Научная статья на тему 'Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста'

Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1261
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТСКО-МАТЕРИНСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА / ADAPTATION / EARLY AGE / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / MOTHER-AND-CHILD INTERACTION / MATERNAL RELATION / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PRESCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моторина Надежда Владимировна

Целью проведенного нами комплексного исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации явилось изучение факторов, оказывающих негативное влияние на течение адаптационного периода. Для достижения цели исследования нами были использованы методы тестирования и анкетного опроса. На первом этапе мы обратились к изучению особенностей детско-материнского взаимодействия. Нами был сделан вывод, что на развитие тяжелой формы адаптации оказывают влияние такие особенности внутрисемейного воспитания детей, как гиперпротекция, потворствование, недостаточность требований, запретов и санкций, а также чрезмерная забота, тесная эмоциональная связь и симбиотические отношения матери и ребенка. На втором этапе исследования главной задачей явилось выявление уровня развития эмоционального интеллекта воспитателей детских садов, в группах которых два и более ребенка с тяжелой формой адаптации. Результаты исследования показали, что большинство воспитателей характеризуются недостаточным уровнем контроля внешних проявлений эмоций и низкой способностью к управлению своими и чужими эмоциональными проявлениями. И, наконец, заключительный этап исследования мы посвятили изучению индивидуально-психических особенностей детей, характеризующихся тяжелой формой адаптации. В ходе анализа полученных данных, нами были отмечены трудности при построении взаимодействия детей со взрослым и низкую степень инициативности при общении. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей, характеризующихся тяжелой формой адаптации с учетом выделенных и эмпирически обоснованных нами факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моторина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF FACTORS PROVOKING DIFFICULT ADAPTATION TO CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSITUTIONS FOR EARLY AGE CHILDREN

The conducted complex research of early ager’s adaptation to conditions of preschool educational insitutions was aimed at investigation of factors having a negative impact on the course of adaptation period. Methods of questionnaire and testing were used during the investigation. On the first stage we rendered to the investigation of peculiarities of mother-and-child interaction. We have concluded that the development of difficult forms of adaptation is provoked by such peculiarities of intrafamilial education as hyperprotection, conniving, lack of demands, prohibitions and sanctions altogether with excessive care, close emotional connection and symbiotic relations of mother and child. On the second stage of research our main task was to discover the level of emotional intelligence of preschol teachers having in a group two or more children with difficult form of adaptation. The results of investigation revealed that most of teachers are characterised by insufficient level of emotional control and low ability to operate their own and others’ emotional display. The final stage of our research was devoted to investigation of personal mental peculiarities of children with dificult form of adaptation. While analyzing the data we noted the difficulties of child and grown-up interaction and low level of initiative in the process of communication. The results of investigation can be applied for the development of program of mental and educational support for children with difficult form of adaptation based on the marked and relevant conclusions.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста»

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-3-6 УДК 159.923.35

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Моторина Н.В.

Целью проведенного нами комплексного исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации явилось изучение факторов, оказывающих негативное влияние на течение адаптационного периода. Для достижения цели исследования нами были использованы методы тестирования и анкетного опроса. На первом этапе мы обратились к изучению особенностей дет-ско-материнского взаимодействия. Нами был сделан вывод, что на развитие тяжелой формы адаптации оказывают влияние такие особенности внутрисемейного воспитания детей, как гиперпротекция, потворствование, недостаточность требований, запретов и санкций, а также чрезмерная забота, тесная эмоциональная связь и сим-биотические отношения матери и ребенка. На втором этапе исследования главной задачей явилось выявление уровня развития эмоционального интеллекта воспитателей детских садов, в группах которых два и более ребенка с тяжелой формой адаптации. Результаты исследования показали, что большинство воспитателей характеризуются недостаточным уровнем контроля внешних проявлений эмоций и низкой способностью к управлению своими и чужими эмоциональными проявлениями. И, наконец, заключительный этап исследования мы посвятили изучению индивидуально-психических особенностей детей, характеризующихся тяжелой формой адаптации. В ходе анализа полученных данных, нами были отмечены трудности при построении взаимодействия детей со взрослым и низкую степень инициативности при общении. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей, характеризующихся тяжелой формой адаптации с учетом выделенных и эмпирически обоснованных нами факторов

Ключевые слова: адаптация, ранний возраст; дошкольная образовательная организация; детско-материнское взаимодействие; материнское отношение; эмоциональный интеллект; воспитатель детского сада.

