Научная статья на тему 'Влияние стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду'

Влияние стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
868
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / адаптация / воспитание / стиль семейного воспитания / development / adaptation / education / style of family upbringing

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шабан Олеся Викторовна

В статье анализируется содержание понятия адаптации, сложность процесса адаптации детей к дошкольному учреждению, приводятся критерии диагностики адаптированности детей в ДОУ, описываются результаты исследования по выявлению связи уровня адаптированности ребенка к ДОУ и стиля семейного воспитания родителей, даются практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шабан Олеся Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION ON ADAPTATION INFANTS TO KINDERGARTEN

The article examines the concept of adaptation, the complexity of the process of adaptation of children to the preschool institution, provides diagnostic criteria of adaptation of children in PRESCHOOL, describes the results of research to identify the relationship between the level of adaptation of the child to DOE and style of family education of parents and provides practical recommendations for optimization of the process of adaptation of children of early age to kindergarten.

Текст научной работы на тему «Влияние стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду»

УДК 159.922.6

Шабан Олеся Викторовна,

МДОУ № 154, г. Тверь, e-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

Аннотация. В статье анализируется содержание понятия адаптации, сложность процесса адаптации детей к дошкольному учреждению, приводятся критерии диагностики адаптированности детей в ДОУ, описываются результаты исследования по выявлению связи уровня адаптированности ребенка к ДОУ и стиля семейного воспитания родителей, даются практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Ключевые слова: развитие, адаптация, воспитание, стиль семейного

воспитания.

Shaban Olesya Viktorvna,

MDOU № 154, Tver, e-mail: [email protected]

STYLE INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION ON ADAPTATION

INFANTS TO KINDERGARTEN

Abstract. The article examines the concept of adaptation, the complexity of the process of adaptation of children to the preschool institution, provides diagnostic criteria of adaptation of children in PRESCHOOL, describes the results of research to identify the relationship between the level of adaptation of the child to DOE and style of family education of parents and provides practical recommendations for optimization of the process of adaptation of children of early age to kindergarten. Key words: development, adaptation, education, style of family upbringing.

Переход из семьи в детский сад является одним из переломных моментов в жизни ребенка. Внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ связано с тем, что, являясь динамическим процессом

прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Понятие "адаптация" в современной научной литературе трактуется как приспособление организма к новым для него условиям среды. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера [2].

В раннем возрасте появляются первые формы произвольного и волевого поведения, что обусловливается усложнением различных видов деятельности, развитием речи и других сторон личности ребенка. Однако в целом непреднамеренные, импульсивные действия в раннем детстве доминируют над волевыми[1]. Это в значительной степени осложняет процесс адаптации к детскому саду. Одним из главных факторов, влияющих на процесс адаптации детей к дошкольному учреждению, является атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку, семейное воспитание. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее психическое развитие.

Наше исследование проводилось на базе ДОУ № 154 г. Твери, в

первой младшей группе. Возраст детей от 2 до 3 лет. В исследовании принимало участие 14 родителей в возрасте от 25 до 34 лет. ДОУ работает по программе «От рождения до школы». Родителям была предложена анкета наиболее известного и используемого метода диагностики родительской позиции по отношению к ребенку «Методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина» (ОРО)[3]. Опрос родителей позволил сделать вывод о том, что большинство родителей (92,86%)по шкале

2

«Принятие-отвержение» имеют средние баллы, которые свидетельствуют о нахождении показателей в рамках средней нормы, 7,14% родителей (1 человек) имеет низкий ранг, который говорит о восприятии родителя своего ребенка неприспособленным к жизни, не доверяет ребенку. По шкале «Кооперация» 64,29% родителей имеют высокие баллы, что свидетельствует о проявлении искреннего интереса родителей к тому, что интересует ребенка, высокой оценке способностей ребенка, поощрении самостоятельности и старании быть на равных с ребенком. 28,57% родителей имеют средние баллы по шкале, 7,14% родителей имеет низкий ранг. По шкале «Симбиоз» 71,43% родителей имеют средние баллы, 28,57% - высокие, отражающие стремление родителя оградить ребенка от трудностей жизни, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным, по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности. По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» 42,85% родителей имеют средние баллы, 28,57% - низкие, 28,57% - высокие баллы. По шкале «Маленький неудачник» 100% родителей имеют низкие баллы по шкале.

В результате опроса родителей по методике диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина, можно сделать следующие выводы: больше половины опрошенных родителей проявляют интерес к тому, что важно для ребенка, высоко оценивают способности своих детей, поощряют самостоятельность и стараются быть на равных с ребенком. Но и есть сторонники полярных мнений - одни родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни, стремясь удовлетворить все их потребности, при этом занимают слишком авторитарную позицию. У других же контроль над действиями ребенка практически отсутствует.

Критериями, по которым проводилась диагностика социальнопсихологической адаптированности детей в ДОУ, являлись: общий

3

эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение ситуации. На основании анализа данных исследования уровня адаптированности детей, можно сделать следующие выводы: большая часть детей имеет средний уровень адаптированности (58%), 42% - низкий уровень, высокий уровень адаптированности ни один ребенок в группе не показал. Наиболее проблемными зонами адаптации детей к ДОУ выступают эмоциональная сфера и сфера межличностных отношений, которые тесно связаны с навыками социального поведения ребенка, которые в свою очередь обусловлены отношениями в семье, что еще раз указывает на важность детско-родительских отношений в контексте адаптации детей к ДОУ.

Нами был проведен анализ влияния стиля родительского воспитания на социально-психологическую адаптацию детей. Рассмотрена группа детей с низким уровнем адаптированности и стиль воспитания их родителей. В результате анализа выяснили, что у детей с низким уровнем адаптированности к ДОУ, родители выбирают в качестве основы воспитания либо авторитарную позицию, либо прямо противоположную -попустительскую.

В результате исследования мы пришли к выводу, что у детей, чьи родители используют авторитарный и попустительский стиль родительского воспитания, снижен уровень адаптированности в ДОУ. На основе результатов эмпирического исследования мы можем сформулировать ряд практических рекомендаций по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Если говорить о выборе стиля родительского воспитания в контексте адаптации ребенка к ДОУ, то безусловно необходима определенная программа повышения уровня компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детьми раннего

4

возраста, что будет способствовать повышению успешности адаптации детей к ДОУ. Задачами такой программы могут быть следующие:

• Расширение знаний родителей об особенностях семейных отношений, способах взаимодействия с ребенком раннего возраста.

• Формирование у родителей таких характеристик семейного воспитания, которые обеспечивают наилучшую адаптацию малышей к условиям ДОУ. (поощрение воображения и любопытства ребенка, поощрение игр с другими детьми а также самостоятельные игры, отсутствие чрезмерного удовлетворения потребностей ребенка, установка четких требований к ребенку).

• Заблаговременное информирование воспитателей группы об особенностях семейных отношений и характере воспитания в семьях поступающих детей, о личностных особенностях детей. На этой основе возможно осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

С нашей точки зрения, проведение работы с родителями, в рамках программы оптимизации отношений с детьми с целью их более успешной адаптации к ДОУ, может дать следующие результаты: повышение уровня социально-психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ; улучшение качества общения родителей с детьми, формирование оптимальных взаимоотношений в семье; формирование индивидуального подхода к процессу адаптации и дальнейшего периода пребывания ребенка в ДОУ; улучшение взаимодействия семьи и ДОУ, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Список литературы

5

1. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. М.: "Издательство "Спутник+", 2014. - 141 с.

2. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 176 с.

3. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи М.: Академия, 2008, -432 с.

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.