциональном взаимодействии матери и ребенка раннего возраста в группе (выявленные средние значения в исследуемой группе родителей выше или равны средним

нормативным значениям по методике ОДРЭВ). Это, в свою очередь, не противоречит результатам тестирования по методике АСВ в части выявленного стиля воспитания «потворствующая гиперпротекция».

Диагностическое исследование уровней адаптированности детей к детскому саду по методике Роньжиной А.С. показал следующие результаты. У большей части (43%) детей выявлен средний уровень адаптированности. У 36% детей выявлен низкий уровень адаптированности. Меньше всего (21%) детей в группе с высоким уровнем адаптированности. Самыми проблемными зонами адаптации является общий эмоциональный фон (отрицательный -14%, неустойчивый 64%, положительный - 21% - у детей с высоким уровнем адаптированности) и реакция на изменение привычной ситуации (неприятие -29%, тревожность - 57%, принятие - 14%). Критерии «познавательная и игровая деятельность», а также «взаимоотношения со взрослыми» оказались нормативными в большинстве случаев (61% и 57%, соответственно), независимо от общего уровня адаптированности детей к детскому саду.

Проведенный корреляционный анализ связи стиля семейного воспитания и социально-психологической адаптации установил значимую обратную корреляционную связь по следующим шкалам: «гиперпротекция» (г = -0,441), «потворствование» (г = -0,414), «недостаточность требований» (г = -0,386), «недостаточность запретов» (г = -0,314), «минимальность санкций» (г = -0,429), которые в совокупности характеризуют стиль «потворствующая гиперпротекция». Наличие обратной корреляционной связи означает, что параметры оказывают отрицательное влияние на успешность адаптации ребенка к детскому саду.

Результаты корреляционного анализа эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия и социально-психологической адаптации позволяют сделать вывод о том, что параметры находятся в прямой

корреляционной связи, то есть, чем выше показатель эмоционального детско-родительского взаимодействия, тем лучше ребенок адаптируется к детскому саду. В исследуемой группе наиболее значимыми являются показатели: способность воспринимать состояние ребенка (г = 0,910), умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка (г = 0,755), стремление к телесному контакту (г = 0,637), оказание эмоциональной поддержки (г = 0,568), преобладающий эмоциональный фон (г = 0,529). Выделенные нами показатели детско-родительского эмоционального взаимодействия оказывают максимальное влияние на адаптацию детей исследуемой группы и не противоречат выявленному стилю воспитания.

На основе результатов нашего эмпирического исследования мы можем сформулировать ряд практических рекомендаций по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Воспитание детей в семье рассматривается как один из факторов, с которым связана успешность адаптации к дошкольному учреждению. В связи с этим подготовка ребенка к детскому саду должна быть постепенной и заблаговременной. Начиная с режима дня, навыков самообслуживания. Важно, чтобы семья вела активный образ жизни. И родители приобщали своего ребенка к общению как со взрослыми людьми, так и с ровесниками.

Если говорить о выборе стиля семейного воспитания в контексте адаптации ребенка к детскому саду, то безусловно важно повышать уровень компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детьми раннего возраста. А именно: расширение знаний родителей об особенностях семейных отношений, способах взаимодействия с ребенком раннего возраста. Важно акцентировать внимание родителей на таких характеристиках семейного воспитания, которые непосредственно связаны с успешностью адаптации малышей к условиям детского сада. (уровень протекции

родителей, степень удовлетворения потребностей, количество и качество обязанностей ребенка в семье, степень запретов - мера самостоятельности ребенка, строгость санкций, устойчивость стиля воспитания). Также необходимо обратить внимание родителей на особую важность эмоциональных отношений в семье. Отмечаем, что высокая способность воспринимать состояние ребенка, умение воздействовать на его эмоциональное состояние, оказание эмоциональной поддержки, преобладание положительного эмоционального фона в семье оказывают положительное влияние на социально-психологическую адаптацию ребенка к детскому саду.

Вышесказанное может быть реализовано по следующим этапам:

1. Первичное знакомство с родителями и их детьми, устраивающимися в детский сад. Это сбор первичных данных о родителях, первичных диагностических данных о детях.

2. Изучение особенностей внутрисемейных отношений (стиля семейного воспитания).

3. Информирование родителей об особенностях семейных отношений и способах взаимодействия с ребенком раннего возраста, способствующих благоприятной адаптации малышей к условиям ДОУ (на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях).

4. Заблаговременное информирование воспитателей группы о характере воспитания в семьях вновь поступающих детей, выработка на этой основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

С нашей точки зрения, проведение работы с родителями, в рамках программы оптимизации отношений с детьми с целью их более успешной адаптации к ДОУ, может повыить уровень социально-психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ; улучшить качество

общения родителей с детьми и взаимоотношений в семье; формировать индивидуальный подход к процессу адаптации и дальнейшему периоду пребывания ребенка в ДОУ; улучшить взаимодействие семьи и ДОУ, повыить ответственность родителей за воспитание детей[2,5].

В заключение хотелось бы отметить, что проблема связи социально-психологической адаптации и особенностей семейного воспитания требует дальнейшего детального и полного анализа всех действующих факторов на больших по численности выборках испытуемых.

Список литературы

1. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. М.: "Издательство "Спутник+", 2014. - 141 с.

2. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 176 с.

3. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Тверь: ТвГУ, 2006. - 145 с.

4. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи М.: Академия, 2008. -432 с.

5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению . М.: Книголюб, 2003.- 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.