RESEARCH OF FACTORS PROVOKING DIFFICULT ADAPTATION TO CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSITUTIONS FOR EARLY AGE CHILDREN

Motorina N.V.

The conducted complex research of early ager 's adaptation to conditions of preschool educational insitutions was aimed at investigation of factors having a negative impact on the course of adaptation period. Methods of questionnaire and testing were used during the investigation. On the first stage we rendered to the investigation of peculiarities of mother-and-child interaction. We have concluded that the development of difficult forms of adaptation is provoked by such peculiarities of intrafamilial education as hyperprotection, conniving, lack of demands, prohibitions and sanctions altogether with excessive care, close emotional connection and symbiotic relations of mother and child. On the second stage of research our main task was to discover the level of emotional intelligence of preschol teachers having in a group two or more children with difficult form of adaptation. The results of investigation revealed that most of teachers are characterised by insufficient level of emotional control and low ability to operate their own and others' emotional display. The final stage of our research was devoted to investigation of personal mental peculiarities of children with dificult form of adaptation. While analyzing the data we noted the difficulties of child and grown-up interaction and low level of initiative in the process of communication. The results of investigation can be applied for the development of program of mental and educational support for children with difficult form of adaptation based on the marked and relevant conclusions.

Keywords: adaptation; early age; preschool educational institution; mother-and-child interaction; maternal relation; emotional intelligence; preschool teacher.

Введение

В условиях модернизации отечественной системы образования, когда дошкольное образование законодательно закреплено в качестве уровня общего образования, происходят существенные изменения в требованиях к качеству предоставляемых услуг дошкольной организации.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, образовательная программа детского сада обеспечивает развитие личности детей

дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуально-психологических и физиологических особенностей.

Таким образом, современный детский сад должен содействовать раскрытию индивидуальности каждого ребенка, способствовать повышению адаптационных возможностей, обеспечивать оптимальные условия для всестороннего развития и удовлетворять требованиям преемственности школьного образования. В этом смысле особую важность представляет успешность адаптации, поскольку ее нарушение без своевременной и адекватной коррекции может оказать негативное влияние на образовательный процесс в целом.

Обзор иностранной и отечественной литературы

Поступление ребенка в дошкольную организацию сопряжено с определенными трудностями, связанными с необходимостью приспособления к нормам и требованиям, предъявляемым ребенку в условиях организованного детского коллектива, с новой социальной ситуацией, а также с овладением новыми для ребенка социальными ролями и отношения со сверстниками и взрослыми.

Адаптационные процессы являются важным показателем онтогенетического развития. Л.И. Божович отмечает, что психические особенности и качества формируются в ходе приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Затем они приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие [4]. Большинство исследователей подчеркивают динамический характер процесса адаптации, который обеспечивается постоянной регуляцией и активацией различных функциональных систем организма.

Основными признаками нарушения адаптации являются снижение тонуса различных функциональных систем организма, ослабление психосоматического здоровья, доминирование астенических эмоций, неадекватная реакция на разлуку с матерью, а также снижение речевой и познавательной активности ребенка.

Постановка задачи

Нами было проведено комплексное исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Исследуя факторы, оказывающие негативное влияние на течение адаптационного периода, мы обратились к изучению ряда аспектов. В результате анализа литературных источников и в ходе наблюдения за воспитателями, детьми и их родителями в период адаптации мы сделали вывод, что благополучие процесса адаптации зависит не толь-

ко от состояния здоровья детей и уровня их психического развития, но и от особенностей характера взаимодействия детей с матерями и воспитателями дошкольных организаций. Исследование процесса адаптации детей осуществлялось на базе детских садов общеразвивающей направленности города Иваново. Выборку исследования составили 236 человек, в том числе 100 детей с тяжелой формой адаптации, их 100 матерей и 36 воспитателей детей раннего возраста, в группах которых есть два и более ребенка с тяжелой формой адаптации. Таким образом, в исследовании приняли участие все субъекты образовательных отношений в дошкольной организации.

