Violation of educational positions mothers as a factor in the development of severe early childhood adaptation to the conditions of preschool educational
institution Motorina N.
Нарушение воспитательных позиций матерей, как фактор развития тяжелой степени адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации Моторина Н. В.
Моторина Надежда Владимировна /Motorina Nadezda Vladimirovna - аспирант,
кафедра психологии,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, г. Иваново
Abstract: article discusses the features of educators, parents position in relation to young children, characterized by severe adaptation conditions of preschool educational organizations. The author concludes that the distress of the adaptation period for violations of family relations. Аннотация: в статье рассматриваются особенности воспитательской позиции родителей по отношению к детям раннего возраста, характеризующихся тяжелой формой адаптации к условиям дошкольной образовательной организации. Автор делает вывод о зависимости неблагополучия адаптационного периода от нарушений внутрисемейных отношений.
Keywords: early age, pre-school organization, adaptation, education, family relations. Ключевые слова: ранний возраст, дошкольная образовательная организация, адаптация, воспитание, внутрисемейные отношения.
Модернизация российского общества, системы социальных ориентиров и изменение положения женщин оказали влияние на отношение будущих матерей к семейной роли и материнству. В современных исследованиях отмечается смещение ценностных ориентаций девушек и молодых женщин к материальному благополучию и карьерному росту. Безусловно, это накладывает отпечаток на выполнение женщинами своих материнских функций. Большинство матерей стремятся как можно скорее после рождения ребенка выйти на работу. В связи с этим дети раннего возраста вынуждены посещать дошкольные образовательные организации (ДОО).
В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме физического и психического здоровья детей, которые зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и его способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста несовершенны, и поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического развития. Следовательно, от того, насколько будет благоприятно течение адаптационного периода, зависит дальнейшее развитие ребенка.
Изменение социальной ситуации в связи с поступлением ребенка в детский сад сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, происходит отрыв от объекта привязанности. Привязанность к матери, формирующаяся на первом году жизни, играет ведущую роль в психическом и личностном развитии ребенка, и определяется не как стремление к удовольствию (например, пищевому), а как в первую очередь необходимостью в защите и безопасности. Во-вторых, детский сад представляет собой своего рода социальную систему, в которой ребенок усваивает требования и нормы общества, способы взаимодействия со сверстниками. Таким образом, в условиях
дошкольной организации ребенок сталкивается с совершенно иной системой требований и правил поведения.
И, наконец, в-третьих, у ребенка начинает формироваться модель отношения не только со сверстниками, но и чужим незнакомым взрослым - воспитателем. Воспитатель играет ведущую роль в формировании у ребенка представлений о правилах и нормах поведения. И в зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Успешность адаптации ребенка раннего возраста зависит не только от уровня подготовки и квалификации воспитателя, но и от специфики педагогического общения.
По степени тяжести традиционно выделяют три основные формы течения адаптационного периода: легкую, средней тяжести и тяжелую. При анализе степени тяжести адаптации фиксируется скорость нормализации поведенческих реакций, аппетита и сна, наличие отрицательных эмоций в общении с взрослыми и детьми, боязнь пространства, быстрота восстановления речевой активности, кратность и длительность заболеваний, масса тела, рост и нервно-психическое развитие.
При тяжелой форме адаптации нарушение сна и аппетита наблюдается более 60 дней. У ребенка отмечаются частые заболевания, нередко с осложнениями, замедление темпов роста, уменьшение массы тела. Преобладают астенические эмоции. В большинстве случаев наблюдается резкое замедление темпов психического развития на 1 -2 эпикризных срока.
В результате комплексного анализа процесса адаптации у детей с тяжелой формой ее протекания нами был сделан вывод о зависимости благополучия адаптационного периода от уровня от особенностей внутрисемейных отношений и воспитательских позиций семьи, где воспитывается ребенок.
В результате анализа внутрисемейных отношений c помощью методики АВС (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.) были выявлены нарушения в системе воспитательских позиций у исследуемых матерей. Так, у 67% матерей определилась тенденция к гиперпротекции. Это свидетельствует о том, что матери уделяют своему ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. У 65% матерей выявлена тенденция к потворствованию. Такие матери стремятся к максимальному и некритическому удовлетворениюлюбых потребностей своего ребенка.
Неотъемлемой частью в воспитательном процессе являются требования, предъявляемые ребенку в семье. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть в тех заданиях, которые он выполняет (например, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи), во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей - от мягкого осуждения до суровых наказаний. По результатам проведенного исследования 54% детей имеют минимальное количество обязанностей в семье, 40% детей воспитываются в условиях недостаточности запретов. 69% исследуемых матерей минимально используют санкции по отношению к поступкам своих детей, такие матери предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они чаще применяют поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Обращает на себя внимание наличие относительно большого количества матерей, предпочитающих в своем ребенке проявление женских качеств (24%). У таких матерей отношение к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу.
Таким образом, на развитие тяжелой формы адаптации к условиям ДОО оказывают влияние следующие особенности внутрисемейного воспитания детей раннего возраста: гиперпротекция, потворствование, недостаточность требований, запретов и санкций. Это вполне закономерно, если принять во внимание особенности пребывания ребенка в детском
саду. В условиях дошкольной организации ребенок усваивает не только способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками, но и четкую систему требований и правил поведения. Очевидно, что сотрудники детского сада не могут максимально и неукоснительно удовлетворять потребности ребенка. Наличие множества запретов и санкций, используемых в ДОО, провоцирует сильное эмоциональное напряжение и, как следствие, нарушение процесса адаптации.
Литература
1. Баркан А.И. Психология для родителей: ребенок до трех лет. М.: Пресс, 2000. 356 с.
2. Лисина М.И. Общение, личность и психология ребенка / Под ред. Рузской А.Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии». 1997. 384 с.
3. Макшанцева Л.В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ // «Вестник МГУ». 2003. № 1. С.60-67.