Описание исследования

На наш взгляд, отношения между матерью и ребенком являются одним из важнейших факторов, определяющих течение процесса адаптации. Прежде всего, мы обратили внимание на особенности материнского отношения к ребенку, отношение матери к семейной роли, специфику внутрисемейного воспитания и эмоционального взаимодействия.

Исследование характера внутрисемейных отношений осуществлялось нами с помощью теста-опросника анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). Методика АВС позволяет измерить показатели, относящиеся к нарушениям процесса воспитания.

В результате анализа полученных данных были выявлены нарушения в системе воспитательских позиций у исследованных матерей. Так, у 67% матерей определилась тенденция к гиперпротекции. Данный факт свидетельствует о том, что эти матери уделяют своему ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. У 65% матерей выявлена тенденция к потворствованию. Такие матери стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей своего ребенка.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса является система требований, предъявля-емыхк ребенку в семье. Эти требования выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть тех заданий, которые он выполняет дома (например, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Во-вторых, в эту систему требований входят требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей: от мягкого осуждения до суровых наказаний.

По результатам проведенного нами эмпирическогоисследования, 54% детей имеют минимальное количество обязанностей в семье, 40% детей воспитываются в условиях недостаточ-

ности запретов. 69% исследованных матерей минимально используют санкции по отношению к поступкам своих детей. Такие матери предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они чаще применяют поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Обращает на себя внимание наличие относительно большого количества матерей, предпочитающих в своем ребенке проявление женских качеств (24%). У таких матерей отношение к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу.

Таким образом, на развитие тяжелой формы адаптации оказывают влияние следующие особенности внутрисемейного воспитания детей раннего возраста: гиперпротекция, потворствование, недостаточность требований, запретов и санкций. Это вполне объяснимо, если принять во внимание особенности пребывания ребенка в детском саду. В условиях дошкольной организации ребенок усваивает не только способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками, но и четкую систему требований и правил поведения. Очевидно, что сотрудники детского сада не могут максимально и неукоснительно удовлетворять потребности ребенка. Наличие множества запретов и санкций, используемых в детском саду, провоцирует сильное эмоциональное напряжение у детей и, как следствие, нарушение процесса адаптации.

Следующим шагом в нашем исследовании стал анализ системы чувств матери по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты исследования, проведенного с помощью опросника по определению типов родительских отношений ОРО (Варга А.Я., Столин В.В.), показали, что у 83,9% матерей отмечаются высокие показатели по шкале «Симбиоз». Такие матери ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно чувствуют тревогу за ребенка. Совершенно очевидно, что ребенок, имеющий с матерью симбиотическую связь, является боязливым, робким, неспособным впоследствии на самостоятельные решения. Тревогу за ребенка вызывают любые незнакомые и новые ситуации, в которых он должен сам принять решение, ситуации, в которых ребенок остается без матери. Такое положение дел усугубляется в период поступления ребенка в детский сад.

В ходе исследования признаков, отражающих разные стороны отношения матери к ребенку и жизни в семье, проведенного с помощью методики исследования детско-родительских отношений PARI (Шефер Е.С., Белл Р.К.; адаптирован Нещерет Т.Н.) нами был выявлен ряд особенностей. Выяснилось, что большинство матерей стараются предоставлять своим детям возможность высказаться, стремятся к партнерским и уравненным отношениям с ними. При

таком подходе к воспитанию трудности, возникающие у ребенка в период адаптации, вполне объяснимы. Воспитатель детского сада в силу особенностей организации жизнедеятельности в дошкольной организации не может достаточно времени посвятить ребенку и полностью удовлетворить его потребность в общении и речевой активности. Обращает на себя внимание высокий показатель параметра «Чрезмерная забота», что свидетельствует о том, что многим матерям свойственно ограничение самостоятельности своего ребенка. Эта особенность вполне может являться одной из причин нарушения процесса адаптации, так как в условиях детского сада от ребенка требуют самостоятельного выполнения ряда культурно-фиксированных действий.

Очевидно, что большую роль в развитии ребенка играет аффективная форма взаимодействия с матерью, основанная на эмоциональном общении. Адекватное эмоциональное общение матери с ребенком и тесный контакт с ним в раннем возрасте способствуют становлению благоприятного взаимодействия с окружающей действительностью в последующие периоды развития человека.

При анализе особенностей характера эмоционального взаимодействия матери и ребенка мы использовали опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия ОДРЭВ (Захарова Е.И.). На наш взгляд, большое значение при анализе детско-материнских отношений имеют поведенческие проявления эмоционального взаимодействия. Они могут быть следующими: стремление к телесному контакту; способность матери к оказанию эмоциональной поддержки; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; умение воздействовать на состояние ребенка. Следует обратить внимание на то, что при высоких показателях параметров «Стремление к телесному контакту» и «Оказание эмоциональной поддержки» определяются относительно низкие показатели параметров «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» и «Умение воздействовать на состояние ребенка». Это свидетельствует о непоследовательности поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия и воспитательной неуверенности матерей.

Напомним, что в результате анализа особенностей внутрисемейного воспитания ребенка, испытывающего трудности в период адаптации к ДОО, были определены следующие факторы, затрудняющие адаптационный процесс: «Недостаточность требований», «Недостаточность запретов» (54% и 40% исследованных матерей соответственно), а также «Предпочтение женских качеств» (24%). В результате анализа материнского отношения было выявлено, что одними из факторов, оказывающих негативное влияние на процесс адаптации, являются «Чрезмерная забота», «Вербализация», «Партнерские отношения», «Развитие активности». Таким образом,

высокие показатели в блоке эмоциональной чувствительности, характеризующие адекватное эмоциональное взаимодействие в диаде «мать-дитя», вовсе не определяют положительного влияния на течение адаптационного периода, а скорее являются проявлением общего «симптоматического комплекса» нарушения процесса адаптации.

На втором этапе исследования мы обратились к изучению особенностей эмоционального взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста. На наш взгляд, воспитатель является центральным звеном, определяющим благополучие адаптации ребенка к условиям детского сада. Принимая во внимание то, что в семьях детей, характеризующихся тяжелой формой адаптации, родителями применяется минимальное количество запретов, санкций и обязанностей, на воспитателях групп раннего возраста лежит ответственность за формирование у ребенка представлений о правилах и нормах поведения и развития способности принятия системы требований к нему в условиях детского сада.

Основная задача воспитателя - создание условий для эмоционального благополучия, положительного самоощущения и уверенности в себе каждого ребенка.

Большую роль играет способность к позитивному принятию детей и положительному отношению к ним без каких-либо условий. Педагог должен уметь строить взаимодействие с детьми независимо от их возрастных и индивидуальных особенностей, уметь слышать, наблюдать и понимать причины состояния. Необходимым качеством для общения с детьми раннего возраста является эмоциональность, поэтому воспитателю необходимо не только быть отзывчивым, обладать выразительной речью и живой мимикой, но и иметь способность понимать эмоциональное состояние ребенка и управлять им, т.е. обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта.

В проведенном нами эмпирическомисследовании приняли участие 36 воспитателей разного возраста и с разным уровнем образования. Изучение эмоционального интеллекта воспитателей осуществлялось с помощью опросника по определению уровня эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.

Применение данной методики позволяет выделить и проанализировать в структуре эмоционального интеллекта межличностный эмоциональный интеллект, т.е. способность к пониманию эмоций других людей и управление ими, а также внутриличностный эмоциональный интеллект, который определяется как понимание собственных эмоций и способность ими управлять.

Напомним, что исследование воспитателей проводилось в группах, в которых есть два и более ребенка с тяжелой формой адаптации. В ходе исследования выяснилось, что всего 8%

воспитателей имеют высокий уровень общего эмоционального интеллекта, 84% - средний и 8% - низкий.

Исследование показало, что высоким уровнем развития способности к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций обладают 36% воспитателей, а 62% характеризуются низким уровнем развития способности к управлению эмоциями других людей.

Средним уровнем способности к пониманию и управлению своими эмоциями обладают 89% и 83% педагогов соответственно

У преобладающего числа воспитателей, принявших участие в исследовании, отмечен средний уровень межличностного (72% воспитателей) и внутриличностного интеллекта (89% воспитателей). Неспособны контролировать внешние проявления своих эмоций 61% педагогов.

В результате проведенного эмпирического исследования мы сделали вывод, что большинство воспитателей характеризуются недостаточным уровнем контроля внешних проявлений эмоций и низкой способностью к управлению своими и чужими эмоциональными проявлениями.

На степень тяжести адаптации могут оказывать влияние и индивидуальные особенности детей. Именно к изучению данного аспекта мы обратились на заключительном этапе исследования. Следует обратить внимание, что в исследовании приняли участие 100 детей, характеризующихся тяжелой формой адаптации. В ходе анкетного опроса было установлено, что исследуемые дети не имеют инвалидности и хронических заболеваний. Соматической осла-бленностью и частой заболеваемостью отличаются 62% детей. 100% детей воспитываются в полных семьях. Для выявления уровня психического развития детей нами была использована методика Смирновой Е.О., с помощью которой психическое развитие ребенка раннего возраста оценивается по следующим параметрам: уровень развития предметной деятельности, процессуальной игры, а также общения и речи.

В результате исследования уровня развития предметной деятельности мы сделали вывод, что большинство исследуемых детей (96%) используют ориентировочно-исследовательские, манипулятивные и культурно-фиксированные действия с предметами. У детей наблюдается эмоциональная вовлеченность в процессе предметной деятельности, но настойчивость и стремление к самостоятельности имеет среднее выражение (у 92% детей). Включенность предметной деятельности в общении со взрослым имеет следующие показатели: у детей ярко выражена ориентация на оценку взрослого, дети стремятся воспроизводить образец действия, но речевое сопровождение деятельности выражено слабо (у 86%).

В процессе анализа уровня развития у детей процессуальной игры было выявлено, что большинству из них присуща средняя длительность игровых действий (у 86%), а также средний уровень речевой активности (у 82%). Дети способны использовать в игровой деятельности предметы-заместители (98%), принятие игровой инициативы взрослого носит ярко выраженный характер.

В результате оценки уровня развития общения и речи мы сделали вывод о преобладании у детей среднего уровня развития общения (у 86%). Исследуемые дети проявляли инициативность в общении, но не во всех пробах. Обращают на себя внимание низкие показатели в пробе «Пассивный взрослый». При организации исследования большинство детей (72%) не вступали самостоятельно в контакт со взрослым, предпочитая наблюдать «со стороны». Высокий уровень развития активной речи отмечен у 76% исследуемых детей, средний - у 22%, низкий уровень развития характерен для 2% детей - участников исследования. У преобладающего большинства детей выявлен высокий уровень понимания речи и выполнения речевых инструкций (92%).

Результаты диагностики уровня психического развития детей не позволяют сделать нам выводы о зависимости развития тяжелой формы адаптации от индивидуально-психических особенностях детей. Обращает на себя внимание лишь низкая степень инициативности детей при общении со взрослым. Дети идут на контакт с опаской и беспокойством, предпочитая выполнять инструкции матери.

Заключение

Таким образом, на основе полученных данных нами были выделены 3 группы факторов, негативно влияющих на течение адаптационного периода:

1. Особенности детско-материнского взаимодействия

1.1. Характер внутрисемейного воспитания:

• склонность матерей к гиперпротекции (матери уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание ребенка становится центральным делом их жизни);

• стремление к потворствованию (мать стремится к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей своего ребенка);

• недостаточность по отношению к своим детям санкций, запретов и требований;

• дефицит возлагаемых на ребенка обязанностей.

1.2. Особенности материнского отношения:

• наличие симбиотической связи матери и ребенка. Такие матери ощущают себя с ребен-

ком единым целым, стремятся оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно чувствуют тревогу за ребенка;

• стремление к чрезмерной заботе и излишняя концентрация на ребенке;

• неуверенность матери в родительских способностях.

1.3. Особенности эмоционального взаимодействия матери и ребенка

• стремление к телесному контакту;

• тесная эмоциональная связь.

2. Особенности взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста 2.1. Уровень развития эмоционального интеллекта воспитателей:

• недостаточный уровень контроля над внешними проявлениями своих эмоций;

• низкая способность к управлению своими и чужими эмоциональными проявлениями.

3. Особенности коммуникативного развития ребенка:

• степень инициативности в общении;

• трудности при построении взаимодействия с взрослыми людьми.

Подводя итоги проведенного эмпирического исследования, нами был сделан вывод о том, что минимизация и устранение негативно влияющих факторов на процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО позволят снизить риск развития дезадаптации и облегчить адаптационный период детям, испытывающим трудности адаптации. Таким образом, возникает необходимость создания программы психолого-педагогического сопровождения детей, характеризующихся тяжелой формой адаптации с учетом выделенных и эмпирически обоснованных нами факторов. В содержание программы должны быть включены разделы, позволяющие охватить всех субъектов образовательных отношений.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 3-10.

2. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. - М.: Просвещение. 2007. 79 с.

3. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. 2003. №5. С. 49-53.

4. Баркан А.И. Психология для родителей: ребенок до трех лет. - M.: Пресс. 2QQQ. 356 с.

5. Боброва Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ - СПб: Пресс. 2Q13. 16Q с.

6. Божович Л.И. Личность ребенка, и ее формирование в детском возрасте. - M.: Просвещение. 1968. 464 с.

7. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. - Ярославль: Академия развития. 2QQ8.

8. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. - M.: Академия, 2QQ8. 176 с.

9. Лисина M.^ Общение, личность и психология ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - M.: Изд-во «Институт практической психологии». 1997. 384 с.

1Q. Mакшанцева Л.В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ // Вестник MrY 2QQ3. № 1. С. 6Q-67.

11. Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. - M.: ТЦ Сфера. 2Q13. 128 с.

12. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада (сборник статей и документов). - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС. 2QQ3. 22Q с.

13. .Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. - M.: Издательство Скрипторий. 2QQ6. 96 с.

14. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Речь. 2QQ2.

15. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - M., 198Q. 315 с.

References

1. Avdeeva N.N. Voprosypsikhologii. 1997. № 4, pp. 3-1Q.

2. Zavodchikova O.G. Adaptatsiya rebenka v detskom sadu: vzaimodeystvie doshkol'nogo obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya i sem'i. - M.: Prosveshchenie. 2QQ7. 79 p.

3. Aysina R., Dedkova V., Khachaturova E. Rebenok v detskom sadu. 2QQ3. №5, pp. 49-53.

4. Barkan A.I. Psikhologiya dlya roditeley: rebenok do trekh let. - M.: Press. 2QQQ. 356 p.

5. Bobrova T.A. Programma po adaptatsii i razvitiyu detey v vozraste ot goda do dvukh let v uslo-viyakh DOU. - SPb: Press. 2Q13. 16Q p.

6. Bozhovich L.I. Lichnost' rebenka, i ee formirovanie v detskom vozraste. - M.: Prosveshchenie. 1968. 464 p.

7. Il'ina I.S. Adaptatsiya rebenka k detskomu sadu. Obshchenie, rech', emotsional'noe razvitie. -Yaroslavl': Akademiya razvitiya. 2008.

8. Kostyak T.V. Psikhologicheskaya adaptatsiya rebenka v detskom sadu. - M.: Akademiya, 2008. 176 p.

9. Lisina M.I. Obshchenie, lichnost' ipsikhologiya rebenka / Pod red. Ruzskoy A.G. - M.: Izd-vo «Institut prakticheskoy psikhologii». 1997. 384 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Makshantseva L.V. VestnikMGU. 2003. № 1, pp. 60-67.

11. Naybauer A.V. Sozdanie usloviy adaptatsii detey rannego vozrasta k detskomu sadu. - M.: TTs Sfera. 2013. 128 p.

12. Overchuk T.I. Vospitanie detey rannego vozrasta v usloviyakh sem'i i detskogo sada (sbornik statey i dokumentov). - SPb.: DETSTVO - PRESS. 2003. 220 p.

13. .Pechora K.L. Razvitie i vospitanie detey rannego i doshkol'nogo vozrasta. Aktual'nye problemy i ikh reshenie v usloviyakh DOU i sem'i. - M.: Izdatel'stvo Skriptoriy. 2006. 96 p.

14. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. - SPb.: Rech'. 2002.

15. Sotsial'naya adaptatsiya detey vDOU/ Pod red. R.V. Tonkovoy-Yampol'skoy. - M., 1980. 315 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Моторина Надежда Владимировна, аспирант кафедры психологии Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: motorina.nadia@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 5611-2041

DATA ABOUT THE AUTHOR

Motorina Nadezda Vladimirovna, graduate student of psychology Shuya branch of Ivanovo State University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: motorina.nadia@mail.ru

Рецензент:

Шуранова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.